Конституционно-правовые нормы: понятие, виды и особенности реализации.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционно-правовые нормы: понятие, виды и особенности реализации.



Конституционно-правовые нормы - это установленные или санкционированные государством правила, которые определяют поведение участников конституционно-правовых отношений.

Виды конституционно-правовых норм:

1) Материальные ( основная часть норм о правах, свободах и обязанностях человека и гражданина; нормы о компетенции органов и должностных лиц публичной власти; нормы о предметах ведения и полномочиях РФ и ее субъектов).

2) Процессуальные (нормы о выборах, референдумах, нормы о порядке работы парламента, о законодательном процессе).

3) Регулятивные(положение Конституции о том, что «Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ (п. 1 ст. 15 Конституции РФ 1993 г.)

4) Охранительные (формула, определяющая, что «законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ)

Особенности реализации:

Как важное средство социальной ориентации лица они устанавливаются или санкционируются государством; имеют государственно-властный характер, является формально определенными общеобязательными правилами поведения; закрепляются в правовых актах, которые выдаются компетентными государственными органами; имеют двусторонний характер, т.е. устанавливают не только права, но и обязанности участников правоотношения; предусматривают наличие особого механизма реализации, элементами которого есть материальные, идеологические, социально-психологические и правовые факторы; имеют ситуационный характер; являются целенаправленными и гарантированными.

 

Конституционно-правовые отношения: понятие, виды, юридическая конструкция (субъекты, объекты, юридические факты).

Конституционно-правовые отношения - общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права.

Виды конституционно-правовых отношений:

1) Конкретные (четко обозначены субъекты, их взаимные права и обязанности)

2) Общие (реализуются многие нормы-принципы, закрепленные в основах конституционного строя Российской Федерации)

3) Правовые состояния (четкая определенность субъектов правоотношений; состояние в гражданстве, вхождение субъектов Федерации в состав России)

4) Постоянные

5) Временные

6) Правоустановительные (содержащие права и обязанности)

7) Правоохранительные (связаны с правовой охраной предписаний, заложенных в конституционно-правовых нормах)

Юридическая конструкция:

1) Субъектами конституционных правоотношений могут быть как индивиды, так и организации, органы, социальные общности. Субъектами конституционно-правовых отношений выступают: народ, российское федеративное государство; субъекты Российской Федерации, административно-территориальные единицы, государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; органы местного самоуправления; президент Российской Федерации, партии, общественные организации, депутаты представительных органов государственной власти; комиссии и комитеты органов законодательной власти; общие собрания граждан, сельские сходы; избирательные комиссии; граждане Российской Федерации; иностранцы и лица без гражданства (прием в российское гражданство).

2) Объектами конституционных правоотношенийвыступают социально-экономические и социально-политические ценности, основы личных свобод и благ, отношения собственности, национальные и расовые отношения, основные права и свободы человека и др.

3) Юридические факты – это обстоятельства, в связи с которыми возникают, изменяются или прекращаются конституционно-правовые отношения. В зависимости от отношения к воле людей юридические факты подразделяются на события и действия. События - это явления, не зависящие от воли человека. Действия - юридические факты, которые происходят по воле людей.

Охрана и защита Конституции РФ.

Правовая охрана Конституции - это совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной законности.

Правовая охрана основного закона осуществляется соответствующими институтами. Иногда их называют средствами. В совокупности они представляют собой механизм правовой охраны основного закона. Прежде всего, таким институтом является особый порядок подготовки, принятия и изменения конституции. Он должен отвечать двум основным, взаимосвязанным требованиям. Во-первых, обеспечению стабильности конституции и, во-вторых, обеспечению возможности ее изменения. Такой подход призван обеспечить стабильность конституционного строя и в то же время динамику его развития, учитывающую возможные изменения в обществе. Следующий институт правовой охраны конституции - это ее толкование. Оно представляет собой особый вид правовой деятельности. Конституционное толкование - также часть общего толкования норм права. Центральное место в правовой охране основного закона объективно отведено конституционному надзору, т.е. особому виду правоохранительной деятельности в государстве, заключающемуся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции страны.

 

Конституционная ответственность как средство защиты Конституции РФ: понятие, особенности, виды.

Конституционная ответственность - неблагоприятные последствия, которые наступают для субъектов в случае отступления от конституционно-правовых требований.

Особенности:

Субъектами являются органы государственной власти и должностные лица, а также общественные образования, полномочные принимать решения, затрагивающие основные права и свободы граждан, интересы государства или какой-либо его территории. На гражданина, не являющегося должностным лицом, такая ответственность не распространяется. Конституционная ответственность наступает не только при совершении правонарушения, но, например, и за неправильный политический курс, неэффективную деятельность, слабость руководства и т.п. Сущность конституционной ответственности проявляется в лишении определенных органов и лиц государственно-властных полномочий, смещении их с должности вследствие отрицательной оценки их деятельности.Ее характеризует специфический набор санкций, не присущих какому-либо иному виду юридической ответственности. К таковым по Конституции РФ относятся:

1) роспуск парламента

2) отставка Правительства

3) недоверие Правительству

4) отрешение Президента от должности

5) признание неконституционным нормативного правового акта

6) приостановление Президентом действия актов органов исполнительной власти субъекта РФ

7) отмена актов Правительства РФ

 

Понятие и система источников конституционного права России.

Источники КП РФ -признаваемые национальной правовой системой юридические формы внешнего выражения (закрепления) конституционно-правовых норм.

Существует три уровня источников КП:

1) федеральное право: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные (или обычные) законы, нормативные постановления палат Федерального Собрания, постановления Конституционного Суда, нормативные указы Президента, постановления Правительства, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

2) региональное право или законодательство субъектов РФ : конституции, уставы, законы субъектов РФ, правовые акты высших должностных лиц субъектов Федерации, акты региональных органов исполнительной власти, акты региональных референдумов;

3) муниципальное право:акты органов местного самоуправления, включая акты местных референдумов.

Конституция РФ 2) Конституции субъектов РФ 3) Постановления КС РФ

Общепризнанные принципы и нормы международного права, признанные РФ и ее субъектами



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.98.69 (0.007 с.)