Единство прав и обязанностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единство прав и обязанностей



Права и свободы человека тесным образом связаны с его обязанностями. Будучи членом политического сообщества, человек постоянно взаимодействует с другими людьми, государствен­ными и общественными институтами, что влечет за собой определенные обязанности и по отношению к другим людям и по отношению к обществу. Поэтому права и свободы человека неразрывно связаны с его обязанностями, те и другие не могут существовать вне зависимости друг от друга. Об этом специально говорится в статье 29 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в кото­ром только и возможно свободное и полноценное развитие его личности» [12]. В той же статье также подчеркивается, что «при осуществлении своих прав и свобод каждый человек дол­жен подвергаться только таким ограничениям, какие установ­лены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» [13].

Из идеи единства прав и обязанностей человека исходит Конституция Республики Беларусь. В ней имеется 7 статей, в которых определяются обязанности человека и гражданина пе­ред обществом и государством. Суть этих обязанностей состо­ит в следующем:

• соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции (ст. 52 Конституции). При нарушении обязанности соблюдать Конституцию и законы возможно привлечение ви­новного к ответственности, а при неуважении национальных традиций — и моральная ответственность;

• уважать достоинство, права, свободы и законные интересы других людей (ст. 53 Конституции). В этом положении выраже­но, в сущности, известное утверждение, согласно которому права индивида заканчиваются там, где начинаются права дру­гого человека. Невыполнение этой обязанности также может повлечь юридическую ответственность;

• принимать участие в финансировании государственных рас­ходов (ст. 56 Конституции). Эта обязанность выполняется гражданами путем уплаты ими государственных налогов, пош­лин и иных устанавливаемых законом платежей. Ее невыполне­ние также влечет за собой административно-правовую ответ­ственность;

• беречь историко-культурное, духовное наследие и другие на­циональные ценности (ст. 54 Конституции). К таким ценностям законодательство относит наиболее отличительные материаль­ные объекты и нематериальные проявления человеческого творчества, которые имеют выдающиеся духовные, эстетичес­кие и документальные достоинства. Они берутся под охрану го­сударства и за покушение на них предусматриваются различ­ные меры наказания;

• защищать Республику Беларусь (ст. 57 Конституции). Со­гласно Основному закону защита станы — это не только обя­занность, но и священный долг гражданина Республики Бела­русь. Выполнение этой обязанности осуществляется как путем прохождения службы в Вооруженных Силах, так и вне их ра­мок, как того потребуют обстоятельства. Невыполнение этой обязанности в каждом конкретном случае может повлечь при­влечение виновного к ответственности.

 

Обязанности государства перед человеком

Отличительной особенностью Конституции Республики Беларусь является то, что в ней устанавливаются обязанности госу­дарства перед человеком и гражданином. Иными словами, в ней заложены основы социального механизма осуществления прав и свобод человека. Надо заметить, что Всеобщая декларация прав человека трактует наличие социального и международно­го порядка, при котором права и свободы человека могут быть осуществлены, как важнейшее право человека [14]. Ключевой в этом отношении является статья 59 Конститу­ции, которая гласит так: «Государство должно принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и между­народного порядка, необходимого для полного осуществле­ния прав и свобод гражданина Республики Беларусь, предусмот­ренного Конституцией».

В нашем государстве повседневно принимаются меры по созданию внутреннего и международного порядка, обеспечи­вающего реализацию прав и свобод своих граждан. Объектив­ную сторону такого порядка составляют политические, эконо­мические, социальные и духовно-культурные условия жизнедея­тельности людей. От них в конечном счете зависят возмож­ности осуществления гражданами своих прав и свобод. Не ме­нее важное значение имеет и субъективный фактор - отноше­ние к нему государственных органов и должностных лиц. В упомянутой статье 59 Конституции Республики Беларусь на сей счет имеется следующая норма: «Государственные органы, должностные и иные лица, которым доведено исполнение госу­дарственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответствен­ность за действия, нарушающие права и свободы личности».

В качестве конституционно-правовых гарантий осуществле­ния прав, свобод и обязанностей граждан выступают нормы, закрепленные в статьях Конституции, в которых провозглаша­ются те или иные права: гарантированное право обращаться в суд, и право на компенсацию имущественного вреда, а также на материальное возмещение морального вреда, и право на юридическую помощь, и право петиций, и право обращаться в международные организации. Здесь следует обратить вни­мание на содержание статьи 58 Конституции, в которой уста­навливается норма, согласно которой никто не может быть понужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Республики Беларусь и ее законами, либо отка­зу от своих прав.

Особая роль в обеспечении прав и свобод граждан принад­лежит Президенту Республики Беларусь. Согласно статье 79 Конституции он «является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина» [15]. Для осуществления данной обязанности Президент наделен достаточно широкими полномочиями. К основным из них относятся: назначение республиканских ре­ферендумов, предмет которых может непосредственно отно­ситься к осуществлению прав и свобод граждан; роспуск па­лат Парламента, причиной которого может быть системати­ческое или грубое нарушение ими Конституции Республики Беларусь; право назначения на определенные должности в орга­нах государственной власти и управления, которое он осуще­ствляет самостоятельно либо во взаимодействии с другими органами; обращение с посланиями к народу и Парламенту, где могут излагаться и вопросы обеспечения прав граждан; реше­ние вопросов, связанных с приемом в гражданство, его прекра­щением и представлением убежища, которые непосредствен­но связаны с обеспечением прав и свобод человека; право из­дания указов и распоряжений, имеющих обязательную силу на территории Республики Беларусь. Это - далеко не полный перечень полномочий Президента, которые он может использовать в целях гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, в нашей стране на конституционном уровне закреплено положение об ответственности государства перед гражданином за создание условий для наиболее полного осу­ществления его прав и свобод, а значит, для его свободного раз­вития и достойной жизни. В свою очередь, гражданин несет от­ветственность перед государством за неукоснительное выпол­нение возложенных на него Основным Законом страны обя­занностей. Это означает не что иное, как взаимная ответствен­ность государства и человека за судьбу друг друга.

 

Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое светское государство

Понятие формы государства

Напомним, что к концу XIX — началу XX в. белорусская национальная идея, или

мысль о том, что белорусы являются осо­бой нацией, стала фактом сознания политически активной час­ти белорусской общности. Она явилась идейным основанием возникновения белорусского общественного движения. В повестку дня общественно-политической жизни белорусов постепенно вставала проблема их самоопределения в качестве нации-государства. Она приняла актуальный характер после февральской и октябрьской революций 1917 г. в России. Осу­ществить национальное самоопределение - это значит не толь­ко провозгласить собственное государство, но и избрать его форму, а также создать соответствующие ей политические ин­ституты. Прежде чем представить совокупность идей и при­нципов, положенных в основу устройства современного бело­русского государства, приведем необходимые в этой связи по­ложения теории государства.

Территория, население, власть, функции, идеология - это атрибутивные признаки государства, которые отражают то об­щее, что присуще всем государствам. Однако государства весь­ма существенно отличаются друг от друга по особенностям сво­ей внутренней организации. Это относится к таким элементам и сторонам деятельности государства, как организация власти, территориальное устройство, методы осуществления властных велений, совокупность выполняемых им функций и др. Для обозначения такого рода отличительных признаков государ­ства служит понятие формы государства. В теории под формой государства принято понимать единство трех составных эле­ментов его внутренней организации, а именно формы правле­ния, формы государственного устройства и формы политиче­ского режима [16].

Форма правления есть организация верховной государствен­ной власти, которая предопределяет структуру высших госу­дарственных органов, порядок их образования, взаимодей­ствия между собой и населением. Истории известны две фор­мы правления — монархия и республика.

Монархия характеризуется тем, что верховная власть в госу­дарстве осуществляется одним лицом - монархом. В различ­ных странах он называется по-разному — князь, король, царь, султан, шах, шейх и т.д. Монарх занимает свой пост, как прави­ло, по наследству, и его власть считается непроизводной от ка­кой-либо другой власти, ее органа или населения (избирате­лей). Существуют две разновидности монархии: абсолютная и конституционная. Первая, абсолютная монархия, характеризу­ется сосредоточием всей власти в руках монарха. При второй власть монарха в той или иной мере ограничена конституцией государства.

Республика отличается от монархии тем, что глава государ­ства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Республика, таким образом, есть форма правления, при кото­рой граждане являются источником власти. Существуют три основные разновидности республики: президентская, парла­ментарная и смешанная или полупрезидентская. В первом слу­чае президент является главой государства и правительства, он избирается либо непосредственно народом, либо коллегией вы­борщиков. Он сам назначает правительство и руководит его дея­тельностью. В президентской республике парламент не может отправить в отставку правительство, а президент - распустить парламент. В парламентарной республике правительство фор­мируется законодательным органом и формально ответствен­но перед ним. Глава государства (президент), здесь обычно из­бирается парламентом; его обязанности ограничиваются пред­ставительскими функциями. В полупрезидентской, или сме­шанной, республике президент и парламент избираются наро­дом. Главой государства здесь является президент, он назнача­ет главу правительства и министров с учетом расклада полити­ческих сил в парламенте. Характерной чертой смешанной рес­публики является двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом. В целом же распре­деление полномочий и порядок взаимодействия между различ­ными институтами власти при такой форме правления варьиру­ются от страны к стране.

Форма государственного устройства — это территориальная структура государства. По этому признаку различают унитар­ные (единые) и федеративные государства, а также конфедера­ции. Унитарными (от лат.- единство) яв­ляются государства, для которых характерна высокая степень централизации государственной власти. Административно-тер­риториальные единицы таких государств не обладают признаками государственности, суверенитета. К федеративным (от лат. — союз, объединение) относят государства, тер­риториальные части которых в той или иной мере обладают суверенитетом, имеют признаки государственности — собственную конституцию, правительство, законодательную и судебную системы. Конфедерации — это союзы суверенных государств, образуемые для совместного решения определенных задач экономического, военного, социального и иного характера. В таких государственных образованиях отсутствуют единые органы влас­ти, а создаются специальные учреждения для координации дей­ствий их участников по реализации намечаемых задач.

Форма политического режима, или политический режим, есть совокупность характерных для данного общества политических институтов (государственных и негосударствен­ных) и методов осуществления государственной власти. Обычно различают демократические, авторитарные и тота­литарные политические режимы. Вообще же политические режимы чрезвычайно разнообразны. Иногда обозначение политического режима, существующего в стране в тот или иной период ее истории, связывают с именем высшего долж­ностного лица государства, от которого в значительной мере зависит как совокупность действующих в стране политичес­ких институтов и их полномочий, так и используемые приемы и средства властвования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.01 с.)