Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лев иванович сапега (1557-1633)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Политический, общественный и военный деятель Великого княжества Литовского. Представитель старинного рода оршанских бояр (ныне Бешенковичский район Витебской области). Родился в родовом имении Островно. Воспитывался при Несвижском дворе Николая Радзивилла Черного. Учился в Лейпцигском университете. На протяжении своей жизни занимал крупные и самые высокие должности в Великом княжестве Литовском: писарь при княжеском дворе, подканцлер, канцлер, виленский воевода, гетман ВКЛ, глава посольства Речи Посполитой. С его именем связана подготовка и издание Статута Великого княжества Литовского 1588 г., к которому он написал свои знаменитые предисловия. Источник: Беларуская энцыклапедыя: у 18т. Мінск, 2002. Т. 14. С. 166.
С именем Льва Сапеги по праву связывается утверждение в отечественной политической мысли и практике идеи правового государства, верховенства закона. Судьба народа, общества, считал мыслитель, должны зависеть не от личной воли главы государства, князя, короля, а от системы власти, основанной на подчинении всех и вся закону. В законе он видел главное и основное средство регулирования отношений между всеми членами и слоями общества, между институтами государства и между властью и народом. Это свое убеждение Сапега обосновывает тем, что право есть правдивый разум, которым наделил человека сам Бог и который дает ему возможность отличать добро от зла. В предисловии к Статуту он пишет: «Там бельпуа, а по нашему дикий зверь господствует, где человек по своему усмотрению власть свою осуществляет, а где опять право или статут верх имеет, там сам Бог всем владеет» [22]. Закон, считает Сапега, призван определять для всякого представителя власти, и прежде для великого князя, рамки его действий, за которые он не имеет права выходить. Фундаментальным также в политико-правовой теории Сапеги является понятие «свобода». Сущность свободы он усматривает в неотчуждаемых правах человека — право на личное достоинство, здоровье, собственность, безопасность, свободный религиозный и политический выбор и другие. Эти права, утверждает мыслитель, должны быть закреплены законом. Основной же задачей любой государственной структуры является обеспечение человеку гарантий его прав, а значит, и свободы. А если бы кто, продолжает он, решился бы сделать покушение на законы, которые защищают права людей, «тот уже не паном нашим, но нарушителем прав и вольностей наших был, а мы стать невольниками его были бы должны» [23]. Таким образом, согласно Сапеге, счастливое общество - это такое общество, в котором господствует право, где законом и властью защищены свобода человека, его неотъемлемые права. Это положение предопределяет весь комплекс его политических взглядов и оценок.
Андрей Волан (1530-1610) Политический деятель, философ и правовед, один из основателей светского направления в отечественной социально-политической мысли, идеолог реформационного движения в Литве и Беларуси. Место рождения неизвестно. Образование получил в университетах Фракфурта-на-Одере и Кенигсберга. Избирался послом от шляхты Ошмянского повета в сойм Речи Посполитой, был секретарем у великого князя Литовского и короля Польши. Внес значительный вклад в развитие отечественной социально-политической и правовой мысли. Автор около 30 работ, в том числе «О политической и гражданской свободе» (1572), «О счастливой жизни, или Наивысшем человеческом добре» (1596), «О государе и свойственных ему добродетелях» (1608). Источник: Беларуская энцыклапедыя: у в 18 т. Мінск, 1997. Т. 4. С. 260.
Политико-правовые взгляды Андрея Волана также демократичны по своей сути, они близки воззрениям Скорины и Сапеги. В основном его труде «О политической и гражданской свободе» центральное место занимает анализ естественных прав людей, проблемы свободы, равенства и справедливости. Важнейшим прирожденным свойством человека Волан считал стремление с свободе. «В том, - писал он, - что человеческой природе наиболее приличествует свобода, в соответствии с которой никто не рождается невольником, ни один мудрец в этом никогда не сомневался» [24]. Мыслитель подробно анализирует условия свободы человека и одновременно высказывает положение о возможности превращения свободы в свою противоположность, что и подтвердила история Речи Посполитой, где одним из факторов такого процесса стали чрезмерные шляхетские вольности. Поставленная и разработанная отечественными мыслителями идея демократической организации общественной жизни последовательно воплощалась в политико-правовой практике. Наивысшей своей юридической формы она достигает в Статутах Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588 гг. С вступлением в действие первого Статута начался новый этап в развитии отечественной политической и правовой культуры, суть которого — формирование правового государства. Основополагающей идеей Статутов явилась идея верховенства закона. Статуты юридически закрепляли ряд прав и свобод, которые в будущем стали базовыми принципами американской и европейской демократии. На протяжении последующей истории Беларуси, за исключением отдельных периодов, четко проявляет себя тенденция юридического закрепления и защиты прав личности, усиления демократизма в жизнедеятельности общества. Очевидно, что реализация гуманистического и демократического идеалов и сегодня является основным направлением развития белорусского общества и государства.
Свободолюбие и патриотизм Свобода в самом широком смысле есть возможность осуществления субъектом — индивидом, социальной группой или общностью активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных целей. Свободолюбие—это отношение к свободе как социальной ценности во всех аспектах ее проявления. Патриотизм (от греч. - родина, отечество) есть нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к своему отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины. Как и свобода, патриотизм есть наиважнейшая социальная ценность, один из самых значимых факторов обеспечения жизнедеятельности сообщества людей. Свободолюбие и патриотизм — взаимопредполагающие и взаимодополняющие чувства. Во все времена они вдохновляли людей на подвиги, на самопожертвования, которые воспеты в лучших произведениях мировой художественной культуры. Свободолюбие принадлежит к самым сокровенным национальным чувствам белорусов, корни которых уходят в недра их истории. Будучи потомками древних или, иначе, летописных славян, белорусы, равно как и другие славянские общности, унаследовали от своих предков те черты, которыми славяне изначально отличались от других этнических общностей. Среди таких черт, безусловно, их свободолюбие. Именно это свойство славян бросалось в глаза представителям тех народов, с которыми славяне каким-то образом взаимодействовали. Приведем свидетельство на сей счет греческого историка Маврикия Стратега (конец VI в.): «Племена славян и антов, — пишет Маврикий, — сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению; они храбры, преимущественно в своей земле, и выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище... находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени»[25]. Патриотизм как одно из наиболее глубоких национальных чувств белорусов также формировался на протяжении многих веков их истории. С образованием Древнерусского государства восточные славяне стали осознавать его пространства как край своих отцов, как родную землю, которую живущие на ней поколения должны беречь, защищать и приумножать. Напомним еще раз о том, как глубоко переживали за судьбу своей родины — Руси - такие наши соотечественники, как Ефросиния Полоцкая и Кирилл Туровский. В этой связи можно упомянуть также неизвестного автора «Слово о полку Игореве», который много говорит о Полоцкой земле и ее князьях. Видимо, на этом основании белорусско-польский поэт и краевед В. Сырокомля (1823-1862) считал «Слово» стародавней белорусской песней [26]. Общеизвестна оценка данного произведения как призыва к русским князьям о прекращении усобиц, об объединении перед лицом нависшей над русской землей страшной внешней опасностью. «Слово» представляет собой страстную и взволнованную речь патриота, речь то гневную, то печальную и скорбную, то неизменно полную веры в родину, полную гордости ею и уверенности в ее будущем. На протяжении всех последующих этапов своего исторического развития белорусы неизменно проявляли эти чувства— свободолюбие и патриотизм. С ними связана также и гамма других чувств — отважность, упорство, мужество, героизм, готовность к самопожертвованию ради свободы, которые неотъемлемы от национального характера. Особенно мужественными и решительными белорусы делаются в периоды войн, когда они вынуждены вставать на защиту своего отечества. Это наводит на мысль о том, что опасные ситуации в жизни белорусов пробуждают скрытые в их социогенетическом «коде» способности к борьбе, упорству, сопротивлению, к проявлению других лучших качеств их предков. Формой проявления не только демократизма, но и свободолюбия ближайших предков белорусов был полоцкий вечевой строй. В этой связи интересен фрагмент из «Хроники Великого княжества Литовского и Жемойтского» с характерным названием: «О полоцкой свободности, или Венеции». Суть «полоцкой свободности», по мысли летописца, — в представительной системе управления, контроле городского вече над княжеской властью. Летописец отмечает, что «держали на той час землю русскую сами мещане полоцкие», которые «о справах своих и потребах речи посполитое и держав своих радили». Причем, считает он, полоцкое «свободность», или практика решать общие дела демократическим путем происходит от «оных славных справ грецких афинеев и лацедемов». В этом же летописе Полоцк сравнивается с Венецией, богатым средневековым торговым городом-республикой [27]. Здесь следует добавить, что с Полоцком связан еще один пример свободолюбия наших предков, уже на индивидуальном уровне проявления. Мы имеем в виду трагическую судьбу полоцкой княжны, красавицы Рогнеды, которая по собственной воле избрала себе мужа-князя, но была с помощью насилия уведена и взята в жены другим князем. Она не смогла забыть своей, как теперь бы сказали, малой родины и не смогла простить мужа, киевского князя Владимира, совершившего насилие над ее княжеским родом. Образ гордой и свободолюбивой полочанки прошел сквозь толщу столетий и засиял новым немеркнущим светом в поэзии, художественных полотнах и в музыкальных произведениях. Мы уже отмечали значение творчества отечественных мыслителей в формировании гуманистического и демократического идеалов белорусского народа. Их интеллектуальная деятельность составляла необходимую морально-психологическую предпосылку и для проявления свободолюбия и патриотизма белорусов в практической жизни, для становления у подданных ВКЛ высоких гражданских качеств. Можно со всей определенностью утверждать, что Франциск (Георгий) Скорина явился основателем национальнопатриотической традиции в истории отечественной культуры, что поистине было новаторским для того времени явлением. Если большинство европейских средневековых мыслителей ориентировались на универсальные, общечеловеческие ценности, то для Скорины приоритетное значение имели интересы своего отечества, ответственность перед родиной, ее народом или, как он сам пишет, перед «братьями русью, людьми посполитыми». Патриотическое начало в его мировоззрении наиболее выразительно сформулировано в следующих словах: «Понеже от прирожения звери, ходящие в пустыни, знають ямы своя; птици, летающие по возъдуху, ведаюць гнезда своя; рибы, плавающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, — тако ж и люди, игде зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имеють» [28]. Во всех своих произведениях он призывал соотечественников, в том числе государственных деятелей, не жалеть «всякого тружания и скарбов для посполитого доброго и для отчины своея» [29]. Усилия интеллектуальной элиты общества не могли не принести желаемых результатов. Установка на свободу, чувство патриотизма становились элементами культуры различных слоев народа, эти ценности решительно утверждались в социальной, политической, правовой, экономической, религиозной, культурной областях жизни. Даже в период, когда идея свободы подвергалась решительному давлению со стороны папства (Контреформации), король и великий князь Владислав IV, учитывая жизненные ценности белорусов и обращаясь к одному из шляхтичей Новогородского повета, писал: «Все жители нашего государства не представляют себе большего счастья, чем свобода, за которую они готовы не только отдать свое имущество, но и рисковать жизнью» [30]. Свободолюбие белорусов во времена Великого княжества Литовского своего наибольшего проявления достигает в со-циально-экономической и политической жизни городов, особенно таких крупных, как Полоцк, Вильно, Витебск, Могилев, Минск, Брест, Гродно и др. Еще раз напомним, что традиция городского самоуправления возникла в эпоху Киевской Руси. В период ВКЛ общественная жизнь городов поднимается на новый уровень, с предоставлением им так называемого магдебургского права она получает свое юридическое закрепление.
Магдебургское право Феодальное городское право. Сложилось в немецком городе Магдебург в ХII-ХVII вв. Являлось юридическим закреплением результатов борьбы горожан с феодалами за свои права и свободы, за право самоуправления. Имело универсальный характер, т.е. трактовало различные виды правоотношений: деятельность городской власти, суда, его компетенцию и порядок судопроизводства, вопросы земельной собственности «в пределах города», нарушения владения, захвата недвижимости, устанавливало наказания за различные виды правонарушений. Особое место занимали нормы, которые регулировали торговлю и ремесленничество, деятельность цехов и купеческих гильдий, порядок налогообложения. Воспринято многими городами Восточной Германии, Восточной пруссии, Силезии, Чехии, Венгрии, Польши. Магдебургское право имели около 60 городов и местечек Беларуси. Источник: Беларуская энцыклапедыя: у 18 т. Мінск, 1999. Т. 9. С. 443.
С XIV в. магдебургское право распространяется на города Великого княжества Литовского. На протяжении XV и XVI вв. грамоты на магдебургское право были выданы практически всем крупным городам Беларуси. Жители городов, которые получали магдебургское право, освобождались от феодальных повинностей, от суда и власти воевод, старост и других должностных лиц государства. Горожанам разрешалось строить и получать доходы от гостинных и торговых домов, общественных бань и других необходимых городу сооружений. На основе магдебургского права создавались органы городского самоуправления, которые руководствовались не только нормами магдебургского права, но и актами местного законодательства. В какой мере белорусские горожане ценили свои социально-политические права и свободы, свидетельствует следующий факт: когда за участие в расправе над униатским священником Кунцевичем витебляне были лишены магдебургского права, они, по свидетельству униатского митрополита Иосифа Руцкого, «больше оплакивали эту утрату, чем отсечение голов своих сограждан» [31]. О храбрости, мужестве и героизме, проявляемых нашими предками на поле ратной брани, свидетельствуют исторические источники. Летопись, например, донесла до нас рассказ о решительности нашего земляка Якова Полочанина, участника битвы русских со шведами в 1240 году. Предводительствуя горстью таких же отважных, как и он сам, воинов, Полочанин выступил против целого неприятельского полка и так мужественно поражал противника, что заслужил личную похвалу Александра Невского [32]. Воины с белорусских земель особо отличились и в определяющей избавление Руси от татарского господства Куликовской битве 1380 г. Согласно «Хронике Литовской и Жемойтской» князь Андрей Полоцкий привел на поле Куликово «войско великое» и командовал в битве с Мамаем полком правой руки. Полк отразил все атаки врага и принудил его отступить. Засадный же полк, во главе которого стоял двоюродный брат Андрея Полоцкого по имени Дмитрий Боброк-Волынский, практически решил исход битвы в пользу русских войск. Не случайно поэтому автор известной «Задонщины», поэтического восславления подвига русских воинов в Куликовской битве, счел необходимым посвятить этим полководцам отдельные строки, поставив их имена с именами великого князя Московского Дмитрия Ивоновича (Дмитрия Донского), и его двоюродного брата князя Владимира Андреевича.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.141 (0.012 с.) |