Основы конституционного строя США



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы конституционного строя США



По Конституции США - президентская республика, централизованная федерация, с демократическим государственным режимом.

Конституция США является самой старой из действующих писаных конституций в мире. Она была принята в 1787 г. в г. Филадельфии Конвентом – своего рода учредительным собранием, состоявшим из представителей штатов – государств, которыми провозгласили себя в 1776 г. в ходе борьбы за независимость британских колоний в Северной Америке. Они создали конфедерацию США. Ее конституционный документ – Статьи конфедерации – был принят в 1777 г. и вступил в силу в 1781 г. После ратификации необходимым большинством штатов в 1789 г. Конституция вступила в силу.

Важнейшие конституционные документы: Декларация независимости 1776г. и поправки к Конституции. Декларация заявила о независимости от Британской короны , закрепила неотъемлемые права человека - на жизнь, свободу.

Структура Конституции достаточно проста. Она состоит из Преамбулы, 7 статей и 27 поправок. Статья I, состоящая из 10 разделов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) – исполнительной, статья III (3 раздела) – судебной, статья IV (4 раздела) – основам федерализма. Далее следуют короткие статьи о порядке принятия поправок к Конституции, о характере верховного права и обязанности для всех поддерживать Конституцию, о порядке вступления в силу Конституции. Поправки обозначаются римскими цифрами. Они не включаются в текст Конституции, остающийся неизменным, а прилагаются к ней. Последняя поправка принята в 1992 г.

Конституция США относится к числу «жестких», т.к. она изменяется в более сложном порядке, чем обычные законы. Поправки и дополнения к ней могут быть приняты либо 2/3 голосов членов обеих палат Конгресса (обычно так и бывает), либо Конвентом, созываемым по требованию 2/3 законодательных собраний штатов. Поправки и дополнения входят в силу после того, как будут ратифицированы ¾ законодательных собраний штатов (обычно применяется этот порядок), либо ¾ Конвентов, специально созываемых с этой целью в штатах. За 200 с лишним лет, прошедших со времени принятия Конституции, Конгрессу было предложено несколько тыс. поправок, но приняты и вошли в силу только 27. Это дает основание рассматривать институты Конституции США как достаточно продуманные и устойчивые. Приспособление столь старого конституционного текста к меняющимся условиям жизни в основном происходит благодаря широкому толкованию Конституции Верховным судом США, что оправдывается распространенной в литературе концепцией «живой конституции».

2 Конгресс.

Конгресс, состоящий из Сената и Палаты представителей, является органом народного представительства. Граждане США избирают обе его палаты на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Конгресс призван выражать интересы всего американского народа и в то же время – интересы штатов, объединенных в федеративное государство.

Структура и порядок формирования Конгресса США.

Конгресс строится на двухпалатной основе (бикамерализм). Палата представителей избирается избирается на 2 года в составе 435 депутатов по одномандатным округам (обычно баллотируются 2 кандидата: от Демократической и Республиканской партий), кроме того, в состав палаты входят 3 представителя от тех территорий США, которые не являются штатами. Сенаторы избираются сроком на 6 лет, по 2 от каждого штата (обычно баллотируется список из 2-х от Лемократической и такой же список от Республиканской партии), но действует принцип ротации: треть сенаторов обновляется каждые 2 года.

Членом Палаты представителей может быть избран любой гражданин США со стажем гражданства не менее 7 лет, достигший 25-летнего возраста и проживающий в том штате, от которого он баллотируется (как правило, он должен проживать и в соответствующем избирательном округе).

Палату представителей возглавляет Спикер, избираемый самой Палатой (фактически ее партийным большинством). Это третье лицо в государстве (после Президента и Вице-президента).

Вице-президент США является председателем Сената. Сенатором может быть избран любой гражданин США со стажем гражданства не менее 9 лет, достигший 30-летнего возраста и проживающий в пределах своего штата.

Члены Палаты представителей и сенаторы являются профессиональными парламентариями, имеют свободный мандат, не могут быть досрочно отозваны избирателями.

Компетенция Конгресса.

Компетенция Конгресса может быть разделена на общую и специальную. Общая компетенция осуществляется двумя палатами и заключается в принятии законов и резолюций по установленным Конституцией предметам ведения. Специальной компетенцией обладает каждая палата в отдельности.

Конгресс вправе принимать законы и резолюции по следующим основным вопросам:

1) финансы и бюджет;

2) регулирование экономики;

3) оборона и внешние сношения;

4) внутренняя жизнь;

5) импичмент;

6) избрание Президента и Вице-президента. Это полномочие предусмотрено на тот случай, если ни один кандидат в Президенты и Вице-президенты не получит большинства голосов выборщиков. Тогда согласно XII поправке к Конституции право избирать Президента предоставляется Палате представителей, а Вице-президента – Сенату. Но такие случай на практике пока не встречались.

В обеих палатах имеются партийные фракции, возглавляемые лидерами, от него зависит прохождение закона . При конгрессе множество вспомогательных служб. Полномочия : общие - при согласовании решений обеих палат ( только так принимают закон , т.к. обе палаты равноправны). Специальные - палата представителей возбуждает импичмент, сенат ратифицирует международные договоры.

Общие полномочия конгресса: финансовые (налоги, пошлины, эмиссия, займы), экономические (торговля), оборона, охрана общественного порядка.

По Конституции у Конгресса: издавать законы о приеме в гражданство , создавать федеральные суды.

По бюджету инициатива – только у Президента.

По решению Верховного Суда у Конгресса: вправе делегировать законодательные полномочия исполнительной власти.

Конгресс работает по сессиям по 7-8 месяцев (с перерывами). Главная форма деятельности Конгресса - законодательство. Президент вносит закон о бюджете. Голосование при принятии законов в Палате представителей происходит возгласами . Законы подразделяют на публичные и частные. Принимаются в 3-х чтениях простым большинством обеих палат. При разногласии палат создается согласительный комитет. Конгресс принимает резолюцию по приданию законам более высокой юридической силы (только конституционные поправки)

3Американская концепция прав и свобод человека исходит из идеи естественного происхождения прав индивида. В первоначальном своем виде Конституция США не закрепляла прав и свобод граждан, поскольку они содержались в конституциях штатов, а цель Конституции США ограничивалась созданием системы органов государственной власти. Впервые в истории основные права и свободы человека и гражданина конституционно провозгласила 12 июня 1776 года Декларация прав штата Виргиния. Она оказала значительное влияние на конституционное закрепление прав и свобод в других штатах.

В 1791 г. были введены в действие первые 10 поправок к Конституции, известные как Билль о правах. Эта важнейшая часть Конституции, дополненная впоследствии и другими поправками, исходит, как было сказано выше, из признания за каждым человеком естественных и неотчуждаемых прав, и прежде всего – на равенство и свободу. Лишить человека жизни, своды и собственности можно только через независимый суд, охрана прав является первостепенной обязанностью государства.

Содержательно к Биллю о правах примыкает ряд последующих поправок к Конституции США: запрет рабства (поправка XIII); невозможность судебного наказания без надлежащей правовой процедуры (поправка XIV, разд.1); расширение избирательных прав (поправки XIX, XXIV, XXVI).

Президент США и федеральный государственный аппарат.

По конституции США исполнительную власть осуществляет Президент. Кабинета министров в точном значении этого понятия в США нет. Министры осуществляют свою власть по вопросам их ведения на основе делегирования им соответствующих полномочий Президентом. Должности премьер - министра нет - эту должность совмещает Президент. Под руководством президента работают помимо министров , различные ведомства (Пр.: Совет национальной безопасности ). Президент назначает федеральных должностных лиц. Вице - президент существенных полномочий не имеет. Он замещает президента , представительствует в Сенате.

Президента в паре с Вице-Президентом выбирают косвенным путем - выборщиками сроком на 4года , но не более чем на 2 срока. Кандидат не моложе 35лет , иметь гражданство США по рождению и проживать в США постоянно не < 14 лет. Мандат выдвигается на съезде партии. В первый вторник ноября високосного года избиратели голосуют за выборщиков от своего штата той или иной партии (число выборщиков = числу конгрессменов и сенаторов от каждого штата плюс 3 чел. от округа Колумбия). Выборщики голосуют за кандидатуру Президента в столицах своих штатов. Результаты голосования выборщиков оглашаются в Конгрессе. Абсолютная мажоритарная система: 270 голосов (т.к. всего 2 партии). Если абс.большинства нет – выборы Президента в нижней и Вице-Президента в верхне й палате.

Президент обеспечивает выполнение законов и определяет полномочия всех должностных лиц федерации. Конгресс вправе делегировать Президенту чрезвычайные полномочия. Президент по Конституции представляет страну в международных отношениях, заключает международные договоры, является главнокомандующим вооружённых сил и национальной гвардией (милиция штатов). Обращается к Конгрессу с ежегодным посланием . Утверждает законы в течении 10 дней или накладывает вето, преодолеваемое 2/3 голосов палат. Назначает высших должностных лиц, послов , федеральных судей, руководит государственным аппаратом , отвечает за подготовку и исполнение гос. бюджета. Имеет право помилования, награждает медалями , издаёт указы. Президент политической ответственности перед Конгрессом не несёт , но может быть им отстранён в порядке импичмента (уголовное дело). При этом выдвижение обвинения – палатой представителей, принятие решения – Сенатом (председательствует Предс. Верх.суда, фактический угол.процесс). Против Президента может быть обращен гражданский иск.

В конституции США нет понятия кабинета Министров. Он существует по обычаю: 14 министерств, 3 министра без портфеля (представитель в ООН ). Большую роль играют руководители ведомств (советник по национальной безопасности). В США принято говорить не о правительстве , а об Администрации Президента, у которой лишь совещательный голос: решения принимает Президент единолично .

Судебная система США.

В США самое большое в мире число юристов на душу населения (приблизительно один на 400 человек населения), а в среднем в год проводится 25 млн. судебных процессов. Здесь существуют 2 судебные системы: федеральная система и судебная система штатов. Обе они возглавляются верховными судами соответственно федерации и каждого штата.

Судебная система США в соответствии с законом о судоустройстве 1789 г. состоит из 3-х звеньев: Верховного суда США, апелляционных судов (их 12) и окружных судов в специальных судебных округах (94). Военные суды составляют особое звено федеральной системы. Федеральные суды создаются по решению Конгресса, их судьи назначаются Президентом с согласия Сената и остаются в должности, пока ведут себя безупречно.

Две судебные системы : федеральная и судебная система штатов. Возглавляются Верховными судами федерации и штата. По закону о судоустройстве 1789г. (федеральная) судебная система США состоит из 3-х звеньев:

- Верховный суд США (9 членов, назначает Президент с согласия Сената; только последующий конст.контроль (толкует Конституцию США, проверяет конституционные законы США и штатов , законность нормативных актов исполнительной власти, устанавливает нормы общего права - судебные прецеденты), но только по конкретным делам; 1-ая инстанция по делам по дипломатам иностранных государств, а в основном - апелляционная инстанция.

- Апелляционные суды (их 12)

- Окружные суды в специальных судебных округах ( их 94 ).

Военные суды - особое звено федеральной системы. Федеральные суды создаются по решению Конгресса, их судьи назначаются Президентом с согласия Сената пожизненно (но возможен импичмент). Дела первой инстанции рассматривают окружные суды общей юрисдикции (по уголовным и гражданским делам).

Существуют специальные суды : налоговые , таможенные. Апелляционные суды (3-8 штатов) рассматривают жалобы на решения судов 1-ой инстанции.

Суды штатов - рассматривают дела по законам штатов, по федеральным законам (по обычным делам последняя инстанция Верховный суд штата, по вопросам конституционности - Верховный Суд США). Фактически 50 судебных систем штатов (разные).

Судебная система штатов - общие суды , мировые судьи, полицейские суды (по уголовным делам) , специальные суды ( трудовые, по делам несовершеннолетним). Обычно в штатах 3 звена : мировые судьи, суды общих юрисдикции, верховный суд штата.

Суды штатов формируются по-разному: судьи низших судов избираются населением, всех судов – могут назначаться губернатором, мэрами городов, председателями вышестоящих судов. Кроме низшей инстанции везде – профессиональные юристы.

Общая картина: прецедентное право (выигрывает более сильный адвокат), огромное количество судов, в том числе специализированных, быстрое рассмотрение дел; есть возможность получить заранее мнение судьи о целесообразности подачи иска и о его форме (часть исков просто не подается). Допускается письменное рассмотрение дел (без вызова участников и свидетелей), если стороны с этим согласны.

Американский федерализм

Федерация была образована с целью усиления государственной власти путем ее централизации. Вначале федерация включала 13 штатов, а затем путем завоеваний, на основе покупки и с помощью других способов расширилась до 50 штатов. Развитие американской федерации проходит в непрерывном противостоянии двух тенденций — централизации и децентрализации.

Государственно-территориальное устройство США обладает всеми признаками федерации: население распределено по государственным образованиям — штатам, являющимися субъектами федерации. Субъекты федерации имеют свои конституции, на основе которых создаются законодательные и исполнительные органы штатов; союзный парламент состоит из двух палат, одна из которых представляет интересы штатов; субъекты федерации обладают своей системой права и судебной системой; провозглашается двойное гражданство (союзное и штатов). Конституционно США гарантирует штатам республиканскую форму правления (ст. IV).

Штаты, как субъекты федерации, не обладают государственным суверенитетом; они не имеют права выхода из союза. В то же время штаты могут устанавливать свое гражданство (поправка XIV). Все штаты равноправны. Штаты имеют свои конституции.

Главами штатов являются губернаторы, избираемые на основе всеобщих равных прямых выборов на два-четыре года. Губернаторы непосредственно руководят всей исполнительно-распорядительной деятельностью органов штатов: издают нормативные акты и распоряжения, следят за исполнением законов, назначают и смещают невыборных чиновников, под их руководством составляются проекты бюджетов штатов. Губернаторы являются главнокомандующими национальной гвардией, пользуются правом помилования. Они обладают значительными полномочиями в отношении законодательных органов штатов.

В американской федерации имеется территория, которая не обладает статусом штата — это федеральный округ Колумбия.

Местное самоуправление

Система органов местного самоуправления строится на основе административно-территориального деления.

Штаты (кроме штатов Коннектикут и Род-Айленд) делятся на графства (всего 3042), в которых население избирает советы (комитеты) графства, а также управления и некоторых должностных лиц (шерифа, прокурора, коронера, казначея и др.).

Города выделены из графств. Органы местного самоуправления крупных городов обладают полномочиями органов графств. В США сложились три системы городского управления.

1. Совет-управляющий (менеджер). Население избирает городской совет. Председательствует на его заседаниях мэр, избираемый советом. Но не он выступает в качестве исполнительного органа. Совет избирает на определенный срок чиновника-менеджера, которому и вверяется исполнительная власть. Он фактически определяет деятельность совета, составляет бюджет города, назначает чиновников и руководит их работой.

2. Мэр-совет. Население избирает городской совет, который реализует свои полномочия через периодические собрания. Мэр, избираемый населением города на два-четыре года, имеет право налагать вето на решения совета, назначать чиновников, составлять бюджет города, исполнять решения совета. Ему принадлежит фактическая власть в городе.

3. Комиссионная система. Население города избирает на два-четыре года комиссию в составе от трех до семи членов, которые одновременно выполняют функции городского совета и исполнительного аппарата.

Графства подразделяются на тауны и тауншипы (в основном, на Севере и Северо-Востоке). В таунах и тауншипах вопросы местного управления решаются на собраниях жителей общин, входящих в тауны. На этих собраниях избираются исполнительные комитеты (три-пять чел.), некоторые должностные лица (казначеи, констебли), которые выполняют в тауне исполнительную работу.

В США существует большое число специальных округов (по образованию, водоснабжению, противопожарной службе и т. д.), границы которых не совпадают с границами административно-территориальных единиц. Управляются они либо выборными комитетами, либо чиновниками, назначенными теми органами, которые учредили специальный округ.

Компетенция органов местного самоуправления определяется конституциями и законами штатов. Она включает следующие основные направления деятельности:

1. Охрана общественного порядка.

2. Фискальные права. Они устанавливают местные налоги и сборы, определяют местный бюджет.

3. Оказание социальных услуг. К ведению органов местного самоуправления отнесено школьное дело, здравоохранение, социальное обеспечение, жилищное строительство, коммунальное хозяйство, строительство и содержание местных дорог.

4. Управление имуществом. Местным органам принадлежат некоторые предприятия, различные хозяйственные службы.

В целом, компетенция органов местного самоуправления в США все более расширяется на базе тенденции децентрализации власти.

Особенности кп франции

Французское государство – демократическая республика, неделимая, светская, социальная.

Девизом является: свобода, равенство, братство.

Закрепляется принцип народного суверенитета, осуществляемого через представителей путем референдума и всеобщность избират.прав с 18 лет при оседлости.

Конституция Пятой Республики, ее характерные черты и особенности.
Франция имеет давнюю конституционную историю. Со вре­мени Великой буржуазной революции конца XVIII в. во Фран­ции было принято 17 конституций и конституционных хартий.

Конституция 1958 г., принятая на референдуме, учредила Пятую Республику во Франции, заложила основы новой орга­низации высших органов государственной власти, которая в литературе получила наименование полупрезидентской (смешан­ной) формы правления. Она была принята в условиях острого политического кризиса, неэффективности прежнего Основного Закона 1946г.

Шарлю де Голлю (1890— 1970)- разработчик

В юридическом смысле действующая Конституция включает в себя три акта: Конституцию 1958 г., Декларацию прав челове­ка и гражданина 1789 г. и Преамбулу Конституции 1946 г. Декларация 1789 г. и Преамбула Конституции 1946 г. глав­ным образом касаются прав и свобод человека и гражданина, принципов национального суверенитета, признания народа в качестве единственного источника власти.

В действующей редакции Конституция 1958 г. состоит из краткой преамбулы и 15 разделов, объединяющих 85 статей.

Франция провозглашается правовым светским социальным государством.

Большинство норм Основного Закона регулирует систему публичной власти, в основу которой положен принцип разделе­ния властей. Президент Республики наделяется широкими клю­чевыми полномочиями по управлению государством и по отно­шению ко всем ветвям власти. Следует отметить непропорцио­нальное конституционное регулирование высших органов государственной власти. При детальной регламентации право­вого статуса Президента практически не урегулированными оказались вопросы организации правительства, характер его взаимодействия с Парламентом. Хотя в целом доминирующее положение отводится исполнительной ветви власти, одновре­менно закрепляется принцип парламентской ответственности правительства и независимости судебной власти. Законодатель­ная деятельность Парламента Конституцией по ряду вопросов ограничена. Определен статус Конституционного совета — орга­на конституционного контроля. Ряд положений посвящен орга­низации местного самоуправления.

Специфика данной Конституции заключалась прежде всего в том, что ее переходные положения наделяли правительство пра­вом издания имеющих силу закона ордонансов с тем, чтобы в течение полугода после ее промульгации (опубликования) была создана норматив­ная база учрежденных ею новых государственных институтов.

Будучи жестким, Основной Закон предусматривает две про­цедуры изменения: утверждение конституционного закона на референдуме и принятие поправок к Конституции Конституци­онным конгрессом (специально созываемым представительным органом). Причем субъектами права внесения предложений по пересмотру фундаментальных положений являются: Президент, действующий по предложению Премьер-министра, и парламен­тарии. Только после одобрения квалифицированным большин­ством обеих палат национальной легислатуры (законодательный орган власти) конституционный закон выносится на референдум. Причем Конституция не обя­зывает Президента каждый одобренный Парламентом консти­туционный закон по изменению конституционного текста вы­носить на референдум. Это создает так называемую «практику отложенного пересмотра» Основного Закона. При этом одобренные Парламентом поправки не имеют никакого срока дав­ности.

 

Статус президента и правительства во Франции.
Система органов власти Франции основана на принципе разделения властей.
^ Франция сегодня — это республика с сильной исполнительной властью, носителями которой выступают Пре­зидент и правительство (Совет министров). Вместе они образу­ют центральную исполнительную власть.
Президент с 2002 г. избирается на пять (ранее на семь) лет все­общими и прямыми выборами по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства в первом туре и относитель­ного большинства — во втором туре. Полномочия Президента могут прекратиться досрочно в случае признания его виновным в совершении государственной измены или любого тяжкого преступления, а также добровольной отставки. В этом случае его полномочия осуществляет председатель верхней палаты Парламента — Сената. Обвинение Президенту может быть предъявлено двумя палатами Парламента абсолютным боль­шинством голосов, после чего дело рассматривает специальный Высокий суд правосудия. В случае признания Президента ви­новным его полномочия прекращаются.
Президент является главой Республики, верховным главно­командующим, гарантом национальной независимости и тер­риториальной целостности страны. Ему принадлежат широкие полномочия по управлению государством. Велика его роль в решении вопросов безопасности и внешней политики.
Президент имеет широкие полномочия в сфере управления. Он назначает Премьер-министра и по его предложению других членов правительства, принимает отставку этих высших долж­ностных лиц.

Правительство является коллегиальным органом. К испол­нительной власти относятся государственная администрация, полиция, органы национальной безопасности, вооруженные силы. Структура правительства конституционными нормами жестко не определена, поэтому вопрос его организации решает­ся всякий раз при формировании нового правительства либо при его реорганизации. Решающая роль в формировании пра­вительства принадлежит главе Французской Республики.
Правительство в полном составе именуется Советом минист­ров, его председателем является Президент. Правительство мо­жет собирать и премьер-министр, тогда заседания в отсутствие Президента называются Кабинетом министров. Премьер-ми­нистр обладает достаточными полномочиями. На него возложе­на ответственность за национальную оборону, исполнение за­конов, взаимодействие с Парламентом.
Акты правительства, являющиеся по природе подзаконны­ми, подлежат подписанию Президентом. Однако согласно Конституции в ряде случаев правительство вправе просить Парламент о разрешении в течение ограниченного срока осу­ществлять путем издания ордонансов (актов, имеющих силу) мероприятия, относимые к сфере законодательного регулиро­вания.

«Президентско-парламентская республика». Юридически у Президента – 1-е место в системе властей. Неприкосновенность, кроме измены.

Президент:

избирается всенародно на 7 лет,

выступает гарантом соблюдения Конституции,

обеспечивает нормальное функционирование публичной власти,

обеспечивает национальную независимость, целостность территории, а также соблюдение соглашений и международных договоров.

Огромные полномочия Президента Франции:

назначает Премьер-министра и прекращает его полномочия по заявлению последнего, утверждает министров, предложенных Премьер-министром, а также прекращает их полномочия,

по предложению правительства может передать на референдум любой законопроект минуя парламент (но не противоречащий Конституции),

после консультаций с Премьер-министром и председателями палат может объявить о роспуске национального собрания,

после консультаций с Премьер-министром, председателями палат и Конституционным советом может принимать любые меры, продиктованные чрезвычайными обстоятельствами,

имеет право налагать вето на законопроекты (преодолевается простым большинством),

является главой вооруженных сил,

имеет право помилования,

все акты Президента подлежат «контрассигнатуре» (утверждению) Премьер-министром.

Импичмент – двумя палатами + решение Высокого Суда правосудия. перевыборы в течение 20-35 дней.

Правительство Франции по Конституции определяет и проводит политику нации, распоряжается администрацией и вооруженными силами, несет коллективную ответственность перед парламентом (при выражении недоверия – обязательная отставка), но назначается, включая Премьера, без согласия Парламента.

Правительство устанавливает порядок рассмотрения проектов в парламенте (см.парламент).

В случае необходимости Премьер-министр замещает Президента.

При Правительстве существует экономический совет, который дает консультации в области финансов и социальной политики.

В правительстве – 50-60 человек. 12 человек составляют Совет Министров (председательствует всегда Президент, а не Премьер).

Запрет на совмещение работы в правительстве с иной деятельностью.

Парламент Франции: структура, полномочия.
Высшим представительным и законодательным органом Франции является бикамеральный Парламент. Нижняя палата — Национальное собрание, депутаты которого избираются сроком на пять лет на основе всеобщего и прямого голосования, рас­сматривается как орган общенационального представительства. Сенат, члены которого избираются сроком на девять лет путем косвенных выборов, представляет интересы территориальных коллективов. Палаты фактически обладают одинаковой компе­тенцией, различия в основном касаются лишь законодательного процесса, а также сферы парламентского контроля. Глава госу­дарства обладает правомочиями по роспуску нижней палаты.
Парламент принимает три вида законов: конституционные (по изменению Конституции), органические (по указанным в конституционных нормах вопросам) и обычные. Правом зако­нодательной инициативы обладают парламентарии и правитель­ство. Обычно законы проходят три чтения, их подготовку осу­ществляет комиссия палаты. Закон будет принят в случае одобрения обеими палатами в идентичном виде. Если этого не происходит, то проект рассматривается палатами до тех пор, пока не будет выработан единый текст.
Принятые Парламентом законы должны быть в течение 15 дней подписаны Президентом. Если он не согласится с ка­ким-либо положением закона, то вправе потребовать его по­вторное обсуждение. Если закон будет принят повторно в пре­жней редакции абсолютным большинством голосов, Президент обязан его подписать. Любой законопроект может быть передан Президентом в Конституционный совет для проверки соответ­ствия его Конституции Франции.
Парламентский контроль за правительством во Франции ограничен, однако Парламент вправе выразить правительству недоверие, приняв резолюцию порицания.

Система судебной власти Франции.
Судебная власть представлена судами общей юрисдикции и административными судами. Прокуратура, в задачу которой вхо­дит поддержание государственного обвинения, действует при судах. Возглавляет суды общей юрисдикции Кассационный суд. Административные суды разрешают административные споры и дают заключения о юридической сути конфликта. Высшим органом административной юстиции является Государственный совет.
Особенностью судебной системы Франции является наличие такого органа, как Трибунал по конфликтам, призванный раз­решать споры о компетенции между двумя ветвями судебной власти. В его состав входят представители Государственного совета, Кассационного суда и прокуратуры. Председателем но­минально считается министр юстиции.
В судебную систему не входит Конституционный совет, об­ладающий особым статусом. Это специальный орган, призван­ный контролировать соблюдение Конституции и осуществлять конституционный надзор. В его состав входят девять человек, назначаемых на девять лет. По три члена назначает Президент, председатели Сената и Национального собрания. В состав Кон­ституционного совета пожизненно входят по их желанию быв­шие президенты Французской Республики. Все законы до под­писания их Президентом проходят проверку на соответствие их Конституции Франции. Если Конституционный совет признает акт противоречащим Конституции, то вправе отменить его.

Кроме полномочий по осуществлению конституционного над­зора Конституционный совет наблюдает за ходом проведения президентских и парламентских выборов, общенациональных референдумов.
Состоит из нескольких ветвей:

система общих судов.

А) во главе стоит кассационный суд, который включает 5 палат по гражданским делам, 1 – по уголовным делам. Принимает к рассмотрению жалобы только на неправильное применение закона и на нарушение процессуальных норм.

Состоит из 84 членов суда, 36 советников-докладчиков, 1 генпрокурора при суде, 1 генерального адвоката и 19 адвокатов, аудиторов (готовящих дела к слушанию).

Б) ниже - апелляционные суды – рассматривают жалобы по уголовным делам (исправительные трибуналы и полицейские).

В) низшее звено - трибуналы малого процесса и большого процесса.

3 профессиональных судьи в составе суда могут отменять решения, либо оставлять их в силе, либо сами принимать решения.

Суды присяжных: 3 судьи и 9 присяжных.

В составе общих судов действует учреждение юстиции по делам несовершеннолетних (тяжкие преступления лиц в возрасте от 16 до 18 лет, проступки и др.тяжкие – от 13 до 18 лет). Рассмотрение дела – 1 судья и 2 заседателя. Судьи назначаются министром юстиции из лиц с педагогическим образованием.

Решения этого учреждения юстиции могут быть обжалованы в апелляционный суд.

На уровне трибуналов имеются также специализированные учреждения: торговые трибуналы, советы «прюдомов»(?) («советы честных людей», призваны примирять, не профессиональные судьи)

Судьи системы общих судов (в частности, кассационного и апелляционного) назначаются декретом Президента, а судьи трибуналов и др. – назначаются министром юстиции по согласованию с высшим советом магистратуры.

В судах судьи – до 68 лет, в трибуналах судьи – до 65 лет.

Высокий суд правосудия

Включает 12 судей, избираемых поровну обеими палатами парламента.

Для рассмотрения уголовных дел по обвинению Президента в государственной измене и для обвинения министров в тяжких преступлениях.

Это – самостоятельная ветвь.

Система органов административной юстиции

Существует для рассмотрения жалоб на действия и акты органов гос.власти, причем затрагивающие права и интересы частных лиц.

Возглавляет систему государственный совет, состоящий из 30 членов. Рассматриваются жалобы на акты Президента и Правительства.

Административные трибуналы (около 25) состоят из 1 председателя и 3 членов.


Партийная система и основные политические партии.
В стране существует несколько активных буржуазных пар­тий, блоков и движений: Центр социальных демократов, Рес­публиканская партия, Республиканская партия радикалов и ра­дикал-социалистов, Союз за французскую демократию. На крайне правых позициях стоит группировка Национальный фронт, широко использующая внешне привлекательный, но по­литически опасный лозунг: «Франция только для французов».

Статус политических партий определен в самом общем виде в Конституции Пятой Республики. В стране отсутствует под­робная законодательная регламентация партийной деятельно­сти. Партии образуются свободно и не обязаны проходить госу­дарственную регистрацию, однако должны уважать принципы национального суверенитета и демократии.
Особенности регионального и местного управления.
В ст. 72 Конституции Франции говорится о том, что «терри­ториальными коллективами Республики являются коммуны, департаменты, заморские территории», которые «свободно уп­равляются выборными советами при соблюдении условий, пре­дусмотренных законом». Компетенция местных выборных орга­нов достаточно подробно регламентируется законодательством, и государство в лице своих чиновников следит за тем, чтобы они не превышали свои полномочия.

Нижним звеном административно-территориального деле­ния во Франции является коммуна, которых насчитывается около 37 тыс. Жители коммуны избирают сроком на шесть лет муниципальный совет, одновременно являющийся и низовым органом государственной власти, и органом местного самоуп­равления. Муниципальный совет из своего состава большин­ством голосов избирает представителя исполнительной влас­ти — мэра.

Объединение нескольких коммун — это кантон, который введен для удобства управления государственными делами. В кантоне действует ряд должностных и ответственных лиц — судья, нотариус, руководитель жандармерии и т. п.

^ Во французском округе от 100 до 150 коммун, всего их около 300. Главой округа является субпрефект, назначаемый прави­тельством.

Следующим звеном управления выступает департамент, включающий около 400 коммун, или 35 кантонов. Руководит его деятельностью Генеральный совет, куда каждый кантон из­бирает одного своего представителя — генерального советника. Во главе Генерального совета стоит префект, которого назнача­ет Президент. При этом префект не только решает общие воп­росы, но и руководит всей полицией департамента.

^ Крупнейшей административно-территориальной единицей Франции является регион. Регион имеет региональный совет, а возглавляется он префектом.

Таким образом, система управления Ф<



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.16.13 (0.025 с.)