Понятие избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие избирательного права и избирательной системы в Республике Беларусь.



Термин «избирательная система» используют в двух смыслах – широком и узком. В широком смысле избирательная система – это урегулированный правовыми и иными нормами весь порядок выборов. В узком смысле слова – это способ распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов на выборах.

Избирательное право имеет два назначения – объективное и субъективное

Объективное избирательное право – это совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при проведении выборов. Следовательно, избирательная система (в широком смысле) и избирательное право (в объективном смысле) практически совпадают, схожи по своему содержанию.

Субъективное избирательное право – это совокупность конкретных прав гражданина на участие в выборах. В этом значении избирательное право граждан подразделяют на активное избирательное право, т.е. право избирать, и пассивное избирательное право, т.е. право избираться, быть избранным. Легитимные выборные органы формируют, в свою очередь, другие легитимные властные структуры. Значение выборов состоит в том, что они представляют собой легальную форму борьбы за власть. Закрепляя ее, государство вполне обоснованно считает недопустимым насильственный захват власти и поэтому устанавливает ответственность за такие действия. Выборы должны быть периодичными, проводиться в установленные сроки. Закрепление данного требования в законе является обязательным. Достоинством Конституции РБ является то, что в ней, в отличие от конституций некоторых других стран, есть специальная глава, посвященная избирательной системе. Очень многое, в том числе и направление практики, зависит от конституционных норм, которые, по существу, предопределяют развитие избирательного законодательства.


44. Принципы избирательного права в Республике Беларусь. Избирательные цензы.

Принципы избирательного права:

1. выборы являются всеобщими;

2. выборы являются равными;

3. выборы являются свободными;

4. выборы являются прямыми;

5. выборы являются косвенными;

6. тайное голосование.

Выборы являются всеобщими: право избирать, участвовать в референдуме имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. В выборах, референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участия лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей.

Выборы являются свободными: избиратель, участник референдума лично решает, участвовать ли ему в выборах, референдуме, за кого голосовать на выборах, за что голосовать на референдуме.

Выборы являются равными: каждый избиратель, участник референдума имеет один голос.

Выборы являются прямыми. Президент Республики Беларусь избирается непосредственно народом Республики Беларусь. Депутаты избираются гражданами непосредственно. Граждане участвуют в референдуме на основе прямого волеизъявления.

Выборы являются косвенными: члены Совета Республики избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов.

Тайное голосование: голосование на выборах и референдуме является тайным: контроль за волеизъявлением избирателей, участников референдума в ходе голосования запрещается.

Гражданин может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Но существуют избирательные цензы, т.е. устанавливаемые Конституцией или законом условия для получения или осуществления избирательного права.

Возрастной ценз - требование закона, согласно которому право участвовать в выборах предоставляется лишь по достижении определенного возраста. Устанавливаемый минимальный возраст кандидата в депутаты Палаты представителей не может превышать 21 года, в члены Совета Республики - 30 лет, на пост Президента Республики Беларусь – 35 лет, в депутаты местных Советов депутатов – 18 лет.

Ценз оседлости - установленное Конституцией или законом требование, согласно которому получение гражданином избирательного права обусловлено определенным сроком проживания в стране к моменту проведения выборов. Ценз оседлости в Республике Беларусь устанавливается для кандидатов на пост Президента – 10 лет непосредственно перед выборами и в члены Совета Республики – 5 лет.

Ценз гражданства - требование закона, в соответствии с которым избирательное право предоставляется только гражданам Республики Беларусь.

Служебный ценз - положения закона, ограничивающие избирательные права граждан по признаку занимаемой должности, профессиональной деятельности. Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с невозможностью находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией Республики Беларусь, Избирательным Кодексом Республики Беларусь.


45. Избирательный процесс и его стадии в Республике Беларусь. Понятие и виды выборов.

Избирательный процесс можно определить как направленную на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий.

Процесс включает в себя избирательную процедуру и избирательную кампанию. Избирательная кампания – это действия непосредственных участников выборов – партий, общественных организаций, кандидатов и избирателей – проводимые в установленный для этого законом период времени. Избирательная процедура включает в себя, как правило, следующие мероприятия: назначение выборов; создание избирательных органов; организацию избирательных округов и участков; выдвижение и регистрацию кандидатов; регистрацию избирателей; проведение голосования; определение результатов голосования. Избирательная процедура – это совокупность предусмотренных законодательством мероприятий по организации подготовки и проведения выборов, которые осуществляет государство.

Применительно к Республике Беларусь, соответствующие стадии (этапы) избирательного процесса закреплены в Избирательном кодексе:

1. Назначение выборов. Выборы нового составо палат Парламента назначаются не позднее 4 месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочия палат действующего созыва; выборы Президента назначаются Палатой представителей не позднее 5 месяцев и проводятся не позднее чем за 2 месяца до истечения срока полномочий предыдущего.

2. Составление списка избирателей. Списки граждан, имеющих право учавствовать в выборах составляются по каждому участку для голосования и подписываются председателем и секретарём участковой комиссии. В список граждан, имеющих право учавствовать в выборах включаются все граждане, достигшие ко дню или в день выборов, референдума, голосования об отзыве 18 лет, постоянно или временно проживающие к моменту составления списка на территории данного учатска для голосования и имеющие право учавствовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве. Гражданин может быть включен только на 1 участке для голосования в список. Список предоставляется для всеобщего ознакомления за 15 дней до выборов, а в санаториях, больницах и п.т – за 2 дня.

3. Формирование избирательных комиссий. И.к. осуществляет организацию и проведении выборов. Существует определённая система и.к. Систему возглавляет Центральная комиссия(постоянно действующий орган). Подготовку и проведение выборов Президента осуществляют: территориальные комиссии(на обл. уровне и районном), участковые комиссии. Подготовку и проведение выборов Палаты представителей: окружные и участковые и.к. Подготовку и проведение выборов местных Советов депутатов: территориальные, окружные и участковые.

4. Образование избирательных округов. И.о. – избирательная территориальная единица. И.о. могут быть одномандатными(избирается 1 депутат) и много мандатными(2 и более). Выборы президента проводятся по единому избирательному округу, составляющему всю территорию РБ. Для проведения выборов депутатов Палаты представителей – 110 и.о.

Для про ведения выборов депутатов местных Советов депутатов образу­ются избирательные округа:

по выборам в областной Совет депутатов - от 40 до 60 избирательных округов.

по выборам в Минский городской Совет депутатов - от 40 до 60 избира­тельных округов;

по выборам в районный Совет депутатов - от 25 до 40 избирательных округов;

по выборам в городской Совет депутатов (города областного подчине­ния) - от 25 до 40 избирательных округов;

по выборам в городской Совет депутатов (города районного подчинения) - от 15 до 25 избирательных округов;

по выборам в поселковый, сельский Совет депутатов - от 11 до 15 изби­рательных округов.

Средняя численность избирателей на избирательный округ по выборам депутатов Палаты представителей по Республике Беларусь устанавливается Центральной комиссией не позднее пяти месяцев до окончания срока полномочий Палаты представителей действующего созыва. И.о. образуются с примерно равной численностью избирателей.

5. Образование участков для голосования. Для проведения голосования и подъсчёта голосов по результатам выборов, по референдуму, отзыву депутата территория районов, городов, районов в городах делится на участки для голосования. Участкт для голосования образуются с числом не менее 20 и не более 3000 избирателей, участников. Участкт для голосования создаются не позднее чем за 2 месяца до выборов и не позднее чем за 25 дней до реферондума.

6. Выдвижение кандидатов и их регистрация. Выдвижение и регистрация кандидатов – это стадия избирательного процесса, с которой начинают действовать непосредственные участники выборов, т.е. партии, общественные организации, избиратели. На данной стадии определяется круг кандидатов, из числа которых будут избираться депутаты или должностные лица. Выдвижение кандидатов на выборах в Республики Беларусь производят политические партии(зарегистр Минюстом не позднее чем за 6 месяцев до назначения выборов) и граждане (на собраниях трудовых коллективов или путем сбора подписей). Выдвигаются гражданими не менее 100 тыс. подписей избирателей. Выдвижение канд. в депутаты – за 40 дней и заканчивается за 30 дней, в Президенты- за 35 дней и заканчивается за 25 дней. Если 15 % подписей по выдвижению в кандидаты в Президенты, Палату представителей, депутаты местного Совета депутатов недостоверны, Центральная комиссия отказывает в регистрации кандидата. К региствации предоставляется любое количество кандидатов в Президенты РБ. Центральная клммисия, окружная, территориальная избирательная комиссия не поздее чем на 4 день после регистрации кандидатов передает в СМИ для опубликования сообщения о региствации или информирует об этом избирателей другим образом.

7. Предвыборная агитация; Кандидаты со времени их регистрации имеют равное право выступать на предвыборных собраниях, в печати, по государственному радио и телевидению. Кандидат имеет право опубликовать в СМИ свою предвыборную программу. Программа кандидата не должна содержать пропаганды войны, призывов к насильственному изменению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Республики Беларусь, к социальной, национальной, религиозной и расовой вражде, оскорблений и клеветы в отношении должностных лиц Республики Беларусь, других кандидатов. Кандидаты имеют право на изготовление предвыборных плакатов, призывов, заявлений, надписей, листков, фотоматериалов. Агитационные печатные материалы должны изготавливаться на территории Республики Беларусь. Распространение анонимных агитационных печатных материалов запрещается. Агитация в день голосования не допускается. В течение последних пяти дней до выборов не допускается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, прогнозом их результатов. Иностранные граждане не вправе принимать участия в агитации.

8. Голосование. О времени и месте голосования участковые комиссии оповещают избирателей не позднее чем за 10 дней до выборов. Голосование проводится с 8 до 20 часов. Избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, вправе не ранее чем за пять дней до выборов проголосовать досрочно. Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участвовать в голосовании избирателям, которые по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам не смогут прийти в день выборов в помещение для голосования. В этих целях участковая комиссия по просьбе избирателей поручает не менее чем двум членам комиссии организовать голосование по месту нахождения таких избирателей. Ящики для голосования вскрываются участковой комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Подсчет голосов избирателей проводится непосредственно членами участковой комиссии без перерыва до получения результатов голосования.

9. Подведение итогов выборов в Республике Беларусь. Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой комиссии и заносятся в протокол. Протокол немедленно представляется в территориальную комиссию по выборам Президента Республики Беларусь или окружную комиссию по выборам депутатов. Копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления.Результаты выборов депутата по избирательному округу устанавливаются на заседании окружной избирательной комиссии. На выборах Президента Республики Беларусь территориальные комиссии обобщают результаты голосования по району (городу). На основании их данных областная, Минская городская комиссия по выборам Президента Республики Беларусь устанавливают результаты голосования по области, городу Минску. Центральная комиссия на основании протоколов областных, Минской городской комиссий по выборам Президента Республики Беларусь не позднее чем через 10 суток после окончания голосования устанавливает на своем заседании окончательные итоги выборов. Результаты выборов могут быть оспорены в вышестоящей избирательной комиссии, а далее - в суде.

 

Указанные стадии составляют содержание любого избирательного процесса, и он невозможен при отсутствии хотя бы одной из них.

Факультативной стадией является повторное голосование, которое проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран.

Выборы- способ формирования органов власти и управления с помощьью выражения по определённым правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан. Реализация гражданами своего права выбора является одной из важнейших форм их участия в управлении государством.

Виды:

· 1. Прямые выборы - это непосредственное избрание конкретного лица (партии) на определенный пост.

2. Непрямые выборы - предусматривают опосредование воли избирателей группой выборщиков либо действующим избирательным органом (разновидности - косвенные выборы (посредством коллегии выборщиков) и многоступенчатые (выразителем воли избирателей является постоянно действующий орган - парламент, местный совет и т.д.))

· 1. Очередные выборы - проводятся после истечения срока полномочий данного органа или лица;

1. Внеочередные выборы - проводятся до истечения данного срока.

Виды выборов по вносимым изменениям в политическую систему: переломные выборы; постепенная перестройка.

1. Переломные выборы - происходят резкие изменения политических симпатий граждан, которые отражаются на результатах голосования и приводят к значительным переменам в составе правящей элиты, в некоторых случаях к изменению структуры политической власти;

2. Постепенная перестройка - приводит к существенным изменениям политических реалий, однако перемены происходят постепенно.

Исходя из победы (или поражения) правящей партии и сохранения (или изменения) схемы распределения голосов:

1. Консервирующие выборы - это выборы в процессе, которых большинство избирателей осталось верно своим политическим взглядам и партийным симпатиям, и партия большинства осталась у власти;

2. Экстраординарные выборы - на них побеждает одна из оппозиционных партий в связи с временным всплеском ее популярности; при этом не происходит существенных изменений в том, что касается поддержки избирателями ведущей партии.


46. Избирательные комиссии в Республике Беларусь: система, полномочия, организация работы.

И.к. осуществляет организацию и проведении выборов. Существует определённая система и.к. Систему возглавляет Центральная комиссия(постоянно действующий орган). Подготовку и проведение выборов Президента осуществляют: территориальные комиссии(на обл. уровне и районном), участковые комиссии. Подготовку и проведение выборов Палаты представителей: окружные и участковые и.к. Подготовку и проведение выборов местных Советов депутатов: территориальные, окружные и участковые.

Правовой статус Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов в соответствии с за­конодательством.

Комиссия – постоянно действующий орган, является юридическим лицом, имеет печать, счет в банке.

Принципы:

-Законность

- независимость

- коллегиальность

-открытость

- гласность

Образуется в составе 12 человек из граждан РБ.

Срок полномочий 5 лет. Председатель Комиссии назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики из числа членов Комиссии. Заместитель Предсе­дателя и секретарь Комиссии избираются из числа членов Комиссии на и первом заседании. Их кандидатуры Председатель комиссии согласовываете Президентом Республики Беларусь.

Председатель и секретарь Комиссии работают на постоянной основе. По решению Комиссии заместитель Председателя и члены Комиссии могут ос­вобождаться в период подготовки и проведения выборов и республиканских референдумов, а также в иных случаях, предусмотренных избирательным за­конодательством, от выполнения производственных или служебных обязан­ностей с выплатой заработной платы за счет средств выделяемых на проведе­ние выборов и республиканских референдумов.

Постановления Комиссии подписываются Председателем и секрета­рем Комиссии.

Решения Комиссии обязательны для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями. Решения Комиссии могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь.

Полномочия:

Организует проведение выборов, контролирует на территории Республики Беларусь соблюдение законов о выборах, дает разъяснения законодательства;

Осуществляет руководство нижестоящими избирательными комиссиями;

Образует избирательные округа по выборам депутатов Палаты предста­вителей, устанавливает их среднюю численность;

Решает вопросы о порядке участия граждан, находящихся за пределами Республики Беларусь в выборах;

Регистрирует инициативные группы по выдвижению кандидатов в Президенты;

Обеспечивает равные условия предвыборной деятельности;

Определяет порядок использования СМИ;

Составляет и утверждает сметы расходов по проведению выборов;

устанавливает формы бюллетеней и списка избирателей;

Подводит итоги выборов;

Выдает Президенту Республики Беларусь и членам Совета Республики удостоверения об их избрании;

Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Полномочия Центральной избирательной комиссии:

Организует проведение выборов, контролирует на территории Республики Беларусь соблюдение законов о выборах, дает разъяснения законодательства;

Осуществляет руководство нижестоящими избирательными комиссиями;

Образует избирательные округа по выборам депутатов Палаты предста­вителей, устанавливает их среднюю численность;

Решает вопросы о порядке участия граждан, находящихся за пределами Республики Беларусь в выборах;

Регистрирует инициативные группы по выдвижению кандидатов в Президенты;

Обеспечивает равные условия предвыборной деятельности;

Определяет порядок использования СМИ;

Составляет и утверждает сметы расходов по проведению выборов;

устанавливает формы бюллетеней и списка избирателей;

Подводит итоги выборов;

Выдает Президенту Республики Беларусь и членам Совета Республики удостоверения об их избрании;

Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.

Полномочия областных, Мингор комиссии по выборам Президента, депутатов местных, по референдуму, по проведению голосования об отзыве депутатов:

Организует проведение выборов на своей территории,

Руководят деятельностью нижестоящих комиссий

Контролируют составление списков избирателей

Распоряжаются ден средствами и контроль за целевым использованием этих средств

Рассматривают жалобы на членов нижестоящих комиссий

Образует отдельные округа по выборам в местные СД;

Подводят итоги выборов в местные СД

Иные полном в соотв с законом

Окружные комиссии:

Организует проведение выборов на территории округа

Руководят деятельностью участковых комиссий

Регистрируют инициативные группы

Регистрируют кандидатов в депутаты

Распоряжаются ден средствами и контроль за целевым использованием этих средств

Иные полном в соотв с законом

Участковые избирательные комиссии:

Обеспечивают соблюдение требований зак-ва о выборах не территории участка

Уточняют и подписывают списки

Знакомят избирателей со списками

Обеспечивают реализацию права досрочного голосования

Обеспечивают подготовку помещений для голосования

Организуют голосование

Подводят подсчет голосов

Иные полном в соотв с законом


47. Порядок образования избирательных округов и избирательных участков в Республике Беларусь. Списки избирателей, их значение и порядок составления.

Образование избирательных округов и организация избирательных участков.

В РБ используется территориальный принцип организации выборов. Выборы проводятся по избирательным округам. В РБ существует 2 вида избирательных округов: единый избирательный округ (составляет всю территорию страны, используется для избрания Президента РБ) и одномандатный избирательный округ (например, для избрания депутатов Палаты Представителей образуется 110 одномандатных избирательных округов).

Избирательные округа образуются при соблюдении следующих требований:

- примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10%

- избирательный округ составляет единую территорию: не допускается создание избирательного округа из территорий, не граничащих между собой.

Избирательные округа по выборам депутатов Палаты представителей избираются центральной комиссией по выборам по представлению областных и Минского городского исполкомов; по выборам в местные Советы депутатов – территориальными избирательными комиссиями по выборам в соответствующие местные Советы депутатов по представлению областных, Минского городского, районных, городских, сельских и поселковых исполкомов.

Для проведения голосования и подсчёта голосов избирателей создаются участки для голосования. Они образуются в районах и городах органами местного управления не позднее, чем за 2 месяца до выборов и из расчёта не мене 20 и не более 3000 избирателей на каждом участке. Избирательные участки могут образовываться в больницах, санаториях, профилакториях, домах отдыха, других стационарно лечебно- профилактических учреждениях, в воинских частях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 2731; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.135 (0.075 с.)