Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти субъектов РФ перед органами государственной власти РФ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовая ответственность органов государственной власти субъектов РФ перед органами государственной власти РФ.



 

ФЗ от 6 октября 1999 г. "Об об. принципах организации зак. (предст.) и исп. ОГВ субъектов РФ"

Ст. 27. Обеспечение соответствия КРФ и ФЗ конституций (уставов), законов и иных пр. актов субъекта.

1. Правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, высшего должностного лица субъекта, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта, иных органов государственной власти субъекта, а также правовые акты должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем в установленном законом порядке.

2. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта, высшее должностное лицо субъекта и органы исполнительной власти субъекта при осуществлении своих полномочий обеспечивают соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

3. Президент вправе обращаться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта с представлением о приведении в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами конституции (устава), закона субъекта или иного нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта.

4. В случае возникновения разногласий при реализации пункта 3 настоящей статьи Президент использует согласительные процедуры для их разрешения. В случае недостижения согласованного решения Президент Российской Федерации может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

5. Законы субъекта, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, правовые акты органов исполнительной власти субъекта и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.

 

Статья 29. Приостановление действия акта высшего должностного лица субъекта, актов органов исполнительной власти субъекта

1. Президент вправе приостановить действие акта высшего должностного лица субъекта, а также действие акта органа исполнительной власти субъекта в случае противоречия этого акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

2. В период действия указа Президента о приостановлении действия актов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, высшим должностным лицом субъекта и (или) органом исполнительной власти субъекта не может быть издан другой акт, имеющий тот же предмет регулирования, за исключением акта, отменяющего акт, действие которого приостановлено Президентом, либо вносящего в него необходимые изменения.

3. В случае, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, высшее должностное лицо субъекта вправе обратиться в соответствующий суд для решения вопроса о соответствии изданного им или органом исполнительной власти субъекта акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам и международным обязательствам.

 

Статья 29.1. Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъекта

1. Должностные лица органов исполнительной власти субъекта несут ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта.

2. Президент выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта в случае:

а) издания высшим должностным лицом субъекта нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта в течение 2 месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

б) уклонения высшего должностного лица субъекта в течение 2 месяцев со дня издания указа Президента о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта от издания нормативного правового акта, предусматривающего отмену приостановленного нормативного правового акта, или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока высшее должностное лицо субъекта не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.

Срок, в течение которого Президент выносит предупреждение высшему должностному лицу субъекта, не может превышать 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда или со дня официального опубликования указа Президента о приостановлении действия нормативного правового акта высшего должностного лица субъекта либо нормативного правового акта органа исполнительной власти субъекта, если высшее должностное лицо субъекта не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора.

3. Если в течение месяца со дня вынесения Президентом предупреждения высшему должностному лицу субъекта указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент отрешает высшее должностное лицо субъекта от должности.

3.1. Президент вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта, с утратой доверия Президента, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

4. Президент в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе по представлению Генерального прокурора временно отстранить высшее должностное лицо субъекта от исполнения обязанностей в случае предъявления указанному лицу обвинения в совершении преступления. Решение о временном отстранении высшего должностного лица субъекта от исполнения обязанностей принимается в форме указа.

5. Решение Президента о предупреждении высшего должностного лица субъекта или об отрешении высшего должностного лица субъекта от должности принимается в форме указа.

6. Решение об отрешении от должности либо о временном отстранении от исполнения обязанностей высшего должностного лица субъекта доводится до сведения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта.

Высшее должностное лицо субъекта вправе обжаловать в Верховный Суд соответствующий указ Президента в течение 10 дней со дня его официального опубликования.

Верховный Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее 10 дней со дня ее подачи.

 

См. тж № 57 – о роспуске През-том зак. ОГВ субъекта.

 

 

64. Порядок принятия в состав РФ и образования в составе РФ нового субъекта Федерации.

 

Теории федерализма известны такие сп-бы изменения состава субъектов федерации, как акцессия и сецессия. Сецессия в настоящее время в России допускается только с согласия федерации. Учитывая принципы целостности и единства государства можно утверждать, что сецессия вообще не допускается, тем более что пр. регулирование порядка сецессии в настоящее время отсутствует. Акцессия возможна во всех формах – в порядке, установленном ФКЗ.

ФКЗ от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ "О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ"

Принятие в РФ нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ ин. государства или его части.

Образование в составе РФ нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в соответствии с настоящим ФКЗ и не связанная с принятием в РФ ин. государства или его части.

Принятие и образование нового субъекта осуществляются на добровольной основе.

При принятии и образовании нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы РФ, принципы федеративного устройства, права и свободы человека и гражданина, учитываться сложившиеся ист., хоз. и культурные связи субъектов, их социально-экономические возможности.

 

Принятие

Условия:

1. В качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть.

2. Принятие в качестве нового субъекта ин. государства или его части осуществляется по взаимному согласию РФ и данного ин. государства в соответствии с межд. договором о принятии в РФ в качестве нового субъекта ин. государства или его части, заключенным РФ с данным ин. государством.

3. В случае принятия в качестве субъекта ин. государства ему предоставляется статус республики, если указанным в пункте 2 настоящей статьи межд. договором не предусматривается предоставление ему статуса края или области.

4. В случае принятия в качестве нового субъекта части ин. государства этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, авт. области или авт. округа в соответствии с указанным в пункте 2 настоящей статьи межд. договором.

 

Порядок принятия:

1. Предложение о принятии в РФ (инициатором является данное ин. государство; През-т уведомляет о предложении СФ, ГД, Пр-во и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации; рассмотрение предложения осуществляются в соответствии с ФЗ "О межд. договорах РФ").

2. Вопросы, регулируемые межд. договором: (а) наименование и статус субъекта, (б) порядок приобретения гражданства РФ гражданами ин. государства и распространения на них в полном объеме пр. статуса гражданина РФ; (в) правопреемство в отношении членства ин. государства в межд. организациях, его имущественных активов и пассивов; (г) действие законодательства РФ на территории нового субъекта; (д) функционирование ОГВ и ОМС ин. государства на территории нового субъекта).

3. Подписание межд. договора През-том.

4. Обращение През-та в КС с запросом о проверке соответствия КРФ межд. договора.

5. Внесение в ГД межд. договора на ратификацию и проекта ФКЗ о принятии нового субъекта.

6. Принятие и вступление в силу ФКЗ. Внесение изменений в КРФ.

 

Образование

Условия:

1. Обр-е нового субъекта м.б. осуществлено в результате объединения 2 и более граничащих между собой субъектов РФ.

2. Образование нового субъекта может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению.

3. Изменение наименования субъекта, предусмотренное частью 2 статьи 137 КРФ, не влечет за собой образование нового субъекта. Новое наименование субъекта включается в текст статьи 65 КРФ и учитывается при переиздании текста КРФ.

 

Порядок:

1. Инициатива образования нового субъекта (принадлежит заинтересованным субъектам).

2. Предложение направляется През-ту, През-т уведомляет СФ, ГД, Пр-во и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

3. Реф-мы по вопросу образования нового субъекта (в заинтересованных субъектах, если выносился на реф-мы 2 и более субъектов и не получил одобрения хотя бы в одном, повторные реф-мы возможны не ранее чем через год).

4. Проект ФКЗ вносится в ГД През-том.

5. Принятие ФКЗ, внесение изменений в КРФ.

 

Пример образования нового субъекта - ФКЗ от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ "Об образовании в составе РФ нового субъекта РФ в результате объединения Пермской обл. и Коми-Пермяцкого авт. округа"

Образуется новый субъект РФ в результате объединения 2 граничащих между собой субъектов РФ - Пермской обл. и Коми-Пермяцкого авт. округа.

Образование нового субъекта осуществляется в целях ускорения соц.-эк. развития Пермской обл. и Коми-Пермяцкого авт. округа и повышения уровня жизни населения, проживающего в указанных субъектах.

Основаниями образования являются: (1) совместное предложение Пермской обл. и Коми-Пермяцкого авт. округа, направленное През-ту; (2) результаты реф-мов.

Новый субъект считается образованным с 1 декабря 2005 г.

Новый субъект имеет наименование - Пермский край. Коми-Пермяцкий округ входит в состав Пермского края как адм.-терр. единица края с единой территорией и особым статусом, опр. Уставом Пермского края в соответствии с законодательством РФ.

ОГВ Пермского края являются правопреемниками ОГВ Пермской обл. и Коми-Пермяцкого авт. округа в отношениях с ОГВ РФ, ОГВ субъектов, с ин. государствами и межд. организациями по вопросам собственности и обязательств Пермской обл. и Коми-Пермяцкого авт. округа, по иным вопросам в соответствии с законодательством РФ.

Со дня образования Пермского края и до завершения формирования зак. ОГВ Пермского края первого созыва, но не позднее 31 января 2007 г., действует переходный период образования Пермского края.

В течение переходного периода осуществляется формирование ОГВ Пермского края, завершается урегулирование иных вопросов, предусмотренных настоящим ФКЗ. В целях выполнения задач переходного периода координация деятельности фед. органов исп. власти и органов исп. власти Пермской обл. и Коми-Пермяцкого авт. округа по предметам совместного ведения осуществляется Пр-вом в порядке, устанавливаемом През-том.

Формирование зак. ОГВ и органов исп. власти Пермского края д.б. завершено не позднее 31 января 2007 г.

Гражданин РФ наделяется полномочиями первого высшего д/лица по представлению През-та Зак. Собранием Пермской обл. и Зак. Собранием Коми-Пермяцкого авт. округа сроком на 5 лет. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от установленного числа депутатов каждого из указанных ОГВ.

Предложение по кандидатуре первого губернатора Пермского края вносится През-том в Зак. Собрание Пермской обл. и в Зак. Собрание Коми-Пермяцкого авт. округа не позднее чем за 35 дней до дня образования Пермского края.

Выборы депутатов Зак. Собрания Пермского края проводятся по истечении срока полномочий Зак. Собрания Пермской обл. и Зак. Собрания Коми-Пермяцкого авт. округа в декабре 2006 г. Депутаты первого созыва избираются сроком на 5 лет.

В переходный период ОГВ Пермской обл. и Коми-Пермяцкого авт. округа, депутаты ГД, избранные по одномандатным избир. округам, образованным на территориях указанных субъектов, члены СФ, представляющие ОГВ Пермской обл. и Коми-Пермяцкого авт. округа, продолжают осуществлять свои полномочия до истечения срока этих полномочий. Со дня вступления в должность губернатора Пермского края Зак. Собрание Пермской обл. и Зак. Собрание Коми-Пермяцкого авт. округа принимают совместные решения (большинством голосов от об. числа депутатов) по вопросам, связанным с выполнением задач переходного периода, для чего совместные пленарные заседания или заседания с об. повесткой дня.

Выборы депутатов Зак. Собрания Пермского края первого созыва организует и проводит временная избир. комиссия, которая формируется ЦИК.

 

Аналогичкий ФКЗ 14.10.2005 – об образовании нового субъекта в результате объединения Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского авт. округов с 1 января 2007 г.

 

 

65. Признаки конституционно-правового статуса РФ (по Конституции и в решениях Конституционного Суда).

 

1. Состав субъектов Федерации. (ст. 65). В РФ 89 субъектов: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 ГФЗ, 1 авт. область, 9 авт. округов.

2. Территория РФ (ст. 67).

3. Гос. язык (ст. 68). ПКС от 16.11.2004 г. – см. № 67.

4. Таможенная, ден. и налоговая системы (ст. 74, 75).

5. Разграничение предметов ведения (ст. 71-73) –см. № 56.

6. Пр. система РФ.

7. Организация исп. власти. Фед. округа (ст. 77). ПКС от 07.06.2000 г.

8. Единая суд. власть и прокуратура.

9. Федеральное вмешательство в права субъектов.

10. Участие в межгос. объединениях.

11. Гос. символы и столица – см. № 66.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.019 с.)