Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция государственности и история народа

Поиск

Между теоретико-концептуальной интерпретацией государственности и писаной историей данного народа и его государства существует весьма жесткая взаимосвязь. В чем суть этой взаимосвязи?

История государства определенного народа есть результат научного познания одной из сторон прошлого данного народа, а именно государственно-правовых форм организации его жизни в их конкретности и хронологической последовательности от древности до современной эпохи. История государства является органической частью общей истории страны: она акцентирует внимание на зарождении и развитии форм и принципов организации ее населения как общности.

В то же время история того или иного государства, как и общая история создавшего его народа, не есть строгая наука; это - типичная область социально-гуманитарного знания, содержание которого неразрывно связано с социальными позициями, идейными установками познающего субъекта. В зависимости от того, кем и в каких условиях написана история государства данного народа, заведомо будут получены различные результаты с несовпадающими выводами и оценками. Как отмечают видные западные исследователи, «каждая эпоха с ее различными теориями совершенно по-новому подходит к изучению «одного и того же» предмета [4]» и «не надо думать, что хороший историк лишен страстей» [5]. Поэтому научные сочинения по истории того или иного народа и его государственности есть в то же время и идеологические произведения.

Приведенные положения означают, что история определенного народа и его государства могут излагаться в соответствия с заранее разработанной концепцией его государственное;™ либо теоретическая интерпретация государственности может осуществляться в процессе написания истории народа и его государства. В этом состоит глубинная суть взаимосвязи между историей определенного народа и концепцией его государственности.

На основе вышеизложенных методологических принципов рассмотрим закрепленные в официальной учебной литературе, а значит, и присутствующие в общественном сознании как поло­жения национально-государственной идеологии представле­ния: 1) о зарождении и становлении белорусской этнической общности; 2) развитии ее самосознания и формулировании бе­лорусской национальной идеи; 3) значении для исторического развития белорусской общности вхождения в прошлом бело­русских земель в состав различных государственных образова­ний; 4) становлении и развитии белорусской национальной го­сударственности.

 

Формирование белорусской этнической общности

Славянские общности на белорусских землях

Белорусская общность возникла не одномоментно, она появилась в результате этногенетических и политических про­цессов, происходивших на белорусских землях и смежных с Ними территориях на протяжении многих веков. Под терми­ном «белорусские земли» будем понимать совокупность, пер­воначально слабо связанных между собой, территориальных единиц, в которых происходил процесс формирования и развития белорусского народа. Поэтому рассмотрению генезиса собственно белорусской общности должно предшество­вать хотя бы краткое выяснение этногенетических процес­сов, в результате которых были созданы предпосылки для ее формирования.

Согласно данным современной археологической науки, тер­ритория нынешней Беларуси не входила в прародину челове­чества. Люди здесь появились свыше 40 тыс. лет до н.э., этни­ческая принадлежность их пока остается невыясненной. Судя по финским названиям некоторых рек (Двина, Свирь), на этих землях в то время проживали уральские племена финно-угорской ветви. В III- II тыс. до н.э. здесь появляются первые группы индоевропейцев, среди которых преобладало балтское население - предки современных латышей и литов­це». Название «балты» образовано по аналогии с Балтийским Морем, как общее название для народов, говорящих на «балтий­ских» языках: древних прусов, литовцев, латышей, шелонян. В настоящее время сохранились только литовский и латыш­ский языки [6].

Современную этническую карту Европы предопределило Великое переселение народов — массовое передвижение евро­пейских и азиатских племен во II—VII вв. н.э. Этот процесс повлиял и на этнический состав территории будущей Беларуси. Сюда с IV в. стали проникать группы славян — так называлась совокупность близкородственных племен — носителей своеоб­разной земледельческой культуры. Они были известны задолго до нашей эры.

 

Славяне

Славяне - самая крупная в Европе группа народов, объединенная бли­зостью языков и общностью происхождения. Большинство исследователей приходят к выводу, что прародиной славян является территория Централь­ной и Восточной Европы, ограниченной с запада верховьями Одера и Вислы, с севера - рекой Припять, с юга - верховьями Днестра, Южного Буга и бассей­ном Роси, с востока - Средним Приднепровьем и Верховьем Оки.

В результате расселения славян и последующих этно-политических про­цессов постепенно образовалось три группы - восточные (белорусы, рус­ские, украинцы), западные (поляки, чехи, словаки, лужичане) и южные (бол­гары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы-мусульмане, славяне). Первоначально каждая из них состояла из особых пле­менных общностей. Среди восточных славян уже в V в. известны дулебы; позднее в «Повести временных лет» названы поляне, северяне, древляне, уличи, тиверцы, хорваты, бужане, волыняне, дреговичи, кривичи, радимичи, вятичи и др. В последующие столетия территория расселения славян претер­пела существенные изменения.

Этническое и политическое развитие славян претерпело сложную исто­рию. Во второй половине I тыс. возникли древнейшие славянские государ­ства: первое Болгарское царство, Великоморавское государство, Древне­русское государство и др. Одновременно стали формироваться средневековые славянские народности: поляки, чехи и словаки (западные славяне); словенцы, сербы, хорваты и болгары (южные славяне); результатом процесса ассимиляции восточных славян явилась древнерусская народность. В на­стоящее время славяне составляют основную часть населения Болгарии, Бе­ларуси, Боснии, Македонии, Польши, России, Словакии, Словении, Сербии, Черногории, Украины, Хорватии, Чехии; живут также в Германии. Общая численность славянских народов составляет ныне более 300 млн человек

Источники: Беларуская энцыклапедыя: у 18т. Мінск, 1996. Т. 2. С. 261; Гимбутас, М. Балты. Люди янтарного моря /М. Гимбутас. М., 2004. С. 24; Рыбаков, Б.А. Рождение Руси / Б.А. Рыбаков. М., 2003. С. 26.

 

Массовое расселение славян в балтском ареале происходит в VIII - IX вв. К X в. славяне заселили большую часть современной Беларуси, хотя островки балтского населения среди масси­вов славянских территорий продолжали существовать еще весьма длительное время. Большинство исследователей по­лагают, что славяне проникли сюда с юга, из области Сред­него Поднепровья. Однако некоторые историки считают возможным проникновение славян в Верхнее Поднепровье и Подвинье северным путем со стороны славянского балтий­ского Поморья.

Проникновение славян на белорусские земли явилось мощным фактором, вызвавшим к жизни новые этногенетические процессы. Взаимодействие славян с балтскими племе­нами было сложным, противоречивым, хотя и носило в основ­ном мирный характер. Большая часть балтского населения была ассимилирована славянами; другая его часть вытеснена на северозапад, в Прибалтику, где стала участником формиро­вания литовского и латышского этносов; третья часть продол­жала оставаться на своих прежних местах. Ассимиляция этих групп балтов славянами на территории Беларуси продолжа­лась до XII—XIII вв. и даже позже. В ходе славянизации абори­генов славяне в той или иной мере изменяли и свой этниче­ский облик.

В процессе расселения славянские племена объединялись в более крупные общности - союзы племен. На территории Бе­ларуси летописи называют несколько этнических общностей, которые рассматриваются учеными как племенные союзы. Обычно в учебниках по истории указываются три такие общ­ности - дреговичи, радимичи и кривичи. Но если подходить к этому вопросу более точно, то частично на белорусских зем­лях располагались также волыняне, древляне и северяне. Что ка­сается кривичей, то большую часть территории их расселения составляли земли, ныне входящие в состав России. Истори­чески сложилось так, что одна часть кривичей группирова­лась вокруг Полоцка, а другая - вокруг Смоленска. Поэтому в современной литературе первых называют полоцкими кри­вичами, вторых — смоленскими кривичами.

 

Древнерусская народность

С X—XIII веками связан новый период этнической истории восточных славян.

Его интерпретация положила начало расхождениям между исследователями в понимании процес­са формирования белорусской этнической общности. Эти расхождения обусловлены не только сложностями познава­тельного характера, но и, как уже отмечалось, социальной и мировоззренческой позициями самих ученых. Предметом», разногласий является проблема древнерусской народности. Ее решением предопределяется и суть предлагаемых концепций возникновения белорусской, равно как русской и украинской, общности [7].

Суть указанной проблемы состоит в ответе на вопрос: су­ществовала ли в действительности такая историческая общность людей, как древнерусская народность или она есть лишь плод воображения исследователей? В зависимости от содержания ответа даются и интерпретации процесса формирования белорусской, русской и украинской этнических общностей. Если она существовала, то формирование указанных трех общностей произошло в результате процесса дифференциации древнерусской народности; если она есть плод воображения ученых, то формирование белорусской, русской и украинской общностей выводится из процесса непосредственной консолидации различных групп летописных племен.

Отметим сразу, что концепция белорусской государствености, которая положена в основу официальных изданий по истории Беларуси, исходит из факта существования в прошлом древнерусской народности [8]. Далее будут приведены соответствующие доводы, но предварительно рассмотрим значение понятия «народность».

Особых расхождений между отечественными исследователями относительно того, что такое народность и какими признаками она обладает, не наблюдается. Практически все они сходятся на том, что это — территориальная общности людей, которая по уровню социокультурного развития занимает промежуточное положение между союзом племен и нацией и которая характерна для раннеклассовых обществ. В числе признаков народности обычно указываются государственное и территориальное единство, наличие общего названия (или самоназвания), общность языка, культуры, религии, законодательства [9].

Термин «древнерусская народность», вошел в оборот в середине XX в. и применяется для обозначения этнического единства восточных славян времен Киевской Руси. Одновременно он используется для того, чтобы отличить жителей древней Руси, которые называли себя рускими или руськими, от современных русских. До того с тем же значением применялись термины «руская народность», «руский народ», «руские славяне», «восточные славяне», «славянская народность» [10]. В настоя­щее время в литературе наиболее употребительным является термин «древнерусская народность», хотя и другие также используются в зависимости от контекста изложения примени­тельно к населению древней Руси. Вернемся к тому периоду этнической истории восточных славян, исходный рубеж которого относится к концу IX — началу X вв. и заканчивается серединой XIII в. Это была эпоха Киевской Руси — время возникновения и существования крупнейшего средневекового государства Восточной Европы. Что касается этногенетических процессов, происходивших на его территории, то известный украинский историк и археолог П.П. Толочко сказал о них так: «Если заняться арифметическим сложением высказанных за время более чем 200-летних исследований мыслей, подавляющее большинство составят то, что так или иначе утверждали этническое единство восточ­ных славян киеворуских времен» [11]. Историки же, утверж­давшие, что уже в эпоху Киевской Руси фактически определи­лись три восточнославянских народа — русские, украинцы и белорусы, — составляют незначительное меньшинство. Правда, в постсоветский период, когда эти народы обрели свою государственную суверенность, часть историков вновь стали реанимировать данную мысль. Это те исследователи, которые восприняли новые реальности как своеобразный социальный заказ на идейное обоснование нынешней политической и эт­нокультурной ситуации историческими традициями [12].

Практически весь огромный фактический материал, отно­сящийся к киеворуской эпохе истории этнического развития восточных славян, неопровержимо свидетельствует о существовании особой этнотерриториальной общности — древнерус­ской народности. Ее возникновение явилось результатом про­цесса сглаживания племенных различий восточных славян, который был обусловлен потребностями их политического, экономического и культурного развития.

Согласно современным представлениям об этногенезе, фор­мирование народности и государства есть взаимообусловлен­ные исторические процессы. В данном случае сначала в Сред­нем Поднепровье на рубеже УШ-ГХ вв. складывается государ­ственное образование Русь с центром в Киеве, которое затем бе­рет на себя функцию защиты всех восточнославянских земель от внешних завоевателей. Так в последней четверти IX в. воз­никло государство восточных славян Русь, книжное название которого — Древнерусское государство, или Киевская Русь. Правили этим огромным по средневековым меркам государ­ственным образованием русские князья династии Рюрикови­чей. Одновременно происходил процесс консолидации восточ­ных славян в единую этнокультурную общность. В этом госу­дарстве существовали единые язык, культура и законодатель ство, а с 988 г. в нем начало утверждаться христианство в греко-византийской его разновидности — православие. Постепенно население Древнерусского государства отказывалось от пле­менных самоназваний и стало сознавать свою принадлежность к Руси. Например, последние упоминания в летописи полян датируется 944 г., северян — 1024, древлян — 1136, дреговичей -1149, кривичей — 1162, радимичей — 1169 г. [ 13]. В то же время в летописях XII—XIII вв. «русью», «русичами», «русинами», «руськими» называлось население практически всех крупных городов этого государства, в том числе Полоцка, Витебска, Турова, Пинска, Менска, Берестья, Городни и др.

Надо заметить, что уже в «Слове о законе и благодати» киевского митрополита Илариона, литературном памятнике 1049. г., употреблено понятие «народ русский» [14]. Следовательно, известный русский историк В.О. Ключевский допускает, по крайней мере, неточность, утверждая, что «нигде, ни в одном памятнике не встретим выражения русский народ», и тем более он неправ в своем суждении, что в половине XI в. «еще не су­ществовало самого этого народа» [15]. На данные положения В.О. Ключевского непременно ссылаются те отечественные исследователи, которые ставят под сомнение или вовсе отрицают существование древнерусской народности и самого древнерусского государства. Это при том, что сам В.О. Ключевский, существование русской народности не отрицал, но считал, что «к половине XI в. были готовы только этнографические элементы, из которых потом долгим и трудным процессом вырабатывается русская народность» [16].

Самым убедительным доказательством существования уже в XI в. древнерусской народности и ее государственности явля­ется самосознание восточных славян в указанное время, которое получило свое закрепление в их самоназвании — народ (язык) русский, а также в названии принадлежащей им территории или, если употребить современный термин, страны их проживания — Русская земля, или просто Русь.

 

Название «Русь»

Словом «Русь» первоначально называлось восточнославянское кня­жество с центром в Киеве и составляющее его население; впоследствии на­звание «Русь» стало прилагаться ко всем восточным славянам и их госу­дарственности. Свою принадлежность к Руси сознавали и предки со­временных белорусов. Относительно происхождения этого названия суще­ствует несколько версий. Согласно одной, летописной, название Русь вос­ходит к наименованию появившихся на славянских землях скандинавских (норманнских) викингов-варягов из племени русь. По другой версии, также основанной на летописном сообщении (ее автором является историк Б.А. Рыбаков) - это было название соседнего с полянами племени, которое помещалось на реке Рось, притоке Днепра, и имя этой реки связано с назва­нием племени. В последующем эти два племени - рось и поляне - слились в одно, за которым закрепилось название Русь. Факт такого их слияния, считает Рыбаков, отражен в летописной фразе: «Поляне, яже ныне зовомая Русь». Согласно третьему предположению, которое разделяет ряд исследо­вателей, термин «русь» имеет глубокие корни в извечном славянском мире и такое название могли иметь славяне в первоначальном ареале их форми­рования, которые затем разнесли его по всему пространству своего рассе­ления. Поэтому не поляне со временем стали называться русью, а часть ру-си стала называться полянами после расселения восточных славян, подоб­но тому, как другие получили дополняющие имена древлян, дреговичей, ра­димичей, северян, вятичей, кривичей и т.д. Вопрос о происхождении назва­ния «Русь» остается открытым и поныне.

Источники: Беларуская энцыклапедыя:у 18т. Мiнск, 2001. Т. 13. С.422-473; Рыбаков, Б.А. Рождение Руси / Б.А. Рыбаков. М., 2003. С. 46; Загарульскi, Э.М. Заходняя Русь: IX—XIII стст. /Э.М. Загарульскi. Мiнск, 1998. С. 52-58.

 

Таким образом, в IX—XI вв. в результате консолидации раз­личных восточнославянских общностей — полян, древлян, севе­рян, волынян, хорватов, дреговичей, радимичей, вятичей, кри­вичей, словен и других — сформировалась новая, восточносла­вянская этническая общность — древнерусская народность. Ее единство оказалось столь прочным, что в эпоху феодальной раздробленности Руси сама народность не только не распалась, по и еще более консолидировалась [17]. Согласно Б.А. Рыбако­ву, вплоть до XIV в. — времени Куликовской битвы — восточные славяне продолжали считать себя одним целым. О прочности древнерусской народности свидетельствует и тот факт, что по­сле разрыва под ударами монголов связей между русскими зем­лями возникло не 15 территориальных общностей, как это бы­ло в период раздробленности Киевской Руси [ 18], а три восточ­нославянских народа — белорусы, русские и украинцы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 696; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.49.59 (0.016 с.)