Раскройте конституционно-правовые нормы, их особенности и виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раскройте конституционно-правовые нормы, их особенности и виды



Билет №1

Раскройте конституционно-правовые нормы, их особенности и виды

Конституционно-правовые нормы - это установленные государством общеобязательные правила поведения, которые регулируют отношения и связи в предмете конституционного права. Конституционно-правовые нормы формируют общеобязательные правила поведения, рассчитанные на определенные условия и многократное действие.

Нормы конституционного права имеют общие признаки, присущие всем правовым нормам. Особенность норм конституционного права обуславливается их отраслевой принадлежностью.

Особенности конституционно-правовых норм:

1) комплексный характер, что однако не подменяет других отраслевых норм (напр., деятельность Правительства РФ регулируется и нормами административного права);

2) особое содержание, определяемое спецификой предмета регулирования;

3) системность и согласованный характер конституционно-правовых норм, что выражается в установлении, уяснении, толковании и применении конституционно-правовых норм;

4) основополагающий источник - Конституция, обладающая высшей юридической силой во всей системе права;

5) наличие большого количества норм общерегулятивного характера (нормы-принципы, нормы-дефиниции);

6) особая юридическая природа и учредительный характер предписаний (обладают высшей юридической силой, определяют основы построения всей правовой системы и системы органов государства);

7) особый механизм реализации, который для многих конституционно-правовых норм связан не с возникновением конкретных правоотношений, а с особого вида отношениями общего характера или правовым состоянием (состояние в гражданстве, состояние субъектов в составе РФ).

Виды конституционно-правовых норм:

а) по содержанию, т.е. по кругу регулируемых общественных отношений. Одни нормы связаны с основами конституционного строя, другие - с основами правового статуса человека и гражданина, третьи - с федеративным устройством и т.д.;

б) по юридической силе. Это основание находится в прямой зависимости от того, в каком нормативном правовом акте закреплена та или иная норма, от места нормативного акта данного вида в общей системе правовых актов, а также от разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами;

в) по степени определенности содержащихся в нормах предписаний:

- императивные, предписывающие конкретный вариант поведения и не оставляющие право выбора участнику конституционных отношений (ч. 1 ст. 107 Конституции РФ);

- диспозитивные, оставляющие альтернативу при принятии решения субъектом (ч. 1 ст. 109, ч. 4 ст. 117 Конституции РФ);

г) по назначению в механизме правового регулирования:

- материальные, закрепляющие основу правоотношений (ч. 1 ст. 105 Конституции РФ);

- процессуальные, связанные с процедурой реализации нормы (ч. 2 ст. 105 Конституции РФ);

д) по территории: нормы, действующие на территории всей Федерации, на территории ее субъектов, в пределах территорий муниципальных образований;

е) по характеру предписания, содержащегося в норме: управомочивающие, обязывающие, запрещающие.

 

 

Опишите порядок выборов и вступления в должность Президента РФ

Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального закона от 10 января 2003 г. "О выборах Президента Российской Федерации", Федерального закона от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и др.

Президент РФ избирается на шесть лет гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания. Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих выборах Президента РФ. Выборы назначаются не позднее, чем за 90 дней и не ранее, чем за 100 дней до дня голосования.

Если Совет Федерации не назначит выборы в срок, то они назначаются Центральной избирательной комиссией РФ на второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Если полномочия Президента заканчиваются до истечения конституционного срока, Совет Федерации назначает досрочные выборы в течение 14 дней.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации. Подготовку и проведение выборов осуществляют избирательные комиссии, которые независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Закон предоставляет право выдвигать кандидатов на должность Президента РФ политическим партиям, имеющими право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" принимать участие в выборах, а также предусматривает возможность самовыдвижения. Для поддержки самовыдвижения кандидата должна быть создана группа избирателей в количестве не менее 500 человек, которую необходимо зарегистрировать в Центральной избирательной комиссии РФ.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку не менее 300 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 7500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 7500 подписей. Политическая партия (за исключением политических партий, федеральные списки которых на предыдущих выборах депутатов Государственной Думы были допущены к распределению депутатских мандатов) обязана собрать в поддержку выдвинутого ею кандидата не менее 100 тысяч подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 2500 подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 2500.

Политическая партия вправе выдвинуть только одного кандидата, решение, о выдвижении которого принимается на съезде партии.

Избранным считается кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в выборах (т.е. применяется мажоритарная система абсолютного большинства). В случае, если в бюллетень были включены более двух кандидатов и ни один из них не был избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. По итогам повторного голосования избранным считается кандидат, получивший большее число голосов. Если же повторное голосование не приводит к результату, Совет Федерации назначает повторные выборы.

В ст. 82 Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" закреплено, что по общему правилу Президент РФ вступает в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность Президента РФ, избранного на предыдущих выборах Президента РФ, а при проведении досрочных выборов либо в случае, если назначены повторные выборы Президента РФ - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией РФ общих результатов выборов Президента РФ.

При вступлении в должность Президент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ (ч. 1 ст. 82). Предусмотрено, что присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей.

 

Билет №2

Билет №3

Билет №4

Билет № 5

  1. Определите гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина

Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина - процесс претворения и реализации в жизнь конституционных прав и свобод. Реализация прав и свобод может выражаться в форме ограниченного права обладания, пользования ими или в защите восстановления прав в случае их нарушения.

Центральное место занимают юридические гарантии, под которыми в мире единодушно понимаются те правовые средства и способы, с помощью которых в обществе обеспечивается гражданам реализация их прав и свобод.

В качестве гарантии конституционных прав и свобод выступает не только сам результат деятельности органов государственной власти, но и механизм - определенный законом порядок осуществления этой деятельности.

Наиболее общей гарантией прав и свобод, имеющей наивысшую юридическую силу, является сам конституционный строй, основанный на неуклонном соблюдении Конституции, неотчуждаемом, естественном праве и общепризнанных принципах и нормах международного права. Эта наивысшая гарантия трансформируется Конституцией РФ в систему определенных прав и обязанностей граждан и обязанностей государства по обеспечению прав и свобод, сформулированных в ст. 45, 46, 53, 55, 56, 60, 61 Конституции РФ:

1. Закрепление прав и свобод в Конституции РФ - важное условие реализации конституционных прав и свобод.

2. Государственная защита прав и свобод. Конституция гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45).

3. Самозащита прав и свобод. Наряду с обязанностью государства обеспечить защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

4. Судебная защита. Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46).

5. Международная защита. Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46).

6. Возмещение вреда. Согласно ст. 53 Конституции каждый имеет право на возмещении государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Конституционная гарантия в таких случаях состоит в том, чтобы восстановить нарушенное право и возместить причиненный человеку вред.

7. Неотменяемость прав и свобод. Конституция РФ (ст. 55) закрепляет положение о том, что законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, не должны издаваться.

8. Возраст. Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

9. Запрет применения неопубликованных нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ).

Билет №6

  1. Раскройте структуру Конституции и порядок её изменения

Структура Конституции представляет собой принятый в ней порядок, посредством которого устанавливается определённая система группировки однородных конституционных норм в разделы, главы и последовательность расположения.

По своей структуре Конституция 1993 г. состоит из преамбулы и двух разделов.

В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей:

1. утверждение прав и свобод человека,

2. утверждение гражданского мира и согласия в Российской Федерации,

3. сохранение исторически сложившегося государственного единства,

4. возрождение суверенной государственности России,

5. утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

6. обеспечение благополучия и процветания России.

Первый раздел содержит, состоит из девяти глав:

1. Основы конституционного строя.

2. Права и свободы человека и гражданина.

3. Федеративное устройство.

4. Президент.

5. Федеральное собрание.

6. Правительство РФ.

7. Судебная власть.

8. Местное самоуправление.

9. Конституционные поправки и пересмотр конституции.

Второй раздел носит название «Заключительные и переходные положения». Там закрепляются положения по вопросам, которые связаны с введением новой Конституции в действие, фиксируется прекращение действия прежне Конституции и Федерального Договора, порядок применения законов и иных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции, основания, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Изменение Конституции может быть в виде: пересмотра, внесения поправок и изменения Конституции.

Пересмотр - это принятие нового текста Конституции РФ. Произойти это может только всенародным голосованием по проекту Конституции, который должен быть предварительно одобрен 2/3 голосов от числа членов специального Конституционного Собрания, организованного в связи с принятием нового текста Конституции.

Внесение поправок - в таком порядке вносятся изменения в гл. 3–8 Конституции РФ, которые посвящены организации государственной власти (порядок формирования и компетенция органов власти), поэтому не затрагивают первооснов конституционного строя России.

Изменения - могут быть внесены только в отношении ст. 65, где устанавливается субъектный состав РФ. Эта статья изменяется Указом Президента РФ, изданным на основании федеральных законов о принятии в состав РФ нового субъекта или образовании нового субъекта в ее составе.

2. Раскройте государственные и муниципальные гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина

В соответствии со статьёй 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ. Права и свободы человека и гражданина определяют содержание всех органов государственной власти и местного самоуправления.

Государственные гарантии:

1. Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ

2. Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан

3. прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

4. Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления и принимает меры по восстановлению нарушенных прав

Муниципальные гарантии прав и свобод человека в соответствии со ст. 130-133 Конституции РФ

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов и других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы.

3. Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

4. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

5. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Эти органы могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Билет №7

Билет №8

1. Раскройте международные гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Согласно статье 17 Конституции РФ: В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно статье 15 ч. 4 Конституции РФ: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международные Гарантии:

1. Право на жизнь

2. Запрещение рабства и принудительного труда

3. Право на свободу и личную неприкосновенность

4. Право на справедливое судебное разбирательство

5. Наказание исключительно на основании закона

6. Свобода мысли, совести и религии

7. Свобода выражения мнения

8. Свобода собраний и объединений

9. Право на вступление в брак

10. Право на эффективное средство правовой защиты

11. Запрещение дискриминации

12. Отступление от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях

13. Ограничение на политическую деятельность иностранцев

14. Запрещение злоупотреблений правами

Билет №9

Билет №10

Билет №11

  1. Раскройте право граждан на самозащиту

 

Система государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в России – это действия органов гос. власти по предупреждению, пресечению посягательств на права и свободы гражданина, наказанию правонарушителей и возмещению причиненного ущерба.

Институт самозащиты прав и свобод — это сравнительно новый элемент в конституционно-правовом механизме конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Человек стремится свести к минимуму посягательства на его права и свободы и отреагировать на нарушение.

Самозащита прав и свобод может рассматриваться в двух аспектах:

1) в широком смысле — как обращение к соответствующим государственным органам и институтам гражданского общества за защитой своих прав и свобод.

2) в узком смысле самозащита — это возможность самостоятельно, своими силами и средствами защищать свои права, свободы и законные интересы, способами, не запрещенными законом.

Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина классифицируется по двум формам защиты: юрисдикционная и неюрисдикционная.

Юрисдикционная форма защиты - деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав. Лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в суд, прокуратуру и т.д.), которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к гос. и иным компетентным органам.

Право человека на самозащиту может быть реализовано в индивидуальной и коллективной формах. Оно осуществляется путём способов и средств, прямо не регулируемых законом. В качестве ведущих способов может выступать: право на обращение (жалобу), право на объединение, право на собрания и мирные публичные мероприятия, свобода передвижения и выбора места жительства, право покидать страну, право на забастовку, право не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников.

Определите общий порядок работы палат Федерального Собрания

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Кроме выполнения законотворческой функции Федеральное Собрание осуществляет контроль над исполнительной властью - посредством утверждения федерального бюджета, исполнение которого контролирует образованная Федеральным Собранием Счетная палата. Кроме того, Федеральное Собрание может использовать свое право отказать в доверии Правительству, на основании чего Президент может отправить Правительство в отставку.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации (СФ) и Государственной Думы (ГД).

Конституцией РФ четко определены полномочия обеих парламентских палат.

В СФ, который часто называют "верхней палатой", входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один от представительного, один от исполнительного органов государственной власти.

К ведению СФ относятся следующие вопросы:

- утверждение изменения границ между субъектами РФ;

- утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

- назначение выборов Президента РФ, а также отрешение его от должности;

- назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, назначение и освобождение от должности Генерального прокурора, его заместителей, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

ГД состоит из 450 депутатов, которые работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты ГД не могут быть членами Совета Федерации, депутатами иных органов государственной власти и органов самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

К ведению ГД относятся:

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству РФ;

- заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

- назначение и освобождение от должности Председателя Центробанка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

- назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

- объявление амнистии;

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

ГД может быть распущена Президентом РФ в определенных Конституцией случаях:

- после трехкратного отклонения ГД представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства;

- после повторного (в течение 3 месяцев) выражения Думой недоверия Правительству;

- если председатель Правительства поставит перед ГД вопрос о доверии Правительству, и ГД в доверии откажет.

Билет №12

Билет №13

1. Раскройте понятие и сущность Конституции

В правоведении под конституцией принято понимать универсальный нормативно-правовой акт, имеющий, как правило, форму основного закона, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения в рамках "треугольника": личность - общество - государство.

Сущность конституции традиционно раскрывается через рассмотрение ее в качестве политического, юридического и идеологического документа. Если первое выражает основные принципы и правила поведения участников политических отношений, то второе предельно отражает сущность конституции как правового акта, обладающего высшей юридической силой. Идеологический характер выражается в провозглашении в конституции определенных идеологических установок или идеологического приоритета. Такое свойство конституции присутствует даже в тех странах, где конституция закрепляет идеологическое многообразие.

Сосредоточим внимание на правовой природе конституции. Конституция - правовой акт, определяющий основы устройства общества и государства, учреждающий систему органов государственной власти и местного самоуправления, устанавливающий основы правового статуса личности.

Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:

1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3) всеохватывающий характер конституционной регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;

4) особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок принятия, внесения поправок, особые формы охраны и др.;

5) стабильность и реальность.

Особые юридические свойства - это те качества, которые отличают конституцию от других правовых актов. Эти юридические свойства последовательно отражены в Конституции Российской Федерации 1993 года:

1. В ней впервые в истории страны получил закрепление принцип верховенства Конституции Российской Федерации.

2. В статье 15 Конституции Российской Федерации закрепляется, что Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России..

3. Конституция Российской Федерации является ядром правовой системы России. Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства России.

4. К юридическим свойствам Конституции Российской Федерации относится ее особая охрана, в которой задействована вся система органов государственной власти, осуществляющих эту охрану в различных формах.

5. Конституцию Российской Федерации отличает и особый, усложненный порядок ее пересмотра и внесения в нее поправок.

Раскройте структуру и порядок формирования палат Федерального Собрания.

Структура:

Верхняя палата – Совет Федерации

Нижняя палата – Государственная Дума РФ

Порядок формирования:

Верхняя палата - В настоящее время действует ФЗ от 3 декабря 2012 г. "О порядке формирования Совета Федерации", который скорректировал процедуру его формирования. Кандидаты от парламента субъекта РФ теперь выдвигаются только из числа депутатов соответствующего регионального законодательного органа, причем выдвинуть кандидата может спикер, фракция или объединение депутатов числом не меньше 1/5 от общего количества депутатов.

Кандидаты от главы субъекта РФ теперь проходят совместно с ним процедуру выборов (избрания). В случае выборов главы региона населением субъекта РФ, каждый кандидат представляет в соответствующую избирательную комиссию, а в случае его избрания депутатами регионального парламента, в законодательный орган соответствующего субъекта РФ, три кандидатуры, отвечающие требованиям, предусмотренным ст. 2 ФЗ о порядке формирования Совета Федерации, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации.

Первоначально предполагалось, избиратели будут отдавать свои голоса как за кандидата в губернаторы, так и одному из тройки представленных им кандидатов в члены верхней палаты, и кто наберет наибольшее количество голосов избирателей, тот и будет представлен в Совет Федерации. Однако в итоге законодатель оставил окончательный выбор своего представителя за главой субъекта РФ.

В случае избрания главы региона депутатами законодательного органа власти субъекта, кандидатом от исполнительного органа региона на пост члена Совета Федерации могут быть депутат Государственной Думы или член Совета Федерации, имеющий отношение к соответствующему субъекту РФ, при определенных условиях.

Нижняя палата - Выборы в Госдуму осуществляются по смешанной избирательной системе, когда половина депутатов избирается по мажоритарной системе, а другая - на основе пропорциональной системы.

Половина депутатов Госдумы (225) избираются по одномандатным и избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства.

Вторая половина Госдумы избирается по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

 

Билет №14

Билет № 15

1. Раскройте понятие конституционного строя и его основ.

1. Раскройте понятие конституционного строя и его основ

Конституционный строй - определённая форма, определённый способ организации государства, закреплённый в его конституции. Конституционный строй характеризуется основными принципами, лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства.

Основы конституционного строя - это система базовых конституционных принципов, определяющих фундаментальные устои общественно-политического, правового, конституционного строя.

Принципы конституционного строя:

1. Человек, его права и свободы - высшая ценность. Данный принцип является центральным в системе основ конституционного строя. Конституция РФ в ст. 2 провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, возлагая обязанность их признания, соблюдения и защиты на государство.

2. Демократическое государство. Статья 1 Конституции устанавливает, что Российская Федерация является демократическим государством. Демократия - такая форма организации государства, которая соответствует воле народа этого государства.

3. Принцип федерализма. Россия определяется в ст. 1 Конституции РФ как федеративное государство. Федеративное устройство - форма государственного устройства, при которой составные части государства (субъекты федерации) обладают самостоятельностью и полномочиями в рамках разграничения предметов ведения и полномочий.

4. Правовое государство. Правовое государство - такой способ организации государства, при котором оно подчинено праву, а главной целью его деятельности является обеспечение прав и свобод человека.

5. Социальное государство. Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ. Назначение социального государства, согласно Конституции РФ, состоит в проведении политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

6. Светское государство. Светский характер Российской Федерации закреплен в ст. 14 Конституции РФ. Светское - это такое государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга, и не допускается установление какой-либо государственной религии. Данный принцип характеризуется следующим:

7. Принцип народовластия и государственного суверенитета. Принцип народовластия провозглашен в ст. 3 Конституции РФ. Он проявляется уже в самом факте принятия Конституции на общероссийском референдуме.

8. Республиканская форма правления. Форма правления - категория, выражающая способ организации верховной государственной власти, порядок образования и срок полномочий ее органов, их взаимодействие между собой и населением, степень участия населения в ее формировании.

9. Экономические основы конституционного строя. Свобода экономической деятельности отражается в ряде принципов:

- единство экономического пространства

- поддержка конкуренции

- равенство всех форм собственности, свобода предпринимательства и частной инициативы;

- многообразие и равная защита всех форм собственности, о чем уже упоминалось.

10. Идеологическое и политическое многообразие.

Билет №16

Билет №17

Билет №18

Билет №19

Билет №20

Билет №21

Билет №22

    1. Раскройте основы правового статуса личности.

Важное место в системе отрасли конституционного права занимает институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности или, иными словами, основы правового положения (статуса) человека и гражданина. Конституционное воплощение этот институт получил в гл. 2 действующей Конституции Российской Федерации:

«Права и свободы человека и гражданина». В нормах этой главы конкретизирована одна из основ конституционного строя России, которая провозглашена в ст. 2 Конституции и в которой устанавливается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Нормы данного института содержатся также в широкой системе законодательных актов, в которых детально раскрываются содержание и порядок реализации закрепленных в Конституции прав и свобод человека и гражданина. К таким актам относятся законы Российской Федерации: «О гражданстве Российской Федерации» (1991 г.), «О праве граждан Росийской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (1993 г.).

Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех или иных видов правоотношений при реализации им своей правоспособности.

Иначе говоря, правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объемехарактеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

Конституционное право выполняет особую роль в установлении правового положения человека и гражданина.

К предмету конституционного права относится закрепление основ правового статуса личности. Это в прямой форме выражено в ст. 64 – заключительной статье гл. 2 Конституции. В ней отмечается, что «положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации».

Понятие «основы» отражает прежде всего систему взаимоотношений государства и личности. Оно включает в себя следующие элементы:

1) правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства. Гражданство – один из основных элементов правового статуса лица, определяющий его взаимоотношения с государством, то общее, главное, что необходимо для распространения на лицо всего объема прав, свобод и обязанностей, признаваемых за гражданином, а также для защиты его государством, где бы это лицо ни находилось. Обладание гражданством является всеобщим универсальным условием полной правосубъектности лица;

2) юридически закрепленные общие принципы статуса личности. Они проявляются во всех сферах реализации правоспособности личности, независимо от того, какой отраслью права регулируется данное общественное отношение. Речь идет о таких принципах правового статуса, как равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод, и др.;

3) основные права, свободы и обязанности. То есть те, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности, составляют неотъемлемую ее черту.

Институт, устанавливающий основы правового статуса личности, занимает важное место в системе конституционного права Российской Федерации, непосредственно следуя за совокупностью норм, закрепляющих основы конституционного строя Российской Федерации. Такая последовательность закономерна. Именно основы конституционного строя определяют те начала устройства общества, от которых производно правовое положение человека и гражданина.

Билет № 23



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 840; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.45 (0.123 с.)