Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегическая задача 3: совершенствование форм управления в аграрном секторе. Создание агропромышленных холдингов и специализированных (отраслевых) агропромышленных кластеров.

Поиск

Наряду с обновлением технологической платформы, ключевым направлением повышения конкурентоспособности аграрного комплекса Алтайского края является совершенствование форм и методов управления комплексом, организации сельскохозяйственных бизнесов, формирования системы активного и эффективного регионального маркетинга продукции.

Одной из наиболее эффективных современных форм повышения конкурентоспособности продукции является развитие сельскохозяйственных кластеров за счет проведения организационно-управленческих мероприятий по формированию единой цепочки добавленной стоимости и продвижению готовой продукции. Ключевым направлением организационной работы в сельскохозяйственных кластерах выступает создание мощных современных агрохолдингов, как правило, на базе предприятий перерабатывающей промышленности - производителей продукции, конкурентоспособной на макрорегиональных рынках.

На территории Алтайского края присутствуют все составляющие, обеспечивающие создание полноценных кластеров, специализирующихся на поставках продукции сельского хозяйства.

Наиболее сформировавшимся и подготовленным к развитию в новых условиях является зернопродуктовый кластер.

Зернопродуктовый кластер ориентирован не только на производство конечного продукта, но и является основой для животноводства и ряда отраслей перерабатывающей промышленности.

Основой зернопродуктового кластера Алтайского края является производство высококачественного продовольственного зерна и крупяных культур. В связи с этим сельхозпроизводители этой продукции всех без исключения районов края являются его потенциальными участниками.

Наряду с производителями зерна и крупяных культур основой кластера потенциально являются 13 крупнейших предприятий мукомольно-крупяной промышленности Алтайского края: ОАО «Пава» (Михайловский, Ребрихинский районы), ОАО «Поспелихинский КХП», ЗАО «Табунский элеватор», ОАО «Третьяковский элеватор», ЗАО «Коротоякский элеватор», крестьянское хозяйство «Роса», ЗАО «Алейскзернопродукт», ЗАО «ЗПК Барнаульская мельница», НП ЗАО «Бийский КХП», ОАО «Мельник», ОАО «Ключевский элеватор», ОАО «Алтайская крупа».

Несомненным конкурентным преимуществом алтайского зернопродуктового кластера является наличие хорошо известного положительного бренда алтайского зерна.

В Алтайском крае имеются условия для создания молочного кластера.

Учитывая, что Алтайский край занимает лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе в этой сфере (30% животного масла и до 70% жирных сыров), наиболее логичным видится формирование молочного кластера, включающего в себя производителей молока, предприятия по его переработке, оптовую и розничную торговую сеть.

На основе сложившихся тенденций развития агропромышленного комплекса края и наличия крупных производителей молочной продукции основными районами позиционирования молочного кластера могут быть следующие районы (по территориальной близости к крупнейшим переработчикам молочного сырья):

1. г. Рубцовск;

2. Кулундинский район;

3. Благовещенский район;

4. Славгородский район;

5. г. Барнаул;

6. Алейский район;

7. Зональный район.

Также следует обратить внимание на тот факт, что большинство районов в соответствии с функциональным зонированием Алтайского края находятся в Центрально-Западной (агропромышленной) зоне, следовательно, данные районы могут впоследствии составить один молочный кластер.

На территории Алтайского края молочный кластер может быть образован на основе крупных предприятий, таких, как: ЗАО «Барнаульский молочный комбинат», ОАО «Лакт», ООО «Холод», ОАО «Алейский маслосыркомбинат», ЗАО «Рубцовский молочный завод», ОАО «Кипринский МСЗ», ОАО «Комбинат молочных продуктов», ОАО «Кулундаконсервмолоко», ОАО «Славгородский МК», ООО «Алтайская буренка».

Необходимо отметить, что наличие в Алтайском крае известных брендов молочной продукции, таких, как: «Молочная сказка» (ЗАО «Барнаульский молочный комбинат»), «Коровкино молоко», «Бабушкина крынка» (ОАО «Лакт»), «Алтайская буренка» (Зональный район), «Белый замок» (ООО «Холод», г. Заринск) и др., сыров «Радонежский», «Витязь», «Советский», «Алтайский», «Горный», «Ламбер» и др., является серьезным конкурентным преимуществом будущего молочного кластера края.

Аналогичные условия необходимы для формирования мясного кластера.

Благоприятные перспективы роста самого большого в Сибирском федеральном округе стада крупного рогатого скота и поголовья свиней наряду с высокотехнологичным производством мяса птицы создают условия для развития кластерных тенденций в этой отрасли аграрного сектора. Несомненно, положительно скажется на этих процессах и ряд мер, принимаемых Правительством Российской Федерации по ограничению импорта мяса и поддержке развития животноводства в рамках реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Так же, как и молочный, мясной кластер может формироваться на основе крупных мясоперерабатывающих предприятий, таких, как: ОАО «Овчинниковский мясокомбинат», ОАО «Рубцовский мясокомбинат», ОАО «Восход» Каменский мясокомбинат», ООО «РИКИ». Важной составляющей кластера должны стать крупные откормочные предприятия края, такие, как: АКГУП «Промышленный» и АКГУП «Антипинский», СПК ПЗ им. Кирова, ООО «Сибирские бычки».

В то же время в создании мясного кластера важнейшая роль должна быть отведена небольшим фермерским и личным подсобным хозяйствам населения – производителям весьма значительного (в настоящее время более половины) объема свинины.

В перспективе на территории Алтайского края (и это серьезное преимущество в Сибирском федеральном округе) могут сформироваться сахарный и масличный кластеры. Ядром кластеров станут: для сахарного – ЗАО "Бийский сахарный завод", ЗАО "Алейский сахарник", ОАО «Черемновский сахарный завод» и, конечно, хозяйства-производители сахарной свеклы; для масличного – наряду с производителями подсолнечника, такие предприятия, как: ОАО «Барнаульский маслобойный завод», ЗАО «МЭЗ», ОАО «Алейскзернопродукт» им.С.Н.Старо-войтова, ОАО «Мельник», ООО «Интер».

Учитывая огромную значимость и весьма благоприятные прогнозы развития аграрного сектора Алтайского края, агропромышленные кластерыдолжны организовываться с учетом следующих основных принципов.

Кластер должен состоять из двух «контуров» – внутреннего и внешнего.

Внутренний контур (собственно сам кластер) должен иметь примерно следующую структуру (см. рис. 4).

Ядром кластера являются производители сельскохозяйственной продукции и перерабатывающие предприятия.

Важнейшими составляющими являются сбытовые и снабженческие структуры и бизнесы. Они работают по заказам и договорам с предприятиями, организациями и бизнесами, входящими в ядро кластера. Здесь существуют условия и возможности организации вертикально интегрированных структур, установления имущественных отношений, совместной деятельности с получением доходов от конечного результата.

Сервисные структуры обеспечивают хозяйственную деятельность кластера. Эти бизнесы непосредственно не связаны с производством и сбытом продукции кластера. Однако кластер становится для них основным заказчиком, дает возможность использования своих инфраструктур, что является весьма привлекательным с экономической точки зрения.

Научно-инновационные структуры выполняют заказы участников кластера на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, занимаются разработкой, модернизацией, отбором и отладкой новых видов продукции и технологий.

Кадровые структуры обеспечивают системную подготовку и переподготовку необходимых для кластера кадров, повышение квалификации работников. Они функционируют исходя прежде всего из заказов и потребностей участников кластера.

И, наконец, структуры управления и координации, которым отводится особая роль в организации деятельности кластера. Эти структуры должны быть учреждены участниками кластера для организации и координации совместной деятельности, реализации совместных проектов, развития общих инфраструктур.

Координационный совет (вариантом названия может быть Исполнительный совет) является ассоциативным центром управления кластером, инструментом разработки и принятия общих решений, основной коммуникационной площадкой для участников кластера. Совет может представлять и лоббировать интересы участников кластера в органах государственного управления, во внешних бизнес - структурах, на инвестиционных и торговых площадках. В состав совета могут войти представители администраций региона, крупнейших хозяйственных партнеров кластера, общественных и профессиональных союзов, научных кругов.

Для разработки ключевых направлений развития кластера, стратегических решений и проектов могут быть созданы группа стратегического планирования, экспертный совет и проектный комитет. Проектный комитет может также контролировать реализацию важнейших совместных проектов.

Реализацией решений Координационного совета и совместных проектов должна заниматься созданная участниками кластера управляющая компания.

Внешний контур кластера (рис.5) образуют структуры, участвующие в его хозяйственной деятельности и развитии на основе договорных отношений, выполнения определенных функций и заказов. Для них «цепочка» создания добавленной стоимости не является основной или определяющей. Это не участники, а партнеры.

Региональные администрации и их подразделения присутствуют во внешнем контуре кластера прежде всего в качестве органов управления. Но наряду с этим они являются партнерами при решении задач и вопросов, связанных с целевым финансированием, развитием инфраструктуры, институциональными изменениями, представлении интересов на федеральном уровне и т.д.

Внешний контур кластера не должен быть ограничен территорией Алтайского края. По мере развития кластера он будет постоянно расширяться.

 


Рис.4
Структура сельскохозяйственных кластеров Алтайского края

 

Низкая
Высокая
Степень готовности к формированию кластеров
Выполнение функций, задач


           
   
Рис. 5
 
Внутренний и внешний контуры сельскохозяйственных кластеров
 
 
   


Внешний контур
Внутренний контур


При поддержке и участии Администрации края следует:

организовать работу по заключению соглашения между потенциальными участниками кластера об экономическом взаимодействии в рамках кластера;

организовать постоянно действующие рабочие органы по координации работы сельскохозяйственных кластеров (координационные советы);

разработать мероприятия по привлечению в аграрный сектор квалифицированных инвесторов;

стимулировать формирование в системе АПК интегрированных структур различных организационно-правовых форм и видов деятельности;

сформировать современную систему сбыта и продвижения конечной продукции через внедрение в глобальные торговые сети региональных брендов.

 

Стратегическая задача 4: повышение финансовой устойчивости аграрных предприятий за счет роста эффективности производства, совершенствования форм и методов ведения бизнеса, развития финансовой инфраструктуры, обеспечивающей действенную поддержку сельскохозяйственных производителей всех форм собственности и организации производства, улучшения кадрового обеспечения сельского хозяйства.

Прогнозируемый рост объемов производства продукции и производительности труда в аграрном комплексе должен обеспечить существенное улучшение финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Ключевым вопросом становится обеспечение рентабельности производства. Уровень рентабельности по сельхозпредприятиям должен составить в целом по краю не ниже 20%, ежегодный объем балансовой прибыли достигнуть 5-7 млрд. рублей. К 2025 году в крае не должно остаться убыточных сельхозпредприятий (за исключением планово убыточных). Аграрный комплекс края должен обеспечивать процессы простого воспроизводства на бездотационной основе. В то же время в процессах расширенного воспроизводства необходимо больше опираться на внешние инвестиционные ресурсы, прежде всего рыночные.

В связи с этим следует разработать и реализовать мероприятия по повышению капитализации сельскохозяйственного производства, повышения инвестиционной привлекательности аграрного комплекса.

Поддержка, прямая и косвенная, оказываемая сельскохозяйственным производителям государственными и муниципальными органами управления, должна быть ориентирована прежде всего на достижение высоких конечных финансовых результатов, рост эффективности производства, распространение передовых технологий повышения финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.44 (0.013 с.)