Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базовая величина на сегодня – 35.000 белорусских рублей.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Собственный избирательный фонд кандидата в депутаты Палаты Представителей может формироваться за счет тех же источников что и кандидата в Президенты, но его предельный размер равен 1000 базовых величин. С учетом средств, выделяемых кандидату из государственного бюджета и поступающих из его собственного избирательного фонда, кандидат в Президенты вправе получить в свое распоряжение более 60 тысяч долларов, а кандидат в депутаты Палаты Представителей более 10 тысяч долларов. Средства собственного избирательного фонда аккумулируются на специальном счете в Беларусбанке.
8. Организация и проведение выборов избирательными комиссиями. В мире существует два подхода к организации проведения выборов: 1. Выборы организуются государственными органами, основные функции которых не связаны с выборами. В Италии, Австрии выборы проводятся МВД; 2. Организацией выборов занимаются специальные государственные и иные органы, функции которых связаны только с избирательным процессом. Данный подход применяется для обеспечения большего демократизма выборов, поскольку специально создаваемые органы наделяются независимым статусом и не подчиняются другим органам власти. В Беларуси используется этот второй подход. Специальными органами, которые в нашей стране организуют выборы являются избирательные комиссии. Существует два вида избирательных комиссий: Ø Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских референдумов. Центральная комиссия является государственным органом и формируется в установленном Конституцией порядке: 6 членов Центральной комиссии назначаются Президентом, остальные 6 членов избираются Советом Республики. Всего 12 человек. Председатель Центральной комиссии назначается Президентом с согласия Совета Республики. Сейчас ей является Лидия Ярмошина. Она занимает эту должность с 1996 года. Центральная комиссия возглавляет систему всех действующих избирательных комиссий и является постоянным органом. Центральная комиссия не относится ни к одной из трех ветвей власти и не подчинена и не подотчетна ни одному государственному органу. Ø Нижестоящие избирательные комиссии. В отличие от Центральной комиссии они создаются каждый раз при проведении конкретных выборов. Нижестоящие избирательные комиссии также не подчинены и не подотчетны другим органам. Существуют следующие разновидности нижестоящих избирательных комиссий: · Территориальные. Их система основана на административно-территориальном устройстве. · Окружные. Они действуют на территории избирательных округов. · Участковые. Они действуют в пределах избирательных участков.
Избирательный участок – это часть избирательного округа, которая создается для непосредственной организации голосования.
Именно на территории избирательного участка находится помещение для голосования.
Избирательный процесс Избирательный процесс – это процедура деятельности избирательных комиссий, иных органов, кандидатов на государственные должности, их доверенных лиц, избирателей, других субъектов в ходе подготовки и проведения выборов.
Большинство норм конституционно-правового института избирательного права посвящено именно избирательному процессу. Избирательный процесс состоит из целого ряда стадий (этапов), которые последовательно сменяют друг друга:
Назначение выборов Назначение выборов – это определение конкретной даты голосования.
Хотя основной объем работы по организации выборов выполняют избирательные комиссии, они не имеют права назначать выборы. Это прерогатива высших государственных органов. Существует правило, по которому орган власти не может назначать собственные выборы. Исходя из этого выборы Президента назначаются Палатой Представителей, а выборы в Палату Представителей, Совет Республики, Местные Советы депутатов назначаются Президентом. Согласно Конституции, постановление Палаты Представителей о назначении выборов Президента должно быть принято не позднее чем за 5 месяцев до истечения срока полномочий действующего Президента. Полномочия действующего Президента истекают 8 апреля 2011 года, потому что 8 апреля 2006 года он принес присягу, и, в соответствии со статьей 83 Конституции, вступил в должность. Голосование должно быть назначено на дату, чтобы оно состоялось не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий действующего Президента.
Когда прошли выборы и выбран новый Президент, то «старый Президент» продолжает свое правление до инаугурации «нового Президента», который называется вновь избранный Президент. В случае смерти вновь избранного Президента «старый Президент» обязан назначить новые выборы и продолжить править страной. В случае смерти «старого Президента» или обоих Президентов, полномочия временно переходят к Премьер-министру, который должен будет назначить выборы нового Президента.
Образование избирательных округов Избирательный округ – это территория, от которой должно быть избрано одно лицо.
Например, на выборах в Палату Представителей вся территория Беларуси делится на 110 избирательных округов, потому что Палата Представителей состоит из 110 депутатов. Избирательных округов столько, сколько избирается лиц. На президентских выборах избирательным округом является вся территория страны.
Создание и формирование избирательных комиссий
Создание – это образование избирательной комиссии как специального органа, а формирование – это определение персонального состава избирательной комиссии.
Речь в данном случае идет только о создании и формировании только нижестоящих избирательных комиссий, ибо Центральная комиссия действует постоянно. Избирательные комиссии формируются только из представителей политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан. Решение о включении выдвинутых представителей в состав избирательных комиссий принимают: · В отношении территориальных и окружных избирательных комиссий – совместно президиумом Местного Совета депутатов и исполнительным и распорядительном органом (исполкомом). · В отношении участковых избирательных комиссий – исполнительным и распорядительным органом.
Выдвижение и регистрация кандидатов на государственную должность Правом выдвигать кандидатов обладают: Ø Граждане, путем сбора подписей. Кандидаты в Президенты могут быть выдвинуты только гражданами. Для выдвижения кандидата в Президенты необходимо собрать не менее 100.000 голосов, для выдвижения в кандидаты в депутаты Палаты Представителей не менее 1.000 голосов. Ø Политические партии. Решение о выдвижении кандидата принимается руководящим органом политической партии. Статья 69 Конституции субъектом права на выдвижение кандидатов называет общественные объединения. Однако Избирательный Кодекс наделяет данным правом только один вид общественных объединений – политические партии. Ø Трудовые коллективы. Законодательство употребляет термин «трудовой коллектив», а не предприятие, организация, учреждение, поскольку выдвижение кандидатов производится не руководящим органом предприятия, учреждения, организации, а путем голосования всех членов трудового коллектива, причем каждый член трудового коллектива обладает одним голосом. Если процедура выдвижения кандидата соблюдена, то избирательные комиссии регистрируют выдвинутых лиц, и с этого момента они становятся кандидатами на государственные должности, приобретая соответствующие права и обязанности.
Предвыборная агитация Предвыборная агитация – это деятельность кандидата на государственную должность, его доверенных лиц, политических партий, других общественных объединений, избирателей, по обсуждению любых вопросов, связанных с выборами.
Предвыборная агитация выражается, прежде всего, в деятельности кандидатов, которые стремятся привлечь голоса избирателей, а также в обсуждении деловых и личных качеств кандидатов, их предвыборных программ политическими партиями, другими общественными объединениями, избирателями. Законодательство регулирует порядок проведения предвыборной агитации и в том числе устанавливает ряд запретов: · на пропаганду войны, национальной и религиозной вражды, призывы к насильственному изменению конституционного строя; · не допускается клевета и оскорбление со стороны кандидатов в отношении своих конкурентов; · нельзя привлекать денежные средства и расходовать их в нарушение законодательству; · запрещена агитация в день голосования, чтобы создать спокойные условия для волеизъявления избирателей.
Право на участие в предвыборной агитации относится к числу основных прав кандидатов. Они обладают и некоторыми другими правами: Ø выступать в государственных средствах массовой информации; Ø получать от государства денежные средства на цели выборов; Ø на содействие со стороны государственных органов (например в организации встреч с избирателями); Ø на освобождение от трудовых обязанностей во время выборов (с сохранением места работы). Не распространяется на Президента. Кандидаты должны соблюдать и установленные законодательством ограничения. Например, запрещается прибегать к услугам лиц, которые находятся в служебной зависимости от кандидата. Голосование Голосование – это процесс непосредственной подачи голоса избирателем.
Голосование не следует отождествлять с выборами, ибо голосование представляет собой лишь одну из стадий выборов (избирательного процесса). Важнейшим принципом на стадии голосования выступает тайна голосования. Она заключается в проставлении отметки в бюллетени для голосования в специальных кабинах, доступ в которые иных лиц, кроме избирателей, запрещен.
Выделяют три вида голосования:
ü Обычное голосование. Оно осуществляется в тот день, который назначен на первой стадии избирательного процесса и происходит в помещении для голосования. ü Досрочное голосование. Согласно Избирательному Кодексу граждане, которые по тем или иным причинам не могут находится по месту жительства в день обычного голосования, вправе проголосовать в помещении для голосования не ранее чем за 5 дней до даты обычного голосования. Около 30% людей голосуют в нашей стране досрочно, и это достаточно большой процент по сравнению с другими странами. ü Голосование по месту нахождения избирателя. Избирательный Кодекс гласит, что лица, которые по состоянию здоровья или другим причинам не могут явиться в помещение для голосования, вправе проголосовать по месту своего нахождения (жительства). Например дома, в больнице. Избирательные комиссии обязаны обеспечить такое голосование по просьбе избирателя. В отличие от досрочного голосования, голосование по месту нахождения избирателя осуществляется в день обычного голосования.
Подведение итогов выборов Сразу по окончании стадии голосования без перерыва должен начинаться процесс подведения итогов выборов. При этом устанавливаются два основных показателя: 1. Определяется число избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы Президента и Палаты Представителей считаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины граждан, включенных в списки избирателей. Выборы в Местные Советы депутатов признаются состоявшимися независимо от количества проголосовавших. 2. Подсчитываются голоса, поданные за каждого кандидата. Избранным считается кандидат в Президенты, который набрал более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов в результате не удалось набрать необходимое число голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования, в котором участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов. Схожим образом определяется победитель на выборах в Палату Представителей. Что касается местных выборов, то избранным считается кандидат в депутаты Местных Советов депутатов, который набрал большее число голосов, чем любой из его конкурентов. Итоги выборов должны быть оглашены избирательными комиссиями, в том числе опубликованы в средствах массовой информации.
В странах с развитой демократией побежденный поздравляет победителя, с неразвитой – обвиняет (как на Украине).
Законодательство предусматривает два основных случая, когда возможно проведение повторных выборов:
1. Если выборы не были признаны состоявшимися (из-за неявки избирателей); 2. Если в ходе избирательного процесса были допущены такие нарушения законодательства, которые повлияли, либо могли повлиять на итоги выборов. Повторные выборы нельзя путать со вторым туром голосования!!! При повторных выборах весь избирательный процесс начинается сначала, с первой стадии!!!
Референдум
Референдум, как и выборы, относится к важнейшим формам непосредственной демократии. Однако в условиях современных государств, где проживают миллионы граждан, частое проведение референдумов невозможно. В Швейцарии, которая является родиной референдума, с 1783 по 1994 год было проведено 414 общегосударственных референдумов. Референдум – это народное голосование по важнейшим вопросам жизни страны, не связанное с выборами и отзывом. Выделяют следующие виды референдумов: Ø Республиканские. В республиканских референдумах могут участвовать все лица, обладающие избирательным правом, и решаться вопросы общегосударственного значения. Ø Местные. В местных референдумах участвует население админитративно-территориальных или территориальных единиц (в районах, городах) и решаются вопросы местного значения. (К лицам, обладающим избирательным правом, относятся лица, у которых есть активное избирательное право). Ни одного местного референдума в Беларуси не проводилось.
· Императивные. Законодательство определяет ряд вопросов, которые можно решать только на референдуме: изменение разделов 1, 2, 4, 8 Конституции. Такие вопросы не вправе решать ни один государственный орган. Референдумы, проводимые по данным вопросам, называются императивными. · Инициативные. Все другие вопросы могут решаться как на референдуме, так и уполномоченными государственными органами. Проводимые для их решения референдумы называются инициативными.
v Обязательные. Решение обязательного референдума обладает юридической силой; v Рекомендательные. Решение рекомендательного референдума такой силой не обладает, имея статус рекомендательного. На один и тот же референдум могут быть вынесены вопросы, решения по которым обязательны и вопросы, решения по которым носят рекомендательный характер. В Беларуси проводилось три республиканских референдума. Все они были инициированы Президентом. Можно сказать, что именно на этих референдумах сформирован конституционный строй, существующий в нашей стране и сейчас.
Мая 1995 года На нем решались следующие вопросы: 1. Согласны ли Вы с приданием русскому языку равного статуса с белорусским? Народ ответил: «ДА». 2. Поддерживаете ли Вы изменение государственного флага и государственного герба? До этого бело-красный-белый флаг и герб «Погоня». Народ ответил: «ДА». 3. Поддерживаете ли Вы действия Президента, направленные на экономическую интеграцию с Россией. Народ ответил: «ДА». 4. Согласны ли Вы с необходимостью внесений изменений в Конституцию, предусматривающих досрочное прекращение полномочий Верховного Совета Президентом в случае систематического или грубого нарушения Конституции. Народ ответил: «ДА». Но решение по этому вопросу носило рекомендательный характер. Тем не менее, оно реализовано в действующей редакции Конституции: Президент может распустить Парламент.
Ноября 1996 года Как и первый референдум он был назначен Верховным Советом в соответствии с первоначальной редакцией Конституции. Данный второй референдум имел судьбоносное значение для нашей страны. Президент предложил на данный референдум следующие вопросы: 1. Принять Конституцию 1994 года с изменениям и дополнениями (новая редакция Конституции), предложенную Президентом. Народ ответил: «ДА». 2. Перенести День Независимости Республики Беларусь (День Республики) на 3 июля. Народ ответил: «ДА». 3. Выступаете ли Вы за свободную, без ограничений куплю и продажу земли. По сути, здесь шла речь о возможности введении частной собственности на земли с/х назначения. Народ ответил: «НЕТ». Решение по данному вопросу имело рекомендательный характер. Норма о нахождении с/х земель в государственной собственности отражена в статье 12 действующей Конституции. 4. Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни? Народ ответил: «НЕТ». Решение носило рекомендательный характер. Статья 24 Конституции предусматривает возможность назначения смертной казни.
Верховным Советом на этот же референдум были предложены следующие вопросы: 1) Поддерживаете ли Вы внесение изменений и дополнений в Конституцию, предложенных депутатами фракции коммунистов и аграриев. Народ ответил: «НЕТ». 2) Считаете ли вы, что руководители местных органов исполнительной власти должны избираться непосредственно населением. Народ ответил: «НЕТ».
3) Согласны ли Вы, что финансирование всех ветвей государственной власти должно осуществляться властью и только из государственного бюджета. Народ ответил: «НЕТ». Как ни удивительно!!!
Октября 2004 года
Он проводился уже по действующей редакции Конституции, которая была принята на предыдущем референдуме. Этот референдум был назначен самим Президентом. (Прошлые – Верховным Советом). Особенностью данного референдума является его императивный характер. Вносилось изменение в четвертый раздел Конституции. На референдум был вынесен всего один вопрос: a. Разрешаете ли Вы первому президенту Беларуси А. Г. Лукашенко участвовать в качестве кандидата в Президенты в президентских выборах, и принимаете ли Вы часть 1 статьи 81 Конституции в новой редакции. Из статьи 81 был исключен запрет для одного и того же лица занимать должность более двух сроков. Народ ответил: «ДА».
В действующей редакции Конституции право назначения республиканских референдумов перешло от Верховного Совета к Президенту.
Президент может назначать республиканские референдумы:
v По собственной инициативе; v По предложению Парламента (решение должно быть принято обеими Палатами); v По предложению граждан, обладающих избирательным правом в количестве не менее 450 тыс. человек.
Если процедура инициирования референдума соблюдена, Президент обязан назначить референдум, даже если ему не хочется. Местные референдумы назначаются Местными Советами депутатов по собственной инициативе либо по предложению не менее 10% граждан, обладающих избирательным правом и проживающих в административно-территориальных или территориальных единицах. Предметом референдума являются важнейшие вопросы государственной жизни (республиканского или местного уровня). Ни примерного, ни тем более исчерпывающего перечня таких вопросов законодательство не содержит. Однако Конституция содержит отсылку к закону, который должен определять вопросы, проведение референдумов по которым не допускается. Впринципе, это вопросы, принятие на референдуме решений по которым затруднено. Речь идет о вопросах требующих, например, специальных познаний, всестороннего учета различных обстоятельств и т. п. Данные вопросы закреплены в Избирательном Кодексе. Кодекс относит к ним, например, амнистию и помилование, утверждение либо изменение бюджета, налоговые вопросы и некоторые другие. По результатам референдума принимается правовой акт под названием «решение референдума». Решение референдума может носить как нормативный, так и индивидуально-правовой характер. Решения, принятые на трех республиканских референдумах нашей страны, являются нормативными актами. Решение республиканского референдума подписывает Президент, что же касается решения местного референдума, то Избирательный Кодекс относит его подписание к полномочиям руководителя местного исполнительного и распорядительного органа. Данная норма Кодекса сомнительна, поскольку назначение местного референдума может инициироваться Местными Советами депутатов, а не исполнительными и распорядительными органами.???? В науке существует дискуссия по вопросу: «Является ли решение референдума (республиканского или местного) видом закона или это самостоятельный правовой акт». В Беларуси данный спор разрешен Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь». Закон гласит, что решение референдума является самостоятельным видом правовых актов. В любом случае решение, принятое референдумом, имеет высокую юридическую силу и может быть отменено или изменено только на референдуме (Исключение: если возможность изменения или отмены решения референдума государственными органами не предусмотрена в условиях проведения самого референдума).
Общие положения о государственных органах и их конституционно-правовом статусе
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.122.218 (0.012 с.) |