Способы правовой охраны Конституции РФ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы правовой охраны Конституции РФ.



Пр. охрана – система мер для предотвращения конст. нарушений, обеспечивающих верховенство и прямое действие КРФ. Сп-бы:

1. Особый порядок изменения (см. №13, 14).

2. Конст. контроль (ключевой эл-т).

3. Конст.-пр. ответственность (см. №3).

Обеспечение исполнения норм конституции осуществляется различными способами. В сфере исп.-распорядительной деятельности контроль за конституционностью осуществляют вышестоящие или спец. органы. Это может быть глава государства (в России През-т – гарант конституции), органы парламентского контроля (Упч. по правам человека) и надзорные органы об. компетенции (прокуратура).

Как в сфере исп. (в части контроля за изданием НА высшими органами власти), так и в области зак. деятельности, а в некоторых странах – даже суд., охрана конституции осуществляется посредством конст. контроля в форме конст. судопроизводства (конст. юстиции) (см. №108).

КС разрешает дела о соответствии КРФ всех НА государства, споры о компетенции, дает толкование КРФ

Специальным механизмом охраны конституции служит также конст.-пр. ответственность, осуществляемая на основании и в порядке, предусмотренном конст.-пр. нормами.

 

 

Понятие и виды основ конституционного строя РФ.

 

Конст. строй – такая система организации власти в обществе, при которой гос. власть ограничена правом, в интересах общества и отдельной личности (Румянцев О.Г.); порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией (Баглай Марат Викт.).

Основы конст. строя – осн. принципы устройства государства и механизма его функционирования. Основы конст. строя, как пр. принципы, имеют нормат. содержание, а не являются пожеланиями, целями или морально-нрав. императивами. Будучи закрепленными в Конституции, высказанные пол. мыслителями идеи (напр., разделение властей), становятся пр. предписаниями, пусть и очень абстрактными, но все равно имеющими опр. сферу и содержание пр. регулирования.

В некоторых случаях содержание принципа из числа основ конст. строя сводят к субъект. правам (напр., принцип светского государства – к свободе вероисповедания). Отличие основ конст. строя от субъект. прав состоит не тк в месте расположения нормы и в её формулировке, а в адресате регулирования и его содержании. Принципы устанавливают правила деятельности государства, а субъект. права – правомочия индивида.

Юр. значение основ – ст. 16 (никакие др. положения КРФ не м. противоречить основам). Конституция устанавливает определенную иерархию собственных норм: гл. 1 имеет приоритет по отношению к др. главам. Принципы, составляющие основы конст. строя, должны использоваться при толковании других положений и применяться в случае их отсутствия, обеспечивая абсолютную непробельность конституции. Применение основ для толкования более частных положений позволяет говорить о внутренней непротиворечивости конституции и необходимости толковать все её положения в соответствии с основами, тем более что механизма проверки соответствия гл. 2-9 положениям гл. 1 положениями самой конституции не предусмотрено.

В то же время говорить о разной юр. силе различных частей конституции не следует, так как свойства верховенства и прямого действия присущи конституции в целом.

Виды основ:

1. Основы, х-щие государство (см. №17):

- дем. государство и народовластие (см. №26)

- пр., светское, соц. государство (см. №20, 24)

- фед. устройство

- разделение властей

- гос. суверенитет (см. №18)

- респ. форма правления

2. Пр. статус личности (см. №31)

3. Экон. (см. №19):

- принципы рыночной экономики

- собственность

4. Пол. (см. №21):

- идеол. и пол. многообразие

- общ. объединения

5. Соц.

 

 

Российское государство и его конституционные характеристики.

 

В понятие основ конст. строя входят закрепленные Конституцией х-ки государства:

Демократическое государство (ст. 1). В качестве конст. принципа демократию следует рассматривать как устройство государства, в котором источником власти является народ. В дем. государстве органы получают свою власть от народа, действуют от его имени и в его интересах. При этом неважно, какая устанавливается форма правления. Может быть и дем. монархия.

Составная часть принципа демократии – нар. суверенитет. В понятие народного суверенитета входит формирование органов гос. власти в соответствии с установленной процедурой учитывая мнение каждого гражданина при голосовании на основе принципа форм. равенства [Кабышев В.Т.]. Народное представительство обеспечивается особым механизмом парламента, встроенным в систему разделения властей. Парламент – орган представительства, поскольку он отражает интересы различных соц. групп и представляет их на гос. уровне при принятии гос. решений. Значение нар. представительства как орг. формы государства не означает слияния гос. власти и народа. Речь идет о передаче народом права на зак. власть парламенту при сохранении им за собой контроля за деятельностью парламента и иных форм реализации гос. власти. Народ передает предст. органам государства не саму власть, а лишь право на власть, на осуществление власти, причем на строго опр. срок.

Федеративное устройство (ст. 1, 5). Принцип фед. устройства состоит в том, что государство составляют терр. образования, имеющие самостоятельно формируемые органы власти, собственную территорию и население. Эти терр. образования (субъекты федерации) обладают свойствами самостоятельного субъекта права, сфера полномочий их органов определяется в НА, однако их существование не ставит под сомнение суверенитет и целостность федерации в целом.

В числе особенностей фед. устройства России можно выделить нац.-терр. х-р, асимметричность (неравенство прав субъектов) и наличие различных видов субъектов.

Пр. государство. (см. №20).

Социальное государство. (см. №20).

Светское государство. (см. №24).

Республиканская форма правления (ст. 1). В отличие от монархии, респ.форма правления предполагает: (а) форм. конст. законность в деятельности всех гос. органов, (б) определение компетенции органов законом, (в) формирование высших органов власти в результате выборов.

Республика м.б. парлам., през. и полупрез.

Парлам. – през-т избирается парламентом, глава пр-ва – лидер партии, победившей на выборах, парламент контролирует пр-во, министры назначаются из членов парламента. В РФ – признаки (ответственность пр-ва перед парламентом, През-т при кризисе отношений парламента и пр-ва м. распустить парламент).

През. – глава государства избирается населением и сам формирует пр-во, которое ему подотчетно (РФ). През-т не имеет права роспуска парламента, министры не м.б. членами парламента.

Полупрез. – смешанная форма. РФ.

Гос. суверенитет. (см. №18).

Разделение властей (ст. 10). Гос. власть осуществляется на основе разделения на зак., исп. и суд.. Разделение состоит в институциональной независимости органов, разделении их функций. Одни и те же люди не могут занимать должности в разных органах, один орган не может контролировать или вмешиваться в работу других, отменять или изменять их решения, один орган не может выполнять функции других органов, каждый орган обладает организационной самостоятельностью.

Главной проблемой в России является положение в системе разделения властей През-та. По этому поводу в российском государствоведении сложилась теория особой президентской власти, координирующей деятельность других властей. През-т как бы не входит ни в одну из трех властей. Одновременно многие статьи фактически признают През-та главой исп. власти.

Органы гос. власти. КРФ закрепляет систему фед. ОГВ: През-т, ФС, Пр-во, суды.

Местное самоуправление (ст. 12). Местное управление может осуществляться гос. или общественными органами (во втором случае он именуется местным самоуправлением). Местное самоуправление предполагает активность граждан, которые активно желают решать непосредственные проблемы, напр., благоустройства. Государство обязуется воздерживаться от вторжения в эту область (определяя её границы НА), и гарантирует возможность самостоятельности граждан в вопросах, не требующих гос.-властного управления. См. №114.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-19; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.009 с.)