Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единство прав и обязанностейСодержание книги
Поиск на нашем сайте Права и свободы человека тесным образом связаны с его обязанностями. Будучи членом политического сообщества, человек постоянно взаимодействует с другими людьми, государственными и общественными институтами, что влечет за собой определенные обязанности и по отношению к другим людям и по отношению к обществу. Поэтому права и свободы человека неразрывно связаны с его обязанностями, те и другие не могут существовать вне зависимости друг от друга. Об этом специально говорится в статье 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полноценное развитие его личности» [12]. В той же статье также подчеркивается, что «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» [13]. Из идеи единства прав и обязанностей человека исходит Конституция Республики Беларусь. В ней имеется 7 статей, в которых определяются обязанности человека и гражданина перед обществом и государством. Суть этих обязанностей состоит в следующем: • соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст. 52 Конституции). При нарушении обязанности соблюдать Конституцию и законы возможно привлечение виновного к ответственности, а при неуважении национальных традиций — и моральная ответственность; • уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других людей (ст. 53 Конституции). В этом положении выражено, в сущности, известное утверждение, согласно которому права индивида заканчиваются там, где начинаются права другого человека. Невыполнение этой обязанности также может повлечь юридическую ответственность; • принимать участие в финансировании государственных расходов (ст. 56 Конституции). Эта обязанность выполняется гражданами путем уплаты ими государственных налогов, пошлин и иных устанавливаемых законом платежей. Ее невыполнение также влечет за собой административно-правовую ответственность; • беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности (ст. 54 Конституции). К таким ценностям законодательство относит наиболее отличительные материальные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетические и документальные достоинства. Они берутся под охрану государства и за покушение на них предусматриваются различные меры наказания; • защищать Республику Беларусь (ст. 57 Конституции). Согласно Основному закону защита станы — это не только обязанность, но и священный долг гражданина Республики Беларусь. Выполнение этой обязанности осуществляется как путем прохождения службы в Вооруженных Силах, так и вне их рамок, как того потребуют обстоятельства. Невыполнение этой обязанности в каждом конкретном случае может повлечь привлечение виновного к ответственности.
Обязанности государства перед человеком Отличительной особенностью Конституции Республики Беларусь является то, что в ней устанавливаются обязанности государства перед человеком и гражданином. Иными словами, в ней заложены основы социального механизма осуществления прав и свобод человека. Надо заметить, что Всеобщая декларация прав человека трактует наличие социального и международного порядка, при котором права и свободы человека могут быть осуществлены, как важнейшее право человека [14]. Ключевой в этом отношении является статья 59 Конституции, которая гласит так: «Государство должно принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод гражданина Республики Беларусь, предусмотренного Конституцией». В нашем государстве повседневно принимаются меры по созданию внутреннего и международного порядка, обеспечивающего реализацию прав и свобод своих граждан. Объективную сторону такого порядка составляют политические, экономические, социальные и духовно-культурные условия жизнедеятельности людей. От них в конечном счете зависят возможности осуществления гражданами своих прав и свобод. Не менее важное значение имеет и субъективный фактор - отношение к нему государственных органов и должностных лиц. В упомянутой статье 59 Конституции Республики Беларусь на сей счет имеется следующая норма: «Государственные органы, должностные и иные лица, которым доведено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, нарушающие права и свободы личности». В качестве конституционно-правовых гарантий осуществления прав, свобод и обязанностей граждан выступают нормы, закрепленные в статьях Конституции, в которых провозглашаются те или иные права: гарантированное право обращаться в суд, и право на компенсацию имущественного вреда, а также на материальное возмещение морального вреда, и право на юридическую помощь, и право петиций, и право обращаться в международные организации. Здесь следует обратить внимание на содержание статьи 58 Конституции, в которой устанавливается норма, согласно которой никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо отказу от своих прав. Особая роль в обеспечении прав и свобод граждан принадлежит Президенту Республики Беларусь. Согласно статье 79 Конституции он «является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина» [15]. Для осуществления данной обязанности Президент наделен достаточно широкими полномочиями. К основным из них относятся: назначение республиканских референдумов, предмет которых может непосредственно относиться к осуществлению прав и свобод граждан; роспуск палат Парламента, причиной которого может быть систематическое или грубое нарушение ими Конституции Республики Беларусь; право назначения на определенные должности в органах государственной власти и управления, которое он осуществляет самостоятельно либо во взаимодействии с другими органами; обращение с посланиями к народу и Парламенту, где могут излагаться и вопросы обеспечения прав граждан; решение вопросов, связанных с приемом в гражданство, его прекращением и представлением убежища, которые непосредственно связаны с обеспечением прав и свобод человека; право издания указов и распоряжений, имеющих обязательную силу на территории Республики Беларусь. Это - далеко не полный перечень полномочий Президента, которые он может использовать в целях гарантии прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, в нашей стране на конституционном уровне закреплено положение об ответственности государства перед гражданином за создание условий для наиболее полного осуществления его прав и свобод, а значит, для его свободного развития и достойной жизни. В свою очередь, гражданин несет ответственность перед государством за неукоснительное выполнение возложенных на него Основным Законом страны обязанностей. Это означает не что иное, как взаимная ответственность государства и человека за судьбу друг друга.
Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое светское государство Понятие формы государства Напомним, что к концу XIX — началу XX в. белорусская национальная идея, или мысль о том, что белорусы являются особой нацией, стала фактом сознания политически активной части белорусской общности. Она явилась идейным основанием возникновения белорусского общественного движения. В повестку дня общественно-политической жизни белорусов постепенно вставала проблема их самоопределения в качестве нации-государства. Она приняла актуальный характер после февральской и октябрьской революций 1917 г. в России. Осуществить национальное самоопределение - это значит не только провозгласить собственное государство, но и избрать его форму, а также создать соответствующие ей политические институты. Прежде чем представить совокупность идей и принципов, положенных в основу устройства современного белорусского государства, приведем необходимые в этой связи положения теории государства. Территория, население, власть, функции, идеология - это атрибутивные признаки государства, которые отражают то общее, что присуще всем государствам. Однако государства весьма существенно отличаются друг от друга по особенностям своей внутренней организации. Это относится к таким элементам и сторонам деятельности государства, как организация власти, территориальное устройство, методы осуществления властных велений, совокупность выполняемых им функций и др. Для обозначения такого рода отличительных признаков государства служит понятие формы государства. В теории под формой государства принято понимать единство трех составных элементов его внутренней организации, а именно формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима [16]. Форма правления есть организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия между собой и населением. Истории известны две формы правления — монархия и республика. Монархия характеризуется тем, что верховная власть в государстве осуществляется одним лицом - монархом. В различных странах он называется по-разному — князь, король, царь, султан, шах, шейх и т.д. Монарх занимает свой пост, как правило, по наследству, и его власть считается непроизводной от какой-либо другой власти, ее органа или населения (избирателей). Существуют две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Первая, абсолютная монархия, характеризуется сосредоточием всей власти в руках монарха. При второй власть монарха в той или иной мере ограничена конституцией государства. Республика отличается от монархии тем, что глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Республика, таким образом, есть форма правления, при которой граждане являются источником власти. Существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная или полупрезидентская. В первом случае президент является главой государства и правительства, он избирается либо непосредственно народом, либо коллегией выборщиков. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. В президентской республике парламент не может отправить в отставку правительство, а президент - распустить парламент. В парламентарной республике правительство формируется законодательным органом и формально ответственно перед ним. Глава государства (президент), здесь обычно избирается парламентом; его обязанности ограничиваются представительскими функциями. В полупрезидентской, или смешанной, республике президент и парламент избираются народом. Главой государства здесь является президент, он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Характерной чертой смешанной республики является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В целом же распределение полномочий и порядок взаимодействия между различными институтами власти при такой форме правления варьируются от страны к стране. Форма государственного устройства — это территориальная структура государства. По этому признаку различают унитарные (единые) и федеративные государства, а также конфедерации. Унитарными (от лат.- единство) являются государства, для которых характерна высокая степень централизации государственной власти. Административно-территориальные единицы таких государств не обладают признаками государственности, суверенитета. К федеративным (от лат. — союз, объединение) относят государства, территориальные части которых в той или иной мере обладают суверенитетом, имеют признаки государственности — собственную конституцию, правительство, законодательную и судебную системы. Конфедерации — это союзы суверенных государств, образуемые для совместного решения определенных задач экономического, военного, социального и иного характера. В таких государственных образованиях отсутствуют единые органы власти, а создаются специальные учреждения для координации действий их участников по реализации намечаемых задач. Форма политического режима, или политический режим, есть совокупность характерных для данного общества политических институтов (государственных и негосударственных) и методов осуществления государственной власти. Обычно различают демократические, авторитарные и тоталитарные политические режимы. Вообще же политические режимы чрезвычайно разнообразны. Иногда обозначение политического режима, существующего в стране в тот или иной период ее истории, связывают с именем высшего должностного лица государства, от которого в значительной мере зависит как совокупность действующих в стране политических институтов и их полномочий, так и используемые приемы и средства властвования.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.102 (0.009 с.) |