Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституционные основы народовластия в РБСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
РБ – демократическое социальное правовое государство (ст. 1) Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении: 1) народовластия; 2) разделения властей; 3) многообразия политических институтов; 4) экономической деятельности в интересах человека и общества; направления и координации государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. Народовластие в Беларуси существует в двух формах: Непосредственной = форма прямого осуществления власти народом. В РБ: выборы Президента, депутатов Палаты Представителей, местных Советов депутатов, референдум, участие в республиканских и местных собраниях, народную законодательную инициативу и т.д. Представительной = осуществление власти народом через выборных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Выборное представительство образуют: президент, Национальное собрание РБ, местные советы депутатов. Механизм осуществления народовластия в РБ 1. Фундаментом политического и государственного устройства РБ выступает народовластие. Народовластие в своем высшем проявлении –власть самого народа. Важнейшие вопросы не только политической, но и экономической жизни страны решаются всенародно – путем выборов, референдумов и всебелорусских собраний, а также с участием народно избранных представителей. Статья 3 Конституции, которая провозглашает народ единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в РБ, существенно расширила поле влияния граждан и их представителей в органах власти на процесс принятия важных государственных решений. 2.Принцип разделения властей является одной из гарантий реализации всех прав и свобод человека. Каждая ветвь власти в пределах своих полномочий независима и самостоятельна, что является необходимым условием построения правового демократического государства. Будучи разделенными, власти должны дополнять друг друга, образуя единый «политический механизм». Решению этой проблемы служит система сдержек и противовесов, т.е. каждая ветвь власти, самостоятельно решая государственные задачи, своими правовыми средствами уравновешивает другие, предотвращая возможность концентрации полномочий верховной власти каким-либо одним органом. 3. «демократия в РБ осуществляется на основе многообразия политических институтов…». Ст. 4 Одно из проявлений непосредственной демократии – важнейшее конституционное право граждан на обращение в государственные органы, в обязанность которых входит рассмотрение обращения и ответ по существу в определенный законом срок. 4.Экономический суверенитет, незыблемые устои народовластия гарантируются: 1. развитым производственным и научно-техническим потенциалом, наличием национальной банковской системы, денежной единицы, проведением единой бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и валютной политики; 2., собственной моделью социально-экономического развития, которая характеризуется сильной государственной властью, рациональным сочетанием государственной, частной и других форм собственности, прагматическим подходом к приватизации. Важнейшую роль в обеспечении экономической основы народовластия играет конституционное закрепление положения: «Недра, воды, леса составляют исключительную собственность государства. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в собственности государства» (ст. 13). Этот и другие факты также не могут не находить отражения в проводимой государством экономической политике.
В ст. 1 Конституции прямо указано, что Республика Беларусь – правовое государство. Признаки правового государства: 1. Признание прав и свобод человека. 2. Верховенство (господство) права. 3. Разделение властей. 1. В правовом государстве права и свободы человека рассматриваются высшей ценностью. На их обеспечение направлено действие целого ряда статей Конституции РБ (ст. 2, 59 и др.), в том числе и тех, которые посвящены конкретным правам и свободам. Ориентиром в области прав и свобод являются современные международные стандарты в этой области, содержащиеся в важнейших международных документах: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Права и свободы могут быть ограничены лишь в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией. Так в ст. 23 предусмотрено, что ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в прямо предусмотренных Конституцией целях: в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц. Права и свободы человека являются ограничителем государственной власти, они являются противовесом государственной власти в направлении ее ограничения. Приоритет прав и свобод человека предполагает не только ответственность государства, но и человека за ненадлежащее использование им своих прав и свобод. В правовом государстве обеспечивается равенство всех перед законом и судом. Недопустима какая-либо дискриминация по признаку пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, месту жительства, убеждений и других обязательств. Для правового государства характерна свобода личности: дозволено все, что не запрещено законом. 2. Важным условием верховенства права является его соответствие с точки зрения содержания общепризнанным принципам и нормам международного права. Господство права означает также связанность государства и его органов с правовыми нормами. Связанность государства с правом означает предсказуемость его действий. Принятым нормам должны подчиняться все органы, в том числе и те органы, которые их издали. Общим правилом должно быть соблюдение правовых правил, сформулированных в актах законодательства, с учетом их иерархии. Высшей юридической силой обладает Конституция. Именно на основе и во исполнение демократической Конституции должна развиваться правовая система. 3. Отличным признаком правового государства является разделение власти, внедрение оптимальной системы сдержек и противовесов, которые обеспечивают эффективную работу государственно-правового механизма, позволяют удерживать ветви единой государственной власти во взаимодействии и взаимном сдерживании. В ст. 6 Конституции закреплено, что государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Таким образом, правовое государство – такой тип государства, в котором существует конституционный строй, т.е. принята и действует демократическая Конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом), действует принцип разделения и взаимодействия властей. Для правового государства характерно самоограничение правовыми нормами. В правовом государстве утверждается не только принцип разделения властей, но и независимость суда при отправлении правосудия, защита граждан от неправомерных посягательств. . РБ как соц.государство. Соц.государство – гос-во, которое служит обществу и отдельному человеку, стремится минимизировать соц.различия. Впервые такое определение –в К 1994 года. Были споры, ибо отождествлялись понятия социальное и социалистическое. Признаки соц.государства: 1. Оно ответственно за сущ-е общества 2. В нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом 3. Это гос-во, кот помогает человеку, обеспечивает его достойное сущ-е 1 из главных характеристик прав.гос-ва – гарантированность каждому достойного прожиточного минимума = К. РБ ч.2 ст.23 + Закон от 6 января 1999г. «О прожиточном минимуме в РБ» + постановление СовМина от 11 августа 1999г. «О мерах по соц.защите малообеспеченных граждан». В последнем критерий для оказания помощи = невозможность по объективным причинам получения среднегодового дохода выше утвержденного бюджета прожиточного минимума гражданами из числа: ü Инвалидов 1 и 2 групп ü Одиноко проживающих пенсионеров ü Многодетных и неполных семей ü Трудоспособных граждан, осуществляющих уход за инвалидами 1 группы либо за лицами, достигшими 80-летнего возраста, нуждающимися по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий или врач.-консультативных комиссий в пост.посторонней помощи + осуществляющими уход за детьми-инвалидами до 18 лет ü Безработных граждан, состоящих на учете в гос.службе занятости и соблюдающих обязанности безработных, предусмотренные зак-вом о занятости. Соц. гос-во должно реализовывать: 1) Право на охрану здоровья, в том числе в местах лишения свободы. 2) Право на безопасный труд, свобода труда (можно и не работать) – ст.41 К.РБ. 3) Право на защиту своей жизни и здоровья, безопасное развитие личности: в условиях нац.согласия, отсутствия насилия на религиозной, расовой, соц. или иной почве. 4) Право собственности. Отчуждение возможно лишь в 2х случаях: · По мотивам общ.необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, с компенсацией (прим.-снос домов для строительства дороги) · Согласно постановлению суда в связи с совершением уголовно наказуемого деяния – по УК РБ 5) Соц.равенство. Перед законом (ст.22 К), между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст. 13, 14, 41), помощь ветеранам, молодёжи, семьям, имеющим детей (ст.32. 47) и др. Система соц обеспечения должна быть адекватной, ибо в противном случае ущемляются права тех, за счет кого оно осуществляется. 6) Гос-во должно устранять несправедливость, издержки перехода к рыночным отношениям, иначе – коррупция, концентрация собственности у узкого круга людей, неоснованное обогащение одних за счет других. Соц.защита гос-вом не должна носить стихийный, вспомогательный хаотичный х-р. Велика здесь роль права. Но для гос-ва характерен баланс интересов человека, общества и гос-ва, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и др.соц.регуляторами.
РБ как светское государство Светское гос-во = гос-во, в котором никакая религия не устанавливается в качестве обязательной и где обеспечивается свобода вероисповедания. Ст.16 К: религии и вероисповедания равны перед законом Ст.4 К: идеология религ.объединений не может устанавливаться в качестве обязательной. Ст 31 К: свобода совести и вероисповедания + Закон от 17 декабря 1992 г. «2054 ХИ «О свободе совести и религ.организациях» в ред.Закона от 31 окт.2002г. с изменениями и дополнениями Особенности светского гос-ва: v Принадлежность к той или иной религии не влияет на статус человека, занятие им той или иной должности в гос-ве; v Гос-во не регулирует отношение граждан к религии; v Гос-во не вмешивается в деятельность церкви, за исключением, когда религ.организациями нарушается зак-во; v Религ.организации не вправе осущ-ть юр.функции (регистрировать или расторгать брак); v Религ.организации не вмешиваются в деятельность гос.и полит.организаций. В местах богослужений не допускается использование гос.символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и др.мероприятий полит.х-ра+выступления, призывы, оскорбляющие представителей органов ГУ, должностных лиц или отдельных граждан; v Нац.система образования в РБ носит светский х-р и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии (ст.9 Закона) Деятельность религ.организаций прекращается если: § Нарушаются статьи 3, 7 и 19 Закона § Соединение их обрядовой или проповеднической деятельности с посягательством на жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности § Систематич.нарушение установленных законодательством порядка проведения публичных религ.действий § Принуждение граждан к неисполнению своих конст.обязанностей или совершения действий, сопровождающихся грубым нарушением общ.порядка либо посягательством на права и имущество гос, общ., религ.организаций. В собственности религ.организаций могут находиться здания, предметы культа, объекты производственного, соц. и благотворительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности. Разрешена религ.литература. Предусмотрены праздничные нерабочие дни на некоторые праздники религ.х-ра (Указом Президента от 26 марта 1998г.№ 157 с последующими изменениями). Влияние религии на развитие гос-ва и общества существенно. Так, в принятом Архиерейским Собором док-те об Основах соц.концепции Русской Православной церкви – принципы взимодействия церкви, общества и гос-ва. Многие идеи стоило бы закрепить и в зак-ве. Например: Ø О взаимном уважении гос-ва и церкви Ø О сферах, где церковь не может сотрудничать с гос-вом Ø О собственности религ. Организаций, основа которой – пожертвования, что должно исключать налогообложение гос-ва в этой сфере Ø О смертной казни Ø Об абортах, которые возможны лишь тогда, когда существует прямая угроза жизни матери Ø О недопустимости клонирования человека Ø О нравственной ответственности журналиство и СМИ за пропаганду пороков и эксплуатацию чел.инстинктов. Наряду со светскими (РБ) существуют клерикальные (с гос.религией - Великобритания), теократические (Иран, Саудовская Аравия) и атеистические (СССР в 20-30е годы) гос-ва. До мая 2006г. контроль за религ.организациями – у Комитета по делам религий и национальностей при СовМине РБ, сегодня это Уполномоченный по делам религий и национальностей
Экономическая система — совокупность всех эк.отношений, исторически обусловленных характером собственности, существу.щей в государстве. К ним относятся отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ. Гос-во осуществляет регулирование эк.деят-сть в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию гос.и частной эк.деят-ти Гос-во гарантирует всем равные возможности свободно использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом эк.деят-ти. Принципы эк.сист.: · Равноправие всех видов и форм собственности; равная защита и равные условия для их развития · Свобода предпринимательской деятельности · Регулирование эк.деят-ти гос-ва осущ-ся в интересах человека и общества · Наличие у гос-ва права исключительной собственности на особо важные объекты · Возможность установления монополии гос-ва на отдельные виды деят-ти · Гарантированность трудящимся права управлять предприятиями, организациями, учреждениями · Планирование эк.деятельности · Конкуренция в производстве и реализации продукции · Инициативность в эк.деятельности · Единство эк.пространства · Свободное перемещение товаров, услуг, и финансовых средств
Конституционные основы экономической системы общества как элемента конституционного строя РБ закреплены в основном в статьях 13 и 44 К РБ. Ключевыми элементами эк.системы являются собственность, свобода эк.деят-ти, общественно полезный труд. Согласно ч.1 ст. 13 К РБ собственность в Респ. может быть государственной и частной. Соц. характер РБ проявляется в том, что в соотв.с частью пятой ст. 13 К государство призвано осуществлять регулирование эк.деят-ти в интересах человека и общества, обеспечивать направление и координацию гос.и частной эк.деят-ти в соц.целях Что касается общ.полезного труда, то согласно статье 41 К РБ гражданам РБ гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, проф.подготовкой и с учетом общ.потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Гос-во создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общ.потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. Граждане имеют право на защиту своих эк. и соц.интересов, включая право на объединение в проф.союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку. Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении. Гос-во также гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения соц.-эк.уровня жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 1547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.143.1 (0.011 с.) |