Характеристика хозяйственного климата 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика хозяйственного климата



Хозяйственный климат – это институционально-правовая среда развития бизнеса. Благоприятный хозяйственный климат создает условия для устойчивого экономического роста за счет снижения рисков и неопределенности, трансакционных издержек, налоговой нагрузки, административных барьеров, укрепления прав собственности и принципов справедливой конкуренции, облегчения доступа ко всем ресурсам (включая информационные), эффективного взаимодействия бизнеса и власти.

Хозяйственный климат в городе во многом определяется экономической политикой и правовыми актами Российской Федерации и Республики Татарстан. Деловое сообщество Казани отмечает, что в начале XXI века экономическую активность в городе серьезно тормозят факторы, находящиеся вне компетенции городских властей. Среди них выделяется существующая налоговая политика с ее негативным воздействием на инвестиции и тарифная политика в отношении естественных монополий.

Высокую степень неопределенности для экономической политики города создает неясность с будущим политико-правовым статусом Казани в связи с предстоящей реформой местного самоуправления. Городским властям необходимо максимально использовать свои возможности влиять на хозяйственный климат в пределах четко оговоренной законом компетенции. Этому может способствовать предоставление больших прав органам местного самоуправления в федеральном законодательстве.

В то же время, несмотря на внешние факторы, определяющие хозяйственный климат, политика городских властей также влияет на его состояние. Активное поощрение предпринимательства на городском уровне способно придать сильный импульс росту и реструктуризации экономики города, дальнейшему развитию сфер торговли и услуг. Дружественный предпринимателю хозяйственный климат позволит создать стимулы для внедрения новой техники и прогрессивных технологий, повысить оперативность реакции производителей на изменения спроса.

Индикатором реального состояния формируемого городскими властями хозяйственного климата является, в первую очередь, развитие малого бизнеса, поскольку именно он более всего восприимчив к принимаемым на городском уровне решениям.

За 2001-2002 гг. общее количество зарегистрированных в городе субъектов малого предпринимательства (СМП) возросло на 28%, в том числе малых предприятий - на 35%, предпринимателей без образования юридического лица – на 25%. Рост количества малых предприятий наблюдался в эти годы во всех отраслях: в промышленности он составил 50%, сельском хозяйстве и переработке – 33%, торговле и общественном питании – 28%, строительстве – 28%, в сфере транспорта и связи – 18% и в других отраслях – 49%. За тот же период годовая выручка СМП от реализации товаров, продукции, работ, услуг стала больше на 46%, а среднесписочная численность работающих на малых предприятиях - на 38%.

Малый бизнес увеличил свой вклад в экономику города. Удельный вес поступлений налогов и других платежей от СМП в бюджет города вырос с 15% в 2000 г. до 18% в 2002 г. За эти же 2 года несколько возрос и удельный вес занятых в СМП в общей численности работающего населения города – с 27 до 28%. В 2002 г. из общего количества зарегистрированных в городе малых предприятий более всего приходилось на торговлю и общественное питание - 36%, затем - строительство (25%) и промышленность (14%).

Вместе с тем сравнительный анализ показывает, что на 01.01.2002 г. Казань отставала в развитии малого бизнеса от большинства других городов-миллионников. Если в Екатеринбурге одно малое предприятие приходилось на 72 жителя города, Новосибирске – на 67, Самаре – на 78, Челябинске – на 103, Уфе – на 106, Волгограде – на 110, то в Казани – на 115. Выше эта цифра только в Нижнем Новгороде (150).

В среднесрочной Программе социально-экономического развития Казани к 2006 г. прогнозируется рост количества малых предприятий на 30,3% к уровню 2001 г. В Комплексной программе развития и поддержки предпринимательства в г. Казани на 2002-2005 гг. ставится задача увеличения количества занятых в малом бизнесе до 30% всех работающих и обеспечения налоговых доходов городского бюджета от малого предпринимательства на уровне не менее 25% всех налоговых поступлений.

В то же время из приведенных выше цифр следует, что для ликвидации отставания от городов-лидеров в развитии малого бизнеса надо поставить задачу формирования такой среды его функционирования, которая к 2015 г. обеспечила бы рост числа малых предприятий не менее, чем в 2,5-3 раза с учетом того факта, что развитие малого бизнеса в сопоставимых по размеру городах не будет остановлено. Для выхода на трехкратный рост к 2015 г. необходимо поддерживать среднегодовые темпы увеличения числа малых предприятий на уровне около 10%. При сохранении достигнутых в 2001-2002 гг. среднегодовых темпов (14%) эта задача решается за 9 лет. Потенциал развития малого бизнеса таков, что в 2015 г. в нем может быть занято не менее 45-50% работающего населения при вкладе в ВТП не менее 35-40%.

 

Казанские власти наращивают усилия по созданию благоприятного хозяйственного климата и поддержке предпринимательства.

Облегчается доступ предпринимателей к ресурсам.

Оказывается содействие развитию лизинга оборудования и технологий, развивается ипотечное кредитование. В 2002 г. субъектам предпринимательской деятельности было передано в собственность 97 земельных участков и предоставлен в аренду 261 земельный участок. Предусмотрено увеличение срока действия договоров аренды коммунального имущества до 5 лет и выше.

Формируется конкурентная среда, связанная с реформой ЖКХ.

Начиная с 2002 г. обслуживание жилищного фонда г.Казани производится предприятиями-победителями открытых конкурсов на размещение муниципального заказа. Из 63 предприятий, получивших муниципальный заказ на обслуживание жилого фонда Казани в 2003 году, 52 – субъекты предпринимательской деятельности. В обслуживании жилищно-коммунальной сферы г.Казани на основе семейного подряда принимают участие 203 семьи. Принятие Концепции развития ЖКХ г.Казани предусматривает дальнейшую демонополизацию и формирование рыночной среды в этой сфере.

 

Развивается инфраструктура поддержки предпринимательства.

Одним из приоритетных направлений государственной поддержки предпринимательства является развитие инфрастуктуры предпринимательства, которая обеспечит предпринимателей различными видами помощи и услуг. Создание деловых центров, бизнес-инкубаторов, технопарков позволит не только увеличить количество субъектов предпринимательства в столице республики, но и качественно изменить их структуру. В рамках деятельности технопарков предполагается развитие инновационной составляющей предпринимательства. Создание сети деловых центров позволит снять организационные проблемы на пути развития бизнеса в городе, обеспечит квалифицированное сопровождение на всех этапах предпринимательской деятельности.

Улучшается информационное обеспечение бизнеса.

Повышается обеспеченность частных предприятий информационными, консалтинговыми и обучающими услугами через созданную при помощи администрации городскую сеть поддержки предпринимательства. Администрация города содействует проведению бизнес-выставок (11 за 2002 г.), научно-практических конференций, изучению международного опыта развития предпринимательства и его государственной поддержки.

Совершенствуется механизм взаимодействия бизнеса и власти.

В 2002 г. в рамках III съезда предпринимателей Казани широко обсуждался проект Комплексной программы развития и поддержки предпринимательства в г. Казани на 2002-2005 гг. С учетом результатов обсуждения она была принята Казанским Советом народных депутатов. Программа направлена на обеспечение благоприятного предпринимательского климата, снятие административных барьеров на пути частного бизнеса, расширение доступа предпринимателей к финансовым и имущественным ресурсам, развитие городской сети поддержки предпринимательства, привлечение предприятий к реконструкции исторического центра города.

Улучшение хозяйственного климата в последние годы не устранило всех проблем, препятствующих предпринимательству. Среди них:

 

1. Сохранение излишних нормативно-правовых, административных и организационных барьеров.

Высокие входные барьеры и издержки ведения бизнеса создаются, чаще всего, искусственно и связаны с избыточным регулированием и контролем. В результате время предпринимателей и менеджеров растрачивается на сопротивление бюрократии и преодоление выстроенных ею препятствий, а не на развитие бизнеса и совершенствование его организации. Растрата времени равнозначна потере ресурсов, а, следовательно, и потенциала экономического роста.

Практика показывает, что остаются возможности упрощения регистрации предприятий, получения разного рода разрешений и допусков. Развертывание контрольно-инспекционной деятельности далеко не всегда служит интересам потребителей, зато постоянно создает серьезные помехи бизнесу. Мешают развитию бизнеса и слабые гарантии в отношении прав собственности и безопасности. Они отпугивают потенциальных инвесторов и повышают риски действующих предпринимателей.

 

2. Недостаточно развитая конкурентная среда и трудности доступа к ресурсам.

У города остаются неиспользованные резервы в деле формирования конкурентной среды как на товарных рынках (например, в сфере поставок продукции и услуг общественному сектору), так и, особенно, на рынках ресурсов для бизнеса.

В настоящее время рыночный механизм в сфере недвижимости не получил должного развития в силу запутанности прав собственности. Условия доступа к объектам коммерческой недвижимости зачастую оказываются серьезным препятствием для начинающего предпринимателя, малого бизнеса. Доступ к услугам финансового сектора и страхования осложняется неуверенностью поставщиков услуг в платежеспособности и добросовестности клиентов, что завышает цену кредита и страхования. Неопределенность с правами собственности на недвижимость тормозит рост ипотечного кредитования, которое существенно повысило бы доступность финансовых ресурсов для бизнеса.

 

3. Неполная реализация возможностей современных форм институциональной и финансовой поддержки предпринимательства.

Оценка состояния развития рынков приводит к выводу о том, что необходимо более активное участие городских властей в их формировании, содействии новым формам организации и ведения бизнеса до тех пор, пока они не разовьются в полностью самостоятельно функционирующие системы. Городские власти еще не освоили эффективные методы финансовой поддержки общественно значимых проектов частных предприятий (экология, ресурсосбережение). Частный бизнес (и, главным образом, малый бизнес) не так активно, как это возможно, привлекается к реализации общегородских проектов, участию в преобразованиях в ЖКХ. Не отработаны до конца и формы участия в этих проектах. Можно ожидать и больший вклад городских властей в дело продвижения казанского бизнеса на рынки российских регионов и зарубежных стран. Межрегиональное и международное сотрудничество казанского бизнеса пока не в полной мере реализует свой потенциал.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.012 с.)