ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 6. ТРАДИЦИОННЫЕ ИДЕАЛЫ И ЦЕННОСТИ БЕЛОРУССКОГО НАРОДА



Цивилизационная идентичность и социокультурная самобытность белорусской общности

Понятие цивилизации

Социокультурная самобытность каждого народа является результатом процесса его собственного становления и развития (этногенеза) и его взаи­модействия с другими окружающими его общностями. Близ­кие по своей пространственной локализации и чертам культу­ры этнические общности образуют более широкие человече­ские сообщества — цивилизации, которые, со своей стороны, становятся средой жизнедеятельности составляющих их групп людей. Поэтому постижение традиционных идеалов и ценностей определенного народа предполагает предварительное рассмот­рение его цивилизационной принадлежности, а значит, и его родовых социокультурных черт. Термин «цивилизация» (от лат. — гражданский, государственно-правовой) ввели в науч­ный оборот просветители XVIII в. Они использовали его для обозначения высокоразвитого в культурном отношении обще­ства, основанного на государственно-правовых, а значит, на ра­зумных и справедливых началах. Цивилизация противопостав­лялась ими патриархальным, родоплеменным отношениям отсталых в своем развитии сообществ как в древности, так и на открытых европейцами в XVI—XVIII вв. землях. В последующем это понятие, сохраняя свое первоначальное содержание, стало вместе с тем приобретать различные интерпретации. Так, в XVIII в. была предложена трехчленная периодизация процесса общественного развития, с выделением в нем стадий дикости (собирание и потребление людьми готовых продуктов природы, незнакомство с собственностью), варварства (возник­новение примитивных орудий труда и собственности) и цивили­зации (развитие производящего хозяйства, возникновение государства и законодательное закрепление собственности). Во второй половине XIX в. получило распространение употребление понятия «цивилизация» во множественном числе, которое использовалось для обозначения культурного своеобразия регио­нальных и локальных типов человеческих сообществ. К концу XX в. утвердилось понимание цивилизаций как локализованных в пространстве и во времени сообществ людей, характеризующихся специфическими формами организации общественной жизни, своеобразием их материальной и духовной культуры.

Предпосылкой возникновения цивилизаций является, таким образом, наличие в сообществе феномена, который принято называть культурой, т.е. создаваемых участниками сообщества, сберегаемых ими и передаваемых от поколения к поколению материальных и духовных ценностей (предметов и явлений), а также способов их созидания. Определяющей характеристикой цивилизации является религия, в силу чего ряд исследователей именуют цивилизации по господствующим в них религиям. Как заметил американский исследователь К. Доусон, «великие религии — это основание, на которых по­коится великие цивилизации» [1].

Цивилизация может включать в себя несколько государ­ственно-организованных сообществ, либо одно. Движение циви­лизации есть процесс ее перехода от одного качественного со­стояния в другое. В различных регионах мира могут возникать и одновременно существовать несколько цивилизаций, кото­рые взаимодействуют, могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать в себя субцивилизации. Границы между цивилизациями редко бывают четкими, но они вполне реаль­ны. Цивилизации есть явление историческое, они зарожда­ются, формируются, развиваются, достигают своей зрело­сти, деградируют и погибают. Источником динамизма циви­лизаций могут выступать как внешние, так и внутренние факторы их существования; любая цивилизация может быть разрушена извне, но она может изжить себя и вследствие внут­ренней эволюции.

Согласно американскому исследователю Самюэлю Хантинг­тону (р. 1927), облик современного мира будет в значительной мере формироваться в ходе взаимодействия семи-восьми круп­ных цивилизаций: западная, которую составляют Европа (в гра­ницах распространения западного христианства), Северная Америка, а также Австралия и Новая Зеландия; китайская или конфуцианская, которая не ограничивается Китаем, а включает в себя страны с родственной культурой вне Китая (в том числе Вьетнам и Корею); японская; индуистская; исламская; православ­ная, или славяно-православная (с центром в России); латиноаме­риканская; и, возможно, африканская [2].

Хантингтон актуализировал также ранее высказанную анг­лийским историком Арнольдом Тойнби (1889—1975) мысль о грядущем конфликте цивилизаций (столкновение цивилиза­ций) как завершающей фазе глобальных конфликтов в совре­менном мире. Если в годы холодной войны, по мысли Хантинг­тона, основные очаги кризисов и кровопролития сосредотачи­вались вдоль политических и идеологических границ, то теперь они перемещаются по линии разлома цивилизаций. Главными осями международной политики и, следовательно, линий цивилизационных столкновений, по Хантингтону, станут отноше­ния между Западом и остальным миром.

 

Цивилизационная идентичность Беларуси

По своему географическому расположению Беларусь, находится в Европе, точ­нее — в самом ее центре. Основная часть населения исповедует христианство. На этом основании некоторые авторы идентифицируют Беларусь с европейской, или с христианской, цивилизацией [3]. Данное утверждение нуждается в определенных уточнениях.

Авторы классических трудов по истории цивилизаций ни о Европе, ни о христианстве как неком едином культурно-ис­торическом феномене не говорят. Все они сходятся в том, что в Европе как географическом регионе сложилось две цивилизационные общности: латинская германо-романская (Запад), идентифицируемая с Европой, и византийская сла­вяно-православная (Восток), которая после падения Кон­стантинополя окончательно идентифицируется с Россией. Правда, исследователи обычно отмечают, что оба эти евро­пейские культурно-исторические сообщества имеют единое основание: через христианство они унаследовали античную культуру — в одном случае латино-римскую, во втором — гре­ко-византийскую. Отмечается также этническое родство романо-германских и славянских народов, общие истоки их миграционных передвижений. Этим, собственно, и ограни­чивается перечисление того общего, что имеется у этих двух европейских цивилизационных сообществ. Затем исследователи, как правило, сосредотачивают свое внимание на различиях между ними. Разумеется, речь идет не о взаимоисключа­ющих чертах этих двух цивилизаций, а о преобладании тех или иных особенностей у каждой из них.

Прежде всего следует отметить, что основы цивилизационной идентичности Беларуси закладывались в период Киевской Руси. Здесь складывался особый культурно-исторический тип на соб­ственной славянской почве под преимущественным влиянием греко-византийской культуры. Как известно, расположенные на территории современной Беларуси восточнославянские земли-княжества также находились в русле византийского влияния. На­ши предки в это время принимают не просто христианство, а вос­принимают его греко-византийскую разновидность. Как следует из летописи, для них это был вопрос принципиальной важности; здесь принятию греко-византийской версии христианства — пра­вославия — предшествовал сложный поиск новой веры.

 

Православие

Православие - одно из трех основных направлений христианства (наря­ду с католицизмом и протестантизмом), сложившееся как восточная его ветвь после разделения Римской империи (395) и оформившееся после разделения церквей (1054). Оно получило распространение главным обра­зом в Восточной Европе и на Ближнем Востоке. Будучи первоначально го­сударственной религией Византийской империи, испытало влияние ее исто­рического развития, что отразилось в вероучении, и в организации право­славных церквей. Основные принципы православия как вероисповедной системы изложены в 12 пунктах (членах) символа веры, принятого на пер­вых двух Вселенских соборах в Никее (325) и Константинополе (381). Важ­нейшими постулатами православного вероучения являются догматы: трие­динства Бога - творца и управителя Вселенной, загробного мира, посмерт­ного воздаяния, боговоплощения, искупления, воскресения и вознесения Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на ко­тором лежит печать первородного греха. Церкви отводится роль посредницы между Богом и людьми. Центральное место в культе православия занимают христианские таинства. Большое значение придается праздникам и постам. В православии отвергается ряд принятых в католицизме догматов - догматы об исхождении Святого духа не только от Бога - отца, но и от Бога - сына; о чистилище; о непорочном зачатии Анной девы Марии, о телесном вознесении Девы Марии. В отличие от католицизма в православии не существует единого духовного центра, единого главы церкви. В процессе развития православия сложилось 15 автокефальных (самостоятельных) церквей. На Руси христи­анство введено в 988 г. В Беларуси традиционно годом введения православия считается 992 г. - год основания Полоцкой православной епархии.

Источник: Беларуская энцыклапедыя. у 18 т. М тек, 2001. Т. 12. С. 527.

 

Несомненно, что стремление иметь в лице Византии дру­жественного Киеву соседа было важным мотивом в выборе именно православия, но не единственным. По мнению Л.Н. Гумилева, не меньшее значение имело также и то, что вос­точная церковь никогда не разделяла учение Августина Бла­женного о предопределении, согласно которому от воли людей ничего не зависит, поскольку есть счастливцы, предназначенные божественным предопределением к райскому блаженству, недоступному для других. Язычникам было понятно и приемлемо другое учение, согласно которому люди наделены Творцом свободной волей. Последовательно придерживаясь данной позиции, восточная церковь тем самым не снимала со своих прихожан ответственности за грехи, творимые ими, с ее точки зрения, по собственной воле. Данный нравственный принцип отвечал и интересам князя, поскольку он зависел от дружины больше, чем дружина от него [4]. Принятие православия восточными славянами было тем выбором, который предопределил характер их последующего социокультурного развития. С этого момента берет свое начало процесс формирования Беларуси как органической части славяно-православной, или славяно-русской, цивилизационной общности.

Не приводит к иному ответу на вопрос о цивилизационной идентичности Беларуси и анализ последующего исторического развития белорусского народа, в ходе которого он то и дело подвергался мощному внешнему воздействию.

После принятия христианства существовавшие на территории нынешней Беларуси земли-княжества, безусловно, в целой были в поле восточного, славяно-византийского влияния. И для понимания значения этого факта следует добавить, что в те столетия византийская культура значительно превосходила тогдашнюю культуру средневековой Западной Европы. Последо­вавшие за этим эпохи Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, хотя и отличались борьбой двух культур — восточной славяно-византийской и западной романо-германской — не принесли решающего преимущества последней. Чем активнее в это время осуществлялась политика перенесения на местную почву западной культуры, тем более сильное сопротивление она встречала как внутри страны, так и извне — с юга и востока. Относительно периода Российской империи можно сказать, что белорусское общество в целом развивалось в своем естественном цивилизационном русле.

Развитие белорусского общества в лоне православной цивилизации было продолжено и в период СССР. Данное государственное образование возникло на славяно-русской цивилизационной основе, и белорусы в массе своей никогда не ощущали себя в нем чужаками. Уже в момент образования СССР созна­ние белорусами своего культурно-исторического родства с рус­скими и украинцами явилось одним из решающих факторов их Вхождения в это союзное государство. В процессе развития СССР резко усилились экономические и культурные связи между составляющими его народами. В эволюции полиэтни­ческого СССР, хотя и слабо, но все же присутствовала тенден­ция его превращения в нацию — государство. Страна в целом продвигалась по пути формирования общегражданской совет­ской нации [5]. И хотя понятие «советская нация» в официаль­ной лексике отсутствовало, зато широко использовалось, по су­ти, синонимичное ему понятие «многонациональный [читай: полиэтничный. — В.М.] советский народ» или просто «совет­ский народ». Причем это положение практически никем никогда не оспаривалось, что было убедительно подтверждено референдумом 17 марта 1991 г. по вопросу о сохранении в пре­образованном виде советского государства. Свою цивилизационную идентичность белорусский народ вновь подтвердил го­лосованием на референдуме в 1995 г. по вопросу об экономи­ческой интеграции с Россией и о придании русскому языку ста­туса, равного с белорусским.

Таким образом, белорусский народ с самого начала своей истории формировался как органическая часть славяно-пра­вославной или, иначе, славяно-русской цивилизационной общности. Беларусь, безусловно, принадлежит к славяно-православной цивилизации.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.109.55 (0.006 с.)