Структура конституционно-правовых отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура конституционно-правовых отношений.



Структура конституционно-правовых отношений:

- Субъект конституционно-правовых отношений (физические или юридические лица).

- Объект конституционно-правовых отношений (материальные и нематериальные блага).

- Содержание конституционно правовых отношений (субъективные права и юридические обязанности).

Виды конституционно-правовых отношений.

Виды конституционно-правовых отношений:

В соответствие с целевым назначением:

- правоустановительные.

- правоохранительные.

- правовые состояния.

В соответствие с целями:

- регулятивные.

- охранительные.

В соответствие со временем действия:

- постоянные.

- временные.

Источники российского конституционного права

Источник права (в узком смысле) – действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права.

Источник конституционного права РФ – совокупность установленных Конституцией РФ, международными актами, федеральными конституционными и федеральными законами нормы, регулирующие основные принципы организации государственного устройства, структуры и функционирования государственной власти в РФ, а также закрепляющие основные права и свободы личности в РФ.

Виды источников конституционного права России: 1) международные акты, например Всеобщая декларация прав человека 2) Конституция РФ от 12 декабря 1 993 г.; 3) федеральные конституционные законы: а) ФКЗ от 21 июля 1994 г. 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»

4) внутригосударственные договоры, например Федеративный договор 5) федеральные законы:. 5) законы РФ, 7) указы Президента РФ: 8) постановления Правительства РФ, 9) решения и постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ

Конституционно-правовые нарушения и ответственность.

Конституционно-правовая ответственность– обязанность субъекта правоотношения (гражданина, органа власти, должностного лица) претерпевать неблагоприятные последствия в виде ограничений личного или имущественного характера своих незаконных действий (бездействий), установленная Конституцией РФ и другими федеральными законами

Признаки конституционно-правовой ответственности: 1) она устанавливается специальным законодательством, конкретизирующим конституционные положения а не самой Конституцией РФ, так как она не содержит каких-либо видов ответственности (санкций) за нарушение конституционного законодательства; 2) она устанавливается, как правило, в особо жестких формах, так как в данном случае нарушаются первоосновы российского государства 3) она наступает только при наличии вины. Виды конституционно-правовой ответственности:1) ответственность за нарушение основ конституционного строя РФ; 2) ответственность за нарушение личных прав и свобод человека и гражданина; 3) ответственность за нарушение политических прав и свобод человека и гражданина; 4) ответственность за нарушение социально-экономических прав и свобод человека и гражданина; 5) ответственность за нарушение культурных прав и свобод человека и гражданина; 6) ответственность за нарушения в осуществлении управления и нарушения законодательства органами государственной власти и местного самоуправления и т. д.

Этапы конституционного развития России.

Этапы конституционного развития России. -17 октября 1905 г.- Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», заложил основы конституционного правления. 1918 г. – Конституция Советской Республики, утвердившая создание государства «социалистического» типа. 31 января 1924г.- конституция СССР закрепила добровольное вхождение в федеральный союз ЗСФСР, РСФСР, БССР, УССР. 5 декабря 1936 г.- конституция СССР, которая декларировала построение социализма. 7 октября 1977 г. Была принята «брежневская» конституция «развитого» социализма. 12 декабря 1993 г. Всенародный референдум утвердил Конституцию Р.Ф. с её радикальными преобразованиями в политической и экономической системе.

Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г.

В 1990 г. были приняты законы СССР о гражданстве СССР (прекращена практика лишения советского гражданства указом Президиума Верховного совета СССР), о принципах разграничения полномочий между СССР и союзными республиками, о порядке выхода союзной республики из состава СССР.

 

В 1991 г. готовится к подписанию новый Союзный договор, однако планам его принятия не суждено было сбыться. Фактически в 1991 г. СССР стал разваливаться, превратившись в конфедеративную структуру. Весной 1991 г. на референдуме граждане СССР высказались за сохранение СССР как единого государства. Между тем центробежные тенденции все усиливались. В августе 1991 г. номенклатурная союзная верхушка во главе с Вице-президентом СССР Г. Янаевым пошла на путч – был создан внеконституционный Государственный комитет по чрезвычайному положению СССР, однако путч был подавлен российскими властями во главе с избранным 12 июня 1991 г. Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным. В сентябре 1991 г. из состава СССР вышли прибалтийские республики (Эстония, Латвия, Литва), в декабре 1991 г. Советский Союз вовсе перестал существовать, на его обломках по инициативе руководства России, Белоруссии и Украины было создано СНГ.

Еще весной 1990 г. на основе альтернативных выборов был сформирован I Съезд народных депутатов РСФСР, 12 июня 1990 г. принявший Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, затем были приняты поправки к Конституции РСФСР, в результате референдума РСФСР (март 1991 г.) был учрежден пост Президента РСФСР. В апреле 1991 г. были приняты законы РСФСР о Президенте РСФСР и выборах Президента РСФСР. В июне 1991 г. Президентом РСФСР был избран Председатель Верховного совета РСФСР Б.Н. Ельцин. Конституционно был закреплен политический плюрализм и плюрализм форм собственности в РСФСР. В 1991 г. был учрежден Конституционный Суд РСФСР. Вместе с тем в Конституции РСФСР не проводился последовательно провозглашенный в ней же принцип разделения властей, что спровоцировало конфликт между Верховным советом РФ и Президентом РФ в 1992–1993 гг 31 марта 1992 г, чтобы избежать распада России, в Москве был подписан Федеративный договор.

В сентябре 1993 г. Президент РФ распустил Съезд народных депутатов РФ, Верховный совет РФ и назначил выборы в Федеральное Собрание РФ на декабрь 1993 г. 12 декабря 1993 г. на всенародном референдуме была принята Конституция РФ, одновременно были избраны на 2 года депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации (в первый созыв они выбирались) Федерального Собрания РФ. В 1994 г. был принят новый ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

С принятием в 1993 г. новой Конституции РФ конституционная реформа не завершилась, а перешла в другую стадию, началось принятие новых ФКЗ и ФЗ, дополняющих и развивающих конституционные положения. Были созданы такие новые конституционно-правовые институты, как, напр., институт Уполномоченного по правам человека в РФ.

Понятие и сущность Конституции РФ 1993 г.

В сущности Конституции 1993 года заложены общедемократические начала. По своему источнику она является народной Конституцией, поскольку была принята народом на референдуме, а не установлена государством.

Функции Конституции РФ 1993 г.

Миротворческой (третейской, примирительной) функции, направленной на разрешение политического конфликта конституционно-правовыми способами, в том числе путем использования процедур конституционного судопроизводства. Национально-интегративной функции, содержание которой состоит в обеспечении интеграции общества, в формировании национальной идентичности в рамках формирующегося конституционного сообщества, что возможно при условии формирования в Российской Федерации российской нации в политическом и гражданском смыслах.Роль экономической функции конституции. Ее содержание направлено на формирование нового гражданского общества, рыночных отношений.

Классификации конституций.

2. В современном правоведении проводится классификация конституций:

1. По порядку установления различают:

а) октроированные, т.е. дарованные монархом

б) Неоктроированные, принятые высшим органом гос. власти, Учредительным собранием или референдумом

2. По форме:

а) писаные, когда существует основной з-н гос-ва

б) неписаные, когда роль основного з-на гос-ва выполняют несколько актов, закрепляющих организацию верховной гос. власти, права и свободы граждан (Великобритания, Новая Зеландия).

3. По порядку изменения и дополнения различают:

а) гибкие, если конституция изменяется и дополняется в том же порядке, что и текущее законодательство (неписаные)

б) жесткие, если в более сложном порядке

4. По форме закрепления политической власти различают:

а) монархические (Бельгия, Япония, Испания, Швеция)

б) республиканские (Италия, США, Франция, Россия)

5. По формам закрепляемого гос. устройства:

а) федеральные (США, Индия, Россия)

б) унитарные (Италия, Китай, Испания, Франция)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 1144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.122 (0.081 с.)