ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные черты, особенности и юридические свойства Конституции Российской Федерации



Основными чертами Конституции РФ являются:

1) Основополагательный характер Конституции, который состоит в том, что:

а) Конституция регулирует наиболее важные общественные отношения;

б) конституционное регулирование носит обобщающий характер, его задача раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях.

2) Прямое действие Конституции. Эта черта прямо закреплена в ст. 15 Конституции РФ. В соответствии с положением данной статьи, нормы Конституции не нуждаются в каком-либо ином подтверждении.

3) Незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, при этом особо подчеркивается то, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

4) Конституция РФ носит реальный характер. Реальность это прежде всего соответствие Конституции фактически существующим общественным отношениям, реальность Конституции во многом зависит от политической и социальной стабильности;

5) Стабильность – это обеспечение длительного действия норм Конституции без внесения в них существенных изменений. Стабильность может быть достигнута по средствам закрепления только самых существенных общественных отношений. Стабильность Конституции также обеспечивается особым усложненным порядком внесения изменения в Конституцию, который предусмотрен в самой Конституции в главе 9;

6) Народность. Ее связывают с тем, что Конституция выражает интересы и волю всего многонационального народа в России в целом.

Народность Конституции обуславливается следующими факторами: именно сам народ создает объективные предпосылки появления новой конституции, т.к. как закрепленные в Конституции общественные отношения являются результатом деятельности народа; народность Конституции выражается в том, что народ непосредственно может участвовать в разработке и принятии новой Конституции.

Юридические свойства Конституции

Юридические свойства это правовые признаки Конституции как основного закона государства.

1) Конституция представляет собой нормативно-правовой акт. Как и всякий нормативно-правовой акт, Конституция обладает всеми его характеристиками: Конституция как любой нормативный акт состоит из норм права, нормы Конституции носят общеобязательный характер, Конституция характеризуется неконкретностью адресата, нормы Конституции действуют независимо от ее исполнения, действие норм Конституции обеспечивается принудительной силой государства.

2) Конституция как основной закон государства базируется на государственной воле общества. Именно указанной воле Конституция обязана своим возникновением и существованием. Об этом свидетельствуют результаты всенародного голосования по проекту Конституции, состоявшегося 12 декабря 1993 г.

3) Юридическое верховенство Конституции РФ. Это означает, что Конституции присуща высшая юридическая сила относительно всех иных нормативно-правовых актов в государстве. Все нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции.

4) Конституция РФ является базой текущего законодательства и служит источником его норм. Текущее законодательство не наполняет конституционные нормы новым содержанием, а лишь конкретизирует основополагающие положения Конституции в соответствующей сфере правовой жизни общества.

5) Особый порядок принятия и изменения Конституции РФ. Особый порядок изменения предусмотрен в самой Конституции в ст. 134-137.

 

Правовое положение депутата Федерального Собрания РФ

Статус депутатов Государственной Думы и членов Со­вета Федерации складывается из их прав, обязанностей и ответственности, он определяется Конституцией РФ, Феде­ральным законом о статусе члена Совета Федерации и ста­тусе депутата Государственной Думы Федерального Собра­ния Российской Федерации от 5 июля 1999 г. и рядом других федеральных законов. Закрепляя такой статус, законодатель предоставляет членам парламента особую право- и дееспо­собность с тем, чтобы парламентарий мог участвовать в зако­нотворчестве и осуществлении других функций парламента. Статусы депутата Государственной Думы и члена Сове­та Федерации во многом схожи, но между ними есть и раз­личия. Различия определяются уже тем, что депутаты Думы избираются населением, а члены Совета Федерации входят в состав палаты по назначению или избранию органами го­сударственной власти субъектов. РФ.

Общие требования к депутатам Государственной Думы и членам Совета Федерации. Членом Совета Федерации в соответствии с Федеральным законом "О порядке формиро­вания Совета Федерации Федерального Собрания Российс­кой Федерации" является представитель субъекта РФ: за­конодательного органа государственной власти субъекта РФ и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Депутатом Государственной Думы признается избран­ный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные пол­номочия, предусмотренные Конституцией РФ. и Федераль­ным законом.

Члену Совета Федерации и депутату Государственной Думы при осуществлении ими своих полномочий обеспечи­ваются условия для беспрепятственной и эффективной реа­лизации их прав и обязанностей, установленных Конститу­цией РФ, законами, регламентами палат. В своей деятель­ности члены Совета Федерации и депутаты Государствен­ной Думы должны руководствоваться Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральны­ми законами, Регламентом соответствующей палаты Феде­рального Собрания, предвыборной программой и своими убеждениями. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государ­ственной Думы.

Срок полномочий. Срок полномочий депутата Государ­ственной Думы начинается со дня избрания депутата и пре­кращается с момента начала работы Государственной Думы нового созыва, за исключением случаев досрочного прекра­щения полномочий.

Срок полномочий члена Совета Федерации определяет­ся с момента его избрания (назначения) в соответствии с Законом и заканчивается днем избрания (назначения) вновь избранного члена Совета Федерации, за исключением пре­дусмотренных Законом случаев досрочного прекращения полномочий.

Полномочия члена Совета Федерации, депутата Госу­дарственной Думы прекращаются досрочно в случаях:

1) утраты ими гражданства Российской Федерации либо приобретения гражданства иностранного государства;

2) вступления в законную силу обвинительного пригово­ра суда;

3) признания недееспособными на основании решения суда, вступившего в законную силу;

4) признания безвестно отсутствующими либо объявле­ния их умершими на основании решения суда, вступившего в законную силу;

5) смерти;

6) призыва на военную службу с их согласия. Полномочия депутата Государственной Думы прекраща­ются также в случаях:

1) письменного заявления о сложении своих полномочий;

2) избрания депутатом законодательного (представитель­ного) органа государственной власти субъекта РФ или орга­на местного самоуправления, выборным должностным ли­цом иного органа государственной власти или органа мест­ного самоуправления;

3) поступления на государственную или муниципальную службу, вхождения его в состав органа управления хозяй­ственного общества или иной коммерческой организации, занятия им предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

4) роспуска Государственной Думы в случаях, предус­мотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ.

Формы деятельности, права и обязанности членов пар­ламента. Формы деятельности определены в Законе для того, чтобы способствовать парламентариям в осуществлении их законотворческой деятельности. В то же время это означа­ет установление известных рамок такой деятельности с тем, чтобы не допустить вмешательства депутатов в прерогати­вы исполнительной и судебной власти, В Законе о статусе депутатов проявилась тенденция к осуществлению некото­рых контрольных функций парламентариями по отношению к исполнительным органам, что отражает инерцию прошлых лет. Весьма скромно выглядят обязанности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы — отсутству­ет, например, закрепление главной обязанности парламен­тария: присутствовать на заседаниях своей палаты, чем мно­гие из них часто пользуются. Ничего не говорится в Законе о дисциплинарных взысканиях, хотя во многих странах это признается необходимым.

Формами деятельности парламентариев являются учас­тие в заседаниях своих палат, комитетах и комиссиях, пар­ламентских слушаниях, в выполнении поручений палат, об­ращение к должностным лицам с требованием немедленного пресечения обнаружившегося нарушения прав граждан, на­правление обращений и депутатских запросов в органы госу­дарственной власти, органы местного самоуправления и др.

Формами деятельности депутата Государственной Думы являются также работа с избирателями, участие в работе Депутатских объединений — фракций и депутатских групп в Государственной Думе.

Деятельность членов Совета Федерации и депутатов Го­сударственной Думы может осуществляться также в иных формах, предусмотренных Конституцией РФ, федеральны­ми законами и Регламентами палат.

Законом специально регулируются взаимоотношения де­путата Государственной Думы с избирателями. Депутат Госу­дарственной Думы поддерживает связь с избирателями. При этом депутаты, избранные по одномандатным избиратель­ным округам, поддерживают связь с избирателями своих ок­ругов, а депутаты, избранные по общефедеральному изби­рательному округу, поддерживают связь с избирателями в регионе, определенном соответствующей фракцией. Депута­ты рассматривают поступившие от избирателей предложе­ния, заявления и жалобы, вносят предложения в соответ­ствующие органы власти и общественные объединения. Де­путаты информируют избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой ин­формации. Для работы с избирателями депутату ежемесяч­но предоставляются соответствующие дни в порядке, опре­деляемом Регламентом палаты. Главы администраций несут персональную ответственность за создание условий для нор­мальной деятельности депутатов Государственной Думы и их помощников.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение парламентарием указанных норм устанавли­вается Регламентами палат. Члены Совета Федерации и де­путаты Государственной Думы представляют декларации о доходах и сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности. Информация о нарушениях, выявлен­ных в результате проверки налоговыми органами Россий­ской Федерации, подлежит опубликованию в "Ведомостях Федерального Собрания Российской Федерации". Однако слу­чаев подобного рода пока выявлено не было.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы имеют право законодательной инициативы, которое осуществляется в форме внесения в Государственную Думу законопроектов и поправок к ним. Группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы может вносить предложения о по­правках и пересмотре положений Конституции РФ.

Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы пользуются правом решающего голоса по всем воп­росам, рассматриваемым палатами Федерального Собра­ния, комитетом, комиссией палаты, членами которых они

являются. Член Совета Федерации вправе присутствовать на всех заседаниях Государственной Думы, а депутат Го­сударственной Думы — на всех заседаниях Совета Федера­ции.

Неприкосновенность (парламентский иммунитет), закреплен­ная в ст. 98 Конституции РФ, — один из основных элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. По своему содержанию это гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционны­ми гарантиями неприкосновенности личности. Она не явля­ется личной привилегией, а имеет публично-правовой ха­рактер, призвана служить публичным интересам, обеспечи­вая повышенную охрану законом личности парламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограж­дая его от необоснованных преследований, способствуя бес­препятственной деятельности парламентария и тем самым — парламента, их самостоятельности и независимости.

Закрепление неприкосновенности в Конституции РФ является определенным исключением из общей конституци­онной нормы о равенстве всех перед законом и судом, что обусловлено необходимостью конституционной защиты спе­циального статуса парламентария как члена федерального представительного и законодательного органа. Нарушение положений закона, регулирующего вопросы неприкосновен­ности членов Совета Федерации и депутатов Государствен­ной Думы, влечет ответственность, предусмотренную дей­ствующим законодательством.

Вопрос о лишении членов Совета Федерации и депута­тов Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ соответствующей палатой. Для получения согласия на привлечение к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в су­дебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск члена Совета Федера­ции или депутата Государственной Думы Генеральный про­курор вносит в соответствующую палату Федерального Со­брания представление. Палаты рассматривают это представ­ление в порядке, установленном Регламентом соответствую­щей палаты, принимают по нему мотивированное решение и в трехдневный срок извещают о нем Генерального прокуро­ра. При необходимости от Генерального прокурора могут быть истребованы дополнительные материалы.

Вознаграждение членов парламента. В мировой практике давно признано, что члены парламента должны по­лучать вознаграждение, которое в конституциях и законах часто называется "индемнитетом"1. Вознаграждение вклю­чает как заработную плату, так и ряд других материаль­ных благ, оно исходит из того, что для осуществления де­путатской деятельности парламентарии нуждаются в поез­дках к избирателям, привлечении опытных помощников и т. д. Необходимы также медицинское обслуживание, стра­хование жизни и другие гарантии. Общество сознательно идет на соответствующие расходы, понимая важность со­здания удовлетворительных материальных условий для успешного осуществления народными избранниками их деятельности.

Жизнь и здоровье члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы подлежат обязательному государ­ственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму годового денежного содержания федерального мини­стра. Страховые суммы выплачиваются в случаях гибели (смерти) члена парламента, если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или причинения иного вреда его здоровью, причинения увечья или иного повреж­дения здоровья.

Все депутаты Государственной Думы независимо от за­нимаемой в палате должности, за исключением Председате­ля Государственной Думы, получают одинаковое ежемесяч­ное денежное вознаграждение. Депутату устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение в размере денежно­го вознаграждения федерального министра, а Председателю Государственной Думы — в размере вознаграждения Пред­седателя Правительства РФ. Депутату Государственной Думы и члену Совета Федерации ежемесячно возмещаются расходы, связанные с осуществлением им своих полномочии, в сумме, равной пяти минимальным размером оплаты труда.

Ответственность за нарушение статуса членов парла­мента. Невыполнение должностными лицами и другими ра­ботниками органов государственной власти, органов местно­го самоуправления, организаций, общественных объедине­ний законных требований членов Совета Федерации и депу­татов Государственной Думы либо создание им препятствий в осуществлении их деятельности, а равно предоставление им заведомо ложной информации или несоблюдение уста­новленных законом сроков и порядка предоставления инфор­мации и ответов на обращения и запросы влекут ответствен­ность, предусмотренную административным и уголовным за­конодательством. Ответственность наступает и за неправо­мерное воздействие на членов парламента и членов его се­мьи и других родственников, выраженное в виде насилия или угрозы применения насилия, оказанное в целях пре­кращения их деятельности в качестве члена Совета Феде­рации или депутата Государственной Думы или изменения J ее характера. Наказание предусмотрено за неуважение к члену Совета Федерации или депутату Государственной Думы.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.221.159.255 (0.01 с.)