Понятие, предмет и основные тенденции развития конституционного права как отрасли права в Республике Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, предмет и основные тенденции развития конституционного права как отрасли права в Республике Беларусь.



Характерные особенности К РБ

Основные черты К отражают ее особое место в системе права. Специфику механизма Конст.регулирования более важных общ.отношений.

К числу более характерных черт К относят:

1.Легитимность

2. прогностический характер

3.соответствие К действительности

4.Преемственность

5. Итоговый характер предписания

6.обладает высшей юр.силой

7.акт договорного действия

8.Стабильность

8.Основа системы права

СТРУКТУРА К. (см. К)

Преамбула

Основная часть

Основные и переходные положения

Порядок изменения, дополнения и толкования

ДВА способа изменения: парламентом и через референдум

Инициатива внесения изменений: президент и народ( кол-во не менее 150 тыс)

Если парламентом, то закон об изменении может быть принят при двойном рассмотрении и последующем одобрении с промежутком не менее 3-х месяцев. Но нельзя вносить если ЧП, и последние 6 месяцев полномочий парламента

 

Если на референдуме:(считается принятым, если за него проголосовало большинство граждан внесенных в списки голосования

Некоторые разделы могут быть изменены только путем референдума.

ОСОБЕННОСТИ К ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЙ В 1996 (отличия от к 1994 г)

1. Закреплён принцип верховенства права

2. Два гос языка

3. Право каждого на достойный уровень жизни

4. Изменён круг субъектов, обладающих правом инициировать проведение республиканских референдумов

5. Изменено место и роль Президента РБ в гос механизме, расширена его компетенция

6. Образован двухпалатный Парламент(вместо однопалатного Верховного Совета)

7. Закреплён принцип косвенного избирательного права

8. Введено право отзыва депутата

9. Изменён статус Правительства, повышена его самостоятельность

10. Изменено место КС РБ в системе органов власти (ранее он входил в систему органов контроля и надзора, теперь – в систему органов судебной власти), его конституционно-правовой статус

11. Образован КГК (1996 г.) вместо Контрольной палаты РБ

12. Изменён порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию РБ

ОСОБЕННОСТИ К ПОСЛЕ ИЗМЕНЕНИЙ В 2004:

Изменения были внесены в ч.1 ст 81. К РБ на республ референдуме 17 октября 2004 года. = Была отменена норма об ограничении пребывания на президентской должности два срока.


11. Понятия общественного, конституционного и государственного строя, их соотношение.

Общественный строй (или устройство) — это исторически конкретная система общественных отношений, другими словами — организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения ц обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством и правом.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ - сущность власти, политической системы общества и государства, его политическая, экономическая и социальная основы, характер хозяйственной жизни, исходные начала социальной политики и положения личности в системе общественных отношений. В Конституции СССР 1977 г., в разделе 1 "Основы общественного строя и политики СССР" было пять глав: гл. 1 "Политическая система", гл. 2 "Экономическая система", гл. 3 "Социальное развитие и культура", гл. 4 "Внешняя политика", гл. 5 "Защита социалистического Отечества".

В действующей Конституции РФ используется категория "конституционный строй".(С. А.)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ - понятие, используемое в конституционном праве чаще всего в широком смысле и охватывающее отраженные в конституции основы устройства общества и государства, характер политических отношений и организацию власти в данной стране, главные черты социальных и экономических отношений (в особенности формы собственности и организации хозяйствования), статус личности, внутреннюю структуру государства, систему органов государственной власти, а также основы местного самоуправления (если оно провозглашено в государстве).

Понятие "государственный строй" можно считать тождественным понятию конституционный строй. Но оно шире, чем понятие государственное устройство и охватывает его, поскольку государственное устройство - это лишь внутренняя структура государства. (С. А.)

Термин «конституционный строй» является относительно новым в белорусском конституционном праве. Он пришел на смену понятиям «общественный строй» и «государственный строй».

В юридической литературе выделяются два аспекта в рассмотрении понятия «конституционный строй»: формальный и содержательный. В формальном аспекте конституционный строй – это любое устройство общества и государства на основе Конституции, вне зависимости от того, является ли данная конституция демократической или нет. Согласно второму содержательному аспекту под конституционным строем понимают общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом, т.е. имеющий следующие важнейшие черты:

· Реальное подчинение государства праву;

· Признание и гарантированность неотъемлемых прав человека, существование такого статуса личности, который соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права;

· Разделение властей, система сдержек и противовесов;

· Многообразие форм собственности;

· Политический плюрализм;

· Наличие гражданского общества, т.е. системы общественных институтов, действующих в государстве, но независимых от него и обеспечивающих проведение на практике частных интересов граждан, коллективов.

Конституционный строй – это такой государственный и общественный строй, который определен демократической Конституцией как Основным Законом страны и для которого в силу демократизма
12. Конституционный строй Республики Беларусь: понятие, основы, элементы, конституционное закрепление.

В юр.литературе термин «конституционный строй» появился сравнительно недавно, да и сейчас он используется не всеми учеными. В литературе (как это и было в Конституции 1978 г.) нередко продолжают использовать и характеризовать понятия «общественный строй» и «государственный строй». Современное определение конституционного строя заключается в двух аспектах: формальном и содержательном.

С позиций формального подхода конституционный строй можно определить как любое устройство государства и общества на основе Конституции. При этом, как видим, не имеет значения, является ли Конституция демократической, какие ценности закрепляются ее нормами. Если под конституционным строем понимать просто закрепленный в Конституции способ (систему) организации государства и общества, то можно сделать вывод, что любое государство (коль скоро у него существует «конституционный строй») является конституционным. Однако не всякое государство является конституционным (правовым). Нам (гражданам) ведь важна природа, характер, содержание отношений. Здесь очень важно обратиться ко второму — содержательному — аспекту определения понятия «конституционный строй». В этом смысле под конституционным строем понимают общественный и государственный строй, характеризующийся демократизмом, т. е. имеющий следующие важнейшие

признаки (черты):

1) верховенство права

2) признание и гарантированность неотъемлемых прав человека

3) разделение властей

4) многообразие форм

5) политический плюрализм

6) наличие гражданского общества

Конституционный строй - это государственный и общественный строй, который определен демократической Конституций как Основным Законом страны, и для которого в силу демократизма Конституции характерны указанные выше черты.

Основы Конст.Строя представляют собой наиболее важные принципы и нормы Конституции, предопределяющие характер и содержание государственного и общественного устройства.

К основам конституционного строя можно отнести:

1. Гуманизм (ст. 2 Конституции РБ)

2. Демократизм, выражающийся в народном суверенитете, разделении властей, политическом, экономическом и идеологическом многообразии

3. Социально-ориентированная рыночная экономика

4. Унитаризм

5. Провозглашение РБ правовым государством

6. Республиканская форма правления

7. Государственный суверенитет РБ

К основным принципам относят – гуманизм, демократизм, законность.

Конституционно-правовые способы защиты конституционного строя

--правые и организационные средства, обеспечивающие незыблемость конституционного строя от

противоправных посягательств.

К правым и организационным средствам защиты конституционного строя можно отнести:

1) нормы, обеспечивающие, условно говоря, самозащиту Конституции (усложненный порядок ее изменения);

2) запрет насильственных действий, призывов к таким действиям для изменения существующего строя;

3) постоянное утверждение конституционной законности;

4) возможность введения чрезвычайного или военного положения;

5) ограничение прав и свобод граждан лишь по основаниям и в пределах, предусмотренных Конституцией

Элементы конституционного строя, согласно КП РБ:

· Политическая система

· Экономическая система

· Власть народа

· Социальная основа


13. Конституционные основы политической системы общества как элемента конституционного строя Республики. Государство – важнейший элемент политической системы.

Конституционный строй – это форма или способ организации государства, при котором обеспечено подчинение государства праву.

Политическая система является одним из элементов конституционного строя.

Политическая система – это совокупность госорганов, должностных лиц, общественных организаций, политических партий и отдельных граждан, оказывающих влияние на политическую жизнь государства и общества. Политическая система проявляется в суверенитете, а он выступает в 3 формах:

1) государственный суверенитет

2) Национальный суверенитет

3) народный суверенитет

Элементы политической системы:

1) правовое государство – основной элемент политической системы, т.к. в его рамках функционируют все остальные элементы политической системы (государство можно определить, как организацию, регулирующую социальную жизнь и использующую для этого свою суверенную власть в интересах большинства людей)

2) госорганы и должностные лица – основа политической системы, т.к. благодаря своим государственно-властным полномочиям они определяют направление внутренней и внешней политики и обеспечивают их реализацию. У них есть право издавать властные предписания лицам, не находящимся в их прямом подчинении

3) политические партии и общественные организации

Общественные организации – это добровольные объединения людей с общими социальными интересами

Политическая партия – добровольное объединение людей, преследующих общие политические цели. Правовое положение политической партии и общественной организации регулируется законом о политических партиях, законом об общественных организациях и другими НПА. Политические партии не финансируются за счет государства, политические партии не имею права заниматься предпринимательской деятельностью, кроме распространения своих программ и своей символики. Политические партии создаются по территориальному принципу, т.е. на территории РБ осуществляют деятельность только партии РБ. Основная роль политической партии в политической системе сводиться к участию в выборах, а именно:

• политические партии из своих рядов выдвигают кандидата на выборные должности

• работают в составе избирательных комиссий

• представители политических партий наблюдают за ходом и итогом выборов

Членами политических партий не могут быть госслужащие, лицо, избранное на пост президента приостанавливает свое членство в политической партии.

4) трудовые коллективы. Их участие сводиться к тому, что путем вложения своих трудовых ресурсов они обеспечивают развитие государства и этим влияют на политическую систему. От трудовых коллективов могут выдвигаться кандидаты на выборные должности, а также представители трудовых коллективов могут обеспечивать наблюдение за ходом и итогами выборов.

5) Народ. Его роль в политической системе сводиться к тому, что путем отдачи своего голоса за или против конкретного кандидата на выборах, решениях референдума, народ влияет на формирование выборных госорганов и должностных лиц и на принятие государством важных решений на референдумах.


14. Понятие, виды и правовое положение политических партий в Республике Беларусь

Политической партией является независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействующее выявлению и выражению политической воли граждан и участвующее в выборах.

Политические партии основывают свою деятельность согласно своим уставам и программам. Деятельность политических партий не должна препятствовать органам государственной власти и управления, предприятиям, организациям и учреждениям в осуществлении ими своих функций.
На территории Республики Беларусь не могут создаваться и действовать политические партии других государств и их территориальные единицы.

Запрещается создание и деятельность политических партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды.

Идеология политических партий не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Политические партии строятся исключительно по территориальному принципу.

Членство политических партий. В качестве учредителей политических партий имеют право выступать граждане Республики Беларусь, достигшие 18-летнего возраста, обладающие избирательным правом, не ограниченные судом в дееспособности и не находящиеся в местах лишения свободы. Для создания и деятельности политической партии необходимо не менее 1000 учредителей (членов) от большинства областей Республики Беларусь и города Минска.

Политические партии имеют фиксированное членство.

Членами политических партий могут быть только граждане Республики Беларусь.

Президент Республики Беларусь, члены Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов приостанавливают членство в политических партиях на весь срок полномочий.

Не могут быть членами политических партий на весь период своих полномочий судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля и его территориальных органов Республики Беларусь, органов безопасности, военнослужащие и другие лица, на которых распространяется статус военнослужащих. Член политической партии имеет право свободного выхода из партии. Количественный состав политической партии не может быть меньше численности ее учредителей.

Наименование политических партий. Названия политических партий, в том числе сокращенные, и их символика должны отличаться от названий и символики других политических партий и общественных объединений, зарегистрированных в Республике Беларусь, и не нарушать прав на интеллектуальную собственность.

В названии политической партии не допускается использование указания на официальные названия государств, как полные, так и сокращенные а также слов "национальный", "народный" в любом падеже названий, использование которых противоречит законодательству или общественной нравственности; собственных имен лиц, если они не совпадают с именем учредителей и учредители не получили разрешения таких лиц (их наследников).

Не допускается использование в качестве символики политической партии государственной символики Республики Беларусь или символики другого государства.

Ликвидация политических партий. Политические партии могут быть ликвидированы:

1) по решению их высших органов;

2) по решению Верховного Суда Республики Беларусь. Представление о ликвидации политических партий вносится в Верховный Суд Республики Беларусь Министерством юстиции Республики Беларусь или Прокуратурой Республики Беларусь.

Политические партии, учреждения и организации, создаваемые ими, не имеют права основывать предприятия, за исключением средств массовой информации, и заниматься хозяйственной и другой коммерческой деятельностью, за исключением продажи общественно-политической литературы, иных пропагандистских и агитационных материалов, изделий с собственной символикой, проведения фестивалей, праздников, выставок, лекций, других общественно-политических мероприятий.

Финансирование политических партий. Допускается использование политическими партиями своих средств на благотворительные цели, даже если это не указано в уставах.

Источниками денежных и других средств политических партий являются:

1) вступительные и членские взносы;

2) доходы от имущества, издательской деятельности, распространения печатных изданий и публикаций, использования других средств массовой информации;

3) поступления от проведения культурно-массовых, благотворительных и других мероприятий;

4) пожертвования и дарения;

5) иные поступления, не запрещенные законодательством.

Члены политических партий не имеют права на имущество и финансовые средства партии и не несут ответственности за ее долги. Политическая партия не несет ответственности по обязательствам отдельных ее членов.

Не допускается финансирование партий из государственного бюджета.

Органы государственной власти и управления, государственные предприятия, учреждения и организации не имеют права финансировать политические партии.

Политическим партиям, их учреждениям и организациям запрещается прямо либо косвенно получать средства и другое имущество от:

- иностранных государств и организаций, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства;

- анонимных жертвователей.

Не считается получением незаконных средств участие представителей политических партий в научных конференциях, партийных съездах и других мероприятиях за счет принимающей стороны.

Политические партии не имеют права получать доходы от акций и других ценных бумаг, им запрещается иметь счета в иностранных банках и хранить в них ценные вещи.

Пожертвования либо дарения, полученные в порядке, не соответствующем требованиям настоящей статьи, должны быть переданы либо переведены в государственный бюджет.

.
15. Понятие, виды и правовое положение общественных объединений в Республике Беларусь.

В основе правового статуса подобных общественных объединений лежит конституционное право на свободу объединений (ст.36 Конституции Республики Беларусь). Данное конституционное положение развивается и детализируется Законом Республики Беларусь «Об общественных объединениях».

В соответствии с его статьей 1, общественным объединением является добровольное формирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, экономических, социальных и культурных прав.

Следует заметить, что действие указанного Закона не распространяется на политические партии, профсоюзы, религиозные организации, а также организации, создаваемые органами государственного управления, органы территориального общественного самоуправления, другие общественные формирования, порядок создания и деятельность которых определяется отдельными законодательными актами.

Государство обеспечивает охрану прав и законных интересов общественных организаций. Оно может оказывать (в установленном законодательством порядке) им помощь. Вмешательство государственных органов и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность государственных органов и их должностных лиц, не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

ОО, действующие на территории РБ:

· Международные – их деят-ть распространяется на тер РБ (1 или неск АТЕ) и тер-ю 1 или неск иностр гос-в

· Республиканские – их деят-ть распр на все территорию РБ

· Местные – их деят-ть распр на тер-ю 1 или неск АТЕ РБ

ОО создаются по инициативе граждан, достигших 18 лет. Граждане, достигшие 16 лет могут создавать молодежные и детские ОО. Членами могут быть граждане, достигшие 16 лет. Вместе с тем, в случаях, предусмотр уставом ОО, его членами мб граждане, не достигшие 16 лет, при условии, что они имеют соответствующее письменное согласие своих законных представителей.

Молодежным признается ОО граждан в возрасте до 31 года (не менее 2/3 от общего числа членов), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития молодежи.

Детским признается ОО граждан в возрасте до 18 лет (не менее 2/3), которое выражает их специфические интересы и уставная деятельность которого направлена на обеспечение социального становления и всестороннего развития детей.

Для создания и деятельности ОО в РБ, необходимо:

1. Для междунар – не менее 10 учр от РБ и по 3 от иностр гос-в, а также наличие на тер-ии этих иностр гос-в организ ст-р этого ОО

2. Для республ – не менее чем по 10 учредителей от большинства обл РБ и Минска

3. Для местного – не менее 10 учр от большинства АТЕ тер-ии, на котор будет распр деят-ть этого ОО

В кач учредителей союза имеют право выступать ОО, принявшие решение создать союз.

Гос регистрация междунар, республ ОО и союзов осуществл Минюстом, местн ОО и союзов – управл Юстиции областного, Мингорисполкома.

Насчитывается более 2200 ОО в РБ.


16. Конституционные основы полновластия народа, формы демократии в Республике Беларусь.

НАРОДОВЛАСТИЕ - один из существенных элементов демократии в ее общепринятом понимании. Само Н. в основном тождественно более употребительному в КП понятию народного суверенитета. В политической и государственно-правовой теории "социалистических" стран часто не проводится различия между понятиями "народовластие" и "демократия"Право человека и гражданина на участие в управлении делами государства стало требованием времени. Оно нашло свое отражение в таких международных документах как Всеобщая декларация прав человека (ст. 21) и Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 25), в которых указывается, что каждый гражданин без какой бы то ни было дискриминации и необоснованных ограничений имеет право и возможность статье 37:· принимать участие в ведении гос.дел как непосредственно, так и посредством свободно избранных представителей;· голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного изб.права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;· допускаться в своей стране на общих условиях равенства к гос.службе.

РБ как соц.государство.

Соц.государство – гос-во, которое служит обществу и отдельному человеку, стремится минимизировать соц.различия.

Впервые такое определение –в К 1994 года. Были споры, ибо отождествлялись понятия социальное и социалистическое.

Признаки соц.государства:

1. Оно ответственно за сущ-е общества

2. В нем индивид несет обязанности перед иными лицами и обществом в целом

3. Это гос-во, кот помогает человеку, обеспечивает его достойное сущ-е

1 из главных характеристик прав.гос-ва – гарантированность каждому достойного прожиточного минимума = К. РБ ч.2 ст.23 + Закон от 6 января 1999г. «О прожиточном минимуме в РБ» + постановление СовМина от 11 августа 1999г. «О мерах по соц.защите малообеспеченных граждан». В последнем критерий для оказания помощи = невозможность по объективным причинам получения среднегодового дохода выше утвержденного бюджета прожиточного минимума гражданами из числа:

ü Инвалидов 1 и 2 групп

ü Одиноко проживающих пенсионеров

ü Многодетных и неполных семей

ü Трудоспособных граждан, осуществляющих уход за инвалидами 1 группы либо за лицами, достигшими 80-летнего возраста, нуждающимися по заключению медико-реабилитационных экспертных комиссий или врач.-консультативных комиссий в пост.посторонней помощи + осуществляющими уход за детьми-инвалидами до 18 лет

ü Безработных граждан, состоящих на учете в гос.службе занятости и соблюдающих обязанности безработных, предусмотренные зак-вом о занятости.

Соц. гос-во должно реализовывать:

1) Право на охрану здоровья, в том числе в местах лишения свободы.

2) Право на безопасный труд, свобода труда (можно и не работать) – ст.41 К.РБ.

3) Право на защиту своей жизни и здоровья, безопасное развитие личности: в условиях нац.согласия, отсутствия насилия на религиозной, расовой, соц. или иной почве.

4) Право собственности. Отчуждение возможно лишь в 2х случаях:

· По мотивам общ.необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, с компенсацией (прим.-снос домов для строительства дороги)

· Согласно постановлению суда в связи с совершением уголовно наказуемого деяния – по УК РБ

5) Соц.равенство. Перед законом (ст.22 К), между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст. 13, 14, 41), помощь ветеранам, молодёжи, семьям, имеющим детей (ст.32. 47) и др. Система соц обеспечения должна быть адекватной, ибо в противном случае ущемляются права тех, за счет кого оно осуществляется.

6) Гос-во должно устранять несправедливость, издержки перехода к рыночным отношениям, иначе – коррупция, концентрация собственности у узкого круга людей, неоснованное обогащение одних за счет других.

Соц.защита гос-вом не должна носить стихийный, вспомогательный хаотичный х-р. Велика здесь роль права. Но для гос-ва характерен баланс интересов человека, общества и гос-ва, в том числе возможность их обеспечения не только нормами права, но и др.соц.регуляторами.


19. Республика Беларусь - светское государство.

РБ как светское государство

Светское гос-во = гос-во, в котором никакая религия не устанавливается в качестве обязательной и где обеспечивается свобода вероисповедания.

Ст.16 К: религии и вероисповедания равны перед законом

Ст.4 К: идеология религ.объединений не может устанавливаться в качестве обязательной.

Ст 31 К: свобода совести и вероисповедания

+ Закон от 17 декабря 1992 г. «2054 ХИ «О свободе совести и религ.организациях» в ред.Закона от 31 окт.2002г. с изменениями и дополнениями

Особенности светского гос-ва:

v Принадлежность к той или иной религии не влияет на статус человека, занятие им той или иной должности в гос-ве;

v Гос-во не регулирует отношение граждан к религии;

v Гос-во не вмешивается в деятельность церкви, за исключением, когда религ.организациями нарушается зак-во;

v Религ.организации не вправе осущ-ть юр.функции (регистрировать или расторгать брак);

v Религ.организации не вмешиваются в деятельность гос.и полит.организаций. В местах богослужений не допускается использование гос.символики, проведение собраний, митингов, предвыборной агитации и др.мероприятий полит.х-ра+выступления, призывы, оскорбляющие представителей органов ГУ, должностных лиц или отдельных граждан;

v Нац.система образования в РБ носит светский х-р и не преследует цели формирования того или иного отношения к религии (ст.9 Закона)

Деятельность религ.организаций прекращается если:

§ Нарушаются статьи 3, 7 и 19 Закона

§ Соединение их обрядовой или проповеднической деятельности с посягательством на жизнь, здоровье, свободу и достоинство личности

§ Систематич.нарушение установленных законодательством порядка проведения публичных религ.действий

§ Принуждение граждан к неисполнению своих конст.обязанностей или совершения действий, сопровождающихся грубым нарушением общ.порядка либо посягательством на права и имущество гос, общ., религ.организаций.

В собственности религ.организаций могут находиться здания, предметы культа, объекты производственного, соц. и благотворительного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности. Разрешена религ.литература. Предусмотрены праздничные нерабочие дни на некоторые праздники религ.х-ра (Указом Президента от 26 марта 1998г.№ 157 с последующими изменениями).

Влияние религии на развитие гос-ва и общества существенно. Так, в принятом Архиерейским Собором док-те об Основах соц.концепции Русской Православной церкви – принципы взимодействия церкви, общества и гос-ва. Многие идеи стоило бы закрепить и в зак-ве. Например:

Ø О взаимном уважении гос-ва и церкви

Ø О сферах, где церковь не может сотрудничать с гос-вом

Ø О собственности религ. Организаций, основа которой – пожертвования, что должно исключать налогообложение гос-ва в этой сфере

Ø О смертной казни

Ø Об абортах, которые возможны лишь тогда, когда существует прямая угроза жизни матери

Ø О недопустимости клонирования человека

Ø О нравственной ответственности журналиство и СМИ за пропаганду пороков и эксплуатацию чел.инстинктов.

Наряду со светскими (РБ) существуют клерикальные (с гос.религией - Великобритания), теократические (Иран, Саудовская Аравия) и атеистические (СССР в 20-30е годы) гос-ва.

До мая 2006г. контроль за религ.организациями – у Комитета по делам религий и национальностей при СовМине РБ, сегодня это Уполномоченный по делам религий и национальностей


20. Конституционные основы экономической системы общества как элемента конституционного строя Республики Беларусь. Характеристика конституционных форм собственности.

Экономическая система — совокупность всех эк.отношений, исторически обусловленных характером собственности, существу.щей в государстве. К ним относятся отношения собственности, производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ.

Гос-во осуществляет регулирование эк.деят-сть в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию гос.и частной эк.деят-ти

Гос-во гарантирует всем равные возможности свободно использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом эк.деят-ти.

Принципы эк.сист.:

· Равноправие всех видов и форм собственности; равная защита и равные условия для их развития

· Свобода предпринимательской деятельности

· Регулирование эк.деят-ти гос-ва осущ-ся в интересах человека и общества

· Наличие у гос-ва права исключительной собственности на особо важные объекты

· Возможность установления монополии гос-ва на отдельные виды деят-ти

· Гарантированность трудящимся права управлять предприятиями, организациями, учреждениями

· Планирование эк.деятельности

· Конкуренция в производстве и реализации продукции

· Инициативность в эк.деятельности

· Единство эк.пространства

· Свободное перемещение товаров, услуг, и финансовых средств

 

Конституционные основы экономической системы общества как элемента конституционного строя РБ закреплены в основном в статьях 13 и 44 К РБ. Ключевыми элементами эк.системы являются собственность, свобода эк.деят-ти, общественно полезный труд.

Согласно ч.1 ст. 13 К РБ собственность в Респ. может быть государственной и частной.

Соц. характер РБ проявляется в том, что в соотв.с частью пятой ст. 13 К государство призвано осуществлять регулирование эк.деят-ти в интересах человека и общества, обеспечивать направление и координацию гос.и частной эк.деят-ти в соц.целях

Что касается общ.полезного труда, то согласно статье 41 К РБ гражданам РБ гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, проф.подготовкой и с учетом общ.потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Гос-во создает условия для полной занятости населения. В случае незанятости лица по не зависящим от него причинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общ.потребностей, а также пособие по безработице в соответствии с законом.

Граждане имеют право на защиту своих эк. и соц.интересов, включая право на объединение в проф.союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку.

Принудительный труд запрещается, кроме работы или службы, определяемой приговором суда или в соответствии с законом о чрезвычайном и военном положении.

Гос-во также гарантирует трудящимся право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями с целью повышения эффективности их работы и улучшения соц.-эк.уровня жизни.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА

ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА

Свобода объединений

В качестве одной из важнейших является свобода объе­динений. Конституция предоставляет каждому право на свободу объединений (ст. 36 Конституции).

Существуют различные виды общественных объедине­ний. Среди них особое место занимают политические пар­тии и профессиональные союзы.

Согласно Закону «Об общественных объединениях» общественным объединением является добровольное фор­мирование граждан, которое они образовали на основе общности интересов для совместной реализации граждан­ских, экономических, социальных и культурных прав.

Конституцией и законодательством установлены огра­ничения на создание общественных объединений. Запре­щается создание и деятельность общественных объедине­ний, имеющих целью насильственное изменение конститу­ционного строя либо ведущих пропаганду войны, социаль­ной, национальной, религиозной и расовой вражды. В За­коне «Об общественных объединениях» указано также на недопустимость создания общественных объединений, дея­тельность которых направлена на свержение конституци­онного строя, нарушение целостности и безопасности госу­дарства, пропаганду насилия. Однако, несмотря на эти раз­ночтения, приведенные нормы данного Закона не выходят за рамки конституционных формулировок.

Допустимо создание международных, республиканских и местных общественных объединений. Они создаются по ини­циативе не менее десяти граждан Республики Беларусь, до­стигших возраста 18 лет. Граждане, достигшие 16 лет, могут создавать молодежные и детские общественные объединения.

Что касается членства в общественных объединениях, то в нем могут состоять граждане, достигшие возраста 16 лет. В случаях, предусмотренных уставами общественных объеди­нений, их членами могут быть лица, не достигшие этого воз­раста, при условии, что они имеют соответствующее пись­менное разрешение своих законных представителей.

Порядок создания и деятельности политических орга­низаций определяется специальным Законом «О политиче­ских партиях». Политической партией является независи­мое, образованное на основе индивидуального доброволь­ного членства объединение граждан, действующее в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содейс



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.115 с.)