Из летописной повести «Задонщина» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из летописной повести «Задонщина»



«О соловей, летняя птица, вот бы ты соловей, славу спел великому кня­зю Дмитрию Ивонвичу, и брату его князю Владимиру Анреевичу и двум бра­тьям Ольгердовичам из земли Литовской - Андрею и Дмитрию, да и Дмит­рию Волынскому! Ведь эти-то-сыны Литвы храбрые, кречеты в ратное вре­мя! Полководцы они славные, под звуки труб вспеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, с острого меча вспоены в Литовской земле».

Источник: Задонщина. Русская литература XI-XVIII вв. М., 1988. С. 109.

О стойкости и решительности наших предков говорят ход и итоги Грюнвальдской битвы 1410 г. Это было решающее сра­жение объединенных славянских сил против Тевтонского орде­на, которое остановило экспансию крестоносцев на Восток, со­крушило могущество ордена и поставило его в вассальную за­висимость от победителей. В этом сражении крестоносцам про­тивостояли Полоцкий, Витебский, Волковысский, Виленский, Городенский, Ковенский, Лидский, Новогородский, Берестей-ский, Дрогичинский, Пинский, Стародубский, Оршанский, Мстиславский, Смоленский и другие полки [33]. Поначалу сра­жение развивалось не в пользу славянских сил, первыми броси­лись бежать татары, за ними последовали и некоторые славян­ские полки. Поражение было бы неизбежным, если бы не Мстиславский, оршанский и смоленский полки, которыми ко­мандовал князь Семен-Лугвен Мстиславский. Именно они сдержали напор крестоносцев, вступили в рукопашный бой и тем самым дали возможность князю Витовту возобновить бое­вой порядок. Это спасло и польское войско, у которого уже бы­ла отнята немцами главная хоругвь (знамя). В результате сла­вянские войска перешли в наступление и обеспечили полный разгром войск крестоносцев [34]. «В этом сражении, — сообща­ет польский историк XV в. Ян Длугош, — русские рыцари смо­ленской земли упорно сражались, стоя под собственными тре­мя знаменами, одни только не обратились в бегство, и тем са­мым заслужили великую славу... Они вышли победителями, сражаясь с величайшей храбростью, как подобно мужам и ры­царям» [35]. Заметим, однако, что споры исследователей о ходе Грюнвальдской битвы продолжаются вплоть до настоящего времени.

Период Речи Посполитой — это более чем две с четвертью сотен лет упорной борьбы белорусов не только за свою свободу и самобытность, но и за свое право на существование и разви­тие как особого народа. Это борьба началась уже в момент рож­дения нового государственного образования. Оказавшись под давлением и со стороны Востока, и со стороны Запада, правя­щие круги Великого княжества Литовского искали пути сохра­нения государства. Как сказали бы сегодня, все имевшиеся аль­тернативы были плохие, одна хуже другой. Не будем судить их за сделанный выбор. Если угроза инкорпорации страны в Мос­ковское государство им казалась очевидной, то союз с Поль­ским королевством, полагали они, оставлял хоть какую-то на­дежду на автономное существование. Идя на унию с Польшей, Литовская сторона стремилась отстоять максимальную незави­симость своего государства в рамках федеративного союза. До­стоверно известно, что после драматических перипетий литов­ская часть Люблинского сейма в буквальном смысле со слеза­ми от чувства бессилия и унижения согласилась с актом об уч­реждении Речи Посполитой. Документ фактически упразднял суверенитет Великого княжества Литовского, но все же остав­лял за его властями некоторую свободу в регулировании внут­ренней жизнедеятельности.

С момента создания нового государственного образования и вплоть до прекращения его существования не затихала борь­ба православной части его населения, т.е. белорусов и украин­цев, за свое право оставаться самобытными народами. По мере нарастания польской экспансии в общественном сознании бе­лорусов, ровно, как и украинцев, актуализировалась идея вос­соединения с русскими, а с середины XVII в. она становится до­минирующей в умонастроениях широких народных масс и ос­новным лозунгом их сопротивления.

В этой борьбе были и свои герои, и свои великомученики, и свои идеологи. Обобщающим образом героя народной борьбы за свободу и веру является Тарас Бульба — персонаж одноимен­ной повести Н.В. Гоголя. Путь великомученика прошел Афана­сий Филиппович (Афанасий Брестский) (ок 1595-1648) — свя­той белорусской православной церкви, писатель-публицист, по­литический и церковный деятель. В 1637—1638 гг. он совершил путешествие в Москву, чтобы рассказать царю о тяжелом поло­жении православного населения Беларуси и Украины в составе Речи Посполитой. А. Филиппович преследовался польскими властями, был обвинен в оказании помощи казакам Богдана Хмельницкого, убит после издевательств и жестоких пыток. Видными идейными вдохновителями сопротивления польской и католической экспансии были педагог и общественный дея­тель Стефан Зизаний (ок. 1570 — ок. 1621), выдающийся бело­русско-русский поэт, церковный и общественный деятель Си­меон Полоцкий (1629—1680), видный писатель и общественный деятель, епископ белорусский Георгий Конисский (1717-1795) и др. Каждый из этих мыслителей стремился привести понят­ные и убедительные для своих современников доводы в пользу защищаемой им идеи.

Оказавшись в лоне Российского государства, белорусы ни­сколько не сожалели о гибели Речи Посполитой, поскольку Бе­ларусь была в ее составе падчерицей. С приходом российской власти белорусы в основной своей массе с легкостью вернулись к вере своих предков — православию. Во время французского нашествия в 1812 г., как пишет историк В.И. Пичета, Наполео­ну не удалось в Беларуси привлечь население к участию в управлении на оккупированных территориях, оно было явно враждебно настроено к завоевателям. Более того, в Беларуси, как и в России, в тылу наполеоновских войск стали возникать партизанские отряды, которые внезапно нападали на оккупан­тов. И только польская шляхта, да и то не повсеместно, сочув­ствовала Наполеону, надеясь с его помощью возродить поль­ское государство [36]. Белорусское население практически не поддержало и польские восстания 1830 и 1863 гг.; их участни­ками была в основном католическая шляхта. Испытав угрозу своего исчезновения в период Р°чи Посполитой, белорусский народ остался верен своему историческому выбору. И именно в составе Российской государственности белорусы прошли — и очень быстро, всего лишь за столетие — большой путь самосо­знания, из рук русского народа получили свободу и создали на­конец собственную государственность.

Еще и теперь можно встретить публикации, авторы кото­рых полагают, что белорусы якобы отличаются «неопределен­ностью самосознания» и «незавершенностью формирования нации», поскольку они будто бы, в отличие от других народов, не прошли войну за собственное существование и собствен­ную свободу [37]. Подобные утверждения абсолютно не соот­ветствуют действительности. Белорусам практически на про­тяжении всей первой половины XX в. пришлось вести тяже­лейшие сражения за свое право на существование и самосто­ятельно распоряжаться собственной судьбой. В начале века это была борьба против германской и польской интервенций 1918—1920-х гг.; затем лучшие представители белорусского на­рода, особенно западной части Беларуси, проходили через пытки, суды, тюрьмы, концлагеря и шли на расстрелы, ведя упорнейшую борьбу за воссоединение своей Родины; нако­нец, поистине всенародная борьба в годы великой Отече­ственной войны 1941—1945 гг. за право белорусов не только на свободу, но и просто на физическое существование. За это свое священное право народ Беларуси заплатил, по уточнен­ным данным, жизнью каждого третьего члена своей семьи. Великая Отечественная война стала главным событием во всей истории белорусского народа.

Сейчас порой случаются «интеллектуальные» рассуждения о том, оправданы ли были такие огромные жертвы или того ху­же — появляются «научные» публикации, осуждающие всена­родное сопротивление врагу и порочащие партизанское движе­ние. Достойный и глубоко аргументированный ответ таким «аналитикам» дали сами участники Великой Отечественной войны — ученые Национальной академии наук Беларуси в из­данной в 2004 г. книге их воспоминаний [38].

В те трагические и одновременно героические годы разду­мывать о том, вставать ли в ряды борцов сопротивления, не приходилось. Война ворвалась бедой в каждый дом, в каждую семью и белорусы все — мужчины и женщины, старики и дети — оказались в положении, выход из которого мог быть только один: отпор врагу с оружием в руках. Конечно, были и такие, кто пытался спастись уходом от борьбы или даже путем сотруд­ничества с оккупантами, но они никогда не встречали понима­ния и сочувствия со стороны абсолютного большинства бело­русского народа.

Уже в сентябре 1941 года прозвучал набатный призыв на­родного песняра Янки Купалы к партизанам [39]:

 

Партызаны, партызаны,

Беларускія сыны!

За няволю, за кайданы

Рэжце гітлерцаў паганых,

Каб не ўскрэслі век яны.

 

И народ, почувствовав реальную угрозу своего полного фи­зического уничтожения, поднялся на борьбу против своих по­работителей. В годы Великой Отечественной войны он, можно сказать, жил единым партизанским лагерем; не случайно Бела­русь получила любовное название «республика-партизанка».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.007 с.)