Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Охарактеризуйте систему отрасли конституционного права.

Поиск

Система конституционного права как отрасли российского права - это совокупность элементов составляющих конституционное право как отрасль российского права.

Система КП как отрасли:

- Конституционно-правовые институты, такие как:

- Институт основ конституционного строя - организация государственной и общественной жизни, при которой власть государства имеет демократический, правовой характер, а права, свободы, честь и достоинство человека признаются высшей ценностью, их соблюдение и защита являются основной обязанностью государства.

- Институт основ государственного устройства - организация общественных отношений, представленная в административно-территориальной или территориально-политической организации государства, способе существования его составных образований

- Институт государственной власти - базовые принципы, на которых основаны государственная власть и государственное управление в России

- Институт местного самоуправления – организации и деятельности граждан, обеспечивающие самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории

- Институт основ правового статуса личности - совокупность норм конституционного права РФ, регламентирующих отношения, возникающие по поводу определения места и роли человека и гражданина в обществе и государстве, характера реализации индивидом своих возможностей и их пределов, установленных государством, по поводу защиты и обеспечения этих прав.

- Институт гражданства РФ - совокупность взаимных прав и обязанностей РФ и гражданина РФ.

- Конституционно-правовые нормы, регулирующие институты конституционного права - правовые нормы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

 

2. Определите конституционно-правовое регулирование статуса субъектов Российской Федерации.

Российская Федерация — это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г. и Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Видовой состав субъектов федерации предопределяется ч. 1 ст. 5 Конституции. В состав Российской Федерации входят образования только установленной формы:

· республика,

· край, область, город федерального значения,

· автономная область, автономный округ.

Ведущую роль в определении статуса республики как субъекта Российской Федерации играет федеральная Конституция, закрепляющая основополагающие элементы указанного статуса. Согласно ее положениям, республика - равноправный субъект федерации, в том числе равноправный с другими ее субъектами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Гарантии прав субъектов РФ. Они предусмотрены в Конституции РФ:

1. Закрепленные в Конституции принципы равенства субъектов Федерации, их независимости и самостоятельности.

2. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

3. Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно (ч. 1 ст. 77).

4. Наличие и способ формирования Совета Федерации - верхней палаты российского парламента. Конституция особо выделяет круг вопросов, по которым принятые Государственной Думой федеральные законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

5. Целостность и неприкосновенность территории субъектов Российской Федерации. Границы между субъектами Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия (ч. 3 ст. 67).

Таким образом, делая вывод по данному вопросу, стоит отметить, что конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации в полной мере закреплен в конституции Российской Федерации.

 

 

Билет №11

  1. Раскройте право граждан на самозащиту

 

Система государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в России – это действия органов гос. власти по предупреждению, пресечению посягательств на права и свободы гражданина, наказанию правонарушителей и возмещению причиненного ущерба.

Институт самозащиты прав и свобод — это сравнительно новый элемент в конституционно-правовом механизме конституционной защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ. Человек стремится свести к минимуму посягательства на его права и свободы и отреагировать на нарушение.

Самозащита прав и свобод может рассматриваться в двух аспектах:

1) в широком смысле — как обращение к соответствующим государственным органам и институтам гражданского общества за защитой своих прав и свобод.

2) в узком смысле самозащита — это возможность самостоятельно, своими силами и средствами защищать свои права, свободы и законные интересы, способами, не запрещенными законом.

Защита конституционных прав и свобод человека и гражданина классифицируется по двум формам защиты: юрисдикционная и неюрисдикционная.

Юрисдикционная форма защиты - деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых субъективных прав. Лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в суд, прокуратуру и т.д.), которые уполномочены принять необходимые меры для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения.

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к гос. и иным компетентным органам.

Право человека на самозащиту может быть реализовано в индивидуальной и коллективной формах. Оно осуществляется путём способов и средств, прямо не регулируемых законом. В качестве ведущих способов может выступать: право на обращение (жалобу), право на объединение, право на собрания и мирные публичные мероприятия, свобода передвижения и выбора места жительства, право покидать страну, право на забастовку, право не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников.

Определите общий порядок работы палат Федерального Собрания

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

Кроме выполнения законотворческой функции Федеральное Собрание осуществляет контроль над исполнительной властью - посредством утверждения федерального бюджета, исполнение которого контролирует образованная Федеральным Собранием Счетная палата. Кроме того, Федеральное Собрание может использовать свое право отказать в доверии Правительству, на основании чего Президент может отправить Правительство в отставку.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации (СФ) и Государственной Думы (ГД).

Конституцией РФ четко определены полномочия обеих парламентских палат.

В СФ, который часто называют "верхней палатой", входят по два представителя от каждого субъекта РФ: один от представительного, один от исполнительного органов государственной власти.

К ведению СФ относятся следующие вопросы:

- утверждение изменения границ между субъектами РФ;

- утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;

- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;

- назначение выборов Президента РФ, а также отрешение его от должности;

- назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, назначение и освобождение от должности Генерального прокурора, его заместителей, заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

ГД состоит из 450 депутатов, которые работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты ГД не могут быть членами Совета Федерации, депутатами иных органов государственной власти и органов самоуправления, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

К ведению ГД относятся:

- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;

- решение вопроса о доверии Правительству РФ;

- заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

- назначение и освобождение от должности Председателя Центробанка РФ, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

- назначение и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

- объявление амнистии;

- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

ГД может быть распущена Президентом РФ в определенных Конституцией случаях:

- после трехкратного отклонения ГД представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства;

- после повторного (в течение 3 месяцев) выражения Думой недоверия Правительству;

- если председатель Правительства поставит перед ГД вопрос о доверии Правительству, и ГД в доверии откажет.

Билет №12



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.69.167 (0.009 с.)