Национальное собрание – представительный и законодательный орган Республики Беларусь: конституционно-правовой статус, функции, срок полномочий, структура, порядок формирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальное собрание – представительный и законодательный орган Республики Беларусь: конституционно-правовой статус, функции, срок полномочий, структура, порядок формирования.



Парламент РБ – национальное собрание является представительным и законодательным органом РБ и состоит из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики.

Палата представителей формируется по мажоритарной избирательной системе по большинству голосов на основе всеобщего свободного равного прямого избирательного права при тайном голосовании и состоит из 110 депутатов.

Функции Палаты представителей:

· рассмотрение проектов законов

· назначение выборов Президента

· одобрение кандидатов, назначаемых Президентом на пост Премьер-министра

· оценка работы правительства

· инициация вотумов недоверия, если это необходимо

Совет Республики является палатой территориального представительства и формируется на основе косвенных выборов. В частности, от каждой области и города Минска на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня тайным голосованием избирается по 8 членов, а еще 8 членов назначается Президентом единолично.

Основная функция Совета Республики – принятие или отклонение проектов законов, одобренных Палатой представителей.

Депутатом Палаты представителей может быть гражданин РБ, достигший 21 года, а членом Совета Республики—30 лет. Причем член Совета Республики должен прожить на территории соответствующей области (г. Минска) не менее 5 лет. Депутат Палаты представителей осуществляет свою деятельность на постоянной основе (профессиональной), если иное не предусмотрено Конституцией, он может быть одновременно членом Правительства, но одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Член Совета Республики не может одновременно входить в состав Правительства, а депутат Палаты представителей — депутатом какого-либо местного Совета депутатов. Депутат Палаты представителей и член Совета Республики не могут совмещать должность с должностью Президента или судьи. Срок полномочий Парламента—4 года.

 


63. Организационно-правовые формы работы Национального собрания Республики Беларусь, его палат. Сессии Парламента. Взаимодействие палат Национального собрания.

Основные организационно-правовые формы работы Парламента:

1. Сессии Палаты представителе и Совета Республики.

2. Деятельность Совета Палат представителей и Президиума Совета Республики.

3. Деятельность постоянных и временных комиссий.

4. Совместные заседания палат Парламента.

5. Парламентские слушания.

6. Деятельность согласительных комиссий.

7. Деятельность депутатских групп.

 

Палаты собираются на 2 очередные сессии в год. 1-ая сессия открывается 2 октября, ее продолжительность не может быть более 80 дней. 2-ая сессия открывается 2 апреля, ее продолжительность не может быть более 90 дней. Если 2 октября или 2 апреля приходятся на нерабочий день, то сессия открывается в первый следующий за ним рабочий день. Палата Представителей, Совет Республики в случае особой необходимости созывается на внеочередную сессию по инициативе Президента РБ, а также по требованию большинства не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Нац.собрания по определенной повестке дня. Внеочередные сессии созываются указами Президента РБ(ст.95 конституции РБ). Сессии палат Нац.собрания проводятся в форме пленарных заседаний палат в порядке, установленном регламентами палат Нац.собрания. пленарные заседания проводятся открыто.

Совместные заседания палат Нац.собрания могут проводиться в случаях:


64. Органы палат Парламента: порядок формирования, компетенция и формы работы.

Палата Представителей(П.П.) избирает из своего состава:

1. Председателя Палаты Представителей,

2. Заместителя Председателя Палаты представителей,

3. Совет Палаты представителей,

4. Постоянные комиссии Палаты представителей,

5. Временные комиссии Палаты представителей,

6. Депутатские группы Палаты представителей.

 

В состав Совета Палаты представителей входят:

- председатель Палаты

- заместитель Председателя Палаты

- председатели постоянных комиссий

- 6 депутатов, избираемых Палатой представителей.

Совет Палаты Представителей является постоянно действующим органом, подотчетным Палате Представителей. В целях организации деятельности Палаты Представителей и ее органов Совет палаты Представителей:

· Организует работу по подготовке сессий

· Принимает решения о внесении проекта повестки дня сессии П.П. на рассмотрение П.П.

· Принимает меры по обеспечению присутствия депутатов П.П. на сессии

· Осуществляет другие функции, предусмотренные Регламентом.

 

Постоянная комиссия – орган, создаваемый для выполнения функций Парламента в межсессионный период. В П.П. образовано 14 постоянных комиссий.

 

Совет Республики(С.Р.) избирает из своего состава:

1. Председателя Совета Республики

2. Заместителя Председателя С.Р.

3. Постоянные комиссии С.Р. (5 штук)

4. Временные комиссии С.Р: создаются из числа членов С.Р. и также могут привлекаться к работе специалисты, не являющиеся членами С.Р. комиссии вправе запрашивать официальные документы, другие материалы, необходимые для их деятельности. По результатам деятельности временная комиссия предоставляет Совету Республики доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана.

Для организации работы С.Р., предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению С.Р., создается Президиум Совета Республики. Этот орган является постоянно действующим органом, подотчетным Совету Республики.


65. Компетенция Палаты представителей и Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.

Палата представителей:

1) рассматривает по предложению Президента либо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом, проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию, о толковании Конституции;

2) рассматривает проекты законов, в том числе об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международных договоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства; о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; о принципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве, материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; об определении порядка решения вопросов административно-территориального устройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве, судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; об объявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толковании законов;

3) назначает выборы Президента;

4) дает согласие Президенту на назначение Премьер-министра;

5) заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу; повторное отклонение палатой программы означает выражение вотума недоверия Правительству;

6) рассматривает по инициативе Премьер-министра вопрос о доверии Правительству;

7) по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству; вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности;

8) принимает отставку Президента;

9) выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления; на основании соответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;

10) отменяет распоряжения Председателя Палаты представителей.

Палата представителей может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.

 

Совет Республики:

1) одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию; о толковании Конституции; проекты иных законов;

2) дает согласие на назначение Президентом Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

3) избирает шесть судей Конституционного Суда;

4) избирает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

5) отменяет решения местных Советов депутатов, не соответствующие законодательству;

6) принимает решение о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;

7) рассматривает выдвинутое Палатой представителей обвинение против Президента в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. При наличии оснований большинством не менее двух третей голосов от полного состава принимает решение о смещении Президента с должности;

8) рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения, военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем в трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Совет Республики может принимать решения по другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.


66. Контрольные полномочия Парламента Республики Беларусь.

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь.(Ч 1 СТ 90 К РБ). Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей и Совета Республики.

 

Главными ф-иями Парламента явл: представительная, законодательная, учредительная, а также функция парламентская контроля. К парламентским функциям относятся также бюджетно-финансовая, функция межпарламентских связей и др..
Парламентский контроль следует рассматривать в качестве правовой формы деятельности, которая выражается в осуществлении проверок в деятельности государственных органов, а также должностных лиц, которые образуются либо выбираются Парламентом. Парламентский контроль осуществляется с целью пресечения и прекращения правонарушений соответствующими организационно-правовыми средствами.
Анализ К РБ позволяет выделить широкий круг контрольных полномочий парламента. Контрольная функция Парламента указана в К РБ только косвенно, с указанием на то, что "Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту РБ и ответственно перед Парламентом". (Ч 2 ст 106 К РБ)


Парламент осуществляет контрольную ф-ию, которая реализуется с помощью различных форм: -дача согласия Палатой Представителей Президенту на назначение премьер-министра (п 4 ст 97), заслушивание Палатой Представителей доклада премьер-министра о программе деятельности Правительства РБ и одобрение или отклонение программы, а в случае повторного отклонения Палатой представителей программы означает выражение вотума недоверия Правительству (п 5 ст 97);

-рассмотрение палатами Парламента временных декретов (ч 3 ст 101);

-импичмент (смещение Президента с должности (п 7 ст 97)); ратификация и денонсация международных договоров (п 2 ст 97);

-вопросы депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства (ч 2 ст 103);

-запросы депутатов Палаты Представителей и членов Совета Республики (ч 3 ст 103); Соответствующими контрольными полномочиями обладает и Совет Республики как ПАЛАТА территориального представительства. Это рассмотрение Советом Республики вопросов о даче согласия на назначение Президентом РБ должностных лиц (П2 ст 98);

· принятие решения о роспуске местного Совета депутатов в случае систематического или грубого нарушения им требований законодательства и в иных случаях, предусмотренных законом (п 6 ст 98);

· особое значение в контрольной функции Парламента имеют парламентские слушания, деятельность комиссий палат Национального Собрания (ч 3 ст 96) и др.

Говоря о контрольной функции Парламента следует помнить, что контроль может считаться завершенным только тогда, когда недостатки будут обнаружены и устранены, а также будут приняты все необходимые меры к их упреждение в будущем.
В заключение следует отметить, что без парламентского контроля невозможно строительство демократического, социального и правового государства, а контроль за деятельностью исполнительной власти становится обязательным условием устойчивости конституционного строя.


67. Взаимодействие Президента и Парламента в Республике Беларусь. Основания и порядок досрочного прекращения полномочий палат Парламента Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов.

Президент Республики Беларусь:

1) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату

представителей, Совет Республики;

2) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных

Конституцией;

3) с согласия Палаты представителей назначает на должность

Премьер-министра

4) с согласия Совета Республики назначает на должность

Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда,

Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;

5) с согласия Совета Республики назначает на должность судей

Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя

Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских

референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов

Правления Национального банка;

6) обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые

заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и

Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его

органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

5) подписывает законы; имеет право в порядке, установленном

Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими

возражениями в Палату представителей;

Выборы Президента назначаются Палатой представителей.

Президент может в любое время подать в отставку.

Отставка Президента принимается Палатой представителей.

 

Решение о досрочном освобождении Президента принимается большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и большинством не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики на основании заключения специально создаваемой палатами комиссии.

Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом РБ.

 

Внеочередные сессии созываются указами Президента.

Палата представителей осуществляет следующие функции:

. назначает выборы Президента (п.3);

. даёт согласие Президенту на назначение Премьер - министра

(п.4);

. принимает отставку Президента (п. 8);

. выдвигает большинством голосов от полного состава Палаты

представителей обвинение против Президента в совершении

государственной измены или иного тяжкого преступления; на

основании соответствующего решения Совета Республики принимает

большинством не менее 2/3 голосов от полного состава решение о

смешении Президента с должности (п.9);

 

 

Полномочия Совета республики

1. Дает согласие на назначение Президентом Председателя Палаты

Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя

и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по

выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора,

Председателя и членов Правления Национального банка;

2. Рассматривает указы Президента о введении чрезвычайного положения,

военного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее, чем

трехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение.

Правом законодательной инициативы в РБ обладает Президент, депутаты

Палаты представителей, члены Совета Республики и граждан Республики

Беларусь обладающие избирательным правом, в количестве не менее 50 тысяч

человек.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный

Советом Республики представляется в десятидневный срок

Президенту на подпись. Если Президент согласен с текстом закона, он его

подписывает. Если Президент не возвращает какой-либо закон на протяжении

двух недель после того, как он был ему представлен, закон считается

подписанным.

При несогласии с текстом закона Президент возвращает его со своими

возражениями в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с

возражениями Президента не позднее тридцати дней.

 

 

Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены при

отказе в доверии Правительству, выражении вотума недоверия Правительству

либо двукратном отказе в даче согласия на назначение Премьер-министра.

Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могут быть

также досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда в

случае систематического или грубого нарушения палатами Парламента

Конституции.

Решения по этим вопросам Президент принимает не позднее чем в

двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат.

Палаты не могут быть распущены в период чрезвычайного или военного

положения, в последние шесть месяцев полномочий Президента, в период

решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с

должности.

Не допускается роспуск палат в течение года со дня их первых

заседаний.


68. Акты Парламента Республики Беларусь: понятие, виды, порядок принятия и вступления в силу. Классификация законов.

Палата представителей принимает решения в форме законов и постановлений по вопросам и в порядке, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и Регламентом Палаты представителей Национального собрания.

Постановления Палаты представителей принимаются по вопросам распорядительного и контрольного характера.

Совет Республики принимает решения в форме постановлений по вопросам и в порядке, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом и Регламентом Совета Республики Национального собрания.

Решения палат Национального собрания считаются принятыми при условии, что за них проголосовало большинство от полного состава палат Национального собрания, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь, частями пятой — седьмой настоящей статьи.

Большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания принимаются:

-Конституция Республики Беларусь;

-законы о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь;

-законы о введении в действие законов о внесении изменений и (или) дополнений в Конституцию Республики Беларусь;

-законы о толковании Конституции Республики Беларусь;

-законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь (программные законы);

-законы, возвращенные Президентом Республики Беларусь со своими возражениями для повторного рассмотрения и голосования, в случае преодоления этих возражений;

-законы о внесении изменений и (или) дополнений в закон, отдельные положения которого возвращены Президентом Республики Беларусь со своими возражениями для повторного рассмотрения и голосования, в случае преодоления этих возражений.

 

Палата представителей по требованию Президента Республики Беларусь либо по его поручению — Правительства Республики Беларусь принимает большинством не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей законы, по которым согласительными комиссиями, созданными палатами Национального собрания, не приняты согласованные тексты проектов законов.

Большинством не менее двух третей голосов от полного состава каждой из палат Национального собрания принимаются также решения:

-о досрочном освобождении от должности Президента Республики Беларусь;

-о смещении с должности Президента Республики Беларусь;

-об отмене временных декретов Президента Республики Беларусь, имеющих силу закона.


69. Законодательный процесс и его стадии в Республике Беларусь.

Законодательный процесс

Законодательный процесс- это последовательное прохождение в Парламенте следующих стадий:

1. Законодательная инициатива;

2. Внесение законопроектов или их разработка неизменными комиссиями Парламента;

3. дискуссия законопроекта в Парламенте;

4. Принятие законодательных актов;

5. Официальное опубликование и вступление в силу законодательноых актов.

1.Законодательная инициатива

Согласно К. Республики Беларусь право законодательной инициативы принадлежит:

• Президенту;

• депутатам Палаты представителей;

• Совету Республики;

• Правительству;

• гражданам, владеющим избирательным правом в количестве не менее 50 тыщ человек и реализуется в палате представителей.

Также нужно отметить, что законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание либо увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей только с согласия Президента или по его поручению - Правительства.

2.Внесение законопроектов или их разработка неизменными комиссиями Парламента

Тот государственный орган или группа людей, которая внесла предложение о необходимости принятия нового закона или внесения конфигураций и дополнений в уже работающий закон, они же и дают проект данного закона либо поправок в закон. Но основную работу по разработке законопроекта выполняет определенная неизменная комиссия Парламента, которая правомочна, для данной цели, приглашать профессионалов не лишь в области права, но и профессионалов других отраслей публичной жизни.

3.дискуссия законопроекта в Парламенте

 

В согласовании с Конституцией Республики Беларусь сначала законопроект подлежит рассмотрению в нижней палате Парламента, т.Е. Палате представителей. Рассмотрение законопроекта в нижней палате происходит по усмотрению самих парламентариев или постатейно, или по разделам, или целиком.

При наличии возражений на законопроект, он по решению депутатов возвращается в подобающую постоянную комиссию на доработку. Это дозволяет говорить о так называемом первом и втором чтении закона. Потом доработанный неизменной комиссией законопроект возвращается в Палату

Представителей для второго чтения. Второе чтение опять же по усмотрению парламентариев может быть постатейным, по разделам или целиком.

Законопроект принимается Палатой представителей обычным большинством голосов от её полного состава. (56 Голосов депутатов Палаты представителей).

После принятия законопроекта нижней палатой Парламента, он передается на рассмотрение в верхнюю палату Парламента, Совет Республики, в течение пяти дней, который обязан разглядеть законопроект в течение не более чем двадцати дней, если другое не предусмотрено Конституцией. Если за законопроект проголосовало большая часть от полного состава Совета Республики (33 члена Совета Республики), или если в течение двадцати дней, а при объявлении законопроекта срочным - десяти дней со дня внесения он не был рассмотрен нижней палатой Парламента, закон считается одобренным.

Если Совет Республики одобряет законопроект, то законопроект становится законом. В случае если Совет Республики отклоняет законопроект, то создается согласительная комиссия на паритетной базе из состава обеих палат, которая обязана выработать согласованный текст, преодолевающий разногласия меж палатами. Текст этого законопроекта, выработанный согласительной комиссией, представляется на одобрение обеих палат.

Если комиссия не смогла выполнить свою задачку, то Президент или по его поручению Правительство направляют законопроект в Палату представителей, которая обязана принять окончательное решение, но уже двумя третьими от полного состава нижней палаты (75 голосов депутатов).

4.Принятие закона

Законопроект становится законом, за исключением случаев предусмотренных Конституцией, после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики. После всего произнесенного, закон передается в десятидневный срок Президенту, который обязан разглядеть его в течение двух недель с момента получения. Президент его подписывает, если он согласен с текстом закона. Если по истечении двух недель Президент не возвратил закон в Парламент, то закон считается подписанным. В случае не подписания Президентом закона, он обязан в течение четырнадцати дней с момента представления ему закона, возвратить его в Палату представителей со своими возражениями, которая обязана разглядеть закон с возражениями

Президента не позже тридцати дней и принять решение квалифицированным большинством голосов от собственного полного состава. Потом повторно рассмотренный закон в течение пяти дней направляется Совету Республики, который обязан разглядеть его повторно не позже двадцати дней. Закон считается принятым, если он одобрен квалифицированным большинством голосов от полного состава Совета Республики (43 члена Совета Республики). потом закон направляется вторично на подпись Президенту, который обязан разглядеть его в десятидневный срок. В не зависимости от того будет либо нет, в этот срок, закон подписан Президентом, он вступает в юридическую силу. Если закон не мог быть возвращен в Парламент в связи с окончанием сессии, то он не считается подписанным и не вступает в силу. В таком же порядке палатами рассматриваются возражения Президента на отдельные положения закона, которые возвращаются для повторного голосования. В этом случае до вынесения соответствующего решения Палатой представителей и

Советом Республики закон подписывается Президентом и вступает в силу, за исключением тех положений, относительно которых имеются возражения

Президента. Заседания палат являются открытыми. Если этого требуют интересы страны, палаты могут принять решение большинством голосов от их полного состава о проведении закрытого заседания. Президент, его представители, Премьер-министр и члены Правительства могут выступать вне очереди записавшихся для выступления столько раз, сколько они этого требуют во время заседаний (в том числе и закрытых). Также нужно отметить, что для вопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответов Правительства резервируется одно заседание в месяц. №

№ Конституция Республики Беларусь 1994г. (С переменами и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме от 24 ноября 1996г).Статья

103(стр.79)

 

5.Официальное опубликование и вступление в силу законодательных актов

Порядок официального опубликования законодательных актов

Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь подлежат официальному опубликованию. Под официальным опубликованием понимается доведение их до всеобщего сведения методом воспроизводства текста законов и декретов в издании государственного реестра правовых актов республики Беларусь.

Официальное опубликование законов и декретов осуществляется на том государственном языке, на котором они приняты. Датой официального опубликования считается день выхода в свет официального издания, в котором помещен текст декрета либо закона. Не подлежат опубликованию законодательные акты либо их отдельные положения, содержащие государственные секреты либо другие охраняемые законодательством Республики Беларусь сведения, если другое не предусмотрено законодательством Республики Беларусь.№

В случае разновременного опубликования законодательного акта в нескольких официальных изданиях дата официального опубликования законодательного акта и срок вступления его в силу определяется по дате начального опубликования.

Законодательные акты публикуются с указанием их обязательных реквизитов: наименование органа, принявшего законодательный акт, вида этого законодательного акта, даты его принятия (издания), порядкового номера и наименования.

Официальное опубликование законодательных актов в неполном изложении не допускается, за исключением случаев опубликования законодательных актов, содержащих отдельные положения, не подлежащие опубликованию.

 

 


70. Правовой статус депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь. Основные гарантии депутатской деятельности.

Правовой статус парламентариев складывается из их прав, обязанностей, ответственности и гарантий их деятельности (Конституция (К) РБ, Закон от 4.11.1998г №196-3 «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Нац. собрания РБ»).

Депутатом Ппр является свободно избранный народом представитель, уполномоченный осущ-ть законодательную власть в Ппр, представлять своих избирателей в гос. органах, осущ-ть иные полномочия, предусм-е К-й и Законом. Членом Совр является лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями по осущ-нию законод. власти в Совр, иными полномочиями, предусм-ми К-й и Законом.

К. РБ и текущее зак-во прямо не закрепляет х-р деп. мандата. Но исходя из ряда положений бел. зак-ва, видно, что мандат бел. депутат императивный:

1. положение об отзыве депутата (ст.72 К, разделы 8, 9 Изб. кодекса)

2. депутат Ппр ответственен перед избирателями и им подотчетен; обязан периодически, но не менее 1р в год или по требованию не менее 300 избирателей, проживающих на территории данного изб. округа, отчитываться перед избирателями округа о своей работе, ходе выполнения предвыборной проги (ст.26 Закона)

Депутат Ппр осущ-ет свои полномочия в Парламенте на проф. основе, если иное не предусмотрено К. Член Совр – на проф основе либо без отрыва от производственной или служебной деятельности. Он освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту осн. работы на время осущ-ния им своих полномочий. Депутат Ппр, член Совр, осущ-щие свои полномочия на проф. основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Осн. права парламентария:

1. право законодательной инициативы

2. право обратиться с запросом к гос. органам или ДЛ (должностным лицам)

3. право обратиться с вопросом в устной или письменной форме к Правительству

4. право обратиться к ДЛ гос. органов, органов общ. объединений, учреждений, орг-ций и предприятий независимо от форм собственности и подсинения по вопросам, связанным с их парл. деятельностью, и принимать участие в рассмотрении поставленных вопросов

5. право высказывать предложения и замечания, выносить их на сессии Парламента

6. право на внеочередной прием ДЛми, право доступа в учреждения, орг-ции, на предприятия

7. право участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях органов местного упр-ия и самоупр-ия

8. право принимать участие в проверках работы гос. органов, органов общ. объединений, учреждений, орг-ций и предприятий, проводимых органами гос. контроля и др. права.

Осн. обязанности парламентария:

1. обязаны присутствовать на заседаниях и принимать участие в работе палат и их органов, в состав которых они избраны

2. обязаны входить в состав одной из постоянных комиссии

3. обязаны рассмотреть полученные ими предложения, заявления и жалобы граждан

4. обязаны поддерживать постоянную связь со своими избирателями

5. обязаны добросовестно исполнять поручения палаты и ее органов

Депутатская неприкосновенность в течение всего срока их полномочий является одной из гарантий деятельности парламентариев (ст.102 К). Депутат Ппр, член Совр пользуются неприкосновенностью при выражении своих мнений и осуществлении своих полномочий (т.н. парламентский импичмент – в т.ч. денежное вознаграждение парламентариев). Это не относится к обвинению их в клевете и оскорблении. Они м.б. арестованы, иным образом лишены личной свободы лишь с предварительного согласия соотв. палаты, за искл. случаев совершения гос. измены или иного тяжкого преступления, а также задержания на месте совершения преступления. Неприкосновенность парламентария распространяется также на их жилое, служебное помещения, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые ими средства связи и на принадлежащие им документы. В течение срока своих полномочий депутаты Ппр, члены Совр не м.б. подвергнуты обыску, личному досмотру, за искл. случаев, когда это предусмотрено действующим зак-вом.

Уголовное дело в отношении депутата Ппр, члена Совр м.б. возбуждено только Ген. прокурором РБ или лицом, исполняющим его обязанности, с предварительного согласия соотв. палаты и рассматривается Верховным Судом РБ. Вопрос о лишении депутата Ппр, члена Совр неприкосновенности решается соотв. палатой по представлению Ген. прокурора РБ.

Запомни!!!!!! Если пьяного депутата задержат на улице в пьяном состоянии и он в хулиганит– доставят его в милицию и установят, что он депутат!!!!! То его должны отпустить – и ему за это ничего не будет!!!


71. Формы деятельности депутатов Палаты Представителей и членов Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь.

Источник: Ясинская-Казаченко (стр. 254-259).

В ст. 1ч1 Закона от 4 ноября 1998 г. «О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь» определены формы деятельности депутата Палаты представителей, члена Совета Республики. Ими являются:

1) Участие соответственно в заседаниях Палаты представителей (Пп), Совета Республики (СР), совместных заседаниях палат; участие в работе постоянных и согласительных комиссий и иных органов палат; участие в выполнении поручений Палаты представителей, Совета Республики и их органов; участие в парламентских слушаниях;

2) Запрос депутата Пп, члена СР;

3) Вопросы депутата Пп, члена СР к Правительству;

4) Обращение депутата Пп, члена СР;

5) Участие в установленном порядке в проверках работы государственных органов, органов в общественных объединений, учреждений, организаций и предприятий;

6) Участие в работе депутатских групп, объединений, ассоциаций и клубов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.14 (0.136 с.)