Внутри- и внешнеполитические условия реализации стратегической цели развития Беларуси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутри- и внешнеполитические условия реализации стратегической цели развития Беларуси



Национальная консолидация

Беларусь находится на начальном этапе своего движения к обществу постиндустриального типа. Переход к нему — это достаточно сложный и длительный исторический процесс. Оп­ределить его этапы сегодня вряд ли возможно. По некоторым оценкам, этот процесс займет не одно десятилетие. Очевидно, что для реализации перечисленных выше задач начального эта­па постиндустриальной трансформации общества потребуется не менее десятка лет, а также приложение колоссальных затрат и усилий всего народа. Необходимо отдавать отчет в том, что постиндустриальная модернизация нашей страны может успешно осуществляться только при наличии, по крайней ме­ре, трех условий — национальной консолидации, национальной бе­зопасности и благоприятной внешнеполитической обстановки.

Все общественные силы Беларуси должны сознавать, что без согласия между ними по основополагающим общественным цен­ностям достижение заявленных целей модернизации может ока­заться проблематичным. Не может успешно развиваться обще­ство, раздираемое постоянными спорами о целях и путях осу­ществления своего политического курса. Это вовсе не означает полного единодушия и единомыслия, искусственно насажденно­го властными институтами, но предполагает общее понимание того, что представляет собой белорусская нация сегодня, каково ее положение в современном мире и куда она должна двигаться.

Как представляется, у нас имеются необходимые объектив­ные и субъективные предпосылки для достижения требуемого уровня общественного согласия. Разумеется, было бы преждев­ременным полагать, что наше общество уже полностью опреде­лилось по приоритетам своего развития. Среди его различных социально-политических сил все еще продолжаются дискус­сии, подчас весьма острые, относительно понимания прошло* го, настоящего и будущего белорусского народа. Однако уже сегодня по целому ряду социальных ценностей и идейно-поли­тических приоритетов в нашем обществе достигнута достаточно высокая степень согласия. Это прежде всего курс на обеспечение перехода Беларуси к многоукладной социально ориентированной рыночной экономике, развитие демократических форм политической жизни, строительство социального право­вого государства, реализацию и расширение прав и свобод че­ловека, формирование институтов гражданского общества, устойчивое инновационное развитие страны и др. [22].

Исключительно важным условием национальной консолида­ции представляется закрепление в Основном Законе Республи­ки Беларусь с согласия всех социально-политических сил обще­ства основополагающих ценностей и устремлений народа. Кон­ституция любого современного демократического государства, концентрируя фундаментальные ценности составляющего его народа, выполняет консолидирующую и мобилизационную роль в жизни общества. И напротив, если этот важнейший доку­мент односторонне отражает узкоэгоистические интересы ка­кой-либо части общества в ущерб общим интересам, он переста­ет выполнять объединяющую нацию функцию. Более того, при подобных условиях Конституция страны становится источни­ком социальных коллизий, может провоцировать противобор­ство различных социальных сил. Так, ни одна политическая пар­тия в странах Запада не считает себя вправе ставить под сомне­ние фундаментальные конституционные принципы — демокра­тию, права человека, государственное устройство, хотя иерархия этих и других ценностей может интерпретироваться ими по-раз­ному. В нашем же обществе разные партии склонны предлагать избирателям диаметрально противоположные решения — вмес­то президентской парламентскую форму правления, вместо со­циально ориентированной рыночной экономики экономиче­скую систему свободной рыночной конкуренции, вместо одной геополитической ориентации страны полярную ей ориентацию.

Нам еще предстоит предпринять определенные усилия к то­му, чтобы Конституция Республики Беларусь была безогово­рочно принята всеми социально-политическими силами обще­ства и стала предметом национальной гордости белорусов. То же можно сказать и относительно путей и условий развития на­шей страны.

 

Национальная безопасность

Одним из важнейших условий развития всякого социального субъекта является

его безопасность. В.И. Даль, знамени­тый автор толкового словаря русского языка, понятие «безопас­ность» определяет как «отсутствие опасности; сохранность, на­дежность». Данный подход к пониманию безопасности при­сутствует и в современных ее определениях. В самом широком смысле безопасность есть положение, при котором не угрожает опасность кому-либо или чему-либо. Безопасность обеспечивается созданием условий, которые гарантируют устойчивость и стабильность социальной системы или иного объекта.

В политической науке различают безопасность национальную (государственную), региональную, международную и глобальную.

Развитие и безопасность — это фактически две взаимосвязанные стороны общего процесса жизни. Уже в Древнем Риме четко выделялись эти два фундаментальных условия существования человека и общества. Более того, Цицерон (106—143 гг. до н.э.) на первое место ставил проблему обеспечения безопасности. Он говорил, что «прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь, избегать всего того, что кажется вредоносным, и добывать себе все необходимое для жизни» [23]. В сущности, люди изобрели когда-то и государство как форму своей самоорганизации с главной целью — обеспечить собственную безопаность. Как считал английский философ Томас Гоббс (1588-1679), будучи в догосударственном состоянии, люди находились в состоянии «войны всех против всех»; самоорганизовавшись в государство, люди получили определенные гарантии своей безопасности [24].

Национальная, или государственная, безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от негативного воздействия внешних и внутренних угроз, при котором обеспечивается территориальная целостность и суверенитет государства, стабильность общества и гарантируется возможность прогрессивного развития нации [25]. Исходя из тождества понятий «нация» и «государство», понятия «национальная безопасность» и «государственная безопасность» можно рассматривать как синонимы. Некоторые авторы государственную безопасность рассматривают как особую форму национальной безопасности. В английском языке аналогом термина «национальная безопасность» является словосочетание, которое может переводиться и как национальная, и как государственная безопасность. Мы будем пользоваться этими понятиями как синонимами.

Обеспечение национальной безопасности — одна из важнейших функций государства. В данной области общественных отношений непрерывно происходят процессы взаимодействия и противоборства жизненно важных интересов личности, об­щества, государства с угрозами этим интересам как внутренни­ми, так и внешними.

Под жизненно важными интересами понимается совокуп­ность потребностей, удовлетворение которых обеспечивает су­ществование и возможности развития личности, общества и го­сударства. Это определение носит общий характер, оно приме­нимо к любой сфере жизнедеятельности людей, однако требу­ет своей конкретизации применительно к каждой из них.

В структуре национальных интересов различают политические, экономические, социальные и гуманитарные интересы. В свою оче­редь в политической сфере, например, можно выделить такие жизненно важные интересы, как укрепление независимости и суверенитета страны, сохранение ее территориальной целост­ности, укрепление конституционного строя государства, разви­тие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с други­ми странами, укрепление региональной и международной безо­пасности и другие. В других сферах жизнедеятельности обще­ства также выделяется комплекс жизненно важных интересов. Но и в этом плане проблема жизненно важных интересов заключается в их определении для каждой сферы жизнедея­тельности общества с учетом особенностей и специфики его развития как целого на данном этапе. При этом важно решить вопросы о соотношении интересов в разных областях жизни и их приоритетности по отношению друг к другу.

Под угрозами национальной безопасности понимают дей­ствия, явления и процессы (или их совокупность), препятству­ющие реализации жизненно важных интересов личности, об­щества и государства. Они могут проявляться в самых различ­ных областях жизнедеятельности людей — политической, эко­номической, социальной, духовно-культурной. Угрозы нацио­нальной безопасности могут исходить со стороны природных сил, различных факторов политического, экономического или социально-гуманитарного характера, а также со стороны конк­ретных юридических и физических лиц.

В связи с этим принято выделять следующие основные сла­гаемые национальной безопасности: политическая, военная, экономическая, продовольственная, энергетическая, информа­ционная, экологическая, демографическая, гуманитарная и др.

Как видно, обеспечение государственной безопасности есть многоплановая деятельность. В любом государстве ее определяет большое число органов, организаций и учрежде­ний. Это такие государственные органы, как армия и мили­ция (полиция), налоговые инспекции, органы по чрезвычай­ным ситуациям, гражданской обороны, службы разведки и контрразведки, обеспечения безопасности средств связи и информации, органы по обеспечению безопасного ведения работ в различных областях народного хозяйства, органы здравоохранения и др. Вся их многогранная деятельность по обеспечению национальной безопасности нуждается в об­щем руководстве и координации, которые осуществляют со­ответствующие, в том числе специально созданные, органы государственного управления.

В нашей стране общее руководство обеспечением нацио­нальной безопасности осуществляет Президент Республики Бе­ларусь, который реализует свои полномочия в данной сфере че­рез Совет Безопасности Республики Беларусь и Совет Минист­ров Республики Беларусь. Их деятельность основывается на со­ответствующих нормативных актах — Конституции и законах Республики Беларусь, Указах и Декретах Президента, Поста­новлениях правительства, служебных инструкциях и др. В сис­тематизированном виде все аспекты соответствующей деятель­ности изложены в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденной Указом Президента Рес­публики Беларусь [26].

Руководством нашего государства уделяется самое при­стальное внимание проблемам обеспечения национальной бе­зопасности. Провозглашение и становление Республики Бела­русь как суверенного государства потребовало тщательной ана­литической работы по оценке внутреннего и международного положения страны, определению жизненно важных интересов в различных сферах ее жизнедеятельности, выявлению внут­ренних и внешних угроз безопасности и определению приори­тетных направлений обеспечения национальной безопасности. Все это стало необходимой предпосылкой последующего при­нятия комплекса мер по созданию системы национальной бе­зопасности Республики Беларусь.

Необходимо отметить разительные перемены в данной об­ласти государственной жизни, произошедшие после первого (1994) вступления в должность Президента Республики Бела­русь А.Г. Лукашенко. К этому моменту система обеспечения национальной безопасности, как и положения дел в других сферах жизнедеятельности общества, оказалась фактически в парализованном состоянии. В плане своей безопасности бело­русский народ оказался на краю пропасти. Не случайно канди­дат в Президенты Республики Беларусь А.Г. Лукашенко своей предвыборной программе в ту избирательную кампанию дал название «Отвести народ от пропасти». Вот как оценивалась в ней сложившаяся в стране ситуация: «Мы стоим над про­пастью системного кризиса государства. Даже после Вели­кой Отечественной войны такого не было. Общий спад про­изводства составил 40%. Сельское хозяйство отброшено на двадцать лет назад. Инфляция в 1993 г. составила 1700% и возрастает ежемесячно на 50%. Остановлено производство на многих предприятиях, растет безработица. Снимается мо­тивация к производительному труду. Процветает спекуля­ция, насилие, размываются моральные устои общества, чест­ность и порядочность становятся категориями третьего сор­та. Преступность замахнулась не только на безопасность граждан, но и на само государство. Коррупция парализовала работу власти. По живому разрезаны традиционные связи братских народов» [27].

Ныне ситуация в деле обеспечения национальной безопас­ности белорусского народа, можно уверенно утверждать, диа­метрально противоположная. За прошедшие годы шаг за ша­гом фактически заново создана система обеспечения нацио­нальной безопасности Республики Беларусь. В различных об­ластях это нашло свое выражение в следующем:

• в области политической безопасности — в окончательном оформлении национальной государственности со всеми ее ат­рибутами, утверждении реального суверенитета Беларуси, раз­витии взаимовыгодного сотрудничества с другими странами как на двусторонней, так и многосторонней основе;

• в области военной безопасности — в создании вооруженных сил, способных обеспечить отражение нападения агрессора как самостоятельно, так и совместно с вооруженными силами союзников, в налаживании военно-политического сотрудни­чества в интересах поддержания обороноспособности страны в рамках Договора о создании Союзного государства Беларуси и России и Договора о коллективной безопасности;

• в области экономической безопасности — в обеспечении к 2001 г. докризисного уровня производства, а с 2003 по 2008 г. -ежегодного прироста валового внутреннего продукта от 8 до 10 и более процентов, что означает возможность нации без вне­шнего вмешательства и давления извне определять пути и фор­мы своего развития;

• в области продовольственной безопасности — в обеспече­нии путем совершенствования организации сельскохозяй­ственного производства, его технического переоснащения и внедрения интенсивных технологий ежегодного прироста его продукции в среднем более чем на 6 процентов, что позволяет не только полностью удовлетворять потребности населения страны в отечественных продуктах питания, но и экспортиро­вать их в другие государства;

• в области энергетической безопасности — от мероприятий по усилению бережливости, использования местных видов топлива и строительства собственной атомной электростанции до расши­рения географии поставщиков энергоносителей в нашу страну;

• в области информационной безопасности — в создании сис­темы регулирования доступа к информации, имеющей для на­ции жизненно важное значение;

• в области экологической безопасности — в осуществлении системы мер по последовательному преодолению последствий аварии 1986 г. на Чернобыльской АЭС, в разработке и реализа­ции программ сохранения биосферы и среды обитания челове­ка, защите биологического и ландшафтного разнообразия тер­ритории страны, экологизации отечественной экономики;

• в области демографической безопасности — в принятии комплекса мер по обеспечению положительной динамики из­менения народонаселения страны;

• в области гуманитарной безопасности — в разработке и реа­лизации системы мер по сохранению и укреплению здоровья населения, сохранению духовного и культурного наследия, укреплению традиционных ценностей общества, развитию ин­теллектуального потенциала нации, обеспечению прав граж­дан на свободу совести и вероисповедания.

Как видно, в Республике Беларусь заново создана и функци­онирует система обеспечения национальной безопасности. Она включает в себя широкий комплекс мер политического, военно-стратегического, экономического, социального, ин­формационного, правового и организационного характера по выявлению, предупреждению и устранению возможных угроз национальной безопасности с целью создания условий реше­ния задач надежного и устойчивого развития белорусского об­щества. Она обеспечивает на деле достаточно высокую степень защищенности жизненно важных интересов личности, обще­ства и государства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 512; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.165.66 (0.013 с.)