Анализ текущего социально-экономического состояния Алтайского края 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ текущего социально-экономического состояния Алтайского края



Таблица 1

Основные показатели развития Алтайского края, Сибирского федерального округа и Российской Федерации в 2006 году

Показатель Российская Федерация Сибирский федеральный округ Алтайский край
ВРП на душу населения 189 тыс. руб. - 64,8 тыс. руб.
объем инвестиций в основной капитал на душу населения 32 тыс. руб. 22,5 тыс. руб. 11 тыс. руб.
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и оказанных услуг на душу населения 110 тыс. руб. 95 тыс. руб. 46 тыс. руб.
объем сельскохозяйственного производства на душу населения 11,4 тыс. руб. 12,1 тыс. руб. 19,3 тыс. руб.
объем розничного товарооборота на душу населения 60,5 тыс. руб. 51 тыс. руб. 42 тыс. руб.
объем платных услуг на душу населения 19,6 тыс. руб. - 11 тыс. руб.
средняя заработная плата 10634 руб. 9878 руб. 6147 руб.

 

Недостаточен уровень общественной производительности труда. При удельном весе населения края в Российской Федерации в 1,8% его ВРП составляет лишь 0,6%, объем отгруженных товаров собственного производства (выполненных работ, оказанныхуслуг) – 0,7%, объем платных услуг населению – 0,97%, ввод в эксплуатацию жилых домов – 0,9%, объем грузооборота – 0,98%. Объемы промышленного производства и платных услуг на душу населения в крае существенно ниже, чем в среднем по Российской Федерации и по Сибирскому федеральному округу.

Существуют проблемы в инвестиционной сфере, низок уровень капитализации бизнеса и уровень инновационности развития экономики. Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров составляет в целом по краю около 5%. В то же время в последние годы в этой области наметился перелом негативных тенденций. В ноябре 2005 года город Бийск получил статус наукограда Российской Федерации. Доля наукоемкой продукции в общем объеме продукции, производимой промышленным комплексом города, превысила 60%. Это позитивным образом сказалось и на показателях развития края в целом. По данным «Эксперт-РА» за 2006 год по уровню инвестиционного потенциала край занял 26-е место, что на 2 позиции выше, чем в 2005 году.

Существенным ограничением для развития является энергозависимость края. В нем вырабатывается только 56% необходимой электрической энергии. Недостающая электроэнергия поступает с федерального оптового рынка энергетических мощностей. Практически 100% используемых первичных энергоресурсов край получает из источников, находящихся в ведении других субъектов Российской Федерации. Основным сырьем для производства тепло- и электроэнергии в краеслужат угли Канско-Ачинского и Кемеровского угольных бассейнов.

Уровень газификации составляет 4% (в городах - 6%, на селе – 2%), что намного ниже среднероссийского показателя (70,1%) и показателя по Сибирскому федеральному округу (34,8%). В настоящее время активная реализация проектов по газификации способна существенно улучшить эти показатели.

Низкая эффективность экономики края является основной причиной сравнительно невысокого уровня заработной платы, который ниже среднероссийского в 1,7 раза (в 2006 году соответственно 6 147 и 10 634 рубля), что стимулирует миграционный отток наиболее активно настроенной и квалифицированной части населения края. С 2001 года миграционный приток сменился на ежегодный миграционный отток в 6-8 тыс. человек. В 2006 году отрицательный баланс миграции составил уже более 7 тыс. человек. Основные направления миграционного оттока – территории Центрального и Сибирского федеральных округов.

Эффективность основных экономических процессов в крае порождает значительное уменьшение налогооблагаемой базы. Уровень налоговых и неналоговых доходов почти на 50% не обеспечивает текущие бюджетные расходы и, тем более, уровень расходов, способный сформировать конкурентоспособную среду для развития общества и экономики края. В частности, нехватка бюджетных средств является причиной недофинансирования сферы жилищно-коммунального хозяйства, где степень изношенности основных фондов составляет более 58%. В результате перерасходуются ресурсы, остается высокой себестоимость услуг, большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства убыточны. Отрасль имеет низкую привлекательность для инвесторов.

Негативные тенденции в экономике способствуют «замораживанию» наиболее острых проблем в социальной сфере.

Не удается остановить сокращение населения края. Продолжается сокращение продолжительности жизни. В 2006 году смертность населения превосходила уровень рождаемости в 1,5 раза. Естественная убыль и смертность населения (в расчете на 1000 человек населения) превышают средний уровень по России и являются одними из самых высоких в Сибирском федеральном округе. Так, по коэффициенту естественного прироста населения край занимает 15-е место из 16 регионов Сибирского федерального округа.

Уровень заболеваемости в крае как в целом, так и по основным классам болезней значительно выше, чем по России и Сибирскому федеральному округу. Первичная заболеваемость в крае на 1 тыс. чел. повысилась с 1995 года по 2005 год на 31,3% и составила 974,5 человек (в Российской Федерации и Сибирском федеральном округе соответственно – 745,9 и 777,0 человек).

Одной из причин сложной демографической ситуации, низкой рождаемости, миграционного оттока является недостаточный уровень доходов населения. Среднедушевой денежный доход составляет 62% от среднероссийского уровня. По этому показателю край занимает лишь 13-е место из 16 регионов Сибирского федерального округа. Не только сохраняется, но и возрастает дифференциация населения по уровню доходов. Соотношение доходов 10% наиболее обеспеченных жителей к 10% наименее обеспеченных составило 11,9 раз против 10,7 в 2000 году. Вместе с тем эти показатели ниже, чем в целом по России – 15,3% и 13,9% соответственно.

Не соответствует современным требованиям уровень оснащенности высших и средних специальных учебных заведений современным оборудованием и технологиями, предназначенными для использования в учебном процессе.

Дефицит финансовых ресурсов является причиной неблагоприятных тенденций в сфере культуры. Доля внебюджетных поступлений на реализацию культурных проектов в настоящее время не превышает 1%. В результате основная часть инфраструктуры сферы культуры, ее основных фондов (до 80%) находится в неудовлетворительном состоянии.

 

Оценка социально-экономического потенциала развития Алтайского края

Перспективы развития края тесно связаны с возможностями использования имеющегося потенциала развития.

 

Оценка сегментов рынка, рассматриваемых как потенциальные для создания кластеров

Сегмент рынка Потенциал развития Международная и региональная конкурентоспособность Объем необходимых инвестиций Готовность к созданию кластеров
Сельское хозяйство и переработка очень привлекательный средняя значительный готов
Фармацевтическое производство очень привлекательный высокая средний готов
Лесопереработка привлекательный высокая очень значительный очень низкая готовность
Машиностроение привлекательный низкая очень значительный низкая готовность
Туризм привлекательный средняя средний средняя готовность

 

В качестве потенциально эффективных и конкурентоспособных кластеров можно выделить:

группу агропромышленных кластеров;

биофармацевтический кластер;

туристический кластер.

Все указанные кластеры обладают значительным потенциалом развития, привлекательными инвестиционными и рыночными перспективами.

 

Стратегический анализ развития края

 

Социальные проблемы

1. Неблагоприятная демографическая ситуация, характеризующаяся постоянным сокращением численности населения вследствие естественной и миграционной убыли, сокращением удельного веса молодежи, старением населения, миграционным оттоком его наиболее дееспособной части, высокой смертностью и низкой продолжительностью жизни.

Эта проблема может привести к резкому сужению возможностей развития края, так как наличие человеческих ресурсов, человеческого капитала является главным условием реализации любых значимых изменений.

2. Низкий уровень доходов населения. Значительная часть трудоспособного населения имеет уровень доходов ниже прожиточного минимума.

3. Высокий уровень дифференциации доходов и заработной платы населения по видам экономической деятельности, социальным группам и в территориальном разрезе.

4. Низкая социальная ответственность значительной части работодателей в области улучшения условий и оплаты труда.

5. Высокий уровень безработицы. Безработица сельского населения (в 1,7 раза выше, чем в среднем по краю).

6. Дефицит квалифицированных рабочих кадров. Отток молодых квалифицированных кадров, снижение качества трудовых ресурсов.

7. Недостаточно конкурентоспособная и комфортная для населения социальная среда:

необеспеченность широкой доступности и достаточного уровня основных социальных благ, прежде всего, благоустроенного жилья, качественного образования, медицинского и социального обслуживания;

отсутствие для большинства населения отчетливых и понятных перспектив роста материального благосостояния, создания собственного бизнеса, профессиональной карьеры, реализации образовательных и культурных потребностей.

8. Дисбаланс между потребностями населения и средствами, выделяемыми органами власти на развитие учреждений культурно-досуговой и творческой деятельности.

9. Несоответствие материальной базы и учреждений физической культуры и спорта потребностям населения в целях развития массовой спортивно-оздоровительной деятельности.

4.2. Экономические проблемы и инфраструктурные органичения

1.Недостаточно эффективная экономика края:

1.1. низкая конкурентоспособность выпускаемой продукции, являющаяся следствием старения и высокой степени износа основных производственных фондов;

1.2. недостаточная эффективность хозяйственной деятельности базовых секторов экономики – промышленности и сельского хозяйства, низкая рентабельность, высокие производственные издержки, низкий уровень инновационности производства, недостаток новых технологий и продуктов, низкая производительность труда и продуктивность сельскохозяйственных угодий, низкий уровень технической вооруженности в сельском хозяйстве, упадок отрасли сельскохозяйственного машиностроения. Большое количество убыточных предприятий;

1.3. недостаточные инвестиции в основной капитал. Высокая степень физического и морального износа машин и оборудования в реальном секторе экономики. Физический износ составляет: в добывающем секторе – 60,4%, в обрабатывающих производствах – 45,5%, в производстве электроэнергии, газа и воды – 62,4%.

2. Высокая дотационность бюджета (более 40%), ограничивающая бюджетное участие края в развитии производственной и социальной инфраструктуры, в софинансировании федеральных программ, недостаточность финансовых средств для покрытия реального дефицита бюджета.

3. Несовершенство земельных отношений и земельного рынка, приведшее к дроблению крупных пахотных площадей и образованию мелких сельскохозяйственных предприятий, что в конечном итоге привело к нарушению научно обоснованной системы земледелия. Низкая продуктивность пашни и, как следствие, высокая себестоимость сельхозпродукции, не обеспечивающая её конкурентоспособность на рынке.

4. Отсутствие политики повышения уровня капитализации бизнеса, производственных и земельных активов, экономики края в целом.

5. Неразвитость инфраструктуры механизмов поддержки инновационных проектов, низкий уровень коммерциализации научно-исследовательских разработок и их выхода на российский и международный рынки, низкий уровень развития малого инновационного бизнеса. Низкий уровень инновационной активности предприятий в целом по краю (доля инновационной продукции в общем объеме отгруженных товаров составляет около 5%).

В целом существующий потенциал Алтайского края способен решить стоящие перед краем проблемы и обеспечить качественный прорыв в развитии. Это подтверждается анализом возможных сценариев социально-экономического развития Алтайского края.

 

Инерционный сценарий

Инерционныйсценарий предполагает реализацию начатых масштабных проектов, при этом новые масштабные проекты не инициируются, не происходит активное импортозамещение потребительских товаров, а также материалов и комплектующих. Из-за неконкурентоспособности отечественных товаров будет повышаться доля импорта в удовлетворении инвестиционного и потребительского спроса. При этом формирующиеся условия будут способствовать развитию агропромышленного комплекса (в частности, путем модернизации материально-технической и производственной базы, развития перерабатывающей сферы и пищевого производства) и туристической индустрии. Будет наблюдаться устойчивый (на среднероссийском уровне) рост основных показателей экономического развития, повышение качества жизни населения. Вероятным будет уменьшение федеральных дотаций.

Основной угрозой данного сценария будет постепенная потеря рынков продукции, производимой на территории Алтайского края. Это связано с тем, что удержание и расширение рынков, особенно внешних, требует активной переговорной и лоббистской политики, часто на уровне руководства края, направленной на формирование, поддержку и защиту региональных брендов, а также на помощь в продвижении продукции, производимой на территории края.

Ограничениями в данном сценарии являются тарифы на услуги естественных монополий (снижающие конкурентные преимущества), системы управления и подготовки кадров (снижающие эффективность деятельности хозяйствующих субъектов и производительность труда), устаревшая на предприятиях многих секторов экономики материально-техническая база.

Ожидаемые результаты реализации данного сценария. Динамика роста по мере повышения использования имеющихся резервов постепенно будет ослабе­вать, так как не будет сопровождаться активной позицией бизнеса в повышении конкурентоспособности компаний, их способности эф­фективно продвигать свою продукцию на российский и зарубежный рынки.

Данный сценарий не позволит решить стратегические задачи в области со­циального развития. Его реализация будет сопровождаться усилением экономической диффе­ренциации населения, замедлением процессов модернизации социальной инфра­структуры.

Инвестиционный сценарий

Инвестиционный сценарийпредусматривает активизацию деятельности по привлечению в Алтайский край инвестиций, направляемых на развитие транспорт­ной инфраструктуры, модернизацию и интенсивное развитие объектов энергетики, институциональные преобразования и реализацию приоритетных нацио­нальных проектов. Наращивание инновационной активности предполагается только в энергетике, топливных и сырьевых отраслях (металлургия, химия), связанных с ними машиностроительных производствах. Вместе с тем высокотехнологичные сек­тора экономики будут характеризоваться низким уровнем инновационной активности, разви­ваться в инерционном режиме, характеризующимся снижением их конкурентоспособ­ности.

Этот вариант потребует повышения объема государственных капиталовло­жений, значительной поддержки из федерального бюджета. Развитие Алтайского края в этом случае ставится в прямую зависимость от их постоянного и гарантиро­ванного притока. Соответственно, основной угрозой данного сценария будет риск снижения уровня государственных капиталовложений, в том числе поддержки из федерального бюджета, в результате чего произойдет сближение с инерционным сценарием развития.

Ограничения в данном сценарии – те же, что и в инерционном сценарии, однако они проявляются в более мягкой форме, причем чем выше реальный объем государственных капиталовложений, тем ниже уровень ограничений.

Ожидаемые результаты реализации данного сценария. Реализация дан­ного сценария будет способствовать увеличению доходов бюджета, существенному повышению инвестиционной привлекательности Алтайского края за счет реализа­ции инфраструктурных проектов. При этом недостаточно динамично будет повы­шаться качество человеческого капитала и формирование среднего класса в крае.

Инновационно-активный сценарий

Инновационно-активный сценарий предполагает значительно более высо­кую, чем в первых двух вариантах, интенсивность структурных сдвигов в эконо­мике и инновационную активность. Возможность существенного ускорения экономического роста потребует более динамичного развития обрабатывающих высокотехнологичных секторов экономики и экономики знаний, создания новой, более эффективной технологиче­ской базы, которая бы позволила в последующем осуществить технологический прорыв в ведущих видах деятельности и секторах услуг, что обеспечит устойчивый рост производительности труда во всех отраслях экономики, развитие конкуренто­способных территориально-производственных кластеров и, как следствие, существенные сдвиги в достижении новых стандартов жизни населения.

Инновационно-активныйсценарий характеризуется тем, что стратегические направления развиваются темпами в 2-3 раза выше существующих, при этом обеспечивается приход в регион крупных трансрегиональных и транснациональных компаний, включенность отраслей края в крупные макрорегиональные проекты и участие в их реализации. Прежде всего речь идет:

о привлечении крупных инвесторов в АПК с целью проведения ускоренной модернизации материально-технической базы и стандартизации продукции для её продвижения в трансрегиональные торговые сети;

о привлечении международных партнеров в области туризма и гостиничного бизнеса с целью формирования международного туристического потока, а также приближение условий пребывания на территории края к уровню мировых стандартов (в том числе в области профессионального обслуживания);

о построении системы эффективного использования земельно-имущественного комплекса как основного механизма повышения инвестиционной привлекательности края;

о создании системы подготовки управленческих кадров международного уровня.

Модель инновационно-активного развития Алтайского края концентрирует в себе подходы, базирующиеся наиспользованииинтеллектуального потенциала и активной позиции граждан, основным производственным ресурсом являются знания и технологии.

Ограничения и риски данного сценария связаны с возможными отклонениями от прогнозных оценок развития ключевых по отношению к приоритетным отраслям мировых рынков.

Ожидаемые результаты реализации данного сценария. Данный сценарий позволит выйти на более высокие темпы экономического роста, чем предыдущие. Успех экономического роста будет определяться как применением программно-стратегического подхода к развитию ведущих секторов экономики, так и модернизацией традиционных секторов под воздействием конкуренции и частных стратегий корпораций.

Интенсивность структурных сдвигов означает создание уже в ближайшие годы нового, более мощного «локомотива» экономического роста на базе обрабатывающих произ­водств и сектора высокотехнологичных наукоемких услуг.

Динамичный рост экономики в рамках реализации инновационно-активного сценария будет способствовать формированию и активизации в Алтайском крае многочис­ленного среднего класса, ускоренному развитию сектора малого и среднего биз­неса, механизмов венчурного финансирования, внедрению новых наукоемких тех­нологий, обеспечивающих резкий рост производительности труда на вновь вводи­мых основных фондах. При этом максимально эффективно должен использоваться научно-технический «задел», который формируется в крае.

Этот сценарий является наиболее предпочтительным и потому выбран в на­стоящей стратегии в качестве целевого сценария развития, так как предполагает выход экономики на траекторию динамичного экономического роста при активных действиях органов исполнительной власти и бизнеса по превращению края в доста­точно привлекательную для инвестиций и ведения бизнеса территорию России, ук­реплению позиций Алтайского края на российском и зарубежных рынках при расширении его интеграции в мировую экономику.

Содержание сценариев социально-экономического развития Алтайского края в свою очередь определяет возможности развития экономики края (рис. 3).

Управление ресурсами и производством может варьироваться от «внешнего», когда центры принятия решений находятся вне субъекта Российской Федерации, до «субъектного», когда все решения по значимым вопросам принимаются исключительно администрацией субъекта Российской Федерации (фактически речь идет о ресурсах и мощностях, принадлежащих субъекту Российской Федерации). Близким к положению «субъектного» управления является ситуация, когда руководство компании, владеющей ресурсами или производственными мощностями, но формально не принадлежащей субъекту Российской Федерации или представителям его администрации, принимает решения, максимально выгодные администрации субъекта Российской Федерации.

Ориентация на потребителей может варьироваться от локальной, когда подавляющая часть производимых товаров и услуг предназначена для жителей региона, до экспансии, когда значительная часть потребителей постоянно проживает вне территории субъекта Российской Федерации.

Качественный уровень основных секторов экономики может варьироваться от сырьевого, когда располагающиеся на территории региона отрасли ограничены только добычей и, возможно, первичной обработкой сырья, до инновационного, когда значительная часть ВРП региона поступает от отраслей, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Рис. 3. Возможности развития экономики края

В данной схеме отображены наиболее значимые для Алтайского края отрасли экономики, положение которых будет меняться в зависимости от рассматриваемых ниже сценариев. Коротко состояние отраслей можно описать следующим образом:

● – фармацевтическая отрасль – инновационная, в большей степени ориентированная на внешние рынки, практически полностью находится в частном, внешнем управлении, имеет высокий потенциал роста;

● – предприятия оборонно-промышленного комплекса – имеют огромный инновационный потенциал, управляются федеральными структурами (в том числе и в вопросах распространения продукции), потенциал роста зависит от положения предприятия внутри военно-промышленного холдинга (интегрированной структуры);

● – отрасль машиностроения (кроме вагоностроения) – инновационная, ориентированная на внешние рынки, поддерживаемая Администрацией края; потенциал роста ограниченный в связи со слабой дистрибьюторской и обслуживающей сетями, слабой конкуренцией с международными брендами, значительной транспортной составляющей в стоимости продукции;

● – агропромышленный комплекс (не включает в себя сельскохозяйственное машиностроение), ориентированный как на работу с сырьем, так и на переработку; по ряду позиций ориентированный на внешние рынки, по ряду – на краевые; характеризуется устаревшей материально-технической базой, однако имеет научно-исследовательскую базу; находится в частной собственности, поддерживается Администрацией края через программы развития АПК; имеет значительный потенциал роста;

● – туристическая отрасль – развивается в основном за счет эксплуатации природных ресурсов, слабо инновационна с точки зрения технологий работы с туристским ресурсом территории и туристическим потоком; ориентирована на жителей края и ряда соседних субъектов Российской Федерации; развивается хаотично, но, не имея крупного «внешнего игрока», является зависящей от Администрации края; имеет существенный потенциал развития, усиливающийся планами по формированию на территории края двух зон: туристско-рекреационной и игорной;

● – производство железнодорожных вагонов выделяется отдельно, так как имеет высокий потенциал роста за счет прогнозов общемирового увеличения вагонного парка, а также перспектив развития Сибири и Дальнего Востока (в том числе увеличение количества железнодорожных перевозок); является инновационным, находится во внешнем управлении, однако имеет рабочие контакты с Администрацией края.

 

К 2025 году Алтайский край должен стать глобальным центром здоровья, культуры и отдыха; регионом, обеспечивающим современные стандарты уровня и качества жизни, обладающим эффективным аграрно-промышленным и научно-инновационным комплексами.

Рис 3. Стратегическая схема туристического кластера Алтайского края

электро-энергия
водообес-печение
 
Строй-материалы
Инфра-структурные услуги


Аграрный комплекс

В период 2008-2025 годов развитие аграрного комплекса Алтайского края будут определять следующие основные тенденции.

1. Благоприятная рыночная конъюнктура.

Постоянный рост потребностей в зерне и продуктах его переработки в странах Центральной Азии (за исключением Казахстана, который полностью обеспечивает свои потребности), Индии, Бангладеша, стран Юго-Восточной Азии. Объемы зерна и продуктов его переработки, которые при выполнении определенных условий возможно экспортировать из края, по сути, будут ограничиваться только фактическими объемами его производства, а также наличием поставленной системы сбыта, то есть не внешними, а внутренними факторами.

Аналогичная ситуация прогнозируется на рынке мясных и молочных продуктов. Рост их потребления в мировых центрах, политика импортозамещения на внутренних рынках дает возможность существенного увеличения объемов сбыта этих продуктов. Основным условием реализации этого потенциала является обеспечение конкурентоспособности продукции по ценовым и качественным характеристикам, формирование эффективной системы сбыта.

2. Рост конкуренции среди сельскохозяйственных товаропроизводителей как на внутренних, так и на внешних рынках. Ужесточение требований со стороны потребителей к ценовым и качественным параметрам продукции.

Обеспечивать потребительские предпочтения смогут прежде всего эффективные сельскохозяйственные товаропроизводители. Конкурентоспособность аграрного производства все более будет определяться наличием современной технологической платформы, включающей как техническое оснащение, так и использование высокопродуктивных сортов и пород, интенсивных методов и приемов хозяйствования. Не менее важной составляющей конкурентоспособности будут эффективные методы организации бизнеса, прежде всего системы продвижения продукции на рынки сбыта и синергетической составляющей интеграционных производственных цепочек, обеспечивающих необходимый ассортимент и качество выпускаемой продукции.

3. Рост внутренней (отраслевой) и внешней (региональной) конкуренции человеческих, технологических, научных и инвестиционных ресурсов, способных обеспечить требуемые параметры конкурентоспособности.

Использование аграрным сектором Алтайского края (как и России в целом) конкурентных преимуществ во многом связано с реализацией аграрного потенциала в части интенсификации производства, экспорта зерна и других сельскохозяйственных продуктов, производства экологически чистых продуктов, импортозамещения на внутренних рынках продукции животноводства[4].

Стратегическими целями развития аграрного комплекса Алтайского края являются:

рост конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на основе роста производительности труда, увеличения эффективности сельскохозяйственного производства и ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

обустройство в соответствии с современными требованиями сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения как ключевого фактора ресурсного обеспечения стратегии развития;

сохранение и воспроизводство используемых в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов.

 

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие стратегические задачи:

Стратегическая задача 1: развитие растениеводства и животноводства на основе внедрения интенсивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур, использования высокоурожайных сортов и гибридов, развития племенной базы, повышения генетического потенциала сельскохозяйственных животных, обновления и модернизации основных фондов, укрепления кормовой базы.

Основу получения высоких и стабильных урожаев зерновых культур в перспективе составят своевременная качественная подготовка почвы, посев в лучшие сроки кондиционных семян районированных сортов, рациональное применение удобрений и средств защиты растений, своевременный уход за посевами и хорошо организованная уборка урожая.

Урожайность зерновых культур должна достигнуть к 2025 году стабильного уровня не менее 20 ц/га. Алтайский край должен выйти на устойчивое среднегодовое производство зерна 7 млн. тонн. Посевные площади под зерновые существенно не увеличатся и останутся на уровне 3,5-4 млн. га.

Основными элементами интенсификации земледелия станут:

развитие семеноводства и селекции;

увеличение использования удобрений до обоснованныхнорм. Внесение азотных удобрений составит ежегодно около 300 тыс. тонн в физическом весе;

широкое использованиебиологизации зернового производства с посевами азотфиксирующих бобовых трав и зернобобовых культур;

комплексная интегрированная защита посевов зерновых культур от вредных организмов.

Перспективным направлением зернопереработки является производство биоэтанола. В Алтайском крае есть все условия для становления этого нового сектора в российском сельском хозяйстве.

Наряду с производством зерна перспективными направлениями развития земледелия в Алтайском крае являются:

возделывание подсолнечника на маслосемена;

возделывание сахарной свеклы;

возделывание льна-долгунца;

возделывание рапса с целью производства биотоплива.

Ускоренное развитие животноводства – это важнейшее стратегическое направление в развитии сельского хозяйства края. Развитие животноводства будет способствовать не только увеличению инвестиционной привлекательности региона, но и интенсивному развитию перерабатывающих отраслей (особенно сыроварения, маслоделия, мясопереработки).

Стратегические направления развития животноводства Алтайского края:

повышение генетического потенциала сельскохозяйственных животных на основе племенной и селекционной работы;

повышение эффективности животноводства на основе технологического и технического совершенствования ферм;

развитие кормовой базы.

В результате поголовье крупного рогатого скота к 2025 году достигнет 1,5 млн. голов, свиней 800-900 тыс.голов, ежегодное производство скота и птицы на убой (в убойном весе) составит 370-400 тыс.тонн.

Приоритетные подотрасли животноводства Алтайского края:

1. крупнотоварное молочное скотоводство, развитие которого связано с улучшением племенной базы, увеличением поголовья скота, интенсификацией и техническим переоснащением производства, строительства, реконструкции и модернизации крупных животноводческих комплексов. Надои должны достигнуть к 2025 году уровня не менее 5800кг молока в среднем от одной коровы; валовое производство молока в крае увеличиться до 3,5 млн. тонн (с учетом численности молочного стада в 600 тыс. голов);

2. мясное животноводство (мясное скотоводство, мясное овцеводство, табунное коневодство).

Резервы развития находятся в увеличении поголовья скота и укреплении специализированных хозяйств, совершенствовании племенной базы;

3. свиноводство, основанное на улучшении племенной базы, как в крупных специализированных хозяйствах, так и за счет строительства новых свиноводческих комплексов с использованием современных промышленных технологий, технического переоснащения имеющихся производств.

Прогнозируется дальнейший рост инвестиционной привлекательности данной подотрасли из-за быстрой окупаемости вложенных инвестиций;

4. мясное птицеводство, прежде всего на основе строительства новых птицеводческих комплексов с использованием современных промышленных технологий, технического переоснащения имеющегося производства.

Одним из ключевых направлений развития аграрного комплекса станет развитие кормовой базы животноводства. К 2025 году на корм скоту и птице ежегодно будет направляться до 1,5 млн.тонн зерна. Кроме того, кормопроизводствов Алтайском крае будет основываться на последовательном увеличении видового и сортового разнообразия кормовых растений, создании сырьевых и зелёных конвейеров, обеспечении животноводства высокоэнергетическими кормами.

 

Стратегическая задача 2: обеспечение роста эффективности сельскохозяйственного производства за счет технического переоснащения, повышения производительности труда, использования современных технологий производства, создания зональных (региональных) технологий сельхозпроизводства.

К 2025 году потребуется рост производительности труда не менее чем в 3-3,5 раза. Вывод за счет этого сельскохозяйственного производства на требуемые объемы производства продукции и обеспечения её конкурентоспособности на рынках будет базироваться на основе широкого внедрения в аграрном комплексе техники нового поколения, механизированных технологий и форм организации использования машинных агрегатов как человеко-машинных систем.

В новом парке машин однооперационные агрегаты должны быть заменены многооперационными, универсально-комбинированными, способными адаптироваться к изменяющимся условиям производства сельскохозяйственной продукции за счет быстрой смены рабочих органов.

Важным направлением развития технологической базы сельскохозяйственного производства станет формирование эффективной системы сервисного обслуживания техники.

Для обеспечения эффективного сервиса на селе необходимо развивать предприятия по специализированному ремонту узлов и агрегатов, обеспеченных высокоточным оборудованием, оснасткой и квалифицированными кадрами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 645; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.09 с.)