Лишение гражданства – это его принудительное прекращение государством в качестве санкции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лишение гражданства – это его принудительное прекращение государством в качестве санкции.



 

b. возможность для гражданина Беларуси изменить свое гражданство, приобретая гражданство другого государства.

 

2. Равное гражданство. Права и обязанности любого гражданина Республики Беларусь одинаковы, независимо от того, по какому основанию приобретено белорусское гражданство. Но есть исключение: право гражданина Беларуси быть избранным Президентом зависит от основания приобретения гражданства. Президентом Беларуси может быть только гражданин нашей страны по рождению.

3. Минимизация случаев безгражданства. Данный принцип выражается в недопустимости выхода из гражданства Беларуси человека, который одновременно не приобретает гражданства другого государства. Таким образом, человек не может отказаться от гражданства Беларуси, не приобретая при этом гражданства другого государства.

Мы не можем освободиться от власти государства никогда, мы связаны с ним оковами с рождения и до смерти.

4. Недопустимость множественного, в том числе двойного гражданства.

Множественное гражданство – это устойчивая правовая связь человека с несколькими суверенными государствами.

Не является множественным гражданством связь человека с Республикой Беларусь и межгосударственным образованием, союзным государством. Не считается также множественным гражданством связь человека с государством в целом и его частью, например субъектом федерации, автономным образованием в составе другого государства. Только в случаях, предусмотренных международными договорами, граждане Беларуси могут одновременно состоять в гражданстве другой страны. Это очень редкое исключение.

Рассмотренные принципы гражданства, а также сущностные черты данного института позволяют уяснить значение гражданства Республики Беларусь: оно выступает предпосылкой полноты правового статуса индивида. Только граждане Беларуси обладают полнотой прав и обязанностей перед Республикой Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства не имеют, например, избирательного права, права участвовать в референдумах, права на доступ к должностям в государственных органах, права быть членом политических партий, обязанности защищать Беларусь. В то же время не следует преувеличивать влияние гражданства на правовой статус человека. Так статья 11 Конституции закрепляет в качестве общего права положение о равенстве граждан Республики Беларусь с иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Приобретение гражданства Республики Беларусь:

Существует несколько главных оснований (способов) приобретения белорусского гражданства:

Ø По рождению. Абсолютное большинство людей приобретают гражданство по рождению. В данном случае применяются 2 принципа: принцип крови и принцип почвы. Принцип крови означает, что при приобретении гражданства по рождению учитывается гражданство родителей. Принцип почвы означает, что приобретение гражданства по рождению ставится в зависимость от места рождения человека. В Республике Беларусь используются оба принципа, но доминирует принцип крови. Например, ребенок на момент рождения которого хотя бы один из родителей является гражданином Республики Беларусь, приобретает белорусское гражданство, независимо от своего места рождения.

Гражданство приобретается по рождению автоматически, при этом не требуется согласие родителей ребенка и решения уполномоченных государственных органов.

При рассмотрении вопроса о приобретении гражданства по рождению следует иметь в виду, что гражданство первоначально возникает уже с момента рождения, поэтому с приобретением гражданства по рассматриваемому основанию не надо отождествлять с моментом вручения лицу паспорта гражданина, что по белорусскому законодательству происходит по достижению 16 лет.

Ø Прием в гражданство. Данное основание связано со стремлением лица, у которого уже есть гражданство, изменить его на гражданство Беларуси. С заявлением о приеме в белорусское гражданство может обратиться любое лицо, достигшее 18 лет. Закон «О гражданстве» содержит условия приема в гражданство Республики Беларусь:

a. постоянное проживание в Беларуси непрерывно в течение 7 лет перед обращением о приеме в белорусское гражданство;

b. иметь законный источник средств существования в Беларуси;

c. владеть хотя бы одним из государственных языков в пределах, необходимых для общения;

d. принять на себя обязательство выполнять Конституцию и другие акты законодательства.

Для некоторых категорий допускается прием в гражданство Беларуси без применения условия о сроке проживания (либо данный срок может сокращаться):

Ø для белорусов (3 млн. белорусов за пределами, 1млн. в России, 600.000 в США);

Ø для лиц, которые имеют выдающиеся достижения для Беларуси, обладают большими способностями в науке, культуре, спорте.

Ø Регистрация. По сути это тот же прием в гражданство, но в более простом порядке. При регистрации не применяются условия о постоянном проживании в Беларуси, о наличии источников средств к существованию. Более того, более простой при регистрации является и сама процедура рассмотрения заявления лица. Если заявление о приеме в гражданство Республики Беларусь может рассматриваться не более года, а решение принимается Президентом, то при регистрации заявление рассматривается в срок не более 3 месяцев, а решение принимается органами внутренних дел. Регистрация применяется, прежде всего, для лиц, состоявших в гражданстве бывшего СССР. Заявление о регистрации в качестве гражданина Республики Беларусь может обратиться лицо, достигшее 18 лет.

 

Законодательство устанавливает случаи, когда лицо не может приобрести гражданство:

a. если оно не выходит при этом из гражданства другого государства;

b. если лицо совершило тяжкое преступление.

 

Отсутствие данных обстоятельств не означает, что лицо будет обязательно принято в гражданство Республики Беларусь. Закон «О гражданстве» гласит, что прием в гражданство Республики Беларусь осуществляется с учетом интересов белорусского государства.

В указе Президента 2004 года вскользь написано, что при рассмотрении заявления рассматривается, что если лицо привезло 300 млн. рублей, то этот фактор влияет на получение гражданства.

Приобретение гражданства ребенком при приобретении гражданства его родителей.

 

Прекращение гражданства Республики Беларусь

Существует несколько оснований прекращения белорусского гражданства:

· Выход из гражданства. Это прекращение гражданства Республики Беларусь по воле лица, приобретающего гражданство другого государства. Решение по поводу выхода из белорусского гражданства конкретного лица принимается Президентом.

· Утрата гражданства. Это прекращение гражданства Республики Беларусь не по инициативе самого лица, а в силу предписаний закона. Например, белорусское гражданство утрачивается при поступлении лица на военную службу, службу в полиции, в органы безопасности других органов иностранного государства.

 

Закон «О гражданстве» предусматривает ряд случаев, когда лицу может быть отказано в прекращении гражданства:

Ø Если лицо, которое выходит из гражданства Республики Беларусь, не приобретает при этом гражданства другого государства;

 

Ø Если у лица имеются обязательства публичного (задолженность по налогам) или частного характера (алименты) перед государством;

Ø Если в отношении лица ведется расследование или уже вынесен обвинительный приговор суда.

 

Для утраты гражданства не требуется принятия решения какими-либо государственными органами. Утрата гражданства просто регистрируется органами внутренних дел либо органами дипломатической службы Беларуси.

· Смерть человека.

Личные права и свободы человек

 

Право на жизнь.

Первой среди конкретных прав человека, названных в разделе «Личность, Общество, Государство» в белорусской Конституции является право на жизнь – основополагающее право личности. (статья 24). Специфика права на жизнь состоит в его неразрывной связи с фактом бытия самого человека, то есть субъекта рассматриваемого права и всех других конституционных прав и свобод. Определение жизни необходимо не только для уяснения объекта и содержания права на жизнь, но и для установления факта наличия субъекта прав (человека).

Среди специалистов нет единого мнения по вопросу о начале и конце человеческой жизни. В белорусском законодательстве закреплен следующий подход:

Началом жизни и, соответственно, моментом возникновения самого субъекта является момент отделения плода от матери. Исходя из такой трактовки, в Беларуси не запрещены аборты, поскольку плод еще не считается человеком, субъектом права. Моментом окончания жизни и, соответственно, моментом исчезновения субъекта права признается биологическая смерть, связанная с процессом необратимого распада головного мозга, следовательно, человек продолжает оставаться субъектом права в случаях с клинической смертью: состоянием с неактивной функцией дыхания и/или кровообращения, когда еще сохраняется способность головного мозга функционировать.

Содержание права на жизнь включает возможность человека распоряжаться жизнью, защищать ее, требовать такой защиты от государства. Таким образом, самоубийство не запрещается и неудавшееся попытка суицида не влечет юридической ответственности.

Право на жизнь зависит от целого ряда факторов и далеко не все из них подвластны человеку и государству. Так, нельзя признать нарушением права на жизнь, если государство не в состоянии излечить человека от смертельной болезни. Будучи обязанным субъектом, государство должно охранять жизнь человека в рамках имеющихся у государства ресурсов и средств.

Право на жизнь – не право на бессмертие, оно не абсолютно!

Основным компонентом содержания права на жизнь служит…??: государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Вместе с тем приведенная формулировка косвенно свидетельствует о существовании оснований для правомерного лишения человека жизни. В белорусском законодательстве отражено несколько таких оснований, главными из которых являются:

1. Состояние необходимой обороны;

2. При задержании лица, совершившего преступление;

3. Смертная казнь.

 

Названные случаи лишения человека жизни в конституционном смысле выступают как ограничения права на жизнь.

Возможность применения в Беларуси смертной казни предусмотрена частью 3 статьи 24 Конституции, однако использование смертной казни допускается при соблюдении целого ряда условий:

a. Исключительная мера!!! Применение смертной казни не может быть правилом уголовной политики государства. Назначение смертной казни возможно, только если иными средствами нельзя достичь цели уголовной ответственности;

b. Назначить смертную казнь можно только за особо тяжкое преступление, связанное с умышленным лишением жизни другого человека;

c. Смертная казнь может применяться только в тех случаях, которые определены законом. Таким законом является Уголовный Кодекс;

d. Смертная казнь назначается только судом.

 

Международные договоры, ратифицированные Беларусью, не запрещают применение смертной казни. Так, рассматриваемая мера наказания может применяться в силу Международного пакта «О гражданских и политических правах», но этот пакт поощряет отмену смертной казни.

В 1989 был подписан второй факультативный протокол к Международному пакту «О гражданских и политических правах». Он запрещает смертную казнь, однако Республика Беларусь не ратифицировала 2-ой факультативный протокол. Смертная казнь не применяется и в государствах, которые образуют Совет Европы. Этой авторитетной международной организацией в 1950 году принята Конвенция «О защите прав человека и основных свобод». Она с последующими дополнениями запрещает использование смертной казни. Не будучи членом Совета Европы, Республика Беларусь не ратифицировала и названную конвенцию.

В Беларуси вопрос о смертной казни решался демократическим путем. Один из вопросов республиканского референдума от 24 ноября 1996 года касался отмены в Республике Беларусь смертной казни. 80% граждан, принявших участие в голосовании, высказались против отмены смертной казни, однако решение референдума по этому вопросу носило рекомендательный характер. В любом случае, из части 3 статьи 24 Конституции следует в перспективе отменить смертную казнь.

Право на жизнь в литературе все чаще рассматривается не только в узком аспекте, как защита человека от противоправных посягательств, но и в широком ключе. В широком аспекте право на жизнь влечет обязанность государства обеспечить достойные условия для жизни человека. В данном случае право на жизнь оказывается тесно связанным с правом охраны здоровья, социального обеспечивания, правом на благоприятную окружающую среду.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.220.245.254 (0.049 с.)