Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и метод конституционно-правового регулирования.↑ Стр 1 из 34Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Уч. год Вопросы для Государственного экзамена по Конституционному праву Российской Федерации Использованная литература: 1. Баглай М.В. Конституционное право РФ, 2005. 2. Конституционное право. Под ред. Кокотова, Кукушкина. 3. Белов С.А. Конституционное право (учебно-методический комплекс). 4. Подготовительные лекции Гриценко Е.В. 5. Программа по конституционному праву.
Предмет и метод конституционно-правового регулирования. Предмет КП. Два подхода к определению предмета. Широкий подход – нормы КП регулируют осн. черты соц.-эк. системы и пол. организации общества. Ал-др Ник. Кокотов – предметы конст. и нац. права принципиально совпадают, КП – об. часть нац. права. Конст.-пр. нормы, регулирующие «основы» различных сфер соц. жизни, одновременно включаются в массивы норм соответствующих отраслей (гр., уг., тр.). КП содержит об. принципы для всей пр. системы, всех отраслей, применение этих норм возможно в случае отсутствия норм других отраслей или для их толкования. Позиция имеет множество уязвимых сторон: (1) Признается, что у КП отсутствует собственный предмет пр. регулирования, вопрос об оправданности выделения его в качестве отрасли права. (2) Нарушается принцип научной классификации норм права на отрасли: одна и та же норма не может находиться одновременно в двух структурных единицах пр. системы. (3) КП отождествляется с Конституцией. Конституция, выступая в качестве основы пр. системы и комплексного пр. акта, может рассматриваться как источник норм различных отраслей права. Однако КП как совокупность норм, не следует ограничивать только одной Конституцией. Узкий подход (в отечественной и в зарубежной науке) – КП регулирует отношения по поводу осуществления пуб. пол. власти – отношения, связанные с организацией и устройством системы гос. органов и взаимоотношений личности и государства (сфера свободы гражданина, куда государство вторгаться не вправе, права личности, обеспечиваемые государством). КП юридически оформляет отношения гос. властвования, отношения по поводу власти, пол. отношения. Неочевидно, что является первичным – само содержание, властные отношения, или их пр. форма. Согласно мнению представителей социол. направления в теории КП [Лассаль Ф.], право закрепляет сложившиеся отношения. Пол. сфера организуется и упорядочивается, но не предопределяется правом. Хорошим примером может служить ситуация гос. революции или переворота (прежний правопорядок низвергается вместе с пол. режимом, его охранявшим, принимается новая конституция, оформляющая новые отношения). Но многие конст. принципы (принцип пр. государства, приоритета прав человека) требует ограничения власти правом, деятельности государства в рамках, установленных пр. нормами. Мнение – отношения власти исключают пр. отношения, отношения власти и права – разные (Г.С. Гумплович). В рамках социол. подхода это отчасти справедливо, но следуя необходимости обозначить круг регулируемых отношений, можно сказать, что КП регулирует форму, порядок, процесс осуществления власти, а тж содержание властной деятельности, устанавливая пределы властных полномочий и обязанности государства. Регулирует ли КП общественное устройство, принципы общ. организации? И да, и нет. Власть универсальна и проникает практически в любую сферу общ. жизни. Ограничение такого проникновения – предмет регулирования КП. Баглай Марат Викт. – предмет КП охватывает две основные сферы общ. отношений: (1) охрана прав и свобод человека (отношения между человеком и государством) – КП содержит нормы основополагающего х-ра, из которых складывается пр. статус человека, его основные права и свободы; (2) устройство государства и государственной власти (властеотношения) – учреждение гос. органов и регламентация отношений между ними. Кудилинский Мих. Ник.: предмет – гос.-пр. отношения, общ. отношения по вопросу закрепления, регулирования и гарантирования конст. прав и свобод. Метод КП. Зачастую рассуждения о методе сводятся к спорам о преобладании императивного и диспозитивного метода. Очевидно, что ни тот, ни другой метод в чистом виде не могут воплощаться ни в одной отрасли права, хотя импер. или диспоз. начала могут преобладать. Импер. метод (отсутствие свободы усмотрения самих участников отношений, как в части их прав и обязанностей, так и в части возникновения правоотношений, заранее определенные их права и обязанности, неравенство участников, широкое подзаконное регулирование) обычно рассматривается как особенность норм пуб. права, оформляющие отношения власти и подчинения. Однако в рамках КП, как и других пуб.-пр. отраслей, обнаруживаются также и диспоз. начала. Используя достижения современной науки теории права (С.С. Алексеев) метод регулирования отрасли КП рассматривается не как соотношение импер. и диспоз. начала, а как «общий режим пр. регулирования» – совокупность принципов, презумпций и особенностей пр. норм (см. №2).
Конституционно-правовая ответственность: понятие и основные черты. КП, используя охранительные нормы др. отраслей (уг., адм.), обладает и собственным механизмом охраны своих норм. Выделяют вид юр. ответственности – конст.-пр. ответственность [Авакьян С.А.], которая выражается в применении негативных последствий к лицам, нарушившим нормы КП. Меры конст.-пр. ответственности и порядок её применения урегулированы нормами КП. Конст.-пр. ответственность носит карательный, а не правовосстановительный х-р, налагается, как правило, в суд. порядке, применяется к гражданам и органам гос. власти. Баглай Марат Викт. – ответственность в КП устанавливается совокупностью пр. принципов и норм, предусматривающих воздействие на органы гос. власти и д/лиц в случае нарушения конституции и других норм КП. Цель воздействия – недопущение нарушений или восстановление нарушенных пр. положений. От этой ответственности следует отличать ответственность за нарушение конст.-пр. норм, которую несут граждане и д/лица по др. отраслям права (уг., адм., гр.). Конст.-пр. ответственность не имеет ни мат., ни репрессивного х-ра. Гриценко Елена Вл-р. – конст.-пр. ответственность – сп-б охраны КРФ, реализация и защита конст.-пр. норм. Отношение между субъектом ответственности и контролирующей инстанцией по поводу реализации требований нормы. Два подхода – широкий (ретроспективная и проспективная ответственность) и узкий (только ретроспективная). Кокотов Ал-др. Ник.: Ретроспективная – применение к лицам в особой проц. форме мер принудительного воздействия (санкций) за совершение ими правонарушения и обязанность этих лиц претерпеть соответствующие лишения; проспективная – осознанное и активное исполнение лицами своих обязанностей. Факт. основание – конст. правонарушение – посягательство на ценности, охраняемые конституцией. Спорный вопрос – виновность. Есть мнение, что конст.-пр. ответственность возможна без вины, но эта позиция оспаривается. Субъекты конст.-пр. ответственности – субъекты конст. отношений, д. обладать конст.-пр. статусом. Объект – общ. отношения, составляющие предмет регулирования КП (см. №1). Кокотов: объект – спец. пр. статусы. Меры конст.-пр. ответственности – лишение спец. статуса, отмена регистрации кандидата, отставка Пр-ва, роспуск ГД.
Свойства и функции конституции. Свойства – верховенство и прямое действие (см. №12). Функции Конституции. Белов Сергей Ал-др. – принято выделять юр., соц. и идеологическую (воспитательную). Юр. функция определяется природой конституции и ее местом в системе пр. актов. Конституция закрепляет основы пр. системы; выступает в качестве акта, создающего (учреждающего) новое государство или новую систему органов государства; наделяет полномочиями отдельные ОГВ, а тж закрепляет осн., наиболее об. права и обязанности личности и определяет механизм пр. защиты гос. устройства. Соц. функция состоит в организации деятельности государства и установлении порядка взаимодействия гос. власти с личностью и общ. институтами. Сама по себе конституция отражает опр. идеологию, идеологию тех принципов, на которых она базируется. Устройство гос. власти в соответствии с этими принципами и их применение в качестве пр. норм отражается на общ. сознании, и в этом проявляется идеологическая (воспитательная) роль конституции. Кокотов Ал-др. Ник. – функции: - учредительная (закрепляет наиболее фундаментальные устои общества и государства, его исходные принципы и ин-ты, первичный учредительный акт) - регулятивная (регулирует текущую деятельность общ. и гос. ин-тов с помощью закрепления прав, свобод, обязанностей, полномочий, запретов, мер принуждения) - дух.-мировоззр. (выражает моральные установки, господствующие в обществе) - обеспечение общ. устойчивости (в идеале – средство обеспечения многолетней преемственности в обществе) - соединение традиций и модернизация (культ.-ист. преемственность и введение в соц.-эк., пол., дух. жизнь общества новых элементов) - стратегическое целеполагание (закрепляет цели развития государства и общества, план правотворческой деятельности) - систематизация законодательства, права (конституция – основа систематизации нац. права.)
Полномочия органов государственной власти субъектов РФ по Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (с изм. и доп. Федерального закона №203-ФЗ от 31.12.2005).
ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об об. принципах организации зак. (предст.) и исп. ОГВ субъектов РФ" Система зак. (предст.) и исп. ОГВ субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конст. строя РФ и настоящим ФЗ. Образование, формирование, деятельность зак. (предст.) и исп. ОГВ субъектов, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с фед. ОГВ основываются на КРФ и регулируются ФКЗ, настоящим ФЗ, иными ФЗ, конституциями (уставами), законами и иными НПА субъектов. Принципы деятельности ОГВ субъекта: а) гос. и терр. целостность РФ; б) распространение суверенитета РФ на всю ее территорию; в) верховенство КРФ и ФЗ на всей территории РФ; г) единство системы гос. власти; д) разделение гос. власти на зак., исп. и суд. в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного ОГВ либо д/лица; е) разграничение предметов ведения и полномочий между ОГВ РФ и ОГВ субъектов; ж) самостоятельное осуществление ОГВ субъектов принадлежащих им полномочий; з) самостоятельное осуществление своих полномочий ОМС.
Систему ОГВ субъекта составляют: зак. (предст.) ОГВ субъекта; высший исп. ОГВ субъекта; иные ОГВ субъекта, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта. Конституцией (уставом) субъекта м.б. установлена должность высшего д/лица субъекта.
Зак. (предст.) ОГВ является постоянно действующим высшим и единственным органом зак. власти субъекта. Наименование, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта с учетом ист., нац. и иных традиций субъекта. Осн. полномочия: а) принимает конституцию субъекта и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта, принимает устав субъекта и поправки к нему; б) осуществляет зак. регулирование по предметам ведения субъекта и предметам совместного ведения в пределах полномочий субъекта; в) осуществляет иные полномочия, установленные КРФ, настоящим ФЗ, др. ФЗ, конституцией (уставом) и законами субъекта. Законом субъекта: а) утверждаются бюджет субъекта и отчет о его исполнении, представленные высшим д/лицом субъекта; б) в пределах полномочий, определенных ФЗ, устанавливается порядок проведения выборов в ОМС; г) утверждаются программы соц.-эк. развития субъекта, представленные высшим д/лицом субъекта; д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено к ведению субъекта, а тж порядок их взимания; е) утверждаются бюджеты терр. гос. внебюджетных фондов субъекта и отчеты об их исполнении; ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта, в т.ч. долями (паями, акциями) субъекта в капиталах хоз. обществ, товариществ и предприятий иных ОПФ; з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта; и) устанавливается порядок назначения и проведения реф-ма субъекта; к) устанавливается порядок проведения выборов в зак. (предст.) ОГВ субъекта; л) устанавливается адм.-терр. устройство субъекта и порядок его изменения; м) устанавливается система исп. ОГВ субъекта; н) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с КРФ, ФЗ, конституцией (уставом) и законами субъекта к ведению и полномочиям субъекта. Постановлением зак. (предст.) ОГВ субъекта: а) принимается регламент указанного органа и решаются вопросы внутреннего распорядка его деятельности; б) оформляется решение о наделении гражданина по представлению През-та полномочиями высшего д/лица субъекта; в) назначаются на должность и освобождаются от должности отд. д/лица субъекта, оформляется согласие на их назначение на должность, если такой порядок назначения предусмотрен КРФ, ФЗ и конституцией (уставом) субъекта; г) назначается дата выборов в зак. ОГВ субъекта; д) назначается реф-м субъекта в случаях, предусмотренных законом субъекта; е) оформляется решение о недоверии (доверии) высшему д/лицу субъекта, а тж решение о недоверии (доверии) рук-лям органов исп. власти субъекта, в назначении которых на должность зак. ОГВ субъекта принимал участие в соответствии с конституцией (уставом) субъекта; ж) утверждается соглашение об изменении границ субъектов; з) одобряется проект договора о разграничении полномочий; и) назначаются на должность судьи конст. (уставного) суда субъекта; к) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным КРФ, настоящим ФЗ, др. ФЗ, конституцией (уставом) и законами субъекта к ведению зак. ОГВ субъекта. Зак. ОГВ в пределах и формах, установленных конституцией (уставом) и законами субъекта: а) осуществляет наряду с др. упч. на то органами контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта, исполнением бюджета субъекта, исполнением бюджетов терр. гос. внебюджетных фондов субъекта, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью субъекта; б) осуществляет иные полномочия, установленные КРФ, настоящим ФЗ, др. ФЗ, конституцией (уставом) и законами субъекта. Полномочия зак. ОГВ субъекта м.б. прекращены досрочно в случае: а) принятия решения о самороспуске в порядке, предусмотренном конституцией (уставом) или законом субъекта; б) роспуска указанного органа высшим д/лицом субъекта (в случае принятия конституции, закона, иного НПА, противоречащих КРФ, ФЗ, принятым по предметам ведения РФ и совместного ведения, конституции субъекта, если такие противоречния установлены судом и не устранены в течение 6 месяцев); в) вступления в силу решения соответственно верховного суда субъекта о неправомочности данного состава депутатов, в т.ч. в связи со сложением депутатами своих полномочий; г) роспуска указанного органа в случаях: - если соответствующим судом установлено, что зак. ОГВ приняты конституция (устав), закон субъекта или иной НПА, противоречащие КРФ, ФКЗ и ФЗ, а зак. ОГВ в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в т.ч. не отменил НПА, и после истечения данного срока судом установлено, что в результате уклонения от принятия мер по исполнению решения суда были созданы препятствия для реализации закрепленных КРФ, ФКЗ и ФЗ полномочий фед. ОГВ, ОМС, нарушены права и свободы человека и гражданина, права и охраняемые законом интересы юр. лиц, През-т в тчение 1 года выносит предупреждение зак. ОГВ. Если в течение 3 месяцев указанный орган не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, През-т вправе распустить его. - если зак. ОГВ по представленной През-том кандидатуре высшего д/лица субъекта в установленный срок не принял решение о ее отклонении или о наделении указанной кандидатуры полномочиями, През-т назначает временно и.о. высшего д/лица на период до вступления в должность лица, наделенного полномочиями. През-т проводит соответствующие консультации с зак. ОГВ в течение месяца. По истечении месячного срока и с учетом результатов консультаций През-т внести предложение о кандидатуре, назначить временно и.о., распустить зак. ОГВ.
Органы исп. власти. В субъекте устанавливается система органов исп. власти во главе с высшим исп. ОГВ субъекта. Структура исп. ОГВ субъекта определяется высшим д/лицом субъекта в соответствии с конституцией (уставом).
Высшее д/лицо субъекта (рук-ль высшего исп. ОГВ субъекта). Гражданин (РФ, достигший 30 лет) наделяется полномочиями по представлению През-та зак. ОГВ в порядке, предусмотренном настоящим ФЗ и конституцией (уставом) субъекта. Высшее д/лицо: а) представляет субъект в отношениях с фед. ОГВ, ОГВ субъектов, ОМС и при осуществлении внешнеэк. связей, вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта; б) обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания спец. актов, либо отклоняет законы; в) формирует высший исп. ОГВ субъекта в соответствии с законодательством субъекта и принимает решение о его отставке; г) вправе требовать созыва внеочередного заседания зак. ОГВ субъекта, созывать вновь избранный зак. ОГВ на первое заседание ранее установленного конституцией (уставом); д) вправе участвовать в работе зак. ОГВ субъекта с правом совещательного голоса; е) обеспечивает координацию деятельности органов исп. власти субъекта с иными ОГВ субъекта и в соответствии с законодательством РФ может организовывать взаимодействие органов исп. власти субъекта с фед. органами исп. власти и их терр. органами, ОМС и общ. объединениями; ж) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим ФЗ, др. ФЗ, конституцией (уставом) и законами субъекта. Полномочия прекращаются досрочно в случае: а) его смерти; б) отрешения его от должности Пре-том в связи с выражением ему недоверия зак. ОГВ субъекта; в) его отставки по собственному желанию; г) отрешения его от должности Прези-том в связи с утратой доверия През-та, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а тж в иных случаях, предусмотренных настоящим ФЗ; д) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным; е) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; ж) вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда; з) его выезда за пределы РФ на постоянное место жительства; и) утраты им гражданства РФ.
Высший исп. ОГВ субъекта является постоянно действующим органом исп. власти субъекта. Обеспечивает исполнение КРФ, ФЗ и иных НПА РФ, конституции (устава), законов и иных НПА субъекта на территории субъекта. Осн. полномочия - разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного соц.-эк. развития субъекта, участвует в проведении единой гос. политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, соц. обеспечения и экологии. Высший исп. ОГВ субъекта: а) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общ. порядка, борьбе с преступностью; б) разрабатывает для представления высшим д/лицом субъекта в зак. ОГВ субъекта проект бюджета субъекта, проекты программ соц.-эк. развития субъекта; в) обеспечивает исполнение бюджета субъекта и готовит отчет об исполнении бюджета и отчеты о выполнении программ соц.-эк. развития субъекта для представления их высшим д/лицом субъекта в зак. ОГВ субъекта; г) формирует иные органы исп. власти субъекта; д) управляет и распоряжается собственностью субъекта в соответствии с законами субъекта, фед. собственностью, переданной в управление субъекту в соответствии с ФЗ и иными НПА РФ; е) вправе предложить ОМС, выборному или иному д/лицу МС привести в соответствие с законодательством РФ изданные ими пр. акты в случае, если указанные акты противоречат КРФ, ФЗ и иным НПА РФ, конституции (уставу), законам и иным НПА субъекта, а тж вправе обратиться в суд; ж) осуществляет иные полномочия, установленные ФЗ, конституцией (уставом) и законами субъекта, соглашениями с фед. органами исп. власти, предусмотренными ст. 78 КРФ.
Полномочия, осуществляемые ОГВ субъекта по предметам ведения субъектов, определяются конституцией (уставом), законами и принимаемыми в соответствии с ними иными НПА субъекта. Полномочия, осуществляемые ОГВ субъекта по предметам совместного ведения, определяются КРФ, ФЗ, договорами о разграничении полномочий и соглашениями. Полномочия, осуществляемые ОГВ субъекта по предметам ведения РФ, определяются ФЗ, издаваемыми в соответствии с ними НПА През-та и Пр-ва, а тж соглашениями.
Полномочия по предметам ведения субъектов осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта (за исключением субвенций из фед. бюджета). Полномочия по предметам совместного ведения осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта (за исключением субвенций из фед. бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных ФЗ, дополнительно финансироваться за счет средств фед. бюджета и фед. гос. внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с фед. целевыми программами. См. ст. 26.6 ФЗ. ФЗ, НПА През-та и Пр-ва, а тж заключенными в соответствии со ст. 26.8 настоящего ФЗ соглашениями на исп. ОГВ субъекта м.б. возложено осуществление отд. полномочий по предметам ведения РФ.
Отд. полномочия ОГВ субъекта м.б. временно возложены на фед. ОГВ в случаях, если: а) в связи со стихийным бедствием, с катастрофой, иной ЧС ОГВ субъекта отсутствуют и не м.б. сформированы; б) возникшая вследствие решений, действий или бездействия ОГВ субъекта просроченная задолженность субъекта по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств, определенная в порядке, установленном БК РФ, превышает 30 % собственных доходов бюджета субъекта в последнем отчетном году; в) при реализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления субвенций из фед. бюджета, исполнительным ОГВ субъекта допускается нарушение КРФ, ФЗ, НПА През-та и Пр-ва, если такое нарушение установлено соотв. судом.
Порядок формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
ФЗ от 5 августа 2000 г. "О порядке формирования СФ ФС РФ" В СФ входят по два представителя от каждого субъекта: по одному от зак. и исп. ОГВ субъекта. Членом СФ м.б. избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с КРФ правом избирать и быть избранным в ОГВ.
Член СФ - представитель от зак. ОГВ субъекта избирается зак. ОГВ субъекта на срок полномочий этого органа, а при формировании зак. органа субъекта путем ротации - на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Член СФ - представитель от двухпалатного зак. ОГВ субъекта избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Член СФ - представитель от однопалатного зак. ОГВ субъекта д.б. избран не позднее 3 месяцев со дня первого заседания в правомочном составе этого органа нового созыва, в т.ч. в случае досрочного прекращения полномочий этого органа предыдущего созыва, а член СФ - представитель от двухпалатного органа и член СФ - представитель от зак. органа, формируемого путем ротации, - со дня истечения срока, на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа. В случае досрочного прекращения полномочий члена СФ - представителя от зак. органа новый член СФ - представитель от этого органа должен быть избран не позднее 3 месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена СФ. Кандидатура для избрания от однопалатного органа вносится на рассмотрение председателем. В двухпалатном органе кандидатура вносится (вносятся) на рассмотрение поочередно председателями палат. Группа депутатов численностью не менее 1/3 от общего числа депутатов может внести на рассмотрение органа альт. кандидатуру.
Представитель в СФ от исп. ОГВ назначается высшим д/лицом на срок его полномочий. Член СФ - представитель от исп. органа д.б. назначен не позднее 3 месяцев со дня вступления в должность высшего д/лица субъекта. В случае досрочного прекращения полномочий члена СФ новый член СФ - представитель от этого органа д.б. назначен не позднее 3 месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена СФ.
Рассмотрение зак. ОГВ кандидатуры осуществляется в соответствии с его регламентом.
Кандидаты обязаны представить соответственно в зак. ОГВ или высшему д/лицу субъекта: а) сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания (назначения); б) сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.
ОГВ субъекта, принявший решение об избрании (назначении) члена СФ, не позднее чем на следующий день после дня вступления решения в силу телеграммой уведомляет СФ о содержании решения и о дате его вступления в силу и не позднее 5 дней со дня вступления решения в силу направляет его в СФ. Избранный (назначенный) член СФ в 5-дневный срок со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) направляет в СФ копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена СФ, либо копию документа, удостоверяющего, что им в 3-дневный срок было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.
Полномочия начинаются со дня принятия СФ решения о подтверждении полномочий данного члена СФ. Полномочия прекращаются со дня принятия СФ решения о подтверждении полномочий нового члена СФ – представителя того же органа. Полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным ФЗ "О статусе члена СФ и статусе депутата ГД ФС РФ" – см. № 97. Порядок принятия СФ решений о подтверждении полномочий вновь избранных (назначенных) членов СФ и решений о прекращении полномочий членов СФ устанавливается Регламентом Совета.
Формы реализации Президентом РФ функции обеспечения согласованного функционирования органов государственной власти РФ и субъектов РФ. Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. Государственный Совет РФ.
Формы реализации Президентом РФ функции обеспечения согласованного функционирования органов государственной власти РФ и субъектов РФ. Ст. 85 КРФ: През-т может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между ОГВ РФ и ОГВ субъектов, а тж между ОГВ субъектов. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. През-т вправе приостанавливать действие актов органов исп. власти субъектов в случае противоречия этих актов КРФ и ФЗ, межд. обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом. Комм. под ред. Л.А. Окунькова: В этой статье През-т наделяется правом использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между ОГВ как РФ, так и ее субъектов. Очевидно, что През-т может применить согласительные процедуры как по своей инициативе, так и по инициативе зак. или исп. ОГВ. Выступая инициатором проведения согласительных процедур и участником переговоров или иных форм согласования спорных вопросов, През-т опирается не тк на свои властные полномочия, но и на свой пол. авторитет. В ходе согласительных процедур сторонами вырабатывается согласованное решение. Примером использования согласительных процедур является и организация по инициативе През-та договорного процесса, завершившегося подписанием 28 апреля 1994 г. Договора об общ. согласии, направленного на стабилизацию пол. отношений в РФ. Участниками явились фед. ОГВ, субъекты РФ, партии, профсоюзы, др. общ. объединения, религ. объединения. В КРФ устанавливается, что в случае недостижения в ходе согласительных процедур согласованного решения През-т может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. Напр., ряд споров о компетенции разрешается КС (п. "а", "б" и "в" ч. 3 ст. 125). В ч. 2 ст. 85 указывается на право През-та приостанавливать действие актов органов исп. власти субъектов. Оценивая полномочия През-а, надо иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 77 в пределах ведения РФ и полномочий РФи по предметам совместного ведения фед. органы исп. власти и органы исп. власти субъектов образуют единую систему исп. власти в России (см. комментарий к ст. 77). Тж През-т обладает правом роспуска зак. ОГВ субъекта (ст. 9 ФЗ «Об об. принципах организации…»), правом отрешения от должности высшего д/лица субъекта в связи с утратой доверия (ст. 19 ФЗ). През-т предлагает кандидатуры высшего д-лица субъекта. ПКС от 4 апреля 2002 г. N 8-П: «Нормат. предписания субъекта, признанные актом суд. власти противоречащими КРФ, во всяком случае утрачивают силу и перестают быть составной частью основанной на ней пр. системы РФ. Неподчинение ОГВ субъекта решению Федерации, выраженному в суд. решении, обязывающем отменить принятый им нормат. акт, представляет собой непризнание верховенства КРФ и, по существу, означает присвоение ОГВ субъекта не принадлежащих ему властных полномочий и суверенных прав РФ. Такие действия, по существу, ведут к утрате органом своей легитимности, и потому досрочное прекращение его полномочий в предусмотренном рассматриваемым ФЗ порядке согласуется с целями защиты КРФ, осуществляемой в т.ч. посредством конст. судопроизводства, и с ролью КС в обеспечении единого конст. пространства. Досрочное прекращение полномочий высшего д/лица предполагает следующие обязательные эл-ты: признание судом акта, изданного высшим д/лицом или высшим исп. ОГВ субъекта, противоречащим КРФ и ФЗ; подтверждение в суд. порядке неисполнения решения суда, т.е. непринятия мер для исключения признанного недействующим НА из пр. системы; вынесение През-ом предупреждения в адрес этого лица в связи с непринятием им мер по отмене приостановленного указом През-та соответствующего НА». Институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах. В СЗО – Клебанов Илья Иосифович. УП от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе През-та РФ в фед. округе" В целях обеспечения реализации През-том своих конст. полномочий, повышения эффективности деятельности фед. ОГВ и совершенствования системы контроля за исполнением их решений. Полномочный представитель является д/лицом, представляющим През-та в пределах соответствующего фед. округа. Обеспечивает реализацию конст. полномочий главы государства в пределах соответствующего фед. округа. Пол. пред. является фед. гос. служащим и входит в состав Администрации През-та. Назначается на должность и освобождается от должности През-том по представлению Рук-ля Адм-ции През-та. Непосредственно подчиняется През-ту и подотчетен ему. Назначается на должность на срок, определяемый През-том, но не превышающий срока исполнения През-том своих полномочий. Имеет заместителей, распределяет между ними обязанности и руководит их деятельностью. Заместители являются фед. гос. служащими и входят в состав Адм-ции През-та. Назначение на должность заместителей, помощников, освобождение их от должности, применение к ним мер поощрения и дисц. взыскания осуществляются Рук-лем Адм-ции През-та. Осн. задачи: - организация в соответствующем фед. округе работы по реализации ОГВ осн. направлений в/н и в/ш политики государства, определяемых През-том; - организация контроля за исполнением в фед. округе решений фед. ОГВ; - обеспечение реализации в фед. округе кадровой политики През-та; - представление През-ту регулярных докладов об обеспечении нац. безопасности в фед. округе, о пол., соц. и эк. положении в фед. округе, внесение През-ту соответствующих предложений. Функции: обеспечивает координацию деятельности фед. органов исполнительной власти в соответствующем федеральном округе; анализирует эффективность деятельности правоохр. органов в фед. округе, состояние с кадровой обеспеченностью в указанных органах, вносит През-у соответствующие предложения; организует взаимодействие фед. органов исп. власти с ОГВ субъектов, ОМС, пол. партиями, общ. и религ. объединениями; разрабатывает совместно с межрег. ассоциациями эк. взаимодействия субъектов программы соц.-эк. развития территорий в пределах фед. округа; согласовывает кандидатуры для назначения на должности фед. гос. служащих и кандидатуры для назначения на иные должности в пределах фед. округа, если назначение на эти должности осуществляется През-том, Пр-вом или фед. органами исп. власти; организует контроль за исполнением ФЗ, указов и распоряжений През-та, постановлений и распоряжений Пр-ва, за реализацией фед. программ в фед. округе; согласовывает проекты решений фед. ОГВ, затрагивающих интересы фед. округа или субъекта, находящегося в его пределах; вносит През-ту представления о награждении гос. наградами РФ высших д/лиц субъектов и рук-лей зак. ОГВ субъектов; вручает в фед. округе по поручению През-та гос. награды; вручает по поручению През-та удостоверение судьи судьям арб. судов субъектов, федеральных судов общей юрисдикции; принимает участие в работе ОГВ субъектов, ОМС; организует по поручению През-та проведение согласительных процедур для разрешения разногласий между фед. ОГВ и ОГВ субъектов; вносит През-ту предложения о приостановлении действия актов органов исп. власти субъектов в случае противоречия этих актов…; взаимодействует с Контрольным управлением През-та и органами прокуратуры при организации проверок исполнения в округе ФЗ, указов и распоряжений През-та, постановлений и распоряжений Пр-ва; анализирует деятельность казачьих обществ, связанную с реализацией договоров казачьих обществ с фед. органами исп. власти, органами исп. власти субъектов и ОМС о несении членами казачьих обществ гос. и иной службы; рассматривает кандидатуры атаманов войсковых казачьих обществ, избранных высшими предст. органами управления этих казачьих обществ, и вносит в установленном порядке През-ту предложения об их утверждении. Права: запрашивать и получать в установленном порядке необходимые материалы от самостоятельных подразделений Адм-ции През-та, от фед. ОГВ, а также от ОГВ субъектов, ОМС, организаций и от должностных лиц; направлять своих заместителей и сотрудников своего аппарата для участия в работе ОГВ субъектов и ОМС; пользоваться в установленном порядке банками данных Адм-ции През-та и федеральных органов государственной власти; использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации; организовывать в пределах своей компетенции проверки исполнения указов и распоряжений През-та, а также хода реализации фед. программ, использования фед. имущества и средств фед. бюджета в федеральном округе; направлять на рассмотрение фед. ОГВ, а также ОГВ субъектов, ОМС, руководителей организаций и должностных лиц жалобы и об
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.155 (0.013 с.) |