Стратегические проблемы Алтайского края, сдерживающие его социально-экономическое развитие



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегические проблемы Алтайского края, сдерживающие его социально-экономическое развитие



 

Анализ положительных и отрицательных тенденций социально-экономического развития показывает, что в целом Алтайский край уверенно идет по пути преодоления кризисных последствий 90-х годов. Однако в развитии края имеется целый ряд серьезных проблем, имеющих долгосрочный, системный и нарастающий характер. Указанные проблемы могут стать в обозримом будущем большим препятствием для обеспечения принципиально нового уровня и качества жизни населения, выхода края на лидерские, конкурентоспособные позиции в Российской Федерации. Очевидно также, что решение этих проблем потребует кардинального изменения стратегических подходов, методов и механизмов их решения.

По итогам анализа социально-экономического положения Алтайского края можно выделить следующие ключевые проблемы:

 

Социальные проблемы

1. Неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся постоянным сокращением численности населения вследствие естественной и миграционной убыли, сокращением удельного веса молодежи, старением населения, миграционным оттоком его наиболее дееспособной части, высокой смертностью и низкой продолжительностью жизни.

Эта проблема может привести к резкому сужению возможностей развития края, так как наличие человеческих ресурсов, человеческого капитала является главным условием реализации любых значимых изменений.

2. Низкий уровень доходов населения. Значительная часть трудоспособного населения имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума.

3. Высокий уровень дифференциации доходов и заработной платы населения по видам экономической деятельности, социальным группам и в территориальном разрезе.

4. Низкая социальная ответственность значительной части работодателей в области улучшения условий и оплаты труда.

5. Высокий уровень безработицы. Безработица сельского населения (в 1,7 раза выше, чем в среднем по краю).

6. Дефицит квалифицированных рабочих кадров. Отток молодых квалифицированных кадров, снижение качества трудовых ресурсов.

7. Недостаточно конкурентоспособная и комфортная для населения социальная среда:

необеспеченность широкой доступности и достаточного уровня основных социальных благ, прежде всего, благоустроенного жилья, качественного образования, медицинского и социального обслуживания;

отсутствие для большинства населения отчетливых и понятных перспектив роста материального благосостояния, создания собственного бизнеса, профессиональной карьеры, реализации образовательных и культурных потребностей.

8. Дисбаланс между потребностями населения и средствами, выделяемыми органами власти на развитие учреждений культурно-досуговой и творческой деятельности.

9. Несоответствие материальной базы и учреждений физической культуры и спорта потребностям населения в целях развития массовой спортивно-оздоровительной деятельности.

4.2. Экономические проблемы и инфраструктурные органичения

1.Недостаточно эффективная экономика края:

1.1. низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, являющаяся следствием старения и высокой степени износа основных производственных фондов;

1.2. недостаточная эффективность хозяйственной деятельности базовых секторов экономики – промышленности и сельского хозяйства, низкая рентабельность, высокие производственные издержки, низкий уровень инновационности производства, недостаток новых технологий и продуктов, низкая производительность труда и продуктивность сельскохозяйственных угодий, низкий уровень технической вооруженности в сельском хозяйстве, упадок отрасли сельскохозяйственного машиностроения. Большое количество убыточных предприятий;

1.3. недостаточные инвестиции в основной капитал. Высокая степень физического и морального износа машин и оборудования в реальном секторе экономики. Физический износ составляет: в добывающем секторе – 60,4%, в обрабатывающих производствах – 45,5%, в производстве электроэнергии, газа и воды – 62,4%.

2. Высокая дотационность бюджета (более 40%), ограничивающая бюджетное участие края в развитии производственной и социальной инфраструктуры, в софинансировании федеральных программ, недостаточность финансовых средств для покрытия реального дефицита бюджета.

3. Несовершенство земельных отношений и земельного рынка, приведшее к дроблению крупных пахотных площадей и образованию мелких сельскохозяйственных предприятий, что в конечном итоге привело к нарушению научно обоснованной системы земледелия. Низкая продуктивность пашни и, как следствие, высокая себестоимость сельхозпродукции, не обеспечивающая её конкурентоспособность на рынке.

4. Отсутствие политики повышения уровня капитализации бизнеса, производственных и земельных активов, экономики края в целом.

5. Неразвитость инфраструктуры механизмов поддержки инновационных проектов, низкий уровень коммерциализации научно-исследовательских разработок и их выхода на российский и международный рынки, низкий уровень развития малого инновационного бизнеса. Низкий уровень инновационной активности предприятий в целом по краю (доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров составляет около 5%).

В целом существующий потенциал Алтайского края способен решить стоящие перед краем проблемы и обеспечить качественный прорыв в развитии. Это подтверждается анализом возможных сценариев социально-экономического развития Алтайского края.

 

Сценарии социально-экономического развития Алтайского края

В результате анализа достигнутого уровня социально-эконо­мичес­кого разви­тия Алтайского края, основных проблем и приоритетных направлений определены три основных сценария долгосрочного развития, являющиеся наиболее вероят­ными в прогнозируемых на перспективу экономических условиях.

Инерционный сценарий

Инерционныйсценарий предполагает реализацию начатых масштабных проектов, при этом новые масштабные проекты не инициируются, не происходит активное импортозамещение потребительских товаров, а также материалов и комплектующих. Из-за неконкурентоспособности отечественных товаров будет повышаться доля импорта в удовлетворении инвестиционного и потребительского спроса. При этом формирующиеся условия будут способствовать развитию агропромышленного комплекса (в частности, путем модернизации материально-технической и производственной базы, развития перерабатывающей сферы и пищевого производства) и туристической индустрии. Будет наблюдаться устойчивый (на среднероссийском уровне) рост основных показателей экономического развития, повышение качества жизни населения. Вероятным будет уменьшение федеральных дотаций.

Основной угрозой данного сценария будет постепенная потеря рынков продукции, производимой на территории Алтайского края. Это связано с тем, что удержание и расширение рынков, особенно внешних, требует активной переговорной и лоббистской политики, часто на уровне руководства края, направленной на формирование, поддержку и защиту региональных брендов, а также на помощь в продвижении продукции, производимой на территории края.

Ограничениями в данном сценарии являются тарифы на услуги естественных монополий (снижающие конкурентные преимущества), системы управления и подготовки кадров (снижающие эффективность деятельности хозяйствующих субъектов и производительность труда), устаревшая на предприятиях многих секторов экономики материально-техническая база.

Ожидаемые результаты реализации данного сценария. Динамика роста по мере повышения использования имеющихся резервов постепенно будет ослабе­вать, так как не будет сопровождаться активной позицией бизнеса в повышении конкурентоспособности компаний, их способности эф­фективно продвигать свою продукцию на российский и зарубежный рынки.

Данный сценарий не позволит решить стратегические задачи в области со­циального развития. Его реализация будет сопровождаться усилением экономической диффе­ренциации населения, замедлением процессов модернизации социальной инфра­структуры.

Инвестиционный сценарий

Инвестиционный сценарийпредусматривает активизацию деятельности по привлечению в Алтайский край инвестиций, направляемых на развитие транспорт­ной инфраструктуры, модернизацию и интенсивное развитие объектов энергетики, институциональные преобразования и реализацию приоритетных нацио­нальных проектов. Наращивание инновационной активности предполагается только в энергетике, топливных и сырьевых отраслях (металлургия, химия), связанных с ними машиностроительных производствах. Вместе с тем высокотехнологичные сек­тора экономики будут характеризоваться низким уровнем инновационной активности, разви­ваться в инерционном режиме, характеризующимся снижением их конкурентоспособ­ности.

Этот вариант потребует повышения объема государственных капиталовло­жений, значительной поддержки из федерального бюджета. Развитие Алтайского края в этом случае ставится в прямую зависимость от их постоянного и гарантиро­ванного притока. Соответственно, основной угрозой данного сценария будет риск снижения уровня государственных капиталовложений, в том числе поддержки из федерального бюджета, в результате чего произойдет сближение с инерционным сценарием развития.

Ограничения в данном сценарии – те же, что и в инерционном сценарии, однако они проявляются в более мягкой форме, причем чем выше реальный объем государственных капиталовложений, тем ниже уровень ограничений.

Ожидаемые результаты реализации данного сценария. Реализация дан­ного сценария будет способствовать увеличению доходов бюджета, существенному повышению инвестиционной привлекательности Алтайского края за счет реализа­ции инфраструктурных проектов. При этом недостаточно динамично будет повы­шаться качество человеческого капитала и формирование среднего класса в крае.

Инновационно-активный сценарий

Инновационно-активный сценарий предполагает значительно более высо­кую, чем в первых двух вариантах, интенсивность структурных сдвигов в эконо­мике и инновационную активность. Возможность существенного ускорения экономического роста потребует более динамичного развития обрабатывающих высокотехнологичных секторов экономики и экономики знаний, создания новой, более эффективной технологиче­ской базы, которая бы позволила в последующем осуществить технологический прорыв в ведущих видах деятельности и секторах услуг, что обеспечит устойчивый рост производительности труда во всех отраслях экономики, развитие конкуренто­способных территориально-производственных кластеров и, как следствие, существенные сдвиги в достижении новых стандартов жизни населения.

Инновационно-активныйсценарий характеризуется тем, что стратегические направления развиваются темпами в 2-3 раза выше существующих, при этом обеспечивается приход в регион крупных трансрегиональных и транснациональных компаний, включенность отраслей края в крупные макрорегиональные проекты и участие в их реализации. Прежде всего речь идет:

о привлечении крупных инвесторов в АПК с целью проведения ускоренной модернизации материально-технической базы и стандартизации продукции для её продвижения в трансрегиональные торговые сети;

о привлечении международных партнеров в области туризма и гостиничного бизнеса с целью формирования международного туристического потока, а также приближение условий пребывания на территории края к уровню мировых стандартов (в том числе в области профессионального обслуживания);

о построении системы эффективного использования земельно-имущественного комплекса как основного механизма повышения инвестиционной привлекательности края;

о создании системы подготовки управленческих кадров международного уровня.

Модель инновационно-активного развития Алтайского края концентрирует в себе подходы, базирующиеся наиспользованииинтеллектуального потенциала и активной позиции граждан, основным производственным ресурсом являются знания и технологии.

Ограничения и риски данного сценария связаны с возможными отклонениями от прогнозных оценок развития ключевых по отношению к приоритетным отраслям мировых рынков.

Ожидаемые результаты реализации данного сценария.Данный сценарий позволит выйти на более высокие темпы экономического роста, чем предыдущие. Успех экономического роста будет определяться как применением программно-стратегического подхода к развитию ведущих секторов экономики, так и модернизацией традиционных секторов под воздействием конкуренции и частных стратегий корпораций.

Интенсивность структурных сдвигов означает создание уже в ближайшие годы нового, более мощного «локомотива» экономического роста на базе обрабатывающих произ­водств и сектора высокотехнологичных наукоемких услуг.

Динамичный рост экономики в рамках реализации инновационно-активного сценария будет способствовать формированию и активизации в Алтайском крае многочис­ленного среднего класса, ускоренному развитию сектора малого и среднего биз­неса, механизмов венчурного финансирования, внедрению новых наукоемких тех­нологий, обеспечивающих резкий рост производительности труда на вновь вводи­мых основных фондах. При этом максимально эффективно должен использоваться научно-технический «задел», который формируется в крае.

Этот сценарий является наиболее предпочтительным и потому выбран в на­стоящей стратегии в качестве целевого сценария развития, так как предполагает выход экономики на траекторию динамичного экономического роста при активных действиях органов исполнительной власти и бизнеса по превращению края в доста­точно привлекательную для инвестиций и ведения бизнеса территорию России, ук­реплению позиций Алтайского края на российском и зарубежных рынках при расширении его интеграции в мировую экономику.

Содержание сценариев социально-экономического развития Алтайского края в свою очередь определяет возможности развития экономики края (рис. 3).

Управление ресурсами и производством может варьироваться от «внешнего», когда центры принятия решений находятся вне субъекта Российской Федерации, до «субъектного», когда все решения по значимым вопросам принимаются исключительно администрацией субъекта Российской Федерации (фактически речь идет о ресурсах и мощностях, принадлежащих субъекту Российской Федерации). Близким к положению «субъектного» управления является ситуация, когда руководство компании, владеющей ресурсами или производственными мощностями, но формально не принадлежащей субъекту Российской Федерации или представителям его администрации, принимает решения, максимально выгодные администрации субъекта Российской Федерации.

Ориентация на потребителей может варьироваться от локальной, когда подавляющая часть производимых товаров и услуг предназначена для жителей региона, до экспансии, когда значительная часть потребителей постоянно проживает вне территории субъекта Российской Федерации.

Качественный уровень основных секторов экономики может варьироваться от сырьевого, когда располагающиеся на территории региона отрасли ограничены только добычей и, возможно, первичной обработкой сырья, до инновационного, когда значительная часть ВРП региона поступает от отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Рис. 3. Возможности развития экономики края

В данной схеме отображены наиболее значимые для Алтайского края отрасли экономики, положение которых будет меняться в зависимости от рассматриваемых ниже сценариев. Коротко состояние отраслей можно описать следующим образом:

● – фармацевтическая отрасль – инновационная, в большей степени ориентированная на внешние рынки, практически полностью находится в частном, внешнем управлении, имеет высокий потенциал роста;

● – предприятия оборонно-промышленного комплекса – имеют огромный инновационный потенциал, управляются федеральными структурами (в том числе и в вопросах распространения продукции), потенциал роста зависит от положения предприятия внутри военно-промышленного холдинга (интегрированной структуры);

● – отрасль машиностроения (кроме вагоностроения) – инновационная, ориентированная на внешние рынки, поддерживаемая Администрацией края; потенциал роста ограниченный в связи со слабой дистрибьюторской и обслуживающей сетями, слабой конкуренцией с международными брендами, значительной транспортной составляющей в стоимости продукции;

● – агропромышленный комплекс (не включает в себя сельскохозяйственное машиностроение), ориентированный как на работу с сырьем, так и на переработку; по ряду позиций ориентированный на внешние рынки, по ряду – на краевые; характеризуется устаревшей материально-технической базой, однако имеет научно-исследовательскую базу; находится в частной собственности, поддерживается Администрацией края через программы развития АПК; имеет значительный потенциал роста;

● – туристическая отрасль – развивается в основном за счет эксплуатации природных ресурсов, слабо инновационна с точки зрения технологий работы с туристским ресурсом территории и туристическим потоком; ориентирована на жителей края и ряда соседних субъектов Российской Федерации; развивается хаотично, но, не имея крупного «внешнего игрока», является зависящей от Администрации края; имеет существенный потенциал развития, усиливающийся планами по формированию на территории края двух зон: туристско-рекреационной и игорной;

● – производство железнодорожных вагонов выделяется отдельно, так как имеет высокий потенциал роста за счет прогнозов общемирового увеличения вагонного парка, а также перспектив развития Сибири и Дальнего Востока (в том числе увеличение количества железнодорожных перевозок); является инновационным, находится во внешнем управлении, однако имеет рабочие контакты с Администрацией края.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1477; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.205.167.104 (0.012 с.)