Имеющий высокую юридическую силу



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Имеющий высокую юридическую силу



Законы обладают высокой юридической силой, это значит, что характеризуется преимуществом по отношению к большинству других нормативным правовым актам. Однако в демократических государствах признается не просто высокая, а высшая юридическая сила закона и соответственно закрепляется принцип верховенства закона. Первоначальная редакция Конституция Республики Беларусь (статья 7) также исходила из принципа верховенства закона. Действующая же редакция Конституции (статья 7) содержит принцип верховенства права в целом, а не закона. Это объясняется наделением Президента полномочиями, по изданию актов, которые не уступают силе законам. Издание Президентом данных актов привело к формированию очень важного для законодательной практики …..

Законодательные акты – это:

· Конституция;

· Законы;

· Декреты Президента;

· Указы Президента (в том числе подзаконные).

 

 

Нельзя забывать также, что ратифицированные международные договоры обладают верховенством над законом.

 

Принимаемый Парламентом

Закон выступает актом именно Парламента, а не главы государства или какого-либо иного государственного органа. Законы принимает Парламент. Ряд специалистов считают закон актом не Парламента, а государства в целом. Они выделяют некоторые специфические черты закона, носящие характер общегосударственных черт:

1.В подготовке и введении закона в действие участвует не только Парламент, но и органы других ветвей власти (Президент);

2.Закон единственный нормативный правовой акт, в названии которого содержится указание не на отдельный орган, а на государство в целом.

Действительно, признавая наличие у закона общегосударственных черт, следует, тем не менее, отметить, что исторически и по своей сущности закон являлся и является актом именно Парламента. Достаточно сказать, что Парламенту принадлежит право принятия окончательного решения по проекту закона.

Принимаемый в особом порядке

Особый порядок принятия закона выражается в законодательном процессе. Данный процесс является наиболее сложным, многостадийным и длительным по сравнению с процессом принятием других нормативных правовых актов. Такой особый порядок призван исключить возможные ошибки в законе как акте, регулирующем важнейшие отношения людей.

Это и есть минус закона. Он долго разрабатывается и иногда запаздывает. Закон – это всегда ответ завтрашнего дня на сегодняшние потребности.

Законодательный процесс

 

Важная роль закона обуславливает предъявление повышенных требований к процедуре его создания. Законодательный процесс регулируется:

· Конституцией (статьями 99, 100, 103-105);

· Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»;

· Указом Президента от 11 августа 2003 года № 359 «О мерах по совершенствованию нормотворческой деятельности»;

· Декретом Президента от 10 декабря 1998 года № 22 «Об утверждении Положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь»;

· Регламентом Палаты представителей,

· Регламентом Совета Республики, а также другими нормативными правовыми актами.

Законодательный процесс – это процедура деятельности Парламента, других государственных органов, организаций, иных субъектов, направленная на создание закона.

Такое же значения имеет законотворческий процесс. Парламент – основной, но далеко не единственный участник законодательного процесса.

Исходя из роли Парламента в законодательном процессе можно выделить 3 крупных этапа. Каждый из названных этапов представлен в свою очередь несколькими стадиями (более мелкими процедурами);

Допарламентский

a. Планирование законотворчества;

b. Подготовка законопроекта;

C. Законодательная инициатива.

Парламентский

a. Стадия рассмотрения и принятия законопроекта Палатой представителей;

B. Стадия рассмотрения и одобрения законопроекта Советом Республики.

Постпарламентский

a. Подписание закона Президентом;

B. Опубликование закона.

Первая стадия: планирование законотворчества

Планирование законотворчества представляет собой разработку и реализацию ежегодных планов подготовки законопроектов.

Разработкой названных планов занимается Национальный центр законодательства и правовых исследований (до 2008 года он назывался Национальным центром законопроектной деятельности при Президенте). Планы подготовки законопроектов разрабатываются каждый год и, соответственно, конкретный план действует в течение календарного года. В плане фиксируются наименования законопроектов, которые предстоит подготовить в будущем году, субъекты ответственные за подготовку законопроектов и их внесения в Парламент, а также сроки осуществления названных мероприятий. По своему содержанию планы упорядочивают 2 стадии законодательного процесса:

Подготовку законопроекта

Законодательную инициативу.

Планы подготовки законопроектов разрабатываются на основе предложений субъектов права законодательной инициативы, любых других республиканских государственных органов, а также научных организаций, общественных объединений, граждан и собственных предложений Национального центра. Поступившие предложения анализируются Национальным центром на предмет обоснованности и могут быть отклонены (100 из 140 предложений отклоняются, большинство потому что есть уже действующие законы, регулирующие нужные отношения). Наиболее оптимальной является ситуация, когда в Парламент вносятся именно те законопроекты, которые предусмотрены планом, поскольку это обеспечивает реализацию принципов плановости законотворчества. Но законодательство допускает внесение в Парламент законопроектов и вне плана, если существует такая необходимость. На практике значительная часть законопроектов представляется в Парламент вне плана.

Сформированный план подготовки законопроектов вносится Национальным центром на рассмотрение Президенту. Глава государства утверждает план своим указом в связи с чем план становится обязательным для выполнения.

Вторая стадия: подготовка законопроекта

Это непосредственно составление текста проекта закона. Впринципе готовить законопроект может любой субъект. Но фактически основными разработчиками законопроектов в Беларуси являются:

1. Правительство, в частности подчиненные ему министерства и государственные комитеты. Как это ни парадоксально, в современных условиях разработка законопроектов выступает делом прежде всего органов исполнительной, а не законодательной власти.

2. Национальный центр законодательства и правовых исследований. Элементом стадии подготовки законопроекта является проведение экспертиз проектов закона.

Экспертиза – это проверка законопроекта на соответствие определенным требованиям.

Существуют два вида экспертиз:

a. Необязательные: лингвистическая, экологическая, гендерная. Такие экспертизы проводятся, если решение об этом принято Парламентом.

b. Обязательные. На сегодня в Беларуси две обязательные экспертизы законопроектов:

ü юридическая экспертиза. Это проверка законопроекта на соответствие правовым актам с большей юридической силой, на совместимость с действующими законами, на соответствие нормотворческой технике.

Нормотворческая техника – совокупность правил формулирования положений проекта нормативного правового акта, размещение данных положений в тексте проекта.

Юридическую экспертизу в отношении всех проектов законов проводит Национальный центр законодательства и правовых исследований.

Заключение по результатам юридической экспертизы не имеет обязательной силы. Это значит, что субъект права законодательной инициативы может внести проект закона в Парламент и с отрицательным заключением.

ü криминологическая экспертиза. Это новый вид экспертизы законопроектов, введенный изданным в 2007 году Указом Президента «О криминологической экспертизе проектов законов в Республике Беларусь». Криминологическая экспертиза представляет собой проверку законопроектов с целью недопущения в них норм, содействующих преступности. Криминологическая экспертиза в отношении всех проектов законов осуществляется научно-практическом центром проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной Прокуратуры. Директор – Хомич Владимир Михайлович.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.236.13 (0.013 с.)