Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политические права и свободы

Поиск

Политические права и свободы в литературе определяются как обеспеченную человеку

законом и публичной властью возмож­ность участия — как индивидуально, так и коллективно - в об­щественно-политической жизни и осуществлении государ­ственной власти [4]. Политические права граждан являются не­пременным условием функционирования всех других видов прав, поскольку они составляют необходимую предпосылку де­мократии и выступают как ценности, которыми власть должна ограничивать себя и на которые она должна ориентироваться. Особое значение этой категории прав состоит в том, что они со­здают условия для укрепления связей между гражданами, об­ществом и государством.

Следует обратить внимание на то, что политические права и свободы обычно признаются лишь за гражданами. Это означа­ет, что обладание политическими правами связывается с при­надлежностью к гражданству конкретного государства. Одно­временно это означает, что фактическое осуществление основ­ных политических прав и свобод человека и гражданина также возможно лишь при помощи и посредством норм националь­ного права, которые должны предусматривать эффективные механизмы и процедуры их реализации. Этим обстоятельством объясняется тот факт, что в национальном законодательстве некоторых стран политические права и свободы отражены бо­лее обстоятельно, чем это сделано в международно-правовых актах. Эта особенность характерна и для Конституции Респуб­лики Беларусь. Далее в кратком виде представим политические права и свободы граждан Беларуси, зафиксированные в Основ­ном Законе страны.

Право граждан участвовать в управлении делами государ­ства. Статья 37 Конституции Республики Беларусь, провозгла­шая данное право, определяет также формы его реализации. Граждане нашей республики имеют право участвовать в реше­нии государственных дел как непосредственно, так и через сво­бодно избранных представителей в органах власти. Непосред­ственное участие граждан в управлении делами общества и го­сударства осуществляется путем их волеизъявления на выбо­рах, референдумах, участия в обсуждении проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, а также лич­ного участия в работе органов законодательной, исполнитель­ной или судебной власти. В порядке, установленном законода­тельством, граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов государственной и общественной жиз­ни на республиканских и местных собраниях. В традицию по­литической жизни страны вошла такая форма участия граждан в управлении делами общества и государства, как Всебелорусское народное собрание.

Право избирать и быть избранным. Это право граждан за­креплено в статье 38 Конституции Республики Беларусь. Пра­во избирать означает возможность участия граждан в выборах своих представителей в органах власти, а право быть избран­ным означает возможность выставить свою кандидатуру для избрания в представленный орган власти или на избираемый государственный пост. И то, и другое право реализуется на ос­нове всеобщего, равного, прямого или косвенного избиратель­ного права при тайном голосовании. В нашей стране путем пря­мых выборов избирается Президент, депутаты Палаты предста­вителей Национального собрания Республики Беларусь, депу­таты местных Советов депутатов. Совет Республики Нацио­нального собрания формируется частично путем косвенных выборов, а восемь его членов назначаются Президентом Рес­публики Беларусь.

Право на обращение в государственные органы. В литературе данное право именуется также правом петиции. Согласно статье 40 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право направлять личные или коллективные обращения в госу­дарственные органы. При этом государственные органы, а так­же должностные лица обязаны рассмотреть обращение и дать ответ по существу в определенный законом срок. В соответ­ствии с установленным законом порядком обращение должно быть рассмотрено не позднее одного месяца со дня его поступ­ления, а не требующее дополнительного изучения и проверки — не позднее 15 дней, если иной срок не предусмотрен законом. Решение по существу обращения или отказ от его рассмотре­ния должны быть письменно мотивированы.

Право на свободу объединений. Это право известно также под названием свобода союзов и ассоциаций, которое представляет собой гарантированную возможность граждан образовывать любой союз в рамках требования закона. Конституция Респуб­лики Беларусь (статья 36) предоставляет каждому право на сво­боду объединений. Однако судьи, работники прокуратуры, со­трудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Возмож­ность ограничения данного права для перечисленных лиц пре­дусматривается статьей 22 Международного пакта о граждан­ских и политических правах [5]. Следует заметить, что Консти­туция провозглашает право на свободу объединений, а порядок создания и деятельности различных объединений граждан, в том числе политических партий и профессиональных союзов, регламентируется специальными законами и указами Прези­дента страны. Конституцией и законодательством установлены некоторые ограничения на создание общественных объедине­ний. Запрещается создание и деятельность общественных объ­единений, имеющих целью насильственное изменение консти­туционного строя либо ведущих пропаганду войны, социаль­ной, национальной, религиозной и расовой вражды (статья 5 Конституции).

Свобода мнений, убеждений и их выражения является важней­шим конституционным правом граждан Республики Беларусь. В литературе данное право чаще всего именуется свободой сло­ва. В статье 33 Конституции устанавливается, что никто не мо­жет быть принужден к выражению своих убеждений или отка­зу от них. Названная статья закрепляет как свободу слова, так и свободу печати. В ней устанавливается, что монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура не допускается. В статье 34 право на свободу мнений и убежде­ний дополняется правом граждан на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной ин­формации о деятельности государственных органов, обще­ственных объединений, о политической, экономической, куль­турной и международной жизни, состоянии окружающей сре­ды. Государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставлять гражданину Респуб­лики Беларусь возможность ознакомиться с материалами, за­трагивающими его права и законные интересы. Пользование информацией может быть ограничено законодательством в це­лях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав.

Свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстра­ций и пикетирования. Эти институты являются формами пуб­личного выражения коллективного или индивидуального мне­ния по любому вопросу общественной или государственной жизни. Как отмечалось ранее, они есть и формы проявления идеологии различных групп людей. Конституция Республики Беларусь, провозгласив право на свободу различных публич­ных мероприятий, гарантирует их проведение при условии, ее­ли они не нарушают правопорядок и права других граждан (статья 35). Эта норма полностью соответствует международ­но-правовым документам в области прав человека. В частности, статья 21 Международного пакта о гражданских и политичес­ких правах гласит: «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничени­ям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, обществен­ного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц» [6].

Право на равный доступ к любым должностям в государствен­ных органах. Согласно статье 39 Основного Закона гражданам Республики Беларусь гарантируется равное право занимать в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой любые должности в органах государственной власти и управления. При этом в Республике Беларусь как стра­не, ратифицировавшей Международный пакт о гражданских и политических правах, действует положение, согласно которому реализация данного права должна осуществляться «без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, нацио­нального или социального происхождения, рождения или ино­го обстоятельства» [7]. В некоторых случаях в полном соответ­ствии с общепринятой практикой могут быть возрастные огра­ничения: например, для занятия в нашей стране должности су­дьи необходимо достичь возраста 25 лет, а судьи по админи­стративным делам и исполнительным производствам — 23, Президента — 35 лет.

 

Экономические, социальные и культурные права и свободы

Экономические, социальные и культурные права и свободы относятся к поддержанию и нормативному закреплению условий, обеспечивающих полноценную жизнедея­тельность человека в сфере труда и быта, занятости, социаль­ной защищенности, образования, культурного творчества. Их объем и степень реализованности во многом зависят от состоя­ния экономики, природных ресурсов, народонаселения стра­ны. Эта зависимость признается международно-правовыми ак­тами в области прав человека. Так, статья 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах спе­циально оговаривает, что эти права должны обеспечиваться постепенно и в максимальных пределах имеющихся ресурсов» [8]. Однако в том же пакте говорится о том, что «идеал свобод­ной человеческой личности, свободной от страха и нужды, мо­жет быть осуществлен, только если будут созданы такие усло­вия, при которых каждый может пользоваться своими эконо­мическими, социальными и культурными правами также, как и своими гражданскими и политическими правами» [9].

Из изложенных положений вытекает основная обязанность государств в сфере защиты социально-экономических и куль­турных прав— содействие экономическому, социальному и культурному развитию общества, использование своих ресур­сов для предоставления всем равных возможностей пользова­ния данными правами. Надо заметить, что в Конституции Рес­публики Беларусь экономические, социальные и культурные права также изложены на только на уровне международных стандартов, «но и выше, глубже и конкретнее этих стандартов» [10]. Кратко рассмотрим их суть.

Право на труд. Право на труд занимает основное место в пе­речне экономических прав. В соответствии со статьей 41 Кон­ституции гражданам Республики Беларусь гарантируется пра­во на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и ра­боты в соответствии с призванием, способностями, образова­нием, профессиональной подготовкой и с учетом обществен­ных потребностей, а также на здоровье и безопасные условия труда. Государство создает условия для полной занятости насе­ления. В случае незанятости лица по независящим от него при­чинам ему гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учетом общественных потребно­стей, а также пособие по безработице в соответствии с законом. Заметим, что в стране создан достаточно эффективный меха­низм защиты этого важнейшего права.

Право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда. В статье 7 Международного пакта об эко­номических, социальных и культурных правах это право высту­пает как важный аспект обеспечения справедливых и благопри­ятных условий труда. Согласно статье 42 Основного Закона на­шей страны лицам, работающим по найму, гарантируется спра­ведливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и обще­ственным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование. Женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности. Среди про­чих мер — принцип справедливой оплаты труда обеспечивается также путем установления Правительством исходя из мини­мального потребительского бюджета размера минимальной за­работной платы.

Право на отдых. Это право выступает как еще один аспект обеспечения справедливых и благоприятных условий труда. Для работающих по найму это право обеспечивается установле­нием рабочей недели, не превышающей 40 часов, сокращен­ной продолжительностью работы в ночное время, предоставле­нием ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха. Работники кроме трудовых отпусков имеют право и на социальные отпуска (по беременности и родам, по уходу за детьми, в связи с обучением и другими причинами). В законо­дательстве о труде содержатся нормы, регулирующие режим труда и время отдыха работников.

Право собственности. В соответствии со статьей 44 Консти­туции государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению. Собственник имеет право вла­деть, пользоваться и распоряжаться имуществом как единолич­но, так и совместно с другими лицами. Неприкосновенность собственности, приобретенной законным способом, защища­ется государством. Согласно статье 13 Конституции государ­ство предоставляет всем равные права для осуществления хо­зяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной зако­ном, и гарантирует равную защиту и равные условия всех форм собственности, в том числе частной. Осуществление права собственности не должно противоречить общественной пользе и безопасности, наносить вред окружающей среде, историко-культурным ценностям, ущемлять права и защищаемые зако­ном интересы других лиц.

Право на жилище (статья 48 Конституции). Это право обес­печивается развитием государственного и частного жилого фонда, содействием гражданам в приобретении жилья. Граж­данам, нуждающимся в социальной защите, жилище предо­ставляется государством и местным самоуправлением бесплат­но или по доступной для них плате в соответствии с законода­тельством. Никто не может быть произвольно лишен жилья.

Вся совокупность отношений, связанных с реализацией права на жилище, регулируется Жилищным кодексом Республики Беларусь.

Право на охрану здоровья. Согласно статье 45 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охра­ну здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях. Государство создает условия доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Право граждан Республики Беларусь на охрану здоровья обеспечивается так­же развитием физической культуры и спорта, мерами по оздо­ровлению окружающей среды, возможностью пользования оздоровительными учреждениями, совершенствованием охра­ны труда. В настоящее время в стране осуществляется широ­кий комплекс мер по совершенствованию системы охраны здоровья граждан.

Право на благоприятную окружающую среду. Значение дан­ного права в обеспечении достойной жизни возрастает в связи с нарастанием угрозы экологической безопасности. Каждый гражданин республики имеет право на благоприятную окружа­ющую среду и на возмещение вреда, причиненного нарушени­ем этого права. Государство осуществляет контроль за рацио­нальным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий своей жизни, а также охраны и восстанов­ления окружающей среды. Обеспечение экологической безо­пасности является важнейшим условием устойчивого экономи­ческого и социального развития общества.

Право на образование. В Международном пакте об экономи­ческих, социальных и культурных правах говорится о том, что «образование должно быть направлено на полное развитие че­ловеческой личности и сознания ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам» [11]. Одним из исторических достижений нашего государства является обеспечение высокого уровня образования своих граждан. В статье 49 Конституции Республики Беларусь за­креплено право каждого на образование. При этом гарантиру­ется доступность и бесплатность общего среднего и професси­онально-технического образования. Среднее специальное и выс­шее образование доступно для всех в соответствии со способ­ностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бес­платно получить соответствующее образование в государствен­ных учебных заведениях. Наше государство постоянно прини­мает меры по приведению национальной системы образования в соответствие с достигнутым уровнем науки, технического прогресса и культуры.

Право на социальное обеспечение. Гражданам Республики Бе­ларусь гарантируется право на социальное обеспечение в ста­рости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособно­сти, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при за­щите государственных и общественных интересов (статья 47-Конституции). Действующим законодательством Республики Беларусь предусматриваются различные виды пенсий, а так­же выплаты пособий и осуществление других мер поддержки определенным категориям граждан (например, ветеранам, инвалидам).

Право на участие в культурной жизни. Это право закреплено в статье 51 Основного Закона Республики Беларусь. Обеспечи­вается оно общедоступностью ценностей отечественной и ми­ровой культуры, находящихся в государственных и обществен­ных фондах, развитием сети культурно-просветительских уч­реждений. Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется. Граждане могут за­ниматься любым видом культурной деятельности, кроме запре­щенной законом. Лицам любой национальности и этнической группы, проживающим на территории Республики Беларусь, гарантируется право на развитие своей культуры и языка, на со­здание национальной школы, предприятий и учреждений культуры (театров, музеев, издательств и т.д.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 491; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.155.48 (0.014 с.)