Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Место истории в системе гуманитарных знаний.↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Место истории в системе гуманитарных знаний. История – это наука, которая изучает прошлое человека и человеческого общества во всем многообразии. История как способ самопознания страны, человека существовала с древних времен. Без знания прошлого нельзя понять настоящее и в какой-то мере предсказать будущее. Все наши сегодняшние проблемы, как правило, имеют корни в более отдаленных временах. Исторические источники: 1) устные предания, легенды, в которых вымысел переплетается с реальными фактами; 2) письменные документы. Самые древние – глиняные таблички с клинописью, древнеегипетские иероглифы. К письменным источникам относятся также летописи, судебники, договоры, литературные и публицистические памятники и др.; 3) археологические находки; 4) архитектурные сооружения. Один из главных принципов, нарушение которого при изучении истории может привести к ее искажению, – историзм. Это означает, что создание научной концепции, догадки и предположения должны быть исторически выверенными и исторически обусловленными. Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества. Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы: 1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития; 2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей; 3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни; 4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных. Историю нашего Отечества невозможно понять вне связи с мировыми историческими процессами, с развитием мирового сообщества. Историки рассматривают историю России во взаимосвязи с мировыми общественными процессами. Современная историческая наука, стремясь к многостороннему, объемному изображению исторических событий и процессов, не может достигнуть какой-то окончательной истины. Это связано с тем, что со временем появляются новые факты, открываются новые источники. Каждое новое поколение задает свои вопросы истории в поисках решения сегодняшних проблем. История несет познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренчески-воспитывающую функции. Она способствует нравственному развитию человеческой личности, формированию культуры, гражданственности, патриотизма и интернационализма, сохранению, упрочению общечеловеческих ценностей.
Общая характеристика мировых цивилизаций. Истоки первых цивилизаций уходят в период существования раннеземледельческих обществ. Благодаря строительству грандиозных по тем временам ирригационных сооружений, резко повысилась производительность сельского хозяйства. В обществах, вступивших на путь цивилизации, ремесло отделилось от сельского хозяйства. Появились города — особый тип поселений, в которых жители, по крайней мере частично, были освобождены от сельского хозяйства. Начали возводиться монументальные сооружения: храмы, усыпальницы, пирамиды и т. д., имеющие непосредственно хозяйственное назначение. Началось социальное расслоение общества. В нем появились разные социальные группы, отличающиеся друг от друга по профессиональным признакам, по социальному статусу, по материальному положению, по объему прав и привилегий. Сформировались государства — системы органов организации и управления жизнедеятельностью общества, защиты социальных интересов одних групп и подавления других. Была создана письменность, благодаря которой люди могли зафиксировать в материальной форме достижения своей культуры: идеи, верования, традиции, законы и передать их потомству. Геополитическое положение Руси в XIII веке. Древнерусское государство — крупнейшая держава средневековой Европы. Русь сложилась и заняла «срединное» геополитическое положение в системе сопредельных цивилизаций: между католической Европой, арабским мусульманским Востоком, восточно-христианской Византийской империей, иудейским Хазарским каганатом, кочевниками-язычниками. История государственности и государственного управления на Руси IX — XIII вв. нашла отражение в древнейшей общерусской летописи «Повесть временных лет», летописных сводах отдельных княжеств, уставах и других княжеских актах, произведениях общественно-политической мысли Древней Руси, житийной литературе, былинном эпосе. Отдельные стороны государственного управления и этапы его развития на Руси освещены в византийских и европейских хрониках, восточных нарративных источниках. В дореволюционной историографии Древнерусское государство изучалось в русле или под влиянием «государственной школы», которая рассматривала Киевскую Русь как самобытное общество и государство, развивавшееся иным, чем Европа, путем (исключение составляли Н.П. Павлов-Сильванский и незначительный круг его последователей, доказывавших развитие в Киевской Руси феодализма). Советская историография была ограничена догматизированной вариацией теории общественно-экономических формаций. М.Н. Покровский первоначально развивал применительно к этой эпохе идею торгового капитализма. С конца 30-х гг. после работ Б.Д. Грекова в официальной историографии утвердились представления о Древнерусском государстве как раннефеодальной монархии. В то же время С.В. Юшков в большей степени склонялся к термину «дофеодальное государство», белорусская школа историков (А.П. Пьянков, В.И. Горемыкина) вслед за С. В. Бахрушиным отстаивала рабовладельческий характер общественных отношений. И.Я. Фроянов и его школа (С.-Петербург) обосновывают теорию патриархального характера Древней Руси. С этой точки зрения, Киевская Русь не государство, а гигантский суперсоюз племен, в составе которого складываются города-государства. На наш взгляд, все эти концепции строятся на основе аналогий с европейским историческим процессом и искусственно подгоняют факты под теорию общественно-экономических формаций. По нашему мнению, становление государственного управления на Руси целесообразно рассмотреть в контексте цивилизационного (культурно-исторического) подхода с учетом геоэтнокультурогенеза, духовных процессов и геополитических факторов, определявших развитие древнерусской государственности в условиях смены преобладающих типов общественного развития.
Образование русского централизованного государства. Процесс объединения Северо-Восточной и Северо-Западной Руси завершился к концу XV в. Образованное централизованное государство стало называться Россией. Окончательное складывание единого Российского государства относят ко времени правления Ивана III (1462–1505): 1) практически мирно прошло присоединение в 1463 г. Ярославля и в 1474 г. Ростова; 2) ожесточенное сопротивление оказала часть населения Новгорода в 1478 г.; 3) в 1485 г. после небольших боев была присоединена Тверь. Уже при сыне Ивана III Василии III (1505–1533) в 1510 г. в состав России вошел Псков и последней в 1521 г. – Рязань. В 1480 г. было снято монголо-татарское иго – Россия стала независимой. Единое Российское государство: 1)центральную власть в стране проводили великий князь и вместе с ним Боярская дума (совещательный орган при правителе). Одновременно с боярской верхушкой входило в силу также и служилое дворянство. Оно часто являлось опорой великому князю во время его борьбы с родовитым боярством. За службу дворяне обретали поместья, которые не могли передаваться по наследству. В начале XVI в. были образованы приказы – учреждения, выполнявшие функции управления военными, судебными и финансовыми делами. Возглавлял приказ боярин или дьяк – крупный государственный чиновник. Со временем задачи государственного управления усложнялись, число приказов выросло. Оформление приказной системы позволяло усилить централизованное управление страной; 2) страна разделялась на уезды (которые представляли собой прежние удельные княжества) во главе с наместником. Уезды, в свою очередь, делились на волости во главе с волостелями; 3) наместники и волостели получали земли в кормление, с которых они собирали часть налогов в свою пользу. Назначение на должности происходило на основе местничества (так назывался порядок, при котором предпочтение во время назначения на государственную службу имели люди родовитые, знатные, а не отличающиеся знаниями, умом и соответствующими способностям). Позднее кормления были отменены. На местах управление находилось в руках губных старост (губа – округ), которые избирались из местных дворян, а также земских старост, которых выбирали из числа черносошного населения, и городовых приказчиков – из городских жителей; 4) в XVI в. сложился аппарат государственной власти в форме сословно-представительной монархии. Мероприятия, которые были направлены на укрепление великокняжеской власти, очень активно проводил Иван IV. На начальном этапе своего правления Иван IV еще мирился с существованием Избранной рады – Ближней думы государя, куда входили его ближайшие единомышленники. Избранная рада не являлась официальным государственным органом, но на деле управляла Российским государством от имени царя. В 1549 г. был созван первый Земский собор, который являлся совещательным органом, собранием сословных представителей от бояр, дворян, духовенства, купцов, посадских людей и черносошных крестьян. Решениями Земского собора были приняты меры, значительно расширившие права дворян и ограничивающие права крупных феодалов – бояр, которые могли бы составить оппозицию царю. Земские соборы не были постоянно действующими органами государственной власти, они собирались нерегулярно. Освоение Урала и Сибири. Начатое еще в конце XVI в. освоение Россией Сибири и Урала активно продолжалось и в XVII в. Сибирское ханство, владевшее Западной Сибирью, было обширным государством, в которое, кроме сибирских татар, входили ханты, манси, зауральские башкиры и другие народы. Русское правительство поставило задачу их присоединения к России. Оно привлекало к решению этой задачи фактических хозяев Среднего Приуралья — солепромышленников Строгановых, которые владели огромными землями и имели собственные вооруженные отряды. По жалованной грамоте Ивана IV Строгановы начали в Западной Сибири строительство крепостей. В конце 1581 г. — начале 1582 г. состоявший на службе у Строгановых казачий атаман Ермак со своим отрядом (численностью около 600 человек) двинулся в поход. Ему удалось разбить войска Кучума и захватить его столицу Кашлык. В результате этой операции население Сибири согласилось платить дань не Кучуму, а Ермаку. В 1584 г. Ермак погиб в бою. Итак, начало присоединению к России Сибири было положено. Большие массы русского крестьянства двинулись на просторы Сибири, осваивая ее плодородные земли. В 80-90-х гг. XVI в. Западная Сибирь вошла в состав России. В течение XVII в. русские продвинулись от Западной Сибири до берегов Тихого океана, Камчатки и Курильских островов. Стремительное движение на восток стимулировалось поиском новых земель и полезных ископаемых, прежде всего золота и серебра. Исторически так сложилось, что низкая плотность населения и суровые климатические условия не благоприятствовали социальному развитию этого региона. Продвижение русских по Сибири осуществлялось по двум направлениям. По одному из них, лежавшему вдоль северных морей, мореходы и землепроходцы двигались к северо-восточной оконечности материка. В 1648 г. казак Семен Дежнев на небольших судах с горсткой людей открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки. Другой маршрут на восток пролегал вдоль южных границ Сибири. Здесь землепроходцы тоже в короткий срок достигли берегов Тихого океана. Василий Поярский в 1645 г. вышел по Амуру в Охотское море, совершил плавание вдоль его побережья и в следующем году возвратился в Якутск. На середину XVII в. падает поход Ерофея Хабарова в Даурию и по Амуру. Местное население Сибири переживало в эти годы разные стадии патриархально-родового строя. Наиболее многочисленными этническими группами Сибири были якуты и буряты. Оба народа находились на стадии развитых патриархально-родовых отношений и стояли на пороге вступления в феодальную формацию. Бассейн же Амура занимали оседлые народы (дауры, дючеры и др.), которым было известно земледелие. По мере продвижения на восток русские землепроходцы строили крепости, служившие им опорными пунктами. Так возникли Енисейский острог (1619 г.), Красноярский острог (1628 г.) и др. Основной формой эксплуатации местного населения Сибири был сбор дани (ясака). Особенно ценились соболиные шкурки. Кроме ясака, воеводы и служилые люди взимали поборы и в свою пользу. К концу XVII в. численность русского населения Сибири достигла 150 тыс. человек. Земледельческое население Сибири рекрутировалось отчасти из принудительно переселяемых правительством крестьян, отчасти в результате народной колонизации, преимущественно из среды беглых крестьян и посадских. Крестьяне оседали в районах, пригодных для земледелия, т.е. на юге Сибири. К концу столетия сибирское земледелие полностью обеспечивало потребности края в хлебе. Крестьяне приносили с собой земледельческую культуру, в частности более современные орудия ремесленного производства (долото, стамеска и др.). К концу 17 в. в состав России входили Левобережная Украина, территории Поволжья, Урала, Сибири. Вхождение Украины в состав России избавило украинский народ от разорительных турецко-татарских вторжений и национально-религиозного угнетения со стороны шляхетской Речи Посполитой и католической церкви. Крестьяне и казаки, осваивая земли в Поволжье, на Урале и в Сибири, приносили с собой многовековой опыт земледелия и промыслов, новые орудия труда; заметно ускорилось экономическое и социальное развитие некоторых районов Сибири, находившихся в момент присоединения к России на более низком уровне. Другой положительный итог вхождения народов Сибири в состав Российского государства состоял в том, что прекратились распри и вооружённая борьба как внутри этнических групп, так и между отдельными народами, истощавшими экономические ресурсы каждого из них.
Пётр I и его реформы. В самом начале века было открыто огромное количество заводов. На первое место выходит металургия. Петр проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. В итоге принятых мер зависимость России от импорта существенно сократилось. Население было разделено на гильдии: 1) в первую гильдию входили доктора, аптекари, живописцы, шкиперы, ювелиры; 2) во вторую гильдию входили ремесленники и торговцы победнее; 3) третью группу составляли купцы и владельцы мануфактур. Согласно реформам Петра I с 1699 г. населением городов управляли Ратуша в столице и земские избы на местах. При Петре I изменялся состав дворянства. В его ряды по служебным заслугам и царскому жалованию вошли многие выходцы из других сословий. На смену старому поколению дворян, которые делились на думные, столичные и провинциальные чины пришло новое чиновное деление, которое по представлению Петра должно было исходить из принципа служебной выслуги, годности. Петровская Табель о рангах обнародованная 24 января 1722 г., окончательно зафиксировала принцип чиновной выслуги. Новый закон Петра разделил службу на военную и гражданскую. На смену Боярской думе с 1699 г. пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя. В 1711 г. создан Сенат, обладающий судебной, административно-управленческой и законодательной властью. Были введены должности фискалов. Сенат руководил всеми учреждениями в стране. За самим Сенатом был также установлен контроль. Были образованны новые коллегии: 1) Военная; 2) Адмиральская; 3) Камер-коллегия; 4) Юстиц-коллегия; 5) Ревизор-коллегия; 6) Коммерц-коллегия; 7) Штатс-контор-коллегия; 8) Берг-мануфактур-коллегия. К коллегиям примыкал Синод – центральный орган управления церковными делами и имениями, учрежденный в 1721 г. В 1708–1710 гг. Петр разделил страну на восемь губерний: 1) Московскую; 2) Ингерманландскую; 3) Киевскую; 4) Смоленскую; 5) Казанскую; 6) Азовскую; 7) Архангелогородскую; 8) Сибирскую. Затем к ним добавили Воронежскую. Каждую из них возглавлял губернатор. К 1719 г. число губерний увеличилось до 11. Великое посольство было образовано Петром I в 1697 г. Возглавил посольство адмирал Ф. Я. Лефорта. Официальной целью посольства было подтверждение союза, направленного против Турции и Крыма. Царь и посольство ознакомились с европейской промышленностью, в частности с кораблестроением, обсерваториями. Было нанято более 800 мастеров разных специальностей для работы в России. После Великого посольства меняется направление внешней политики. 8 августа 1700 г. было заключено перемирие с Турцией. 9 августа 1700 г. Петр I объявил войну Швеции. Началась борьба за выход к Балтике. Петр, с конца XVII в., начал формировать полки регулярной армии. Были созданы 30 пехотных солдатских полков, из которых сформировали три дивизии. Полковниками и младшими офицерами стали исключительно иностранцы – поляки, шведы, немцы. 18 ноября 1700 г. русское войско потерпело поражение под Нарвой. В октябре была взята крепость Нотебург у истока Невы. Весной следующего года сдался гарнизон Ниеншанца – крепости в устье Невы. 16 мая 1703 г. Петр I основал крепость Санкт-Петербург, будущую столицу России. В 1704 г. Россия подписала Союзный договор с Речью Посполитой: стороны обязались вести войну со Швецией и не заключать с ней сепаратного мира. Полтавская битва (27 июня 1709 г.) окончилась полной победой русской армии над шведами. 10 ноября 1710 г. Турция объявила войну России. 6 марта 1711 г. Петр I выехал в действующую армию. 10 июля русская армия вступила в Молдавию, где наступление турок было отбито, но положение России было очень тяжелым. Петр созвал военный совет, на котором было предложено туркам начать переговоры. К ним отправляли двух гонцов. Двое суток в лагере русского царя солдаты, генералы, офицеры не смыкали глаз, ожидая дальнейших событий. 12 июля 1710 г. стороны подписали мирный тракт. Согласно его условиям Турция получала Азов, кроме того, Россия была вынуждена обещать разрушить крепости Таганрог на Азовском море и Каменный Затон на Днепре. Более значительными были российские победы в Прибалтике. В начале 1712 г. возле Штральзунда и Висмара русская армия разбила шведов, в январе 1713 г. у Фридрихштадта шведы вновь были разгромлены. 27 июля 1714 г. русский флот разгромил большую шведскую эскадру у мыса Гангут.
Разделы Польши (1772,1793,1795) Во второй половине XVIII в. Речь Посполитая переживала глубокий кризис. Даже избрание королем Станислава Понятовского (1764) не устранило внутренних противоречий. Пруссия и Австрия давно хотели разделить Польшу, но Екатерина II не была сторонницей раздела, хотела сохранить единую Польшу под русским контролем. Однако возникла опасность, что Австрия и Пруссия поддержат Турцию в войне против России. Тогда Екатерина приняла план Фридриха II о разделе Польши. В 1772 г. Австрия, Пруссия, Россия совершили агрессию и разделили часть польских земель. Австрия присоединила Западную Украину и Галицию, Пруссия — Поморье, Россия — Восточную Белоруссию и часть Литвы. Польский сейм был вынужден согласиться с разделом. Речь Посполитая потеряла территорию в 3800 кв. км с населением 4 млн. человек. В 1791г. в Польше бьша принята новая конституция: отменялась выборность короля, уничтожалось право «либерум вето» (запрещаю) в сейме, когда одного голоса было достаточно для отклонения любого закона. Екатерина II посчитала, что польские реформы — это влияние французской революции и Польшу надо проучить. В 1793 г. произошел второй раздел Польши. Пруссия захватила Гданьск, Торунь, Познань. К России отошла центральная Белоруссия с Минском и Правобережная Украина. Это вызвало национальное восстание во главе с Тадеушем Костюшко за независимость Польши, но оно было подавлено русскими войсками, которыми командовал А.В. Суворов. Поражение восстания означало гибель Польши как самостоятельного государства. В 1795 г. был осуществлен третий раздел Польши. Австрия захватила южную часть с Люблином, к Пруссии отошла центральная часть с Варшавой. Россия получила Литву, Западную Белоруссию, Волынь, Курляндию. Таким образом, большинство украинских земель и вся Белоруссия вошли в состав России. Здесь прекратились религиозные гонения православных. Началась хозяйственная интеграция Украины и Белоруссии в российскую экономику, строились мануфактуры, росли города, развивалась торговля. Начали складываться украинская и белорусская нации. На Украине было введено крепостное право.
Коллективизация. Началом сплошной коллективизации сельского хозяйства в СССР является 1929 г. После знаменитой статьи Сталина «Год великого перелома» форсированное колхозное строительство стало главной задачей. Сущность процесса коллективизации: 1) ликвидация единоличных хозяйств; 2) раскулачивание; 3) разгром хлебного рынка; 4) фактическое огосударствление деревенской экономики. Основные причины коллективизации: 1) большевики с самого прихода к власти одобряли появление коллективных хозяйств в деревне. В годы «военного коммунизма» они насаждались в форме коммун; 2) огромных капиталовложений требовала начавшаяся форсированная индустриализация. Политика коллективизации проводилась по двум главным направлениям: объединение единоличных хозяйств в колхозы и раскулачивание. Основной формой объединения единоличных хозяйств были объявлены колхозы. В них обобществлялись земля, крупный скот, инвентарь. В одно время с коллективизацией шла кампания раскулачивания, ликвидации кулачества как класса. Все кулачество делилось на три категории: 1) участники антисоветских движений, которые подлежали аресту и передаче в руки ОГПУ; 2) зажиточные хозяева, имевшие влияние на своих соседей, которые подлежали выселению вместе с семьями в отдаленные области: Урал, Казахстан, Сибирь; 3) все остальные должны были быть переселены на худшие земли в том же районе. Земля, имущество, денежные накопления всех категорий кулаков подлежали конфискации. Усугублялась ситуация тем, что по всем категориям были установлены твердые задания, которые превышали фактическую численность зажиточного крестьянства. В литературе указывается, что зажиточных хозяйств перед коллективизацией было примерно 3 %, а раскулачиванию подлежало до 10–15 % единоличных хозяйств. В результате начались массовые волнения, забой скота, явное и скрытое сопротивление коллективизации. Государство временно отступило. Статья Сталина «Головокружение от успехов» в марте 1930 г. ответственность за «перегибы» возложила на местные власти. Возник обратный процесс, миллионы крестьян начали выходить из колхозов. Уже с осени 1930 г. все возобновляется. Итоги и значение коллективизации: 1) в 1932–1933 гг. в самые хлебные районы страны, прежде всего на Украину, Ставрополье, Северный Кавказ, пришел голод, погибло более 3 млн человек. Хотя неуклонно росли и экспорт зерна из страны, и объемы государственных поставок; 2) к 1933 г. в колхозы было объединено более 60 % крестьян, а к 1937 г. – около 93 %. Коллективизация была объявлена завершенной; 3) коллективизация нанесла огромный удар по русской деревне (сокращение производства зерна, поголовья скота, урожайности, посевных площадей). В то же время государственные заготовки зерна возросли в 2 раза, а размеры налогов с колхозов – в 3,5 раза. В этом противоречии наблюдается подлинная трагедия российского крестьянства; 4) крупные, технически оснащенные хозяйства имели преимущества. Но колхозы, формально остававшиеся добровольными кооперативными объединениями, на деле превращались в сельскохозяйственные государственные предприятия, которые имели жесткие плановые задания, подлежали директивному управлению; 5) колхозники при проведении реформы паспортов не получили, что фактически их прикрепило к колхозам и лишило свободы передвижения; 6) индустриализация была проведена за счет сельского хозяйства; 7) коллективизация превратила колхозы в надежных и безропотных поставщиков сырья, продовольствия, капиталов, рабочей силы; 8) был уничтожен социальный слой крестьян-единоличников с его культурой, нравственными ценностями. Перестройка и распад СССР. В 1985 г. политическое лидерство в стране перешло к М.С. Горбачеву. Был выработан новый курс развития страны, получивший название «перестройка». Характер нового курса, продолжавшегося с 1985 по 1991 г., определялся стремлением реформировать советское общество, которое к 80-м гг. вступило в затяжной социально-экономический кризис. Новый курс предполагал соединение социализма и демократии, улучшение социализма. Выделяют три этапа перестройки: 1) 1985–1986 гг.; 2) 1987–1988 гг.; 3) 1989–1991 гг. Первый этап. Период ускорения, 1985–1986 гг.: 1) начало новому курсу было положено на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. На Пленуме речь шла о неотложности глубоких перемен во всех областях жизни общества; рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны; 2) успех курса на ускорение связывали: – с более активным использованием достижений НТР; – децентрализацией управления народным хозяйством; – внедрением хозрасчета; – укреплением дисциплины на производстве; 3) на основе реформированной экономики намечалось решить важные социальные проблемы – жилищную (к 2000 г.) и продовольственную. Второй этап. «Гласность» и перестройка, 1987–1988 гг.: 1) перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет, журналов; 2) в обстановке более реальной свободы в стране стали возникать многочисленные общественные объединения в поддержку перестройки. Были реабилитированы многие лица, невинно осужденные по процессам 1930-1950-х гг.; 3) возросла роль публицистики, средств массовой информации. Начался процесс восстановления исторической памяти народа, раскрытия «белых пятен» истории. Перестала быть запретной критика В.И. Ленина. Трудности и противоречия проведения перестройки: 1) экономическое реформирование не привело к позитивным переменам. Обострялись проблемы повседневной жизни. Становилась очевидной необходимость перехода к полноценным рыночным отношениям; 2) несмотря на многомиллионные вливания в экономику, не удалось выйти на передовые позиции, не оправдались надежды и на закон о кооперации. Она в основном вылилась в вымывание дешевых товаров из госторговли и последующую их перепродажу по высоким ценам. Зато произошла легализация «теневой экономики»; 3) противоречивость начатых преобразований в рамках командно-административной системы особенно ярко проявилась в политической сфере. Актуальным стал вопрос о ликвидации монополии КПСС и активизации деятельности Советов; 4) в 1989 г. в стране начинает оформляться демократическая оппозиция (Межрегиональная депутатская группа), которая выступила за необходимость не реформ, а изменения всего общественного строя, который существовал в СССР; 5) хотя на III съезде Советов народных депутатов СССР была отменена монополия КПСС, было введено президентство в стране (президентом СССР стал М.С. Горбачев), этот институт оказался очень слабым и не смог противостоять распаду государства, который начинается после демонтажа его основы – власти партии. Новый этап процесса распада СССР связан с решениями I Съезда народных депутатов РСФСР. 16 мая 1990 г. Председателем Верховного Совета был избран политический оппонент Горбачева Б.Н. Ельцин. Под его давлением была принята Декларация о государственном суверенитете России, которая провозгласила верховенство российских законов над союзными. Также Ельцин указал на необходимость перезаключения союзного договора. Горбачев был вынужден поддержать это заявление. Специальный комитет, созданный Горбачевым, подготовил проект нового союзного договора. 17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум, на котором большинство советских граждан проголосовали за сохранение Союза. Но к лету 1991 г. в стране сложилась переломная обстановка. Центральное руководство во главе с Горбачевым не принимало важных решений, а либералы все активнее выступали за радикальные реформы. Августовский путч: 1) 19 августа 1991 г. самопровозглашенный Государственный Комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП СССР) в составе В. Крючкова (председатель КГБ), В. Павлова (председатель Кабинета министров), Д. Язова (министр обороны), Б. Пуго (министр внутренних дел) и др. заявил о тяжелой болезни Горбачева и возложил его полномочия на вице-президента Г.Н. Янаева. В это время президент находился под арестом на даче в Форосе; 2) руководство РСФСР (Б. Ельцин, А. Руцкой, Р. Хасбулатов, И. Силаев и др.) объявили происходящее государственным переворотом, «путчем» и призвали граждан России оказать сопротивление; 3) 19 августа тысячи москвичей пришли к Белому дому и на Краснопресненскую набережную, где заняли оборону. Сопротивление путчистам возглавил Ельцин и руководство России; 4) ГКЧП ввел в Москву танки, что увеличило возмущение населения. 3 человека погибли при попытке остановить продвижение войск; 5) ряд регионов страны, некоторые воинские части отказывались выполнять решение ГКЧП; в итоге все лидеры ГКЧП были арестованы. Основной причиной провала путча было то, что заговорщики не оценили изменившейся в стране обстановки: изменилось массовое сознание людей, изменилась роль республик в СССР. Путчисты были плохо организованы, сказалась их боязнь ответственности за принятые решения. Своими действиями путчисты ускорили распад СССР. Вернувшийся в Москву Горбачев по требованию Ельцина подписал указ о запрещении КПСС как преступной организации. С этого дня роль президента СССР и союзного руководства резко снижается. Образование СНГ Для того чтобы отстраниться от дискредитирующего себя центра, но при этом сохранить некоторые связи между республиками, лидеры России, Украины и Белоруссии (Б. Ельцин и Л. Кравчук, С. Шушкевич) встретились в Минске 8 декабря 1991 г. Здесь было подписано Беловежское соглашение, где заявлялось о прекращении существования Союзного договора 1922 г. и о создании Содружества Независимых Государств. Таким образом, рухнула империя, которая более семи десятилетий была скреплена коммунистической идеологией. Перестройка с этого момента завершилась самым непредсказуемым для Горбачева, ее инициатора, образом.
Место истории в системе гуманитарных знаний. История – это наука, которая изучает прошлое человека и человеческого общества во всем многообразии. История как способ самопознания страны, человека существовала с древних времен. Без знания прошлого нельзя понять настоящее и в какой-то мере предсказать будущее. Все наши сегодняшние проблемы, как правило, имеют корни в более отдаленных временах. Исторические источники: 1) устные предания, легенды, в которых вымысел переплетается с реальными фактами; 2) письменные документы. Самые древние – глиняные таблички с клинописью, древнеегипетские иероглифы. К письменным источникам относятся также летописи, судебники, договоры, литературные и публицистические памятники и др.; 3) археологические находки; 4) архитектурные сооружения. Один из главных принципов, нарушение которого при изучении истории может привести к ее искажению, – историзм. Это означает, что создание научной концепции, догадки и предположения должны быть исторически выверенными и исторически обусловленными. Первоначально предметом истории являлись прославленные герои, правители государств, история царских династий и войн. По мере обогащения исторических знаний изменялись и представления о задачах и предмете науки. История, формируясь как наука, стремится всесторонне отражать прошлое. В процессе изучения прошлого для воссоздания полной его картины историки изучают не только события и факты, но и архивные документы, предметы обихода, природную среду и даже разговорную речь. История, которую мы сейчас изучаем, является историей людей и идей. Жизнь и развитие идеологии неотделимы от истории человечества. Анализируя исторические события, историческая наука использует следующие методы: 1) сравнительно-исторический. Этот метод позволяет выявить общее и особенное в исторических явлениях, а также установить их закономерность, типичность, тенденцию развития; 2) статистико-математический, который позволяет рассматривать человеческое общество как единую сложную систему взаимосвязей; 3) структурно-системный, который позволяет устанавливать взаимосвязь социально-экономических, культурных и других явлений общественной жизни; 4) ретроспективный. Данный метод основан на творческом поиске ученого-исследователя, который в своем поиске идет от более поздних исторических материалов к более ранним, реконструирует прошлое с помощью археологических, лингвистических и других данных. Историю нашего Отечества невозможно понять вне связи с мировыми историческими процессами, с развитием мирового сообщества. Историки рассматривают историю России во взаимосвязи с мировыми общественными процессами. Современная историческая наука, стремясь к многостороннему, объемному изображению исторических событий и процессов, не может достигнуть какой-то окончательной истины. Это связано с тем, что со временем появляются новые факты, открываются новые источники. Каждое новое поколение задает свои вопросы истории в поисках решения сегодняшних проблем. История несет познавательную, интеллектуально-развивающую и мировоззренчески-воспитывающую функции. Она способствует нравственному развитию человеческой личности, формированию культуры, гражданственности, патриотизма и интернационализма, сохранению, упрочению общечеловеческих ценностей.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 407; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.109.45 (0.018 с.) |