Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение прозрачности деятельности локальных естественных монополий и обеспечение ясных и предсказуемых правил подключения к сетям

Поиск

Большинство коммунальных услуг (отопление, газоснабжение, холодное и горячее водоснабжение и т.д.) поставляется в жилищный фонд через городское сетевое хозяйство, то есть монопольно. Предприятия, оказывающие коммунальные услуги, обладают всеми признаками естественных локальных монополий. Поэтому стоимость поставки ресурсов и предоставления коммунальных услуг этими монополистами должна регулироваться органами власти.

Принципы регулирования муниципальных коммунальных предприятий предполагают предоставление им большой хозяйственной самостоятельности в течение регулируемого периода. Поскольку муниципальные коммунальные предприятия должны достигать поставленных собственником имущества целей и реализовывать утвержденные производственную и инвестиционную программы, то необходимо осуществлять промежуточный контроль над их деятельностью, а также за тем, как работа муниципальных коммунальных предприятий влияет на состояние другой муниципальной собственности (в частности, муниципального жилищного и нежилого фонда).

Существующая в настоящее время в Татарстане система ценообразования, основанная на затратных принципах формирования тарифов и ограничения рентабельности предприятий – поставщиков услуг, не заинтересовывает коммунальные предприятия в снижении издержек и делает практически невозможным привлечение инвестиционных ресурсов на развитие отрасли. В ее рамках не возможно решить методические вопросы рассмотрения тарифов, определить условия, при которых производится пересмотр тарифов; необходимый и достаточный объем информации.

Основными недостатками существующих процедур являются:

§ отсутствие формализованных целей регулирования;

§ закрытость процедуры утверждения тарифов для многих заинтересованных сторон;

§ отсутствие срока действия тарифа, что создает ситуацию экономической неопределенности, как для предприятий, так и для потребителей;

§ отсутствие прозрачности при утверждении тарифа.

Регулирование тарифов не должно сводиться только к анализу экономической информации, представленной предприятиями – поставщиками услуг. Очевидно, что в современных условиях ЖКХ муниципальных образований России требует серьезной реконструкции и модернизации. Но, с другой стороны, серьезные ограничения имеет и платежеспособность потребителей услуг.

Процесс формирования тарифа на ЖКУ должен сводиться к поиску компромисса между техническими заданиями и финансовыми потребностями поставщиков услуг, с одной стороны, и экономическими возможностями потребителей, - с другой. Утвержденный тариф должен быть связан с конкретной программой деятельности предприятия.

Для того, чтобы система регулирования была максимально эффективной, необходимо обеспечить:

§ надлежащее стимулирование коммунальных предприятий к эффективному использованию финансовых и природных ресурсов;

§ создать условия для частных инвестиций в перспективные и хорошо управляемые коммунальные предприятия;

§ максимальную вовлеченность потребителей, инвесторов, налогоплательщиков в процесс регулирования;

§ снижение политизированности ценообразования.

Должны быть обеспечена открытость процесса тарифного регулирования для заинтересованных сторон, предусмотрена возможность публичных слушаний на заседаниях регулирующего органа, а также введен порядок привлечения потребителей к процессу регулирования.

Потребители должны не только знать стоимость единицы услуги, но и иметь максимально достоверные сведения об объеме реально предоставляемой услуги и оплачивать ее в соответствии с реально поставленным количеством (если оно не превышает заказанное). Эти задачи решаются в рамках договоров на тепло-, водоснабжение и т.д. между службами заказчика и ресурсоснабжающими предприятиями. В настоящее время эти договоры носят в значительной степени формальный характер и заключаются «с позиции силы» ресурсоснабжающих предприятий. Необходимо изменить эту ситуацию, чтобы договоры на ресурсоснабжение предусматривали обоюдную ответственность, как потребителя услуги, так и ее поставщика.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос мониторинга коммунальных предприятий, не находящихся в муниципальной собственности. Примерами таких предприятий могут служить ведомственные котельные, обслуживающие муниципальный жилищный фонд. В этом случае, в частности, вопросы состояния муниципальной собственности, обслуживаемой немуниципальными предприятиями, должны отслеживаться органом, на который возложены функции по мониторингу.

Мониторинг включает в себя оперативный сбор и анализ информации, необходимой для своевременного принятия необходимых решений по управлению ЖКХ. Выбор направлений мониторинга определяется спецификой подотрасли ЖКХ и формой собственности.

Задача мониторинга будет состоять в том, чтобы сигнализировать об ухудшении финансово-экономического состояния регулируемого предприятия, которое произошло не по его вине, на основании чего регулирующий орган может инициировать процесс пересмотра тарифа.

Мониторинг будет обеспечивать эффективность контроля над менеджментом предприятий и позволит иметь оперативную информацию о том, как им реализуются производственная и инвестиционная программы.

Таким образом, мониторинг увеличит гибкость тарифной политики и сведет к минимуму ущерб, который мог бы возникнуть как у предприятий, так и у потребителей из-за неожиданных изменений во внешней среде при отсутствии системы мониторинга.

Для осуществления мониторинга муниципальных коммунальных предприятий процедуры, а также состав, форму и регулярность предоставления информации необходимо зафиксировать в рамках нормативно-правовых актов городской администрации (Положение о мониторинге регулируемых предприятий по видам деятельности). В этих же документах будут предусмотрены санкции к муниципальным предприятиям за нарушение установленного порядка предоставления информации. В случае немуниципальных коммунальных предприятий их обязанности по предоставлению информации в рамках мероприятий по мониторингу целесообразно зафиксировать в договорах, которые они заключают с компаниями по управлению муниципальным жилищным фондом. В свою очередь, при заключении договоров с компаниями по управлению жилищным фондом, муниципалитет должен предусмотреть, что все договоры с немуниципальными коммунальными предприятиями должны заключаться с обязательствами данных предприятий по предоставлению необходимой для осуществления мониторинга информации.

Направления мониторинга коммунальных предприятий в зависимости от формы их собственности представлены в табл. 4.8.

Таблица 5.8.
Направления мониторинга коммунальных предприятий

Направления Мониторинга Немуниципальные предприятия Муниципальные предприятия
Группа 1 * Группа 2 **
Объем и качество услуг (выполнение утвержденной производственной программы) + + +
Выполнение утвержденной инвестиционной программы - + +
Расходы городского бюджета на ЖКХ + + +
Приемлемость тарифов для населения + + +
Приемлемость тарифов для предприятий и организаций - + -
Техническое состояние муниципальной собственности - + +
Финансовое состояние предприятия - + +

* Муниципальные предприятия водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вывоза и утилизации бытовых отходов.

** Все остальные муниципальные жилищно-коммунальные предприятия.

 

Создание экономических стимулов к экономии энергоресурсов для населения и бюджетных учреждений.

Оптимальным решением проблемы рационального ресурсопотребления в жилищном фонде и в бюджетных учреждениях является обеспечение каждому потребителю технической возможности регулировать объем потребляемого ресурса в каждом жилом и рабочем помещении (например, с помощью термостата на отопительной батарее), измерять его реально использованное количество и платить по показаниям приборов. Поэтому задача формирования экономической заинтересованности принципиально важна для повышения эффективности работы ЖКХ. Ее решение позволит обеспечить:

§ повышение уровня комфортности проживания и организации рабочих мест;

§ снижение стоимости ЖКУ;

§ инициирование процесса ресурсосбережения у поставщиков ресурсов;

§ переориентацию расходов в ЖКХ с текущих на капитальные.

Необходимым условием для решения данной задачи является создание системы мотивации с помощью экономических, а не административных мер. Сокращение потребления ресурса (например, тепловой энергии) объектом недвижимости (жилым или административным зданием) при обеспечении качества содержания здания (температуры в жилых и рабочих помещениях) должно обязательно приводить к уменьшению расходов потребителей и формированию системы договорных отношений между потребителями и ресурсоснабжающими организациями, основанной на пообъектном учете поставляемых энергоресурсов.

Для определения реальных потребностей объекта в энергоресурсах будут созданы энергетические паспорта зданий. В энергетический паспорт объекта войдут следующие разделы:

§ строительный;

§ теплотехнический;

§ электротехнический;

§ водоснабжение и водоотведение;

§ газоснабжение;

§ расход энергоресурсов по годам.

Разрабатываться такой паспорт будет на первых этапах путем систематизации нормативных показателей потребления того или иного ресурса в зависимости от конструктивных особенностей здания, условий его эксплуатации и т.д. Сопоставление данных о ресурсопотреблении различных зданий даст исходную информацию для анализа ситуации, побудить к установке приборов учета ресурсов, определению задач ресурсосбережения, проведению энергоаудита зданий. В этой работе будут использоваться современные компьютерные технологии, позволяющие поддерживать энергетический паспорт в актуальном состоянии.

Рациональное потребление энергоресурсов в жилых зданиях зависит от того, будут ли в этом заинтересованы жилищные организации, которые отвечают перед населением и собственником (муниципалитетом) за состояние жилищного фонда.

В большинстве случаев в настоящее время заключается договор на приобретение тепловой энергии для всего муниципального жилищного фонда, либо один на жилищное предприятие. Очевидно, что в рамках таких договоров пообъектный учет потребления тепловой энергии не предусматривается.

В то же время создание механизмов ресурсосбережения требует пообъектного учета потребления тепловой энергии, поскольку это необходимый шаг к формированию заинтересованности жилищных организаций в рациональном ресурсопотреблении.

Пообъектные договоры позволят:

§ обеспечить реальный контроль за потреблением тепловой энергии каждым жилым домом;

§ создать механизмы экономического воздействия на теплоснабжающую организацию в случае недопоставки тепловой энергии, или поставки ее в избытке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.171.72 (0.007 с.)