Модель устойчивого развития Республики Беларусь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель устойчивого развития Республики Беларусь



Введение

Модель устойчивого развития Республики Беларусь


1.1. Новые тенденции мирового развития и положение Республики Беларусь в мире
1.2. Общесистемные условия и принципы устойчивого развития
1.3. Основные компоненты устойчивого развития
1.3.1. Социальная и экономическая составляющие и императивы
устойчивого развития
1.3.2. Экологический компонент и экологический императив
1.3.3. Потенциальные угрозы устойчивому развитию и пороговые значения показателей социально-экономической
и экологической безопасности


2. Стратегические цели и задачи, этапы перехода Республики Беларусь к устойчивому развитию

Геополитического положения

Республика Беларусь имеет благоприятное экономико-географическое положение, находясь в центре Европы на перекрестке важнейших торгово-коммуникационных систем между экономически развитыми западноевропейскими странами и регионами Евразии, обладающими богатейшими природными ресурсами.
Беларусь расположена на пересечении трансъевропейских транспортных коридоров:
· №2 – направление Запад-Восток (Берлин–Варшава–Брест–Минск–Москва–Ниж ний Новгород);
· №9 – направление Север-Юг (Хельсинки–Санкт-Петербург–Витебск–Могилев–Гомель–Киев–Кишинев–Бухарест–Дмитровград–Александруполис (Греция);
· ответвление коридора №9В – направление Гомель–Жлобин–Минск–Молодечно–Вильнюс–Каунас–Клайпеда/Калининград.
Важное значение имеют транспортные магистрали, обеспечивающие международные связи Беларуси с Польшей, Украиной, балтийскими государствами, регионами России и этих государств между собой по следующим направлениям:
· южные регионы России–Брянск–Гомель–Мозырь–Пинск–Брест–Варшава;
· Москва–Смоленск–Витебск–Даугавпилс–Рига;
· Варшава–Белосток–Гродно–Лида–Молодечно–Полоцк–Санкт-Петербург.
Трансъевропейские и международные транспортные магистрали дополняются национальными и региональными транспортными коммуникациями, связывающими между собой сеть городских и сельских поселений страны и обеспечивающих их внешнеэкономические связи.
Геополитическое положение Беларуси определяется тем, что республика находится между крупнейшими странами СНГ, в состав которого она входит (на востоке и северо-востоке – Россия, и юге – Украина) и странами Евросоюза (на западе – Польша и северо-западе – Литва и Латвия).
С расширением ЕС на восток и присоединением к нему в 2004 г. 10 новых членов Республика Беларусь стала иметь 1500 км общей границы с Евросоюзом, что необходимо учитывать при определении приоритетов и направлений внешнеэкономического сотрудничества. В связи со вступлением в ЕС новых членов возникла серьезная задача – не допустить разрыва налаженных связей, новых разделительных линий в Европе, а, наоборот, укрепить политику добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества Беларуси с Евросоюзом и его отдельными государствами с целью минимизации возможных негативных последствий, которые могут возникнуть с расширением ЕС.
Республика Беларусь будет расширять взаимовыгодное сотрудничество со всеми соседними и другими странами с учетом своих национальных интересов, особенно в части решения общих региональных социально-экономических и экологических проблем, имеющих важное значение для перехода к устойчивому развитию.
Территория Беларуси является водораздельной для бассейнов Балтийского и Черного морей. Богатство природного разнообразия, наличие многочисленных озер и сохранившихся болот определяют важность Беларуси как составной части экологической сети Европы. В этой связи важное значение имеет дальнейшее развитие еврорегионов «Буг», «Неман», «Озерный край», «Беловежская пуща».
3.2. Население и трудовые ресурсы
Устойчивость социально-экономического развития страны определяется численностью и качеством населения, его трудового потенциала, степенью сбалансированности профессионально-квалификационной структуры кадров и потребностей в рабочей силе, уровнем ее конкурентоспособности на рынке труда.
На начало 2004 г. численность населения в Республике Беларусь составила 9847,7 тыс. чел. Современное состояние демографической ситуации характеризуется естественной убылью населения, обусловленной устойчивым снижением рождаемости и ростом смертности, ухудшением возрастной структуры и, как следствие, демографическим старением населения. Внутренние миграционные потоки в основном направлены из сельской местности в городскую, в результате чего село ежегодно теряет до 1,5% численности своего населения.
Особенностью демографической ситуации в Беларуси является низкая рождаемость – 8,9 промилле (в европейских странах – 9–11) и высокая, не типичная для развитых стран, смертность населения (соответственно 14,6 и 10–11 промилле). В результате, естественная убыль населения (-5,6 промилле) намного выше, чем в западноевропейских странах (0,1–0,7 промилле).
Сокращение численности населения сопровождается его демографическим старением. В 2003 г. удельный вес лиц старше трудоспособного возраста составил 21,2%. В отличие от экономически развитых стран, где этот процесс вызван увеличением продолжительности жизни, в Беларуси главными факторами старения выступают уменьшение доли детей в общей численности населения вследствие снижения рождаемости и роста смертности, особенно мужчин трудоспособного возраста.
В долгосрочной перспективе сохранится тенденция естественной убыли населения. Среднегодовая численность населения уменьшится с 9,9 млн чел. в 2003 г. до 9,5 млн в 2010 г. и 9 млн – в 2020 г. Наиболее интенсивно будет сокращаться сельское население вследствие дальнейшей его депопуляции и миграционного оттока в города. К 2020 г. ожидается уменьшение численности городского населения, естественная убыль которого не будет компенсироваться положительным миграционным приростом.
В 2006–2010 гг. ожидается дальнейшее ухудшение возрастной структуры населения. По прогнозу, доля детей и подростков в общей численности населения сократится с 16,9 до 15,0%, а доля лиц старших возрастов возрастет с 21,0 до 21,9%. Появится тенденция снижения численности лиц трудоспособного возраста.
Для преодоления неблагоприятных тенденций основной целью демографического развития должно быть укрепление здоровья и снижение смертности населения, особенно мужчин в трудоспособном возрасте. Особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, обеспечивающих возможность рождения и воспитания нескольких детей.
В целях регулирования внутренней миграции предусматриваются меры, направленные на разработку экономических рычагов воздействия на миграционное поведение населения, способствующих замещению его естественной убыли и уменьшению оттока специалистов из сельской местности. В области внешней миграции политика государства должна быть ориентирована на совершенствование миграционного законодательства и исполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь в рамках соответствующих международных договоров и соглашений.
В 2011–2020 гг. предусматривается снижение темпов убыли населения. В возрастной структуре прогнозируется уменьшение численности детей и населения трудоспособного возраста при росте лиц старше трудоспособного возраста.
Демографическая политика в этот период будет направлена на обеспечение режима воспроизводства населения, близкого к экономически развитым странам, характеризуемого сознательно регулируемой рождаемостью, снижающейся смертностью и повышающейся ожидаемой продолжительностью жизни. В целях стимулирования рождаемости и укрепления семьи должны быть созданы условия, дающие возможность рождения и воспитания нескольких детей для постепенного перехода от мало- к среднедетности. Для укрепления здоровья населения и снижения смертности предстоит реализовать комплекс мер, включающих пропаганду здорового образа жизни и контроль над факторами риска, угрожающими здоровью населения, на государственном, общественном и индивидуальном уровнях.
Для регулирования внешней миграции необходимо осуществить меры, способствующие сокращению миграционного оттока и сохранению интеллектуального потенциала страны. Приоритетами во внутренней миграции будут меры по повышению территориальной мобильности рабочей силы и созданию условий жизнедеятельности населения с учетом потребностей социально-экономического развития регионов страны.
В качестве ресурсной базы обеспечения устойчивого развития выступают трудовые ресурсы. Беларусь обладает значительным трудовым потенциалом. Численность трудовых ресурсов в 2002 г. достигла 6,1 млн чел., или 61,6% населения страны. Адаптация экономики к рыночным отношениям сопровождается снижением спроса на рабочую силу при росте ее предложения на рынке труда. Численность работающих в экономике уменьшилась до 4380,8 тыс. чел., что составило 85% от уровня 1990 г. Однако уровень занятости остается достаточно высоким и составит 73,7% от трудоспособного населения, в то время как в Швеции – 71, России – 66, Украине – 64, Германии – 63, Польше – 62%.
На современном этапе политика государства преимущественно направлена на сохранение кадрового потенциала и максимальное поддержание занятости, что обусловливает стабильно низкий уровень регистрируемой безработицы по сравнению с другими странами с переходной экономикой – 3,1% к экономически активному населению на конец 2003 г. (в Польше – 16,1, Латвии – 9,2, Литве – 6,4%).
Основными проблемами в сфере занятости являются: содержание излишней численности персонала; нерациональная отраслевая структура и дисбаланс спроса и предложения рабочей силы по профессионально-квалифика ционным составляющим; расширение масштабов неформальной занятости и нерегистрируемой безработицы.
Стратегической целью государственной политики на рынке труда является обеспечение свободно избранной, продуктивной занятости и создание условий для более рационального использования трудового потенциала общества в соответствии с профессиональными возможностями каждого человека. Повышение эффективности труда должно сопровождаться сокращением избыточной занятости на производстве и перераспределением рабочей силы в альтернативные сферы деятельности.
В долгосрочной перспективе формирование трудового потенциала будет происходить под влиянием прироста трудоспособного населения до 2006 г. и его абсолютного сокращения в последующий период. Это обусловит рост численности трудовых ресурсов до 6193 тыс. чел. в 2005 г., который затем сменится тенденцией их уменьшения – до 6064 тыс. в 2010 г. и 5301 тыс. чел. в 2020 г.
В ближайшие годы (2004–2005 гг.) на фоне увеличения трудовых ресурсов прогнозируется сокращение численности работающих в общественном производстве – численность занятых в экономике может уменьшиться до 4210 тыс. чел.
С учетом прироста трудовых ресурсов и прогнозируемых масштабов высвобождения работников из общественного производства уровень безработицы к концу 2005 г. может возрасти до 3,7–3,8% к экономически активному населению. В связи с этим потребуется разработка комплекса мер по предупреждению увеличения безработицы и ликвидации ее последствий в монофункциональных поселениях с отдельными градообразующими предприятиями, усиление адресности социальной защиты наиболее уязвимых категорий населения.
В 2006–2010 гг. с учетом активизации структурной перестройки экономики ожидается более активное высвобождение работников из общественного производства. Численность занятых в экономике к 2010 г. может уменьшиться до 4125 тыс. чел. В структуре занятости произойдет переориентация на непроизводственные отрасли экономики за счет создания малых предприятий и расширения индивидуального предпринимательства в сфере услуг, где доля работающих увеличится до 58%. Сокращение уровня занятости ожидается в условиях уменьшения численности трудовых ресурсов, что обусловит снижение масштабов предложения рабочей силы на рынке труда. В результате уровень безработицы к концу 2010 г. сократится до 3,0–3,5%.
Основной целью государственной политики в этот период станет реализация системы мер по достижению эффективной занятости, отвечающей потребностям экономики. Для этого необходимо повышение эффективности использования, конкурентоспособности и профессиональной мобильности рабочей силы. Главные усилия должны быть направлены на рационализацию структуры занятости на основе приоритетного создания рабочих мест в экспортоориентированных производствах и сфере услуг, стимулирование развития малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, повышение качества системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом перспективных потребностей экономики. Предстоит создать действенные механизмы содействия самозанятости населения с целью уменьшения дисбаланса спроса и предложения рабочих мест на рынке труда и упреждения высокого уровня безработицы.
Политика занятости населения в 2011–2020 гг. должна быть направлена на достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала страны. В этот период прогнозируются более высокие темпы сокращения уровня занятости, что будет обусловлено дальнейшей оптимизацией численности кадрового персонала исходя из потребностей структурной перестройки производства, а также уменьшением притока кадров вследствие сокращения численности населения в трудоспособном возрасте. По прогнозу, численность занятых в экономике к 2020 г. сократится до 3865 тыс. чел. Политика приоритетного развития социальных отраслей и переориентации экономики на наукоемкие производства будет способствовать постепенному переходу к постиндустриальной модели занятости. Доля работающих в сфере услуг, по расчетам, увеличится до 64%.
Предполагается создать эффективные механизмы кадровой политики в направлении роста образовательного и профессионального уровня работников, формирования действенных стимулов к высокопроизводительному труду. Приоритетное внимание будет уделено обеспечению рационализации структуры занятости по профессиональному составу, повышению качества рабочей силы соответственно требованиям к профессиональной квалификации, предъявляемым на национальном и международном рынках труда. Стратегия повышения конкурентоспособности рабочей силы предусматривает решение проблем внешней трудовой миграции, включая такие задачи как содействие в трудоустройстве граждан Беларуси за рубежом, контроль за использованием иностранной рабочей силы, предупреждение нелегальной трудовой миграции, защита национального рынка труда.
3.3. Природно-ресурсный потенциал
Возможности устойчивого развития во многом определяются наличием природных ресурсов и их рациональным использованием.

По обеспеченности водными ресурсами Республика Беларусь находится в сравнительно благоприятных условиях. Имеющиеся ресурсы природных вод вполне достаточны для удовлетворения как современных, так и перспективных потребностей в воде. В средний по водности год поверхностные водные ресурсы составляют 57,9 км3, в том числе формирующиеся в пределах страны – 34 км3. В многоводные годы общий речной сток увеличивается до 92,4 км3, а в маловодные – снижается до 37,2 км3 в год. Возобновляемые (естественные) ресурсы подземных вод составляют 15,9 км3 в год, эксплуатационные запасы – 2,3 км3 в год.
Экономия воды в результате внедрения в промышленности систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения в целом достаточна высока (92%) и тенденция увеличения общего объема использования воды в этих системах сохраняется.
Потребление питьевой воды на душу населения по городам Беларуси составляет 180–370 л/сут., что существенно выше, чем в большинстве стран Европы (120–150 л/сут.). В среднем на хозяйственно-питьевые нужды используется 218 л в сутки на 1 жителя.
Стратегическая цель в области сохранения водного потенциала страны состоит в повышении эффективности использования и улучшении качества водных ресурсов, сбалансированных с потребностями общества и возможным изменением климата. Достижение этой цели потребует комплексного подхода к решению организационных, правовых и финансово-экономических проблем водопользования и охраны вод.
На первом этапе для реализации главных направлений природоохранной политики необходимо:
· развитие системы платного водопользования на основе эколого-экономической оценки водных ресурсов;
· совершенствование правовой и нормативной базы водопользования.
В дальнейшем необходимо продолжить работы по:
· повсеместному внедрению прогрессивных энерго- и ресурсосберегающих технологических процессов, обеспечивающих снижение удельного водопотребления и объема отведения сточных вод, переход на мало- и безводные технологии производства;
· оценке влияния стихийных гидрометеорологических явлений и изменения климата на водные ресурсы.

Земельные ресурсы. Оценивая земельно-ресурсный потенциал Беларуси как достаточно высокий, следует отметить, что изменения структуры земельного фонда за последние годы связаны с процессами восстановления природного и хозяйственного потенциала земель, обеспечения граждан земельными участками, передачей лесохозяйственным предприятиям низкопродуктивных сельскохозяйственных земель, оптимизацией сельскохозяйственного землепользования, отводами для различных видов строительства и т.д. По этим причинам площади сельскохозяйственных земель только за 2000–2002 гг. сократились на 101,4 тыс. га. На 1 января 2003 г. сельскохозяйственная освоенность земель Беларуси составила 44,1%, а распаханность – 27,3%, что свидетельствует о довольно высокой степени антропогенной освоенности земельного фонда страны. Площадь средостабилизирующих видов земель (лесные, естественные луговые, под древесно-кустарниковой растительностью, болотами и водой) составляет 53,5% общей площади земель. По сравнению со странами Западной Европы Беларусь отличается большей сохранностью лесных и болотных массивов. Кроме того, здесь более высокая обеспеченность сельскохозяйственными землями в расчете на 1 жителя, в том числе и пахотными (соответственно 0,92 и 0,56 га), что превышает в 1,5–2,0 раза аналогичные показатели в странах Европы. Эта тенденция сохранится и в перспективе.
Пахотные земли в результате применения удобрений, проведения известкования и других почвоулучшающих работ имеют широкий диапазон благоприятности для земледелия: в крупных сельхозпредприятиях благоприятные земли составляют 30,1%, хорошие и удовлетворительные – 59,5%, неудовлетворительные и плохие с заведомо убыточным производством – 10,4%. Именно последние и предназначаются для трансформации в другие виды сельхозугодий и использования в несельскохозяйственных целях.
В результате катастрофы на Чернобыльской АЭС радиоактивному загрязнению подверглись 1,3 млн га сельскохозяйственных и 1,6 млн га лесных земель. По состоянию на 1 января 2003 г. к радиационно опасным землям относилось 248,9 тыс. га. Практически все радионуклиды находятся в верхнем корнеобитаемом слое почвы и будут доступны растениям в длительной перспективе вследствие продолжительного периода полураспада и малой скорости их миграции вглубь почвы, особенно цезия-137. Вместе с тем в результате проведения защитных мер и снижения подвижности цезия-137 уменьшилась его доступность для растений за послеаварийный период примерно в 10–12 раз, что привело к возврату части загрязненных земель в сельхозоборот. К 2020 г. ожидается снижение площади радиоактивно загрязненных земель до 30 тыс. км2 (15% общей территории) против современных 43,5 тыс. км2 (21%).
К 2020 г. ожидается дальнейшее сохранение тенденции сокращения площадей сельскохозяйственных земель в результате перепрофилирования около 10% сельхозугодий, продолжающихся отводов для несельскохозяйственных целей и уменьшения объемов мелиорации. Перепрофилированию подлежат, в первую очередь, земли, загрязненные радионуклидами, эродированные, мелкозалежные осушенные торфяники. При этом следует продолжить практику госрегулирования изменения целевого назначения и характера использования сельхозземель. Основные усилия в ближайшей и отдаленной перспективе должны быть направлены на оптимизацию землепользования, бережное и эффективное использование продуктивных угодий, исключающее деградацию, снижение плодородия и загрязнение почв.

Минерально-сырьевые ресурсы страны являются базой для развития производства и залогом устойчивого развития экономики. В недрах Беларуси выявлено более 4 тыс. месторождений минерального сырья.
За счет разработки собственных месторождений Беларусь обеспечивает годовое производство 1,8 млн т нефти, 28 млн т калийной соли, 1,0 млн т каменной соли, 3,8 млн т доломита, 40 тыс.т сапропелей, 700 тыс.т формовочных песков, 3,6 млн м3 строительного камня, 19 млн м3 строительных песков и песчано-гравийных материалов, 3,4 млн м3 глинистого сырья для производства кирпича и легких заполнителей и 0,14 млн т стекольных песков.
Вместе с тем, в связи с ограниченной собственной сырьевой базой или недостаточной изученностью недр импорт сырья в страну составляет около 14 млн т нефти, 287,1 тыс. т каменного угля, 16,7 тыс. т бентонитовых глин, 6 тыс. т трепела для цементного производства, 90,3 тыс. т гипса, 27 тыс.т каолина, 50,8 тыс. т гальки и щебня, 89,8 тыс. т кальцинированной соды и др.
Несмотря на наличие запасов нефти, попутного газа, торфа, бурого угля Беларусь не в состоянии удовлетворить потребности в топливных ресурсах за счет собственного сырья. Объем добычи нефти в стране составляет лишь 12–13% от потребности и в перспективе это соотношение не изменится.
Наиболее ценными полезными ископаемыми, которыми богаты недра Беларуси, являются калийные и каменная соли, промышленные запасы которых составляют соответственно 6,9 и 22 млрд т и практически неисчерпаемы.
Страна обеспечена строительными материалами более чем на 100 лет. В недрах Беларуси выявлены значительные запасы строительного камня – 576,6 млн м3, цементного сырья – 460 млн т, песков строительных – 476,1 млн м3, песчано-гравийных и карбонатных материалов – 685,4 млн м3 и 945 млн т соответственно.
Богата Беларусь и минеральными рассолами, из которых можно получать йод, бром, калий, магний и другие редкие и рассеянные элементы. Имеются предпосылки выявления промышленно значимых месторождений глауконита, пирофиллита, сырья для получения минеральных волокон, янтаря, алмазов, редких и цветных металлов.
В перспективе возможности недр и разведанные запасы минерально-сырьевых ресурсов позволят полностью удовлетворять потребности страны в калийных и каменной солях, поддерживать необходимую базу стройматериалов.
Стратегическая цель устойчивого развития минерально-сырьевой базы состоит в повышении уровня обеспеченности страны собственными минерально-сырьевыми ресурсами, рациональном их использовании и минимизации негативного воздействия процесса добычи на состояние окружающей среды и снижении зависимости от импортных поставок. Для ее достижения на первом этапе необходимо:
· усовершенствовать экономический механизм добычи и использования полезных ископаемых с целью комплексной их переработки;
· разработать комплексную государственную программу развития минерально-сырьевой базы страны, в которой стратегия геологоразведочной отрасли должна быть тесно увязана с экономным использованием полезных ископаемых и увеличивающейся потребностью в их отдельных видах;
· ориентировать экономику на рациональное использование полезных ископаемых, которые могут обеспечить действующие и развитие новых отраслей горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности; расширение геологоразведочных работ на перспективных направлениях, поиск новых месторождений, а также на использование сопутствующих видов полезных ископаемых, отдельных видов отходов и вторичного сырья;
· поддерживать материально-техническую базу геологоразведочной отрасли на оптимальном уровне.
На более отдаленную перспективу предстоит осуществить:
· интернационализацию хозяйственного освоения месторождений полезных ископаемых в приграничных территориях и свободных экономических зонах;
· увеличение объемов геологоразведочных работ на перспективных направлениях расширения собственной минерально-сырьевой базы;
· дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы в области недропользования с целью максимально возможного обеспечения страны собственными полезными ископаемыми.
Минерально-сырьевая база является основой национальной безопасности страны, поэтому ее формирование и развитие должно финансироваться по специальным государственным программам.

Лесные ресурсы. Республика Беларусь является достаточно обеспеченной лесными ресурсами. За последний межучетный период (с 1 января 1994 г. по 1 января 2001 г.) общая площадь лесов увеличилась на 6,9% и составила 9,24 млн га, в том числе лесопокрытая – возросла на 6,4%. Существенно улучшилось распределение насаждений по группам возрастов: доля молодняков – 27,5%; средневозрастных – 45,5%; приспевающих – 19,1%; спелых и перестойных – 7,9%. Улучшились средние показатели лесов: общий прирост достиг 27,4 млн м3 в год; прирост на 1 га покрытой лесом площади – 3,58 м3, средний возраст – 49 лет; запас на 1 га – 174 м3. Общий запас древесины увеличился на 245 млн м3 и достиг 1,3 млрд м3, а запас спелых насаждений – на 55 млн м3 и 135 млн м3 соответственно. Лесистость увеличилась до 37,8% и достигла почти оптимальной величины.
Запасы древесины на одного человека составляют 130,4 м3, что в 2,2 раза выше среднеевропейского уровня. С уверенностью можно утверждать, что Беларусь является лесной страной. Об этом свидетельствует также комплексный показатель лесных ресурсов, по которому Беларусь входит в шестую (самую высокую) группу стран. Леса также составляют существенную часть рекреационных ресурсов страны.
Однако в лесном хозяйстве страны имеется целый ряд нерешенных проблем: породный состав лесов еще не соответствует оптимальному; площади твердолиственных насаждений в 1,5–2,0 раза меньше реальных возможностей; велик процент мягколиственных пород, по стране неравномерна лесистость: от 10,1% (Несвижский район) до 65,9% (Лельчицкий район); средние запасы на 1 га спелых лесов, а также средние их полноты составляют 50–60% от оптимальных; невысока интенсивность использования лесосырьевых ресурсов: около 1% общего запаса и около 50% среднего ежегодного прироста. Расчетная лесосека по главному пользованию осваивается неполностью: за 2000 и 2001 гг. она недоосвоена соответственно на 1,6 и 2,2 млн м3.
Общая стратегия по сохранению и устойчивому использованию лесных ресурсов в стране должна базироваться на соблюдении следующих принципов:
· многоцелевого, непрерывного, неистощительного и относительно равномерного лесопользования древесиной, продукцией побочного пользования (грибы, ягоды, орехи и т.п.) и другими полезностями леса;
· сохранения и усиления средообразующих, защитных, санитарно-гигиенических и иных природных полезностей леса;
· воспроизводства, улучшения породного состава и качества лесов, повышения их продуктивности, охраны и защиты леса;
· рационального использования земель лесного фонда;
· сохранения генофонда лесов, их биологического и ландшафтного разнообразия.
Для реализации этих принципов уже в 2004–2005 гг. необходимо:
· расширить применение несплошных рубок и к 2005 г. довести их объемы до 20%;
· обеспечить внедрение рубок обновления в спелых и перестойных насаждениях, в которых рубки главного пользования запрещены;
· довести соотношение объемов искусственного и естественного возобновления до 55:45 соответственно и увеличить долю твердолиственных пород в общем объеме лесовосстановления до 10%;
· разработать программу и обеспечить проведение лесной сертификации;
· разработать параметры и обеспечить поэтапное внедрение систем лесного кадастра.
В 2006–2010 гг. устойчивое развитие лесного хозяйства должно ориентироваться на следующие критерии:
· поддержание и улучшение лесных ресурсов;
· сохранение продуктивных функций леса (древесных и недревесных);
· усиление социально-экономических функций леса;
· совершенствование экономических механизмов ведения устойчивого лесного хозяйства.
К 2010 г. размер расчетной лесосеки по главному пользованию лесом прогнозируется в объеме 8–9 млн м3, к 2020 г. – 12–15 млн м3. Ожидается улучшение породного состава сортиментов, заготавливаемых на рубках главного пользования лесом. К 2005 г. сортименты из хвойных пород могут составить 41%,к 2010 г. – 46% и к 2020 г. – 52%. Ежегодный объем лесовосстановления должен соответствовать величине лесосеки, где на долю искусственного возобновления придется 30–40%. Предусматривается существенное расширение международного охотничьего туризма. Доходы от него к 2020 г. должны возрасти до 1 млн долл. США.
В целом состояние лесных ресурсов, их естественная динамика, выполнение предлагаемых стратегических направлений деятельности гарантируют полное удовлетворение потребности Беларуси в древесной и недревесной лесной продукции, сохранение и усиление экологических функций леса и существенное увеличение экспортного потенциала страны.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.009 с.)