Идеологические функции Президента Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Идеологические функции Президента Республики Беларусь



Роль Президента Республики Беларусь в механизме функционирования идеологии белорусского государства предопределяется его положением в политическом устройстве страны. Согласно статье 79 Конституции Прези­дент является Главой государства, гарантом Конституции Рес­публики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Пре­зидент олицетворяет единство народа, гарантирует реализа­цию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими го­сударствами и международными организациями. Конституция вменяет ему в обязанности принятие мер по охране суверените­та Республики Беларусь, обеспечению национальной безопас­ности и территориальной целостности страны, экономической и политической стабильности, преемственности и взаимодей­ствия органов государственной власти, осуществление посред­ничества между органами государственной власти.

Очевидно, что столь ответственные обязанности Президента по обеспечению жизнедеятельности государства предполагают наделение его соответствующими полномочиями и наличие в его распоряжении государственно-правовых средств, приводя в действие которые он оказывается в состоянии выполнять возло­женную на него миссию. Полномочия Главы белорусского госу­дарства закреплены в статье 84 Конституции и в ряде иных ее статей. Нормы, посвященные его правам и обязанностям, содер­жатся также в законе о Президенте, а также в других норматив­ных актах. В нашу задачу не входит анализ всех соответствую­щих положений законодательства. Поэтому рассмотрим здесь только те полномочия Президента, которые, так или иначе, рег­ламентируют его полномочия в обеспечении функционирова­ния государственной идеологии Республики Беларусь.

Прежде всего уясним в аспекте функционирования белорус­ской государственной идеологии смысл избрания гражданина Республики Беларусь в качестве ее Президента. В данном акте находит свое выражение взаимодействие между отдельными представителями народа и самим народом как субъектами фор­мирования идеологии государства, о котором говорилось вы­ше. Во время избирательной кампании по выборам Президента народу представляется несколько альтернативных программ, в которых различные претенденты на этот высокий государ­ственный пост дают свою оценку положения народа, назрев­ших проблем и задач его жизнедеятельности и предлагаются пути их разрешения. Такие программы есть не что иное, как проявление стремления их авторов повлиять на содержание идеологии государства, по крайней мере, на программно-поли­тическом уровне ее функционирования, апеллируя непосред­ственно к народу. Смысл избрания определенного кандидата в качестве Президента Республики Беларусь состоит в одобре­нии народом предложенной им программы развития общества, которая основывается на определенной системе идей, ценно­стей и представлений. После избрания Президент получает не только право и далее выражать интересы народа — первым ак­том их выражения является поддержанная народом его пред­выборная программа, — но и проводить ее в жизнь правовыми, административными и моральными средствами и методами.

Мы уже рассмотрели референдум как элемент механизма функционирования идеологии белорусского государства. Здесь обратим внимание на то, что республиканский референдум при­водится в действие Президентом. Он является единственным ли­цом в стране, который наделен Конституцией правом назначе­ния такого референдума; он может это сделать по собственной инициативе, а также по предложению Палаты представителей и Совета Республики либо по предложению не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом. Используя дан­ное полномочие, Президент может направлять вектор обще­ственно-политического развития страны. По его инициативе, к примеру, были проведены референдумы по одобрению Консти­туции страны, приданию русскому языку наряду с белорусским статуса государственного языка, утверждению государственной символики Республики Беларусь и др. Все это — важнейшие во­просы национально-государственной идеологии.

Формой участия Президента Республики Беларусь в обеспе­чении формирования и функционирования идеологии государ­ства являются его обращения с посланиями к белорусскому народу о положении в государстве и об основных направлениях внут­ренней и внешней политики, а также его обращения с ежегодны­ми посланиями к Парламенту страны. Начиная с 2003 г. эти два вида посланий делаются ежегодно как одно общее обращение. Президент вправе также обратиться с посланием к Парламенту и народу Республики Беларусь в связи с какими-либо особыми обстоятельствами в жизни страны. В посланиях обычно содер­жится развернутый анализ положения в стране, назревших задач внутренней и внешней политики государства, возможных путей их разрешения. В посланиях обосновывается и программа зако­нодательных работ на ближайшую перспективу. Если проанали­зировать содержание ежегодных посланий Президента, то мож­но обнаружить, что каждое из них акцентирует внимание на ка­кой-либо принципиальной важности проблеме развития бело­русского общества и государства.

Так, например, в Послании Парламенту 1999 г. обосновыва­ется стратегическая цель развития Беларуси в XXI в., в Посла­нии 2000 г. — концепция устойчивого социально-экономиче­ского развития страны, в Послании 2002 г. - курс на построе­ние сильной процветающей Беларуси, в Послании 2003 г. -значение идеологии в жизнедеятельности белорусского обще­ства и государства, в Послании 2004 г. - проблемы ускорения движения общества и повышения качества деятельности во всех его сферах, в Послании 2006 г. — задачи развития структур гражданского общества в нашей стране, в Послании 2008 г. — проблема укрепления здоровья нации как основы благосостоя­ния государства, в Послании 2009 г. задачи нации по преодоле­нию неблагоприятных последствий для страны глобального финансово-экономического кризиса.

Как уже отмечалось, формой проявления идеологии госу­дарства являются государственные праздники и памятные даты. Они устанавливаются в ознаменование событий, имеющих особое историческое либо общественно-политическое значение для Республики Беларусь, оказавших существенное влияние на раз­витие белорусского общества и государства. Согласно Конститу­ции право установления государственных праздников принадле­жит Президенту Республики Беларусь. Это право — еще одна чрезвычайно важная возможность Президента оказывать свое влияние на процесс формирования системы ценностей народа с использованием государственно-правовых средств. В этом деле также важно, чтобы установленные праздники отвечали умонастроению самого народа, были восприняты, как говорят, его умом и сердцем.

Указом Президента в нашей стране установлены следую­щие государственные праздники (приводятся в порядке их пе­речисления в тексте Указа): День Конституции — 15 марта; День единения народов Беларуси и России — 2 апреля; День Победы — 9 мая; День Государственного герба Республики Бе­ларусь и Государственного флага Республики Беларусь — вто­рое воскресенье мая; День Независимости Республики Бела­русь (День Республики) — 3 июля [8]. В специальном Декрете Президента устанавливается, что День независимости Респуб­лики Беларусь проводится как всенародный праздник в обста­новке торжественности и патриотического подъема [9].

Президент Республики Беларусь располагает и другими воз­можностями для эффективного осуществления своей идеоло­гической функции. Это — его выступления с докладами на раз­личного рода форумах (например, Всебелорусских народных собраниях, торжественных церемониалах, съездах и собраниях общественности и т.п.), утверждение государственных про­грамм, концепций и директив, принятие решений о награжде­нии граждан государственными наградами, о присвоении клас­сных чинов и званий. Значительные возможности вытекают из его права подписывать законы, принятые Парламентом стра­ны. В порядке, установленном Конституцией, он имеет право возвратить закон или отдельные его положения со своими воз­ражениями в Палату представителей. Он имеет право отменять акты Правительства, приостанавливать решения местных Сове­тов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законо­дательству. Идеологический аспект присутствует также в широ­ких полномочиях Президента Республики Беларусь по форми­рованию состава государственных институтов, назначению руководителей республиканских органов управления и некото­рых иных лиц, а также по определению их статуса. При подбо­ре кандидатур на замещение важных постов в институтах и учреждениях государственной власти, безусловно, принимают­ся во внимание не только профессиональные качества и опыт работы претендентов, но и их идейно-политические ориентации.

Необходимо заметить, что трудно отделить в деятельности Президента как Главы государства одни его функции от других. Иными словами, идеологическая сторона присутствует в той или иной мере практически во всех его функциях и полномочиях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 602; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.23.123 (0.007 с.)