Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Из летописной повести «Задонщина»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«О соловей, летняя птица, вот бы ты соловей, славу спел великому князю Дмитрию Ивонвичу, и брату его князю Владимиру Анреевичу и двум братьям Ольгердовичам из земли Литовской - Андрею и Дмитрию, да и Дмитрию Волынскому! Ведь эти-то-сыны Литвы храбрые, кречеты в ратное время! Полководцы они славные, под звуки труб вспеленуты, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, с острого меча вспоены в Литовской земле». Источник: Задонщина. Русская литература XI-XVIII вв. М., 1988. С. 109. О стойкости и решительности наших предков говорят ход и итоги Грюнвальдской битвы 1410 г. Это было решающее сражение объединенных славянских сил против Тевтонского ордена, которое остановило экспансию крестоносцев на Восток, сокрушило могущество ордена и поставило его в вассальную зависимость от победителей. В этом сражении крестоносцам противостояли Полоцкий, Витебский, Волковысский, Виленский, Городенский, Ковенский, Лидский, Новогородский, Берестей-ский, Дрогичинский, Пинский, Стародубский, Оршанский, Мстиславский, Смоленский и другие полки [33]. Поначалу сражение развивалось не в пользу славянских сил, первыми бросились бежать татары, за ними последовали и некоторые славянские полки. Поражение было бы неизбежным, если бы не Мстиславский, оршанский и смоленский полки, которыми командовал князь Семен-Лугвен Мстиславский. Именно они сдержали напор крестоносцев, вступили в рукопашный бой и тем самым дали возможность князю Витовту возобновить боевой порядок. Это спасло и польское войско, у которого уже была отнята немцами главная хоругвь (знамя). В результате славянские войска перешли в наступление и обеспечили полный разгром войск крестоносцев [34]. «В этом сражении, — сообщает польский историк XV в. Ян Длугош, — русские рыцари смоленской земли упорно сражались, стоя под собственными тремя знаменами, одни только не обратились в бегство, и тем самым заслужили великую славу... Они вышли победителями, сражаясь с величайшей храбростью, как подобно мужам и рыцарям» [35]. Заметим, однако, что споры исследователей о ходе Грюнвальдской битвы продолжаются вплоть до настоящего времени. Период Речи Посполитой — это более чем две с четвертью сотен лет упорной борьбы белорусов не только за свою свободу и самобытность, но и за свое право на существование и развитие как особого народа. Это борьба началась уже в момент рождения нового государственного образования. Оказавшись под давлением и со стороны Востока, и со стороны Запада, правящие круги Великого княжества Литовского искали пути сохранения государства. Как сказали бы сегодня, все имевшиеся альтернативы были плохие, одна хуже другой. Не будем судить их за сделанный выбор. Если угроза инкорпорации страны в Московское государство им казалась очевидной, то союз с Польским королевством, полагали они, оставлял хоть какую-то надежду на автономное существование. Идя на унию с Польшей, Литовская сторона стремилась отстоять максимальную независимость своего государства в рамках федеративного союза. Достоверно известно, что после драматических перипетий литовская часть Люблинского сейма в буквальном смысле со слезами от чувства бессилия и унижения согласилась с актом об учреждении Речи Посполитой. Документ фактически упразднял суверенитет Великого княжества Литовского, но все же оставлял за его властями некоторую свободу в регулировании внутренней жизнедеятельности. С момента создания нового государственного образования и вплоть до прекращения его существования не затихала борьба православной части его населения, т.е. белорусов и украинцев, за свое право оставаться самобытными народами. По мере нарастания польской экспансии в общественном сознании белорусов, ровно, как и украинцев, актуализировалась идея воссоединения с русскими, а с середины XVII в. она становится доминирующей в умонастроениях широких народных масс и основным лозунгом их сопротивления. В этой борьбе были и свои герои, и свои великомученики, и свои идеологи. Обобщающим образом героя народной борьбы за свободу и веру является Тарас Бульба — персонаж одноименной повести Н.В. Гоголя. Путь великомученика прошел Афанасий Филиппович (Афанасий Брестский) (ок 1595-1648) — святой белорусской православной церкви, писатель-публицист, политический и церковный деятель. В 1637—1638 гг. он совершил путешествие в Москву, чтобы рассказать царю о тяжелом положении православного населения Беларуси и Украины в составе Речи Посполитой. А. Филиппович преследовался польскими властями, был обвинен в оказании помощи казакам Богдана Хмельницкого, убит после издевательств и жестоких пыток. Видными идейными вдохновителями сопротивления польской и католической экспансии были педагог и общественный деятель Стефан Зизаний (ок. 1570 — ок. 1621), выдающийся белорусско-русский поэт, церковный и общественный деятель Симеон Полоцкий (1629—1680), видный писатель и общественный деятель, епископ белорусский Георгий Конисский (1717-1795) и др. Каждый из этих мыслителей стремился привести понятные и убедительные для своих современников доводы в пользу защищаемой им идеи. Оказавшись в лоне Российского государства, белорусы нисколько не сожалели о гибели Речи Посполитой, поскольку Беларусь была в ее составе падчерицей. С приходом российской власти белорусы в основной своей массе с легкостью вернулись к вере своих предков — православию. Во время французского нашествия в 1812 г., как пишет историк В.И. Пичета, Наполеону не удалось в Беларуси привлечь население к участию в управлении на оккупированных территориях, оно было явно враждебно настроено к завоевателям. Более того, в Беларуси, как и в России, в тылу наполеоновских войск стали возникать партизанские отряды, которые внезапно нападали на оккупантов. И только польская шляхта, да и то не повсеместно, сочувствовала Наполеону, надеясь с его помощью возродить польское государство [36]. Белорусское население практически не поддержало и польские восстания 1830 и 1863 гг.; их участниками была в основном католическая шляхта. Испытав угрозу своего исчезновения в период Р°чи Посполитой, белорусский народ остался верен своему историческому выбору. И именно в составе Российской государственности белорусы прошли — и очень быстро, всего лишь за столетие — большой путь самосознания, из рук русского народа получили свободу и создали наконец собственную государственность. Еще и теперь можно встретить публикации, авторы которых полагают, что белорусы якобы отличаются «неопределенностью самосознания» и «незавершенностью формирования нации», поскольку они будто бы, в отличие от других народов, не прошли войну за собственное существование и собственную свободу [37]. Подобные утверждения абсолютно не соответствуют действительности. Белорусам практически на протяжении всей первой половины XX в. пришлось вести тяжелейшие сражения за свое право на существование и самостоятельно распоряжаться собственной судьбой. В начале века это была борьба против германской и польской интервенций 1918—1920-х гг.; затем лучшие представители белорусского народа, особенно западной части Беларуси, проходили через пытки, суды, тюрьмы, концлагеря и шли на расстрелы, ведя упорнейшую борьбу за воссоединение своей Родины; наконец, поистине всенародная борьба в годы великой Отечественной войны 1941—1945 гг. за право белорусов не только на свободу, но и просто на физическое существование. За это свое священное право народ Беларуси заплатил, по уточненным данным, жизнью каждого третьего члена своей семьи. Великая Отечественная война стала главным событием во всей истории белорусского народа. Сейчас порой случаются «интеллектуальные» рассуждения о том, оправданы ли были такие огромные жертвы или того хуже — появляются «научные» публикации, осуждающие всенародное сопротивление врагу и порочащие партизанское движение. Достойный и глубоко аргументированный ответ таким «аналитикам» дали сами участники Великой Отечественной войны — ученые Национальной академии наук Беларуси в изданной в 2004 г. книге их воспоминаний [38]. В те трагические и одновременно героические годы раздумывать о том, вставать ли в ряды борцов сопротивления, не приходилось. Война ворвалась бедой в каждый дом, в каждую семью и белорусы все — мужчины и женщины, старики и дети — оказались в положении, выход из которого мог быть только один: отпор врагу с оружием в руках. Конечно, были и такие, кто пытался спастись уходом от борьбы или даже путем сотрудничества с оккупантами, но они никогда не встречали понимания и сочувствия со стороны абсолютного большинства белорусского народа. Уже в сентябре 1941 года прозвучал набатный призыв народного песняра Янки Купалы к партизанам [39]:
Партызаны, партызаны, Беларускія сыны! За няволю, за кайданы Рэжце гітлерцаў паганых, Каб не ўскрэслі век яны.
И народ, почувствовав реальную угрозу своего полного физического уничтожения, поднялся на борьбу против своих поработителей. В годы Великой Отечественной войны он, можно сказать, жил единым партизанским лагерем; не случайно Беларусь получила любовное название «республика-партизанка».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.37.82 (0.007 с.) |