Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Национальное самосознание и национальная идея
Нация в одной и второй трактовках предстает как территориальная группа людей, отличающаяся какой-либо общей идентичностью ее членов, осознающая общность своих базовых, или жизненных, потребностей и в той или иной мере стремящаяся к обеспечению условий для своего самосохранения и развития. Следовательно, к понятию нация также применимо понятие «идеология»: каждая национальная общность объективно является носителем совокупности идей, ценностей и представлений, которые выступают в качестве результата ее группового мышления. По крайней мере, каждая считающая себя нацией общность — будь то культурно-самобытная группа людей или политически организованное сообщество — вырабатывает определенную совокупность представлений о самой себе: своем происхождении, своей истории, своем отличии от других общностей и своем подобии с ними. Такую совокупность представлений обычно принято называть национальным самосознанием. Более широкий круг явлений отражает сознание национальной общности, организованной в государство и действующей как полноправный субъект политики. В данном случае нации являются носителями относительно целостной системы идей, ценностей и представлений, в которых они осознают себя, свое положение в окружающей действительности, свои потребности и интересы как единого целого, формулируют свои цели и устремления и обосновывают пути их достижения с помощью государственной власти. При этом каждая определяющая себя в качестве нации-государства общность людей вырабатывает и определенную сумму идей относительно своего прошлого, способов оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм взаимоотношений с другими народами, целей своего исторического развития. Указанную совокупность воззрений можно назвать не просто национальным самосознанием, а национальной идеологией. Доминирующее в сознании определенной культурно-самобытной общности людей представление, согласно которому она рассматривает себя в качестве нации и в силу чего она считает себя вправе по собственному усмотрению строить как свою внутреннюю жизнедеятельность, так и свои отношения с другими народами, принято называть национальной идеей. Она есть исходный момент процесса формирования национальной идеологии, это — ее базовая идея. Содержание национальной идеи обычно конкретизируется ответами на ряд вопросов относительно исторического бытия общности. Среди них вопросы о начале исторической судьбы народа, его генетических истоках, процессе становления цивилизационной идентичности и социокультурной уникальности, месте в современном мире, отношениях с соседними народами, особенностях национального характера и др. [10]. Национальная идея всегда выступает как ядро национального сознания, отражающее основной итог исторического пути народа, его современное состояние, его чаяния и устремления; она служит основой программ деятельности общности по устройству и переустройству способов своего существования в меняющихся исторических условиях. Когда национальная идея овладевает сознанием группы (общности) людей, находящейся в составе политически организованного сообщества, то она, как правило, становится отправным моментом формирования движения данной общности за национальное освобождение. Если это движение наталкивается на сопротивление со стороны властей, то оно именуется борьбой за национальное освобождение.
Следует подчеркнуть, что нации в готовом виде не рождаются; в качестве наций самоутверждаются или самоопределяются, т.е. организуются в виде политических сообществ, группы людей (этнокультурные общности) в процессе своего исторического развития. И свою жизнеспособность доказывают лишь те общности людей, которые в состоянии осознать, выразить и постоянно подтверждать свою культурную отличительность. Мысль о самоопределении территориальной общности в качестве особой нации — национальная идея — не изобретается произвольно, она возникает в сознании общности как итог пройденного ею исторического пути и одновременно как своеобразная основа ее дальнейших помыслов и устремлений. Поэтому национальная идея, можно сказать, заключает в себе двуединый смысл: с одной стороны, она есть выражение самоосознания (самоидентификации) территориальной группы людей как самобытной общности, как особого народа, с другой - ее послание окружающему миру о своем бытии, о своих идеалах, ценностях, интересах и о своей решимости их отстаивать. Однажды возникнув, национальная идея становится имманентным, т.е. внутренне и постоянно присущим, сознанию этнокультурной общности феноменом.
Национальная идеология, будучи формой выражения само сознания народа, есть конкретно-исторический феномен, ее содержание формируется и развивается одновременно со становлением и развитием самой нации. Это означает, что от эпохи к эпохе национальная идеология видоизменяет свои формы и обогащает свое содержание, определяя новые приоритеты в устремлениях народа с учетом достигнутых результатов его развития и произошедших изменений в условиях его жизнедеятельности. При этом в содержании национальной идеологии сохраняется ее генетическая основа, т.е. базовые (жизненно важные) потребности, идеалы и ценности, в которых проявляются социокультурная самобытность, особенности мировосприятия, психологического (душевного) склада и характера данного народа. Утрата же народом по каким-либо причинам своих базовых ценностей или их замена смыслообразующими ценностями другого народа есть признак вырождения национальной идентичности данной общности или ее ассимиляции с другой национальной общностью.
Государственнаяи идеология Поскольку понятия «государство» (политически организованное сообщество людей) и «нация» (совокупность граждан одного государства) в сущности тождественны, то национальную идеологию применительно к политически организованному сообществу с полным основанием можно называть также государственной идеологией. Государство, являясь формой самоорганизации в единое целое осознавшей себя особой нацией территориальной общности, т.е. будучи способом бытия нации, с момента своего конституирования становится выразителем и основным интрументом реализации интересов создавшей его общности. Иными словами, с момента самоорганизации национальной общности в государство совокупность составляющих ее идеологию принципов, ценностей, целей и представлений становится государственной идеологией. При этом основным субъектом ее формирования и ее носителем продолжает оставаться народ. С наибольшей полнотой данное положение находит свое проявление в жизнедеятельности общества демократического типа. На что обратил внимание французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858—1917), который интерпретировал государство как форму самосознания народа. «Для демократического общества, — писал он, — народ и государство — это только две стороны одной и той же сущности. Государство — это народ, входящий в сознание самого себя, своих нужд и чаяний, но в сознание более полное, ясное» [11]. Это означает, что только с созданием (или воссозданием) собственного государства осознавшая себя нацией территориальная общность людей становится подлинным субъектом политики. Создаваемые ею государственные институты, которые также являются субъектами политических отношений, служат как целям выражения интересов народа как целого, так и целям их практической реализации. Необходимо подчеркнуть, что основанием для введения понятия «государственная идеология» явилось понимание нации как совокупности граждан одного государства, выразителем и средством реализации общих интересов которых являются институты государственной власти. В данном случае понятия «национальная идеология» и «государственная идеология» можно совместить в одно — «национально-государственная идеология». Стало быть, носителем национально-государственной идеологии выступает не только народ как целостность, но и каждая из составляющих его категория людей. Различные общественные группы, слои, классы и общности, обладая собственными интересами и ценностными предпочтениями, одновременно признают как отвечающую и их интересам систему ценностей, служащую целям интеграции членов сообщества в единое целое. Носителями общезначимых идей и ценностей выступают также выражающие и поддерживающие их институты и органы государственной власти, лидеры государства, правящая элита общества. Разумеется, носителем идеологии государства и в той или иной мере участником ее формирования является и каждый отдельный его гражданин, идентифицирующий себя с данной общностью, с системой ее базовых ценностей, с ее интересами и устремлениями. Очевидно, что наличием в политическом сообществе как государственной, так и частных идеологий обусловлена проблема их соотношения, к рассмотрению которой обратимся несколькими страницами ниже.
Таким образом, государственная идеология есть целостная, относительно систематизированная совокупность идей, ценностей и представлений, в которых образующая данное государство общность людей (народ) осознает себя и свое положение в окружающей действительности, выражает свои потребности и интересы как единого целого, определяет формы организации своего бытия, формулирует и оправдывает свои цели и устремления и обосновывает пути их достижения с помощью государственной власти. Более кратко государственную идеологию можно определить как составляющий основу организации и деятельности данного государства комплекс общественно значимых идей, ценностей, норм и представлений, которые отвечают общим интересам и устремлениям его граждан.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1079; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.187.103 (0.005 с.) |