Факторы влияющие на развитие науки КП 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы влияющие на развитие науки КП



Предмет КП

Предмет науки – то, на что направлена мысль в процессе изучения определенной сферы действительности, объективные закономерности, отраженные в системе теоретических понятий соотв науки.

 

Предмет науки КП – понятие КП – предельная и наиболее конкретная категория этой науки, которая раскрывается через системное познание объектов конст-прав действительности.

 

Объект изучения КП:

 

Объект науки – это то, что она изучает, познавая свой предмет.

Объект науки КП – соответствующая отрасль национального права, составляющие ее нормы и институты, а также конст-прав отношения.

 

1.Современное государство и его конституционно-правовые характеристики (государство – носитель государственной (публичной) власти)

2. Гражданское общество. Носитель гражданских свобод.

3. Личность. Тоже носитель гражданских свобод.

Познаются:

· Во взаимосвязи и взаимодействии

· С наиболее важных, принципиальных сторон

· Через их нормативное закрепление

Система науки КП

Система науки КП – это отличающееся единством и целостностью взаимосвязанное упорядоченное знание о предмете и объектах изучения данной науки, структурированное в соответствии с ее познавательными и практическими задачами.

1.Общее конституционное право, т.е. это общая теория конституционного права современного государства.

2.Особенное конституционное право:

А) КП отдельного государства

Б) КП групп государства (Европейский союз, СНГ, латиноамериканские государства)

 

 

Можно выделить в системе науки структурные части различной сложности по их строению:

· Простые компоненты (понятия и категории)

· Сложноорганизованные теоретические построения (принципы, концепции, теории, научные подотрасли и дисциплины)

 

1)Критерий: уровень обобщения материала об изучаемых объектах и характер нормативной ориентации знания

· Общее КП (выявляет то схожее в конст-правовой теории и практике различных стран, что позволяет подняться над национальными правовыми системами и создать общую теорию КП современного государства)

· Особенное КП (привязано к национальному КП, которое оно изучает с позиции общей теории и в связи с особенностями конст-прав практики конкретного гос-ва)

 

2)Предметно-тематический подход

· Знания о конст праве как отрасли и науке

· Конст-прав основы устройства общества и государства

· Основы правового положения личности

· Политико-территориальная организация публичной власти

· Система гос органов и их конст-прав статус

 

Критерий – статусные характеристики субъектов конст-прав отношений

· Конст-прав статус личности

· Конст-прав статус институтов об-ва

· Конст-прав статус гос-ва

 

Методы науки КП.

Методология – это учение о путях, принципах построения и применения теории, отражающее специфику предмета познания.

 

Методология науки КП: мировоззренческий и методический компоненты.

· Мировоззренческий компонент – связан с идеологическими убеждениями ученого, в частности философской основой, на которую опирается в выборе пути познания конст-прав явлений и процессов, а также соц-полит направленностью взглядов.

· Методический компонент – раскрывает, как осуществляется познание предмета этой науки, какие специальные правила и способы получения конст-прав знания при этом используются.

1.Юридический

2. Социологический

3. Политологический

4. Исторический

 

Комплексно также используются:

· Формально-юридический

· Сравнительно-правовой

· Историко-правовой

· Политико-правовой

 

Факторы влияющие на развитие науки КП

1.Учения общественно-политической мысли. Выдающиеся личности и ученые о том каким должно быть государство, как оно должно быть устроено, все это оформляется в учения.

2. Споры различных юридических школ. Имеется ввиду направленность школ: позитивистская, нормативистская (Ганский)

3. Политический режим. Идеологический фактор влияет достаточно активно.

 

Дореволюционные авторы – Градовский, Шершеневич, Кокошкин, Чичерин (О народном представительстве).

 

Место науки конституционного права в системе юридического знания

· В национальной правовой системе конституционное (государственное) право занимает ведущее место, поскольку его нормы регулируют отношения власти и закрепляют основы правового положения человека в государстве и обществе

· Характеризуется как основополагающая, базовая отрасль национального права, поскольку в конституционно-правовых нормах формулируются и приобретают правовой смысл принципы и основополагающие идеи, на основе которых строится законодательство других отраслей права.

 

 

2. Конституционное право как отрасль праваэто отрасль национального права, нормы которого закрепляют основные начала устройства государства и общества, основы правового положения личности в государстве, формализуемые в статусных характеристиках субъектов конституционно-правовых отношений.

Конституционное право – это отрасль публичного права.

Признаки отрасли права:

· Предмет правового регулирования

· Метод правового регулирования

· Наличие собственного законодательства (источников)

 

КП – это отрасль публичного права

Элементы публичности в КП:

1.Одна сторона (всегда) - Государство или его представители

2. Стороны, как правило, не равноправны

Исключения (т.е. когда возможно равноправие):

А) отношения субъектов федерации с федерацией. Субъекты между собой равноправны. Отношение как правило основаны на договоре (о разграничении компетенции между федерацией и субъектом)

Б) Между государством и церковью. Например в Итальянской конституции есть нормы определяющие, что отношения между церковью и государством должны основываться на договоре;

3. КП отношения на основе отношения подчинения - Властеотношения.

4. Императивность (власть устанавливает императивы поведения через гос органы)

 

Конституционно правовые отношения – это политические отношение.

 

КП это основополагающая отрасль права.

Так как КП закрепляет основы устройства общества и государства, правового статуса личности. Только Конституционное право определяется как основополагающее.

Система КП как отрасли национального правасовокупность структурных элементов данной отрасли и существующие связи между ними.

1.К/п принципы.

2.К/п нормы.

3.К/п институты.

4.К/п подотрасли.

5.Отрасли К/п.

 

Специфика К/П нормы.

1) Отсутствие санкции.

2) Императивный характер.

3) Регулирует наиболее широкие и существенные общественные отношения

4) Оформляет правовые основы гос-ва.

5) Многие из них имеют общий характер, не являются представительно-обязывающими, то есть отсутствует связь между конкретными правами и обязанностями. Провозглашается, скажем, право отдельного субъекта, а обязанность корреспондируется государству в целом. Так, в ст. 6 Конституции Италии записано: «Республика соответствующими мерами охраняет языковые меньшинства».

6) Многостатейная форма выражения (во многих случаях К/п норма полностью содержится в 2 или более статьях закона).

7) Нередко санкции за нарушение К/п нормы содержатся в нормах других отраслей права.

8) Представляет основу для норм других отраслей права.

Конституционно-правовые институты представляют собой определенную систему норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. К числу конституционно-правовых институтов относятся такие, как правовой статус человека и гражданина, основы общественного строя, форма правления, избирательное право (в объективном смысле), народное представительство, конституционный контроль (надзор) и др. Эти крупные институты, в свою очередь, состоят из более частных. Например, институт избирательного права включает такие более частные институты, как избирательное право (в субъективном смысле), избирательный процесс. Последний, в свою очередь, включает ряд стадий (назначение выборов, выдвижение кандидатов и др.), которые представляют собой еще более частные институты конституционного права. В то же время крупнейшие институты конституционного права могут рассматриваться как подотрасли конституционного права (например, парламентское право, избирательное право).

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.

Конституционно-правовые нормы имеют внутреннюю структуру: гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, в ст. 16 Конституции Франции они выражены в следующей форме: «Когда установления Республики, независимость Нации, целостность ее территории или выполнение ее международных обязательств оказываются под серьезной и непосредственной угрозой, а нормальное функционирование органов государственной власти, созданных в соответствии с Конституцией, нарушено [гипотеза]. Президент Республики принимает меры, которые диктуются обстоятельствами... [диспозиция и санкция]».

Подобное выражение всех структурных элементов нормы права в одной статье закона в конституционном праве встречается редко. В большинстве случаев конституционно-правовая норма полностью содержится в двух или более статьях закона, то есть имеет многостатейную форму выражения. Так, положение ст. 34 Конституции Франции «Законы принимаются Парламентом» приобретает характер целостного нормативного предписания только в совокупности со ст. 39, устанавливающей право законодательной инициативы, ст. 40–47, определяющими процедуру прохождения законопроекта, и ст. 10, предусматривающей право вето Президента Республики. Нередко санкции за нарушение нескольких норм конституционного права содержатся в какой-либо отдельной норме или даже вообще в нормах не конституционного, а уголовного или административного права.

Следует иметь в виду, что некоторые положения конституций не обеспечены санкциями вообще. Таково, например, положение ст. 27 Конституции Японии «Все имеют право на труд», ибо ни в Конституции, ни в других законах не определены ни условия осуществления этого права (отсутствует, как видим, и гипотеза), ни санкции за его нарушение. Внешняя форма большинства норм выражается в статьях конституций и других источниках; многие нормы имеют двухэлементную и одноэлементную структуру: чаще всего в них отсутствует санкция, но нередко и гипотеза. По функциональной направленности различаются нормы регулятивные и охранительные. Большая часть норм конституционного права относится к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего представляют собой запреты («Право на ведение государством войны не признается», – гласит, например, ст. 9 Конституции Японии).

По способу воздействия на субъекты права можно разграничить нормы управомочивающие («В заседаниях Правительства также может участвовать Государственный контролер» – предложение второе части первой ст. 95 Конституции Литовской Республики 1992 г .), обязывающие («Федеральный канцлер по просьбе Федерального президента, а федеральный министр по просьбе Федерального канцлера или Федерального президента обязаны продолжать ведение дел до назначения их преемников» – ст. 69 Основного закона для ФРГ), запрещающие («Функции члена Правительства несовместимы с парламентским мандатом» – ст. 23 Конституции Франции). Как уже отмечалось, норма может носить характер одновременно управомочивающий и обязывающий («Премьер-министр созывает других министров на заседание Правительства и председательствует на нем» – часть первая §4 гл. 7 Формы правления Швеции 1974 г.).

По характеру регулируемых общественных отношений можно выделить нормы материальные («Все обязаны участвовать в государственных расходах...» – ст. 53 Конституции Италии) и процессуальные («Одно заседание в неделю отводится для обсуждения вопросов, вносимых членами Парламента, и ответов Правительства» – ст. 48 Конституции Франции). Многие специалисты по судебному процессуальному праву полагают, что о конституционно-правовых процессуальных нормах можно говорить применительно лишь к тем, которые регулируют производство в конституционных или приравненных к ним судах*. Производство в других государственных органах регулируется, по их мнению, процедурными нормами. Однако в нашем учебнике разделяется позиция тех авторов, которые не проводят различия между процессуальными и процедурными нормами, полагая, что любая юридическая процедура есть юридический процесс.

По действию во времени нормы конституционного права делятся на постоянные, временные и исключительные. Большинство норм – постоянные; у них неопределенный срок действия. Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом. Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.

Классификация норм

Их можно классифицировать по следующим основаниям:

ü По функциональной направленности

· Регулятивные

· Охранительные. Большая часть норм конституционного права относится к регулятивным. Они непосредственно направлены на регулирование общественных отношений. Охранительные нормы чаще всего представляют собой запреты («Право на ведение государством войны не признается», – гласит, например, ст. 9 Конституции Японии).

 

ü По способу воздействия на субъекты права

· Управомочивающие

· Запрещающие

 

ü По характеру регулируемых общественных отношений

· материальные («Все обязаны участвовать в государственных расходах...» – ст. 53 Конституции Италии)

· процессуальные («Одно заседание в неделю отводится для обсуждения вопросов, вносимых членами Парламента, и ответов Правительства» – ст. 48 Конституции Франции).

 

ü По действию во времени нормы

· Постоянные

· Временные

· Исключительные

Большинство норм – постоянные; у них неопределенный срок действия.

Временные нормы содержатся обычно в переходных положениях, которые регулируют переход от состояния до вступления в силу данного нормативного акта к состоянию, предусмотренному этим актом.

Исключительные нормы устанавливаются, например, на случай чрезвычайных обстоятельств; такие нормы приостанавливают на это время действие отдельных постоянных норм и предусматривают возможность временного правового регулирования.

5. Источники конституционного права:

Основной источник КП – Конституция.

Особое место - Декларация

Наиболее распр- Закон.

Под источником права в юридическом смысле понимаются те формы, в которых находят свое выражение правовые нормы.

Основными видами источников конституционного права являются

· нормативно-правовые акты

· судебные прецеденты

· правовые обычаи

· международные и внутригосударственные договоры.

 

Нормативно-правовые акты конституционного права обычно подразделяются на:

· законы

· нормативные акты исполнительной власти

· нормативные акты органов конституционного контроля (надзора)

· парламентские регламенты

· акты местного самоуправления.

 

Законы принимаются обычно законодательными собраниями, иногда другими высшими органами власти – монархами в абсолютных монархиях, узкими постоянно действующими коллегиальными органами в некоторых социалистических странах (например,Постоянным Комитетом Всекитайского Собрания Народных Представителей), народом на референдумах и т. д.

По степени важности и характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на

· конституционные

· органические

· обычные.

 

Конституционные законы

Обладают высшей юридической силой.

Среди них следует прежде всего выделить Конституции.

1. Провозглашают основные права и свободы человека и гражданина

2.регулируют основы общественного строя, форму государства

3.устанавливают принципы организации и деятельности государственных органов.

4.В отдельных странах они регулируют не все отмеченные общественные отношения. Иногда их называют основными законами, однако в некоторых странах понятие основного закона не совпадает или не вполне совпадает с понятием конституции.

 

Конституционные законы как источники права имеют различное значение в разных странах.

В Чехословакии было принято, что конституционные законы дополняют Конституцию, которая и сама считалась одним из конституционных законов.

Подчас конституционные законы содержат не нормы, а однократные распоряжения (например, об однократном изменении – продлении или сокращении – срока полномочий представительных органов, если в конституции такая возможность прямо не предусмотрена).

 

В Италии конституционные законы издаются по отдельным указанным в Конституции наиболее важным вопросам и имеют более высокую юридическую силу, чем обычные законы, но меньшую, чем Конституция; это аналог рассматриваемых ниже органических законов.

В Югославии принято издавать конституционные законы одновременно с принятием новой Конституции или группы поправок к ней; в конституционных законах содержатся переходные положения.

Органические законы

В ряде стран (обычно романской системы права) определяют статус органов государства и процедуры народного голосования на основе бланкетных статей конституций.

 

Конституция Франции предусматривает урегулирование органическими законами статуса таких государственных органов, как Конституционный совет (ст. 63), Высокий суд правосудия (ст. 67), Суд правосудия Республики (ст. 68-2), Экономический и социальный совет (ст. 71), Высший совет магистратуры (ст. 65), порядка выборов палат Парламента (ст. 25) и др.

Обычные законы

В тех странах, где имеются также конституционные, органические и им подобные законы с повышенной юридической силой, регулируют менее важные общественные отношения, образующие предмет конституционного права.

Конституции, конституционные, органические и им подобные законы всегда в полном объеме являются источниками конституционного права, обычные же законы – либо в полном объеме, либо частично в зависимости от места, которое в них занимают конституционно-правовые нормы.

 

Ту же юридическую силу, что и законы, имеют в некоторых странах нормативные акты, издаваемые в порядке замещения парламентов (декреты-законы Государственного совета на Кубе, значительная часть указов Государственного совета во Вьетнаме, законодательные декреты и декреты-законы Правительства в Испании и т. п.). Они зачастую подлежат последующему утверждению парламентом и являются источниками конституционного права, если содержат соответствующие нормы.

· Нормативно-правовые акты исполнительной власти

Относятся нормативные акты глав государств (указы, декреты, приказы и т.п.) и нормативные акты правительств, а иногда и ведомств (ордонансы, декреты, постановления и т.п.).

Указанные акты служат источниками конституционного права лишь в той части, в какой содержат его нормы. Между ними существует определенная субординация: нормативные акты нижестоящих государственных органов не должны противоречить актам вышестоящих.

· Нормативно-правовые акты органов конституционного контроля (надзора)

Решения Конституционного совета во Франции, конституционных.судов в Италии, Германии, Болгарии, Венгрии, конституционных трибуналов в Польше, Испании, верховных судов в США, Японии, Индии и т.п.

Нормативно-правовой характер имеют такие решения этих органов, которые содержат конституционно-правовые нормы – о конституционности законов и других нормативных актов, о компетенции государственных органов, о толковании конституции и т.п.

Во Франции, например, подобное значение имеют и некоторые решения Государственного совета – высшего органа административной юстиции. Фактически многие акты органов конституционного контроля (надзора) имеют ту же юридическую силу, что и конституционные нормы.

 

· Регламенты палат парламентов

Как источники конституционного права содержат нормы, определяющие порядок деятельности палат и их внутренних структур.

 

· П арламентские прецеденты

Поведение в конкретных ситуациях, которое считается обязательным в случае повторения таких ситуаций. Конституционно-правовые нормы могут содержаться и в регламентах иных органов власти (правительств, конституционных судов и др.).

 

· Решения органов местного самоуправления (например, местные уставы, статуты)

Я вляются источниками конституционного права, когда регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением публичной власти.

 

· Судебный прецедент

Решение суда по конкретному делу, которое признается обязательным при рассмотрении в последующем аналогичных дел. Особенно широко он применяется в Великобритании, США, Индии и ряде других стран, воспринявших англосаксонскую систему права.

Они в значительной степени определяют правовое положение граждан и общественных объединений, а также взаимоотношения между органами государства. Так, в Великобритании именно судебный прецедент обосновал неответственность монарха («Король не может быть неправ»), санкционировал институт контрасигнатуры («Король не может действовать один»).

Признание судебного прецедента источником конституционного права означает, что судебные органы осуществляют не только юрисдикционную функцию (разрешение конфликтов на основе права), но и правотворческую.

 

· Конституционно-правовые обычаи

Лишь в отдельных странах они считаются официальными источниками конституционного права.

Это правила поведения, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо санкционированные государством.

Судом они в любом случае не защищаются.

Широкое распространение обычай получил в конституционном праве Великобритании (конституционные соглашения). Многие положения британской конституции существуют ныне именно в этой форме: «Король должен согласиться с биллем (законопроектом), прошедшим через обе палаты Парламента»; «лидер партии большинства – Премьер-министр»; «министры выходят в отставку, если перестают пользоваться доверием Палаты общин»; «Палате лордов не принадлежит инициатива финансовых биллей» и др.

 

· Международные договоры

Служат источниками конституционного права в случаях, когда регулируют конституционные проблемы и предусмотрено их непосредственное применение.

В современных конституциях многих государств содержатся положения о примате международного права перед внутригосударственным.

В Западной Европе формируется единое правовое пространство, охватывающее страны Европейского союза, где непосредственно действуют акты, издаваемые не только национальными органами власти, но также и органами Союза. Такие тенденции обозначились и в некоторых других регионах мира. Впрочем, надо иметь в виду, что имеющие прямое действие в странах Европейского союза акты органов Союза являются не международными договорами, а актами наднационального характера.

· Внутригосударственные договоры

Служат источниками конституционного права, если регулируют конституционные проблемы в случае, когда заключившие их субъекты на это управомочены.

В качестве примера можно указать на договоры, заключаемые территориальными общностями между собой или с центральной властью. Например, согласно ч. 2 ст. 145 Конституции Испании статуты автономных сообществ могут предусмотреть случаи, условия и цели, в которых автономные сообщества могут заключать между собой соглашения для управления и взаимного оказания услуг, а также характер и последствия уведомления об этом Генеральных кортесов (парламента страны). В прочих случаях соглашения автономных сообществ о сотрудничестве нуждаются в утверждении Генеральных кортесов.

 

· Доктрины

На Западе – доктрины известных ученых-юристов (У. Блэкстона, А. Дайси и др.).

В древние и средние века трактаты выдающихся юристов, толковавших нормы права, фигурировали в судах как источники права.

В настоящее время в решениях, например, британских судов можно встретить ссылки на труды ученых-юристов, однако они рассматриваются уже не как источники права, а как средство обоснования, дополнительной аргументации судебного решения.

· Своды религиозных правил

Их юридическая сила порой превосходит даже силу конституционных норм. Например, в Исламской Республике Иран высшим источником права является шариат – свод норм мусульманского права.

 

6. Понятие конституции как конкретно-исторического, социально-политического и правового явления.

Конституция (конкретно-историческое явление) – порождение условий времени и места, отражающее соответствующий этап развития общественного о государственного строя определенной страны (внутренний фактор) и мировой цивилизации (внешний).

Конституция (социально-политическое) – социальный регулятор общественных отношений, отражающий расстановку политических сил в обществе, заключающуюся либо в их конфронтации, либо в достигнутом между ними компромиссе.

Данный подход к характеристике конституции, позволяет вскрыть ее социальную и политическую сущность. В конституции в большей или меньшей мере отражаются политические и идеологические позиции преобладающих политических сил. Соответствующее состояние общества сказывается на уровне стабильности и показателе реальности конституции.

Конституция (правовое) – основной закон гос-ва, обладающий верховенством и высшей юр.силой, который определяет принадлежность, принципы организации и осуществления гос.власти и основы правового положения личности и устанавливает правовые пределы для власти и нормативную меру свободы для человека.

Конституция - система правовых норм, имеющих, как правило, высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, с одной стороны, и государством – с другой, а также основы организации и деятельности самого государства. Эти правовые нормы могут быть сосредоточены в одном или нескольких нормативных актах, иногда называемых основными законами, а могут содержаться в неопределенном множестве обычных законов и, кроме того, в судебных прецедентах и конституционных обычаях. В тех странах, где формально-юридическая конституция (см. ниже) отсутствует, различие между конституцией и конституционным правом провести невозможно.

Конституция в так называемом материальном смысле (значении) представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые прежде всего провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориального устройства, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения, государственную символику и столицу.

Однако в материальном смысле термин «конституция» употребляется редко. Гораздо чаще мы говорим о конституции в формальном смысле (значении), то есть о законе или группе законов, обладающих высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и другим актам. Конституция в данном смысле – это в своем роде закон для законов. Она не может быть изменена путем издания обычного закона, и, наоборот, внесение поправок в конституцию требует соответствующего изменения тех законов и подзаконных актов, которые были ранее изданы на основании или в развитие действовавших тогда ее положений, но перестали теперь ей соответствовать.

Все государства обладают конституцией в материальном смысле, но не у всех у них есть конституция в смысле формальном. Британская конституция существует в первом смысле, но не во втором: ее нормы могут быть изменены в том же порядке и теми же органами, которые создали действующие нормы. К конституции в материальном смысле относятся лишь те правовые нормы, которые регулируют указанные выше общественные отношения.

Напротив, конституции в формальном смысле могут содержать такие нормы, которые, казалось бы, регулируют отношения, не имеющие конституционного характера.. Они входят в состав высшего закона, но регулируют иные отношения, чем указанные выше

(примером могут служить положения о финансах в ст. 105–115 Основного закона для Федеративной Республики Германии 1949 г.).

Различаются также понятия юридической и фактической конституции. Юридическая конституция в материальном или формальном смысле – это всегда определенная система правовых норм, регулирующих указанный выше круг общественных отношений. Фактическая же конституция – это сами такие отношения, то есть то, что реально существует. До сих пор в Конституции Соединенных Штатов Америки 1787 года продолжает значиться давно ставшая мертвой буквой норма разд. 8 ст. I о праве Конгресса выдавать каперские свидетельства (Letters of Marque), управомочивавшие торговые корабли на ведение во время войны боевых действий против кораблей неприятельского государства, а также против кораблей нейтральных государств, если они перевозили грузы для неприятельского государства. В XIX веке каперство было запрещено международным правом, однако указанная конституционная норма осталась без изменения, хотя и не применяется.

Расхождение между фактической и юридической конституцией– обычно результат изменения в соотношении политических сил, происшедшего после принятия юридической конституции. Расхождение между фактической и юридической конституцией свидетельствует, что часть норм юридической конституции стала или изначально была и остается фиктивной. Фиктивность конституций обычно характерна для стран с авторитарными и особенно тоталитарными политическими режимами. Юридические конституции в таких странах нередко содержат демократические положения, которые не получают реализации на практике.

Социально-политическая сущность конституции заключается в том, что конституция представляет собой как бы запись соотношения политических сил, существовавшего на момент ее принятия в учредительном собрании, парламенте или избирательном корпусе. Это, можно сказать, общественный договор (разумеется, договор не в юридическом смысле), в котором согласованы политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть – общественный класс, социальный слой, территориальная, национальная или иная общность – защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и степень, в которой их удается согласовать, получает отражение в конституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок.

Конечно, вряд ли можно создать конституцию, которая учитывала бы все социальные интересы в равной мере. Весьма ярко это показывает британская конституция, отразившая во времена Английской революции XVII века компромисс между землевладельческой аристократией и народившейся промышленной буржуазией, который, в частности, выразился в сочетании наследственного принципа формирования Палаты лордов Парламента и выборности Палаты общин. Дальнейшее постепенное ослабление полномочий Палаты лордов свидетельствовало об изменении соотношения сил между обоими общественными классами. Впрочем, по мере роста самосознания рабочих и других групп трудящихся и демократизации в связи с этим избирательного права социальный состав Палаты общин, точнее ее политический состав, все более демократизировался, что, в частности, нашло свое выражение в изменении характера двухпартийной системы в первой половине XX века: место партии либералов, опиравшейся преимущественно на определенные круги предпринимателей, заняли в этой системе лейбористы, опирающиеся на профсоюзы.

 

7. Сущность и функции конституций.

Сущность конституции всегда была предметом острых споров. Современное видение проблемы социальной сущности конституции связано с изменениями в структуре общества отдельных стран, устойчивой тенденцией демократического развития. Отсюда – конституция становится документом, в правовой форме закрепляющим баланс основных интересов и ценностей всех социальных слоев общества, актом общественного согласия. Это внутренний аспект. Социальная сущность конституции имеет и внешний аспект – конституцию следует определить как документ, отражающий положение конкретного государства в международном сообществе, его включенность в мировые социальные и политические процессы и отстраненность от них.

Школа естественного права видит в ней своего рода общественный дого­вор, нормативисты — высшую, основную норму, институционалисты — статут не только государства, но и корпоративной организации общества в целом, марксизм-ленинизм — продукт классовой борьбы и закрепле­ния ее результатов.

 

В современной науке конституцию рассматривают не только как юридический, но и как политический и идеологический документ.

Ее сущность как юридического документа состоит в тех качествах, которые были отмечены выше в определении конституции: в особом ее содержа­нии (предмете регулирования), ее высшей юридической силе, роли конституции как юридической основы текущего законодательства, в повы­шенной стабильности, что связано с порядком ее принятия и изменения, отличающимся от обычного законодательного процесса.

Некоторые из этих качеств, характеризующих различные стороны сущности, называют свойствами конституции. Иногда добавляют и другие свойства:

· более высокая степень обобщенности по сравнению с иными правовыми актами

· комплексный характер конституции как правового документа

· ее значение как юридической базы законодательства и др.

 

В науке конституционного права чрезвычайно важен вопрос о сущности конституции. Большинство западных юристов сущность конституции рассматривает с формально-юридической точки зрения. При этом акцент делается на то, что конституция — это особый правовой акт, закрепляющий основные общественные отношения.

 

В российской юридической литературе, посвященной проблеме конституционного права зарубежных стран, сущность конституции раскрывается на основании а



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.227.240.72 (0.126 с.)