Правовое регулирование выборов представительных органов РФ, ее субъектов и органов мсу, виды нормативных правовых актов, порядок их принятия, основы содержания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование выборов представительных органов РФ, ее субъектов и органов мсу, виды нормативных правовых актов, порядок их принятия, основы содержания



Правовое регулирование выборов в РФ

· Конституция РФ статьи 3, 13, 32, 81, 96, 97, 130;

· Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"

· Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ

· "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"

· ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10.01.2003;

· Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации"

· Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

· ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы МСУ» от 26.11.1996 (в редакции ФЗ от 22.06.1998).

· Нпа субъектов федерации о выборах в соответствующие представительные органы государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, автономной области

· Нпа органов местного самоуправления о выборах в представит органы мсу

Законодательство о выборах в РФ составляет отдельную отрасль — избирательное законодательство.

Данное законодательство можно разделить по уровню регулируемых выборов на: законодательство о выборах федеральных органов, законодательство о выборах органов государственной власти субъектов РФ и законодательство о выборах органов местного самоуправления.

По субъекту принятия актов данное законодательство делится на: федеральное и избирательное законодательство субъектов РФ.

Активное избирательное право — право избирать

Пассивное избирательное право — право быть избранным.

Конституция РФ:

1) Статья 3, пункт 3 — свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа;

2) Статья 32 закрепляет право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и МСУ, а также определяет круг лиц, которые не имеют избирательных прав: это лица, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда;

3) Конституция РФ определяет, что федеральными органами государственной власти, избираемыми непосредственно гражданами, являются Президент РФ и ГД РФ (на 4 года). Для выборов Президента РФ Конституция РФ определяет основные принципы: всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция устанавливает также условия обладания пассивным избирательным правом для возможности избрания Президентом РФ и депутатом ГД. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в РФ не менее 10 лет (Статья 81). Статья 97 устанавливает, что депутатом ГД может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах;

4) Статья 130 устанавливает, что МСУ осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы МСУ.

Конституция РФ устанавливает разграничение компетенции между РФ и ее субъектами. К ведению РФ отнесены регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе избирательных прав), а также формирование федеральных органов государственной власти. К совместному ведению РФ и субъектов РФ относится защита прав и свобод человека и гражданина, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти и МСУ РФ. На основании этих общих принципов, а также в соответствии с основами конституционного строя РФ субъекты РФ, согласно Статье 77 Конституции РФ, самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти субъектов РФ.

Центральное место в системе избирательного законодательства занимает ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 24.12.2002):

1) является универсальным актом, обеспечивающим единые стандарты гарантий избирательных прав граждан на всей территории РФ;

2) раскрывает содержание конституционного права избирать и быть избранными, а также закрепляет основные принципы избирательного права как универсальные и обязательные для соблюдения в любом избирательном процессе;

3) имеет «рамочный» характер, то есть нормы, содержащиеся в нем, адресованы не только правоприменительным органам и гражданам, но и самому законодателю, прежде всего, региональному.

4) дополнением «рамочного» характера является принцип прямого действия ФЗ об основных гарантиях. Это означает, что в случае противоречия региональных законов ФЗ либо в случае пробелов в региональном законодательстве должен применяться ФЗ об основных гарантиях.

Статья 4, пункты 2, 4 ФЗ:

Гражданин РФ имеет право избирать, быть избранным, участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина РФ вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта РФ, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Статья 5 ФЗ:

Граждане РФ участвуют в выборах и референдуме на равных основаниях.

Если на выборах в законодательный (представительный) орган государственной власти или в представительный орган МСУ образуются избирательные округа с разным числом мандатов, каждый избиратель имеет равное число голосов.

Статья 32 пункты 1, 2 ФЗ:

Граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим ФЗ, иным законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением, избирательным блоком.

Статья 39 пункт 1 ФЗ:

Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных данным ФЗ.

Статья 57 пункт 1 ФЗ:

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов соответствующего уровня в РФ, эксплуатацией и развитием средств автоматизации и обучением организаторов выборов и избирателей, производятся избирательными комиссиями за счет средств, выделенных на эти цели из соответствующего бюджета (федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и (или) местного бюджета).

Статья 73 ФЗ:

Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении; на референдуме РФ — действует на всей территории РФ; на референдуме субъекта РФ — действует на территории данного субъекта РФ; на местном референдуме — действует на территории соответствующего муниципального образования.

Решение, принятое на референдуме субъекта РФ, местном референдуме, подлежит регистрации соответственно в органе государственной власти субъекта РФ, органе МСУ в порядке, установленном для регистрации НПА соответствующего уровня.

Федеральный закон от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Принят новый Закон о выборах в Госдуму.

Возвращается смешанная система выборов, которая в последний раз применялась в 2003 г. Напомним, что согласно ей половина депутатов (225 человек) избирается по одномандатным избирательным округам (1 депутат - 1 округ), остальная часть - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов.

Согласно закону на территории страны образуются 225 одномандатных избирательных округов. Они формируются на основе единой нормы представительства избирателей. Такая система должна обеспечить примерное равенство округов по числу избирателей. Схема округов утверждается федеральным законом на 10 лет.

Кандидаты выдвигаются непосредственно (путем самовыдвижения или политическими партиями) и в составе федеральных списков. При этом политическая партия вправе выдвинуть кандидатами беспартийных граждан. Однако они должны составлять не более половины списка. Всего список включает от 200 до 400 человек. В него могут входить кандидаты, выдвинутые по одномандатным избирательным округам.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

В новом Законе учтены положения Законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О политических партиях".

В Законе сохранена действующая мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой выборы Президента РФ могут проводиться в два тура.

Однако в связи с созданием законодательной базы, обеспечивающей участие в выборах политических партий, в Законе нашли отражение некоторые нововведения. В частности, установлены требования для избирательных блоков, участвующих в выборах. В составе избирательного блока в обязательном порядке должна быть хотя бы одна политическая партия, наряду с которой в него могут входить и иные общероссийские общественные объединения, созданные в форме общественной организации и общественного движения. Самостоятельно участвовать в выборах Президента РФ указанные общественные объединения не вправе.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, а также политическая партия или избирательный блок, выдвинувшие кандидата, обязаны собрать в поддержку выдвижения не менее двух миллионов подписей избирателей, что вдвое превышает количество подписей, требуемое в соответствии с ранее действующим Законом. При этом с 70 тысяч до 50 тысяч сокращается количество подписей избирателей, приходящихся на один субъект РФ.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Вводится новый, более демократичный, порядок формирования верхней палаты российского парламента - Совета Федерации.

Как и ранее, в Совфед входят по 2 представителя от каждого региона: один от законодательного органа власти субъекта Федерации, другой - от исполнительного. Для них предусматриваются различные процедуры наделения полномочиями. В отношении первого в основном сохранен прежний порядок (решение о наделении полномочиями принимает законодательный орган). Причем кандидатом в представители от регионального парламента может быть только его депутат (ранее - также и депутат муниципального органа).

Представителя от исполнительного органа власти региона будут определять следующим образом. При проведении выборов главы субъекта Федерации каждый претендент на этот пост должен представить 3 кандидатуры в Совфед, одна из которых в случае избрания и будет наделена соответствующими полномочиями. Сведения об этих кандидатурах размещают в помещениях для голосования на выборах глав регионов. Тем самым реализуется идея о формировании Совфеда на основе волеизъявления избирателей.

Пересмотрены требования к кандидатам в сенаторы. Их минимальный возраст оставлен на уровне 30 лет. Кандидат должен иметь безупречную репутацию и постоянно проживать в соответствующем регионе не менее 5 предшествующих лет. Ценз оседлости не распространяется на кандидатов из числа членов Совфеда и депутатов Госдумы. Не касается он и лиц, занимавших в регионе госдолжности или находившихся на гражданской госслужбе не менее 5 предыдущих лет.

Федеральный закон от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)

Определяются права, обязанности и ответственность члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, их помощников, предусматриваются основные правовые и социальные гарантии при осуществлении ими своих полномочий.

Срок полномочий депутата Государственной Думы начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва. Устанавливаются случаи досрочного прекращение полномочий.

Член Совета Федерации и депутат Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий, в соответствии с которой они не могут быть привлечены к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Неприкосновенность распространяется на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими личные и служебные транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку.

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" (с изменениями и дополнениями)

Устанавливаются правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях их нарушения. Гражданам предоставляются правовые основания для защиты своих прав в случае отсутствия в субъекте федерации закона о выборах, устава муниципального образования или выборного представительного органа местного самоуправления, если в субъекте федерации не установлен порядок формирования муниципальных образований, а также, если истекли сроки полномочий выборных органов местного самоуправления. Перечисляются нормы, в соответствии с которым муниципальные образования должны своевременно проводить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц, в том числе повторные или досрочные выборы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 893; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.30 (0.02 с.)