Экономические основы конституционного строя 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические основы конституционного строя



В разделе первом Конституции Республики Беларусь регулируются в том числе важнейшие экономические отношения. В частности им посвящена статья 13. Эта статья не называет в целом экономическую модель Беларуси. Например, в Советской Конституции прямо говорили о социалистическом уклоне экономики, однако анализ конституционных положений, действующих теперь, позволяет сделать вывод о закреплении социально-ориентированной рыночной экономики. О рынке говорят равенство форм собственности, свобода предпринимательства, а о социальной направленности политики – норма, обязывающая государство регулировать экономическую деятельность в социальных целях (статья 13).

Основным элементом экономических отношений выступает собственность. Конституция Беларуси закрепляет 2 формы собственности: государственную и частную.

 

Собственность
Коммунальная собственность
Собственность организаций в широком смысле
Собственность индивидов

 

Частная
Государственная

Республиканская собственность

 

 

 


граждане, иностранцы, без гражданства). Их собственности специально посвящена статья 44
Принадлежность материальных благ административно- территориальным единицам: областям, районам и т. д., которые выступают собственниками
Принадлежность имущества государству в целом, то есть Республике Беларусь, которая и является в данном случае собственником

Юридических лиц

 

 

Конституция Республики Беларусь говорит о равенстве государственной и частной форм собственности. Более подробно статья 13 регулирует государственную собственность: недра, воды, леса составляют исключительную государственную собственность. Земли с/х назначения должны в основном находиться в государственной собственности.

 

Очень важным компонентом государственной собственности является бюджет.

Существует республиканский бюджет и местные бюджеты.

Проект республиканского бюджета:

Проект местного бюджета:

Государство больше всего тратит на пособия – социальную политику. В Беларуси на экономику тратится очень много бюджета и больше всего на сельское хозяйство. Есть даже анекдот:

– Может ли слон получить грыжу?

– Да, если он поднимет сельское хозяйство.

Социальное государство

Социальное государство предоставляет поддержку своим гражданам. Антиподом социального государства является либеральное государство. До середины 20 века господствовала концепция либерального государства (концепция «ночного сторожа», выполняющего правоохранительную функцию, в котором граждане обеспечивают свое счастье сами).

 

Социальное расслоение имеет 2 группы причин:

Ø субъективные (трудолюбие людей);

Ø объективные (инвалиды детства, старики, сироты).

 

Социальное государство имеет 2 основных направления:

1. Оказание помощи уязвимым социальным группам (выплата пособий, пенсий).

2. Воздействие на остальные социальные группы. Государство может выплачивать пенсии, пособия, стипендии за счет средств других социальных групп (налогообложение, регулирование экономической деятельности). Ценность социального государства состоит в том, что оно усиливает целостность общества, его единство, позволяет сгладить противоречия.

 

Как понять: социальным или либеральным является государство?

1. По соотношению уровня зарплаты и уровня пенсии. Чем больше уровень, тем более социальным является государство.

 

2. По уровню налоговой нагрузки. Чем он больше, тем больше государство проводит социальную политику. В Беларуси он составляет 41-42 %.

 

 

3. По международному показателю. Разрыв между 10 % самых богатых и 10 % самых бедных в не должен отличаться больше, чем:

a) в 6 раз – для Беларуси;

b) в 16 раз – для России;

c) в 30 раз – для Аргентины;

d) в 57 раз – для Бразилии.

В развитых странах нет большого разрыва.

Государственный язык

 

Статья 17 Конституции Республики Беларусь гласит, что «Государственными языками в Республике Беларусь являются белорусский и русский языки».

 

1) Государственные служащие обязаны знать государственные языки;

2) Внутренняя работа государственных органов должная вестись на государственных языках;

3) Отношения между государственными органами должны строиться на государственных языках;

4) Правовые акты должны публиковаться на государственных языках;

5) Взаимодействие государственных органов с гражданами должно происходить на государственных языках.

Знание государственного языка может выступать условием реализации конституционных прав и свобод, например поступление на государственную должность, право приема в гражданство, право на образование.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 436; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.149.13 (0.006 с.)