Реализация стратегических целей и задач аграрного и промышленного комплексов Алтайского края невозможна без соответствующего уровня развития инфраструктурных отраслей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация стратегических целей и задач аграрного и промышленного комплексов Алтайского края невозможна без соответствующего уровня развития инфраструктурных отраслей.



 

Энергетика

Важнейшей составляющей обеспечения развития Алтайского края на долгосрочную перспективу является энергетика. Существующая энергетическая инфраструктура края в целом обеспечивает достигнутый уровень социально-экономического развития. В крае производится около 56% требуемой электроэнергии. Остальная часть поступает по перетокам из других регионов страны. Установленные генерирующие мощности составляют 1651,7 МВт. В постоянной работе задействованы около 840 МВт мощностей, около 480 МВт мощностей находятся в «горячем» резерве, 331,7 МВт – в «холодном», что соответствует действующим нормативам.

В крае более 2000 МВА сетевых мощностей, используемых для обеспечения перетоков из-за пределов Алтайской энергосистемы, из которых используется 850 МВА, 1150 МВА мощностей находятся в резерве, из них 650 МВА могут быть задействованы для энергоснабжения региона в нормальном режиме.

ТЭЦ и котельные края в 2006 году выработали для потребителей около 21 тыс. Гкал тепла. Причем мощности по выработке теплоэнергии используются далеко не полностью.

Одной из основных проблем развития края является не столько нехватка энергетических мощностей, сколько неравномерное распределение свободных мощностей по территории края. Кроме того, для энергетики края характерна высокая степень износа оборудования и недостаточно эффективное использование электроэнергии.

Степень износа основных производственных фондов энергетики составляет более 60% при приемлемом пороговом значении 30%. Потери электроэнергии в сетях достигают 14,7%, теплоэнергии – 16,3%. Электроемкость ВРП края почти вдвое превышает значение в среднем по Российской Федерации. Отношение суммы располагаемой мощности электростанций и пропускной способности межсистемных связей к максимальной электрической нагрузке потребителей составляет 167% при приемлемом пороговом значении в 220%.

Развитие энергетики края будет осуществляться за счет увеличения существующих мощностей, обновления основных производственных фондов энергетики, а также за счёт эффективного использования энергетических ресурсов.

Разработаны и находятся в стадии реализации программы ввода новых генерирующих и сетевых мощностей. На ТЭЦ-3 Барнаульского филиала ОАО «Кузбассэнерго» в 2011-2012 гг. запланирован ввод в эксплуатацию котла БКЗ-500-140, в 2012-2015 годах – ещё одного котла БКЗ-500-140 и турбины Т-175/210. Рассматривается возможность строительства маневренной парогазовой установки мощностью 300-400 МВт на территории Барнаульской ТЭЦ-3 вместо турбины Т-175/210.

В период до 2015 года будет также осуществлен ввод генерирующих мощностей газотурбинных станций в городе Барнауле (ГТ ТЭЦ-1, ГТ ТЭЦ-2, ГТ ТЭЦ-3), а также газопоршневая ТЭЦ в городе Белокурихе.

До 2015 года ввод новых генерирующих мощностей составит 299 МВт, общая установленная электрическая мощность электростанций превысит 1950,7 МВт.

Намечено значительное увеличение сетевых мощностей. Реконструкция ПС 220 кВ «Власиха» обеспечит ввод дополнительных мощностей в объёме 145 МВА, ПС 220 кВ «Чесноковская» - 140, ПС 220 кВ «Горняк» - 62, ПС 220 кВ «Троицкая» - 10 МВА.

С учетом необходимого технологического резерва к 2025 году энергосистема сможет обеспечить увеличение потребления электрической мощности в 1,9 раза за счет выработки на собственных ТЭЦ и перетоков из-за пределов края.

Реализация мероприятий, направленных на повышение эффективности использования энергоресурсов, позволит более чем на 25% сократить потери энергии в сетях, снизить энергоёмкость ВРП края к 2012 году до 19 кг условного топлива/тыс. руб., электроёмкость ВРП – до 0,06 кВтч на руб. и увеличить коэффициент использования среднегодовой установленной мощности основных ресурсоснабжающих организаций края до 0,5.

В целом по краю при нормативном соотношении прироста ВРП и прироста энергетических мощностей 0,3 указанные меры дадут возможность полностью обеспечить прогнозируемый прирост ВРП.

Наряду с этим необходимо отметить, что намеченные мероприятия позволят полностью решить задачу развития Барнаульского и Рубцовского энергоузлов. Однако реализация данных мероприятий не позволит в должной мере обеспечить развитие Бийского энергоузла (включающего энергосистему Республики Алтай) – на сегодняшний день самого проблематичного в Алтайской энергосистеме.

Развитие туристско-рекреационной особой экономической зоны и игорной зоны потребует дополнительных энергетических мощностей в объеме около 200 МВт или соответствующего эквивалента генерирующих мощностей. Прогнозируемое ускоренное развитие экономики г. Бийска также ограничивается состоянием энергетического хозяйства. Оптимальным решением этого вопроса на среднесрочную перспективу является строительство новой ВЛ 220 кВ в Бийском энергоузле, подстанции 220/110 кВ, а также отходящих воздушных линий к особым экономическим зонам и в Республику Алтай и соответствующих распределительных подстанций. Решение этой задачи в 2008 (проектирование) – 2010 (строительство и ввод в действие) годах является необходимым условием развертывания деятельности как особых экономических зон, так и всей туристско-рекреационной местности Алтайского края и Республики Алтай. В решении этого вопроса следует объединить усилия Администрации Алтайского края и правительства Республики Алтай, ОАО «РАО «ЕЭС России», Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, Министерства регионального развития Российской Федерации (Инвестиционного фонда).

Достаточно перспективным с точки зрения обеспечения развития и устойчивости энергосистемы Алтайского края является строительство КЭС с использованием угля Мунайского месторождения. Если доразведка запасов подтвердит наличие 300 и более миллионов тонн угля, целесообразно приступить к реализации соответствующего инвестиционного проекта с широким использованием механизмов частно-государственного партнерства.

 

Транспортная инфраструктура

Стратегической целью развития транспортной инфраструктуры края должно стать соответствие пространственному развитию экономики региона, обеспечение надежной связи населенных пунктов, поддержание грузопотоков, соответствие требуемому уровню мобильности населения.

Задачи развития транспортной инфраструктуры до 2025 года:

1. Социальные (обеспечение соответствия социальным стандартам обслуживания, зависимым от транспортной инфраструктуры):

своевременное оказание медицинской помощи больным, а также помощи при пожарах и чрезвычайных ситуациях за счет повышения скорости движения и улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автодорог;

повышение доступности среднего и среднего профессионального образования для населения (особенно актуально для сельской местности, где затруднена доставка школьников к местам учебы) за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автодорог;

обеспечение транспортной доступности жилых районов, в том числе доступности с помощью общественного транспорта за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автодорог, а также расширения системы общественного транспорта.

2. Экономические (обеспечение требований к транспортным системам, определяемым приоритетными направлениями развития Алтайского края):

повышение конкурентоспособности продукции алтайских предприятий за счет уменьшения транспортной составляющей в конечной цене продукции (ориентиром является доля транспортной составляющей в цене продукции развитых стран, составляющая не более 7-10%);

сокращение энергоемкости ВРП за счет снижения удельного потребления топлива на 10-15% из-за улучшения дорожных условий и сокращения перепробега автомобильного транспорта;

повышение качества транспортных путей сообщения, обеспечивающих комфортную доставку туристов в места отдыха (стандарт психологической комфортности длительности транспортировки от аэропорта до туристической базы – не более 2 часов пути);

обеспечение транспортной доступности новых разрабатываемых месторождений;

качественная транспортная развязка со странами Центральной Азии на южных направлениях, с Новосибирской и Кемеровской областями на северных направлениях (способная выдержать увеличение грузопотока в 2-3 раза).

В целом существующая транспортная сеть Алтайского края с точки зрения её структуры, открытости, плотности удовлетворяет современным потребностям края и задачам развития:

показатели плотности автомобильных и железнодорожных дорог в крае существенно выше как среднесибирских, так и среднероссийских показателей;

край связан транспортными коридорами с соседними регионами и имеет транспортные выходы на территорию сопредельного Казахстана;

качество ведущих автомагистралей приемлемое.

В то же время по своему техническому состоянию, пропускной способности, соответствию международным стандартам существующая транспортная инфраструктура Алтайского края требует модернизации.

В рамках задач развития транспортной инфраструктуры необходима реализация следующих проектов:

Автомобильные дороги

Необходима реконструкция (расширение) М-52 «Чуйский тракт» на перегоне от границы Новосибирской области до с. Тальменка под II техническую категорию, от Тальменки до Верх-Катунского под I техническую категорию; строительство обхода II очереди г. Бийска, реконструкция автомобильной дороги на перегоне от с. Верх-Катунского до границы с Республикой Алтай под II техническую категорию.

На автомобильной дороге А-349 Барнаул – Рубцовск до границы с Республикой Казахстан требуется реконструкция участка от Барнаула до Алейска под I категорию и строительство обхода г. Рубцовска, Веселоярска до границы с Казахстаном.

Направление дороги Каргат – Кочки – Камень-на-Оби и далее по автодороге Новосибирск – Камень-на-Оби – Барнаул рассмотрено как более прямой выход автодороги М-51 «Байкал» на М-52 «Чуйский тракт», минуя Новосибирск. Для обеспечения проезда по этому направлению необходимо предусмотреть прямой выход от с. Кочки Новосибирской области на с. Крутиха в Алтайском крае со строительством участка нового направления дороги 27 км и реконструкции 20 км существующего направления местной автодороги.

В связи со сказанным выше и с учётом того, что второй мост через р. Обь в Барнауле является городским, выявляется необходимость строительства обхода Барнаула с севера с мостом через р.Обь. Строительство этого моста обеспечит выход и с автодороги Барнаул – Рубцовск на Чуйский тракт, на Новосибирское направление, минуя г. Барнаул. Для этого требуется связка данных дорог через северный мост.

Для развития направления Каргат – Кочки – Камень-на-Оби – Барнаул необходима реконструкция под I категорию участка дороги от Барнаула до Павловска.

Для пропуска движения в Казахстан по местным дорогам через Михайловку предлагается продлить автодорогу Поспелиха – Курья – Третьяково до границы с Казахстаном.

Для дополнительного выхода в Республику Алтай (на Усть-Кан) продлить дорогу Чарышское – Березовка – Сентелек до границы с Республикой Алтай и назвать ее Чарышское – Сентелек – Коргон – Усть-Кан. Название автодороги Бийск – Турочак – Артыбаш изменить на Бийск – Турочак, так как подъезд к Артыбашу будет передан в состав новой дороги Горно – Алтайск – Таштагол – Абакан.

На основных региональных автодорогах ликвидируются все участки грунта. Это участки на следующих автодорогах: Юдиха – Тюменцево – Нижняя Чуманка –Верх-Суетка – Знаменка – Славгород, Алейск – Петропавловское – Бийск, Леньки –Нижняя Чуманка, Рубцовск – Угловское – Михайловское. На автодороге Змеиногорск– Рубцовск – Волчиха – Михайловское – Славгород – Карасук требуется реконструкция дороги между Змеиногорском и Рубцовском и строительство обхода Славгорода по новому направлению. Требуется строительство обходов сёл Целинного, Ельцовки, Кытманово, Курьи, Бурлы и Смоленского.

К 2025 году, после выполнения указанных мероприятий, протяженность дорог общего пользования в Алтайском крае увеличится на 1650 км и составит 18288 км.

Протяженность федеральных дорог увеличится на 71 км за счёт строительства новых направлений:

2-ой очереди обхода г. Бийска;

участка обхода г. Рубцовска, Веселоярска до границы с Республикой Казахстан;

обхода г. Барнаула с севера.

Изменится и техническое состояние дорог, протяженность региональных до­рог 1 категории увеличится на 40 км, II категории - на 950 км. Все они будут с твёрдым покрытием. Дороги с усовершенствованным типом покрытия составят более 62% от общего протяжения дорог.

Обеспечение центров туризма и игорного бизнеса транспортным сообщением требует соответствующего дорожного строительства. Для развития центра туристско-рекреационной зоны «Бирюзовая Катунь» и центра игорного бизнеса предполагается построить 146 км и реконструировать 54 км дорог II и III категории, построить несколько мостов, в том числе 2 моста через р. Катунь (700 и 300 пог. м), через р. Песчаную (150 пог. м).

Предусмотрена реконструкция дорог, проходящих через пункты пограничного пропуска автомобильного транспорта в период 2008 - 2010 годы.

Все федеральные автодороги будут с капитальным типом покрытия I и II технических категорий.

Полностью предполагается решить пробле­му наличия грунтовых дорог.

Железнодорожный транспорт

Предполагается строительство:

новой железнодорожной линии Новосибирск – Локоть от станции Поспелиха до Белорецко-Инского железорудного месторождения протяженностью 170 км. Ориентировочный срок строительства: 2011–2014 годы;

новой железнодорожной линии от станции Бийск до Мунайского угольного месторождения протяженностью 100 км. Ориентировочный срок строительства: 2016–2020 годы;

новой железнодорожной линии от станции Бийск до Горно-Алтайска.

Кроме того, с учетом развития туристской, санаторной и игорной зон в районах городов Бийск, Белокуриха, Горно-Алтайск, с целью развития скоростного пассажирского движения на участке Новосибирск – Барнаул – Бийск необходимо произвести модернизацию и электрификацию действующей железнодорожной линии. Ориентировочный срок строительства: 2011–2013 годы.

Авиационный транспорт

Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа требует реконструкции аэропорта г. Бийска, который будет играть основную роль в доставке пассажиров в южные районы Алтайского края, Республику Алтай и город-курорт Белокуриху. Придание ему статуса международного даст возможность посещать туристические зоны Алтая не только гражданам России, но и туристам из дальнего и ближнего зарубежья. После проведения намеченной реконструкции аэропорт будет способен принимать все основные типы воздушных судов российского и зарубежного производства, осуществляющих в настоящее время авиационные перевозки.

Для развития туризма необходима реконструкция аэровокзального комплекса Барнаульского аэропорта, строительство сети аэродромов местного значения, особенно в труднодоступных районных центрах, таких, как Солонешное, Чарышское, Змеиногорск, а также посадочных площадок для различных типов вертолетов.

Восстановление действовавшего аэропорта в г.Славгороде даст возможность осуществлять авиационные перевозки из отдаленных районных центров - Кулунды, Бурлы, повысит туристический поток в г. Яровое.

В случае создания на предприятиях российской авиационной промышленности воздушных судов для внутрирегиональных перевозок с низкой себестоимостью летного часа возможно восстановление аэропортов в районных центрах Волчиха, Михайловка, Ключи.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.188.16 (0.021 с.)