Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегическое направление 4: «Алтай трансграничный».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В настоящее время развертывается новая стратегия участия Российской Федерации в международном сотрудничестве. Эта стратегия направлена на регионализацию и формирование ответственной, безопасной и способствующей стабильному развитию многополярной системы международных политических и экономических отношений. Международную повестку дня России стала определять новая идеология – прагматика развития. Существенное место в реализации нового курса занимает развертывание международного сотрудничества в центрально-азиатском направлении, при этом особое значение придается формированию системы безопасности и сотрудничества вБольшой Средней Азии ( далее – «БСА») [8]. Для Алтайского края открываются большие перспективы использования этой стратегии в решении социально-экономических задач своего развития, так как в результате реализации нового внешнеполитического и внешнеэкономического курса были упорядочены «правила» участия в международном сотрудничестве сформированных хозяйственных комплексов и социально-экономических структур в целом и приграничных субъектов Российской Федерации в частности. В начале ХХI века завершился затянувшийся процесс становления сбалансированных отношений и соответственного разделения компетенций между федеральным центром (далее- «Центр») и субъектами Российской Федерации (далее – «Субъекты») в отношении участия в международном сотрудничестве. Сейчас найден баланс между государственным и негосударственным, федеральным и региональным участием в международном сотрудничестве, который позволяет проводить целенаправленную внешнюю политику, системно отстаивать внешнеэкономические интересы страны и эффективно поддерживать продвижение внешнеэкономических интересов российских хозяйствующих субъектов. Главной же стратегической целью направления является всемерное продвижение торгово-экономических, проектно-инновационных, инфраструктурных и гуманитарно-демографических интересов края в регионе БСА. Инновационный подход к формированию стратегии международного сотрудничества в регионе БСА. Сегодня ситуация в регионе БСА (далее – «Регион») и вокруг него сложилась таким образом, что для обеспечения стабильного развития ситуации в Регионе безотлагательно требуется применение новых политических и экономических подходов к стабилизации ситуации и выводу Региона из зоны мирового риска. Фактически попытки взять на себя такую ответственность в разной степени предпринимают три члена Совета Безопасности ООН – Россия, Китай и США. Именно от их военной и экономической политики зависит та политическая и экономическая конфигурация, которая выстроится в Регионе. Эта инновация приобретет подлинно системный характер и приведет к новой пространственной организации страны только в том случае, если ранее не существовавшие границы позволят запустить новые процессы экономико-технологической, социально-культурной, транспортно-инфраструктурной, политической самоорганизации и саморазвития. Фактически речь идет о новом освоении БСА, о том, что на этом обширном пространстве должна в течение 10-15 лет быть «собрана» по-новому политика и экономика. В сложившейся ситуации сильным стимулом развертывания условий для стабильного развития БСА может стать дополнение практики межгосударственного сотрудничества трансграничным межрегиональным сотрудничеством. Такая двухъярусная схема позволит подключить местные ресурсы к развертыванию сотрудничества в БСА, уже начатого на государственном уровне.
Синхронизация региональных стратегий и их институализация Геополитическое положение Алтайского края (далее – «Край») как приграничного субъекта Российской Федерации задает ограничения и одновременно возможности для развития международного сотрудничества. Позитивное разрешение этой дилеммы возможно в рамках стратегического выбора и его последовательной реализации. В организационном плане инструментом системного согласования интересов Центра и Края является процесс формирования и реализации международной стратегии развития Края, включающей его международную деятельность как составную часть региональной внутренней и внешней, центрально-азиатской политики Центра. С одной стороны, экономическое взаимодействие Края ограничивается федеральными режимами государственной и таможенной границы Российской Федерации. С другой, приграничное положение Края - потенциал для использования особенностей рынка, коммуникаций и производственной деятельности региональных соседей Края (среднеазиатских государств, Монголии и Китая (далее – «Страны») в целях развития Края, имея в виду в том числе эффективное развертывание трансграничной и приграничной производственной кооперации и торговли. Использование приграничного геополитического положения как ресурса развития Края возможно только в сотрудничестве с Центром и при тесном взаимодействии с заинтересованными Странами, так как выбор таможенного и пограничного режима находится в компетенции федеральной власти, которая определяет его особенности для тех или иных приграничных Субъектов.[9] Политический и экономический анализ международного сотрудничества в регионе позволяет сделать вывод о том, что сегодня разворачивается энергичный процесс структурирования и наполнения конкретными действиями политических, экономических, военных и гуманитарных связей в Регионе в рамках многосторонних контактов с Шанхайской организацией сотрудничества (далее - «ШОС»). Предполагается, что формат ШОС следует ориентировать на проблемы регионов и тем самым задействовать в интересах развития регионального трансграничного сотрудничества. Сейчас вопросы регулирования международного сотрудничества решают в основном центральные органы власти. Поэтому существенный прорыв в развитии трансграничного сотрудничества возможен только в случае согласования стратегии трансграничного сотрудничества на межгосударственном уровне. Институализация такого объективного развертывания сотрудничества - важнейшая задача ближайшего времени. В сложившейся ситуации Край мог бы и должен принять активное участие в работе по подключению регионов к сотрудничеству с ШОС. Идея трансграничного международного регионального сотрудничества с участием Стран заложена в Шанхайской декларации. Администрация Алтайского края может стать инициатором идеи последовательного углубления сотрудничества в рамках ШОС на региональном уровне. Мировой опыт формирования интегрированных пространств свидетельствует о том, что только взаимное дополнение в рамках единой стратегии межгосударственного и регионального формата позволяет успешно решать вопросы экономической и социальной интеграции. В перспективе целесообразно выработать ШОСовскую стратегию регионального сотрудничества, выделить приоритетные проекты сотрудничества, оптимальную экономическую специализацию и варианты размещения производительных сил, инфраструктуры, человеческих ресурсов и их подготовки. Такая «диверсификация» уровня сотрудничества в рамках ШОС на региональный уровень позволит подключить огромные ресурсы к самостоятельному международному взаимодействию. В организационном плане представляется целесообразным предложить реализовать следующие мероприятия: - создать Совет регионов (административно-территориальных единиц) государств-участников ШОС, который будет сформирован из представителей государств-участников; - дополнить структуру действующего делового Совета ШОС секцией регионального сотрудничества; - создать Фонд регионов ШОС и в качестве его исполнительного органа -Международный банк регионального развития ШОС, учрежденный государствами-участниками ШОС; - принять решение о проведении на регулярной основе экономических форумов регионов ШОС и предложить провести первый форум в г. Барнауле (в дальнейшем закрепить за форумом название «Алтайский экономический форум»). Роль Края на территории государств-участников ШОС как форпоста России полностью соответствует его геополитическому положению. Однако следует помнить, что понятие форпоста сегодня наполняется новым содержанием, которое ранее имело в большей степени военно-политический смысл. Миссия современного форпоста имеет три измерения – военно-политическое, экономическое и культурное и решает задачу не столько защиты рубежей, сколько продвижения интересов. Проектное наполнение трансграничного сотрудничества Приграничное сотрудничество Существенной проблемой для приграничных к Алтаю соседних территорий является то обстоятельство, что установка на преимущественную реализацию транзитных сырьевых проектов оставляет их на периферии основных финансовых потоков. К числу сомасштабных трансрегиональному сотрудничеству проектов однозначно можно сегодня отнести лишь корпоративные мегапроекты, реализуемые крупнейшими монополиями. К таким проектам относятся строительство газопровода в Китай, увеличение пропускной способности железнодорожного транспорта, наращивание электроэнергетических мощностей и др. В этих случаях речь может идти лишь о возможной связи других сопутствующих проектов с ключевым корпоративным мегапроектом.[10] Имеется значительный потенциал для развития приграничного сотрудничества, который может реализовываться при решении существенных инфраструктурных вопросов (увеличение пропускной способности пограничных переходов, совершенствование дорог и д.), а также усиление экономической мотивации (расширение особых таможенных льгот для участников приграничной торговли, облегченный пограничный порядок перехода границы в пунктах пропуска и т.п.). Однако сама практика приграничного сотрудничества имеет муниципальный масштаб и вписывается лишь в систему муниципально-краевых отношений.
Межрегиональное сотрудничество Большинство территорий Региона, даже сильно различающихся между собой по климатическим особенностям и уровню социально-культурного развития, можно объединить по доминирующему типу освоения - сырьевому или сельскохозяйственному. В Регионе имеются три типа экономик, которые задают «коридоры развития»: - экономика сельского хозяйства, которая при технологизации производства и переработки может стать важным направлением экономической активности; - сырьевая экономика, центры управления которой вынесены за пределы Региона, а располагающиеся в нем производственные комплексы чаще всего являются «хвостами» технологических цепочек, развернутых за границами Региона; - производство товаров массового потребления на иностранной технологической базе. Дешевая рабочая сила, близость рынков с невысокой покупательной способностью, на которые работают эти производства, позволяют добиваться неплохих экономических показателей. Фактически идет процесс «сброса» старых для индустриально развитых стран технологий в регион БСА. Лишь сельскохозяйственное производство работает на экстенсивное развитие Региона. Повышение мировых цен на продовольствие позволяет повысить рентабельность этой отрасли экономики. В свою очередь, с одной стороны, внутрирегиональная конкуренция между сельхозпроизводителями создает конкурентную производственную среду для технологического развития, с дугой - нынешний низкий уровень переработки сельхозпродукции, несмотря на рост цен, определяет низкий потолок прибыли и, соответственно, ограниченный объем собственных или заемных инвестиционных средств. В управленческом плане задачей содействия экономическому развитию является такая настройка таможенных и пограничных инструментов управления инвестиционными, товарными и человеческими потоками, которая способствовала бы развертыванию механизмов развития Края. Преференциальный режим является инструментом бюджета Центра и/или Субъекта для дотации отраслевого и/или территориального развития. Соответственно решение о предоставлении преференций носит политический и экономический характер и принимается в рамках федерального и/или регионального понимания международных политических и экономических приоритетов, региональной политики Центра и стратегии развития Субъектов, отраслевых проектов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.221.171 (0.007 с.) |