Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устойчивое инновационное развитиеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как уже отмечалось, политическая стратегия предполагает не только правильный выбор цели усилий социального субъекта на определенном историческом этапе, но и путей, ведущих к ее достижению. В литературе и общественно-политической практике путь движения к сформулированной цели общественного развития также принято обозначать термином «стратегия». Выше было показано, что стратегической целью развития Беларуси на современном историческом этапе является переход к постиндустриальному (информационному) обществу. Характер будущего состояния общества — организация общественного производства на основе информационных технологий — предопределяет и путь движения к такому обществу. В научной литературе и политических документах нашего государства этот путь определяется как устойчивое инновационное развитие. Как видно, данная формула отражает два взаимосвязанных аспекта процесса общественного развития - его устойчивость и его инновационный характер. Рассмотрим их основное содержание. Понятие «устойчивое развитие» появилось в начале 70-х гг. XX в. Широкое применение в научном и политическом лексиконе оно получило после опубликования в 1987 г. Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию доклада под названием «Наше общее будущее». В нем под устойчивым понималось такое развитие, которое «отвечает потребностям ныне живущих людей, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности» [15]. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция Организации Объединенных наций по окружающей среде и развитию, которая приняла документ «Повестка дня на XXI век», известны как «Повестка XXI». В документе разработан подробный план действий мирового сообщества, способных вывести мир из его нынешней неустойчивой модели экономического роста к мерам, обеспечивающим охрану и возобновление ресурсов окружающей среды, от которых зависит экономический рост и развитие. Содержащиеся в «Повестке XXI» теоретические положения и основанные на них практические подходы по обеспечению развития мирового сообщества в рамках XXI в. составляют концепцию устойчивого развития. Появление концепции устойчивого развития вызвано ставшими очевидными к началу 1970-х гг. негативными последствиями индустриального покорения природы и ее потребительского использования как дарового ресурса. Научно-технический прогресс принес с собой не только несомненные блага для людей, но и породил комплекс глобальных проблем, поставивших под угрозу существование самого человечества. Та экономическая модель, по которой страны мира развивались в течение тысячелетий, Конференцией в Рио-де-Жанейро была признана в дальнейшем неприемлемой. Неконтролируемый экономический рост ведет к тому, что стабильность биосферы может быть полностью разрушена в течение жизни нескольких поколений. Рост обеспокоенности за будущее человечества и осознание того, что сохранение жизни на Земле носит характер борьбы со следствиями, а не с причинами, ведущими к катастрофе, поставили в повестку дня поиск и разработку иной, более перспективной и безопасной для биосферы и общества модели развития. В качестве альтернативной модели развития стран и человечества в целом ныне признается устойчивое развитие. Под таковым понимается глобально управляемое развитие всего мирового сообщества с целью сохранения биосферы и существования человечества, его непрерывного развития. Устойчивым может быть только мировое сообщество в целом [16]. Концепция устойчивого развития ориентирована на такое удовлетворение потребностей людей, которое не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Она содержит совокупность взаимообусловленных социально-экономических, политических, духовно-нравственных, экологических и других составляющих. Ее стержневой идеей является повышение производительности ресурсов за счет внедрения качественно новых технологий, основанных на синтезе веществ и получении энергии из «недр» микромира (биотехнология, генная инженерия и т.п.). Концепция исходит также из необходимости стабилизации численности населения Земли (что зависит главным образом от политики развивающихся стран) и отказа от излишеств в потреблении (что относится преимущественно к населению индустриально развитых стран). Воплощение идеи стабильного социально-экономического развития, не разрушающего природной среды и ориентированного на нужды нынешнего и будущих поколений, может произойти в достаточно отдаленной перспективе, однако сам переход к устойчивому развитию должен осуществиться в текущем XXI в., в его первой половине. Отвечая на призыв Организации Объединенных Наций к государствам мира осуществить переход к новым принципам организации экономической жизни, в нашей стране в 1997 г. впервые была разработана и одобрена правительством Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь, а в 2004 г. был разработан и принят аналогичный документ на период до 2020 г. [17]. Главное внимание в нем уделяется гармонизации социального, экономического и экологического развития как равноценных и взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «человек — окружающая среда — экономика». В основу документа положены индикаторы, установленные ООН по характеристике социальной сферы, экономики, экологии в их взаимодействии. Нет необходимости излагать все основное содержание представляемого читателям документа. О сущности содержания Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь можно судить по тем принципам и приоритетам, которые положены в его основу: • человек — цель прогресса; уровень человеческого развития — мера зрелости общества, государства, его социально-экономической политики; • повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структуры потребления; • приоритетное развитие систем здравоохранения, образования, науки, культуры — важнейших сфер духовной жизни общества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции хозяйства; • улучшение демографической ситуации, содействие устойчивому развитию поселений; • переход на природоохранный, ресурсосберегающий, инновационный тип развития экономики; • усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирование эколого-ориентированной экономической системы, развитие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем; • рациональное природопользование, предполагающее нерасточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресурсов, расширение использования вторичных ресурсов, безопасную утилизацию расходов; • развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления экосистем; • экологизация мировоззрения человека, систем образования, воспитания, морали с учетом новых ценностей. Инновационный (от лат. — обновление, перемена) аспект обеспечения достижения стратегической цели развития Беларуси является конкретизацией и развитием принципов концепции устойчивого развития. Согласно Оксфордскому английскому словарю (1989) первое объяснение понятия «инновация» содержится в книге англичанина Джона Бренда (1553). В ней рассказывается о неком замечательном человеке, амбициозный ум которого был «склонен к инновациям». Обладая большим воображением, он все время придумывал что-то новое и таким образом был впереди своего времени [18]. В современной литературе под инновацией принято понимать новшество, прогрессивный результат творческой деятельности, который находит широкое применение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы [19]. Соответственно понятие «инновационное развитие» обозначает прогрессивные изменения в какой-либо области жизнедеятельности человека и общества, полученные путем нововведений. Понятие «инновационное развитие» вошло в широкий научный оборот и социально-политическую практику на постсоветском пространстве сравнительно недавно. В нашей стране оно приобрело особый статус после обсуждения проблемы инновационной политики Республики Беларусь на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов, который состоялся в Витебске 11 июня 2004 г. Можно сказать, что с этого момента идея инновационного развития становится важнейшим составным элементом идеологии белорусского государства. Ныне она получила свое закрепление в утвержденной Указом Президента страны Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. [20]. Между тем идея обеспечения общественного прогресса путем нововведений, которые приводят к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества и природы, сама по себе не новая. Она присутствовала в идеологии советского государства под такими, например, названиями, как индустриализация страны, электрификация и химизация, механизация и автоматизация народного хозяйства, внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, превращение науки в непосредственную производительную силу. В западном обществоведении и политической практике идея инновационного развития содержалась в понятии «модернизация», которое означало вытеснение традиционных форм деятельности в различных областях общественной жизни рационально организованными. В основе инновационной установки лежит представление, что искусственные, рационально сконструированные формы деятельности могут быть совершеннее и эффективнее естественных, унаследованных от прошлого. Современные, индустриально развитые общества представляют собой результат проникновения инноваций в сферы их жизнедеятельности. С учетом глобальных проблем, вызвавших к жизни идею устойчивого развития, безоговорочный в прошлом статус инноваций как принципа деятельности в последнее время проблематизируется. Сегодня утверждается представление, согласно которому естественное в жизнедеятельности людей находится в хрупкой гармонии с искусственным, незаменимой и нуждающейся в сбережении и защите. Поэтому ныне статус безусловной приобретает установка на коэволюцию природного и общественного процессов, предполагающая уже не вытеснение и покорение естественного искусственным в жизнедеятельности людей, а их взаимную согласованность. В соответствии с этой установкой приемлемыми считаются не любые инновации, а лишь такие, которые не наносят ущерба среде обитания людей и возможностям развития будущих поколений. Из этой установки должны исходить и программы обеспечения инновационного характера развития общества на современном историческом этапе. Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь своим главным приоритетом имеет перевод национальной экономики в режим интенсивного развития в рамках белорусской экономической модели. Ее выполнение позволит обеспечить необходимый рост валового внутреннего продукта* за счет внедрения инноваций, модернизации материально-технической базы производства и социальной сферы на основе новых и высоких технологий. В соответствии с Государственной программой в 2007-2010 гг. предусматривается создание 100 новых предприятий и важнейших производств, 386 новых производств на действующих предприятиях, модернизация 609 промышленных предприятий за счет внедрения около 900 передовых технологий. К 2010 г. планируется увеличить долю инновационно активных предприятий в общем количестве предприятий промышленности до 25%. Доля новой продукции в общем объеме выпускаемой продукции составит около 19%, а количество сертифицированной продукции достигнет 70%, что соответствует уровню высокоразвитых стран. Причем особое внимание в процессе модернизации будет уделено повышению эффективности материального производства на основе энерго- и ресурсосберегающих, наукоемких технологий, что соответствует и задачам обеспечения устойчивого развития страны в более дальней перспективе [21]. Таким образом, продвижение нашей страны по пути устойчивого инновационного развития вплотную приблизит ее к постиндустриальной стадии, что поставит ее по уровню жизни народа вровень с экономически развитыми странами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.45.90 (0.009 с.) |