Декларация о Стратегии развития Казани до 2015 года 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декларация о Стратегии развития Казани до 2015 года



Оглавление

 

Обращение К.Ш. Исхакова

Декларация о Стратегии развития Казани до 2015 года

Решение Совета народных депутатов г.Казани

Предисловие

 

Конкурентные позиции Казани

1.1. Геополитическое положение Казани

1.2. Экологическая ситуация

1.3. Основные вызовы на период до 2015 г.

1.4. Анализ конкурентных преимуществ и недостатков Казани

1.5. Конкурентные позиции Казани в России

1.6. Сценарии развития Казани

 

Миссия и главная цель развития Казани

2.1. Миссия

2.2. Главная цель

 

Стратегические направления развития Казани

3.1. Сплоченное общество

3.2. Динамичная экономика

3.3. Устойчивая городская среда

 

Цели, задачи и меры по реализации Стратегии

5. Мегапроект "Улучшение первичной среды жизнедеятельности (жилья и социальной инфраструктуры) в ходе реформирования ЖКХ и развития жилищной сферы"

Организационные структуры стратегического планирования Казани


Уважаемые горожане!

 

Я представляю вам результат нашего совместного труда – Стратегию развития Казани до 2015 г.

Для дальнейшего поступательного развития нашего древнего города в быстро изменяющейся внешней среде требуется новый уровень осознания приоритетов в экономике, социальной сфере и городском хозяйстве. Понимая это, и желая создать новые инструменты для ускорения развития города, укрепления его конкурентных позиций, улучшения условий жизни горожан администрация Казани осенью 2002 г. инициировала разработку Стратегии

В процессе стратегического планирования активно участвовали сотрудники городской администрации, депутаты казанского Совета народных депутатов, ученые и преподаватели вузов, эксперты, представители бизнеса и общественных организаций. В течение полугода интенсивно работали экспертные группы и тематические комиссии. Трижды документ рассматривался на общегородской конференции. Стратегия была опубликована в СМИ, размещена в интернете. Она интегрировала различные мнения относительно будущего Казани, конкретные предложения, имеющие стратегическую важность для повышения конкурентоспособности городской экономики, роста доходов населения, увеличения городского бюджета, улучшения жилищных условий, решения социальных проблем. 24 апреля 2003 г. Стратегию утвердил казанский Совет народных депутатов.

Активное и плодотворное обсуждение позволило сформулировать миссию города, зафиксировать, что мы хотим сделать Казань уютным и процветающим городом равных возможностей. Для этого нужны сплоченное общество, динамичная экономика, устойчивая среда. Приоритетными флагманскими проектами Стратегии, направленными на выполнение этих целей выбраны следующие:

§ становление полноценного местного самоуправления ("Город горожан").
Казань будет городом для горожан тогда, когда каждый ее житель станет горожанином, активным членом городского сообщества. Только активная жизненная позиция, которую можно проявить в структурах гражданского общества, в простейших делах по благоустройству подъезда, двора, в соседских отношениях, в первичных ячейках местного самоуправления может сделать нас подлинными горожанами, а Казань – городом горожан. Формирование эффективной представительной и исполнительной власти городского уровня в рамках нового федерального закона ставит для нас важные задачи, которые мы хотим решать сообща в интересах города;

§ поддержка инноваций в экономике и обществе на основе межсекторного партнерства ("Котел, выплавляющий новое"). Универсальным ключом к успеху в развитии и экономики, и общества сегодня становятся инновации, нововведения. Новое чаще всего появляется на стыке разных отраслей, профессий, культур. Казань, всегда была таким котлом, в котором сплавлялись различные культуры, и появлялось нечто новое. Этот принцип надо применить сегодня, создавая новую экономику - экономику, основанную на знаниях. Для поддержки инноваций нужны центры обмена опытом, трансфера технологий, нужны площадки для контакта науки и производства. Нужна творческая атмосфера, в которой ярко мыслящие личности могли бы творить, а опытные менеджеры могли бы реализовывать новые модели коммерциализации результатов научно-технического прогресса. Мы будем создавать такую атмосферу, будем привлекать в Казань финансовые структуры, специализированные на работе с инновациями, венчурные и инновационные фонды.

§ развитие межконфессиональных, межкультурных контактов ("Врата Востока в центре России"). Этот проект опирается на одно из уникальных конкурентных преимуществ Казани – древнюю историю сосуществование разных культур и конфессий. Среди определяющих черт образа нашего должна быть наша готовность к пониманию и общению с представителями разных культур и религий, прежде всего с исламским миром, с татарской диаспорой. Уже апробированный путь проведения всемирного конгресса татар, межконфессиальных встреч может стать своеобразной отраслью специализации для Казани.

§ улучшение первичной среды жизнедеятельности (жилья и социальной инфраструктуры) в ходе реформирования ЖКХ и развития жилищной сферы (мегапроект "Надежный дом, удобный район"). Этот проект направлен на непосредственные нужды населения города, и в тоже время он служит катализатором решения ключевых экономических, социальных и градостроительных проблем. Поэтому именно реализация мегапроекта станет приоритетом для Казани на ближайшие несколько лет.

Мы хорошо понимаем, что публикация Стратегии это не столько завершение этапа разработки, сколько начало главного этапа – этапа реализации Стратегии. Стратегия будет постоянно находиться в поле нашего внимания, мы будем сверять с ней все наши текущие дела и перспективные планы. Стратегия будет регулярно пересматриваться и при необходимости обновляться. Она дает ориентиры, определяет перспективы развития города и те меры, реализация которых совместными усилиями власти, бизнеса и горожан позволит нашей любимой Казани успешно развиваться в XXI веке в интересах каждого из ее жителей и всей России! Уверен, что объединив усилия, мы сможем реализовать нашу общегородскую Стратегию!

 

 

Глава администрации города,
председатель Генерального совета
стратегического развития Казани К. Ш. Исхаков


 

Предисловие

Происходящие в мире процессы глобализации и усиления международной конкуренции, изменения в российском общественном устройстве и экономике постоянно порождают новые вызовы - возможности и угрозы для развития городов и регионов. Городское сообщество должно быть готово к конкуренции со стороны городов-соседей, к изменениям в законодательстве, в мировом контексте развития. Наличие четкой цели, ясных приоритетов в экономике и социальной политике улучшает конкурентные позиции города на российском и международных рынках, позволяет эффективно выстраивать отношения с инвесторами, с международными финансовыми организациями, адекватно реагируя на стратегические вызовы.

Исходя их этих соображений была разработана Стратегия развития Казани (далее – Стратегия). Она создавалась на основе самых современных подходов с учетом опыта европейских и российских городов при консультационной поддержке авторитетного Ресурсного центра по стратегическому планированию при Леонтьевском центре (Санкт-Петербург).

Основная тяжесть разработки легла на плечи казанских специалистов. И это единственно возможное решение, поскольку один из главных принципов стратегического планирования – участие в нем возможно большего числа влиятельных участников городского развития и широкой общественности. Инициатором создания Стратегии выступила администрация города. Однако Стратегия не относится к числу административных документов. Это скорее договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства по совместному продвижению наиболее важных (флагманских, стратегических) проектов и других мероприятий, направленных на положительные преобразования в городе. В разработке и реализации Стратегии наряду с администрацией активное участие принимали депутаты, руководители крупных предприятий, банков, ассоциации бизнеса, специалисты вузов, научные институты, средства массовой информации, деятели культуры, общественные и неправительственные организации, наиболее авторитетные горожане.

Это важно, поскольку развитие города зависит не только от администрации, но от многих лиц и организаций, и только многосторонний диалог о будущем города позволяет согласовать приоритеты и выработать принимаемый большинством ключевых фигур и населением города план действий. Поэтому работа над Стратегией проходила открыто и включала несколько циклов обсуждений.

Ключевые события и даты графика разработки Стратегии

 

 

Решением Казанского Совета народных депутатов от 3 декабря 2002 г. был создан Генеральный совет стратегического развития Казани, объединивший свыше 100 человек, представляющих заинтересованных участников городского развития. 30 января 2003 г. Постановлением главы администрации г. Казани были определены порядок работы над Стратегией, состав Исполнительного комитета стратегического планирования и тематических комиссий. 5 февраля 2003 г. на заседании Генерального совета была принята за основу структура Стратегии и утвержден график завершения разработки. 19 марта на общегородской конференции, в которой приняло участие около 300 человек, получила принципиальное одобрение первая редакция Стратегии. 16 апреля вторая редакция Стратегии обсуждалась на заседании, в котором участвовало свыше 700 человек, и была одобрена Генеральным советом стратегического развития Казани. Все разделы Стратегии прошли утверждение на тематических комиссиях, а 24 апреля ее утвердил Совет народных депутатов.


Основное содержание Стратегии отражено в данной базовой версии.

Материал, содержащий результаты анализа проблем и направления действий структурирован по трем крупным блокам: Общество, Экономика, Среда. Кроме того вычленен один комплексный мегапроект «Улучшение первичной среды жизнедеятельности (жилья и социальной инфраструктуры) в ходе реформирования ЖКХ и развития жилищной сферы». Реализация этого мегапроекта, под условным названием "Надежный дом, удобный район", станет приоритетом для Казани на ближайшие годы. В рамках мегапроекта определены первоочередные стартовые проекты, для реализации некоторых из них предполагается привлечь заемные средства, что позволит сделать процесс реформирования жилищной сферы более активным и результативным.

Конкурентные позиции Казани

Экологическая ситуация

Казань имеет достаточно сложную экологическую ситуацию, которая несколько хуже, чем у ряда крупных городов России.

Основой интегральной оценки экологической ситуации города послужила модернизированная методика оценки интенсивности техногенного воздействия на окружающую среду. Особое внимание уделялось оценке экологической опасности отраслей промышленности. При получении сводных оценочных значений рассматривались такие показатели, как ресурсоемкость, землеемкость, отходность производства, учитывалась токсичность выбросов в воздушную среду и водоемы. Места концентрации строительства, транспорта тесно связаны с размещением промышленности, поэтому можно считать, что полученные выводы отражают особенности загрязнений, обусловленных деятельностью всего комплекса факторов загрязнения.

Значение суммарного индекса загрязнения достигает максимума в северной части Казани (территория, ограниченная изолинией со значением 30,0; см. рис.5), точнее – в центральной части Заречья, где расположены такие крупные источники загрязнения, как [ЖБС2] ОАО «Казаньоргсинтез», ФГУП НПП им. Ленина, НПХФО «Татхимфармпрепараты», ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3 ОАО «Татэнерго». Территория, ограниченная изолинией 20,0 составляет уже около половины территории города (большая часть Заречья и часть левобережья Казани), включая южную часть Высокогорского района. Практически вся территория Казани лежит в пределах зоны, ограниченной изолинией 10,0. Территория, ограниченная изолинией 2,5 включает значительную часть Высокогорского, северо-западную часть Верхнеуслонского и западную часть Пестречинского районов.

Особыми методами была получена фоновая поверхность загрязнения и выделены критические зоны «риска» (рис. 6). Нулевое значение фона практически оконтуривает весь Приказанский район. В свою очередь, максимум загрязнения приходится на северную часть Казани. Что касается критических зон, то они образуют несколько отдельных очагов со значениями выше фоновых: по периферии Приказанского района и по направлениям с. Лаишево, г. Арск, с. Большая Атня, г. Зеленодольск. Часть их находится в зонах между Казанью и Арском, Казанью и Зеленодольском и южнее Казани.

Области повышенных критических значений индекса загрязнения – т.е. зоны риска проявляются в трех местах. Первая и наиболее мощная - в северной части Казани. Вторая по значимости зона «риска» - это южная часть города.

Таким образом, в Казани и Приказанском районе по показателю индекса загрязнения выделяются 11 критических зон и 3 зоны риска.

Необходимо отметить, что растущее число автотранспортных средств приводит к загазованности на основных магистралях. Сложившаяся транспортная схема города создает транзитное движение автотранспорта через исторический центр города, неприспособленный для пропуска таких потоков. Все это вместе взятое обуславливает чрезмерно высокую концентрацию тяжелых металлов, как в снежном, так и в почвенном покровах. В выделенных двух зонах высокого загрязнения существуют участки, где тяжелые металлы превышают допустимое значение в десятки раз. В городе много несанкционированных свалок мусора, по показателям привлекательности экологической среды город начинает отставать несмотря на то, что в городе немало делается в данном направлении.

На улучшение качества городской среды нацелена «Программа ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья в г.Казани», ФЦП «Сохранение и развитие исторического центра г.Казани».

Искусственная среда

§ Высокий уровень изношенности всех основных элементов производственной и социальной инфраструктуры, базовых систем коммуникаций.

§ Отсутствие масштабной системы инвестирования и кредитования развития инфраструктуры.

§ Ухудшение транспортной ситуации, особенно в центральных районах.

§ Пространственная сегрегация населения.

§ Низкое качество управления жилищно-коммунальной сферой.

§ Переход на стопроцентную оплату коммунальных услуг.

§ Слабые экономические стимулы для привлечения капитала в ЖКХ.

§ Неурегулированные взаимоотношения с обеспечивающими региональными монополистами (ОАО «Татэнерго», ОАО «Татгаз» и др.).

§ Неразвитость деятельности организаций собственников жилья.

§ Слабое использование земли как ресурса.

§ Недостаточно разработанный имидж города.

Природная среда

§ Прогрессирующий уровень антропогенных воздействий на природную среду.

§ Резкий рост выбросов особо вредных веществ за счет автотранспортных средств, многократное превышение ПДК загрязняющих веществ в местах наибольших людских потоков.

§ Необходимость утилизации резко увеличивающихся объемов мусора.

Внешняя среда

Главные факторы развития г. Казани, формируемые его внешней средой, локализуются на трех уровнях: 1) России, 2) территории Приволжского Федерального округа, 3) Республики Татарстан.

Основные особенности состояния социально-экономической системы России на настоящем этапе могут быть охарактеризованы наличием сложных и противоречивых тенденций. Происходит нарастание зависимости от внешнего фактора при стагнации обрабатывающей промышленности и снижении темпов роста. Происходит нарастание объемов импорта, ухудшение его структуры, вытеснение отечественного производителя на внутреннем рынке. Замедляется рост инвестиционной активности. Сохраняется высокая налоговая нагрузка на обрабатывающий сектор экономики при относительно умеренной нагрузке на добывающий сектор.

В проекте Программы правительства Российской Федерации на среднесрочную перспективу основной задачей этого периода поставлено создание условий и активизация факторов, обеспечивающих переход экономики к устойчивому росту с темпами до 6-8% в период 2007-2015 годов. Для этого будут создаваться условия формирования экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способной обеспечивать последовательное повышение благосостояния населения, эффективное воспроизводство и модернизацию производственного аппарата, укрепление конкурентоспособности и безопасности страны, что предполагает завершение разработанных в среднесрочной программе институциональных и структурных преобразований. Планируется обеспечить постепенную трансформацию структуры экономики в целом. Это подразумевает необходимость задействовать все источники роста: увеличение несырьевого экспорта, импортозамещение и развитие новых секторов экономики, прежде всего инновационной экономики и сектора рыночных услуг. Разработан ряд сценариев развития России на период до 2015 г., включая критический, умеренный и радикальный.

Приволжский Федеральный округ входит в число макрорегионов России с наиболее высокими социально-экономическим потенциалом и уровнем развития. Его отличительными особенностями, во многом определяющими внешнюю среду Казани, являются:

§ Многонациональность и многоконфессиональность.

§ Богатое историко-культурное наследие.

§ Центральное транспортно-географическое положение в России.

§ Поволжье – место «стяжки» европейской и азиатской России.

§ Высокий уровень диверсификации производства.

§ Высокая концентрация предприятий ВПК.

§ Высокий уровень урбанизации.

§ Нахождение в зоне рискованного земледелия.

Основные возможности для развития Поволжья формируются за счет:

§ Высокого производственного потенциала.

§ Значительного развития инновационно-ориентированной инфраструктуры.

§ Развитой производственной и социальной инфраструктуры.

§ Наличия большого транспортного ресурса Волжско-Камского бассейна.

§ Значительных трудовых ресурсов (22 % населения России).

§ Наличия крупных запасов нефти и газа.

§ Больших ресурсов сельскохозяйственного назначения (более 50 % земельных ресурсов России).

§ Значительных водных и лесных ресурсов.

Казань является столицей Республики Татарстан, ее регионоформирующим центром. Город занимает особые позиции в социальной сфере и экономике республики, производя около 40 % объема валового регионального продукта. Реализация основных направлений стратегии социально-экономического развития экономики республики создает в целом благоприятную внешнюю среду развития Казани до 2015 г. Основными задачами на перспективу в Стратегии социально-экономического развития республики определены: обеспечение достойного уровня жизни, социально-экономической самодостаточности республики. Основными направлениями деятельности органов власти Республики Татарстан будут: достижение высокого уровня экономической самодостаточности на основе производства конкурентоспособной продукции и создания эффективной системы государственного управления; дальнейшая интеграция в политическое, экономическое, информационное пространство России и мира; культурное развитие населения; обеспечение экологической безопасности.

Республика имеет значительный природный, культурный, интеллектуальный и экономический потенциалы, позволяющие достичь уровня ВРП, достаточного для решения отмеченных задач.

В Татарстане сложилась развитая система городов. Сопоставление оценок их социально-экономического состояния показывает, что позиции Казани не являются позициями абсолютного лидера. Входя в группу с высокими значениями показателей развития производства и инфраструктуры, город имеет пониженный рейтинг по оценке финансовой подсистемы, подсистем «Население» и «Экология». Возрастающую конкуренцию Казани при соответствующих условиях будут составлять крупные города закамской зоны республики, особенно Альметьевск, Набережные Челны и Нижнекамск.

Анализ показывает, что внешняя среда Казани в период до 2015 г. в целом благоприятна для развития. Внешние вызовы, формируемые средой, компенсируются теми благоприятными возможностями, которые она будет предоставлять. Развитая система городов Поволжья и Республики Татарстан обусловит достаточно жесткую конкуренцию за основные экономические ресурсы, что потребует значительных усилий всего городского сообщества Казани по формированию должной динамики структурно-функционального развития города.

Внутренняя среда

Фактор Сильные стороны Слабые стороны
Геополитическое положение Выгодное экономико-географическое положение. Близость к экономически развитым регионам Центра и Урала. Принадлежность к зоне развитого сельского хозяйства Поволжья. Крупный транспортный узел. Принадлежность к Волжскому транспортному пути. Культурный и координационный центр татарской диаспоры. Зона интересов исламского мира. Недостаточное использование выгод наличия крупных транспортных путей и транспортного узла. Неадекватная положению транспортная инфраструктура. Слабое использование потенциала развития Казани как центра мирного сотрудничества Востока и Запада. Относительно суровый континентальный климат.  
Население. Социальная сфера Высокий интеллектуальный и культурный потенциал. Университетский центр. Относительно высокий потенциал медицинского обслуживания. Использование передовых медицинских технологий. Значительные темпы развития системы социальной поддержки. Неблагоприятная демографическая ситуация. Неразвитость гражданского общества. Относительно невысокий уровень доходов. Отсутствие системы культурно-просветительских учреждений столичного уровня. Относительно слабое развитие системы медицинского обслуживания. Неэффективная система социальной поддержки. Недостаточно развитая система профессиональной подготовки и среднего специального образования.
Экономика Развитая производственная база. Высокая доля предприятий, выпускающих наукоемкую высокотехнологичную продукцию. Значительный экспортный потенциал. Малоблагоприятный предпринимательский климат. Отсутствие ясной инвестиционной политики. Слабое использование инновационного потенциала и возможностей совершенствования технологической базы. Значительная зависимость отраслей от государственной поддержки. Незначительный экспорт продукции отраслей производственной базы. Слаборазвитый рынок земли и недвижимости.
Природная среда Благоприятные ландшафтные условия. Наличие пригородной рекреационной зоны. Благоприятные метеорологические факторы. Большая площадь поверхности водоемов.     Прогрессирующее загрязнение среды промышленными отходами. Резкий рост выбросов особо вредных веществ за счет автотранспорта в местах концентрации населения. Кризисное состояние экологической среды центра города. Наличие большого числа несанкционированных свалок мусора. Слаборазвитая отрасль мусоропереработки. Наличие зон планировочных ограничений по негативным ландшафтным показателям (карст, суффозия, плывуны, сползание почв и т.д.). Слабое развитие экологического сознания.
Инфраструктура. Жилищная сфера Развитая система связи и телекоммуникаций. Увеличивающееся разнообразие видов транспорта. Развитие частного транспортного обслуживания. Высокие темпы строительства муниципального жилья. Относительно высокая обеспеченность жилой площадью. Высокий уровень изношенности основных элементов инфраструктуры, базовых систем коммуникаций. Высокая доля жилья низкого стандарта и ветхого.  
Планировочная среда. Пространственная организация, градостроительное регулирование Активная реконструкция города. Значительные земельные ресурсы в государственной собственности. Наличие проработанной системы кадастровой оценки.   Нерациональная пространственная организация основных подсистем. Нерациональная транспортно-планировочная структура. Несформированный центр города. Разрушение традиций города, его своеобразия. Наличие крупных предприятий в черте города. Низкий уровень организации управления движением транспорта. Неэффективное использование земли как ресурса.

Сценарии развития Казани

Сценарии позволяют дать комплексную оценку вероятных перспектив развития Казани на период до 2015 г. Возможные сценарии развития города определяются внешними и внутренними условиями и факторами (см. 1.3 и 1.4.). Выбор системы сценариев обуславливается также объективным наличием инертного и активного начал городской системы, перспективами их проявления в развитии Казани в ближайшие годы.

Исходя из отмеченного, наиболее четко определяются три сценария развития города:

§ «Инерционный».

§ «Динамичный многоцелевой».

§ «Прагматичный».

 

Инерционный сценарий. Данный сценарий предполагает сохранение современных тенденций развития, существующих условий и главных особенностей современного состояния городской системы. Он представляет собой их экстраполяцию в перспективу до 2015 г. Предполагается, что городом упущены благоприятные возможности изменения его структурно-функциональной основы в плане решения проблем развития. Таким образом, он будет неадекватен перспективным вызовам. Сохраняются особенности современного действия слабых сторон города и его внешней среды. Реакция города на потенциальные опасности недостаточно эффективна.

Главным итогом такого сценария развития будет заметное ухудшение состояния всех основных подсистем города, снижение предпринимательской и инвестиционной активности. Упущенные выгоды геополитического положения приведут к сохранению существующих или сокращению рынков сбыта в зарубежных странах, сокращению транспортных потоков.

Произойдет ухудшение демографической ситуации, что приведет к старению населения, сокращение рождаемости, увеличение демографической нагрузки. Население города уменьшится примерно до 1 млн. чел.

Сохранение существующего инвестиционного и предпринимательского климата приведет к относительно невысоким темпам экономического развития города, незначительной степени диверсификации экономической базы, уменьшению уровня развития сферы услуг. Слабое использование инновационного потенциала и сохранение существующего технологического уровня градоформирующих отраслей приведет к снижению уровня их конкурентоспособности, сокращению производства и экспорта, к уменьшению бюджетной базы города. Это приведет к социальным последствиям, связанным с сокращением возможностей для получения образовательных, медицинских и социокультурных услуг, что объективно уменьшит производственный потенциал высокотехнологичных отраслей специализации Казани. Возрастет социальное расслоение населения, увеличится безработица, произойдет отток экономически активного населения в более привлекательные регионы. В сочетании с невысоким уровнем развития гражданского общества это сильно увеличит степень его конфликтности.

Возрастет степень изношенности основных элементов инфраструктуры, что будет способствовать сокращению возможностей развития производства и повышению социальной напряженности. Значительно усилятся транспортные проблемы. Ухудшатся все основные показатели состояния экологической среды.

Вероятность рассматриваемого сценария в целом достаточно низкая (примерно 0,2-0,3). Возможно также и частичное его исполнение, а также варианты, переходные от прагматического сценария развития. Критическими моментами по отношению к полному или частичному переходу в инерционное развитие являются:

§ Неразвитость гражданского общества, низкая социальная активность горожан. Формальное отношение к развитию системы местного самоуправления.

§ Чрезмерная закрытость экономики региона. Сохранение и усиление государственного протекционизма.

§ Отсутствие ясной инвестиционной политики. Неблагоприятный предпринимательский климат.

§ Неэффективная реформа жилищно-коммунальной сферы. Отсутствие государственного и частного инвестирования развития инфраструктуры и ЖКХ.

В случае развития по подобному сценарию заметно снизится конкурентоспособность Казани в целом. Город перейдет со среднего уровня конкурентоспособности среди крупных городов России на низкий уровень, характерный для Йошкар-Олы, Пензы, Ульяновска и др.

 

Сценарий динамичного, многоцелевого развития. Предполагается, что город, с учетом имеющихся объективных ограничений социально-экономического потенциала, исторического момента и характера динамики внешних условий, в максимальной степени использовал благоприятные возможности для развития общества, экономики и городской среды. Деятельность администрации приводит к тому, что все его подсистемы имеют высокую степень адекватности перспективным вызовам. Недостатки внутренней среды города сводятся к минимуму. Город показывает эффективную реакцию на негативные проявления внешних факторов.

Решающими предпосылками реализации данного сценария являются:

§ Корпоративное единство всех граждан, организаций и ветвей власти. Высокая социальная активность населения. Осознание значимости целей и задач стратегии развития.

§ Устойчивый благоприятный экономический климат.

§ Формирование оптимального баланса открытости экономики города и позиций государственного протекционизма.

§ Эффективное использование культурного и интеллектуального потенциала для развития экономической базы.

§ Реформа жилищно-коммунальной сферы.

Развитие по оптимистическому варианту способствует переходу городской системы в новое состояние, основными особенностями которого являются:

§ Развитие культурно-экономических связей с рядом стран СНГ и исламского мира. Расширение объемов услуг транспортного узла, строительство логистического центра.

§ Улучшение демографических показателей на основе экономического роста и реформы ЖКХ. Снижение смертности до 10 – 11 чел., увеличение рождаемости до 10,5 – 11 чел. на 1000 жителей. Положительный баланс миграций. Рост численности населения города до 1,2 млн. чел.

§ Высокая гражданская активность общества. Заметное повышение доли лиц, относящихся к среднему классу. Снижение социальной напряженности.

§ Улучшение основных параметров качества жизни за счет роста доходов, развития систем здравоохранения, культуры, улучшения экологии города. Увеличение среднемесячной зарплаты до эквивалента 350 - 400 долларов США. Повышение средней продолжительности жизни на 3 – 5 лет. Постоянное снижение заболеваемости. Повышение качества образования, в том числе и специального. Приведение загрязнения среды к нормативам.

§ Высокие (до 6 – 7 %) темпы роста ВТП. Рост инвестиций в основной капитал до 7 – 8 % в год.

§ Развитая многоотраслевая структура экономики при специализации на отраслях машиностроения, химической, легкой и пищевой промышленности. Развитые сфера услуг и туризм (с числом занятых, доходящим до уровня промышленности).

§ Эффективное использование интеллектуального потенциала. Строительство ряда крупных инновационных центров.

§ Выход на мировой уровень технологий основных градоформирующих отраслей.

§ Стабильное увеличение экспортного потенциала.

§ Наличие чистой и удобной городской среды на основе совершенствования транспортно-планировочной структуры, рационализации транспортных потоков, деятельности природоохранных ведомств.

Вероятность реализации сценария весьма низкая (не выше 0,1), т.к. город не сформировал достаточного социально-экономического потенциала. При развитии города по данному сценарию, Казань обеспечит себе высокий уровень конкурентоспособности среди городов России, перейдя по этому показателю в состав группы лидеров. Заметно повысится имидж Казани, как в России, так и за рубежом.

 

Сценарий развития на базе реформирования жилищно-коммунальной сферы («Прагматичный»). Данный сценарий относится к числу наиболее целесообразных, с точки зрения обеспеченности экономическими ресурсами и социальной привлекательности, что делает его максимально вероятным прагматичным.

Предполагается, что развитие жилищной сферы и реформа ЖКХ станут стимулом динамичного развития главных подсистем города, включая население, экономику и городскую среду. ЖКХ как главная «точка роста» Казани на период до 2015 г. обуславливает комплекс позитивных последствий, сопровождаемых улучшением состояния городской системы в целом.

Позитивные последствия реформы в максимальной степени проявятся в развитии городского сообщества. Улучшение комфортности проживания основной части населения приведет к повышению уровня жизни. Оно также способствует улучшению основных демографических характеристик населения. Произойдет определенное снижение уровня смертности населения, что улучшит показатели его естественного движения, снизит демографическую нагрузку.

Важнейшим из результатов повышения комфортности проживания станет укрепление здоровья населения за счет снижения общей заболеваемости. Это, при благоприятных экономических условиях, приведет к ощутимому увеличению продолжительности жизни.

Одним из следствий реформы явится снижение социального неравенства за счет улучшения условий обитания, что приведет к некоторому снижению степени конфликтности общества. Развитие деятельности организаций собственников жилья, особенно ТСЖ, приведет к росту социальной активности населения, повышению степени его вовлеченности в деятельность органов местного самоуправления, а, следовательно, к улучшению взаимодействия с органами власти города.

Улучшение бытовых условий и расширение услуг ЖКХ будет объективно способствовать усилению безопасности жителей города и, в конечном итоге, повышению уровня их социальной защищенности. Возрастет материальная культура населения.

В области экономики возникнет достаточно быстро развивающийся сектор. Произойдет рост занятости в сфере обслуживания, сопровождаемый увеличением общих доходов населения, занятого в данной сфере. Существенно повысится квалификация работающих в ЖКХ. Развитие сферы услуг позволит сформировать более диверсифицированную структуру экономики города, а следовательно, повысить ее сбалансированность и устойчивость к кризисным явлениям.

Описанные тенденции приведут к заметному росту бюджетных доходов города за счет:

§ Снижения затрат на эксплуатацию жилья как для населения, так и для бюджета.

§ Более полного сбора оплаты за жилье.

§ Приватизации жилья и сферы ЖКУ.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 337; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.172.115 (0.116 с.)