Нормы-цели, нормы-задачи, нормы-символы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормы-цели, нормы-задачи, нормы-символы



В конституциях и других актах конституционного права порой встречаются такие положения, которые определяют экономические, социальные и политические цели, задачи общества и государства. Это особенно относится к социалистическим и иным идеологизированным конституциям. «Корейская Народно-Демократическая Республика борется за полную победу социализма в северной части страны», – говорится, например, в ст. 5 Социалистической конституции КНДР 1972

Классификация норм

Их можно классифицировать по следующим основаниям:

ü По функциональной направленности

· Регулятивные

· Охранительные. Большая часть норм конституционного права относится к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего представляют собой запреты («Право на ведение государством войны не признается», – гласит, например, ст. 9 Конституции Японии).

 

ü По способу воздействия на субъекты права

· Управомочивающие

· Запрещающие

 

ü По характеру регулируемых общественных отношений

· материальные («Все обязаны участвовать в государственных расходах...» – ст. 53 Конституции Италии)

· процессуальные («Одно заседание в неделю отводится для обсуждения вопросов, вносимых членами Парламента, и ответов Правительства» – ст. 48 Конституции Франции).

 

ü По действию во времени нормы

· Постоянные

· Временные

· Исключительные

Большинство норм – постоянные; у них неопределенный срок действия.

Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом.

Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.

5. Источники конституционного права:

Основной источник КП – Конституция.

Особое место - Декларация

Наиболее распр- Закон.

Под источником права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы.

Основными видами источников конституционного права являются

· нормативно-правовые акты

· судебные прецеденты

· правовые обычаи

· международные и внутригосударственные договоры.

 

Нормативно-правовые акты конституционного права обычно подразделяются на:

· законы

· нормативные акты исполнительной власти

· нормативные акты органов конституционного контроля (надзора)

· парламентские регламенты

· акты местного самоуправления.

 

Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иногда другими высшими органами власти – монархами в абсолютных монархиях, узкими постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых социалистических странах (например,Постоянным Комитетом Всекитайского Собрания Народных Представителей), народом на референдумах и т. д.

По степени важности и характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на

· конституционные

· органические

· обычные.

 

Конституционные законы

Обладают высшей юридической силой.

Среди них следует прежде всего выделить Конституции.

1. Провозглашают основные права и свободы человека и гражданина

2.регулируют основы общественного строя, форму государства

3.устанавливают принципы организации и деятельности государственных органов.

4.В отдельных странах они регулируют не все отмеченные общественные отношения. Иногда их называют основными законами, однако в некоторых странах понятие основного закона не совпадает или не вполне совпадает с понятием конституции.

 

Конституционные законы как источники права имеют различное значение в разных странах.

В Чехословакии было принято, что конституционные законы дополняют Конституцию, которая и сама считалась одним из конституционных законов.

Подчас конституционные законы содержат не нормы, а однократные распоряжения (например, об однократном изменении – продлении или сокращении – срока полномочий представительных органов, если в конституции такая возможность прямо не предусмотрена).

 

В Италии конституционные законы издаются по отдельным указанным в Конституции наиболее важным вопросам и имеют более высокую юридическую силу, чем обычные законы, но меньшую, чем Конституция; это аналог рассматриваемых ниже органических законов.

В Югославии принято издавать конституционные законы одновременно с принятием новой Конституции или группы поправок к ней; в конституционных законах содержатся переходные положения.

Органические законы

В ряде стран (обычно романской системы права) определяют статус органов государства и процедуры народного голосования на основе бланкетных статей конституций.

 

Конституция Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса таких государственных органов, как Конституционный совет (ст. 63), Высокий суд правосудия (ст. 67), Суд правосудия Республики (ст. 68-2), Экономический и социальный совет (ст. 71), Высший совет магистратуры (ст. 65), порядка выборов палат Парламента (ст. 25) и др.

Обычные законы

В тех странах, где имеются также конституционные, органические и им подобные законы с повышенной юридической силой, регулируют менее важные общественные отношения, образующие предмет конституционного права.

Конституции, конституционные, органические и им подобные законы всегда в полном объеме являются источниками конституционного права, обычные же законы – либо в полном объеме, либо частично в зависимости от места, которое в них занимают конституционно-правовые нормы.

 

Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых странах нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парламентов (декреты-законы Государственного совета на Кубе, значительная часть указов Государственного совета во Вьетнаме, законодательные декреты и декреты-законы Правительства в Испании и т. п.). Они зачастую подлежат последующему утверждению парламентом и являются источниками конституционного права, если содержат соответствующие нормы.

· Нормативно-правовые акты исполнительной власти

Относятся нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.) и нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты, постановления и т.п.).

Указанные акты служат источниками конституционного права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящих.

· Нормативно-правовые акты органов конституционного контроля (надзора)

Решения Конституционного совета во Франции, конституционных.судов в Италии, Германии, Болгарии, Венгрии, конституционных трибуналов в Польше, Испании, верховных судов в США, Японии, Индии и т.п.

Нормативно-правовой характер имеют такие решения этих органов, которые содержат конституционно-правовые нормы – о конституционности законов и других нормативных актов, о компетенции государственных органов, о толковании конституции и т.п.

Во Франции, например, подобное значение имеют и некоторые решения Государственного совета – высшего органа административной юстиции. Фактически многие акты органов конституционного контроля (надзора) имеют ту же юридическую силу, что и конституционные нормы.

 

· Регламенты палат парламентов

Как источники конституционного права содержат нормы, определяющие порядок деятельности палат и их внутренних структур.

 

· П арламентские прецеденты

Поведение в конкретных ситуациях, которое считается обязательным в случае повторения таких ситуаций. Конституционно-правовые нормы могут содержаться и в регламентах иных органов власти (правительств, конституционных судов и др.).

 

· Решения органов местного самоуправления (например, местные уставы, статуты)

Я вляются источниками конституционного права, когда регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением публичной власти.

 

· Судебный прецедент

Решение суда по конкретному делу, которое признается обязательным при рассмотрении в последующем аналогичных дел. Особенно широко он применяется в Великобритании, США, Индии и ряде других стран, воспринявших англосаксонскую систему права.

Они в значительной степени определяют правовое положение граждан и общественных объединений, а также взаимоотношения между органами государства. Так, в Великобритании именно судебный прецедент обосновал неответственность монарха («Король не может быть неправ»), санкционировал институт контрасигнатуры («Король не может действовать один»).

Признание судебного прецедента источником конституционного права означает, что судебные органы осуществляют не только юрисдикционную функцию (разрешение конфликтов на основе права), но и правотворческую.

 

· Конституционно-правовые обычаи

Лишь в отдельных странах они считаются официальными источниками конституционного права.

Это правила поведения, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо санкционированные государством.

Судом они в любом случае не защищаются.

Широкое распространение обычай получил в конституционном праве Великобритании (конституционные соглашения). Многие положения британской конституции существуют ныне именно в этой форме: «Король должен согласиться с биллем (законопроектом), прошедшим через обе палаты Парламента»; «лидер партии большинства – Премьер-министр»; «министры выходят в отставку, если перестают пользоваться доверием Палаты общин»; «Палате лордов не принадлежит инициатива финансовых биллей» и др.

 

· Международные договоры

Служат источниками конституционного права в случаях, когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение.

В современных конституциях многих государств содержатся положения о примате международного права перед внутригосударственным.

В Западной Европе формируется единое правовое пространство, охватывающее страны Европейского союза, где непосредственно действуют акты, издаваемые не только национальными органами власти, но также и органами Союза. Такие тенденции обозначились и в некоторых других регионах мира. Впрочем, надо иметь в виду, что имеющие прямое действие в странах Европейского союза акты органов Союза являются не международными договорами, а актами наднационального характера.

· Внутригосударственные договоры

Служат источниками конституционного права, если регулируют конституционные проблемы в случае, когда заключившие их субъекты на это управомочены.

В качестве примера можно указать на договоры, заключаемые территориальными общностями между собой или с центральной властью. Например, согласно ч. 2 ст. 145 Конституции Испании статуты автономных сообществ могут предусмотреть случаи, условия и цели, в которых автономные сообщества могут заключать между собой соглашения для управления и взаимного оказания услуг, а также характер и последствия уведомления об этом Генеральных кортесов (парламента страны). В прочих случаях соглашения автономных сообществ о сотрудничестве нуждаются в утверждении Генеральных кортесов.

 

· Доктрины

На Западе – доктрины известных ученых-юристов (У. Блэкстона, А. Дайси и др.).

В древние и средние века трактаты выдающихся юристов, толковавших нормы права, фигурировали в судах как источники права.

В настоящее время в решениях, например, британских судов можно встретить ссылки на труды ученых-юристов, однако они рассматриваются уже не как источники права, а как средство обоснования, дополнительной аргументации судебного решения.

· Своды религиозных правил

Их юридическая сила порой превосходит даже силу конституционных норм. Например, в Исламской Республике Иран высшим источником права является шариат – свод норм мусульманского права.

 

6. Понятие конституции как конкретно-исторического, социально-политического и правового явления.

Конституция (конкретно-историческое явление) – порождение условий времени и места, отражающее соответствующий этап развития общественного о государственного строя определенной страны (внутренний фактор) и мировой цивилизации (внешний).

Конституция (социально-политическое) – социальный регулятор общественных отношений, отражающий расстановку политических сил в обществе, заключающуюся либо в их конфронтации, либо в достигнутом между ними компромиссе.

Данный подход к характеристике конституции, позволяет вскрыть ее социальную и политическую сущность. В конституции в большей или меньшей мере отражаются политические и идеологические позиции преобладающих политических сил. Соответствующее состояние общества сказывается на уровне стабильности и показателе реальности конституции.

Конституция (правовое) – основной закон гос-ва, обладающий верховенством и высшей юр.силой, который определяет принадлежность, принципы организации и осуществления гос.власти и основы правового положения личности и устанавливает правовые пределы для власти и нормативную меру свободы для человека.

Конституция - система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы организации и деятельности самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах, иногда называемых основными законами, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях. В тех странах, где формально-юридическая конституция (см. ниже) отсутствует, различие между конституцией и конституционным правом провести невозможно.

Конституция в так называемом материальном смысле (значении) представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

Однако в материальном смысле термин «конституция» употребляется редко. Гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле (значении), то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и другим актам. Конституция в данном смысле – это в своем роде закон для законов. Она не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

Все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в смысле формальном. Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы. К конституции в материальном смысле относятся лишь те правовые нормы, которые регулируют указанные выше общественные отношения.

Напротив, конституции в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера.. Они входят в состав высшего закона, но регулируют иные отношения, чем указанные выше

(примером могут служить положения о финансах в ст. 105–115 Основного закона для Федеративной Республики Германии 1949 г.).

Различаются также понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция в материальном или формальном смысле – это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая же конституция – это сами такие отношения, то есть то, что реально существует. До сих пор в Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года продолжает значиться давно ставшая мертвой буквой норма разд. 8 ст. I о праве Конгресса выдавать каперские свидетельства (Letters of Marque), управомочивавшие торговые корабли на ведение во время войны боевых действий против кораблей неприятельского государства, а также против кораблей нейтральных государств, если они перевозили грузы для неприятельского государства. В XIX веке каперство было запрещено международным правом, однако указанная конституционная норма осталась без изменения, хотя и не применяется.

Расхождение между фактической и юридической конституцией– обычно результат изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции. Расхождение между фактической и юридической конституцией свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала или изначально была и остается фиктивной. Фиктивность конституций обычно характерна для стран с авторитарными и особенно тоталитарными политическими режимами. Юридические конституции в таких странах нередко содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике.

Социально-политическая сущность конституции заключается в том, что конституция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавшего на момент ее принятия в учредительном собрании, парламенте или избирательном корпусе. Это, можно сказать, общественный договор (разумеется, договор не в юридическом смысле), в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть – общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность – защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок.

Конечно, вряд ли можно создать конституцию, которая учитывала бы все социальные интересы в равной мере. Весьма ярко это показывает британская конституция, отразившая во времена Английской революции XVII века компромисс между землевладельческой аристократией и народившейся промышленной буржуазией, который, в частности, выразился в сочетании наследственного принципа формирования Палаты лордов Парламента и выборности Палаты общин. Дальнейшее постепенное ослабление полномочий Палаты лордов свидетельствовало об изменении соотношения сил между обоими общественными классами. Впрочем, по мере роста самосознания рабочих и других групп трудящихся и демократизации в связи с этим избирательного права социальный состав Палаты общин, точнее ее политический состав, все более демократизировался, что, в частности, нашло свое выражение в изменении характера двухпартийной системы в первой половине XX века: место партии либералов, опиравшейся преимущественно на определенные круги предпринимателей, заняли в этой системе лейбористы, опирающиеся на профсоюзы.

 

7. Сущность и функции конституций.

Сущность конституции всегда была предметом острых споров. Современное видение проблемы социальной сущности конституции связано с изменениями в структуре общества отдельных стран, устойчивой тенденцией демократического развития. Отсюда – конституция становится документом, в правовой форме закрепляющим баланс основных интересов и ценностей всех социальных слоев общества, актом общественного согласия. Это внутренний аспект. Социальная сущность конституции имеет и внешний аспект – конституцию следует определить как документ, отражающий положение конкретного государства в международном сообществе, его включенность в мировые социальные и политические процессы и отстраненность от них.

Школа естественного права видит в ней своего рода общественный дого­вор, нормативисты — высшую, основную норму, институционалисты — статут не только государства, но и корпоративной организации общества в целом, марксизм-ленинизм — продукт классовой борьбы и закрепле­ния ее результатов.

 

В современной науке конституцию рассматривают не только как юридический, но и как политический и идеологический документ.

Ее сущность как юридического документа состоит в тех качествах, которые были отмечены выше в определении конституции: в особом ее содержа­нии (предмете регулирования), ее высшей юридической силе, роли конституции как юридической основы текущего законодательства, в повы­шенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, отличающимся от обычного законодательного процесса.

Некоторые из этих качеств, характеризующих различные стороны сущности, называют свойствами конституции. Иногда добавляют и другие свойства:

· более высокая степень обобщенности по сравнению с иными правовыми актами

· комплексный характер конституции как правового документа

· ее значение как юридической базы законодательства и др.

 

В науке конституционного права чрезвычайно важен вопрос о сущности конституции. Большинство западных юристов сущность конституции рассматривает с формально-юридической точки зрения. При этом акцент делается на то, что конституция — это особый правовой акт, закрепляющий основные общественные отношения.

 

В российской юридической литературе, посвященной проблеме конституционного права зарубежных стран, сущность конституции раскрывается на основании анализа представлений известного немецкого общественного деятеля Ф. Лассаля, изложенных в его знаменитой работе «Сущность конституции». В ней он указывает, что «действительная конституция страны — это фактическое соотношения сил, существующих в стране, писаная конституция тогда лишь прочна и имеет значение, когда является точным выражением реальных соотношений общественных сил». Свое исследование конституции и ее сущности Ф. Лассаль сопровождал оригинальным, и вместе с тем остроумным примером: «Допустим, во всей Пруссии произошел страшный пожар, во время которого не осталось ни единой конституции, ни единого закона в достоверной форме. Можно ли было тогда поступить произвольно — создать новую конституцию и законы. Положим, вы сказали бы — мы изменим положение короля или даже ликвидируем монархию. Король на это резонно ответит — фактически мне повинуется армия, и я не допущу изменения своего положения». Следовательно, делает вывод Ф. Лассаль, «...король, которому повинуется войско и пушки, есть часть конституции».

 

В.И. Ленин уже с позиции классового подхода отметил, что сущность конституции выражается в действительном соотношении сил в классовой борьбе.

Нельзя сказать, что позиция социалистов по вопросу о сущности конституции абсолютно неверна. Она может быть использована при анализе некоторых конституций, особенно принимавшихся после победы революции. Конституция США 1787 г. закрепила переход власти от английской монархии к народу американских колоний, создавшему республику. Французская революция 1789 г. лишила духовенство и дворянство привилегий власти. Конституция России 1918 г. провозгласила «диктатуру пролетариата».

 

С точки зрения современного понимания указанной проблемы, как Ф. Лассаль, так и В.И. Ленин указывали на социальную сущность конституции, где закрепляются соотношения социальных сил и политических группировок в обществе, которые путем противостояния и партнерства в конечном результате приходят к совместному компромиссу. С одной стороны, социальная сущность конституции выражается в политических, а с другой — в идеологических функциях. В первом случае обязательно понимание конституции как политического документа, закрепляющего политическую систему общества, положения о государственном аппарате, политических партиях. Во втором случае она выступает средством идеологического воздействия на общество, например, устанавливает основы взаимоотношений между государством и человеком, строящиеся на взаимной ответственности.

 

Функции конституции связаны с ее социальным назначением. Они вытекают из ее сущности и проявляются в содержании конституционных норм и институтов.

Первая функция конституции – и это совершенно очевидно – юридическая. Как отмечалось, конституция – это закон, притом основной, высший закон, закон для законов. Она – главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений. Все остальные законы и подзаконные акты должны соответствовать или во всяком случае не противоречить конституции.

Вторая функцияполитическая (организаторская). Конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, с обществом в целом, служит правовой основой политической системы общества. Все политические силы – партии, движения и др. – взаимодействуют между собой, конкурируют, борются, используют государственную власть на основе правил, определенных в конституции. Реализация политической функции конституции обеспечивает политическое единство государства, точнее государственно организованного общества.

Третья функцияидеологическая. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья, иногда вера в Бога и др.). Эти ценности подтверждаются в текущем законодательстве, в судебной практике, в деятельности органов конституционного контроля. Эти идеологические установки чаще всего получают закрепление в преамбулах конституций, а также в разделах о правах и свободах.. Приведем в качестве примера некоторые весьма характерные положения Конституции Ирландии.

«Государство признает Семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему» (п. 1 ч. 1 ст. 41).

Четвертаявнешнеполитическая;

Пятая – учреждающая.

 

 

8. Содержание и форма конституций

Содержание конституции – круг общественных отношений, урегулированный ее нормами. На содержание оказывают влияние факторы объективного (ход исторического развития страны) и субъективного (научные концепции, мнения гос. Деятелей) характера.

Форма конституций – это способ организации составляющего ее правового материала. Прежде всего форма конституции определяется тем, что конституция, как отмечалось, может состоять из одного или нескольких нормативных актов. В последнем случае общим для актов, составляющих конституцию, является то, что все они в равной мере обладают высшей юридической силой.

Единым и единственным конституционным актом являются в соответствующей стране, например, Конституция Испании. Если конституция есть единый писаный акт, регулирующий все основные вопросы конституционного характера, то ее можно определить как кодифицированную. Если те же вопросы регулируются несколькими писаными актами, то мы имеем дело с некодифицированной конституцией. Кодифицированные конституции в зависимости от степени кодификации можно подразделить на развернутые и неразвернутые. Примеры развернутых конституций дают греческая, португальская, неразвернутых – действующая французская, не говоря уже об американской. Встречаются конституции смешанного типа. Частично они писаные и включают парламентские законы и судебные решения, являющиеся обязательными прецедентами. Частично же состоят из обычаев и доктринальных толкований. Например, конституция Великобритании включает законы (статуты), как, например, Акт о Парламенте 1911 года, но так же обычаи, именуемые конституционными соглашениями.

Бывают и неписаные конституции, вообще незафиксированные в документах, но они существуют обычно временно – после революций, переворотов и т. п., как, например, было в Румынии в первые месяцы после декабрьского восстания 1989 года. Деление конституций на писаные, смешанные и неписаные достаточно условно, поскольку и при наличии писаной конституции в стране действуют конституционные обычаи. Например, французский Премьер-министр по Конституции ответствен только перед нижней палатой Парламента – Национальным собранием, но на практике несет ответственность и перед Президентом Республики. Вообще конституционные обычаи в той или иной мере свойственны любой стране, и, не зная их, невозможно представить себе действие соответствующих конституций.

Содержание Конституции.

В данном случае речь идет об актах, имеющих кодифицированный характер, то есть, как правило, единых и единственных – охватывающих в одном документе все нормы высшей юридической силы (не считая решений конституционных судов). Эта структура, за редким исключением, имеет стандартизированный вид: она включает преамбулу (введение), основную часть (основное содержание), заключительные, переходные и дополнительные положения, изредка также приложения.

В преамбуле обычно излагаются цели конституции, характеризуются исторические условия ее издания, иногда провозглашаются права и свободы или руководящие начала государственной политики. Преамбулы указывают направления, в которых должны толковаться остальные конституционные положения.

В основную часть конституции входят нормы о правах и свободах, об основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке изменения конституции. Нормы о статусе государственных органов обычно помещаются в соответствии с принципом разделения властей: чаще всего сперва идут нормы о парламенте, затем о главе государства и правительстве, далее следуют нормы о судебной власти и наконец об организации власти на местах. Но нередко встречается иной порядок: сначала – глава государства, а в конце – орган конституционной юстиции (например, в Конституции Испании). Иногда порядок расположения норм об органах государственной власти может указывать на превалирующее значение одних органов по отношению к другим. Например, в Конституции Франции на первом месте стоят нормы о Президенте Республики, затем о Правительстве и лишь потом о Парламенте. Данное размещение разделов указывает на действительное положение соответствующих органов в системе государственной власти.

Заключительные положения содержат различные нормы. Здесь обычно устанавливается порядок вступления конституции в силу, определяются сроки образования вновь учреждаемых органов власти, сроки издания органического и иного законодательства, к которому имеются отсылки в конституции. В этих положениях могут находиться разъясняющие положения, содержаться нормы о толковании конституции. Подчас в заключительных положениях содержатся статьи, значение которых весьма велико и которые в существенной мере определяют новый государственный строй. Так, ст. XII и XIII заключительных положений Конституции Италии запрещают восстановление в какой бы то ни было форме распущенной фашистской партии, а также отстраняют членов и потомков Савойской династии от участия в политической жизни. Заключительные положения чаще всего помещаются в конституциях в одном разделе с переходными и отменительными положениями. Иногда, если это не урегулировано в основной части, сюда включаются нормы о порядке изменения конституции или о государственных символах.

Переходные положения определяют сроки вступления в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы сразу, порядок и сроки замены прежних конституционных институтов новыми.

Дополнительные положения конституции также обычно оформляются иначе, чем основная часть, и содержат толковательные нормы, отдельные исключения из общих правил, установленных конституцией, регулирование отдельных частных вопросов.

Приложения к конституциям подчас имеют важное юридическое значение. Например, в первом приложении к Конституции Индии приводится перечень штатов и союзных территорий, в седьмом – содержится распределение компетенции между Союзом и штатами.

Писаные некодифицированные конституции не имеют какой-либо системы изложения материала, и трудно обнаружить логику в их строении. Так, четыре акта, составляющие конституцию Швеции, регулируют лишь вопросы, указанные в их названиях, тогда как многие вопросы конституционного характера (например, организация местной власти) не получили в них своего регулирования.

 

9. Конституция в правовой системе (юридические свойства конституции). Реализация конституции.

Юридические свойства – это характеристики конституции как документа действующего права, отличающее ее от других источников права. К таким свойствам относятся следующие: 1. Основной закон государства (не относится к неписанным конституциям). 2. Верховенство 3. Высшая юридическая сила. 4. Юридическая база для текущего законодательства 5. Первичность правового регулирования 6. Особая стабильность.

Юридические свойства конституции позволяют устанавливать и поддерживать режим конституционной законности, т.е. такое состояние правовой системы и правопорядка, при котором обеспечивается соблюдение конституции всеми гос органами, должностными лицами, гражданами, их объединениями, а принимаемые в государстве нормативные акты и совершаемые правоприменительные действия не противоречат конституции. Особым юр свойством конституции является ее над нормативность. Данное свойство связано с тем, что содержание сформулированных в ней принципов шире текста соответствующей нормы, что дает возможность развивать конституционные положения прежде всего в порядке их официального толкования.

Реализация конституции – это система средств и приемов, обеспечивающих практическое действие основного закона. Выделяются 2 формы реализации конституции: соблюдение и применение. Применение конституции может осуществляться как непосредственно (прямое де-е) так и опосредованно. Прямое действие конституции означает, что субъекты могут вступать в конституционно правовые отношения на основании правила, сформулированного в основном законе, а суды должны принимать иски по поводу нарушения норм конституции. Вместе с тем общее регулирование, характерное для конституционных норм, предполагает их конкретизацию в текущем законодательстве и выработку механизма для их эффективной реализации. Поэтому не менее важен и опосредованный способ применения конституционных норм.

Конституция - юридический документ, и главными её свойствами являются юридические. Они раскрывают природу самой конституции и определяют место конституции в правовой системе страны.

1. Конституция как основной закон - главный источник национального права, ядро всей правовой системы, юридическая база текущего законодательства. Она различными способами воздействует не развитие правовой системы, устанавливае



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 2596; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.161.222 (0.079 с.)