Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проектная составляющая деятельности международного трансграничного сообщества – Международный координационный совет

Поиск

Международное трансграничное сообщество – это наиболее полно разработанная (и активно применяемая) форма институционализации регионального сотрудничества приграничных территорий сопредельных стран. Часто международные трансграничные сообщества именуют «еврорегионами», что обусловлено историческими корнями этой институциональной формы.

Ключевыми понятиями данной концепции трансграничного сотрудничества являются “регионализация” и “институционализация”.

Регионализация в данном случае подразумевает четкое выделение границ единых норм взаимодействия и сотрудничества, которые распространяются поверх существующих границ.

Институционализация требует формирования и развития институтов, которые обеспечивают «единое поле» сотрудничества.

Исторически выработались принципы, при опоре на которые создание такого международного трансграничного сообщества может быть эффективным:

принцип частно-государственного партнерства, который подразумевает, что для эффективного развития требуется не только и не столько участие государственных органов сопредельных государств, сколько активность предпринимательских структур, поддержанная государственными органами;

принцип субсидиарности – делегирование полномочий тому уровню исполнительной власти, где эти полномочия могут выполняться наиболее эффективно;

принцип совместного финансирования – ни одна из сторон не должна брать на себя всю полноту финансового обеспечения реализации совместных проектов, каким бы различным в уровне экономического развития ни был состав участников;

принцип проектного управления – совместная деятельность в регионе формируется и управляется в соответствии с реализацией проектов.

Как показывают оценки эффективности функционирования еврорегионов, они приносят территории реальные дивиденды, только если ориентированы на проектную деятельность (совместные проекты) и имеют инструмент финансирования совместных проектов.

Чтобы усилить экономическую составляющую сотрудничества, целесообразно организовать работу штаб-квартиры МКС ШОС в г. Барнауле и придать ей также функцию координации деятельности Центров приграничного сотрудничества, работающих в государствах-участниках ШОС. Данный институт выступит одним из тех инструментов, которые позволят консолидировать ресурсы для совместной международной межрегиональной деятельности ШОС, а также послужит активизации торговых международных связей Алтайского края с привлечением ресурсов участников ШОС.

Направления проектной деятельности должны исходить из общестратегических задач, которые определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и данной стратегией. При этом приоритеты проектной деятельности должны соответствовать тем направлениям, которые дают наибольший эффект при их реализации в рамках трансграничного международного сообщества.

Алтайский центр содействия приграничному сотрудничеству на границе Алтайского края и Восточно-Казахстанской области (далее – «Центр»).

Цели создания:

- активизация участия Алтайского края в международном экономическом сотрудничестве путем создания совместно с Казахстанской стороной транспортного приграничного коридора по обслуживанию товарного потока, пересекающего российско-казахстанскую границу;

- подключение к евроазиатскому транспортному рынку инфраструктуры Алтайского края как составной части восточной ветки маршрутов, обеспечивающих дополнительный канал для товаропотоков в направлении север-юг/юг-север через территорию Российской Федерации. Включение объектов транспортной и сервисной инфраструктуры Центра в систему перевозок внешнеторговых грузов;

- участие Центра в реализации экономической политики Российской Федерации;

- ускорение развития российско-казахстанского торгово-экономического приграничного сотрудничества;

- развитие производственной и непроизводственной сфер, связанных с приграничной транспортной инфраструктурой. Создание современной технологической транспортной и жилищно-коммунальной инфраструктуры (высокотехнологичных терминалов по переработке грузов, офисных и жилых комплексов, модернизованной системы жилищно-коммунального хозяйства, дорожной сети и т.д.), новых рабочих мест и формирование дополнительных источников пополнения бюджета.

Координация интересов российских заинтересованных сторон:

Реализация экономической политики России через механизм таможенного регулирования позволит в рамках действующего законодательства органично увязать интересы Центра, Администрации Алтайского края, других Субъектов по ускорению экономического и социального развития с задачами обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Центр выступит как инструмент оптимизации функционирования транспортных маршрутов и ускорения продвижения товарных потоков, соединяющих уральский экономический регион и Сибирь с государствами БСА. Кроме того, он будет способствовать развитию конкурентной среды оказания транспортных услуг, что в стратегической перспективе приведет к совершенствованию транспортного обеспечения направления БСА – Европа.

Все эти цели дополнят друг друга в рамках решения общей задачи – оптимизации маршрутов и товарной номенклатуры транзитного грузопотока, увеличению товарооборота.

Место дислокации: г. Рубцовск (приблизительно 29 км от границы). Транспортный узел, к которому подходят железнодорожные транспортные магистрали (Турксиб и из Усть-Каменогорска) и автотрасса из Казахстана, проводящие грузопотоки в направлении юг-север. Транспортные маршруты в северном направлении идут только по территории Российской Федерации, что обеспечивает высокие гарантии эффективности таможенной очистки товаров.

Формат: транспортно-логистический, сервисный и информационно-выставочный центр – площадка международного экономического сотрудничества.

Юрисдикция:

- обустройство и функционирование Центра – в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- выделение (аренда) земельных участков для создания и функционирования Центра осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Механизмы нормативного регулирования деятельности Центра:

- в части таможенной деятельности - выполнение нормативно-распорядительных документов Государственного таможенного комитета Российской Федерации с целью реализации экономической политики и обеспечения экономических интересов Российской Федерации;

- в части организационно-распорядительного обеспечения текущего функционирования – в соответствии с требованиями федерального, регионального законодательства, нормативно-правовых актов органов местного самоуправления.

Виды деятельности Центра:

глубокая переработка и сортировка грузов,

торгово-ярмарочная, выставочная деятельность,

оказание транспортных и складских услуг,

предоставление услуг сервисной инфраструктуры (гостиницы, АЗС, СТО, банкоматы, связь, электронные расчеты и т.д.),

торговля и услуги в области торговли,

услуги связи и информационного сопровождения,

услуги в области технологического сотрудничества и консультирования,

реализация инвестиционных проектов в части профильной деятельности.

Форма собственности – ОАО с участием органов государственной власти и управления (контрольный/блокирующий пакет акций у органов государственной власти).

Перспектива развития:

Предложение по созданию Центра связано с необходимостью обслуживать транзитный грузопоток, предоставляя широкий спектр транспортных и сопровождающих услуг.

Совмещение рынков и транспортных систем север-юг, их соответствующее обслуживание и информационное сопровождение будет востребовано в долгосрочной перспективе.

По мере дальнейшего экономического развития БСА грузопотоки будут по нарастающей формироваться всеми странами Региона по маршруту север-юг.

Производственная значимость:

- концентрация в Центре жизненно важных структур, связанных с международным и приграничным сотрудничеством: бизнес-центр, информационный центр, выставочный центр, сервисный центр, электронно-торговый центр, центр переработки и транспортно-логистический центр;

- обеспечение привлекательности Центра за счет преференциальных режимов в рамках экономической политики Российской Федерации и на основании решений Правительства Российской Федерации и его органов;

- сокращение сроков доставки, повышение качества обработки (консолидация, упаковка, маркировка и т.д.) грузов и мультимодальности перевозок.

Ожидаемые предварительные результаты:

1. Реализация индустриально-инновационной политики в сфере развития транспортной инфраструктуры.

2. Создание евро-азиатского полноценного сегмента международного экономического пространства, усиливающего экономическое влияние России.

3. Полноценная реализация транзитного потенциала Алтайского края.

4. Оптимизация условий увеличения оборачиваемости товарно-денежных потоков, стимулирование выпуска конкурентоспособной продукции предприятиями Алтайского края и России в целом.

5. Высокая привлекательность проекта для вложения частного капитала на принципах государственно-частного партнерства. Формирование нового источника налоговых поступлений.

6. Возможность получения в стратегической перспективе кумулятивного эффекта для развития экономики Алтайского края от системной реализации данного проекта.

Направления торгово-экономического сотрудничества

Алтайский край в силу своего геополитического положения связан внешнеэкономическими отношениями преимущественно со странами Центральной, Средней и Восточной Азии.

По сравнению с 1991 годом в 2006 году объем экспорта в крае вырос ориентировочно на 20%, при этом с учетом общего падения физических объемов производства в крае рост экспорта является значительно более существенным (рис.8).

Рис. 8 Динамика экспорта и импорта Алтайского края за 1991-2006 гг.

Следует отметить, что за первое полугодие 2007 г. внешнеторговый оборот Алтайского края увеличился примерно в 1,5 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года и составил 566 млн. долларов. При этом объем экспортных поставок увеличился на 75% от прошлогоднего показателя, а импорт вырос на 7%. Положительное сальдо внешней торговли края составило 281,4 млн. долларов. Стоимостные объемы экспорта превышают стоимостные объемы импорта в 3 раза (в I полугодии 2006 г. это отношение составляло 1,8 раза).

Основной статьей экспорта в 2006 г. являлась древесина и изделия из нее, кокс, машины и оборудование, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, продукция химической промышленности. Резкое снижение поставок кокса на экспорт (в 2,9 раза в сравнении с 2005 г.) привело к общему снижению объема экспортных поставок примерно на 20% к уровню предшествующего года. Приняв во внимание, что на объем и структуру внешнеторговой деятельности существенное влияние способны оказать внешнеторговые контракты одного предприятия (ОАО «Алтай-кокс»), следует сделать вывод, что экспорт региональной продукции централизован и слабо диверсифицирован. Экспортерами являются лишь некоторые крупные алтайские предприятия: ОАО «Алтай-кокс», ОАО «Алтайвагон», ПК «Сибэнергомаш», ЗАО «АЗПИ», ряд предприятий деревообрабатывающей, пищевой и перерабатывающей промышленности.

Основными торговыми партнерами Алтайского края являются страны – члены ШОС, а также Украина. На страны ШОС (Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан, Китай) приходится 67,6% внешнеторгового товарооборота Алтайского края, на Украину – 8,7%.

Главным торговым партнером Алтайского края является Казахстан (42,3%). За ним с большим отрывом идут Узбекистан (14,3%), Украина (8,7%), Таджикистан (4,6%), Китай (4,3%).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 251; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.117.122 (0.009 с.)