Конституционные основы народовластия в РБ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные основы народовластия в РБ



РБ – демократическое социальное правовое государство (ст. 1) Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении:

1) народовластия;

2) разделения властей;

3) многообразия политических институтов;

4) экономической деятельности в интересах человека и общества; направления и координации государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Народовластие в Беларуси существует в двух формах:

Непосредственной = форма прямого осуществления власти народом. В РБ: выборы Президента, депутатов Палаты Представителей, местных Советов депутатов, референдум, участие в республиканских и местных собраниях, народную законодательную инициативу и т.д.

Представительной = осуществление власти народом через выборных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Выборное представительство образуют: президент, Национальное собрание РБ, местные советы депутатов.

Механизм осуществления народовластия в РБ

1. Фундаментом политического и государственного устройства РБ выступает народовластие. Народовластие в своем высшем проявлении –власть самого народа. Важнейшие вопросы не только политической, но и экономической жизни страны решаются всенародно – путем выборов, референдумов и всебелорусских собраний, а также с участием народно избранных представителей.

Статья 3 Конституции, которая провозглашает народ единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в РБ, существенно расширила поле влияния граждан и их представителей в органах власти на процесс принятия важных государственных решений.

2.Принцип разделения властей является одной из гарантий реализации всех прав и свобод человека. Каждая ветвь власти в пределах своих полномочий независима и самостоятельна, что является необходимым условием построения правового демократического государства. Будучи разделенными, власти должны дополнять друг друга, образуя единый «политический механизм». Решению этой проблемы служит система сдержек и противовесов, т.е. каждая ветвь власти, самостоятельно решая государственные задачи, своими правовыми средствами уравновешивает другие, предотвращая возможность концентрации полномочий верховной власти каким-либо одним органом.

3. «демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов…». Ст. 4

Одно из проявлений непосредственной демократии – важнейшее конституционное право граждан на обращение в государственные органы, в обязанность которых входит рассмотрение обращения и ответ по существу в определенный законом срок.

4.Экономический суверенитет, незыблемые устои народовластия гарантируются:

1. развитым производственным и научно-техническим потенциалом, наличием национальной банковской системы, денежной единицы, проведением единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики;

2., собственной моделью социально-экономического развития, которая характеризуется сильной государственной властью, рациональным сочетанием государственной, частной и других форм собственности, прагматическим подходом к приватизации.

Важнейшую роль в обеспечении экономической основы народовластия играет конституционное закрепление положения: «Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства» (ст. 13). Этот и другие факты также не могут не находить отражения в проводимой государством экономической политике.

 


17. Республика Беларусь - правовое государство

В ст. 1 Конституции прямо указано, что Республика Беларусь – правовое государство.

Признаки правового государства:

1. Признание прав и свобод человека.

2. Верховенство (господство) права.

3. Разделение властей.

1. В правовом государстве права и свободы человека рассматриваются высшей ценностью. На их обеспечение направлено действие целого ряда статей Конституции РБ (ст. 2, 59 и др.), в том числе и тех, которые посвящены конкретным правам и свободам.

Ориентиром в области прав и свобод являются современные международные стандарты в этой области, содержащиеся в важнейших международных документах: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод.

Права и свободы могут быть ограничены лишь в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией. Так в ст. 23 предусмотрено, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в прямо предусмотренных Конституцией целях: в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Права и свободы человека являются ограничителем государственной власти, они являются противовесом государственной власти в направлении ее ограничения.

Приоритет прав и свобод человека предполагает не только ответственность государства, но и человека за ненадлежащее использование им своих прав и свобод.

В правовом государстве обеспечивается равенство всех перед законом и судом. Недопустима какая-либо дискриминация по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, месту жительства, убеждений и других обязательств.

Для правового государства характерна свобода личности: дозволено все, что не запрещено законом.

2. Важным условием верховенства права является его соответствие с точки зрения содержания общепризнанным принципам и нормам международного права. Господство права означает также связанность государства и его органов с правовыми нормами. Связанность государства с правом означает предсказуемость его действий. Принятым нормам должны подчиняться все органы, в том числе и те органы, которые их издали. Общим правилом должно быть соблюдение правовых правил, сформулированных в актах законодательства, с учетом их иерархии.

Высшей юридической силой обладает Конституция. Именно на основе и во исполнение демократической Конституции должна развиваться правовая система.

3. Отличным признаком правового государства является разделение власти, внедрение оптимальной системы сдержек и противовесов, которые обеспечивают эффективную работу государственно-правового механизма, позволяют удерживать ветви единой государственной власти во взаимодействии и взаимном сдерживании. В ст. 6 Конституции закреплено, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Таким образом, правовое государство – такой тип государства, в котором существует конституционный строй, т.е. принята и действует демократическая Конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом), действует принцип разделения и взаимодействия властей. Для правового государства характерно самоограничение правовыми нормами. В правовом государстве утверждается не только принцип разделения властей, но и независимость суда при отправлении правосудия, защита граждан от неправомерных посягательств.

.
18. Республика Беларусь - социальное государство.

РБ как соц.государство.

Соц.государство – гос-во, которое служит обществу и отдельному человеку, стремится минимизировать соц.различия.

Впервые такое определение –в К 1994 года. Были споры, ибо отождествлялись понятия социальное и социалистическое.

Признаки соц.государства:

1. Оно ответственно за сущ-е общества

2. В нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом

3. Это гос-во, кот помогает человеку, обеспечивает его достойное сущ-е

1 из главных характеристик прав.гос-ва – гарантированность каждому достойного прожиточного минимума = К. РБ ч.2 ст.23 + Закон от 6 января 1999г. «О прожиточном минимуме в РБ» + постановление СовМина от 11 августа 1999г. «О мерах по соц.защите малообеспеченных граждан». В последнем критерий для оказания помощи = невозможность по объективным причинам получения среднегодового дохода выше утвержденного бюджета прожиточного минимума гражданами из числа:

ü Инвалидов 1 и 2 групп

ü Одиноко проживающих пенсионеров

ü Многодетных и неполных семей

ü Трудоспособных граждан, осуществляющих уход за инвалидами 1 группы либо за лицами, достигшими 80-летнего возраста, нуждающимися по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий или врач.-консультативных комиссий в пост.посторонней помощи + осуществляющими уход за детьми-инвалидами до 18 лет

ü Безработных граждан, состоящих на учете в гос.службе занятости и соблюдающих обязанности безработных, предусмотренные зак-вом о занятости.

Соц. гос-во должно реализовывать:

1) Право на охрану здоровья, в том числе в местах лишения свободы.

2) Право на безопасный труд, свобода труда (можно и не работать) – ст.41 К.РБ.

3) Право на защиту своей жизни и здоровья, безопасное развитие личности: в условиях нац.согласия, отсутствия насилия на религиозной, расовой, соц. или иной почве.

4) Право собственности. Отчуждение возможно лишь в 2х случаях:

· По мотивам общ.необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, с компенсацией (прим.-снос домов для строительства дороги)

· Согласно постановлению суда в связи с совершением уголовно наказуемого деяния – по УК РБ

5) Соц.равенство. Перед законом (ст.22 К), между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст. 13, 14, 41), помощь ветеранам, молодёжи, семьям, имеющим детей (ст.32. 47) и др. Система соц обеспечения должна быть адекватной, ибо в противном случае ущемляются права тех, за счет кого оно осуществляется.

6) Гос-во должно устранять несправедливость, издержки перехода к рыночным отношениям, иначе – коррупция, концентрация собственности у узкого круга людей, неоснованное обогащение одних за счет других.

Соц.защита гос-вом не должна носить стихийный, вспомогательный хаотичный х-р. Велика здесь роль права. Но для гос-ва характерен баланс интересов человека, общества и гос-ва, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и др.соц.регуляторами.


19. Республика Беларусь - светское государство.

РБ как светское государство

Светское гос-во = гос-во, в котором никакая религия не устанавливается в качестве обязательной и где обеспечивается свобода вероисповедания.

Ст.16 К: религии и вероисповедания равны перед законом

Ст.4 К: идеология религ.объединений не может устанавливаться в качестве обязательной.

Ст 31 К: свобода совести и вероисповедания

+ Закон от 17 декабря 1992 г. «2054 ХИ «О свободе совести и религ.организациях» в ред.Закона от 31 окт.2002г. с изменениями и дополнениями

Особенности светского гос-ва:

v Принадлежность к той или иной религии не влияет на статус человека, занятие им той или иной должности в гос-ве;

v Гос-во не регулирует отношение граждан к религии;

v Гос-во не вмешивается в деятельность церкви, за исключением, когда религ.организациями нарушается зак-во;

v Религ.организации не вправе осущ-ть юр.функции (регистрировать или расторгать брак);

v Религ.организации не вмешиваются в деятельность гос.и полит.организаций. В местах богослужений не допускается использование гос.символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и др.мероприятий полит.х-ра+выступления, призывы, оскорбляющие представителей органов ГУ, должностных лиц или отдельных граждан;

v Нац.система образования в РБ носит светский х-р и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии (ст.9 Закона)

Деятельность религ.организаций прекращается если:

§ Нарушаются статьи 3, 7 и 19 Закона

§ Соединение их обрядовой или проповеднической деятельности с посягательством на жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности

§ Систематич.нарушение установленных законодательством порядка проведения публичных религ.действий

§ Принуждение граждан к неисполнению своих конст.обязанностей или совершения действий, сопровождающихся грубым нарушением общ.порядка либо посягательством на права и имущество гос, общ., религ.организаций.

В собственности религ.организаций могут находиться здания, предметы культа, объекты производственного, соц. и благотворительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности. Разрешена религ.литература. Предусмотрены праздничные нерабочие дни на некоторые праздники религ.х-ра (Указом Президента от 26 марта 1998г.№ 157 с последующими изменениями).

Влияние религии на развитие гос-ва и общества существенно. Так, в принятом Архиерейским Собором док-те об Основах соц.концепции Русской Православной церкви – принципы взимодействия церкви, общества и гос-ва. Многие идеи стоило бы закрепить и в зак-ве. Например:

Ø О взаимном уважении гос-ва и церкви

Ø О сферах, где церковь не может сотрудничать с гос-вом

Ø О собственности религ. Организаций, основа которой – пожертвования, что должно исключать налогообложение гос-ва в этой сфере

Ø О смертной казни

Ø Об абортах, которые возможны лишь тогда, когда существует прямая угроза жизни матери

Ø О недопустимости клонирования человека

Ø О нравственной ответственности журналиство и СМИ за пропаганду пороков и эксплуатацию чел.инстинктов.

Наряду со светскими (РБ) существуют клерикальные (с гос.религией - Великобритания), теократические (Иран, Саудовская Аравия) и атеистические (СССР в 20-30е годы) гос-ва.

До мая 2006г. контроль за религ.организациями – у Комитета по делам религий и национальностей при СовМине РБ, сегодня это Уполномоченный по делам религий и национальностей


20. Конституционные основы экономической системы общества как элемента конституционного строя Республики Беларусь. Характеристика конституционных форм собственности.

Экономическая система — совокупность всех эк.отношений, исторически обусловленных характером собственности, существу.щей в государстве. К ним относятся отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Гос-во осуществляет регулирование эк.деят-сть в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию гос.и частной эк.деят-ти

Гос-во гарантирует всем равные возможности свободно использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом эк.деят-ти.

Принципы эк.сист.:

· Равноправие всех видов и форм собственности; равная защита и равные условия для их развития

· Свобода предпринимательской деятельности

· Регулирование эк.деят-ти гос-ва осущ-ся в интересах человека и общества

· Наличие у гос-ва права исключительной собственности на особо важные объекты

· Возможность установления монополии гос-ва на отдельные виды деят-ти

· Гарантированность трудящимся права управлять предприятиями, организациями, учреждениями

· Планирование эк.деятельности

· Конкуренция в производстве и реализации продукции

· Инициативность в эк.деятельности

· Единство эк.пространства

· Свободное перемещение товаров, услуг, и финансовых средств

 

Конституционные основы экономической системы общества как элемента конституционного строя РБ закреплены в основном в статьях 13 и 44 К РБ. Ключевыми элементами эк.системы являются собственность, свобода эк.деят-ти, общественно полезный труд.

Согласно ч.1 ст. 13 К РБ собственность в Респ. может быть государственной и частной.

Соц. характер РБ проявляется в том, что в соотв.с частью пятой ст. 13 К государство призвано осуществлять регулирование эк.деят-ти в интересах человека и общества, обеспечивать направление и координацию гос.и частной эк.деят-ти в соц.целях

Что касается общ.полезного труда, то согласно статье 41 К РБ гражданам РБ гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, проф.подготовкой и с учетом общ.потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Гос-во создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общ.потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Граждане имеют право на защиту своих эк. и соц.интересов, включая право на объединение в проф.союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.

Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.

Гос-во также гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения соц.-эк.уровня жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1472; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.034 с.)