Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутри- и внешнеполитические условия реализации стратегической цели развития БеларусиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Национальная консолидация Беларусь находится на начальном этапе своего движения к обществу постиндустриального типа. Переход к нему — это достаточно сложный и длительный исторический процесс. Определить его этапы сегодня вряд ли возможно. По некоторым оценкам, этот процесс займет не одно десятилетие. Очевидно, что для реализации перечисленных выше задач начального этапа постиндустриальной трансформации общества потребуется не менее десятка лет, а также приложение колоссальных затрат и усилий всего народа. Необходимо отдавать отчет в том, что постиндустриальная модернизация нашей страны может успешно осуществляться только при наличии, по крайней мере, трех условий — национальной консолидации, национальной безопасности и благоприятной внешнеполитической обстановки. Все общественные силы Беларуси должны сознавать, что без согласия между ними по основополагающим общественным ценностям достижение заявленных целей модернизации может оказаться проблематичным. Не может успешно развиваться общество, раздираемое постоянными спорами о целях и путях осуществления своего политического курса. Это вовсе не означает полного единодушия и единомыслия, искусственно насажденного властными институтами, но предполагает общее понимание того, что представляет собой белорусская нация сегодня, каково ее положение в современном мире и куда она должна двигаться. Как представляется, у нас имеются необходимые объективные и субъективные предпосылки для достижения требуемого уровня общественного согласия. Разумеется, было бы преждевременным полагать, что наше общество уже полностью определилось по приоритетам своего развития. Среди его различных социально-политических сил все еще продолжаются дискуссии, подчас весьма острые, относительно понимания прошло* го, настоящего и будущего белорусского народа. Однако уже сегодня по целому ряду социальных ценностей и идейно-политических приоритетов в нашем обществе достигнута достаточно высокая степень согласия. Это прежде всего курс на обеспечение перехода Беларуси к многоукладной социально ориентированной рыночной экономике, развитие демократических форм политической жизни, строительство социального правового государства, реализацию и расширение прав и свобод человека, формирование институтов гражданского общества, устойчивое инновационное развитие страны и др. [22]. Исключительно важным условием национальной консолидации представляется закрепление в Основном Законе Республики Беларусь с согласия всех социально-политических сил общества основополагающих ценностей и устремлений народа. Конституция любого современного демократического государства, концентрируя фундаментальные ценности составляющего его народа, выполняет консолидирующую и мобилизационную роль в жизни общества. И напротив, если этот важнейший документ односторонне отражает узкоэгоистические интересы какой-либо части общества в ущерб общим интересам, он перестает выполнять объединяющую нацию функцию. Более того, при подобных условиях Конституция страны становится источником социальных коллизий, может провоцировать противоборство различных социальных сил. Так, ни одна политическая партия в странах Запада не считает себя вправе ставить под сомнение фундаментальные конституционные принципы — демократию, права человека, государственное устройство, хотя иерархия этих и других ценностей может интерпретироваться ими по-разному. В нашем же обществе разные партии склонны предлагать избирателям диаметрально противоположные решения — вместо президентской парламентскую форму правления, вместо социально ориентированной рыночной экономики экономическую систему свободной рыночной конкуренции, вместо одной геополитической ориентации страны полярную ей ориентацию. Нам еще предстоит предпринять определенные усилия к тому, чтобы Конституция Республики Беларусь была безоговорочно принята всеми социально-политическими силами общества и стала предметом национальной гордости белорусов. То же можно сказать и относительно путей и условий развития нашей страны.
Национальная безопасность Одним из важнейших условий развития всякого социального субъекта является его безопасность. В.И. Даль, знаменитый автор толкового словаря русского языка, понятие «безопасность» определяет как «отсутствие опасности; сохранность, надежность». Данный подход к пониманию безопасности присутствует и в современных ее определениях. В самом широком смысле безопасность есть положение, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-либо. Безопасность обеспечивается созданием условий, которые гарантируют устойчивость и стабильность социальной системы или иного объекта. В политической науке различают безопасность национальную (государственную), региональную, международную и глобальную. Развитие и безопасность — это фактически две взаимосвязанные стороны общего процесса жизни. Уже в Древнем Риме четко выделялись эти два фундаментальных условия существования человека и общества. Более того, Цицерон (106—143 гг. до н.э.) на первое место ставил проблему обеспечения безопасности. Он говорил, что «прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, избегать всего того, что кажется вредоносным, и добывать себе все необходимое для жизни» [23]. В сущности, люди изобрели когда-то и государство как форму своей самоорганизации с главной целью — обеспечить собственную безопаность. Как считал английский философ Томас Гоббс (1588-1679), будучи в догосударственном состоянии, люди находились в состоянии «войны всех против всех»; самоорганизовавшись в государство, люди получили определенные гарантии своей безопасности [24]. Национальная, или государственная, безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от негативного воздействия внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается территориальная целостность и суверенитет государства, стабильность общества и гарантируется возможность прогрессивного развития нации [25]. Исходя из тождества понятий «нация» и «государство», понятия «национальная безопасность» и «государственная безопасность» можно рассматривать как синонимы. Некоторые авторы государственную безопасность рассматривают как особую форму национальной безопасности. В английском языке аналогом термина «национальная безопасность» является словосочетание, которое может переводиться и как национальная, и как государственная безопасность. Мы будем пользоваться этими понятиями как синонимами. Обеспечение национальной безопасности — одна из важнейших функций государства. В данной области общественных отношений непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, общества, государства с угрозами этим интересам как внутренними, так и внешними. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает существование и возможности развития личности, общества и государства. Это определение носит общий характер, оно применимо к любой сфере жизнедеятельности людей, однако требует своей конкретизации применительно к каждой из них. В структуре национальных интересов различают политические, экономические, социальные и гуманитарные интересы. В свою очередь в политической сфере, например, можно выделить такие жизненно важные интересы, как укрепление независимости и суверенитета страны, сохранение ее территориальной целостности, укрепление конституционного строя государства, развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с другими странами, укрепление региональной и международной безопасности и другие. В других сферах жизнедеятельности общества также выделяется комплекс жизненно важных интересов. Но и в этом плане проблема жизненно важных интересов заключается в их определении для каждой сферы жизнедеятельности общества с учетом особенностей и специфики его развития как целого на данном этапе. При этом важно решить вопросы о соотношении интересов в разных областях жизни и их приоритетности по отношению друг к другу. Под угрозами национальной безопасности понимают действия, явления и процессы (или их совокупность), препятствующие реализации жизненно важных интересов личности, общества и государства. Они могут проявляться в самых различных областях жизнедеятельности людей — политической, экономической, социальной, духовно-культурной. Угрозы национальной безопасности могут исходить со стороны природных сил, различных факторов политического, экономического или социально-гуманитарного характера, а также со стороны конкретных юридических и физических лиц. В связи с этим принято выделять следующие основные слагаемые национальной безопасности: политическая, военная, экономическая, продовольственная, энергетическая, информационная, экологическая, демографическая, гуманитарная и др. Как видно, обеспечение государственной безопасности есть многоплановая деятельность. В любом государстве ее определяет большое число органов, организаций и учреждений. Это такие государственные органы, как армия и милиция (полиция), налоговые инспекции, органы по чрезвычайным ситуациям, гражданской обороны, службы разведки и контрразведки, обеспечения безопасности средств связи и информации, органы по обеспечению безопасного ведения работ в различных областях народного хозяйства, органы здравоохранения и др. Вся их многогранная деятельность по обеспечению национальной безопасности нуждается в общем руководстве и координации, которые осуществляют соответствующие, в том числе специально созданные, органы государственного управления. В нашей стране общее руководство обеспечением национальной безопасности осуществляет Президент Республики Беларусь, который реализует свои полномочия в данной сфере через Совет Безопасности Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь. Их деятельность основывается на соответствующих нормативных актах — Конституции и законах Республики Беларусь, Указах и Декретах Президента, Постановлениях правительства, служебных инструкциях и др. В систематизированном виде все аспекты соответствующей деятельности изложены в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь [26]. Руководством нашего государства уделяется самое пристальное внимание проблемам обеспечения национальной безопасности. Провозглашение и становление Республики Беларусь как суверенного государства потребовало тщательной аналитической работы по оценке внутреннего и международного положения страны, определению жизненно важных интересов в различных сферах ее жизнедеятельности, выявлению внутренних и внешних угроз безопасности и определению приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности. Все это стало необходимой предпосылкой последующего принятия комплекса мер по созданию системы национальной безопасности Республики Беларусь. Необходимо отметить разительные перемены в данной области государственной жизни, произошедшие после первого (1994) вступления в должность Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. К этому моменту система обеспечения национальной безопасности, как и положения дел в других сферах жизнедеятельности общества, оказалась фактически в парализованном состоянии. В плане своей безопасности белорусский народ оказался на краю пропасти. Не случайно кандидат в Президенты Республики Беларусь А.Г. Лукашенко своей предвыборной программе в ту избирательную кампанию дал название «Отвести народ от пропасти». Вот как оценивалась в ней сложившаяся в стране ситуация: «Мы стоим над пропастью системного кризиса государства. Даже после Великой Отечественной войны такого не было. Общий спад производства составил 40%. Сельское хозяйство отброшено на двадцать лет назад. Инфляция в 1993 г. составила 1700% и возрастает ежемесячно на 50%. Остановлено производство на многих предприятиях, растет безработица. Снимается мотивация к производительному труду. Процветает спекуляция, насилие, размываются моральные устои общества, честность и порядочность становятся категориями третьего сорта. Преступность замахнулась не только на безопасность граждан, но и на само государство. Коррупция парализовала работу власти. По живому разрезаны традиционные связи братских народов» [27]. Ныне ситуация в деле обеспечения национальной безопасности белорусского народа, можно уверенно утверждать, диаметрально противоположная. За прошедшие годы шаг за шагом фактически заново создана система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. В различных областях это нашло свое выражение в следующем: • в области политической безопасности — в окончательном оформлении национальной государственности со всеми ее атрибутами, утверждении реального суверенитета Беларуси, развитии взаимовыгодного сотрудничества с другими странами как на двусторонней, так и многосторонней основе; • в области военной безопасности — в создании вооруженных сил, способных обеспечить отражение нападения агрессора как самостоятельно, так и совместно с вооруженными силами союзников, в налаживании военно-политического сотрудничества в интересах поддержания обороноспособности страны в рамках Договора о создании Союзного государства Беларуси и России и Договора о коллективной безопасности; • в области экономической безопасности — в обеспечении к 2001 г. докризисного уровня производства, а с 2003 по 2008 г. -ежегодного прироста валового внутреннего продукта от 8 до 10 и более процентов, что означает возможность нации без внешнего вмешательства и давления извне определять пути и формы своего развития; • в области продовольственной безопасности — в обеспечении путем совершенствования организации сельскохозяйственного производства, его технического переоснащения и внедрения интенсивных технологий ежегодного прироста его продукции в среднем более чем на 6 процентов, что позволяет не только полностью удовлетворять потребности населения страны в отечественных продуктах питания, но и экспортировать их в другие государства; • в области энергетической безопасности — от мероприятий по усилению бережливости, использования местных видов топлива и строительства собственной атомной электростанции до расширения географии поставщиков энергоносителей в нашу страну; • в области информационной безопасности — в создании системы регулирования доступа к информации, имеющей для нации жизненно важное значение; • в области экологической безопасности — в осуществлении системы мер по последовательному преодолению последствий аварии 1986 г. на Чернобыльской АЭС, в разработке и реализации программ сохранения биосферы и среды обитания человека, защите биологического и ландшафтного разнообразия территории страны, экологизации отечественной экономики; • в области демографической безопасности — в принятии комплекса мер по обеспечению положительной динамики изменения народонаселения страны; • в области гуманитарной безопасности — в разработке и реализации системы мер по сохранению и укреплению здоровья населения, сохранению духовного и культурного наследия, укреплению традиционных ценностей общества, развитию интеллектуального потенциала нации, обеспечению прав граждан на свободу совести и вероисповедания. Как видно, в Республике Беларусь заново создана и функционирует система обеспечения национальной безопасности. Она включает в себя широкий комплекс мер политического, военно-стратегического, экономического, социального, информационного, правового и организационного характера по выявлению, предупреждению и устранению возможных угроз национальной безопасности с целью создания условий решения задач надежного и устойчивого развития белорусского общества. Она обеспечивает на деле достаточно высокую степень защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.255.183 (0.01 с.) |