![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления
|
Имеющий высокую юридическую силу
Законы обладают высокой юридической силой, это значит, что характеризуется преимуществом по отношению к большинству других нормативным правовым актам. Однако в демократических государствах признается не просто высокая, а высшая юридическая сила закона и соответственно закрепляется принцип верховенства закона. Первоначальная редакция Конституция Республики Беларусь (статья 7) также исходила из принципа верховенства закона. Действующая же редакция Конституции (статья 7) содержит принцип верховенства права в целом, а не закона. Это объясняется наделением Президента полномочиями, по изданию актов, которые не уступают силе законам. Издание Президентом данных актов привело к формированию очень важного для законодательной практики ….. Законодательные акты – это: · Конституция; · Законы; · Декреты Президента; · Указы Президента (в том числе подзаконные).
Нельзя забывать также, что ратифицированные международные договоры обладают верховенством над законом.
Принимаемый Парламентом Закон выступает актом именно Парламента, а не главы государства или какого-либо иного государственного органа. Законы принимает Парламент. Ряд специалистов считают закон актом не Парламента, а государства в целом. Они выделяют некоторые специфические черты закона, носящие характер общегосударственных черт: 1. В подготовке и введении закона в действие участвует не только Парламент, но и органы других ветвей власти (Президент); 2. Закон единственный нормативный правовой акт, в названии которого содержится указание не на отдельный орган, а на государство в целом. Действительно, признавая наличие у закона общегосударственных черт, следует, тем не менее, отметить, что исторически и по своей сущности закон являлся и является актом именно Парламента. Достаточно сказать, что Парламенту принадлежит право принятия окончательного решения по проекту закона. Принимаемый в особом порядке Особый порядок принятия закона выражается в законодательном процессе. Данный процесс является наиболее сложным, многостадийным и длительным по сравнению с процессом принятием других нормативных правовых актов. Такой особый порядок призван исключить возможные ошибки в законе как акте, регулирующем важнейшие отношения людей.
Это и есть минус закона. Он долго разрабатывается и иногда запаздывает. Закон – это всегда ответ завтрашнего дня на сегодняшние потребности. Законодательный процесс
Важная роль закона обуславливает предъявление повышенных требований к процедуре его создания. Законодательный процесс регулируется: · Конституцией (статьями 99, 100, 103-105); · Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»; · Указом Президента от 11 августа 2003 года № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности»; · Декретом Президента от 10 декабря 1998 года № 22 «Об утверждении Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь»; · Регламентом Палаты представителей, · Регламентом Совета Республики, а также другими нормативными правовыми актами. Законодательный процесс – это процедура деятельности Парламента, других государственных органов, организаций, иных субъектов, направленная на создание закона. Такое же значения имеет законотворческий процесс. Парламент – основной, но далеко не единственный участник законодательного процесса. Исходя из роли Парламента в законодательном процессе можно выделить 3 крупных этапа. Каждый из названных этапов представлен в свою очередь несколькими стадиями (более мелкими процедурами); Допарламентский a. Планирование законотворчества; b. Подготовка законопроекта; C. Законодательная инициатива. Парламентский a. Стадия рассмотрения и принятия законопроекта Палатой представителей; B. Стадия рассмотрения и одобрения законопроекта Советом Республики. Постпарламентский a. Подписание закона Президентом; B. Опубликование закона. Первая стадия: планирование законотворчества Планирование законотворчества представляет собой разработку и реализацию ежегодных планов подготовки законопроектов. Разработкой названных планов занимается Национальный центр законодательства и правовых исследований (до 2008 года он назывался Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте). Планы подготовки законопроектов разрабатываются каждый год и, соответственно, конкретный план действует в течение календарного года. В плане фиксируются наименования законопроектов, которые предстоит подготовить в будущем году, субъекты ответственные за подготовку законопроектов и их внесения в Парламент, а также сроки осуществления названных мероприятий. По своему содержанию планы упорядочивают 2 стадии законодательного процесса:
Подготовку законопроекта Законодательную инициативу. Планы подготовки законопроектов разрабатываются на основе предложений субъектов права законодательной инициативы, любых других республиканских государственных органов, а также научных организаций, общественных объединений, граждан и собственных предложений Национального центра. Поступившие предложения анализируются Национальным центром на предмет обоснованности и могут быть отклонены (100 из 140 предложений отклоняются, большинство потому что есть уже действующие законы, регулирующие нужные отношения). Наиболее оптимальной является ситуация, когда в Парламент вносятся именно те законопроекты, которые предусмотрены планом, поскольку это обеспечивает реализацию принципов плановости законотворчества. Но законодательство допускает внесение в Парламент законопроектов и вне плана, если существует такая необходимость. На практике значительная часть законопроектов представляется в Парламент вне плана. Сформированный план подготовки законопроектов вносится Национальным центром на рассмотрение Президенту. Глава государства утверждает план своим указом в связи с чем план становится обязательным для выполнения. Вторая стадия: подготовка законопроекта Это непосредственно составление текста проекта закона. Впринципе готовить законопроект может любой субъект. Но фактически основными разработчиками законопроектов в Беларуси являются: 1. Правительство, в частности подчиненные ему министерства и государственные комитеты. Как это ни парадоксально, в современных условиях разработка законопроектов выступает делом прежде всего органов исполнительной, а не законодательной власти. 2. Национальный центр законодательства и правовых исследований. Элементом стадии подготовки законопроекта является проведение экспертиз проектов закона. Экспертиза – это проверка законопроекта на соответствие определенным требованиям. Существуют два вида экспертиз: a. Необязательные: лингвистическая, экологическая, гендерная. Такие экспертизы проводятся, если решение об этом принято Парламентом. b. Обязательные. На сегодня в Беларуси две обязательные экспертизы законопроектов: ü юридическая экспертиза. Это проверка законопроекта на соответствие правовым актам с большей юридической силой, на совместимость с действующими законами, на соответствие нормотворческой технике. Нормотворческая техника – совокупность правил формулирования положений проекта нормативного правового акта, размещение данных положений в тексте проекта.
Юридическую экспертизу в отношении всех проектов законов проводит Национальный центр законодательства и правовых исследований. Заключение по результатам юридической экспертизы не имеет обязательной силы. Это значит, что субъект права законодательной инициативы может внести проект закона в Парламент и с отрицательным заключением. ü криминологическая экспертиза. Это новый вид экспертизы законопроектов, введенный изданным в 2007 году Указом Президента «О криминологической экспертизе проектов законов в Республике Беларусь». Криминологическая экспертиза представляет собой проверку законопроектов с целью недопущения в них норм, содействующих преступности. Криминологическая экспертиза в отношении всех проектов законов осуществляется научно-практическом центром проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной Прокуратуры. Директор – Хомич Владимир Михайлович.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.179.37 (0.018 с.) |