Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция государственности и история народаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Между теоретико-концептуальной интерпретацией государственности и писаной историей данного народа и его государства существует весьма жесткая взаимосвязь. В чем суть этой взаимосвязи? История государства определенного народа есть результат научного познания одной из сторон прошлого данного народа, а именно государственно-правовых форм организации его жизни в их конкретности и хронологической последовательности от древности до современной эпохи. История государства является органической частью общей истории страны: она акцентирует внимание на зарождении и развитии форм и принципов организации ее населения как общности. В то же время история того или иного государства, как и общая история создавшего его народа, не есть строгая наука; это - типичная область социально-гуманитарного знания, содержание которого неразрывно связано с социальными позициями, идейными установками познающего субъекта. В зависимости от того, кем и в каких условиях написана история государства данного народа, заведомо будут получены различные результаты с несовпадающими выводами и оценками. Как отмечают видные западные исследователи, «каждая эпоха с ее различными теориями совершенно по-новому подходит к изучению «одного и того же» предмета [4]» и «не надо думать, что хороший историк лишен страстей» [5]. Поэтому научные сочинения по истории того или иного народа и его государственности есть в то же время и идеологические произведения. Приведенные положения означают, что история определенного народа и его государства могут излагаться в соответствия с заранее разработанной концепцией его государственное;™ либо теоретическая интерпретация государственности может осуществляться в процессе написания истории народа и его государства. В этом состоит глубинная суть взаимосвязи между историей определенного народа и концепцией его государственности. На основе вышеизложенных методологических принципов рассмотрим закрепленные в официальной учебной литературе, а значит, и присутствующие в общественном сознании как положения национально-государственной идеологии представления: 1) о зарождении и становлении белорусской этнической общности; 2) развитии ее самосознания и формулировании белорусской национальной идеи; 3) значении для исторического развития белорусской общности вхождения в прошлом белорусских земель в состав различных государственных образований; 4) становлении и развитии белорусской национальной государственности.
Формирование белорусской этнической общности Славянские общности на белорусских землях Белорусская общность возникла не одномоментно, она появилась в результате этногенетических и политических процессов, происходивших на белорусских землях и смежных с Ними территориях на протяжении многих веков. Под термином «белорусские земли» будем понимать совокупность, первоначально слабо связанных между собой, территориальных единиц, в которых происходил процесс формирования и развития белорусского народа. Поэтому рассмотрению генезиса собственно белорусской общности должно предшествовать хотя бы краткое выяснение этногенетических процессов, в результате которых были созданы предпосылки для ее формирования. Согласно данным современной археологической науки, территория нынешней Беларуси не входила в прародину человечества. Люди здесь появились свыше 40 тыс. лет до н.э., этническая принадлежность их пока остается невыясненной. Судя по финским названиям некоторых рек (Двина, Свирь), на этих землях в то время проживали уральские племена финно-угорской ветви. В III- II тыс. до н.э. здесь появляются первые группы индоевропейцев, среди которых преобладало балтское население - предки современных латышей и литовце». Название «балты» образовано по аналогии с Балтийским Морем, как общее название для народов, говорящих на «балтийских» языках: древних прусов, литовцев, латышей, шелонян. В настоящее время сохранились только литовский и латышский языки [6]. Современную этническую карту Европы предопределило Великое переселение народов — массовое передвижение европейских и азиатских племен во II—VII вв. н.э. Этот процесс повлиял и на этнический состав территории будущей Беларуси. Сюда с IV в. стали проникать группы славян — так называлась совокупность близкородственных племен — носителей своеобразной земледельческой культуры. Они были известны задолго до нашей эры.
Славяне Славяне - самая крупная в Европе группа народов, объединенная близостью языков и общностью происхождения. Большинство исследователей приходят к выводу, что прародиной славян является территория Центральной и Восточной Европы, ограниченной с запада верховьями Одера и Вислы, с севера - рекой Припять, с юга - верховьями Днестра, Южного Буга и бассейном Роси, с востока - Средним Приднепровьем и Верховьем Оки. В результате расселения славян и последующих этно-политических процессов постепенно образовалось три группы - восточные (белорусы, русские, украинцы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане) и южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы-мусульмане, славяне). Первоначально каждая из них состояла из особых племенных общностей. Среди восточных славян уже в V в. известны дулебы; позднее в «Повести временных лет» названы поляне, северяне, древляне, уличи, тиверцы, хорваты, бужане, волыняне, дреговичи, кривичи, радимичи, вятичи и др. В последующие столетия территория расселения славян претерпела существенные изменения. Этническое и политическое развитие славян претерпело сложную историю. Во второй половине I тыс. возникли древнейшие славянские государства: первое Болгарское царство, Великоморавское государство, Древнерусское государство и др. Одновременно стали формироваться средневековые славянские народности: поляки, чехи и словаки (западные славяне); словенцы, сербы, хорваты и болгары (южные славяне); результатом процесса ассимиляции восточных славян явилась древнерусская народность. В настоящее время славяне составляют основную часть населения Болгарии, Беларуси, Боснии, Македонии, Польши, России, Словакии, Словении, Сербии, Черногории, Украины, Хорватии, Чехии; живут также в Германии. Общая численность славянских народов составляет ныне более 300 млн человек Источники: Беларуская энцыклапедыя: у 18т. Мінск, 1996. Т. 2. С. 261; Гимбутас, М. Балты. Люди янтарного моря /М. Гимбутас. М., 2004. С. 24; Рыбаков, Б.А. Рождение Руси / Б.А. Рыбаков. М., 2003. С. 26.
Массовое расселение славян в балтском ареале происходит в VIII - IX вв. К X в. славяне заселили большую часть современной Беларуси, хотя островки балтского населения среди массивов славянских территорий продолжали существовать еще весьма длительное время. Большинство исследователей полагают, что славяне проникли сюда с юга, из области Среднего Поднепровья. Однако некоторые историки считают возможным проникновение славян в Верхнее Поднепровье и Подвинье северным путем со стороны славянского балтийского Поморья. Проникновение славян на белорусские земли явилось мощным фактором, вызвавшим к жизни новые этногенетические процессы. Взаимодействие славян с балтскими племенами было сложным, противоречивым, хотя и носило в основном мирный характер. Большая часть балтского населения была ассимилирована славянами; другая его часть вытеснена на северозапад, в Прибалтику, где стала участником формирования литовского и латышского этносов; третья часть продолжала оставаться на своих прежних местах. Ассимиляция этих групп балтов славянами на территории Беларуси продолжалась до XII—XIII вв. и даже позже. В ходе славянизации аборигенов славяне в той или иной мере изменяли и свой этнический облик. В процессе расселения славянские племена объединялись в более крупные общности - союзы племен. На территории Беларуси летописи называют несколько этнических общностей, которые рассматриваются учеными как племенные союзы. Обычно в учебниках по истории указываются три такие общности - дреговичи, радимичи и кривичи. Но если подходить к этому вопросу более точно, то частично на белорусских землях располагались также волыняне, древляне и северяне. Что касается кривичей, то большую часть территории их расселения составляли земли, ныне входящие в состав России. Исторически сложилось так, что одна часть кривичей группировалась вокруг Полоцка, а другая - вокруг Смоленска. Поэтому в современной литературе первых называют полоцкими кривичами, вторых — смоленскими кривичами.
Древнерусская народность С X—XIII веками связан новый период этнической истории восточных славян. Его интерпретация положила начало расхождениям между исследователями в понимании процесса формирования белорусской этнической общности. Эти расхождения обусловлены не только сложностями познавательного характера, но и, как уже отмечалось, социальной и мировоззренческой позициями самих ученых. Предметом», разногласий является проблема древнерусской народности. Ее решением предопределяется и суть предлагаемых концепций возникновения белорусской, равно как русской и украинской, общности [7]. Суть указанной проблемы состоит в ответе на вопрос: существовала ли в действительности такая историческая общность людей, как древнерусская народность или она есть лишь плод воображения исследователей? В зависимости от содержания ответа даются и интерпретации процесса формирования белорусской, русской и украинской этнических общностей. Если она существовала, то формирование указанных трех общностей произошло в результате процесса дифференциации древнерусской народности; если она есть плод воображения ученых, то формирование белорусской, русской и украинской общностей выводится из процесса непосредственной консолидации различных групп летописных племен. Отметим сразу, что концепция белорусской государствености, которая положена в основу официальных изданий по истории Беларуси, исходит из факта существования в прошлом древнерусской народности [8]. Далее будут приведены соответствующие доводы, но предварительно рассмотрим значение понятия «народность». Особых расхождений между отечественными исследователями относительно того, что такое народность и какими признаками она обладает, не наблюдается. Практически все они сходятся на том, что это — территориальная общности людей, которая по уровню социокультурного развития занимает промежуточное положение между союзом племен и нацией и которая характерна для раннеклассовых обществ. В числе признаков народности обычно указываются государственное и территориальное единство, наличие общего названия (или самоназвания), общность языка, культуры, религии, законодательства [9]. Термин «древнерусская народность», вошел в оборот в середине XX в. и применяется для обозначения этнического единства восточных славян времен Киевской Руси. Одновременно он используется для того, чтобы отличить жителей древней Руси, которые называли себя рускими или руськими, от современных русских. До того с тем же значением применялись термины «руская народность», «руский народ», «руские славяне», «восточные славяне», «славянская народность» [10]. В настоящее время в литературе наиболее употребительным является термин «древнерусская народность», хотя и другие также используются в зависимости от контекста изложения применительно к населению древней Руси. Вернемся к тому периоду этнической истории восточных славян, исходный рубеж которого относится к концу IX — началу X вв. и заканчивается серединой XIII в. Это была эпоха Киевской Руси — время возникновения и существования крупнейшего средневекового государства Восточной Европы. Что касается этногенетических процессов, происходивших на его территории, то известный украинский историк и археолог П.П. Толочко сказал о них так: «Если заняться арифметическим сложением высказанных за время более чем 200-летних исследований мыслей, подавляющее большинство составят то, что так или иначе утверждали этническое единство восточных славян киеворуских времен» [11]. Историки же, утверждавшие, что уже в эпоху Киевской Руси фактически определились три восточнославянских народа — русские, украинцы и белорусы, — составляют незначительное меньшинство. Правда, в постсоветский период, когда эти народы обрели свою государственную суверенность, часть историков вновь стали реанимировать данную мысль. Это те исследователи, которые восприняли новые реальности как своеобразный социальный заказ на идейное обоснование нынешней политической и этнокультурной ситуации историческими традициями [12]. Практически весь огромный фактический материал, относящийся к киеворуской эпохе истории этнического развития восточных славян, неопровержимо свидетельствует о существовании особой этнотерриториальной общности — древнерусской народности. Ее возникновение явилось результатом процесса сглаживания племенных различий восточных славян, который был обусловлен потребностями их политического, экономического и культурного развития. Согласно современным представлениям об этногенезе, формирование народности и государства есть взаимообусловленные исторические процессы. В данном случае сначала в Среднем Поднепровье на рубеже УШ-ГХ вв. складывается государственное образование Русь с центром в Киеве, которое затем берет на себя функцию защиты всех восточнославянских земель от внешних завоевателей. Так в последней четверти IX в. возникло государство восточных славян Русь, книжное название которого — Древнерусское государство, или Киевская Русь. Правили этим огромным по средневековым меркам государственным образованием русские князья династии Рюриковичей. Одновременно происходил процесс консолидации восточных славян в единую этнокультурную общность. В этом государстве существовали единые язык, культура и законодатель ство, а с 988 г. в нем начало утверждаться христианство в греко-византийской его разновидности — православие. Постепенно население Древнерусского государства отказывалось от племенных самоназваний и стало сознавать свою принадлежность к Руси. Например, последние упоминания в летописи полян датируется 944 г., северян — 1024, древлян — 1136, дреговичей -1149, кривичей — 1162, радимичей — 1169 г. [ 13]. В то же время в летописях XII—XIII вв. «русью», «русичами», «русинами», «руськими» называлось население практически всех крупных городов этого государства, в том числе Полоцка, Витебска, Турова, Пинска, Менска, Берестья, Городни и др. Надо заметить, что уже в «Слове о законе и благодати» киевского митрополита Илариона, литературном памятнике 1049. г., употреблено понятие «народ русский» [14]. Следовательно, известный русский историк В.О. Ключевский допускает, по крайней мере, неточность, утверждая, что «нигде, ни в одном памятнике не встретим выражения русский народ», и тем более он неправ в своем суждении, что в половине XI в. «еще не существовало самого этого народа» [15]. На данные положения В.О. Ключевского непременно ссылаются те отечественные исследователи, которые ставят под сомнение или вовсе отрицают существование древнерусской народности и самого древнерусского государства. Это при том, что сам В.О. Ключевский, существование русской народности не отрицал, но считал, что «к половине XI в. были готовы только этнографические элементы, из которых потом долгим и трудным процессом вырабатывается русская народность» [16]. Самым убедительным доказательством существования уже в XI в. древнерусской народности и ее государственности является самосознание восточных славян в указанное время, которое получило свое закрепление в их самоназвании — народ (язык) русский, а также в названии принадлежащей им территории или, если употребить современный термин, страны их проживания — Русская земля, или просто Русь.
Название «Русь» Словом «Русь» первоначально называлось восточнославянское княжество с центром в Киеве и составляющее его население; впоследствии название «Русь» стало прилагаться ко всем восточным славянам и их государственности. Свою принадлежность к Руси сознавали и предки современных белорусов. Относительно происхождения этого названия существует несколько версий. Согласно одной, летописной, название Русь восходит к наименованию появившихся на славянских землях скандинавских (норманнских) викингов-варягов из племени русь. По другой версии, также основанной на летописном сообщении (ее автором является историк Б.А. Рыбаков) - это было название соседнего с полянами племени, которое помещалось на реке Рось, притоке Днепра, и имя этой реки связано с названием племени. В последующем эти два племени - рось и поляне - слились в одно, за которым закрепилось название Русь. Факт такого их слияния, считает Рыбаков, отражен в летописной фразе: «Поляне, яже ныне зовомая Русь». Согласно третьему предположению, которое разделяет ряд исследователей, термин «русь» имеет глубокие корни в извечном славянском мире и такое название могли иметь славяне в первоначальном ареале их формирования, которые затем разнесли его по всему пространству своего расселения. Поэтому не поляне со временем стали называться русью, а часть ру-си стала называться полянами после расселения восточных славян, подобно тому, как другие получили дополняющие имена древлян, дреговичей, радимичей, северян, вятичей, кривичей и т.д. Вопрос о происхождении названия «Русь» остается открытым и поныне. Источники: Беларуская энцыклапедыя:у 18т. Мiнск, 2001. Т. 13. С.422-473; Рыбаков, Б.А. Рождение Руси / Б.А. Рыбаков. М., 2003. С. 46; Загарульскi, Э.М. Заходняя Русь: IX—XIII стст. /Э.М. Загарульскi. Мiнск, 1998. С. 52-58.
Таким образом, в IX—XI вв. в результате консолидации различных восточнославянских общностей — полян, древлян, северян, волынян, хорватов, дреговичей, радимичей, вятичей, кривичей, словен и других — сформировалась новая, восточнославянская этническая общность — древнерусская народность. Ее единство оказалось столь прочным, что в эпоху феодальной раздробленности Руси сама народность не только не распалась, по и еще более консолидировалась [17]. Согласно Б.А. Рыбакову, вплоть до XIV в. — времени Куликовской битвы — восточные славяне продолжали считать себя одним целым. О прочности древнерусской народности свидетельствует и тот факт, что после разрыва под ударами монголов связей между русскими землями возникло не 15 территориальных общностей, как это было в период раздробленности Киевской Руси [ 18], а три восточнославянских народа — белорусы, русские и украинцы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.49.59 (0.016 с.) |