Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственность на белорусских земляхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Славянские княжения на белорусских землях Для понимания генезиса белорусской национальной государственности, т.е. истоков и процесса ее становления, важно разобраться с тем, что представляли собой в политическом отношении земли будущего белорусского государства в первые века после расселения на них древнеславянских племен. В предыдущем параграфе говорилось о том, что еще к середине IX В. на территории расселения восточных славян сложились достаточно устойчивые объединения, которые в исторической литературе определяются как союзы племен. Новой, более высокой формой самоорганизации славянских общностей стали территориальные образования, получившие название княжеств или, согласно летописи, княжений во главе с князьями. Причем не все союзы племен имели «свои княжения» (у радимичей, например, была своя племенная верхушка, но о наличии у них княжения летописи не сообщают), а «границы» княжеств не обязательно совпадали с географическими пределами союзов племен. Среди восточнославянских князей существовала жесткая иерархия: князь, стоявший во главе союза племен, имел титул «светлый князь» или «князь князей», князья племен, входивших в состав племенных союзов, именовались «всякое князье»; в период Древнерусского государства князь, занимавший киевский престол и стоявший над «князьями князей», носил титул «Великий князь Руский» [34]. Княжения представляли собой переходную форму от родоплеменного строя к классовому, а значит, к политической организации сообщества. Центрами этих княжений становились города с соответствующими укреплениями, а сами княжества стали называться по своему главному городу. Иначе говоря, княжества являлись первоначальной формой территориально-политических образований. В литературе такие начальные политические образования принято определять как протогосударства (от греч.— первый). Они характеризуются, с одной стороны, наличием публичной власти, отделенной от основной массы населения (князь, бояре, местная знать), аппарата принуждения (княжеская дружина, тюрьма), налогообложения (дань), а с другой — неразвитостью институтов власти, отсутствием писанного законодательства, внутренней замкнутостью сообщества. Разновидностями протогосударств являются княжения у восточных славян, так называемые королевства у древних германцев, каганаты у древних тюрков. На территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, в разное время существовало более 20 княжений. В летописях упоминаются такие княжества, как Полоцкое, Витебское, Минское, Туровское, Оршанское, Друцкое, Лукомльское, Мстиславское, Изяславское, Логойское, Слуцкое, Городенское, Новогородское, Волковысское, Свислочское, Несвижское, Пинское, Соломерецкое, Мозырьское, Клецкое, Пересопецкое, Степанское, Борисовское и др. Среди них своим значением выделялись Полоцкое и Туровское княжества, о которых наиболее подробно говорится и в исторической литературе [35]. Наиболее мощным до своего дробления на уделы было Полоцкое княжество, которое подчиняло своей власти ряд мелких княжений. Однако политический ландшафт Беларуси раннего средневековья не сводился только к перечисленным княжествам. Частично белорусские земли входили в состав и других восточнославянских земель — княжеств. Так, на землях Верхнего Посожья некоторое время существовало Мстиславское княжество, которое затем, как и другие восточно-белорусские земли, вошло в состав Смоленского княжества. Нижнее Посожье с городами Гомель (Гомий) и Чечерск, Верхнее Поднепровье с городом Речица были в составе Черниговского княжества. Нижнее Поприпятье с городами Мозырь и Брагин (Брягин) принадлежало Киевскому княжеству. Юго-западная территория Беларуси, уже в средневековье известная как Берестейская земля, являлась частью Волынской земли. На север от Берестейщины находилась Новогородская земля, где также существовал ряд княжеств, среди которых ведущую роль со временем стало играть Городенское княжество. Было бы неправильно представлять Полоцкое княжество, (что пытаются делать начиная с М.В. Довнар-Запольского и В.Ю. Ластовского некоторые белорусские историки) как «исток» или «колыбель» белорусской государственности [36], либо, более того, как собственно белорусскую национальную государственность [37]. Это княжество, равно как и любое другое княжество, существовавшее в прошлом на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь, можно рассматривать как одну из исторических предпосылок будущей государственности на территории Беларуси, но ни одно из них в отдельности по своему этническому субстрату (летописные «племена») еще не предопределяло социокультурную идентичность той более широкой общности, на основе которой сложится собственно белорусская государственность. Как не было национальным государством ни одно из, по выражению видного французского историка М. Блока (1886—1944), «варварских королевств» [38] раннего средневековья в Западной Европе, так не было таковым в это же самое время ни одно из отдельно взятых княжений в Восточной Европе. Как показала история, на почве первоначальных государственных образований — протогосударств — в силу невероятного множества исторических случайностей могли сложиться самые различные по своей социокультурной идентичности государственные образования. Национальные же государства стали реальностью лишь в Новое время. Так что от момента появления на восточнославянских землях княжений до возникновения здесь непосредственных предпосылок формирования национальных государств, в том числе собственно белорусской государственности, оставалось еще порядка шести—десяти столетий.
Древнерусское государство В современных дискуссиях об истоках белорусской государственности одним из острейших оказывается вопрос о том, входили ли существовавшие на территории, составляющей нынешнюю Беларусь, славянские княжества, в частности Полоцкое княжество, в состав Древнерусского государства и, следовательно, имеет ли белорусская государственность общерусские корни? Безусловно, Полоцкое и Туровское княжества были крупнейшими протогосударствами на территориях, составляющих нынешнюю Беларусь. Относительно Туровской земли, историки практически единодушны в том, что она как отдельная политическая единица Древней Руси вообще никогда не существовала: она всегда оставалась киевским уделом. Полоцкое княжество, напротив, являлось одним из мощных государство-образующих центров восточных славян, тяготело к самостоятельности и активно противодействовало централизаторской политике Киева. Однако, как считают многие белорусские и российские исследователи, нет никаких оснований отрывать Полоцкое княжество от древнерусского государства, и заведомым преувеличением является представление некоторыми историками. Полоцкого княжества как истока белорусской государственности или, тем более, как собственно белорусского государства. Отвечая украинскому историку М.С. Грушевскому (1866-1934), высказавшему упрек тем исследователям, которые Киевскую Русь рассматривали как начало общерусского исторического процесса, известный русский историк Б.Д. Греков (1882-1953) писал: «Новгород имеет свою историю, так же как и Ростово-Суздальская земля. Но отсюда не вытекает отрицания целого периода в истории восточноевропейского общества, когда Киев объединил огромную территорию, в состав которой входили и Новгород, и Суздаль, и Ростов» [39]. В этот ряд на том же основании следует поставить и Полоцк. Следует заметить, одну из самых метких оценок Киевской Руси как государства применительно к периоду его расцвета дал известный публицист и общественный деятель, наш соотечественник И.Л. Солоневич (1891-1953): «В течение исключительно короткого промежутка времени Киевская Русь поднялась до того уровня, который сей час определяется термином «первоклассная держава». Киев стал одним из крупнейших и богатейших, вероятно, самым крупным и самым богатым городом Европы» [40]. По признанию исследователей, Полоцкое княжество представляло собой «наиболее самостоятельную политическую единицу Древней Руси», но оно «никогда не порывало экономических и культурных связей с Киевской Русью» [41 ]. На это обстоятельство еще в 1918 г. указывал русский историк М.К. Любавский: «Политическое обособление, однако, не повело за собой обособления культурного... Культура Полоцкой земли, насколько можно составить себе о ней представление по крайне скудным данным источников и остатков ее, носила общий отпечаток культуры Киевского периода. И внутренняя политическая жизнь Полоцкой земли в Х-ХІІ вв. шла в общем по тому же самому руслу, по какому шла жизнь в других западнорусских землях» [42]. По словам белорусского историка М. Ткачева, Полоцкая земля — «гэта залатое зерне залатога коласа, якім была Кіеўская Русь» [43]. Разумеется, Киевская Русь по форме своего устройства значительно отличалась от современных государственных образований; она была тем, что наши пращуры именовали словом «земля», т.е. территорией, которая принадлежала русскому народу, управляемого из единого центра — Киева. Это полностью относится и к эпохе так называемой феодальной раздробленности, когда все княжества Руси вышли из повиновения Киеву и стали жить самостоятельной жизнью. Как справедливо отмечал известный белорусский историк Э.М. Загорульский, существование отдельных русских княжеств со своими столицами и великими князьями воспринималось в то время как естественное явление. Тем не менее все они составляли одну страну — Русь с единым русским народом. И развитие этих княжеств осуществлялось в тесном их взаимодействии, в общем контексте древнерусской истории. Легко убедиться, что и вся территория современной Беларуси также находилась в пределах Русской земли.
О пределах Русской земли В литературном памятнике XIII в. «Слово о погибели Русской земли», где под «гибелью» понималась «болезнь» феодальных усобиц, четко очерчиваются контуры Руси. «0, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, безчис-ленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храми божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская! Отсюда до венгров, и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов, от ят-вягов до литовцев и до немцев, от немцев до карелы, от карелы до Устюга, где живут тоймичи поганые, и за Дышащим [Баренцевым. - В.М.] морем, от моря до болгар, от болгар до буртасов, от буртасов до черемисов, от черемисов до мордвы...». В таких границах - от венгров, чехов и поляков на западе до волжских народов черемисов, мордвы и болгар на востоке, вплоть до Баренцева моря на севере - рассматривалась современниками Русская земля. Источник: «Изборник»: Сборник произведений литературы Древней Руси. М., 1969. С. 327.
Подчеркнем, что Киевская Русь была типичным феодальным государственным образованием, которому неведомо было современное понимание государственной границы. Средневековый мир до утверждения национальных государств был фрагментирован на множество автономных по отношению друг к другу частей — провинций, княжеств, сатрапий, владений. Отношения между ними характеризовались системой взаимных связей и обязательств, а также периодически возникающими претензиями друг к другу. Так, например, на большую часть территории Аппенинского полуострова одновременно претендовали и Римский папа, и император Священной Римской империи, и император Византии. Причем на эти же территории претендовали и местные правители, и полуавтономные города. Однако все это нисколько не мешало жителям полуострова воспринимать Италию как общую для всех их родину. В этом отношении Киевская Русь как система автономных и не имеющих четких границ княжеств и владений ничем не отличалась от других регионов тогдашней Европы. И точно также русские люди сознавали общность своей территории и единство своей родины даже в период феодальной раздробленности, когда на Руси существовали самостоятельные княжества. Общим их названием являлось словосочетание «Русская земля». В то же время, в отличие от средневекового Запада, где феодальное дробление никогда не расценивалось как некая катастрофа, на Руси княжеские усобицы воспринимались общественным сознанием как разрушение единого народа, как братоубийство, как предпосылка гибели земли Русской. Известно, как тяжело переживали современники Киевской Руси, наши далекие предки, распад данного государственного образования. Об этом красноречиво свидетельствуют Русская летопись и другие памятники письменности Древней Руси. Особенно яра ко боль за свою родину, осознание единства русского народа представлены в поэме «Слово о полку Игореве», все содержание которого проникнуто идеей единства русской земли, общности исторической судьбы ее народа. Автор призывает князей прекратить взаимную вражду и объединиться в борьбе с общим врагом. «Ярославовы все внуки Всеславовы! — взывает к князьям автор «Слова». — Опустите же стяги, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо утратите вы дедовскую славу. Своими крамолами начали вы наводить поганых на землю Русскую, на достояние Всеславова. Из-за усобиц ведь пошло насилие от земли Половецкой!» [44]. Аналогичные цели преследовали в своей общественной деятельности и творчестве выдающиеся белорусские просветители Ефросиния Полоцкая (1110—1173) и Кирилл Туровский (1130—1182). Без преувеличения, их взгляды составляют один из краеугольных камней понимания истоков и последующей истории становления белорусской общности и национальной государственности. Таким образом, Киевская Русь была уже не протогосударством, а первым в полном смысле этого слова государством восточных славян существовали единая территория, верховная власть, подчиненное ей население, законодательство, судебная практика и системе налогов. В его составе постепенно оказались все восточнославянские княжения, в том числе и располагавшиеся на белорусских землях. Разумеется, каждое из них обладало некоторыми местными особенностями, но они были незначительны по сравнению с общерусской традицией общественно-политической жизни. Именно ею предопределялся общий уклад жизнедеятельности каждого отдельного княжества. И именно в период вхождения белорусских земель в состав государства Русь определилась славянорусская идентичность будущей белорусской общности. Очевидно, что Древнерусское государство нельзя квалифицировать ни как собственно белорусское, ни как собственно украинское и ни как собственно русское государство: оно было общим государством всех восточных славян. Следовательно, наследниками этого высокоразвитого по средневековым меркам государства являются в равной мере выделившиеся впоследствии из древнерусской народности новые этнические общности — белорусы, русские и украинцы. (Хотя, заметим в скобках, украинский историк М.С. Грушевский и его последователи, желая заявить об особой претензии украинского народа на историческое наследие этого государства, считают, что Киевская Русь изначально была украинским государством, и потому они называют его двойным именем «Украина-Русь» [45]). Другое дело, как пишет белорусский историк Я.И. Трещенок, что древнерусские государственные традиции вообще и региональные традиции западнорусских княжеств в частности явились важнейшим фактором становления нового государственного образования — Великого княжества Литовского, в лоне которого сформировалась белорусская этническая общность [46]. Эта общность продолжала оставаться носителем Древне русского политического и культурного наследия, которое по влияло на характер возникшей в XX в. белорусской государственности. 1 Поэтому можно утверждать, что культурно-исторические или, если употребить современное понятие, цивилизационные предпосылки будущей белорусской этнической общности и ее государственности закладывались именно в период Киевской Руси. В этом смысле можно считать, что глубинные корни белорусской государственности уходят в восточнославянское государство Русь.
Великое княжество Литовское Белорусская этническая общность сформировалась к концу XVI - началу XVII в. в период существования Великого княжества Литовского. Это означает, что история белорусского народа начинается с момента вхождения западнорусских земель в это средневековое государство. Однако по вопросу о том, являлось ли Великое княжество Литовское собственно белорусским или национальным белорусским государством — и так ставится вопрос! - научные и политические дискуссии не только не утихают, а время от времени разгораются с новой силой. Ответ на него, хотя и не однозначен, но все же достаточно очевиден. Великое княжество Литовское — это изначально полиэтническое государство, объединявшее в своем составе население литовских и большей части древнерусских земель от Балтийского до Черного морей, в котором доминирующее положение занимали литовские князья. Это, однако, нисколько не умаляет значения Великого княжества Литовского в историческом развитии белорусского народа. В рамках данного государственного образования объективно происходил процесс этнической дифференциации его населения, в частности формирования литовской, белорусской и украинской этнических общностей и их самосознания. Как пишет Е. Карский, русские области, вошедшие в состав ВКЛ, потеряли свою политическую самостоятельность, но вместе с тем избавились от постоянных войн и кровопролитий, сопровождавших княжеские междоусобия. С этого времени в русских землях «начинается эпоха более или менее мирного культурного развития, чему много способствовали как свобода от татарской зависимости, страшным гнетом тяготевшей над Восточной Русью, так и вообще человечное отношение к русским литовских князей» [47]. Тем не менее, упомянутых обстоятельств недостаточно, чтобы полагать, как это делают некоторые историки и философы, что ВКЛ было собственно белорусское, литовско-белорусское, белорусско-литовское или белорусско-украинско-литовское государство. Очевидно, что прозвучавшие утверждения не соответствуют объективным историческим фактам. Нельзя считать корректной в научном отношении и «договоренность» некоторых белорусских и литовских историков определять ВКЛ в белорусской историографии как белорусско-литовское, а в литовской — как литовско-белорусское государство [48]. Как справедливо отмечалось в одной из дискуссий, это было государство раннефеодального типа и определение его генезиса по национальному признаку неприемлемо, поскольку не вполне корректным является наложение современных понятий этничности и нации на средневековье. Кстати будет заметить, что литовские исследователи и не помышляли соблюдать указанную «договоренность», они вообще не применяют слова «русское», «белорусское» или «украинское» к названию ВКЛ. Так, в изданной недавно фундаментальной работе литовского профессора Э. Гудавичюса по истории Литвы на шестистах восьмидесяти ее страницах ни разу не приводится полное официальное название княжества [49]. Приведенные выше определения Великого княжества Литовского исходят из того, что белорусский, литовский и украинский народы уже в момент образования ВКЛ или, по крайней мере, на каком-то этапе его истории представляли собой самостоятельные субъекты этого государственного образования. Но, как известно, такие утверждения не подтверждаются историческими фактами. Общеизвестно, что на протяжении всей истории ВКЛ правили в нем этнические литовцы; «В политическом смысле, — отмечает известный историк П.Т. Петриков, - и белорусский, и украинский и русский факторы в ВКЛ имели по отношению к его великокняжеской власти зависимое, подчиненное положение» [50]. Примеры же нахождения Льва Сапеги на должности канцлера княжества или занятия белорусами иных, менее значимых государственных должностей, общей картины не меняли. Да, в Великом княжестве Литовском преобладало население, считавшее себя русским, — так называли себя люди православного вероисповедания, которые генетически восходили к населению Киевской Руси. Это подтверждают и источники той эпохи, которые о коренном населении, предках современных белорусов и украинцев, говорят как о русском народе. К примеру, киевский воевода князь К. Острожский (1527-1608) в своем послании епископу Владимирскому 21 июня 1593 г. определяет коренных жителей этой части ВКЛ как «народ тутошний Русский». Термин же «литвины» является политонимом, что означает государственную принадлежность. В этом смысле «литвинами» являлись предки не только современных белорусов, но и все жители Великого княжества Литовского, т.е. современных и литовцев, и белорусов, и украинцев, и русских (жители тех территорий России, которые входили в состав ВКЛ). Поэтому нет никаких оснований утверждать, что название «литвины» является «историческим этнонимом белорусов» [51] и что, отказавшись от него, нация «згубіла сваё імя, а разам зь ім і гісторыю» [52]. Напротив, отказ от имени «литвины» стал отражением факта формирования в период существования ВКЛ новой этнической общности, самоназвание которой — белорусы подчеркивает ее генетическое родство с древнерусской народностью. Появление белорусского этноса означало не конец, а начало истории собственно белорусской нации и ее государства. Далее, использовавшийся в официальных документах ВКЛ язык лишь условно может называться старобелорусским языком. Термин «белорусский язык», как и этноним «белорусы», в то время вообще не употреблялся. Применительно к русскому населению ВКЛ можно говорить лишь о местных диалектах древнерусского языка — северо-западном и юго-западном, проявления которых были несущественным. В качестве государственного в ВКЛ использовался язык, на котором в то время разговаривала образованная часть населения и который современники называли русским языком. В первом артикуле четвертого раздела Статута Великого княжества Литовского, впервые введенного в редакции 1566 г. и повторенного в редакции 1588 г., так определялся язык делопроизводства в литовском государстве: «Писар земски маеть по-руску литерами словы рускими вси листы, выписы и позвы писати, а не иншим езыком и словы» [53].
О старобелорусском языке Язык, в котором современные белорусские исследователи называют старобелорусским, а украинские – староукраинским, в киево-русский период истории восточных славян не соотносился ни с каким диалектом. Вбирая в себя элементы разных восточнославянских языковых стихий, он постепенно приобрел наддиалектный характер и в конечном счете стал письменным деловым языком, которым пользовались в различных землях Руси, а затем и в Великом княжестве Литовском. Убедительным подтверждением данного положения является памятник древнерусской литературы XII в. «Слово о полку Игореве». По оценкам исследователей, он мог быть написан и в Киеве, и в Полоцке, и в Турове, и в Чернигове... В то время термин «белорусский язык» вообще не употреблялся, язык же деловой письменности, в том чипе и в период ВКЛ, имел название «руский язык». Таким образом, язык, ныне называемый старобелорусским, в действительности был общелитературным древнерусским языком. Свое прямое продолжение он имел в XIII -XV вв., будучи представленным большим количеством актов, грамот, договоров и статутов. С XVI в. в западнорусских землях стал набирать силу процесс проникновения в деловую письменность польского языка, что повлекло вытеснение из употребления древнерусского языка, а затем и его официальный запрет в 1696 г. Как отмечает известный белорусский историк языка А. Журавский, ко времени запрета «русского» языка в Речи Посполитой уже и запрещать, по существу, было нечего, разве что кирилловскую графику. Современный белорусский и украинский языки возникли уже в Новое время после перерыва в западнорусских землях письменной традиции на основе обработки живых народных говоров. Прямую же приемственность с древнерусским письменным языком сохранил только современный русский язык. Источники: Слово о полку Игореве. М., 1988. С. 78; Жураўскі, А. I. Гісторыя беларускай літаратурнай мовы: у 2 т. / А! Жураўскі: Мінск, 1967. Т. 1; Жураўскі, А. І. Беларусская мова і дзяржаўнасць у старажытнасці /А.І. Жураўскі // Гуманітарныя i сацыяльныя навукі на зыходзе XX стагоддзя. Мінск, 1998. С. 450; Яскевіч А. Падвіжнік i ix святыні. Духоўная культура старажытнай Беларусі / А. Яскевіч. Мінск, 2001. С. 113; Гісторыя Беларусі. у 6 т. Мінск, 2008. Т. 2, С. 91.
Наконец, то, что применительно к ВКЛ называют «белорусским законодательством» есть не что иное, как законодательство Киевской Руси, заимствованное из Русской Правды. Согласно заключению видного исследователя источников древнерусского права С.В. Юшкова памятники кодификации Московского и Литовского государств были созданы на основе принципов Русской Правды. А некоторые разделы Статутов Великого княжества Литовского 1529 и 1566 гг., которые были приняты до Люблинской унии 1569 г., например, закон о копном суде, представляют собой прямые извлечения из Русской Правды [54]. Можно, конечно, рассуждать о том, было ли ВКЛ федеративным государством. Скорее всего, что таковым оно не являлось. Но оно было полиэтническим по составу своего населения государством. Может быть, со временем его население могло бы составить единую нацию, скажем, под названием «литвины» или «литва», но это так и не стало исторически свершившимся фактом. Белорусская же нация, белорусский народ, как и его собственная государственность, - свершившийся факт, но это произошло гораздо позже и уже вне Великого княжества Литовского. Белорусский народ лишь в XX в. завершил свою консолидацию в особую нацию, бесспорным свидетельством. чего является обретение им в этом столетии собственной государственности. Однако нет оснований утверждать, что ВКЛ было белорусским национальным государством, поскольку таковое следует связывать с жизнью белорусской нации, предпосылки формирования которой в то время только складывались. Это положение счел необходимым особо подчеркнуть Президент Республики А.Г. Лукашенко в известном докладе «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию»: «Никому, даже самому ярому националисту, не придет в голову утверждать, что Великое княжество Литовское было самостоятельным белорусским государством» [55]. Все вышеизложенное подтверждает положение о том, что и литовский, и белорусский, и украинский народы в равной мере обладают правом на политическое, социальное и культурное наследие ВКЛ, которое создавалось общими усилиями предков этих народов.
Речь Посполитая Нет никаких оснований считать, как это делал М.В. Довнар-Запольский и вслед за ним ряд современных исследователей, что Беларусь обладала политической независимостью в составе Речи Посполитой[56]. Во-первых, Великое княжество Литовское, а именно данное государство объединилось с Королевством Польским, и Беларусь - это далеко не одно и то же: Беларусь стала государством только в XX в. Во-вторых, Речь Посполитая изначально замышлялась польской стороной не как федеративное или конфедеративное, а как унитарное государство. Согласно акту, подписанному 1 июля 1569 г. в Люблине, Королевство Польское и Великое княжество Литовское представляют собой одно неразделимое и неотделимое целом с одним народом. Создавался общий сейм, который должен был выбирать короля и Великого князя в одном лице. Заседания сейма должны были проходить на польской земле, созыв отдельных сеймов для ВКЛ и Польши не предусматривался. Узаконивалось осуществленное ранее отторжение в пользу Польши земель Подляшья, Волыни, Подолья и Киевщины. Общей становилась внешняя политика. Поэтому, если подходить с формально-юридических позиций, то говорить о политической независимости Беларуси [читай: Великого княжества Литовского. — ЯМ] в составе Речи Посполитой не приходится.
Из люблинского акта 1569 г. «Так как Королевство Польское и Великое княжество Литовское представляют собою уже одно нераздельное и неотделимое тело, а также не отдельную, но одну общую республику, которая соединилась и слилась в один народ из двух государств и народов, то необходимо, чтобы этими двумя народами на вечные времена повелевала одна голова, один государь, один общий король, избранный общими голосами Польши и Литвы. Место же избрания его в Польше, а на королевство Польское он будет затем миропомазан и коронован в Кракове. Согласно привилегии короля Александра такому избранию не может препятствовать отсутствие которой либо из сторон, потому что сами по себе обязаны и должны быть созываемы для этой цели советы и все чины Короны Польской и Великого княжества Литовского. Существовавшее до сего в Литве отдельное избрание и возведение на Княжение великого князя Литовского должно быть отменено так, чтобы в последствии не было никакого знака или подобия, которое бы указывало или намекало на возведение или посвящение великого князя литовского. Но так как остаются титул и должности Великого князя Литовского, то избранник при избрании и короновании должен быть тотчас же провозглашен королем польским и великим князем литовским, русским, прусским, мазоветским, жемойтским, киевским, волынским, подлясским и лифляндским». Источник: Уния в документах. Минск, 1997. С. 83.
Но Великое княжество Литовское в составе Речи Посполитой не обладало независимостью, даже автономией, и в фактическом отношении. Да, действительно, как это и подчеркивают сторонники тезиса о независимости или автономии княжества, государство Речь Посполитая как одно целое выступало только вовне, тогда как внутри всегда существовало его деление на две неравноправные части, которые назывались Короной (Польшей) и Княжеством (Русской Литвой). Формально каждая из них обладала собственными законами, казной, армией, судами, аппаратом управления. Однако наличие этих внешних атрибутов государственности еще не говорит о фактической независимости или хотя бы автономии ВКЛ в составе Речи Посполитой. Все исследователи признают, что в данном государственном образовании с самого начала проявил себя и неуклонно набирал силу процесс насильственного окатоличивания и ополячивания русского православного населения, который приводил ко все большей зависимости Великого княжества от Польши. Тем не менее, период вхождения белорусских земель в состав Речи Посполитой имел все же исключительно важное значение для самоидентификации белорусов как славяно-русского этноса, для осознания ими своего общерусского происхождения, для своей цивилизационной самоидентификации и последующего политического самоопределения. Решающим обстоятельством в этом процессе было то, что Речь Посполитая как государство менее всего ориентировалась на развитие белорусов в качестве самобытного народа. Более того, оно делало все для того, чтобы стереть из памяти белорусов их славяно-русскую этническую принадлежность. Этот процесс приобрел особенно угрожающий характер после заключения в 1596 г. Брестской церковной унии, поставившей своей целью полное ополячивание и окатоличивание коренного населения. Именно в это время большинству белорусов, равно как и малороссов, окончательно становится ясно, что для своего самосохранения как общности, для своего дальнейшего исторического развития необходимо вернуться к своим общерусским корням и воссоединиться с русским народом в одном государстве. Некоторые современные авторы, пытаясь обосновать позитивное значение Люблинской унии в судьбе белорусского народа, выдвигают положение о пагубных последствиях того, если бы ВКЛ уже в XVI в. было присоединено к Московскому государству. По их мнению, в результате был бы уничтожен самобытный восточнославянский этнос, а значит, не стало бы белорусов как особой этнической общности и не существовало бы ныне белорусской нации. В подтверждение этого они ссылаются на судьбу новгородской культуры, которая якобы была уничтожена в условиях Российского государства [57]. Но история, как известно, не знает сослагательного наклонения и поэтому однозначного ответа на поставленный выше вопрос не может быть. Безусловно, случись такое, история белорусского народа была бы иной. Но это не дает исследователю права утверждать, что уже сформировавшийся к концу XVI - началу XVII вв. белорусский, равно как и украинский, этнос был бы уничтожен Скорее, напротив, принятием русским царем в 1654 г. титула «Всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец» факт существования Белой Руси как самобытной составной части России получил свое юридическое оформление, что можно рассматривать как политическую гарантию развития белорусского этноса. История Российского государства полна примеров того, что в его лоне не только не исчезали, а напротив, успешно развивали свою социокультурную самобытность и более малочисленные этнические группы и общности. Различные же области России с преимущественно русским населением сохраняют свою индивидуальность в языке (наречии) и обычаях по настоящее время.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 1305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.73.167 (0.012 с.) |