Устойчивое инновационное развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устойчивое инновационное развитие



Как уже отмечалось, политическая стратегия предполагает не только правильный выбор цели усилий социального субъекта на определенном историческом этапе, но и путей, ведущих к ее достижению. В литературе и общественно-политической прак­тике путь движения к сформулированной цели общественного развития также принято обозначать термином «стратегия».

Выше было показано, что стратегической целью развития Беларуси на современном историческом этапе является пере­ход к постиндустриальному (информационному) обществу. Ха­рактер будущего состояния общества — организация обще­ственного производства на основе информационных техноло­гий — предопределяет и путь движения к такому обществу. В научной литературе и политических документах нашего госу­дарства этот путь определяется как устойчивое инновационное развитие. Как видно, данная формула отражает два взаимосвя­занных аспекта процесса общественного развития - его устой­чивость и его инновационный характер. Рассмотрим их основ­ное содержание.

Понятие «устойчивое развитие» появилось в начале 70-х гг. XX в. Широкое применение в научном и политическом лекси­коне оно получило после опубликования в 1987 г. Международ­ной комиссией ООН по окружающей среде и развитию докла­да под названием «Наше общее будущее». В нем под устойчи­вым понималось такое развитие, которое «отвечает потребно­стям ныне живущих людей, не лишая будущие поколения воз­можности удовлетворять свои потребности» [15]. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция Организации Объ­единенных наций по окружающей среде и развитию, которая приняла документ «Повестка дня на XXI век», известны как

«Повестка XXI». В документе разработан подробный план дей­ствий мирового сообщества, способных вывести мир из его ны­нешней неустойчивой модели экономического роста к мерам, обеспечивающим охрану и возобновление ресурсов окружаю­щей среды, от которых зависит экономический рост и разви­тие. Содержащиеся в «Повестке XXI» теоретические положе­ния и основанные на них практические подходы по обеспече­нию развития мирового сообщества в рамках XXI в. составляют концепцию устойчивого развития.

Появление концепции устойчивого развития вызвано став­шими очевидными к началу 1970-х гг. негативными последстви­ями индустриального покорения природы и ее потребительско­го использования как дарового ресурса. Научно-технический прогресс принес с собой не только несомненные блага для лю­дей, но и породил комплекс глобальных проблем, поставивших под угрозу существование самого человечества. Та экономиче­ская модель, по которой страны мира развивались в течение ты­сячелетий, Конференцией в Рио-де-Жанейро была признана в дальнейшем неприемлемой. Неконтролируемый экономиче­ский рост ведет к тому, что стабильность биосферы может быть полностью разрушена в течение жизни нескольких поколений. Рост обеспокоенности за будущее человечества и осознание то­го, что сохранение жизни на Земле носит характер борьбы со следствиями, а не с причинами, ведущими к катастрофе, поста­вили в повестку дня поиск и разработку иной, более перспектив­ной и безопасной для биосферы и общества модели развития.

В качестве альтернативной модели развития стран и челове­чества в целом ныне признается устойчивое развитие. Под та­ковым понимается глобально управляемое развитие всего ми­рового сообщества с целью сохранения биосферы и существо­вания человечества, его непрерывного развития. Устойчивым может быть только мировое сообщество в целом [16].

Концепция устойчивого развития ориентирована на такое удовлетворение потребностей людей, которое не ставит под уг­розу способность будущих поколений удовлетворять свои соб­ственные потребности. Она содержит совокупность взаимо­обусловленных социально-экономических, политических, ду­ховно-нравственных, экологических и других составляющих. Ее стержневой идеей является повышение производительно­сти ресурсов за счет внедрения качественно новых технологий, основанных на синтезе веществ и получении энергии из «недр» микромира (биотехнология, генная инженерия и т.п.). Концеп­ция исходит также из необходимости стабилизации численно­сти населения Земли (что зависит главным образом от полити­ки развивающихся стран) и отказа от излишеств в потреблении (что относится преимущественно к населению индустриально развитых стран). Воплощение идеи стабильного социально-экономического развития, не разрушающего природной среды и ориентированного на нужды нынешнего и будущих поколе­ний, может произойти в достаточно отдаленной перспективе, однако сам переход к устойчивому развитию должен осуще­ствиться в текущем XXI в., в его первой половине.

Отвечая на призыв Организации Объединенных Наций к государствам мира осуществить переход к новым принципам организации экономической жизни, в нашей стране в 1997 г. впервые была разработана и одобрена правительством Нацио­нальная стратегия устойчивого развития Республики Бела­русь, а в 2004 г. был разработан и принят аналогичный доку­мент на период до 2020 г. [17]. Главное внимание в нем уде­ляется гармонизации социального, экономического и эколо­гического развития как равноценных и взаимодополняющих составляющих в едином сбалансированном комплексе «чело­век — окружающая среда — экономика». В основу документа положены индикаторы, установленные ООН по характери­стике социальной сферы, экономики, экологии в их взаимо­действии.

Нет необходимости излагать все основное содержание пред­ставляемого читателям документа. О сущности содержания На­циональной стратегии устойчивого развития Республики Бела­русь можно судить по тем принципам и приоритетам, которые положены в его основу:

• человек — цель прогресса; уровень человеческого развития — мера зрелости общества, государства, его социально-экономи­ческой политики;

• повышение уровня благосостояния нации, преодоление бедности, изменение структуры потребления;

• приоритетное развитие систем здравоохранения, образо­вания, науки, культуры — важнейших сфер духовной жизни об­щества, факторов долгосрочного роста производительной, творческой активности народа, эволюции хозяйства;

• улучшение демографической ситуации, содействие устой­чивому развитию поселений;

• переход на природоохранный, ресурсосберегающий, ин­новационный тип развития экономики;

• усиление взаимосвязи экономики и экологии, формирова­ние эколого-ориентированной экономической системы, разви­тие ее в пределах хозяйственной емкости экосистем;

• рациональное природопользование, предполагающее не­расточительное расходование возобновимых и максимально возможное уменьшение потребления невозобновимых ресур­сов, расширение использования вторичных ресурсов, безопас­ную утилизацию расходов;

• развитие международного сотрудничества и социального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления эко­систем;

• экологизация мировоззрения человека, систем образова­ния, воспитания, морали с учетом новых ценностей.

Инновационный (от лат. — обновление, перемена) аспект обеспечения достижения стратегической цели развития Беларуси является конкретизацией и развитием принципов концепции устойчивого развития.

Согласно Оксфордскому английскому словарю (1989) пер­вое объяснение понятия «инновация» содержится в книге анг­личанина Джона Бренда (1553). В ней рассказывается о неком замечательном человеке, амбициоз­ный ум которого был «склонен к инновациям». Обладая боль­шим воображением, он все время придумывал что-то новое и таким образом был впереди своего времени [18]. В современ­ной литературе под инновацией принято понимать новшество, прогрессивный результат творческой деятельности, который на­ходит широкое применение и приводит к значительным измене­ниям в жизнедеятельности человека, общества, природы [19]. Соответственно понятие «инновационное развитие» обозначает прогрессивные изменения в какой-либо области жизнедеятель­ности человека и общества, полученные путем нововведений.

Понятие «инновационное развитие» вошло в широкий науч­ный оборот и социально-политическую практику на постсовет­ском пространстве сравнительно недавно. В нашей стране оно приобрело особый статус после обсуждения проблемы иннова­ционной политики Республики Беларусь на постоянно действу­ющем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов, который состоялся в Витеб­ске 11 июня 2004 г. Можно сказать, что с этого момента идея инновационного развития становится важнейшим составным элементом идеологии белорусского государства. Ныне она по­лучила свое закрепление в утвержденной Указом Президента страны Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2007-2010 гг. [20].

Между тем идея обеспечения общественного прогресса пу­тем нововведений, которые приводят к значительным изменени­ям в жизнедеятельности человека, общества и природы, сама по себе не новая. Она присутствовала в идеологии советского госу­дарства под такими, например, названиями, как индустриализа­ция страны, электрификация и химизация, механизация и авто­матизация народного хозяйства, внедрение в производство до­стижений научно-технического прогресса, превращение науки в непосредственную производительную силу. В западном обще­ствоведении и политической практике идея инновационного развития содержалась в понятии «модернизация», которое озна­чало вытеснение традиционных форм деятельности в различных областях общественной жизни рационально организованными. В основе инновационной установки лежит представление, что искусственные, рационально сконструированные формы дея­тельности могут быть совершеннее и эффективнее естествен­ных, унаследованных от прошлого. Современные, индустриаль­но развитые общества представляют собой результат проникно­вения инноваций в сферы их жизнедеятельности.

С учетом глобальных проблем, вызвавших к жизни идею устойчивого развития, безоговорочный в прошлом статус ин­новаций как принципа деятельности в последнее время проблематизируется. Сегодня утверждается представление, согласно которому естественное в жизнедеятельности людей находится в хрупкой гармонии с искусственным, незаменимой и нуждаю­щейся в сбережении и защите. Поэтому ныне статус безуслов­ной приобретает установка на коэволюцию природного и об­щественного процессов, предполагающая уже не вытеснение и покорение естественного искусственным в жизнедеятельности людей, а их взаимную согласованность. В соответствии с этой установкой приемлемыми считаются не любые инновации, а лишь такие, которые не наносят ущерба среде обитания людей и возможностям развития будущих поколений. Из этой уста­новки должны исходить и программы обеспечения инноваци­онного характера развития общества на современном истори­ческом этапе.

Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь своим главным приоритетом имеет перевод национальной экономики в режим интенсивного раз­вития в рамках белорусской экономической модели. Ее вы­полнение позволит обеспечить необходимый рост валового внутреннего продукта* за счет внедрения инноваций, модер­низации материально-технической базы производства и соци­альной сферы на основе новых и высоких технологий. В соот­ветствии с Государственной программой в 2007-2010 гг. пре­дусматривается создание 100 новых предприятий и важней­ших производств, 386 новых производств на действующих предприятиях, модернизация 609 промышленных предпри­ятий за счет внедрения около 900 передовых технологий. К 2010 г. планируется увеличить долю инновационно актив­ных предприятий в общем количестве предприятий промыш­ленности до 25%. Доля новой продукции в общем объеме вы­пускаемой продукции составит около 19%, а количество сер­тифицированной продукции достигнет 70%, что соответству­ет уровню высокоразвитых стран. Причем особое внимание в процессе модернизации будет уделено повышению эффек­тивности материального производства на основе энерго- и ре­сурсосберегающих, наукоемких технологий, что соответству­ет и задачам обеспечения устойчивого развития страны в бо­лее дальней перспективе [21].

Таким образом, продвижение нашей страны по пути устой­чивого инновационного развития вплотную приблизит ее к постиндустриальной стадии, что поставит ее по уровню жизни народа вровень с экономически развитыми странами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 568; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.46.191 (0.01 с.)