Институт Уполномоченного по правам человека в РФ. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт Уполномоченного по правам человека в РФ.



 

ФКЗ от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Упч. по правам человека в РФ".

Должность УПЧ в РФ учреждается в соответствии с КРФ в целях обеспечения гарантий гос. защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения гос. органами, ОМС и д/лицами.

УПЧ назначается на должность и освобождается от должности ГД. ПостановлениемГД от 13 февраля 2004 г. на должность УПЧ назначен Лукин Вл-р Петрович.

УПЧ способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами межд. права, развитию межд. сотрудничества в области прав человека, пр. просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

УПЧ при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо гос. органам и д/лицам.

Введение режима чрезвычайного или военного положения не прекращает и не приостанавливает деятельности УПЧ.

В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта может учреждаться должность УПЧ в субъекте (напр., в Свердловской области).

На должность УПЧ назначается лицо:

- являющееся гражданином РФ

- не моложе 35 лет

- имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Предложения о кандидатах на должность могут вноситься През-том, СФ, депутатами ГД и деп. объединениями в ГД. УПЧ назначается на должность и освобождается от должности ГД большинством голосов от об. числа депутатов тайным голосованием. Назначается не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

При вступлении в должность УПЧ приносит присягу и считается вступившим в должность с момента ее принесения.

УПЧ назначается на должность сроком на 5 лет, считая с момента принесения присяги. Полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным УПЧ. Истечение срока полномочий ГД, ее роспуск не влекут прекращения полномочий УПЧ. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность более чем на два срока подряд.

УПЧ не может являться депутатом ГД, членом СФ или депутатом зак. органа субъекта, находиться на гос. службе, заниматься др. оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением препод., научной либо иной творч., он не вправе заниматься пол. деятельностью, быть членом пол. партии или иного общ. объединения, преследующего пол. цели.

УПЧ обладает неприкосновенностью, не м.б. без согласия ГД привлечен к уг. или адм. ответственности, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а тж подвергнут лич. досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, лич. и служебное ТС, переписку, используемые им средства связи, а тж на принадлежащие ему документы.

УПЧ досрочно освобождается от должности в случаях: (1) нарушения требований ст. 11 (не м. являться депутатом…), (2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении УПЧ.

Полномочия м.б. прекращены ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее 4 месяцев подряд) исполнять свои обязанности. М.б. освобожден от должности в случае подачи им заявления о сложении полномочий. В случае досрочного освобождения новый УПЧ д.б. назначен в течение 2 месяцев.

 

УПЧ рассматривает жалобы граждан и находящихся на территории РФ ин. граждан и ЛБГ.

Рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) гос. органов, ОМС, д/лиц, гос. служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в суд. либо адм. порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. Не рассматривает жалобы на решения палат ФС и зак. ОГВ субъектов.

Жалоба д.б. подана не позднее истечения 1 года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

Жалоба не облагается гос. пошлиной.

Жалобы, адресованные лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру их администрацией не подлежат и в течение 24 часов направляются УПЧ.

Получив жалобу, УПЧ имеет право: (1) принять жалобу к рассмотрению; (2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод; (3) передать жалобу гос. органу, ОМС или д/лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу; (4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению. О принятом решении в 10-дневный срок уведомляется заявитель.

Отказ в принятии жалобы д.б. мотивирован, обжалованию не подлежит.

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общ. значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать пр. средства защиты, УПЧ вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

 

Приступив к рассмотрению жалобы, УПЧ вправе обратиться к компетентным гос. органам или д/лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

При проведении проверки УПЧ вправе: (1) беспрепятственно посещать все ОГВ, ОМС, присутствовать на заседаниях их коллег. органов, беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от ОПФ и форм собственности, воинские части, общ. объединения; (2) запрашивать и получать от гос. органов, ОМС и у д/лиц и гос. служащих необходимые сведения, документы и материалы; (3) получать объяснения д/лиц и гос. служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; (4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными гос. органами, д/лицами и гос. служащими проверку деятельности гос. органов, ОМС и д/лиц; (5) поручать компетентным гос. учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы; (6) знакомиться с уг., гр. делами и делами об адм. правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уг. дел.

По вопросам своей деятельности УПЧ пользуется правом безотлагательного приема.

УПЧ вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гр. или уг. делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей.

УПЧ обязан направить органу или д/лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

По результатам рассмотрения жалобы УПЧ вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные гос. органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или адм. производства либо уг. дела в отношении д/лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы д/лицу, которое вправе вносить протесты, присутствовать при суд. рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в КС с жалобой на нарушение конст. прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкр. деле.

УПЧ вправе опубликовать принятое им заключение.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб УПЧ вправе: (1) направлять органам и д/лицам свои замечания и предложения об. х-ра, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию адм. процедур; (2) обращаться к субъектам права зак. инициативы с предложениями об изменении и о дополнении фед. законодательства и законодательства субъектов либо о восполнении пробелов, если УПЧ полагает, что решения или действия (бездействие) органов или д/лиц совершаются на основании и во исполнение законодательства, либо в силу существующих пробелов, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам межд. права и межд. договорам РФ.

В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан УПЧ вправе выступить с докладом на очередном заседании ГД. Вправе обратиться в ГД с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

 

По окончании календарного года УПЧ направляет доклад о своей деятельности През-ту, в СФ и ГД, Пр-во, КС, ВС, ВАС и Ген. прокурору.

Д/лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий. Запрошенные материалы направляются не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

Орган или д/лицо, получившие заключение УПЧ, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить УПЧ.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.011 с.)