Взаимодействие народа и его представителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие народа и его представителей



Становление и развитие национально-государственной идеологии проходит те же стадии, что и процесс формирования любой конкретной системы идей, о чем уже говорилось выше. Сначала в умах отдельных индивидов созре­вает идея, отражающая подспудно возникший интерес опреде­ленной категории людей. Затем эта идея становится основой чисто интеллектуального движения, в ходе которого она полу­чает свою дальнейшую разработку. После чего уже сложивша­яся совокупность идей более или менее выражено воздействует на сознание относительно широкого круга лиц, что может вы­литься, в конце концов, в общественно-политическое движе­ние. Именно такие стадии можно выделить в становлении и развитии национально-государственной идеологии белорус­ской общности. На каждом этапе данного процесса из среды белорусов выдвигались отдельные их представители, которые генерировали определенные идеи и представления относитель­но жизнедеятельности общности в целом. Их мысли затем про­никали в более широкие круги соотечественников и станови­лись, в конце концов, достоянием сознания всей общности. Проиллюстрируем это примерами.

На стадии становления славяно-православной цивилизационной общности (IX—XII вв.), как мы уже знаем, на белорус­ской земле родились и действовали такие выдающиеся предста­вители восточных славян, как Ефросиния Полоцкая, Кирилл Туровский и Климент Смолятич. Их литературные произведе­ния и общественные деяния, можно сказать, стали первым по­сланием миру о мыслях, чувствах и способах поведения наших далеких предков. Волновавшие их в то время вопросы, такие, например, как гуманистическое понимание человека, обеспе­чение единства славяно-русской общности, терпимость в отно­шениях между людьми и народами, приоритет духовных цен­ностей над материальными столь прочно вошли в сознание последующих поколений славян, что и поныне доминируют среди духовных исканий белорусского, украинского и русского народов.

На стадии формирования белорусской этнической общности (XIII — начало XVII в.) выдвигается целая плеяда мыслителей, по­литических, религиозных и общественных деятелей, которые за­кладывали гуманистическую, свободолюбивую и демократиче­скую традицию в истории духовных исканий белорусского наро­да. Это время дало нам, как известно, Ф. Скорину, белорусского и восточнославянского первопечатника и просветителя, и Н. Гусовского, европейски известного поэта-гуманиста. Видными оте­чественными мыслителями этого периода были А. Волан, С. Будный, М. Литвин, В. Тяпинский, Л. Сапега и др. В их произведе­ниях анализировались такие актуальные для того времени проб­лемы, как происхождение и сущность государственной власти, идеалы справедливого правления, соотношение права и закона, естественные права человека, соотношение прав и свобод под­данных. Эти произведения не уступали лучшим образцам запад­ноевропейской социально-политической, философско-этической и правовой мысли. Выдвинутые в них идеи, получив свое закрепление в таких уникальных политико-правовых докумен­тах, как статуты Великого княжества Литовского, становились достоянием сознания населения и правилами его жизни.

Последующий исторический период, который связан с вхождением белорусских земель в состав Речи Посполитой, можно сказать, стал временем осознания белорусами своего славяно-православного естества и своего социокультурного родства с русскими. Выразителями идей общерусского, восточ­нославянского единства являлись известный педагог, церков­ный и политический деятель А. Филиппович, педагог и обще­ственный деятель С. Зизаний и его брат литератор, педагог, лингвист и проповедник Л. Зизаний, писатель-полемист, педа­гог и церковный деятель Л. Карпович, белорусско-русский по­эт, церковный и общественный деятель С. Полоцкий, писатель, философ и лингвист М. Смотрицкий, видный писатель и обще­ственный деятель, епископ белорусский Георгий Конисский и др. Разрабатывавшиеся ими идеи прочно вошли в сознание белорусов, способствовали пониманию ими реальной угрозы утраты в условиях Речи Посполитой своей самобытности. Сформулированные ими идеалы и цели вдохновляли движение православного населения против гнета польских феодалов, за реализацию своих экономических, социально-политических, культурных и религиозных прав, за воссоединение белорусов с русскими в одном государстве.

С вхождением белорусских земель в состав Российского го­сударства начался этап ускоренного формирования националь­ного самосознания белорусов, логическим завершением кото­рого явились осознание белорусами себя в качестве особой на­ции и постановка в повестку дня их политической жизни зада­чи самоопределения в качестве национальной автономии в со­ставе будущего российского федеративного демократического государства. Объективно этому способствовали воззрения представителей основных идейных течений, которые развива­лись на том этапе в среде отечественной интеллигенции. К ним относятся уже называвшиеся западноруссизм и революционный демократизм. Видными представителями первого из них, кро­ме уже упоминавшихся К. Говорского, М. Кояловича и Л. Солоневича, были также филолог, этнограф и историк Е. Карс­кий, историки И. Григорович, А. Сапунов, лексикограф И. Носович, этнографы П. Бессонов, П. Шейн, Е. Романов и многие другие. Все они признавали самобытность белорусской этни­ческой общности, были горячими патриотами Беларуси и одно­временно выступали против узкого национализма, за государ­ственное единение не с Польшей, а с Россией [3]. Представите­ли второго течения — поэты и писатели Ф. Богушевич, А. Гуринович, А. Пашкевич (Тетка), М. Богданович, Я. Купала, Я. Колас и др. — были столь же горячими патриотами Беларуси, внесли незаменимый вклад в формирование национального са­мосознания белорусов, хотя и тяготели к идее самоопределе­ния белорусов в форме национальной автономии или нацио­нального государства. О том, как разрешил этот вопрос сам белорусский народ, уже говорилось выше. Здесь лишь заметим, что названные два подхода к вопросу о самоопределении бело­русов дают о себе знать и в ходе нынешних дискуссий о даль­нейшем историческом пути белорусского народа, перспекти­вах развития его государственности, направлениях внутренней и внешней политики Беларуси.

Обретение белорусами собственной государственности сна­чала в виде БССР (1919-1991), а затем (с 1991) в виде Респуб­лики Беларусь закономерно сопровождалось усложнением, а значит, развитием механизма формирования и функциониро­вания национально-государственной идеологии. В нем появля­ются все составные элементы, которые присущи такого рода образованиям и которые перечислялись выше. Центральным звеном в нем являются те институты и учреждения, посредс­твом которых народ реализует себя как субъекта формирова­ния и носителя государственной идеологии Республики Бела­русь. Это прежде всего выборы, референдум и Всебелорусское народное собрание.

 

Выборы и референдум

С выборами знаком каждый. Они являются тем политическим институтом, по­средством которого граждане осуществляют свое право и обя­занность решать, кто будет управлять государством от их име­ни. Значение выборов как формы реализации права граждан на участие в управлении подчеркивается во Всеобщей деклара­ции прав человека: «Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в пе­риодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равных форм, обеспечивающих свободу голосования» [4]. Не случайно организация выборов считается одной из главных ха­рактеристик демократии.

В толковых словарях значение слова «выборы» определяется как избрание голосованием депутатов и должностных лиц. В современной политологической и правоведческой литерату­ре термином «выборы» обозначается процедура формирования представительного органа власти или наделения полномочия­ми должностного лица, осуществляемая посредством голосова­ния при условии, что на каждое депутатское место или опреде­ленную должность могут претендовать два или более кандида­та. Выборы следует отличать от назначения, которое есть зачис­ление на какую-либо должность определенного лица, осуще­ствляемое единолично или коллегиальным органом. При на­значении на каждую должность представляется, как правило, один кандидат, тогда как при выборах мандат на занятие вакантного места по итогам голосования получает один из не­скольких выдвинутых кандидатов.

Таким образом, через процедуру выборов народ определяет своих представителей в органах власти и наделяет их правом на осуществление определенных обязанностей. Перечень предста­вительных органов власти и различного рода государственных должностей, формируемых или замещаемых посредством вы­боров, довольно велик, хотя он и неодинаков в разных странах. В Беларуси путем народного голосования избирается Прези­дент и депутаты Палаты представителей Национального собра­ния, состав местных Советов депутатов; часть же членов Совета Республики Национального собрания Беларуси избирается пу­тем голосования на заседаниях депутатов местных Советов де­путатов базового уровня, часть членов Конституционного Суда избирается Советом Республики.

Как видно, основное предназначение выборов в демократи­ческом обществе состоит в обеспечении участия граждан в формировании системы органов государственной власти и управления. В этом заключается главная функция выборов. Но роль выборов в жизнедеятельности демократического обще­ства только этим не ограничивается. Не менее важной является такая их функция, как участие граждан в определении содержа­ния политики государства или, иными словами, в выборе поли­тического курса страны. Эта их роль находит свое выражение в том, что граждане, заходя в кабину для голосования и оказывая свою поддержку тому или иному кандидату или определенной партии (в случаях пропорциональной и смешанной избира­тельных сиситем), тем самым делают свой выбор среди предла­гаемых им политических программ, а значит, и относительно будущего политического курса страны или политики местных властей. Выборы относятся к числу тех немногих демократи­ческих приемов, которые позволяют выражать разнообразные интересы посредством опускания бюллетеней, и через сумми­рование этих голосов народ может принять коллективное ре­шение, касающееся будущего государственного курса [5].

Одновременно во время выборов граждане дают оценку ре­зультатам деятельности должностного лица, своего депутата или представительного органа власти, которые получили от них свой мандат на предыдущих выборах. Если эта оценка положитель­ная, то избиратели подтверждают этот мандат, в противном же случае они отдают свои голоса за другого претендента.

Таким образом, выборы выступают и как важнейшее звено механизма функционирования идеологии современного де­мократического государства. Во время выборов граждане не­посредственно выражают свои предпочтения относительно предлагаемых на их выбор общественных идей, ценностей и це­лей. Фактически на выборах граждане определяют базовые по­ложения идеологии своего государства.

В плане формирования основ идеологии Республики Бела­русь определяющими стали первые в истории страны президент­ские выборы 1994 года. После распада в 1991 г. Советского Со­юза белорусский народ оказался в новой исторической ситуа­ции. Перед ним во всей полноте вновь встал вопрос: какими пу­тями обеспечивать свое выживание, национальный суверенитет и реализацию своих традиционных идеалов и ценностей. Тогда, в 1994 г. ему было предложено выбрать одну из трех альтернатив:, первая — пойти по пути реинтеграции союза бывших советских республик, в первую очередь Беларуси, России, Украины и Ка­захстана; вторая — попытаться найти счастье на путях приобре­тения имиджа «нейтральной» страны; третья — всецело и безо­говорочно отдать себя в сферу влияния западных стран.

Белорусский народ в этой критической точке своего разви­тия поступил так, как подсказывали его исторический опыт и его жизненное чутье: он остался верен славяно-русскому един­ству, выбрав перспективу реконструкции на новой основе со­юзной государственности. Тем самым, мы убеждены, он сберег и свою свободу, и свою государственность, и свои националь­ные идеалы и ценности. В последующем, во время очередных парламентских и президентских выборов, он неизменно под­тверждал этот свой исторический выбор.

Референдум (от лат. — то, что должно быть сооб­щено) есть специфическая форма избирательной деятельности граждан. Это — тип всенародного голосования, при котором граждане выбирают не того или иного кандидата в депутаты или на замещение государственного поста, а тот или иной вари­ант ответа на насущный вопрос государственной или обще­ственной жизни. Иначе говоря, во время референдума гражда­не выступают как законодатели либо как должностные лица, которые принимают решения. Именно поэтому референдум является важнейшей формой непосредственной демократии. Референдумы также проводятся, как правило, путем всеобще­го, свободного, равного и тайного голосования.

Референдумы бывают разных видов в зависимости от пред­мета голосования и сферы применения. Различают, например, общенациональные (федеральные, республиканские) и мест­ные референдумы. Первые назначаются высшими органами власти (президентом, парламентом либо правительством), вто­рые — соответственно местными органами управления и само­управления. Референдум называется конституционным, если с его помощью осуществляется утверждение конституции стра­ны или поправок к ней. Законодательным является референ­дум, предметом которого выступает проект акта текущего зако­нодательства.

В нашей стране Конституцией для решения важнейших во­просов государственной и общественной жизни предусматри­вается проведение республиканских и местных референдумов. Порядок их проведения регламентируется Конституцией, а также Избирательным кодексом Республики Беларусь. Законо­дательство определяет порядок проведения референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум. Установлен порядок, согласно которому реше­ния, принятые референдумом, могут быть отменены или изме­нены только путем референдума, если иное не будет определе­но референдумом.

Таким образом, как и выборы этот институт также выступает важнейшим элементом функционирования идеологии белорусского государства. Именно путем всенародного голосования на референдумах белорусский народ решил ряд принципиальных вопросов своей государственной и общественной жизни, а значит, определился и по важнейшим идеям и ценностям, положенным в основу организации и деятельности своего государства. В числе таких вопросов - утверждение Конституции Республики Беларусь (1996), придание русскому языку равного статуса с белорусским и утверждение Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь (1995), одобрение курса на экономическую интеграцию с Российской Федерацией (1995) и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.016 с.)