Отличия Конституции от простого закона



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличия Конституции от простого закона



Закон Конституция

1. Простой закон 1. Основной закон

2. Обладает высшей юрид.силой 2.Обладает наивысшей юрид.силой

3. Принимается гос. органами 3. Принимается народом или от его имени

Искл: на Референдуме представит.органами(органом учред.-власти)

Искл:Дарованные констит. и парламентские

4. Прин-ется и изм-тся в обычном зак-ном порядке

Зак-ный процесс

4. Прин-тся и изм-тся в особом пор-ке. пересмотра и прин.поправок

Искл: гибкие конституции

5. Огранич. Круг, руг.общ-ных отнош 5. Всеохватный круг, рег. Общ. отнош.

6. Подробно руг-ет общ.отнош. 6. Рег-ет общ.отнош. в общем виде

7. Относит-ная первичность предписаний 7. Абсолют. первичность предписаний

8. База для подзаконных правов.актов 8. База для зак-ов всего текущ.зак-ва9. 9. Общий правовой способ охраны полож. 9.Особый прав.способ охраны полож. Констит.контрол

 

34) Конституционализм: взгляды на понятие конституционализма, его содержание, основные признаки

Конституционализм – как система источников. Понимается только как политико-правовая теория и практика конституц. устройства, основанного на западных либерально-демократич. ценностях.

☼ Главным признаком конституционализма не просто наличие конституции, а реальная связанность её нормами всех органов гос. власти.

☼ Конституц. доктрина, в основу которой положена идея конституции в широком смысле слова

☼ Основу правления сост. идеалы демократии: идея господства права в общ-ной жизни, утверждение идеалов соц. демократии, признание прав и свобод человека высшей ценностью, уважение достоинства личности институтами власти, прямое участие народа в осущ-нии власти, политич. права гражданам. Гарантированность прав и свобод.

Конституционализм как гос. режим

35) Конституция в федеративном государстве. Соотношение федеральной Конституции и конституций ( уставов) субъектов федерации. Особенности конституций (уставов) субъектов РФ.

 

Федеративному государству свойственна конституционная система, состоящая из федеральной конституции и конституций субъектов федерации. Каждая федерация является объединением государственных образований, которые обладают определенными признаками государства, и прежде всего - правом принимать свои конституции. Принятие конституций субъектами федерации не является свидетельством их полного суверенитета - сам по себе факт вхождения в федеративный союз означает отказ от основных суверенных прав (в области обороны, финансов, внешних сношений). Поэтому конституционная теория и практика в федеративных государствах не рассматривает субъекты федерации как суверенные государства и не признает право их выхода из федерации, а конституции этого и не закрепляют. Исключение составляла советская федерация, в которой союзные республики рассматривались как суверенные государства с правом выхода, что в практической жизни значения не имело, но юридически способствовало распаду СССР.

 

соотношении федеральной конституции и конституций субъектов федерации . вопрос о соотношении, решается на основе верховенства федеральной конституции и обязанности конституций субъектов федерации соответствовать ей. Но при этом есть ряд конкретных вопросов, требующих ответа. Это, прежде всего, вопрос о разграничении компетенции федеральных органов гос. власти и соответствующих органов субъектов федерации. Он решается путем установления исключительной компетенции как федерации, так и ее субъектов, а также -- их совместной компетенции. Это означает, что конституционная система федеративного государства утверждает полный суверенитет союза и ограниченный (остаточный) суверенитет субъектов. При этом конституции субъектов федерации устанавливают свою систему органов государственной власти, судебную систему, систему органов местного самоуправления.

 

Конституции субъектов РФ призваны выразить особенности национальной государственности, но они все же не содержат чего-либо принципиально национального (кроме, названий законодательных органов, закрепления того или иного языка в качестве государственного, государственной символики). Многие из этих конституций принимались под сильным давлением националистических сил, главным образом стремившихся воплотить в них национальный суверенитет. При этом ряд конституций оказался в противоречии с федеральной, вследствие чего процесс создания конституционной системы Российской Федерации пока нельзя считать завершенным.

 

Конституции республик, как и уставы других субъектов РФ, закрепляют права и свободы граждан в том же объеме, что и Конституция РФ, так что смысл такого закрепления, имея в виду действие федеральной Конституции на всей территории РФ, не особенно велик. Он заключается в установлении дополнительных гарантий конституционных прав или в их расширении, но это встречается крайне редко - гораздо чаще устанавливаются непредусмотренные федеральным законодательством и международными обязательствами России ограничения избирательных прав граждан, свободы передвижения и выбора места жительства, искусственное сужение перечня объектов, которые могут находиться в собственности физических лиц.

 

Во многих конституциях и уставах не обеспечивается равноправие граждан независимо от национальности, места жительства и других обстоятельств. В них, в частности, права и свободы человека и гражданина увязываются с гражданством или особым статусом жителя, устанавливаются ограничения на передвижение и выбор места жительства, устанавливается предельный возрастной ценз для глав администраций (55 или 60 лет), ценз оседлости для избирательного права (свыше года), иммиграционные квоты и т.д., хотя регулирование прав и свобод, в том числе гражданства, относится к исключительному ведению РФ

 

В подавляющем большинстве конституций и уставов закрепляется признание верховенства Конституции РФ. Однако часто положения о верховенстве и приоритете конституций, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ на его территории формулируются без учета положений Конституции РФ о верховенстве и действии Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации без каких-либо ограничений.

 

36) Реализация Конституции. Прямое и опосредованное действие конституционных норм. Реальность Конституции. Толкование конституции: понятие, причины и виды.

Реализация Конституции - целеустремленная деятельность компетентных органов - государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, граждан и их общественных объединений - по осуществлению основ государственного и общественного строя, прав и свобод личности. Реализация конституционных норм предполагает проведение их в жизнь на любом уровне в определенных формах:

1) Организация исполнения конституционных норм;

2) Непосредственное осуществление норм Конституции путем их использования и соблюдения;

3) Применение мер воспитания, поощрения, а в необходимых случаях и принуждения к исполнению конституционных норм.

1. Принцип прямого действия означает, что конституционно-правовые нормы действуют на территории РФ не опосредованно, а напрямую, непосредственно, т. е. соблюдение конституционных норм не должно ставиться в зависимость от каких-либо обстоятельств.

2. Конституционные нормы, конкретизируясь в нормах соответствующих отраслей права, действуют опосредованно. Конституция закрепляет преимущественно главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах. Ряд статей Конституции РФ содержит указания на необходимость принятия ФКЗ и ФЗ, определяющих порядок реализации конституционных норм.

 

Реальность Конституции означает соответствие конституционных предписаний (юридической конституции) складывающимся в действительности общественным отношениям (конституции фактической). Другими словами, конституция должна отражать достигнутую ступень развития общественных отношений в политической, экономической, социальной сферах, в противном случае она будет фиктивной.

Конституция РФ ввела институт толкования Конституции специально уполномоченным на то государственным органом - Конституционным Судом Российской Федерации. Речь идет об официальном толковании, имеющим особую юридическую силу и являющимся обязательным для всех правоприменяющих субъектов. Причины необходимости института толкования заключаются в том, что конституция не всегда может учесть неординарность возникающих в жизни ситуаций, требующих решения на основе конституционных норм. Виды:

1. Нормативное толкование имеет место в тех случаях, когда есть прямой запрос о толковании соответствующих норм Конституции в Конституционный Суд.

2. Казуальное толкование имеет место, если Конституционный Суд выносит решения по спорам о компетенции, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов о конституционности законов, примененных или подлежащих применению в конкретном деле.

Структура Конституции РФ.

Под структурой конституции понимается принятый в ней порядок, посредством которого устанавливаются определенная система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность их расположения. В основе обобщения конституционных норм в определенные единые комплексы (разделы, главы) лежит сходство предмета регулирования.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит собственно Конституцию и включает девять глав. Они называются:

1) Основы конституционного строя;

2) Права и свободы человека и гражданина;

3) Федеративное устройство;

4) Президент Российской Федерации;

5) Федеральное Собрание;

6) Правительство Российской Федерации;

7) Судебная власть;

8) Местное самоуправление;

9) Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Раздел второй именуется "Заключительные и переходные положения".

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.51.151 (0.011 с.)