Атрибутивный признак государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Атрибутивный признак государства



В науке, в философии в частности, термином «атрибут» (от лат.- свойство, принадлежность) обозначается неотъемлемое свойство предмета, без которого предмет не может ни существовать, ни мыслиться. Атрибутивный признак — это существенный признак, внутренне присущий определенному явлению или объекту.

В качестве атрибутивных признаков государства обычно на­зывают территорию, население, власть, суверенитет, право и налоги, хотя ими и не исчерпываются таковые. Без них госу­дарство как политическое сообщество действительно немысли­мо и невозможно. Но столь же невозможно представить госу­дарство как субъект политики без его собственной идеологии. В политической науке бесспорным является положение, со­гласно которому группа людей становится социальным субъек­том только в том случае, если она осознает себя имеющей спе­цифический интерес общностью, выражает свой общий инте­рес, ставит перед собой обусловленные этим интересом цели и самоорганизуется для совместной деятельности по реализации своих целей и устремлений. Нация и есть общность людей, са­моорганизовавшаяся в форме государства, чтобы с помощью государственной власти добиваться реализации своих индиви­дуальных, групповых и, главное, общих интересов. Государ­ственная же идеология есть форма выражения сознания нации как совокупности граждан, ее специфического интереса и пу­тей его реализации с помощью государственной власти. Таким образом, государственная идеология в любой из ее форм есть столь же неотъемлемый признак государства, как суверенитет, территория, власть, право. С утратой данного признака госу­дарство утрачивает субъектность и прекращает свое существо­вание в качестве политически организованного сообщества.

Приведенное определение не следует отождествлять или сме­шивать с понятием государственной идеологии в идеократии.

Под идеократией (от греч.- идея, мысль и -власть) принято понимать форму государства или, точнее, фор­му правления, при которой определенная совокупность идей занимает самодовлеющее положение и фактически превраща­ется из претендующих на форму выражения интересов соци­ального субъекта «в своего рода веру, а главное - в основной ис­точник права и конституции» [12]. Разновидностью идеокра­тии, например, является Исламская Республика Иран, где кон­ституция и законы государства соответствуют Корану, а дея­тельность парламента и президента страны контролируется высшим духовенством. Понятие «идеократия» вполне приме­нимо и к бывшему СССР, где идея «строительства коммуниз­ма» превратилась в не подлежащий сомнению абсолют и слу­жила в качестве достаточного основания для государственно­сти, конституционности и политики.

В приведенной выше интерпретации государственная идео­логия не есть привнесенный извне в сознание народа некий от­влеченный от его реального жизненного процесса и довлею­щий над ним комплекс идей; она есть воспринятая института-ми государства и подлежащая постоянной коррекции целост­ная совокупность представлений народа о самом себе, своем положении в окружающей действительности, своих интересах и устремлениях и путях их реализации.

Политическое сообщество всегда нуждается в поддержива­емой институтами государства совокупности идей, т.е. идео­логии, которая выражает насущные интересы, чаяния и устремления народа; только такая система идей, ценностей и представлений позволяет объединить народ в единое целое во имя будущего, во имя ясно осознанной цели, во имя обеспече­ния устойчивого и динамичного развития. «Государство, — пи- сал испанский философ X. Ортега-и-Гассет, — каким бы оно не было — первобытным, античным, средневековым или со- временным, это всегда приглашение группой людей других людских сообществ для совместного осуществления какого-то замысла. Замысел, каковы бы ни были его частности, в конечном счете, заключается в организации нового типа обществен­ной жизни. Государство и программа жизни, программа чело­веческой деятельности и поведения, — понятия нераздели­мые» [13]. Государственная идеология выполняет такие же функции в жизнедеятельности политического сообщества как и частные идеологии составляющих его групп людей: по­знавательную, прагматическую (оправдывающую) и мобили­зационную. Без идеологии государство становится несостоя­тельным, оно утрачивает свою сущность как таковое. Деидеологизация государства фактически означает и упразднение самого государства.

Убедительным подтверждением сказанного является опыт Советского Союза. Идея деидеологизации политической жиз­ни, которая активно внедрялась в общественное сознание в пе­риод так называемой перестройки, объективно служила зада­чам разрушения советского государства. Лишившись своей идеологической основы, Советский Союз перестал существовать как государство. На это, как основную предпосылку гибе­ли СССР, указывают и его стратегические противники. В част­ности, тогдашний президент США Б. Клинтон в своем выступ­лении на закрытом совещании Объединенного комитета на­чальников штабов 25 октября 1995 г. отмечал: «Последние де­сять лет политика в отношении СССР и его союзников убеди­тельно доказала правильность взятого нами курса на устране­ние одной из сильнейших держав мира, а также сильнейшего поенного блока... В годы так называемой перестройки в СССР многие наши военные и бизнесмены не верили в успех предсто­ящей операции. И напрасно. Расшатав идеологические основы |выделено нами. —В.М.], мы сумели бескровно вывести из вой­ны за мировое господство государство, составляющее основ­ную конкуренцию Америке» [14].

Хорошо сформулированная идеология государства, таким образом, есть непременное условие эффективности его как внутренней, так и внешней политики, обеспечения стабиль­ности и динамического развития общества. Идеология обес­печивает нацию необходимыми ориентирами деятельности, оправдывает ее чаяния и устремления и мобилизует граждан па достижение общественно значимых целей — в этом ее ос­новное предназначение. Отсутствие государственной идеоло­гии, консолидирующей и активизирующей народ, отрица­тельно сказывается на состоянии не только дел в различных сферах общества, но и общественной психики. Проведенные психологами и медиками исследования доказывают, что при отсутствии в государстве идеологии «немыслима жизнь не только державы, но и отдельно живущего в ней человека». Жизнь без государственной идеологии, как показало недав­нее прошлое, привела к тому, что свыше 70% населения Рос­сии оказалось в состоянии затяжного психоэмоционального и социального стресса, вызывающего рост депрессий, психо­зов, наркомании [15].

Необходимо обратить внимание на то, что смена одних ба­зовых ценностей социальной общности другими и, соответ­ственно, одной системы идейных постулатов государства дру­гой не столь частое явление. Постоянно рождающиеся практи­чески во всех странах проекты социального реформирования, как правило, отвергают лишь ставшие одиозными принципы и формы организации общественной жизни, складывавшиеся же веками ценности и формы общежития при этом остаются в своей основе неизменными. Истории известно достаточно мно­го примеров того, как вдохновлявшиеся радикальными идеями победоносные народные движения и восстания в различных странах, в том числе и в XX в., приводили к замене правящей элиты, переименованию некоторых институтов государства и новой политической риторике, но не более того. Появление же новой системы социальных ценностей связано с глубокими из­менениями в экономической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности сообщества и может стать основой для со­циальной революции и последующего радикального пере- устройства общества на новых идеях, принципах и представле­ниях. Но и при этом, как считает российский философ А.А. Зи­новьев, действует объективный закон социальной регенера­ции, суть которого в следующем: если разрушается социальная организация, но сохраняется людской материал и основные условия его жизнедеятельности (геополитические, материально-культурные, традиции и пр.), то вновь создаваемая социальная организация в ряде существенных черт оказывается близкой к разрушенной [16].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 978; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.234.165.107 (0.02 с.)