История создания Конституции Республики Беларусь



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История создания Конституции Республики Беларусь



 

В истории Беларуси было пять Конституций: 1919, 1927, 1937, 1978, 1994 г. В конце 80-х – нач. 90-х г. 20 в. в связи с распадом СССР и коренными изменениями во всех сферах общественной жизни, действовавшая на тот момент Конституция БССР 1978 года уже не отвечала происходящим процессам. Многочисленные поправки, которые вносились в текст Конституции, не могли решить проблему. В июне 1990 года Парламент Республики, который назывался Верховным Советом, принял постановление «О создании Конституционной комиссии». Поста Президента Беларуси в то время не было, поэтому руководство разработки проекта новой Конституции осуществлялось Верховным Советом. Руководителем конституционной комиссии стал сам председатель Верховного Совета Дементей. К. комиссия состояла из:

· депутатов Верховного Совета, работников секретариата Верховного Совета: Шолодонов (зам. предсеателя Верховного Совета), Гончаров, Тихиня (1-ый председатель конституционного суда), Василевич Г. А. (работник секретариата Верховного Совета, начальник юридического отдела, в настоящее время заведующий кафедрой КП БГУ, Генеральный прокурор Беларуси)

· ученых: Головко А. А., Годунов В. Н. (бывший декан юрфака БГУ, заведующий кафедрой гражданского права юрфака БГУ), Кудинов (доцент Академии МВД)

Общее число членов Конституционной комиссии превышало 70 человек. Члены Конституционной комиссии были разделены на 2 группы: одну из них возглавил Шолодонов, вторую – Гончар. Каждая из групп самостоятельно готовила свой проект Конституции. Впоследствии, усилия обеих групп были объединены с целью выработки единого проекта Конституции.

Послужили источником:

· Конституции советского периода;

· Уже принятые проекты Конституций или Конституции других бывших советских республик (России, стран Балтии, Украины (приняла Конституцию последней);

· Международные договоры: Международный пакт «О гражданских и политических правах» 1966 года, Международный пакт «Об экономических, социальных и культурных правах» 1966 года;

· Конституции стран дальнего Зарубежья (Италии, США, Испании, Франции).

 

Проблемные вопросы:

1.Вопрос о форме правления (вводить ли пост Президента и наделять сильными или слабыми полномочиями);

2.Государственный язык;

3.МУиСУ (какие го органы должны быть на местах и как они должны формироваться).

15 марта 1994 года состоялась решающее заседание Верховного Совета, на котором подавляющим числом голосов депутатов Верховного Совета была принята Конституция Республики Беларусь. Это была первая Конституция подлинного суверенного белорусского государства. Подписана была тогдашним председателем Верховного Совета Грибом. (за время работы над проектом сменилось несколько председателей Верховного Совета: Дементей, Шушкевич, Гриб.)

Процесс реализации Конституции Республики Беларусь оказался сложным и противоречивым. Через несколько месяцев после вступления Конституции в силу был избран первый Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Конституция наделяла более весомыми полномочиями Верховный Совет. Однако избранный Президент приносит максимально активное влияние на общественную жизнь, что привело к противостоянию Верховного Совета и Президента. Президент инициировал проведение республиканского референдума для изменения и дополнения Конституции. Данный референдум состоялся 24 ноября 1996 года и одним из вопросов, вынесенных на референдум, были изменения и дополнения в Конституцию Республики Беларусь. Народ поддержал инициативу Президента и принял новую редакцию белорусской Конституции. По сути, если учесть значимость внесенных поправок, это новая Конституция государства. Однако формально считается, что речь идет лишь об изменениях и дополнениях прежней Конституции, поэтому датой принятия белорусской Конституции считается 15 марта 1994 года.

Новая редакция – это не новый акт, а многочисленные дополнения и изменения к прежним.

В результате внесенных изменений корректировке подверглись все крупные части Конституции, уцелела только Преамбула. Внесенные на референдуме поправки были направлены, прежде всего, на усиление статуса Президента и, соответственно, ослабление статуса Парламента. В частности, Президент получил новые полномочия (кадровые; об издании актов, имеющих силу закона; по руководству государственными органами), существенно осложнилась процедура смещения Президента с должности, однопалатный Верховный Совет преобразован с двухпалатное Национальное собрание. В новой редакции Конституции появились также дополнительные социальные права граждан, расширились направления государственного регулирования экономических отношений.

Второй раз изменения в белорусскую Конституцию внесены на республиканском референдуме 17 октября 2004 года. Из статьи 81 Конституции исключен запрет для одного и того же лица занимать должность Президента более двух сроков.

 

Видовая характеристика Конституции Республики Беларусь

 

Существует довольно много классификаций существующих в мире Конституций:

· по масштабу действия:

Ø Общегосударственные (действуют на всей территории страны);

Ø Территориальные (Конституции субъектов федераций, автономных образований, которые могут быть и в унитарных государствах). Конституция РБ относится к общегосударственной.

· по способу принятия:

Ø Конституции, принятые непосредственно народом. Такие Конституции принимаются на референдуме. (Россия, Франция). Данный способ принятия Конституции имеет ряд недостатков, но в наибольшей степени отражает суть Конституции, как правового акта, исходящего от народа. Поэтому многие Конституции начинаются со слов: «Мы, народ…» Начиная с первой в мире американской Конституции, многие основные законы, включая Конституцию Республики Беларусь, открываются словами: «Мы, народ…».

Ø Конституции, принятые учредительными собраниями.

Учредительное собрание – это специальный орган, который избирается населением именно для принятия Конституции.

Как только Конституция принята, Учредительное собрание прекращает свое существование.

Ø Конституции, принятые Парламентом, то есть законодательным органом. Хотя Парламент избирается населением, как и Учредительное собрание, но он действует постоянно, не прекращая свое существование с принятием Конституции. Белорусская Конституция принята Парламентом.

Ø Конституции, принятые смешанным путем. Такой путь позволяет соединить достоинства названных выше способов. Например, Конституция может быть сначала одобрена Учредительным собранием или Парламентом, а потом вынесена на окончательное утверждение референдума. (Италия, Испания).

Ø Октроированные Конституции. Это Конституции, которые принимаются (даруются) главой государства, монархом. (Бахрейн, Непал).

· по порядку внесения изменений:

Ø Жесткие Конституции. Они изменяются в более сложном порядке, чем обычные законы). Конституция Республики Беларусь жесткая. Цель жесткости Конституции состоит в обеспечении ее стабильности, предотвращении непродуманных, поспешных изменений.

Ø Гибкие Конституции. Они изменяются в таком же порядке, как и законы. Гибкие Конституции исключения из правил.

· по форме:

Ø Консолидированные Конституции (представляют собой один документ). Например, Конституция Республики Беларусь.

Ø Неконсолидированные Конституции:

· Конституции, представленные несколькими нормативными правовыми актами, (законами).Конституция Канады состоит примерно из 20 законов. Конституция Швеции – из 3 законов: Акт «О форме правления», Акт «О престолонаследии», Акт «О свободе печати».

· Конституции, состоящие из разных источников права: нормативно правовых актов, судебных прецедентов, обычаев. (Великобритания).

Функции Конституции Республики Беларусь и ее юридические свойства

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.118.225 (0.008 с.)