Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Политическая идеология

Поиск

И ЕЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Эволюция понятия «идеология» и его современное значение

Происхождение термина «идеология»

Термин «идеология» ввел в научный и политический обиход в 1796 г. французский философ, экономист и политический дея­тель А. Дестют де Траси (1754—1836). С тех пор научное осмыс­ление этого понятия неизменно вызывало и продолжает вызы­вать острые дискуссии. К настоящему времени оно получило десятки различных определений, стало употребляться для обоз­начения широкого круга социальных явлений.

Напомним, что термин «идеология» состоит из двух грече­ских слов — идея и логос. Первое из них — в буквальном переводе означает мысль, первообраз, понятие, смысл. Второе — в античной философии одновременно означает и слово, высказывание, речь, и всеобщий закон, осно­вание мира, и упорядочивающее начало. Со временем слово 1о|>08 стало пониматься как учение, а использование производ­ного от него «...логия» в качестве второй части слов дает значе­ние «наука», «знание». Таким образом, с формальной, этимоло­гической точки зрения, термин «идеология» может означать и «учение, науку об идеях», и «мысль, выраженную в слове», и «ло­гически взаимосвязанную совокупность идей».

Обратимся к выяснению эволюции, которую претерпело со­держание понятия «идеология» с момента его появления.

 

Дестют де Траси: идеология - наука об идеях

А. Дестют де Траси термин «идеология» использовал в первом его значении. Он употребил его в докладе «Проект идео­логии» (1796). В сочинении «Элементы идеологии», (1801— 1815) ученый подробно развил это понятие. В его трактовке, идеология должна была стать наукой, предметом которой явят­ся всеобщие законы образования, взаимодействия и превраще­ния идей, их влияния на жизнедеятельность различных соци­альных групп. Как надеялся де Траси, со временем в содержа­тельном отношении идеология станет такой же наукой, как, на­пример, механика, зоология или биология, но будет превосхо­дить их по своим предмету, средствам и целям. Идеология должна была составить основание всего свода наук о природе и человеческом обществе. Предполагалось также, что на выра­ботанные ею принципы будет опираться и политика [1].

Однако указанный смысл за понятием «идеология» не за­крепился. Особая наука под таким названием так и не появи­лась, поскольку учение об идеях изначально не отвечало кри­териям научной дисциплины. Наука, как известно, призвана заниматься познанием объективно существующих явлений, а не изобретением идей как неких общих принципов социаль­ной деятельности. Ныне этот термин имеет иное значение. Но прежде чем приобрести свой современный смысл, понятие «идеология» претерпело достаточно сложную эволюцию, периодически выступая предметом критического отношения к нему.

Хрестоматийным примером первой критики предложенно­го де Траси и подхваченного другими французскими учеными понятия идеологии является отношение к нему Наполеона Бо­напарта. Сначала, будучи республиканцем, он самым реши­тельным образом поддерживал новую «науку». Когда же стал императором, то обвинил идеологию и ее создателей в своих просчетах и поражениях. «Все ошибки и несчастия нашей пре­красной Франции, — утверждал он, — следует приписать имен­но идеологии, этой туманной метафизике, которой придавали слишком много значения» [2]. Идеологами он считал людей, у которых отсутствует чувство реальности, доктринеров, не сооб­разующихся с действительностью, и лицемеров, которые под маской радужных идей скрывают свои истинные устремления. К ним Наполеон причислил де Траси и всех тех, кто критичес­ки относился к его правлению. Но, несмотря на такое ирони­ческое отношение Наполеона к идеологии и к тем, кто ее раз­рабатывал, именно ему она обязана исключительной популяр­ностью, которую приобрела в обществе того времени.

 

К. Маркс и Ф. Энгельс: идеология — ложное сознание

Важной вехой эволюции понятия идеологии составило творчество Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Проблеме идеологии они посвятили произведение «Не­мецкая идеология» (1845—1846) [3]. Как идеологию они квали­фицировали совокупность представлений, составляющих осно­ву содержания современной им немецкой философии. К. Маркс и Ф.Энгельс подвергли эту философию критическо­му рассмотрению и определили ее как идеалистическую, по­скольку исходными ее положениями являются утверждения о том, что действительный мир есть продукт мира идей, что идеи господствуют над миров и что идеи определяют действитель­ную жизнь людей. Эти представления они характеризовали как ложное сознание, т.е. извращенное понимание действительно­сти. Воззрения людей, содержание которых основывается на данном постулате, они определили как идеологию, а творцов и пропагандистов таких представлений называли идеологами. Вся­кая идеология, писал с иронией Энгельс, имеет дело «с мыслями как с самостоятельными сущностями, которые обладают незави­симым развитием и подчиняются только своим собственным за­конам» [4]. Понимаемая таким образом идеология предстает как ложные представления, как фальшивое, иллюзорное и преврат­ное, т.е. извращающее истинное положение, сознание.

 

Карл Маркс (1818-1883)

Выдающийся немецкий философ, социолог, экономист; основополож­ник учения, впоследствии получившего название «марксизм». Марксизм -сложная мировоззренческая система, включающая философскую, эконо­мическую, социально-политическую составляющие. Все составные части учения сведены воедино в теории общественных формаций. Идеологию Маркс понимал как интеллектуальное орудие, посредством которого го­сподствующие силы общества оправдывают классовое деление и эксплуата­цию низших классов. Этому мыслителю принадлежит большое количество сочинений, среди них: «К критике гегелевской философии права. Введе­ние», «Немецкая идеология» (в соавторстве с Ф. Энгельсом), «К критике по­литической экономии. Предисловие»; «Манифест Коммунистической пар­тии» (в соавторстве с Ф. Энгельсом), «Восемнадцатое брюмера Луи Бона­парта», «Гражданская война во Франции», «Критика Готской программы», «Капитал» (в 3 т.) и многие другие.

Источники: Философский энциклопедический словарь. М. 1989. С. 339-340; Маркс, К. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. М. 1955-1981.

 

Данному подходу к пониманию соотношения между идея­ми и явлениями действительности Маркс и Энгельс противо­поставили другой, согласно которому идеи, мысли, представле­ния людей есть не что иное, как продукты их реального жиз­ненного процесса, результат осознания людьми объективных условий своего существования и опыта своей практической деятельности. «Сознание, — писали они, — никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть ре­альный процесс их жизни» [5]. Иными словами, согласно Марксу и Энгельсу, идеи не есть некие самостоятельные, развивающиеся из самих себя сущности; они появляются в сознании людей как ре­зультат их жизненного опыта и познавательной деятельности.

Исходя из этого положения Маркс и Энгельс идеологии как «ложному сознанию» противопоставляли науку и считали, что только знание, полученное путем исследования доступных на­блюдению и опытной проверке явлений, дает более или менее верные представления о мире, месте и роли в нем человека. Наука, считали они, призвана исходить из объективно существующей действительности, из реально действующих людей и стремить­ся понять, каким образом из их действительного жизненного процесса развиваются также «идеологические отражения и от­звуки [т.е. запечатленные в сознании идеи, понятия и представ­ления. - В.М.] этого жизненного процесса» [6]. Такие же фор­мы сознания, как философия, мораль, право, религия, искус­ство и т.п., они называли «идеологическими формами», или «видами идеологии», так как их содержание, в отличие от пози­тивной науки, в значительной мере есть результат оторванных от действительной жизни людей умозрительных построений, и потому оно не свободно от иллюзорных и ложных идей и пред­ставлений [7]. Это означает, что Маркс и Энгельс развели науку и идеологию как феномены, различающиеся по своему происхождению, а значит, и по характеру своего содержания.

Существенным моментом в понимании Марксом и Энгель­сом идеологии является выдвинутое ими положение о том, что идеология во всех ее проявлениях, включая философию и дру­гие идеологические формы сознания, есть феномен, присущий классово-антагонистическому обществу. Общественное созна­ние всех веков, отмечали они, несмотря на все разнообразие и все различия, движется в определенных общих формах, а имен­но в идеологических формах [8]. Это означает, что Маркс и Эн­гельс положили начало пониманию идеологии как формы со­знания, содержание которой обусловлено положением его но­сителя в системе общественных отношений. Они первыми об­ратили внимание на то, что положение, занимаемое социаль­ным субъектом в обществе, накладывает отпечаток на его пони­мание действительности и потому его сознание не свободно от предвзятых идей и представлений.

Тем не менее К. Маркс и Ф. Энгельс связывали идеологию исключительно с идеями правящего в каждом данном обще­стве класса — идеями, которые освещают социальное нера­венство. В их понимании, идеология выступает в качестве ин­струмента в руках господствующих классов, который они используют для того, чтобы навязывать низшим классам «ложное сознание» и всевозможные иллюзии, мешающие им осознавать свое эксплуатируемое положение. Стало быть, с преодолением социально-классовых противоположностей, считали они, идеологические формы сознания будут исче­зать, а их место будет замещаться «положительной наукой о природе и истории» [9]. Иными словами, в бесклассовом обществе сознание людей, как они полагали, явится исключи­тельно результатом научного познания действительности и поэтому оно будет полностью свободно от всякой идеологии, т.е. от иллюзорных и превратных представлений людей об ок­ружающем их мире и о самих себе.

Таким образом, К. Маркс и Ф. Энгельс квалифицировали идеологию, понимаемую как совокупность саморазвивающих­ся и производящих мир идей, в качестве ложного, т.е. не соот­ветствующего действительному положению, сознания. Такому подходу они противопоставили понимание идей как представ­лений людей, порождаемых их реальным жизненным бытием. Классическая формулировка данного положения содержится в следующих словах К. Маркса: «Не сознание людей порождает их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их со­знание» [10]. Основанные на данном методологическом прин­ципе представления людей об окружающем их мире, о проис­хождении и сущности идей принято называть материалисти­ческим пониманием мира. Очевидно, что оно противоположно по своей сути идеалистическому объяснению мира. Разумеет­ся, что те формы сознания, включая и диалектико-материалистическую философию, которые основываются на данном под­ходе к пониманию происхождения составляющих их содержа­ние идей, представляют собой не непременно ложные и пре­вратные представления; напротив, именно они содержат доста­точно верное объяснение существующего мира и положения в нем познающего и действующего субъекта.

Заметим, что, стремясь отмежеваться от идеалистическо­го понимания мира, свою систему воззрений сами К. Маркс и Ф. Энгельс не определяли как идеологию. Они полагали, что между наукой и идеологией всегда можно провести чет­кую линию — грань между истиной и ложью. К. Маркс, например, свое собственное исследование капитализма считал наукой. Энгельс совокупность содержащихся в их произведениях представлений о будущем бесклассовом об­ществе - социализме — и закономерностях его утверждения также назвал наукой [11]. Однако это не означает, что их со­циально-политическое учение не является идеологией в со­временном смысле этого понятия. Объективно классический марксизм как выражение социально-преобразовательных задач, связываемых с исторической миссией рабочего клас­са, нес в себе типичные черты идеологического феномена в современном его понимании.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 626; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.4.50 (0.014 с.)