Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Взаимодействие народа и его представителейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Становление и развитие национально-государственной идеологии проходит те же стадии, что и процесс формирования любой конкретной системы идей, о чем уже говорилось выше. Сначала в умах отдельных индивидов созревает идея, отражающая подспудно возникший интерес определенной категории людей. Затем эта идея становится основой чисто интеллектуального движения, в ходе которого она получает свою дальнейшую разработку. После чего уже сложившаяся совокупность идей более или менее выражено воздействует на сознание относительно широкого круга лиц, что может вылиться, в конце концов, в общественно-политическое движение. Именно такие стадии можно выделить в становлении и развитии национально-государственной идеологии белорусской общности. На каждом этапе данного процесса из среды белорусов выдвигались отдельные их представители, которые генерировали определенные идеи и представления относительно жизнедеятельности общности в целом. Их мысли затем проникали в более широкие круги соотечественников и становились, в конце концов, достоянием сознания всей общности. Проиллюстрируем это примерами. На стадии становления славяно-православной цивилизационной общности (IX—XII вв.), как мы уже знаем, на белорусской земле родились и действовали такие выдающиеся представители восточных славян, как Ефросиния Полоцкая, Кирилл Туровский и Климент Смолятич. Их литературные произведения и общественные деяния, можно сказать, стали первым посланием миру о мыслях, чувствах и способах поведения наших далеких предков. Волновавшие их в то время вопросы, такие, например, как гуманистическое понимание человека, обеспечение единства славяно-русской общности, терпимость в отношениях между людьми и народами, приоритет духовных ценностей над материальными столь прочно вошли в сознание последующих поколений славян, что и поныне доминируют среди духовных исканий белорусского, украинского и русского народов. На стадии формирования белорусской этнической общности (XIII — начало XVII в.) выдвигается целая плеяда мыслителей, политических, религиозных и общественных деятелей, которые закладывали гуманистическую, свободолюбивую и демократическую традицию в истории духовных исканий белорусского народа. Это время дало нам, как известно, Ф. Скорину, белорусского и восточнославянского первопечатника и просветителя, и Н. Гусовского, европейски известного поэта-гуманиста. Видными отечественными мыслителями этого периода были А. Волан, С. Будный, М. Литвин, В. Тяпинский, Л. Сапега и др. В их произведениях анализировались такие актуальные для того времени проблемы, как происхождение и сущность государственной власти, идеалы справедливого правления, соотношение права и закона, естественные права человека, соотношение прав и свобод подданных. Эти произведения не уступали лучшим образцам западноевропейской социально-политической, философско-этической и правовой мысли. Выдвинутые в них идеи, получив свое закрепление в таких уникальных политико-правовых документах, как статуты Великого княжества Литовского, становились достоянием сознания населения и правилами его жизни. Последующий исторический период, который связан с вхождением белорусских земель в состав Речи Посполитой, можно сказать, стал временем осознания белорусами своего славяно-православного естества и своего социокультурного родства с русскими. Выразителями идей общерусского, восточнославянского единства являлись известный педагог, церковный и политический деятель А. Филиппович, педагог и общественный деятель С. Зизаний и его брат литератор, педагог, лингвист и проповедник Л. Зизаний, писатель-полемист, педагог и церковный деятель Л. Карпович, белорусско-русский поэт, церковный и общественный деятель С. Полоцкий, писатель, философ и лингвист М. Смотрицкий, видный писатель и общественный деятель, епископ белорусский Георгий Конисский и др. Разрабатывавшиеся ими идеи прочно вошли в сознание белорусов, способствовали пониманию ими реальной угрозы утраты в условиях Речи Посполитой своей самобытности. Сформулированные ими идеалы и цели вдохновляли движение православного населения против гнета польских феодалов, за реализацию своих экономических, социально-политических, культурных и религиозных прав, за воссоединение белорусов с русскими в одном государстве. С вхождением белорусских земель в состав Российского государства начался этап ускоренного формирования национального самосознания белорусов, логическим завершением которого явились осознание белорусами себя в качестве особой нации и постановка в повестку дня их политической жизни задачи самоопределения в качестве национальной автономии в составе будущего российского федеративного демократического государства. Объективно этому способствовали воззрения представителей основных идейных течений, которые развивались на том этапе в среде отечественной интеллигенции. К ним относятся уже называвшиеся западноруссизм и революционный демократизм. Видными представителями первого из них, кроме уже упоминавшихся К. Говорского, М. Кояловича и Л. Солоневича, были также филолог, этнограф и историк Е. Карский, историки И. Григорович, А. Сапунов, лексикограф И. Носович, этнографы П. Бессонов, П. Шейн, Е. Романов и многие другие. Все они признавали самобытность белорусской этнической общности, были горячими патриотами Беларуси и одновременно выступали против узкого национализма, за государственное единение не с Польшей, а с Россией [3]. Представители второго течения — поэты и писатели Ф. Богушевич, А. Гуринович, А. Пашкевич (Тетка), М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др. — были столь же горячими патриотами Беларуси, внесли незаменимый вклад в формирование национального самосознания белорусов, хотя и тяготели к идее самоопределения белорусов в форме национальной автономии или национального государства. О том, как разрешил этот вопрос сам белорусский народ, уже говорилось выше. Здесь лишь заметим, что названные два подхода к вопросу о самоопределении белорусов дают о себе знать и в ходе нынешних дискуссий о дальнейшем историческом пути белорусского народа, перспективах развития его государственности, направлениях внутренней и внешней политики Беларуси. Обретение белорусами собственной государственности сначала в виде БССР (1919-1991), а затем (с 1991) в виде Республики Беларусь закономерно сопровождалось усложнением, а значит, развитием механизма формирования и функционирования национально-государственной идеологии. В нем появляются все составные элементы, которые присущи такого рода образованиям и которые перечислялись выше. Центральным звеном в нем являются те институты и учреждения, посредством которых народ реализует себя как субъекта формирования и носителя государственной идеологии Республики Беларусь. Это прежде всего выборы, референдум и Всебелорусское народное собрание.
Выборы и референдум С выборами знаком каждый. Они являются тем политическим институтом, посредством которого граждане осуществляют свое право и обязанность решать, кто будет управлять государством от их имени. Значение выборов как формы реализации права граждан на участие в управлении подчеркивается во Всеобщей декларации прав человека: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равных форм, обеспечивающих свободу голосования» [4]. Не случайно организация выборов считается одной из главных характеристик демократии. В толковых словарях значение слова «выборы» определяется как избрание голосованием депутатов и должностных лиц. В современной политологической и правоведческой литературе термином «выборы» обозначается процедура формирования представительного органа власти или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что на каждое депутатское место или определенную должность могут претендовать два или более кандидата. Выборы следует отличать от назначения, которое есть зачисление на какую-либо должность определенного лица, осуществляемое единолично или коллегиальным органом. При назначении на каждую должность представляется, как правило, один кандидат, тогда как при выборах мандат на занятие вакантного места по итогам голосования получает один из нескольких выдвинутых кандидатов. Таким образом, через процедуру выборов народ определяет своих представителей в органах власти и наделяет их правом на осуществление определенных обязанностей. Перечень представительных органов власти и различного рода государственных должностей, формируемых или замещаемых посредством выборов, довольно велик, хотя он и неодинаков в разных странах. В Беларуси путем народного голосования избирается Президент и депутаты Палаты представителей Национального собрания, состав местных Советов депутатов; часть же членов Совета Республики Национального собрания Беларуси избирается путем голосования на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня, часть членов Конституционного Суда избирается Советом Республики. Как видно, основное предназначение выборов в демократическом обществе состоит в обеспечении участия граждан в формировании системы органов государственной власти и управления. В этом заключается главная функция выборов. Но роль выборов в жизнедеятельности демократического общества только этим не ограничивается. Не менее важной является такая их функция, как участие граждан в определении содержания политики государства или, иными словами, в выборе политического курса страны. Эта их роль находит свое выражение в том, что граждане, заходя в кабину для голосования и оказывая свою поддержку тому или иному кандидату или определенной партии (в случаях пропорциональной и смешанной избирательных сиситем), тем самым делают свой выбор среди предлагаемых им политических программ, а значит, и относительно будущего политического курса страны или политики местных властей. Выборы относятся к числу тех немногих демократических приемов, которые позволяют выражать разнообразные интересы посредством опускания бюллетеней, и через суммирование этих голосов народ может принять коллективное решение, касающееся будущего государственного курса [5]. Одновременно во время выборов граждане дают оценку результатам деятельности должностного лица, своего депутата или представительного органа власти, которые получили от них свой мандат на предыдущих выборах. Если эта оценка положительная, то избиратели подтверждают этот мандат, в противном же случае они отдают свои голоса за другого претендента. Таким образом, выборы выступают и как важнейшее звено механизма функционирования идеологии современного демократического государства. Во время выборов граждане непосредственно выражают свои предпочтения относительно предлагаемых на их выбор общественных идей, ценностей и целей. Фактически на выборах граждане определяют базовые положения идеологии своего государства. В плане формирования основ идеологии Республики Беларусь определяющими стали первые в истории страны президентские выборы 1994 года. После распада в 1991 г. Советского Союза белорусский народ оказался в новой исторической ситуации. Перед ним во всей полноте вновь встал вопрос: какими путями обеспечивать свое выживание, национальный суверенитет и реализацию своих традиционных идеалов и ценностей. Тогда, в 1994 г. ему было предложено выбрать одну из трех альтернатив:, первая — пойти по пути реинтеграции союза бывших советских республик, в первую очередь Беларуси, России, Украины и Казахстана; вторая — попытаться найти счастье на путях приобретения имиджа «нейтральной» страны; третья — всецело и безоговорочно отдать себя в сферу влияния западных стран. Белорусский народ в этой критической точке своего развития поступил так, как подсказывали его исторический опыт и его жизненное чутье: он остался верен славяно-русскому единству, выбрав перспективу реконструкции на новой основе союзной государственности. Тем самым, мы убеждены, он сберег и свою свободу, и свою государственность, и свои национальные идеалы и ценности. В последующем, во время очередных парламентских и президентских выборов, он неизменно подтверждал этот свой исторический выбор. Референдум (от лат. — то, что должно быть сообщено) есть специфическая форма избирательной деятельности граждан. Это — тип всенародного голосования, при котором граждане выбирают не того или иного кандидата в депутаты или на замещение государственного поста, а тот или иной вариант ответа на насущный вопрос государственной или общественной жизни. Иначе говоря, во время референдума граждане выступают как законодатели либо как должностные лица, которые принимают решения. Именно поэтому референдум является важнейшей формой непосредственной демократии. Референдумы также проводятся, как правило, путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. Референдумы бывают разных видов в зависимости от предмета голосования и сферы применения. Различают, например, общенациональные (федеральные, республиканские) и местные референдумы. Первые назначаются высшими органами власти (президентом, парламентом либо правительством), вторые — соответственно местными органами управления и самоуправления. Референдум называется конституционным, если с его помощью осуществляется утверждение конституции страны или поправок к ней. Законодательным является референдум, предметом которого выступает проект акта текущего законодательства. В нашей стране Конституцией для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни предусматривается проведение республиканских и местных референдумов. Порядок их проведения регламентируется Конституцией, а также Избирательным кодексом Республики Беларусь. Законодательство определяет порядок проведения референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум. Установлен порядок, согласно которому решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума, если иное не будет определено референдумом. Таким образом, как и выборы этот институт также выступает важнейшим элементом функционирования идеологии белорусского государства. Именно путем всенародного голосования на референдумах белорусский народ решил ряд принципиальных вопросов своей государственной и общественной жизни, а значит, определился и по важнейшим идеям и ценностям, положенным в основу организации и деятельности своего государства. В числе таких вопросов - утверждение Конституции Республики Беларусь (1996), придание русскому языку равного статуса с белорусским и утверждение Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь (1995), одобрение курса на экономическую интеграцию с Российской Федерацией (1995) и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.198 (0.009 с.) |