Политические права личности – это право участвовать в решении государственных дел.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические права личности – это право участвовать в решении государственных дел.



Самую большую роль среди политических прав личности играют те права, которые предоставляют возможность гражданам учавствовать в управлении государством. Такие права обобщенно называются в Конституции в статье 37 правом участвовать в решении государственных дел. Данное право принадлежит гражданам Беларуси. Конкретные права, которые образуют содержание права участвовать в решении государственных дел можно разделить на 2 группы:

1)Права, средством реализации которых совокупностью граждан, является принятие юридически обязательного решения:

· Избирательное право

ü Право избирать и быть избранным. Этому право специально посвящена статья 37 Конституции;

ü Право участвовать в референдумах (республиканских и местных);

ü Право участвовать в голосовании по отзыву депутатов. Отозвать можно членов парламента и депутатов местных советов депутатов.

· Народные инициативы (права, которые непосредственно не связаны с принятием юридически обязательных решений. Реализация прав этой группы порождает лишь обязанность соответствующих государственных органов рассмотреть инициативу граждан).

ü Законодательная инициатива по изменению и дополнению конституции (150 тысяч);

ü Обычная законодательная инициатива (50тысяч);

ü Предложение о назначении референдума (республиканского – 450 тысяч, местного – 10% граждан от населения административно-территориальной единицы).

Права второй группы могут осуществляться только коллективно.

 

· Право направлять обращение в государственные органы.

Согласно статье 40 Конституции Беларуси, каждый вправе направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Обращения регулируются также Законом «Об обращениях граждан».

Выделяют 3 вида обращения граждан:

1) Заявление – ходатайство о реализации права, принадлежащему индивиду.Например, заявление индивида о назначении ему пенсии.

2) Жалоба – требование по восстановлению нарушенного права.

3) Предложение – рекомендация о совершенствовании работы государственных органов.

Возможность обращения в органы власти не зависит от гражданства. Такое право есть у каждого человека. Не существует государственных органов, закрытых для обращения граждан. Человек вправе обратиться к Президенту, в Парламент, в Правительство, в суды, в местные государственные органы и т. д. Однако важно, чтобы обращение индивида затрагивало вопросы, входящие в компетенцию соответствующего органа. Закон «Об обращениях граждан» позволяет индивидам направлять в государственные органы не только письменные обращения, но и обращаться устно.

Конституция требует, чтобы в законе определялся срок, в течение которого государственный орган обязан рассмотреть обращение индивида и дать ответ по существу поставленного вопроса. Если лицо обращается с жалобой, то недопустимо ее рассмотрение тем органом, на который подана жалоба. Конституция сама не определяет сроки рассмотрения обращений, для выяснения всех вопросов надо смотреть Закон «Об обращениях граждан». Закон говорит, что обращение должно быть рассмотрено не позднее 1 месяца, а если не требуется дополнительного рассмотрения, то оно должно быть рассмотрено не более чем в течение 15 дней.

Довольно сложным является вопрос о месте права направлять обращение среди других конституционных прав личности. Дело в том, что право направлять обращение может выступать условием возникновения других прав. Например, право на осуществление предпринимательской деятельности предполагает обращение индивида о государственной регистрации. Кроме того возможность обращение в государственные органы является и способом защиты всех других конституционных прав. Лишь в некоторых случаях право направлять обращение имеет самостоятельное значение и не пересекается с другими правами личности. Это бывает, если обращение лица выражается в предложении о совершенствовании работы государственных органов. Рассмотренная связь права направлять обращение с другими правами личности показывает большую практическую роль, которую играет рассматриваемое право в деле обеспечения всех других конституционных прав и свобод.

Президент на референдуме 2004 года, когда изменяли 81 статью, выступая с докладом, посвященным положению государства, объявил политику дебюрократизации, которая направлена на то, чтобы усовершенствовать работу государственных органов с гражданами, в том числе по рассмотрению обращений граждан (чтобы обращения рассматривались качественно, в установленный срок, чтобы не завышалась плата). После этого были изданы очень важные правовые акты:

1) Декрет президента 2005 года « О совершенствовании работы с населением». Суть: ввел книгу замечаний и предложений.

2) Указ президента 2006 года « Об утверждении перечня административных процедур осуществляемых государственными органами и иными государственными организациями по заявлениям граждан».

Суть: ввел понятие административных процедур.

Административные процедуры – это действия, осуществляемые государственным органом по такому виду обращения граждан, как заявления.

Право направлять обращения корреспондирует обязанность государственных органов это заявление рассмотреть и дать ответ. Но часто человеку нужен не ответ, а фактическое действие. Например, когда человек обращается за регистрацией ребенка, ему нужен не ответ «да, мы зарегстистрируем», а сама регистрация.

3) Директива президента 2006 года № 2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата».

Суть: работы с гражданами – приоритетный показатель деятельности соответствующих органов власти.

4) Закон 2008 года «Об основах административных процедур». Этот базовый правовой акт явился своего рода итогом нормотворческих усилий в рамках дебюрократизации.

Экономические и социальные права личности

 

Право на труд

Право на труд имеет хотя и не многовековую, но великую историю в нашем отечестве. Именно право на труд считалось важнейшим правом личности в советский период. Им открывался перечень индивидуальных прав и свобод в советских Конституциях. При этом право на труд противопоставлялось праву собственности, которое закреплялось Конституциями капиталистических стран. Право на труд по советским Конституциям предполагало получение гарантированной работы от государства. Труд отражался в советских Конституциях не только в качестве права, но и обязанности человека. Безработных поэтому быть и не могло и не было.

 

Если человек не работал, то был состав преступления – тунеядство.

Под воздействием советского конституционного опыта право на труд получило и высокое международное признание. Данное право содержится в Международном пакте «Об экономических, социальных и культурных правах», причем право на труд названо первым среди конкретных прав личности в данном пакте.

Действующая Конституция Беларуси содержит право на труд в статье 41. Весьма показательно, что право на труд предшествует праву собственности (статья 44). Таким образом, праву на труд по прежнему отводится значительная роль в конституционном статусе личности. Право на труд открывает перечень экономических и социальных прав человека. В то же время содержание права на труд подверглось существенным изменениям по сравнению с советским периодом.

Содержание права на труд, исходя из белорусской Конституции, сводится к следующим основным положениям:

1. Человек сам решает трудиться или нет. Труд уже не является обязанностью, и неработающие граждане не несут юридической ответственности.

2. Существует возможность выбора формы трудовой деятельности или по конституционной терминологии – рода занятий. Конституция исходит из широкой трактовки понятия труд. Соответственно, к формам трудовой деятельности относятся в том числе:

a.работа по трудовому договору (по найму);

b.Работа по гражданско-правовому договору (договор подряда);

c.Предпринимательская деятельность;

d.Ведение личного подсобного хозяйства;

e.Членство в кооперативе.

3. Возможность выбора места работы (например, конкретного предприятия, организации). Право на труд не предполагает возможности требовать от государства предоставления работы. Трудоустройство человека зависит от него самого и общественных потребностей. Напомним, что советские Конституции гарантировали возможность получения работы от государства.

4. Недопустимость произвольных увольнений.

Поскольку право на труд уже не влечет обязанности государства устроить человека на работу, то рассматриваемое право является экономическим, а не социальным, как это было в советский период. Тем не менее, Конституция предусматривает, что государство должно содействовать гражданам в трудоустройстве. Каждый человек может обратиться в государственную службу занятости населения, где ему обязаны предоставить информацию об имеющихся вакансиях, при определенных условиях зарегистрировать в качестве безработного, назначить пособие по безработице. Данное пособие выплачивается за счет государственного бюджета (на 2010 год ≈ 48 тыс. белорусских рублей).

Конституция определяет субъектом права на труд только граждан Беларуси. Однако Трудовой Кодекс расширяет субъектный состав, гарантируя право на труд иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим в Беларуси.

Право на труд можно реализовать с 16-летненго возраста. Допускается работа и с 14 лет, но необходимо согласие родителей. Право на труд отсутствует у недееспособных лиц.

По общему правилу принудительный труд запрещен, однако последняя часть статьи 41 Конституции содержит 2 исключения:

1.По приговору суда;

2.В соответствии с Законом «О чрезвычайном положении» или с Законом «О военном положении». Во время этих экстраординарных ситуаций государство может привлекать к труду индивидов.

 

Отработка бюджетниками регулируется следующими правовыми актами:

Ø Постановление Совета Министров от 10 декабря 2007 года № 1702;

Ø Постановление Совета Министров от 23 сентября 2006 года № 1255.

При уклонении от распределения нужно уплатить 42 млн. белорусских рублей!!

Право на образование

По массовости субъектов и значимости в жизни людей, право на образование является важнейшим. Сейчас используют это право 2 млн. чел. Специфика права на образование состоит в том, что оно обеспечивает не только возможность получения образования, но также служит гарантией всех конституционных прав и свобод: человек может воспользоваться своими правами и свободами, только если хорошо знает их. Благодаря такому «гарантийному» значению, право на образование имеет высокий международный статус. Достаточно сказать, что самые объемные статьи Всеобщей Декларации прав человека и Международного пакта «Об экономических, социальных и культурных правах» посвящены именно образованию. Кроме того, право на образование имеет непосредственное отношение к демократии: чем выше уровень образованности общества, тем меньше является вероятность авторитаризма. Белорусская Конституция содержит право на образование в статье 49.

Содержание данного права заключается в следующем:

1. Человек волен решать, учиться ему или нет. Однако в законодательстве есть случай, когда образование выступает обязанностью личности. Обязательным в Беларуси признается общее базовое образование (9лет).

2. Возможность выбирать уровень образования. Существуют следующие уровни образования:

a.дошкольное;

b.общее базовое;

c.общее среднее;

d.профессионально-техническое;

e.среднее специальное;

f.высшее;

g.послевузовское.

Конституция упоминает не все данные уровни, акцентируя внимание на общем среднем, профессионально-техническом, среднем специальном и высшем образовании.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.235.155 (0.011 с.)