Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 6. Традиционные идеалы и ценности белорусского народаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Цивилизационная идентичность и социокультурная самобытность белорусской общности Понятие цивилизации Социокультурная самобытность каждого народа является результатом процесса его собственного становления и развития (этногенеза) и его взаимодействия с другими окружающими его общностями. Близкие по своей пространственной локализации и чертам культуры этнические общности образуют более широкие человеческие сообщества — цивилизации, которые, со своей стороны, становятся средой жизнедеятельности составляющих их групп людей. Поэтому постижение традиционных идеалов и ценностей определенного народа предполагает предварительное рассмотрение его цивилизационной принадлежности, а значит, и его родовых социокультурных черт. Термин «цивилизация» (от лат. — гражданский, государственно-правовой) ввели в научный оборот просветители XVIII в. Они использовали его для обозначения высокоразвитого в культурном отношении общества, основанного на государственно-правовых, а значит, на разумных и справедливых началах. Цивилизация противопоставлялась ими патриархальным, родоплеменным отношениям отсталых в своем развитии сообществ как в древности, так и на открытых европейцами в XVI—XVIII вв. землях. В последующем это понятие, сохраняя свое первоначальное содержание, стало вместе с тем приобретать различные интерпретации. Так, в XVIII в. была предложена трехчленная периодизация процесса общественного развития, с выделением в нем стадий дикости (собирание и потребление людьми готовых продуктов природы, незнакомство с собственностью), варварства (возникновение примитивных орудий труда и собственности) и цивилизации (развитие производящего хозяйства, возникновение государства и законодательное закрепление собственности). Во второй половине XIX в. получило распространение употребление понятия «цивилизация» во множественном числе, которое использовалось для обозначения культурного своеобразия региональных и локальных типов человеческих сообществ. К концу XX в. утвердилось понимание цивилизаций как локализованных в пространстве и во времени сообществ людей, характеризующихся специфическими формами организации общественной жизни, своеобразием их материальной и духовной культуры. Предпосылкой возникновения цивилизаций является, таким образом, наличие в сообществе феномена, который принято называть культурой, т.е. создаваемых участниками сообщества, сберегаемых ими и передаваемых от поколения к поколению материальных и духовных ценностей (предметов и явлений), а также способов их созидания. Определяющей характеристикой цивилизации является религия, в силу чего ряд исследователей именуют цивилизации по господствующим в них религиям. Как заметил американский исследователь К. Доусон, «великие религии — это основание, на которых покоится великие цивилизации» [1]. Цивилизация может включать в себя несколько государственно-организованных сообществ, либо одно. Движение цивилизации есть процесс ее перехода от одного качественного состояния в другое. В различных регионах мира могут возникать и одновременно существовать несколько цивилизаций, которые взаимодействуют, могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать в себя субцивилизации. Границы между цивилизациями редко бывают четкими, но они вполне реальны. Цивилизации есть явление историческое, они зарождаются, формируются, развиваются, достигают своей зрелости, деградируют и погибают. Источником динамизма цивилизаций могут выступать как внешние, так и внутренние факторы их существования; любая цивилизация может быть разрушена извне, но она может изжить себя и вследствие внутренней эволюции. Согласно американскому исследователю Самюэлю Хантингтону (р. 1927), облик современного мира будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-восьми крупных цивилизаций: западная, которую составляют Европа (в границах распространения западного христианства), Северная Америка, а также Австралия и Новая Зеландия; китайская или конфуцианская, которая не ограничивается Китаем, а включает в себя страны с родственной культурой вне Китая (в том числе Вьетнам и Корею); японская; индуистская; исламская; православная, или славяно-православная (с центром в России); латиноамериканская; и, возможно, африканская [2]. Хантингтон актуализировал также ранее высказанную английским историком Арнольдом Тойнби (1889—1975) мысль о грядущем конфликте цивилизаций (столкновение цивилизаций) как завершающей фазе глобальных конфликтов в современном мире. Если в годы холодной войны, по мысли Хантингтона, основные очаги кризисов и кровопролития сосредотачивались вдоль политических и идеологических границ, то теперь они перемещаются по линии разлома цивилизаций. Главными осями международной политики и, следовательно, линий цивилизационных столкновений, по Хантингтону, станут отношения между Западом и остальным миром.
Цивилизационная идентичность Беларуси По своему географическому расположению Беларусь, находится в Европе, точнее — в самом ее центре. Основная часть населения исповедует христианство. На этом основании некоторые авторы идентифицируют Беларусь с европейской, или с христианской, цивилизацией [3]. Данное утверждение нуждается в определенных уточнениях. Авторы классических трудов по истории цивилизаций ни о Европе, ни о христианстве как неком едином культурно-историческом феномене не говорят. Все они сходятся в том, что в Европе как географическом регионе сложилось две цивилизационные общности: латинская германо-романская (Запад), идентифицируемая с Европой, и византийская славяно-православная (Восток), которая после падения Константинополя окончательно идентифицируется с Россией. Правда, исследователи обычно отмечают, что оба эти европейские культурно-исторические сообщества имеют единое основание: через христианство они унаследовали античную культуру — в одном случае латино-римскую, во втором — греко-византийскую. Отмечается также этническое родство романо-германских и славянских народов, общие истоки их миграционных передвижений. Этим, собственно, и ограничивается перечисление того общего, что имеется у этих двух европейских цивилизационных сообществ. Затем исследователи, как правило, сосредотачивают свое внимание на различиях между ними. Разумеется, речь идет не о взаимоисключающих чертах этих двух цивилизаций, а о преобладании тех или иных особенностей у каждой из них. Прежде всего следует отметить, что основы цивилизационной идентичности Беларуси закладывались в период Киевской Руси. Здесь складывался особый культурно-исторический тип на собственной славянской почве под преимущественным влиянием греко-византийской культуры. Как известно, расположенные на территории современной Беларуси восточнославянские земли-княжества также находились в русле византийского влияния. Наши предки в это время принимают не просто христианство, а воспринимают его греко-византийскую разновидность. Как следует из летописи, для них это был вопрос принципиальной важности; здесь принятию греко-византийской версии христианства — православия — предшествовал сложный поиск новой веры.
Православие Православие - одно из трех основных направлений христианства (наряду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся как восточная его ветвь после разделения Римской империи (395) и оформившееся после разделения церквей (1054). Оно получило распространение главным образом в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Будучи первоначально государственной религией Византийской империи, испытало влияние ее исторического развития, что отразилось в вероучении, и в организации православных церквей. Основные принципы православия как вероисповедной системы изложены в 12 пунктах (членах) символа веры, принятого на первых двух Вселенских соборах в Никее (325) и Константинополе (381). Важнейшими постулатами православного вероучения являются догматы: триединства Бога - творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмертного воздаяния, боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха. Церкви отводится роль посредницы между Богом и людьми. Центральное место в культе православия занимают христианские таинства. Большое значение придается праздникам и постам. В православии отвергается ряд принятых в католицизме догматов - догматы об исхождении Святого духа не только от Бога - отца, но и от Бога - сына; о чистилище; о непорочном зачатии Анной девы Марии, о телесном вознесении Девы Марии. В отличие от католицизма в православии не существует единого духовного центра, единого главы церкви. В процессе развития православия сложилось 15 автокефальных (самостоятельных) церквей. На Руси христианство введено в 988 г. В Беларуси традиционно годом введения православия считается 992 г. - год основания Полоцкой православной епархии. Источник: Беларуская энцыклапедыя. у 18 т. М тек, 2001. Т. 12. С. 527.
Несомненно, что стремление иметь в лице Византии дружественного Киеву соседа было важным мотивом в выборе именно православия, но не единственным. По мнению Л.Н. Гумилева, не меньшее значение имело также и то, что восточная церковь никогда не разделяла учение Августина Блаженного о предопределении, согласно которому от воли людей ничего не зависит, поскольку есть счастливцы, предназначенные божественным предопределением к райскому блаженству, недоступному для других. Язычникам было понятно и приемлемо другое учение, согласно которому люди наделены Творцом свободной волей. Последовательно придерживаясь данной позиции, восточная церковь тем самым не снимала со своих прихожан ответственности за грехи, творимые ими, с ее точки зрения, по собственной воле. Данный нравственный принцип отвечал и интересам князя, поскольку он зависел от дружины больше, чем дружина от него [4]. Принятие православия восточными славянами было тем выбором, который предопределил характер их последующего социокультурного развития. С этого момента берет свое начало процесс формирования Беларуси как органической части славяно-православной, или славяно-русской, цивилизационной общности. Не приводит к иному ответу на вопрос о цивилизационной идентичности Беларуси и анализ последующего исторического развития белорусского народа, в ходе которого он то и дело подвергался мощному внешнему воздействию. После принятия христианства существовавшие на территории нынешней Беларуси земли-княжества, безусловно, в целой были в поле восточного, славяно-византийского влияния. И для понимания значения этого факта следует добавить, что в те столетия византийская культура значительно превосходила тогдашнюю культуру средневековой Западной Европы. Последовавшие за этим эпохи Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, хотя и отличались борьбой двух культур — восточной славяно-византийской и западной романо-германской — не принесли решающего преимущества последней. Чем активнее в это время осуществлялась политика перенесения на местную почву западной культуры, тем более сильное сопротивление она встречала как внутри страны, так и извне — с юга и востока. Относительно периода Российской империи можно сказать, что белорусское общество в целом развивалось в своем естественном цивилизационном русле. Развитие белорусского общества в лоне православной цивилизации было продолжено и в период СССР. Данное государственное образование возникло на славяно-русской цивилизационной основе, и белорусы в массе своей никогда не ощущали себя в нем чужаками. Уже в момент образования СССР сознание белорусами своего культурно-исторического родства с русскими и украинцами явилось одним из решающих факторов их Вхождения в это союзное государство. В процессе развития СССР резко усилились экономические и культурные связи между составляющими его народами. В эволюции полиэтнического СССР, хотя и слабо, но все же присутствовала тенденция его превращения в нацию — государство. Страна в целом продвигалась по пути формирования общегражданской советской нации [5]. И хотя понятие «советская нация» в официальной лексике отсутствовало, зато широко использовалось, по сути, синонимичное ему понятие «многонациональный [читай: полиэтничный. — В.М.] советский народ» или просто «советский народ». Причем это положение практически никем никогда не оспаривалось, что было убедительно подтверждено референдумом 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении в преобразованном виде советского государства. Свою цивилизационную идентичность белорусский народ вновь подтвердил голосованием на референдуме в 1995 г. по вопросу об экономической интеграции с Россией и о придании русскому языку статуса, равного с белорусским. Таким образом, белорусский народ с самого начала своей истории формировался как органическая часть славяно-православной или, иначе, славяно-русской цивилизационной общности. Беларусь, безусловно, принадлежит к славяно-православной цивилизации.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 588; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.153 (0.01 с.) |