Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения.

Поиск

Общее учение о конституции

Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, выражающий интересы народа в целом и закрепляющий важнейшие начала общественного строя и государственной организации власти соответствующей страны (систему госорганов, основные начала их организации и деятельности, основы правового статуса человека и гражданина и др.)

Смысла

Формальный – это закон, с высшей юридической силой.

Материальный – это правовой документ, который закрепляет основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина и пр.

Виды конституций:

1.по порядку (форме) принятия:

- дарованные властью монарха (Иордания, Непал);

- принимаются законодательным органом (парламентом)(Украина)

- путем референдума; (Франция, Россия);

- специальным органом (США).

2.по способу внесения изменений:

- гибкие – легко внести изменения.

- жесткие конституции – затрудненный порядок внесения изменений;

3. по степени соответствия существующим общественным отношениям:

- действительные – Конституция соответствует реально существующим основам государственного и общественного строя. Это работающая конституция – ее предписания воплощены в действительности.

- фиктивные – содержат в себе только идеологию.

4.по времени действия:

- постоянные – срок действия не ограничен;

- временные – четко обозначен срок действия;

По иерархии

- федеральные – основной источник конст.права, регулирует наиболее важные коренные общ.отношения.

- субъектовые – конституции республик, уставы субъектов.

6.по политическому режиму:

- демократические А (Австрия, Бельгия, Франция)

~ антидемократические: авторитарные и тоталитарные.

7.По их форме:

- писанные в виде одного акта —единый кодифицированный правовой акт, устанавливающий важнейшие институты общественного и государственного строя страны, изложенные в определенной логической системе.

- неписаные — состоящие из конституционных норм, содержащихся во многих законах, а также из конституци­онных обычаев (Великобритания).

Функции конституции (основные направления ее воздействия на общественные отношения):

1) учредительная – выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (пр.носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ)

2) юридическая – Конституция является основным законом, первостепенным источником права, высшая юр. сила.

3) Политическая -Конституция определяет основы политической системы. Конституция является также правовым фундаментом внешней политики, провозглашая общепризнанные нормы и принципы международного права.

4) Организационная - не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность.

5) идеологическая функция -конституция провозглашает и защищает важнейшие ценности - права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности и пр.

Юридические свойства конституции:

- юридическое верховенство в системе нормативных актов;

- база текущего законодательства;

- особый порядок принятия и изменения;

- особая правовая охрана.


Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения.

Конституционно-правовые нормы – установленные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения.

общие признаки: устанавливаются государством, в необходимых случаях обеспечиваются мерами государственного принуждения, выступают регулятором общественных отношений, правила общего характера, осуществляемые неоднократно.

Специфические признаки:

– они регулируют лишь наиболее общие, существенные отношения (в политической, социальной, духовной и др.сферах)

- учредительный характер предписаний – они определяют основы построения всей правовой системы

- они оформляют правовые основы государственности (экономические, политические, социальные, основы государственного устройства, правового статуса личности)

- своеобразие вида норм – в кп значительно больше, чем в других отраслях, норм общерегулятивного, а не конкретного характера. например, это нормы, определяющие Россию как демократическое, правовое, социальное государство

-особенности структуры: часто имеет место усеченная структура. Например, часто состоят из одной диспозиции- ст.48 «Президент РФ вносит законопроекты в ГосДуму, назначает референдум»), реже присутствует гипотеза, еще реже присутствует конституционная санкция

- в них часто отсутствует прямая связь между конкретными правами и обязанностями;

- особым механизмом реализации – возможна реализация норм вне конкретных правоотношений, через нормы других отраслей права.

Виды норм конституционного права:

1) по функциям - регулятивные и охранительные;

По характеру содержащихся предписаний

-управомачивающие – закрепляют право субъектов осуществлять определенные в них действия (пр. Президент РФ назаначает с согласия ГосДумы Председателя Правительства РФ»

-запрещающие – содержат запрет на совершении действия ст.13 «запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ»

-обязывающие – устанавливают обязанности субъектов: ст.58 «каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам»

3) По времени действия

- постоянные -

- временные – содержатся в разделе «Заключительные и переходные положения»

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, внутренняя структура, компетенция.

Совет Федерации: порядок формирования, полномочия. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации».

Согласно К РФ (ч. 3 ст. 95) и ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5.12.1995 г. в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Совет Федерации состоит из 170 представителей 85 субъектов РФ.

СФ не имеет определенного срока полномочий. Его состав обновляется по мере проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ.

Членом СФ может быть избран гражданин не моложе 30 лет, обладающий правом избирать и быть избранным в органы госвласти.

Представитель от законодательного органа субъекта избирается этим органом на срок полномочий этого органа или на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа, если законодательный орган образован путём ротации.

Представитель от двухпалатного законодательного органа субъекта избирается поочерёдно от каждой палаты на половину срока полномочий палаты. Представитель от однопалатного законодательного органа субъекта должен быть избран не позднее трёх месяцев со дня первого заседания этого органа нового созыва. При формировании путём ротации-со дня истечения срока, на который был изран предыдущий представитель. Кандидатура от однопалатного законодательного органа субъекта вносится на рассмотрение этого органа его председателем, двухпалатного-поочерёдно председателями палат.

Представитель от исполнительной власти субъекта назначается высшим должностным лицом субъекта на срок его полномочий. Член СФ - представитель от исполнительного органа субъекта должен быть назначен не позднее трёх месяцев со дня вступления высшего должностного лица субъекта. При досрочном прекращении полномочий представителя новый назначается не больше трёх месяцев.

Внутренняя структура: СФ избирает из своего состава председателя и его заместителей. СФ образует комитеты и комиссии, проводит парламентские слушания по вопросам ведения. Комиссии могут быть временными.

Ведение:

1. утверждение решения об изменении границ между субъектами

2. утверждение указов президента о чрезвычайном и военном положении

3. решении вопроса об использовании вооружённых сил РФ за пределами РФ

4.назначение выборов президента

5.отстранение президента от должности

6.назначение на должность судей конституционного, верховного, высшего арбитражного судов.

7. назначение и освобождение от должности генпрокурора, заместителя председателя счётной палаты и половины ее аудиторов.

Вопросы ведения СФ указаны в конституции.

Постановления СФ принимаются большинством голосов от общего числа членов, если иной порядок не предусмотрен конституцией. В совете федерации наиболее чётко проявляется принцип федерализма.


Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: внутренняя структура, компетенция, порядок деятельности.

ГД — нижняя палатаФедерального собрания.

Правовой статус ГД определён в гл. 5 К РФ.

ГД состоит из 450 депутатов: ½ из которых избирается напрямую и в один тур по результатам голосования в одномандатных округах. Вторая ½ формируется политическими партиями России, преодолевшими 5% барьер по результатам голосования за списки партий. Такая схема действовала на выборах в 1993-2003 годах и будет действовать снова, начиная с 2016 года. В 2007 и 2011 годах все 450 депутатов ГД определялись по результатам голосования за партийные списки, а проходной барьер равнялся 7%.

Депутатом ГД может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом ГД и членом СФ).

Срок полномочий начиная с VI созыва, депутатов избирают сроком на 5 лет.

Работу ГД возглавляет председатель ГД и его заместители.

Структура ГД:

1. Аппарат ГД — постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности депутатов, депутатских объединений, Совета, комитетов и комиссий, председателя Думы, его первых заместителей и заместителей, руководителя и работников аппарата Думы.

2. Председатель ГД осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти — исполнительной и судебной. Председатель, первый заместитель председателя и заместители председателя избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности заместителей председателя могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.

3. Комитеты ГД по созывам Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений.

Полномочия:

- внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы ГД на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов ГД на очередной месяц;

- осуществление предварительного рассмотрения законопроектов и их подготовка к рассмотрению ГД;

- подготовка проектов постановлений ГД;

- подготовка заключений по законопроектам и проектам постанов-й, поступившим на рассмотрение ГД;

- подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный суд РФ;

- в соответствии с решением Совета ГД, поручением Председателя ГД подготовка проектов постановлений ГД о направлении представителей ГД в Конституционный суд РФ;

- организация проводимых ГД парламентских слушаний;

- заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;

- анализ практики применения законодательства.

4. Комиссии. Комиссии образуются на срок, не превышающий срока полномочий ГД данного созыва. В ГД 6-го созыва существует шесть комиссий:

- Комиссия ГД по вопросам депутатской этики

- Комиссия ГД по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами ГД

- Комиссия ГД по правовому обеспечению развития организаций оборонно-промышленного комплекса РФ

- Комиссия ГД по рассмотрению расходов федерального бюджета, направленных на обеспечение национальной обороны, национальной безопасности и правоохранительной деятельности

- Комиссия ГД по строительству зданий и сооружений, предназначенных для размещения Парламентского центра

- Счётная комиссия ГД

5. Совет Государственной думы Планирует работу Госдумы и завершает разработку законопроектов, которые будут рассмотрены на ближайшем заседании палаты.

 

Ст. 103 К РФ определяет следующие полномочия ГД и даёт право выносить постановления по ним:

1.дача согласия президенту РФ на назначение председателя Правительства РФ;

2.заслушивание ежегодных отчётов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным ГД;

3.решение вопроса о доверии Правительству РФ;

4.назначение на должность и освобождение от должности председателя ЦБ РФ;

5.назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты РФ и половины состава её аудиторов;

6.назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с ФКЗ;

7.объявление амнистии;

8.выдвижение обвинения против президента РФ для отрешения его от должности.

ГД принимает ФЗ большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено К РФ.

Под принятым федеральным законом понимаются: законы, принятые ГД и одобренные СФ; законы, повторно принятые ГД; законы, одобренные ГД и СФ. Кроме того, принятый федеральный закон подписывается и обнародуется президентом РФ.

25. Порядок выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

ГД – нижняя палата парламента, состоит из 450 депутатов, избирается на 5 лет. С 2003 г. использовалась пропорциональная избирательная система. С 2016 года произойдет возврат к смешанной (пропорционально-мажоритарной) системе – 225 и 225 депутатов.

Суть системы:

1. пропорциональная – в выборах участвуют политические партии (вопрос, могут ли участвовать блоки политических партий - спорный), которые формируют избирательные объединения. Другими словами – это список политической партии, который идет на выборы. Данный список включает общефедеральную часть и так называемые региональные группы, для того, чтобы в состав ГД проходили представители субъектов РФ.

2. Мажоритарная система простого большинства. Вся территория страны делится на 225 округов. Для победы необходимо набрать простое большинство голосов. Основной субъект выдвижения – политические партии.

При подведении итогов голосования по пропорциональной избирательной системе присутствуют следующие этапы:

- первые обладатели депутатских мест – представители общефедеральной части списка тех политических партий, которые преодолели установленный законодательный барьер для прохождения в ГД (в 2016 г. – 5%). Оставшиеся мандаты, доставшиеся конкретной политической партии, распределяются между кандидатами, включенными в региональные группы. Чем выше поддержка политической партии в конкретном регионе, тем больше шансов у конкретной политической партии получить депутатские места от региональной группы.

Региональная группа может быть создана в 1 субъекте РФ; в двух и более граничащих субъектах РФ; на части территории субъекта РФ. Там, где создается региональная группа должно быть не менее 650 000 избирателей (в АО 980 000).

Порядок выборов регулируется отдельным ФЗ «О выборах депутатов ГД Федерального собрания РФ». Он определяет принципы выборов, характеризует стадии избирательного процесса. Данные выборы назначает Президент РФ. Они проводятся в декабре. Досрочные – только если президент распустит ГД.

Организатором выступает Центризбирком. Главный субъект среди кандидатов – политические партии, т.е. партии идут и списками и выдвигают своих кандидатов по мажоритарным округам. Политическая партия может включать в свои списки до 50% непартийных граждан. Практика предыдущих выборов показала лишь 2-3%. Список группы до 600 фамилий. На практике такие граждане после предвыборной кампании пишут заявление об отказе от получения депутатского мандата.

 

 

26. Законодательный процесс в РФ.

Законодательный процесс – порядок разработки и принятия законов.

Законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:

1) законодательная инициатива

3) рассмотрение законопроекта и принятие закона Государственной Думой;

4) одобрение закона Советом Федерации;

5) подписание и опубликование закона Президентом РФ.

Наряду с основными стадиями в законодательном процессе могут присутствовать дополнительные, так называемые факультативные стадии. К ним относятся:

1) преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов;

2) повторное рассмотрение Государственной Думой и Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ.

Законодательный процесс регулируется Конституцией РФ, Регламентами палат Федерального Собрания.

1. законодательная инициатива - представляет собой внесение законопроекта в Государственную Думу субъектами, имеющими на это право.

1) Президент РФ; Совет Федерации;члены Совета Федерации;депутаты Государственной Думы; Правительство РФ;законодательные (представительные) органы субъектов РФ;Конституционный Суд РФ по вопросам своего ведения; Верховный Суд РФ по вопросам своего ведения; Совет ГД определяет ответственный комитет ГД, который будет курировать этот законопроект и дату 1 чтения.

Инициатор предоставляет следующие документы: финансовое заключение Правительства, пояснительную записку (назначение, прогноз для этого закона), перечень нпа которые подлежат отмене в св.с принятием.

2 стадия Рассмотрение законопроекта и принятие закона в 3 чтениях, может больше, но не меньше, бюджет в 4 чтениях.

В ходе 1 чтения обсуждается: Представитель ответственного комитета или инициатор докладывают основные положения закона и в ГД обсуждается вопрос о необходимости его принятия, обсуждается - основные положения законопроекта

- общая концепция законопроекта

- целесообразность принятия

решение – отклонить или направить во 2 чтение (может быть принят сразу в 1 чтении) оформляется в виде постановления.

Между 1 и 2 чтением в ГД проводится содержательная работа по законопроекту, все обладатели права законодательной инициативы могут предложить свои поправки, ответ-й комитет фиксирует поправки в таблицу.

2 чтение – в нем рассматриваются предложения о поправках. Возможно голосование за и против отдельных поправок или по целому пакету поправок. В случае серьезных разногласий по поправкам законопроект может быть возвращен на доработку. Доработка проекта осуществляется рабочей комиссией на основе поступивших предложений и заключается в редактировании текста.

Между 2 и 3 чтением в ГД проводится экспертиза законопроекта (вопросы лингвистики, морфологии, пунктуации, системность подхода) – это делает правовое управление ГД.

3 чтение – не допускаются поправки и возвращение к обсуждению. Если законопроект не принят Гос. Думой в 3 чтении, он не подлежит дальнейшему рассмотрению. В искл. случаях по требованию большинства депутатов, председательствующий обязан поставить вопрос о возвращении к процедуре 2 чтения. проводится голосование по окончательному варианту текста. Прекращение обсуждения законопроекта оформляется специальным решением палаты и тогда законодательный процесс переходит на стадию принятия закона – данная стадия проходит в форме голосования. Федеральные законы принимаются простым большинством 50% + 1 голос, а ФКЗ считается принятым, если одобрен 2/3 от общего числа депутатов ГД.

Далее в течении 5 дней передаётся в Совет Федерации.

4. Одобрение совета Федерации (верхняя палата ФС) – Считается одобренным ФЗ

1) если за него проголосовало больше 50% членов Совета Федерации.

2) Либо если в течении 14 дней не был рассмотрен в СФ – то согласны по умолчини.

Если ФКЗ, то должно быть одобрено не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ. Важно, что есть вопросы обязательные для рассмотрения в СФ – федер.бюджет, налоги и сборы, ратификация международных договоров, война и мир, статус гос границы.

Если закон не одобрен СФ, то может быть создана согласительная комиссия департаментом ГД + членами СФ, они дорабатывают закон и происходит новое голосование в ГД и далее в СФ. В случае не согласия с решением СФ ГД вновь голосует и закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД.

Принятый ФЗ в течении 5 дней направляется Председателем ГД Президенту РФ.

в) подписание закона президентом РФ. Президент: 1.В течении 14 дней подписывает и обнародует его – закон вступает в силу. или

2.отклоняет закон, не подписывает и не обнародует. Президент должен предложить свою редакцию с поправками. В этом случае ГД и СФ в установленном порядке вновь рассматривает. Если при повторном рассмотрении закона будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД и членов СФ, то он подлежит подписанию президентом в течении 7 дней и обнародован.

4 стадия – опубликование закона (промульгация закона) ФЗ ФКЗ в течении 7 дней после подписания президентом подлежат официальному опубликованию. Не опубликованные законы не применяются.

Публикуются в официальных источниках: Российская газета, Парламентская газета, Собрание законодательных актов РФ.

(вступают в силу: 10 дней после опублик или с момента указанного в законе.)

 

 

27. Правительство Российской Федерации: состав, порядок формирования, компетенция, порядок деятельности. Акты Правительства Российской Федерации.

Конст определила исполнительную власть как самостоятельную ветвь гос власти. Правительство является высшим органом исполнительной власти.

Состав.В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры (министр иностранных дел – Лавров, министр транспорта, энергетики, юстиции.- это президиум правительства). Председатель назначается Президентом с согласия Гос. Думы. В соответствии Конституцией предложение о кандидатуре Председателя вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства либо и течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Гос. Думой. Гос. Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Гос. Думой Президент назначает Председателя Правительства, распускает Гос. Думу и начинает новые выборы.

Согласно Конституции, Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Председатель Правительства РФ освобождается от должности Президентом по заявлению Председателя об отставке в случае невозможности исполнения Председателем своих полномочий.Освобождение от должности Председателя Правительства одновременно влечет за собой отставку Правительства. В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей.В случае освобождения от должности Председателя Правительства Президент вправе до назначения нового, поручить исполнение обязанностей Председателя одному из заместителей Председателя на срок до двух месяцев.

Заместители Предстателя и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства. И вправе подавать заявления об отставке.

Правительство действует в пределах срока полномочии Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать, до сформирования нового Правительства. Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом. Президент сам может принять решение об отставке Правительства.

Гос. Дума может выразить недоверие Правительству. После выражения Гос. Думой недоверия Правительству Президент вправе объявить об отставке Правительства либо не согласиться с решением Гос. Думы. Если Гос. Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.

Председатель Правительства может поставить перед Гос. Думой вопрос о доверии Правительству. Если Гос. Дума в доверии отказывает, Президент в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Гос. Думы и назначении новых выборов. В случае отставки Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового.

Компетенция – а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; отчет об исполнении федерального бюджета; ежегодные отчеты о результатах своей деятельности

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) в сфере обороны и гос безопасности - осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) имеет право законодательной инициативы.

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

Акты – подзаконное нормотворчество. Правительство на основании и во исполнение КРФ, ФЗ, нормативных Указов Президента издает постановления (носят нормативн.характер) и распоряжения (по оперативным и иным текущим вопросам), обеспечивает их исполнение, если они противоречат вышеперечисленным актам – Президент может их отменить. Эти постановления обязательны для исполнения в РФ. Президент определяет порядок вступления их в силу подлежат опубликованию не позднее 15 дней.

Пр. Постановление « О внесении изменения в Правила принятия Федеральной службой

по тарифам решений по определению цен или их предельных уровней в сфере деятельности субъектов естественных монополий.»

 

28. Порядок формирования и компетенция Конституционного Суда РФ

Полномочия, порядок образования и деятельности конституционного суда РФ устанавливается ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Конст. Суд РФ — судебный орган конст. контроля, самостоятельно осуществляющий судебную власть посредством конст. судопроизводства. Его задача — обеспечение защиты основ конст. строя, основных прав и свобод личности, верховенства и прямого действия К.

Число судей 19. Они назначаются Советом Фед. по представлению Президента. Кандидатом на должность судьи может быть гражданин РФ не моложе 40 лет с безупречной репутацией, имеющий высшее юр. образование, стаж работы не <15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. По достижении 70 лет конст. судья уходит в отставку. Судья назначается в индивидуальном порядке тайным голосованием, если его кандидатура получила большинство голосов от общего числа членов Совета Фед.

Конст. Суд имеет 2 палаты по 9 и 10 судей, которые равноправны и решения которых имеют такую же юр. силу, как и решения Суда в целом. Для рассмотрения особо важных дел проходят пленарные заседания, в которых участвуют все судьи и которые вправе рассматривать любой вопрос, входящий в компетенцию Конст. Суда. Председатель КС РФ и его 2 заместителя назначается на должность СФ по представлению Президента РФ сроком на 6 лет из числа судей КСуда РФ и могут переназначены неограниченное число раз.

В основе деятельности Конст. Суда лежат принципы независимости, коллегиальности, гласности, устности разбирательства, языка судопроизводства, непрерывности судебного заседания, состязательности и равноправия сторон. Полномочия К.С. — 1. Рассмотрение дел в порядке нормоконтроля: а) абстрактный нормоконтроль: проверка соответствия Конституции: а) ФЗ, нормативных актов высших фед. органов гос. власти (Президента, палат Фед. Собрания, Правительства); б) конституций и уставов, иных нормативных актов субъектов, кроме тех, которые относятся к сфере искл. ведения субъектов; в) договоров между органами гос. власти РФ и субъектов; г) междунар. договоров РФ, не вступивших в силу. Конст. Суд не рассматривает, ненормативные (индивидуальные) акты указанных органов, правовые акты, включая нормативные, всех других гос. органов, т.к. это входит в компетенцию общих судов; не занимается проверкой правоприменительной практики.

б)конкретный нормоконтроль: дела о соответствии К. законов, принимаемых или подлежащих применению в конкретном деле - по Жалобам граждан, их объединений, управомоченных органов и лиц, - по запросам судов

2. разрешение споров о компетенции между органами гос. власти

3. рассмотрение дел о толковании К РФ. Толкование Конституции имеет место когда в Конст. Суд обращаются Президент, Совет Федерации, Гос. Дума, Правительство, органы законодательной власти субъектов.

4. дача заключения по делам о конституционной ответственности президента. Дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента в гос. измене или совершении иного тяжкого преступлени.

5. Рассмотрение по вопросам референдума рф - проверяет на соответствие К РФ вопрос, выносимый на референдум

Общее учение о конституции

Конституция – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, выражающий интересы народа в целом и закрепляющий важнейшие начала общественного строя и государственной организации власти соответствующей страны (систему госорганов, основные начала их организации и деятельности, основы правового статуса человека и гражданина и др.)

Смысла

Формальный – это закон, с высшей юридической силой.

Материальный – это правовой документ, который закрепляет основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина и пр.

Виды конституций:

1.по порядку (форме) принятия:

- дарованные властью монарха (Иордания, Непал);

- принимаются законодательным органом (парламентом)(Украина)

- путем референдума; (Франция, Россия);

- специальным органом (США).

2.по способу внесения изменений:

- гибкие – легко внести изменения.

- жесткие конституции – затрудненный порядок внесения изменений;

3. по степени соответствия существующим общественным отношениям:

- действительные – Конституция соответствует реально существующим основам государственного и общественного строя. Это работающая конституция – ее предписания воплощены в действительности.

- фиктивные – содержат в себе только идеологию.

4.по времени действия:

- постоянные – срок действия не ограничен;

- временные – четко обозначен срок действия;

По иерархии

- федеральные – основной источник конст.права, регулирует наиболее важные коренные общ.отношения.

- субъектовые – конституции республик, уставы субъектов.

6.по политическому режиму:

- демократические А (Австрия, Бельгия, Франция)

~ антидемократические: авторитарные и тоталитарные.

7.По их форме:

- писанные в виде одного акта —единый кодифицированный правовой акт, устанавливающий важнейшие институты общественного и государственного строя страны, изложенные в определенной логической системе.

- неписаные — состоящие из конституционных норм, содержащихся во многих законах, а также из конституци­онных обычаев (Великобритания).

Функции конституции (основные направления ее воздействия на общественные отношения):

1) учредительная – выражается в признании и юридическом оформлении важнейших институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы (пр.носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ)

2) юридическая – Конституция является основным законом, первостепенным источником права, высшая юр. сила.

3) Политическая -Конституция определяет основы политической системы. Конституция является также правовым фундаментом внешней политики, провозглашая общепризнанные нормы и принципы международного права.

4) Организационная - не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность.

5) идеологическая функция -конституция провозглашает и защищает важнейшие ценности - права и свободы человека и гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности и пр.

Юридические свойства конституции:

- юридическое верховенство в системе нормативных актов;

- база текущего законодательства;

- особый порядок принятия и изменения;

- особая правовая охрана.


Конституционно-правовые нормы и конституционно-правовые отношения.

Конституционно-правовые нормы – установленные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие конституционные отношения.

общие признаки: устанавливаются государством, в необходимых случаях обеспечиваются мерами государственного принуждения, выступают регулятором общественных отношений, правила общего характера, осуществляемые неоднократно.

Специфические признаки:

– они регулируют лишь наиболее общие, существенные отношения (в политической,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 520; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.130 (0.024 с.)