Национальное самосознание и национальная идея




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальное самосознание и национальная идея



Нация в одной и второй трактовках предстает как территориальная группа людей, отличающаяся какой-либо общей идентичностью ее членов, осознающая общность своих базовых, или жизненных, потребностей и в той или иной мере стремящаяся к обеспечению условий для своего са­мосохранения и развития. Следовательно, к понятию нация также применимо понятие «идеология»: каждая национальная общность объективно является носителем совокупности идей, ценностей и представлений, которые выступают в качестве ре­зультата ее группового мышления. По крайней мере, каждая считающая себя нацией общность — будь то культурно-само­бытная группа людей или политически организованное сооб­щество — вырабатывает определенную совокупность представ­лений о самой себе: своем происхождении, своей истории, сво­ем отличии от других общностей и своем подобии с ними. Та­кую совокупность представлений обычно принято называть на­циональным самосознанием.

Более широкий круг явлений отражает сознание националь­ной общности, организованной в государство и действующей как полноправный субъект политики. В данном случае нации являются носителями относительно целостной системы идей, ценностей и представлений, в которых они осознают себя, свое положение в окружающей действительности, свои потребно­сти и интересы как единого целого, формулируют свои цели и устремления и обосновывают пути их достижения с помощью государственной власти. При этом каждая определяющая себя в качестве нации-государства общность людей вырабатывает и определенную сумму идей относительно своего прошлого, спо­собов оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм взаимоотношений с другими народами, це­лей своего исторического развития. Указанную совокупность воззрений можно назвать не просто национальным самосозна­нием, а национальной идеологией.

Доминирующее в сознании определенной культурно-само­бытной общности людей представление, согласно которому она рассматривает себя в качестве нации и в силу чего она счи­тает себя вправе по собственному усмотрению строить как свою внутреннюю жизнедеятельность, так и свои отношения с другими народами, принято называть национальной идеей. Она есть исходный момент процесса формирования национальной идеологии, это — ее базовая идея. Содержание национальной идеи обычно конкретизируется ответами на ряд вопросов отно­сительно исторического бытия общности. Среди них вопросы о начале исторической судьбы народа, его генетических исто­ках, процессе становления цивилизационной идентичности и социокультурной уникальности, месте в современном мире, от­ношениях с соседними народами, особенностях национально­го характера и др. [10]. Национальная идея всегда выступает как ядро национального сознания, отражающее основной итог исторического пути народа, его современное состояние, его ча­яния и устремления; она служит основой программ деятельно­сти общности по устройству и переустройству способов своего существования в меняющихся исторических условиях. Когда национальная идея овладевает сознанием группы (общности) людей, находящейся в составе политически организованного сообщества, то она, как правило, становится отправным момен­том формирования движения данной общности за националь­ное освобождение. Если это движение наталкивается на сопро­тивление со стороны властей, то оно именуется борьбой за на­циональное освобождение.

Следует подчеркнуть, что нации в готовом виде не рождают­ся; в качестве наций самоутверждаются или самоопределяют­ся, т.е. организуются в виде политических сообществ, группы людей (этнокультурные общности) в процессе своего истори­ческого развития. И свою жизнеспособность доказывают лишь те общности людей, которые в состоянии осознать, выразить и постоянно подтверждать свою культурную отличительность. Мысль о самоопределении территориальной общности в каче­стве особой нации — национальная идея — не изобретается произ­вольно, она возникает в сознании общности как итог пройден­ного ею исторического пути и одновременно как своеобразная основа ее дальнейших помыслов и устремлений. Поэтому наци­ональная идея, можно сказать, заключает в себе двуединый смысл: с одной стороны, она есть выражение самоосознания (самоидентификации) территориальной группы людей как са­мобытной общности, как особого народа, с другой - ее посла­ние окружающему миру о своем бытии, о своих идеалах, цен­ностях, интересах и о своей решимости их отстаивать. Однаж­ды возникнув, национальная идея становится имманентным, т.е. внутренне и постоянно присущим, сознанию этнокультурной общности феноменом.

Национальная идеология, будучи формой выражения само сознания народа, есть конкретно-исторический феномен, ее содержание формируется и развивается одновременно со ста­новлением и развитием самой нации. Это означает, что от эпохи к эпохе национальная идеология видоизменяет свои формы и обогащает свое содержание, определяя новые при­оритеты в устремлениях народа с учетом достигнутых резуль­татов его развития и произошедших изменений в условиях его жизнедеятельности. При этом в содержании национальной идеологии сохраняется ее генетическая основа, т.е. базовые (жизненно важные) потребности, идеалы и ценности, в кото­рых проявляются социокультурная самобытность, особенно­сти мировосприятия, психологического (душевного) склада и характера данного народа. Утрата же народом по каким-либо причинам своих базовых ценностей или их замена смыслообразующими ценностями другого народа есть признак вырож­дения национальной идентичности данной общности или ее ассимиляции с другой национальной общностью.

 

Государственнаяи идеология

Поскольку понятия «государство» (политически организованное сообщество людей) и «нация» (совокупность граждан одного государства) в сущности тождественны, то национальную идео­логию применительно к политически организованному сооб­ществу с полным основанием можно называть также государ­ственной идеологией. Государство, являясь формой самооргани­зации в единое целое осознавшей себя особой нацией террито­риальной общности, т.е. будучи способом бытия нации, с момен­та своего конституирования становится выразителем и основ­ным интрументом реализации интересов создавшей его общно­сти. Иными словами, с момента самоорганизации национальной общности в государство совокупность составляющих ее идеоло­гию принципов, ценностей, целей и представлений становится государственной идеологией. При этом основным субъектом ее формирования и ее носителем продолжает оставаться народ.

С наибольшей полнотой данное положение находит свое проявление в жизнедеятельности общества демократическо­го типа. На что обратил внимание французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858—1917), который интерпретировал го­сударство как форму самосознания народа. «Для демократического общества, — писал он, — народ и государство — это только две стороны одной и той же сущности. Государство — это народ, входящий в сознание самого себя, своих нужд и ча­яний, но в сознание более полное, ясное» [11]. Это означает, что только с созданием (или воссозданием) собственного го­сударства осознавшая себя нацией территориальная общ­ность людей становится подлинным субъектом политики. Создаваемые ею государственные институты, которые также являются субъектами политических отношений, служат как целям выражения интересов народа как целого, так и целям их практической реализации.

Необходимо подчеркнуть, что основанием для введения понятия «государственная идеология» явилось понимание нации как совокупности граждан одного государства, вырази­телем и средством реализации общих интересов которых явля­ются институты государственной власти. В данном случае понятия «национальная идеология» и «государственная идео­логия» можно совместить в одно — «национально-государствен­ная идеология». Стало быть, носителем национально-государ­ственной идеологии выступает не только народ как целост­ность, но и каждая из составляющих его категория людей. Различные общественные группы, слои, классы и общности, обладая собственными интересами и ценностными предпоч­тениями, одновременно признают как отвечающую и их инте­ресам систему ценностей, служащую целям интеграции чле­нов сообщества в единое целое. Носителями общезначимых идей и ценностей выступают также выражающие и поддержи­вающие их институты и органы государственной власти, лидеры государства, правящая элита общества. Разумеется, носителем идеологии государства и в той или иной мере участником ее формирования является и каждый отдельный его гражданин, идентифицирующий себя с данной общно­стью, с системой ее базовых ценностей, с ее интересами и устремлениями. Очевидно, что наличием в политическом со­обществе как государственной, так и частных идеологий обусловлена проблема их соотношения, к рассмотрению кото­рой обратимся несколькими страницами ниже.

Таким образом, государственная идеология есть целост­ная, относительно систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых образующая данное го­сударство общность людей (народ) осознает себя и свое поло­жение в окружающей действительности, выражает свои по­требности и интересы как единого целого, определяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения с по­мощью государственной власти. Более кратко государствен­ную идеологию можно определить как составляющий основу организации и деятельности данного государства комплекс общественно значимых идей, ценностей, норм и представле­ний, которые отвечают общим интересам и устремлениям его граждан.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.247.75 (0.007 с.)